ХОЖЕНИЕ АВРААМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО

Библиотека сайта  XIII век

ХОЖЕНИЕ АВРААМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО

Очерковые записки владимиро-суздальского епископа Авраамия, входившего в состав русской делегации на Ферраро-Флорентийский собор в 1437—1440 гг. (см. введение к примечаниям “Хожение на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца”), написаны по свежему впечатлению о представлении мистерий во флорентийских соборах. Авраамием созданы два очерка, в первом описано мистериальное представление “Благовещения”, во втором — “Вознесения”. Большое внимание Авраамий уделяет описанию самой бутафории и закулисного технического оборудования, в создании которого принимали участие великие инженеры, художники и зодчие Флоренции того времени. Известно, например, что знаменитый Филиппо Брунеллеско создал специальные машины для постановки этих мистерий.

Текст “Исхожения” печатается по исследованию: Прокофьев Н. И. Русские хождения XII—XV вв.— В кн.: Литература Древней Руси и XVIII в. (Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, № 363). М, 1970, с. 252—264.


ХОЖЕНИЕ АВРААМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО

Хожение Авраамия Суздальского на Восьмой Собор с митрополитом Исидором

I

Во Фряжской земле в городе Флоренции некий человек родом итальянец устроил многим людям на удивление хитрое и чудное подобие схождения с небес архангела Гавриила в Назарет к девице Марии с благовестием о зачатии единородного сына божия. Было это так.

В некоем монастыре этого города есть церковь немалая во имя пречистой Богородицы. В церкви этой над передними дверями под самым верхом наискосок на высоте примерно семи сажен устроено место равностороннее, каждая стена его полуторасаженная, и лестница к нему небольшая и хитрая. Укрыты место и лестница занавесом. И здесь устроено подобие небесных кругов, с которых от отца архангел Гавриил был послан к деве. В месте этом устроен престол наверху, а на престоле сановитый человек сидит, облаченный в ризу и венец. По всему видно подобие отчее. В левой руке Евангелие держит. Окрест его и у подножия его много малых детей держатся хитрым устройством, по примеру небесных сил. Вокруг престола, между детьми и около отца установлено более пятисот свечей.

И еще создано весьма чудесно. И это устроено наверху за занавесами, от прежних дверей до средины церкви саженей двадцать пять великих. На этом месте создан мост каменный от одной стены до другой, на каменных же столбах, на высоте трех саженей, в ширину же две с половиной сажени. И этот мост постлан красивой поволокой. На постланном месте в левой стороне устроена [334] кровать с господской постелью и одеялом. У кровати же этой в головах весьма чудные и дорогие подушки положены. На этом важном и чудном месте отрок благоразумный сидит, облаченный в дорогую и пречудную девическую одежду и венец. В руках книги держит и тихо читает, и по всему подобию напоминает пречистую деву Марию.

На том же помосте наряжены четыре человека с большими бородами, с волосами, по плечам лежащими, и венцы на них небольшие, голубые, и круги позлащенные на верху головных волос у каждого держатся. Одежда их на плечах простая и нехорошая, наподобие сорочек длинных, белых и широких, подпоясанных. Поверх этого у каждого небольшой красный плат перекинут не ради украшения через правое плечо под левое. И по всему видно, что наряжены наподобие пророков. И все это устройство закрыто, как и первое уже названное место, дорогими фряжскими красивыми занавесами. От ранее названного высокого места через каменный помост проходят пять веревок тонких и крепких даже до самого алтаря. Две веревки проходят поблизости от честной девы. По ним ангел к ней третьей тончайшей веревкой сверху от отца сходит с благовещением. Радостен кверху возвращается. Три тонкие веревки через самую середину помоста проходят. В назначенное время это великое и чудесное представление много народа хочет видеть. И наполнится великая церковь множеством людей, и, помедлив немного, люди примолкнут, смотрят кверху, на построенный церковный помост. И вскоре раскроются на том помосте все занавесы и сукна, и увидят все люди самую ту, по подобию наряженную, иначе говоря, пречистую деву Марию, сидящую на чудесно устроенном у кровати месте.

