Комментарии
1. ...в землю Волошскую... — Волошская земля — Молдавское княжество, в XV в. в него входили Молдавия, Бессарабия, Буковина.
2. ...имя реки этой Молдава...— приток реки Серета, в устье притока г. Романов Торг.
3. ...в Галлиполи...— г. во Фракии.
4. ...святая Елена... — Имеется в виду мать византийского императора Константина I, которая совершила в 325 г. путешествие в Палестину.
5. ...в Дамиетту...— Дамиетта, город и порт в Египте, в устье р. Нил, в XV в. входил в состав Египетско-Сирийского султаната Мамлюков.
6. ...в Филиппов пост...— филлиповский пост, начало его 14 (26) ноября.
7. ...Видел в Египте лютого зверя… — Видимо, имеется в виду крокодил.
8. ...Васлом... — место недалеко от Каира.
9. ...скрываясь от Ирода царя...— См. примеч. 57 к “Хожению Даниила, игумена Русской земли”.
10. ...на кукольницу (?)... — Имеется в виду народный праздник Купалы, который назывался купальницей и отмечался 23 июня (5 июля).
11. ...вблизи самого старого города, называемого Мисюрь...— Мисюрь — название древнего г. Каира и иногда Египета в целом.
12. ...Иосиф, хранитель его...— Иосиф — муж Марии, Богородицы, обычно он именуется в литературных памятниках обручником.
13. ...называется Мистрия...— местное название монастыря, которое встречается только в хожении Варсонофия.
14. ...житницы Иосифа Прекрасного...— См. примеч. 51 к “Хожению Даниила, игумена Русской земли”.
15. ...Здесь всем странникам православным христианам дают приют... — Варсонофий не раз отмечал доброжелательный прием христиан мусульманскими властями в Египетско-Сирийском султанате.
16. …Праздновал я оба великих праздника в Египте...— Рождество Христово — 25 декабря 1461 г. и Крещение 6 (19) января 1462 г.
17. ...Пятнадцать дней путешествовали... — Расстояние от Каира до Синая обычно исчисляется 10—15-дневным путем. Нет преувеличения и в численности каравана, что подтверждается свидетельствами других путешественников того времени.
18. ...до горы Хоривской...— Имеется в виду верхняя часть Синайской горы.
19. ...в землю Аравитскую и Мадиамскую... — Аравийская земля, Мадиамская земля, предположительно — побережье Красного моря.
20. ...На гору Хоривскую... — Описание Синайской горы начинается с ее верха.
21. ...в день памяти возвращения мощей святого священномученика Игнатия Богоносца...— 29 января.
22. ...святой пророк Моисей... — Передается далее начало библейской легенды, связанной с верхней частью Синайской горы.
23. ...В субботу в день памяти трех святителей... — 30 января.
24. …пошел старец в святой монастырь Синайский и сказал монахам...— Передается далее местная легенда, записанная Варсонофием.
25. ...Вот перечень церквей Синайской горы... — Перечень Варсонофием церквей на Синае признается не совсем точным.
26. ...Здесь встретила святая Богородица святых отцов (монахов)… — Передается местная легенда в записи путешественника.
27. ...и видел Неопалимую купину... — Имеется в виду библейская легенда о “неопалимой купине” (несжигаемом кусте).
28. ...окован кругом медью, и на ней, на меди, изображены святые пророки...— Имеется в виду художественная чеканка на медном листе.
29. ...Мы говорим — своробина, иные же — шитина… — Слова “своробина” (“своробовина”) и “шитина” диалектные, северо-западного говора. В “Хождении Радивила Сиротки” (XVI в.) словом “свороборин” называется роза, шиповник (см.: Похождение в землю святую князя Радивила Сиротки в 1582—1584. Спб., 1879, с. 79).
30. ...тогда пошел в Раифу... — Раифа — город и порт на Красном море. После этих слов в рукописи имеется добавление, сделанное, по-видимому, переписчиком, в котором сообщается, что Моисей видел неопалимую купину раньше рождения Богородицы и Иисуса Христа.