Анонимное хожение в Царьград.

Библиотека сайта  XIII век

АНОНИМНОЕ ХОЖЕНИЕ В ЦАРЬГРАД

Хожение конца XIII — начала XIV в. дошло до нас в переработанном виде в двух памятниках, известных под названием “Беседа о святынях Цареграда” и “Сказание о святых местах и о Константинограде”. Текст “Беседы” издан Л. Н. Майковым (Сборник ОРЯС, т. 51. Спб., № 4, 1890) по трем спискам, входившим в состав сборников: 1) Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; 2) Н. С. Тихонравова, хранящийся в Государственной публичной библиотеке им. В. И. Ленина; 3) Государственного Исторического музея. За основу Л. Н. Майков взял сборник Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, а остальные списки использовал в примечаниях. “Сказание” издано М. Н. Сперанским (Из старинной новгородской литературы XIV в. Памятники древнерусской литературы, вып. 4. Л., АН СССР, 1934).

На основе дошедших до нас текстов нами создана реконструкция древнего литературного памятника.

При реконструкции текста не ставилась задача восстановления языка прототипа (протографа), восстанавливается лишь относительная целостность утраченного литературного памятника на основе изучения стилевой системы и литературной логики сохранившихся вариантов оригинала. За исходный взят текст “Сказания”, менее исказивший “Анонимное хожение”. В этом памятнике нет той непоследовательности и противоречивости в описаниях пути, которую мы встречаем в “Беседе”. Однако в “Беседе” содержатся такие места, которые явно были пропущены в “Сказании” и которые существенно дополняют наши представления об “Анонимном хожении”.

Прямых сведений об авторе хожения источники не сохранили. Однако имеется основание считать его выходцем из Новгорода. Об этом свидетельствуют рукописные сборники, в состав которых входило хожение в переработанном виде,— все они новгородского происхождения, некоторые особенности языка и интерес к рационалистической легенде, который был характерен для новгородской литературы XIV—XV вв. Исследователь X. М. Лопарев и академик М. Н. Сперанский полагали, что автором мог быть новгородец Григорий Калека, который путешествовал в 20-е годы XIV в. на Восток. О нем известно, что в 1329 г. он был избран новгородским архиепископом и получил монашеское имя Василия. Тот факт, что для автора хожения характерен интерес, в отличие от других паломников, к памятникам скульптуры и архитектуры — дополнительное подтверждение тому, что нашим путешественником мог быть Василий Калека, интерес которого к скульптуре и зодчеству известен.

Реконструированный текст печатается по исследованию Н. И. Прокофьева “Русские хождения XII—XV вв.— В кн.: Литература Древней Руси и XVIII в. М., 1970. Приложение 1, с. 235—252.


АНОНИМНОЕ ХОЖЕНИЕ В ЦАРЬГРАД

Пришлось мне быть, грешному и недостойному рабу божию, в Константинополе, называемом Царьград, и видеть престрашные чудеса, какое чудо творит икона Богородицы, подает исцеление болящим. Также и другие святые, лежащие в теле, чудеса творят, больных исцеляют, от бед избавляют, от грехов очищают. И это видел я, грешный раб божий, и написал правоверным христианам на послушание.

Если кто пойдет в Константинополь, называемый Царьград, на поклонение святым страстям господним и святой Софии, то, войдя в город, надо пойти к святой Софии. Подойдя к ней, войти в притвор южными дверями. Здесь в притворе есть придел, церковь святого Михаила, где святой Михаил явился юноше 1, стражу артели мастеров. Так говорил святой Михаил юноше: “Где мастера церкви этой и какое имя церкви?” И отвечал юноша: “Мастера ушли на царев двор обедать, а церковь именем никак не называется”. И говорит святой Михаил юноше: “Иди, скажи мастерам, пусть быстрее завершают эту церковь во имя святой Софии”. И говорит юноша святому: “Господин Михаил, не могу отойти отсюда, доколе государи мои не придут, и не погублю рукоделия”. И говорит Михаил святой юноше: “Как имя твое?” И говорит юноша святому: “Имя мое Михаил”. И говорит святой Михаил юноше: “Михаил, иди к царю, и пусть повелит мастерам быстро создать церковь эту во имя святой Софии, и я буду страж святой Софии и рукоделия вместо тебя. [256] Так повелела мне сила Христа господа бога моего, и не отойду отсюда, пока ты не придешь”.