Красивое и чудесное это зрелище! И еще же умильное и несказанным веселием исполненное. Появятся на том помосте уже названные четыре человека, наряженные пророками. Держа в руках своих разные письмена, сказать, древние пророчества о нисхождении с небес сына божия и его воплощении, начнут они быстро ходить по помосту туда и сюда, каждый посматривая на свое писание и правой рукой указывая друг другу кверху, к устроенному и закрытому месту тому, откуда, сказать, придет спасение народу. И друг другу они говорят, смотря на свои письмена, откуда придет бог. И начнут между собою спорить, каждый свои письмена разорвет, бросит как [335] ложное. И вслед за этим, быстро бегая, иные письмена возьмут и подойдут к краю помоста, друг к другу наклонятся, посматривая на письмена, и по ним каждый рукою бьет, указывая сюда и туда. Один говорит, откуда бог на взыскание заблудшей овцы приидет, а другой иное говорит. И состязаются между собою с полчаса.

И скоро откроются занавесы вверху устроенного места и загремит пушечный грохот в подобие небесного грома. Пророки со своими письменами от грома этого вскоре невидимыми станут. В месте же том наверху станет видимым честной отец, а вокруг его, как уже писали, более пятисот горящих свечей. И двигаются свечи эти с огнем беспрестанно туда и сюда, опускаются быстро, встречаются, иные кверху движутся, а другие им навстречу книзу идут. Еще и малые дети вокруг отца в белых ризах, сказать, небесные силы, поют, а иной в кимвал бьет, а иные в прегудницы и в пищали играют. Все это великое зрелище чудесное и радостное и на словах непередаваемое.

Спустя некоторого времени из самого того верха от отца появляется ангел, спускается он от отца двумя уже названными веревками вниз к деве с благовестием о зачатии сына божия. Ангел же этот представляет собою отрока, чистообрезного и кудрявого, и одеяние его бело как снег, и весь золотом украшен, и уларь ангельский на шее его, и крылья у него позолоченные, и всем видом он подобен писаному ангелу божию. Спускается он по веревкам этим и поет тихим голосом, умильно представляясь ангелом. В руке у него ветвь прекрасная.

Схожение его сверху вниз происходит так: на портах посредине спины устроены два колеса небольших и на высоте никак не видимые. И эти колеса двумя веревкам а держатся, и по этим колесам третьей тончайшей веревкою люди сверху спускают и кверху же возносят, устроено все это невидимым.

И дивно это устроенное зрелище.

Но возвратимся к прерванному рассказу. И как спустится ангел по веревкам напротив девы, и обратится к ней лицом, имея в руке упомянутую прекрасную ветвь, и начнет ей умильно и тихим голосом так вещать: “Мария, радуйся, благословенна ты в женах, обрела благодать от бога, и зачнешь во чреве сына божия. Родишь и наречешь имя ему Иисус. И он спасет людей своих от их грехов”. [336]

Она же с сомнением быстро встала и тихим девическим голосом ему отвечает: “О юноша, как смел приблизиться к преддверию моему и войти сюда! И вещаешь мне немыcлимые глаголы, что будто бы бог воплотится в утробе моей, и не верую словам твоим, так как к браку я не причастна и мужа не знаю. И поэтому отыди, о юноша, пока не видит тебя Иосиф в хижине моей со мною беседующим, а то голову твою теслою (топором) отсечет. Умоляю тебя, отойди, а то и меня изгонит из дому своего”.

Он же, видев ее испуг, говорит: “Мария, не ужасайся! Архангел Гавриил послан от бога благовестить зачатие сына божия, и верь словам моим, бессеменно это зачатие, так как дух святой найдет на тебя и сила вышнего осенит тебя”.

Она, взглянув наверх и увидев отца на престоле сидящего, с силою и славою многою благословение к ней ниспосылающего, пригнула руки свои к грудям и говорит ему со смирением: “Я раба господня и пусть будет по глаголу твоему”. Ангел дал ей принесенную прекрасную ветвь и сам кверху поднялся. Она же, приняв от ангела ветвь, стояла и смотрела кверху на идущего ангела.

Во время подъема ангела сверху, от отца с великим шумом и непрерывным громом пошел огонь на ранее упомянутые веревки и на средину помоста, где пророки стояли. И назад вверх этот огонь возвращался и от верха прытко приходил книзу. И от этого обращения огня и от ударов вся церковь искрами наполнилась. Ангел же поднимался к самому верху, радуясь и помахивая руками туда и сюда и крыльями двигая.

Просто и ясно видно, как он летит. Огонь же обильно начинает исходить от верхнего места и по всей церкви сыплется с великим и страшным громом. И незажженные свечи в церкви от великого этого огня зажигаются. А зрителям и их портам нет никакого вреда. Дивное и страшное это зрелище.

Ангел же возвратился кверху в свое место, откуда спускался, огонь перестает и занавесы все по-прежнему закрываются. Это чудное зрелище и хитрое устройство видели в городе Флоренции, и сколько мог своим малоумием понять, то и описал это зрелище. Иначе и нельзя описать, так как это пречудно и несказанно. Аминь. [337]

II

В этом же преименитом городе Флоренции в церкви Вознесения в четверг шестой недели после Пасхи, в самый этот праздник латиняне воспоминание творят в подобие древности, когда Иисус Христос в сороковой день вознесся со славой к отцу на небо.

Церковь эта размером большая, от передней стены до алтаря тридцать саженей, в ширину же семьдесят саженей. Алтарь этой церкви пятнадцать саженей, широта алтаря десять саженей. Посередине этой церкви есть помост, как и в ранее описанной церкви Благовещения, в монастыре, за пределами города, но эта церковь Вознесения в городе.

Помост в этой церкви каменный и на каменных столбах. Устроен этот помост в высоту четыре сажени, а в ширину двадцать саженей. На левой стороне помоста устроен небольшой город каменный, чудный очень, с башнями и стенами во имя святого города Иерусалима. Напротив этого города у первой стены устроен холм высотой полторы сажени, около него лавки построены высотой двух пядей, и гора, покрытая красивыми поволоками. А над самою этой горой высокою Елеонскою, восемь сажен вверх, устроен помост дощатый, четыре сажени шириной, квадратный, всячески украшенный, со всех сторон обит досками и изнутри расписан весьма дивно фряжским письмом.

В середине этого помоста дыра большая, круглая, размером около двух сажен, покрыта она синим полотном. На полотне написаны солнце и месяц, и окрест их звезды многие написаны. Все это учинено наподобие небесного круга первого. Этот круг, иначе сказать небо, и другое создано подобно небу. Вверху он раскрывается на две стороны, иначе сказать, небесные врата отверзаются, и тогда все люди узрят над вратами неба человека, наряженного в ризу и венец, по всему подобию бога-отца, и хитрым устройством над самыми вратами неба он держится. В сторону Елеонской горы вниз он на сына своего и на пречистую и на апостолов смотрит и рукою благословение к ним ниспосылает.

И отнюдь не видно, как и чем он держится, просто как на воздухе сидит. Окрест же его устроено многое множество малых детей по подобию небесных сил (ангелов) с пищалями, и гуслями, и с великим шумным ликованием. [338] Между ними многое множество свеч горит. Еще же окрест отца и малых детей на великой той дыре, сказать, на небе, закреплен круг харатейный. И на этом круге ангелы писаны величиной с человека. И сверху сквозь небо и упомянутую Елеонскую гору проходят семь веревок крепких, с хитрыми и недоуменными железными вертлюгами. Под ним находится отрок, представляющий Христа, который на небо к отцу хочет взойти.

Над малым алтарем, под верхом церкви, устроена каморка каменная, трех саженей, квадратная, закрытая занавесом красным. На занавесе солнце и месяц, и звезды золотом учинены. За занавесом в каморке, как и в прежнем зрелище видели, устроен престол, окрест него детей малых множество, хитрым устройством держащихся, наподобие херувимов. Здесь покоится владычен престол, и около него и детей устроены семь кругов, подобных колесам, одно малое от края до края два локтя, около него другое двумя пядями больше.