Послушал юноша святого, ушел и поведал царю повеление святого Михаила. Царь, помыслив в сердце своем, послал юношу того в Рим ради этого, и пусть не возвращается назад, пока будет стражем святой Михаил дому святой Софии и всего Царьграда до его возвращения.

Оттуда немного пройти будут входы направо в палату патриарха и к притвору святой Софии. А из притвора выход в святую Софию направо средними дверями западными. А возле тех дверей находятся двери Ноева ковчега и цепь железная, ее носил Павел апостол, и тем дверям поклоняются христиане, исцеление от них бывает.

А над дверями чудотворная икона Спаса высоко, этот Спас много больных исцеляет. Перед этим Спасом висело паникадило, цепь железна, к той цепи привязан стеклянник с маслом, а под стеклянником столпец из мрамора-камня, и на столпце чаша, окованная железом ковчежным. В эту чашу масло капало из паникадила. Сорвался стеклянник и разбил чашу надвое и столпец каменный сразил, а стеклянник не разбился и масло не пролилось. Этот столпец окован обручами железными, и чаша к нему прикована для осмотра христианам и на исцеление больных. Оттуда пойти к алтарю, прямо к животворящему кресту. Тут в алтаре есть крест, на котором распяли Христа. Здесь же в правом приделе столпец каменный, на коем сидел Христос, с самаряниной беседовал у колодца.

Далее, пойдя на правую сторону от алтаря, находится икона святой Троицы, перед иконой трапеза Авраама, на этой трапезе положил Авраам хлеб перед Троицей и обедал с Троицей. Этой трапезе поклоняются христиане, исцеление от нее бывает.

Далее пойдя в кут церкви, по правую сторону от алтаря, есть одры железные, к задней стене прислонены. На этих одрах святой Георгий и святой Никита подвергались мучениям. Тут же на конце одра ларец каменный на столпце стоит, в этом ларце 40 мучеников и 11 младенцев избиенных; тем одрам и ларцу поклоняются христиане, исцеление от них бывает.

А с левой стороны лежат мощи патриарха Арсения, больным от него исцеление бывает.

От дверей Ноева ковчега пойти на левую сторону находится беседа, на ней плакал Иеремия-пророк города [257] Иерусалима, и столпец под ним, плакал же Петр апостол, и столицы каменные иерусалимские. Той беседе поклоняются христиане, исцеление от нее бывает. Тут же в левой стороне, близ стены, в столпе замурованы мощи Григория Богослова.

Далее недалеко с левой стороны есть теремец, а в теремце икона святой Богородицы. Эта икона посылала мастеров в Киев, ставить церковь Печерскую 2 во имя святой Богородицы. Эта же икона плакала, когда фряги-крестоносцы взяли Царьград и удерживали его 62 года, но веры ради не мучили никого. Пришедшие к этой иконе взяли слезы ее и запечатали в рачице золотой, вделанной тут же в стене пред иконою. А самих фрягов много крестилось. И пришел Калимах из Аравии, изгнал фрягов, а город предался Настасу царю. И те слезы сжались (сесдошася) и стали как жемчуг, сохранились и до сего дня. Эта икона многих больных исцеляет.

Недалеко оттуда доска Ноева ковчега, на эту доску кладут в великий четверг орудия, чем мучили Христа: губку, трость и копье. Тогда много сходится христиан со всех сторон, поклоняются страстям господним, великое исцеление от них бывает больным, а приходящим бывает прощение грехов и от бед избавление.

Далее пойти в кут церкви, на левой стороне вырезан Спас в камне дорогом зеленом. Этому Спасу поклоняются христиане, исцеление от него бывает. И Иоанна Златоуста посох к стене прикован на левой стороне.

А в алтаре святой Софии у великого престола есть гроб святого Иоанна Златоуста, покрытый доскою, обделанною золотом и камнями дорогими. А сам лежит как живой, весь цел, ничего не убыло ни от риз, ни от волос, исходит благоухание доселе. В день памяти его много людей приходят, не только христиан, но и фрягов католиков, много бывает исцеления и прощения от грехов.

При входе в церковь с правой стороны находится колодезь и чаша мраморная шесть сажен, в ней патриарх крестит.

И иное многое видели очи мои, всех подробностей (по тонку) нет возможности рассказать. Тогда вышел из церкви святой Софии.