И около семи этих колес более тысячи стеклянных лампад с маслом горят. И на большом круге между огнями, на четырех его частях, сидят по одному малые дети, наряженные ризами и венцами, наподобие ангелов, держат пищали. Это все учинено наподобие высшим семи планидам небесным и высших сил и немерцающего владыческого и ангельского света. Все это устройство закрыто выше названным занавесом. Еще из места того, сказать, из середины церковного помоста, устроены три веревки тонкие и крепкие, четвертая веревка пониже этих веревок и помоста. Между же помостом и алтарем тончайшие веревочки.

И сверху церкви круг великий висит на одном уровне с помостом, он расписан многими различными цветами. И среди этого круга фигура Христа вырезана как живая, и в левой руке у него крест, а правая рука обращена к народу с благословением. А окрест его, по краям круга этого, сделаны фигуры апостолов, также дивно вырезаны, как и Христос. Над головою Христа великий венец, с золотом и камнями дорогими, как и царские венцы. И по всему венцу этому написаны херувимы и серафимы, как живые. И этот венец кругом туда и сюда хитрым устройством беспрестанно вертится, никак не переставая. И все это дивно и весьма чудесно и хитро устроено и отнюдь несказанно.

В девятый час дня приходит много народа к церкви [340] на преславное и хитрое это зрелище. И как наполнится церковь людьми, и, чуть примолкнув, все смотрят на середину церковного помоста, кверху устроенному месту. Появляются на помосте этом четверо детей, учиненных волосами и одеянием как ангелы, только крыльев не имеют, и в руках своих держат прекрасные ветви и цветы различные. И потом появится человек на этом месте, одетый наподобие сына божия, пойдет к ранее названному городу, то есть к Иерусалиму, и с ним четыре названных ангела впереди. Он же, придя в Иерусалим и задержавшись немного, пойдет назад из Иерусалима. За ним же следует оттуда пречистая Богородица и за ней шествует Мария Магдалина. Эти образы представляются двумя юношами, одетыми подобно женщинам.

Потом сын божий из Иерусалима выведет апостола Петра и за ним всех учеников своих, и пойдет с матерью и апостолами к горе Елеонской, и четыре впереди сына божия шествуют. Апостолы босые, одежда их на плечах; и по всему их виду и одеянию они такие, как о них пишут. Иной бороду имеет большую, другой же малую, они представлены такими, какими и надлежит быть апостолам. И придя, сказать, Христос к горе Елеонской, остановится у этой горы лицом к Иерусалиму, по правую сторону от него мать Мария и Мария Магдалина. Петр, подойдя, припадет к ногам Иисуса, и, поклонившись, благословение получит и встанет на свое место, и потом все ученики также сотворят и встанут по правой и левой руке, один за другим, по своим местам.

Тогда Иисус даст им подарки: Андрею сети: “Ты, — говорит,— будешь людей ловить”, другому книгу, иному меч, говоря: “От этого не творить от моего имени никакого вреда”. После Иисус подойдет к упомянутой Елеонской горе и встанет у горы на устроенной лавке. Мать его и Мария Магдалина по правую руку, а апостолы все около горы на этой лавке. Говорит им Иисус: “Все совершится со мной по писанию, иду к отцу вашему и моему, отцу и богу вашему”. И отступит от них на самый верх горы этой. Апостолы начнут, друг к другу склонившись, плакать и тужить, говоря: “Господи, не оставь нас, бедных”. Он же тогда скажет им: “Не плачьте, не оставлю вас сиротами, но иду к отцу моему и умолю отца, и он пошлет всем утешителя дух истинный и этим наставит вас на всю истину. Если же я не уйду, то утешитель не приидет”. Это и другое многое он говорит. [341]

Тотчас гром великий явится сверху над горою этой, и увидят небо раскрытое и отца над ним хитрым устройством держащегося. И многими свечами, сказать, великим сияющим светом, освещается, и малые дети, сказать, небесные силы окрест его, беспрестанно туда и сюда быстро двигаются с великим торжественным грохотом, и прекрасным пением, и страшными голосами, и прежденаписанные великие ангелы на харатии беспрестанно кругом движутся, просто как живые. И придет сверху от отца, сказать, от врат небесных, по упомянутым семи веревкам, как облако, весьма хитро и непостижимо, и многими красотами и хитростями исполненное.