Когда же в храме святой Софии ходил и видел другое чудо: если идти в святую Софию от великого оклада, от первых дверей во вторых пятьдесят локтей 3, сиречь саженей, а от второго порога до амвона семьдесят локтей. [258] Недалеко от амвона находится горка мраморная, на ней стоит святая чата потир, около ограждение каменное, а сверху киот медный позлащенный. Когда готовились крестоносцы взять Царьград 4, тогда патриарх стал прятать сосуды. И взял чашу эту и понес из святого алтаря. Когда шел мимо амвона, тогда услышал он голос: “Доселе дойдешь и далее не пройдешь”. Он же это услышал, выронил чашу и хотел взять ее и не смог, и оградили ее камнем.

А от амвона до алтаря тридцать локтей, а алтарь пятьдесят локтей в глубину, а в ширину сто. А ширина святой Софии двести локтей, а высота ее сто восемь. А верх ее чудесно украшен и сотворен. А над прежними дверями на высоте Соломон написан мозаикой, как живой, в кругу лазурном в золоте; шесть сажен, говорят, размер его. А всех престолов в святой Софии восемьдесят четыре, в дверей всех семьдесят две, а столпов всех вокруг и внутри ее триста шестьдесят два.

Доселе говорили о церкви святой Софии, теперь перейдем к сказанию городскому. Это о городе сказ. Я поведаю, сколько могу. Не все исследовал, но желаю завершить рассказ и о городе. Немного пребывал там, только одно лето, не ходил никуда, только до Колуянова городка и возвращался.

При выходе из церкви святой Софии южными дверьми находится на правой стороне столп каменный высокий, а на столпе царь Юстиниан на коне 5. Царь медный держит в левой руке яблоко золотое с крестом, а правую руку поднял на юг. А напротив его три столпа каменные, на столпах три царя языческие. Все слепые медные, как живые стоят, колена преклонили перед царем Юстинианом и города свои передают ему в руки. Так сказал Юстиниан царь: “Вся земля Сорочинская 6 под моею рукою”.

Выйдя из великого оклада святой Софии южными воротами, увидишь на левой стороне церковь святого Спаса. В этой церкви написан святой Спас на стене над западными дверями. Этот образ прислал царь нечестивый разбить 7. Пришли нечестивые и полезли по лестнице сокрушить образ святого Спаса. Прибежала святая Феодосия, свергла лестницу, и разбились нечестивцы. Они взяли святую Феодосию и закололи ее козлиным рогом, так и скончалась святая Феодосия и передала свою душу в руки господа.

Этот же образ святого Спаса не мог терпеть от [259] беззаконников поруганий над иконами, повелел ангелам взять нечестивого царя и привести к себе. И взяли ангелы нечестивого царя и принесли в церковь святого Спаса и положили перед святым образом Спаса и начали избивать нечестивого царя, мучили его крепко, пока не покаялся от беззаконных дел. Тогда же послали его к патриарху, и, придя к патриарху, поведал царь, как мучили его ангелы, отрекся перед патриархом от своих беззаконных дел. И с того времени стал духовным. К этому Спасу на праздник весь Царьград приходит, и фряги, и все из Галаты 8. На празднике Спаса недужным бывает прощение.

Сзади алтаря Софии на востоке есть церковь святого Николая. Эта церковь создана у Дмитриевых палат, где посадил святой Николай, вытащив из моря, святого Дмитрия. В этой церкви справа есть икона чудотворная святого Спаса. Эту икону проколол жидовин выше брови левой. Когда проколол жидовин икону, тогда потекла из раны кровь и вода. Увидел жидовин чудо престрашное, ужаснулся, взял икону, бросил ее в колодец, а сам быстро ушел в дом свой. Встретили его христиане и увидели у него нож окровавленный, спросили жидовина: “Где был окровавлен нож?” Жидовин не скрыл бывшего чуда, как проколол икону святого Спаса и как кровь пустил. Христиане схватили жидовина и привели его к царю. Царь жидовина спросил: “Где скрыл святой образ?” Жидовин же сказал: “Там брошен был в колодец”. Царь же с патриархом и множество людей пошли к колодцу. Пришедши, извлекли икону святого Спаса из колодца, увидели образ окровавлен. Кровь же святого образа запечатали с христовой кровью, а икону поставили в церкви святого Николая. Эта икона много больных исцеляет.

А перед западными дверями в великом окладе святой Софии приделано место, где воду крестят. Тут есть чаша каменная дорогого аспида зеленого, в эту чашу погружают кресты. А над чашей теремец свинцом обит; тут и царей крестят. Тут растут четыре кипариса и две финиковые пальмы.

Если от святой Софии пойти на восток к долине моря, то направо расположен монастырь, называемый Дигитрия. В этот монастырь вносят икону святой Богородицы каждый вторник. Великое чудо она сотворяет, больных исцеляет, но утомляет восемь человек. В этой же церкви находятся мощи святого Симеона, тут же есть и святая вода.

А от Дигитрия, на север к Монганам, справа [260] расположен монастырь, здесь прах Лазаря, святого друга божия, в правом столпе замурован, а сестра его Марфа на левой стороне лежит. Тут же на правой стороне святой Мелентий лежит, а в левом столпе Мария Магдалина замурована.

Оттуда на пути к Монганам справа расположен монастырь женский во имя святой Богородицы. В этом монастыре вделаны страсти господни.

В той же церкви есть икона святого Спаса, она ходила с посольством к Риму великому с грамотою по морю и в один день из Рима великого с другой грамотой пришла при Германе патриархе и при Льве папе. Здесь же на правой стороне хранится Игнатия Богоносца голень. Вблизи этого монастыря находится монастырь женский святого Василия, тут на левой стороне хранится голова Василия Кесарийского.

Оттуда по пути к Монганам, с юга войдешь в монастырь, стоит перед церковью чаша каменная великая на столпе, а над чашею теремец свинцом обит. Ограждена брусьями каменными, вставленными между столпами. На брусьях вырезаны евангелисты и апостолы и столпы резные. А когда войдешь в церковь и подойдешь к алтарю, то увидишь перед алтарем на правой стороне ларец великий, на верху ларца распятие серебряное; в этом ларце другой ларец, в третьем ларце лежат страсти господни. Тот ларец золотом окован. Если приходит убогий человек на поклонение страстям господним до великого четверга, бьет челом перед ларцем и целует распятие и ларец, то великое прощение грехов бывает. В алтаре хранится святого Андрея голова.

Если идти из церкви, то на правой стороне в притворе есть две иконы, их писал Лев Премудрый 9. На одной написаны цари, а на другой патриархи. Царей написано восемьдесят до конца Царьграда, а патриархов сто. На одной написано царей восемьдесят без трех (еще трем царям быть), а на второй патриархов было сто тридцать без одного, а еще тринадцати быть. И когда эти цари и патриархи минуют, тогда Царьгороду конец будет 10. А это бог ведает о своем творении. А от Андрея апостола, по пророчеству Льва Премудрого, последним восьмидесятым царем в Царьграде будет Иммануил царь, Калуянов сын 11, а потом бог ведает, а патриархов будет еще шесть.

Вблизи Монган, позади монастыря, на восточной стороне, над морем, находится церковь святого Спаса. Сам [262] Спас изобразился на стене. Этот Спас многих больных исцеляет. В той же церкви находятся мощи святого Аверкия, их выносят во всякую среду и пятницу, ставят, больным исцеление от них бывает. Также и святой Анне поклоняются христиане, прощение от грехов от нее бывает.

А под Спасом есть святая вода, между городской стеной и морем, заключена в голубец каменный. Этой водой умываются и пьют ее, исцеление от нее бывает. Тут же вблизи святой воды на берегу моря к ногам больных подгребают песок, черви выходят из ног и изо всего тела, и люди выздоравливают.

Если от Монган идти на запад к Василькам, то встретится церковь, где мощи Андрея Критского находятся. А входящие в церковь поклоняются, исцеление от них бывает.

На юг от святой Софии, в направлении дворца Константина, на левой стороне находится церковь святой Евфимии. Тут лежит святой Евфимии голова, окованная золотом. Тут же и мощи святого Михаила лежат, поклоняются им христиане, исцеление от них бывает.