Устроенные же круг и окрест его многие круги беспрестанно быстро двигаются туда и сюда. С правой и с левой стороны большого круга устроены два небольших отрока, их одежда и волосы украшены наподобие ангельских, крылья же их позолоченные. Как пойдет облако то от верха до половины низа, то, сказать, сын божий возьмет два ключа великие позолоченные и говорит Петру: “Ты, Петр, на этом камне создай церковь мою, и врата адовы не отделены от нее. И вот даю тебе ключи царства небесного, его свяжешь на земле, и будет связан на небесах, а если разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах”. И благословив ключи эти и дав в руки ему, начнет подниматься кверху прежде названными семи веревками, к стоящему облаку, к матери же своей и апостолам благословение посылая.

И дивное и недоступное рассказу это видимое зрелище. Веревки же и железные вертлюги весьма хитро и непостижимо устроены скрыто, позади зрелища, по ним идут кверху и движутся туда и сюда в разные стороны. Вертлюги тоже устроены так, что никем не видимы.

Мать же его и ангелы кверху на идущего смотрят. И как приблизится он к облаку, учиненные два ангела с правой и с левой стороны поклоняются ему. Многие же свечи в облаке этом мгновение ока загораются и наступает великий свет. Он же во облако это с двумя ангелами войдет и подымется к отцу, сказать, в небесные врата, и небо вскоре закроется и торжественное звучание все прекратится и ничего там не будет видно. После этого пречистая и апостолы и весь народ станут смотреть наверх, к устроенному месту над алтарем. Вскоре откроются зрителям занавесы с устроенного места, сказать, с высшего неба, и будет свет великий от множества стеклянных лампад [342] с маслом горящих. И видно, на престоле отец сановит сидит, в коленях у него сын сидит, сказать, в недрах отчих, ризами и венцом во всем, как подобает богу-отцу.

Устроенные же колеса с огнем беспрерывно передвигаются, и созданные на них четверо малых детей, сказать, ангелов, кругом на колесах этих вверх и вниз шествуют. Творят и бьют они или в кимвал, а иной в барабан, а иной в подобные им музыкальным согласием. Происходит звучание великое и зрелище во всем чудное и дивное, и недостижимое моему уму поведать об этом, в соответствие доброте того действа.

И спускаются сверху от отца и сына по прежде названным четырем веревкам два малых дитяти, плечом о плечо толкаясь, одеянием и волосами подобны ангелам, крылья имеют позолоченные, патрихили ангельские, каждый тихо и умильным голосом поет, придут они до пречистой и до апостолов на середину церковного помоста и говорят апостолам мужи галилейские: “Что стоите и смотрите на небо, это Иисус вознесся от вас на небо. Его же образом видите идущего на небо. Отец и сын сверху к апостолам и ко всему собранному народу рукою благословение ниспосылают”. Так им изрекли. Отправились ангелы назад вверх, к устроенному месту, по тем веревкам, напевая, трепеща и озираясь и крыльями двигая. По всему видно было, что они летят. И как войдут в пречудное то место к отцу, и занавесы по-прежнему закроются. И пойдут в ранее названный Иерусалим от горы Елеонской, друг друга с любовью почитая, и скроются вверху за закрытым местом, где отец находится.

Сколько мог, столько и написал, но не могу такого хитрого зрелища оставить в забытьи. Ради воспоминания написал, потому что чудное это зрелище и несказанное. И радостью оно преисполнено, и соответственно этому, как видел — никак нельзя истинно испытать или рассказать. Как мог, так и написал.

Аминь. Конец. 1509-го, ноября 11-го.

(пер. А. И. Прокофьева)
Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984

© текст - Прокофьев Н. И. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Мурдасов А. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советская Россия. 1984