Отсюда идти на царев двор на юг. Двор царя Константина 12 расположен над морем Великим, есть на Цареве дворе узорочье. Над морем 13 высоко поставлен столп каменный, а на том столпце четыре столица каменных, а на тех столпцах положен камень синего мрамора, а в том камне вырезаны псы крылатые, и орлы крылатые каменные, и бараны каменные. У баранов рога сбиты, да и столпы разбиты. Разбили крестоносцы (фряги), когда владели Царьградом. И иного узорочья много истребили. Была мовница царя Константина 14, очень высоко, близ стены, туда Лев царь и воду провел, вода возведена была в корыта мраморные, желоба были мраморные.

А в углу мовницы этой положена бочка деревянная великая, сбитая обручами железными. У нее семь кранов, кто какую хочет воду, такую и льет. А мзды не берут ни у кого из моющихся. Поставлен сторож-болван в углу, как человек каменный, и лук медный в руке его и стрела медная же. Если кто у кого захочет взять мзду (плату), то болван стреляет в бочку 15 и не будет в ней воды. А возле бочки устроен фонарь, огражденный стеклом латинским, он горит и день и ночь непрестанно. Говорили мне некоторые, что после царя Льва триста лет этой мовнице, мылись в ней, не переставала вода течь из бочки этой, [263] и фонарь горел. Когда крестоносцы (фряги) начали взимать мзду, бочка развалилась и фонарь погас. Они же сорвали голову болвану. Много крестоносцы уничтожили узорочья.

А ниже царева двора были другие палаты. В этих палатах находится чаша царицы Елены 16, полная воды. Приходящие христиане и католики-фряги брали воду из чаши кому сколько надобно, а воды в чаше не убывало, она всегда стояла полной. Этой водой больные исцелялись, а в нынешних годах порожней чаша стоит.

А на запад от царева двора, вблизи его, находится Игрище. Это Игрище было многими чудесами украшено 17, и еще много признаков былого здесь сохранилось. Столпов тридцать стоят от Великого моря, и у каждого столпа кольца железные, а наверху столпов брусьями каменными переходы вымощены, от крайнего и до крайнего столпа. А от этих столпов в направлении Игрища, на левой стороне, на столпе стоят две жены как живые. Эти каменные жены обличали жен, которые от мужа блудят.

Недалеко отсюда на левой стороне находятся две змеи медные 18. Эти змеи поворачиваются трижды, летом, когда солнце в летнюю звезду вступит и когда оно в наивысшей высоте будет.

Здесь же слева стоит столп каменный великий мраморный, поставлен он на четырех ладыгах медных. А ладыги эти как великие храмины слиты. Их создал царь Лев Премудрый 19. На этом столпе шестнадцать мужей стоят: восемь медных и восемь каменных, каждый держит в руках своих метлы, сделанные из дерева неизвестного, будто бы воском навощенного. Эти статуи при царе Льве Премудром подметали улицы, по городу ночью ходили, а днем стояли праздно. И другое изобретательное и мудрое было сотворено, был Лев Премудрый вторым Соломоном. В дни его царства была у него палата, в ней же солнце, и месяц, и звезды ходили как на небе. Ныне же все это уничтожено, как уже говорил. А около Игрища иные столпы, на них вырезаны небольшие человечки. А направо находится колодец глубокий очень, а в нем вода сладкая. Около Игрища вал, а с Игрища выходят вороты на все стороны.

Если с Игрища выйти на запад в левые ворота, то встретятся спасовы гвозди, в столпе замурованные. Столп стоит с правой стороны Великой улицы, идущей от святой Софии к Правосудам. В том же столпе Ноев топор [264] и двенадцать кусков замуровано, а столп окован пятнадцатью обручами железными, а наверху его крест.

А от столпа, если идти по Великой улице к Правосудам, на правой стороне находится церковь мирская, в этой церкви стоит икона, которая во всякое воскресение великие чудеса сотворяет, больных исцеляет.

Если далее идти по Великой улице, то на правой стороне стоят две фигуры Правосудов, сделанные из красного мрамора. Их сотворил царь Лев Премудрый умело и хитро, как людей, и порты на них латинские, оба каменные. Один из них судил о поклепе, а другой о долгах и о торговых тяжбах и иных делах. Если кто на кого наклеплет и, придя к Правосуду, всыплет ему в руку, то возьмет только по справедливости куны, а лишнего ничего не возьмет, мимо летят куны. А о торговых делах так судит: стоят оба истца, руки вложив в рот болвану, и он виновному руки отшибает прочь. Но это все крестоносцы-фряги испортили: один болван перебит пополам, а другому руки и ноги перебили и нос отбили.

Если пойти оттуда далеко к цареву Калуянову городку, то попадешь к воротам царева городка. На этих воротах на одной стороне написано распятие, а на другой страшный суд. Пройдя вороты в сторону Великого моря, попадешь к монастырю Переплету. Этот монастырь хорошо создан. Здесь находится церковь пречистой Богородицы, в которой много мощей лежит: великого Предтечи рука правая без пальца, золотом окованная, борода его, ото лба кость; святого Николы мощи, Якова апостола голова и Стефана Нового челюсть, мощи двух тысяч младенцев и иных много в ларце лежат. В этой же церкви Григорий поп захоронен.

В этой же церкви есть икона святого Спаса, которая говорила с царем Маврикием 20 во время его моления, сказавшего: “Господи, отыми от меня эту временную славу, чтобы не быть лишенным вечной славы!” И ответила ему икона святого Спаса: “Согрешил! Покайся! Если не покаешься, то на этом свете хочешь испытать муки или на том?” Царь удивился великому чуду и говорит: “Господи, там не хочу мучиться, лучше здесь наложи на меня все муки”. И проговорила ему икона: “Уходи отсюда и перестань грешить, и исполню желание твое”. И тотчас же царь постригся, приняв монашеское житие. Так и скончался, здесь и был похоронен благой царь Маврикий...

Если от Перивлепта пойти к Калуянову городку, то [265] слева будет монастырь, называемый Студия 21, где хранятся два тела нетленных святых Саввы и Соломониды, на левой стороне, в углу.

По пути оттуда, на правой стороне, близ Калуянова городка, находится церковь Демида, а в ней трапеза Христова, к которой христиане прикладываются. Оттуда путь на север идет к женскому Андреевскому монастырю, где лежит тело святого Андрея Стратилата перед церковными дверями. Христиане здесь прикладываются и получают исцеление. Здесь же недалеко монастырь Андрея Юродивого, где хранится прах святого Патрикея и посох Андрея Юродивого.

Около Золотых ворот с одной стороны стоит женский монастырь Евдокии, а с другой — церковь Евфимии, где покоится ее прах.

К юго-западу отсюда стоит женский монастырь, где лежат тела Елизаветы, матери Иоанна Предтечи, и ее рабыни.

В юго-западном направлении же находится и церковь Даниила, где лежат на правой стороне пророк Даниил, с левой —- Роман Сладкопевец, а в алтаре — святой Никита. На верху гроба пророка Даниила стоят каменные статуи двух ангелов, как будто два мальчика живые, один в голове, а другой в ногах. Их сотворил царь Лев Премудрый. Здесь христиане поклоняются пророку Даниилу.

Если от церкви Даниила пойти на запад, в поле, вон из Царьгорода, го встретится монастырь, называемый Пигиа. В этом монастыре течет святая вода и плавают рыбки святые. Больные этой водой умываются, пьют ее и исцеление получают.

Отсюда по направлению на север находится Апостольская церковь, очень великая. В ней лежат нетленные тела Спиридона и Полуекта, с левой стороны алтаря, в кивотах. Позади алтаря находится гроб Елены, матери царя Константина, и гроб Иоанна Златоуста. Здесь же, с левой стороны алтаря, стоит столп, к которому был привязан Христос и у которого апостол Петр плакал. Здесь христиане поклоняются и получают исцеление.

На юго-запад от Апостольской церкви находится Богобогатый монастырь, где хранится рука Иоанна Предтечи. На правой стороне при входе в монастырь — вода, проведенная от Дуная.

Отсюда на север, вблизи городской стены, стоит Лахернский монастырь. Здесь лежит в каменном ларце, [266] окованном обручами, одежда Богородицы. В другой церкви этого монастыря — служба святых Потапа и Анастасии.

На восток от Лахерны находится монастырь Кузьмы и Демьяна, здесь лежат головы этих святых, окованные золотом. На восток отсюда находится монастырь Феодосии, где хранится тело этой святой. Его выносят в каждые понедельник, среду и пятницу и ставят для исцеления больных.

Далее на восток оттуда, в конце Василькова великого торга, находится фряжская церковь, где хранится деревянное распятие Христово, к которому его руки и ноги были прибиты гвоздями. Если у кого зубы разболятся, то хватаются за ножные гвозди, и зубная боль проходит.

На востоке от Василькова торга находится Никольская церковь, где имеется икона святого Николы, он на стене написан красками, как живой. К этой иконе однажды пришел некий христианин, потерпевший крушение на море, и молился о своем спасении. Вдруг к нему протянулась рука святого Николы от иконы, а в руке мешочек с сотнею великих фряжских монет из чистого золота.

Под Васильковым торгом находится корабельная пристань и перевоз к Галате. Если от Василькова идти на восток между городской стеной и морем, то встретится церковь Поручного Спаса. Здесь находится икона Спаса, которая поручалась за Федора купца, когда он брал взаймы у еврея Аврамия золото и серебро, а затем потопил его в море. Еврей пришел к иконе и надругался над ней. В это же время море выбросило суму с золотом и грамоту купца, на которой было написано: “Не брани меня, о еврей, не могу в долгу быть и оставить раба моего страждущим. Возьми свои пятнадцать золотых гривен”. Еврей увидел это чудо, и приняли христианство сам, его жена и весь его дом. Эта икона написана на городской стене.

На северо-запад от Василькова торга на горе находится монастырь Пантократор, созданный из камня царем Юстинианом, вокруг него вода, столпы каменные и узорочья много. В этом монастыре хранятся доска, на которой несли Христа к его гробу, корчага, в которой Христос превратил воду в вино, тело Михаила-мученика без головы, головы Флора, Лавра и Якова Перского и слезы Богородицы на доске.

На запад оттуда по направлению к Ипподрому находится монастырь Панмакариста, где хранится голова Игнатия Богоносца. [267]

А от Апостольской церкви на юг находятся два монастыря, один из них Царицын, а другой — Царев. В Царицыном монастыре лежат три нетленных тела — Иоанна Милостивого, Марка Клеонова и девицы Феодосии.

Оттуда я возвратился в свой монастырь, к святому Андрею. Но если бы был в Царьграде при Великом Константине и при матери его Елене, то не столько бы увидел чудес и узорочья.

На этом повествование мое заканчивается.


Комментарии

1. ...где святой Михаил явился юноше...— Имеется в виду легенда, известная в русской письменности по “Сказанию о построении Софии”. Однако источником ее для автора хожения явился устный рассказ, услышанный в Царьграде.

2. …Эта икона посылала мастеров в Киев, ставить церковь Печерскую...— Имеется в виду легендарный рассказ “Киево-Печерского патерика” (памятника начала XIII в.) “Слово о том, когда основана была церковь Печерская”.

3. …Локоть… — мера длины, равная примерно 40 см (от локтя до конца вытянутого среднего пальца).

4. ...Когда готовились крестоносцы взять Царьград...— Речь идет о четвертом походе крестоносцев (1202—1204 гг.), когда в 1204 г. был захвачен и разграблен Константинополь и создана Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г.

5. ...а на столпе царь Юстиниан на коне...— Конная статуя византийского императора Юстиниана (483—565 гг.), завоевателя Сев. Африки, Сицилии, Италии и части Испании. Статуя находилась против западного входа в Софию. Ее описывали и другие русские путешественники XIV—XV вв. — Стефан Новгородец (1348—1349 гг.) и Зосима (1420 г.), но объясняли смысл расположенных у подножия конной статуи фигур покоренных мусульманских царей различно: в XV в. Византия утратила свое былое могущество и это нашло отражение в понимании смысла фигур “сарацинских царей”. В середине XV в. статуя исчезла.

6. ...земля Сорочинская...— мусульманские государства. Сами мусульмане считали себя потомками библейских лиц Авраама и его жены Сарры, отсюда и название мусульман “сарацины”. Кроме того, в средние века называли мусульман также агарянами, измаилтянами, производя эти названия от имен рабыни Агари, наложницы Авраама, и их сына Измаила (библ.).

7. ...прислал царь нечестивый разбить...— Легенда имеет в виду византийского императора, сторонника иконоборческого движения Льва III Исавра (717—741 гг.).

8. ...из Галаты...— Галата — предместье Константинополя, находящееся на южной стороне пролива Босфор.

9. ...их писал Лев Премудрый...— Имеется в виду византийский император Лев VI Мудрый (886—911 гг.), поклонник наук и искусств; исторические предания связывали с его именем многие памятники живописи, скульптуры и архитектуры. Проводил политику, направленную против иконоборчества.

10. ...тогда Царьгороду конец будет...— После разгрома и разграбления Константинополя крестоносцами Византия не могла оправиться. На ее развалинах были созданы несколько феодальных княжеств, объединенных под названием Латинской империи (1204—1261 гг.). Последовавшее в 1261 г. освобождение Константинополя не могло восстановить былое могущество империи, раздираемой внутренними распрями ее правителей. В 20—30 гг. XIV в. османы отторгли ряд территорий в Малой Азии. Все это явилось основанием для предсказаний печального конца Византии в различных легендах, одна из которых попала в хожение.

11. ...будет Иммануил царь, Калуянов сын...— Видимо, имеется в виду император Мануил I Комнин (1143—1180), сын императора Иоанна (Калуяна).

12. ...Двор царя Константина...— большой императорский дворец, который был построен Константином I и затем увеличивался и украшался другими императорами. Дворец поражал своим великолепием, пышностью и огромными размерами.

13. ...Над морем...— Великое море – Имеется в виду Мраморное море.

14. ...мовница царя Константина...— На территории Большого императорского дворца находились дне бани. О какой бане говорит автор, остается неясным. Известно, что Константинополь славился банями, которые имелись в каждом квартале города. Среди самых известных и изящно оформленных следует назвать бани Зевксима, находившиеся недалеко от дворца. Эти бани украшали мраморные и бронзовые статуи. Возможно, речь идет об этих банях.

15. ...то болван стреляет в бочку...— Упоминается местная легенда, возникшая после разграбления крестоносцами ценностей Константинополя и бытовавшая у местного населения, как говорится в хожении: “Рекоша ми неции...”

16. ...чаша царицы Елены...— Имеется в виду одна из цистерн для воды, которых было несколько в городе. Судя по топографии, речь идет о цистерне, находившейся к юго-западу от Большого дворца. Свод над этой цистерной поддерживали 224 колонны.

17. ...Игрище было многими чудесами украшено...— Ипподром, который описан и другими путешественниками и назван Подрумием — Стефаном Новгородцем, Подорожьем — Зосимой, Игрищем — Игнатием Смольнянином. Ипподром был построен в начале III в. по образцу римского Большого цирка. Здание могло вместить до 100 тысяч человек. Когда в IV в. Константин I Великий сделал город столицей Византии, он украсил Ипподром трибунами, портиками, статуями. Над императорской трибуной возвышалась башня с четырьмя бронзовыми конями работы Лисиппа из Хиоса. Во время захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. эти кони были увезены в Венецию, а затем Наполеоном в Париж для Триумфальной арки. В настоящее время они украшают портал собора святого Марка в Венеции.

18. ...две змеи медные...— Имеется в виду знаменитая Змеиная колонна, привезенная в Константинополь императором Константином I из античного храма Аполлона в Дельфах. Эта колонна, изображающая трех святых бронзовых змей, является произведением древнегреческого искусства.

19. ...Их создал царь Лев Премудрый...— Имеется в виду палата Льва Мудрого (см. примеч. 9), которому приписываются и другие чудесные диковины, а именно: две картины в Софии, скульптурное изображение двух ангелов на гробнице пророка Даниила, водопровод и фонарь в бане (“мовнице”), столп с шестнадцатью статуями, изображавших людей, подметавших улицы города, дворец с чудными росписями (небо с солнцем, месяцем и звездами), статуи-правосуды”. Зосима, который знал “Анонимное хожение”, также считал “правосудов” произведением Льва Мудрого.

20. ...царем Маврикием...— Легенда имеет в виду византийского императора Маврикия (582—603 гг.), прославившегося неутомимой энергией и успехами в войнах с персами. Во время похода против аваров воины свергли Маврикия с престола и казнили вместе с его сыновьями. Грех Маврикия заключался в том, что он отказался выкупить 12 тысяч пленных греков, которые были избиты “князем варварским” (см.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в., с. 96). Жизнеописание Маврикия составил его современник Фефилаки Симокашта, оно явилось источником легенд о Маврикии.

21. ...монастырь, называемый Студия...— один из древних монастырей Константинополя (основан в V в.), был разграблен крестоносцами.

(пер. А. И. Прокофьева)
Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984

© текст - Прокофьев Н. И. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Мурдасов А. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советская Россия. 1984