АБУ УСМАН АЛ

Комментарии

1. Ал-Фатх б. Хакан.—Сын Хакана б. Ахмада, одного из тюркских военачальников халифа ал-Му'тасима. Фатх б. Хакан с детства воспитывался вместе с сыном ал-Му'тасима Джа'фаром — будущим халифом ал-Мутаваккилем. В правление ал-Мутаваккиля Фатх был главным ваэиром и наиболее приближенным и доверенным лицом халифа. Был убит военачальниками тюркской гварлни вместе с ал-Мутаваккилем в шаввале 247 (861) г. (Табари, III, 1469).

2. Касурат ас-сифат ва каллат ал-маусуфат. Здесь словом сифат названы общие труды арабских филологов, историков и географов, описывавшие реалии своего времени. Этим произведениям ал-Джахиз противопоставляет специальные труды, посвященные отдельным вопросам или явлениям. Уолкер переводит следующим образом: "..стало так много описаний и так мало описанных вещей...» (с. 634). Перевод Уолкера, как и перевод Рамазана Шешёна ((с. 39), носит буквальный характер.

3. Имам. Руководитель общины мусульман. Как глава всех мусульман, это звание имел халиф.

4. Рай. Собственное мнение правоведа. Один из источников мусульманского судопроизводства.

5. Абна ал-да'ва. Имеются в виду потомки первых сторонников движения Аббасидов.

6. Хорасанцы. Выходцы из области Хорасан, расположенной на юго-востоке от Каспийского моря до Аму-Дарьи на севере. Хораанцами ал-Джахиз здесь называет арабов, осевших в ходе завоеваний в Хорасане и не чуждых местной культуре. Хорасанцы были основной силой способствовавшей приходу Аббасидов к власти. После победы Аббасидов хорасанцы не утеряли своего значения и продолжали играть заметную роль в политической и культурной жизни халифата.

Рамазан Шешен считает, что пол хорасанцами ал-Джахиз подразумевает хорасанских тюрок, при этом он ссылается на мнение З. В. Тогана, который под словом «хорасанцы» понимал тюрок-эфталитов. (См. Шешен. 1967, с. 41). Наличие тюрков в стане первых сторонников Аббасидов трудно отрицать. Известно, что при халифе ал-Мансуре выдвинулись несколько тюркских военачальников, в частности упоминаемый здесь ал-Джахязом Тулия ат-Турки. И все-таки что не может быть основанием для того, чтобы хорасанцев, сторонников Аббасидов, считать тюрками. Более того. кяк нам кажется, хорасанцами ал-Джахиз именует исключительно арабов, осевших в Хорасане (Об этом см.: прим. 41, 42, 43).

7. Мавали (ед. ч. мауля). Так назывались жители покоренных областей, принявшие ислам и атяптиоованрые каким-либо арабским племенем при посредничестве и покровительстве одного из его знатных членов. Институт мауля напоминал институт клиентелы в Древнем Риме, поэтому арабское слово мауля часто передается в западной литературе словом «клиент». Мавали служили в арабском войске еще со времен Мухаммада. В дальнейшем отдельные подразделения их составлляли значительную часть арабского войска (Подробнее см. Пайпс, 1982, 182-192). Они принимали активное участие в арабских завоеваниях, в частности, завоевании Мавераннахра (Очерки... т. II, с. 420).

8. Абна. Более полное именование Абна ал-дауля. Так называлось новое поколение хорасанцев, выросшее в Багдаде (Кеннеди, 1981, с. 10, 104;. Мец, 1966, с. 138. См. также: прим. 5).

9. Здесь Рамазан Шешен усматривает указание на идентичность хорасанцев и тюрков (см.: прим. 3). Однако ал-Джахиз, говоря о близости тюрок и хорасанцев, имел в виду языковое сходство (См.: В. В. Бартольд, Соч., V...C. 59). Последнее обстоятельство объясняется тем, что в некоторых прикаспийских областях ко времени арабского завоевания оседло жили тюрки, язык которых, несомненно подвергшийся местному индоевропейскому воздействию, был вероятно в ходу у довольно значительной и компактной группы населения Хорасана.

10. Мекка и Медина. Священные города арабов в Хиджазе. Мекку населяли аднанитское племя курайш. Медину — кахтанитские племена аус и хазрадж, а также три арабских племени, исповедовавшие иудаизм. Несомненно, что племена населявшие эти два города, говорили на арабском языке, имевшем определенные диалектальныеособенности для каждого из городов.

11. Тай. Крупное арабское племя, считавшееся кахтанитским по происхождению. Вначале тай населяли Йемен, а затем перекочевали к северу, в равнинные и горные районы Хиджаза и Шама.

12. Хузайл. Североарабское племя. Северная ветвь хузайл обитала в районах к Югу и востоку от Мекки.

13. Тамим. Это название носили много племен. Здесь очевидно, имеется в виду племя Тамим б. Мазз (арабские племена носили имена свих мифических родоначальников). Тамим б. Мазз аднанитское племя. Местом их обитания был Неджд, Есть упоминание об их участии в войнах с тюрками в 110/728 г. и в 112/730 г, и что интересно, в последний раз под началом упоминаемого здесь ал-Джахизом Джунайда б. Абд-ар-Рахмана.

14. Кайс. Название нескольких арабских племен, как аднантов, так и кахтанитов. Здесь имеется в виду племя кайс б. са'ла-ба, происходящее от рабиитской ветки аднанитов.

15. Хавазин. Очевидно, хавазин б. мансур племя, происходившее от мударитской ветви аднанитов и обитавшее недалеко от Медины.

16. Хиджазцы. Хиджаз — область между Тихамой и Недждом. Объединение различных племен, населявших Хиджаз, под общим названием в тексте, очевидно, было вызвано желанием автора противопоставить оседлое население Хиджаза неграмотным хавазинам, кочевавшим в Неджде.

17. Химйариты. Крупное южноарабскоь племя, происходившее, согласно генеалогии арабов, от Химйара, потомка Кахтана в четвертом колене. В доисламскую эпоху химйаритами было создано в Йемене значительное государственное объединение, которое в VI в. сначала подпало под влияние государства Аксум, а затем было завоевано Сасанидами и вошло в состав сасанидского государства в качестве одной из провинций.

18. Михлаф. Так назывались области Йемена. Причем население каждого михлафа составляли определенные роды и племена.

19. Аднаниты, Северная ветвь арабов, будто бы происходившая от мифического Аднана, потомка Исмаила сына Ибрахима (Авраама). 144

20. Кахтаниты. Южная ветвь арабов, получившая название по имени своего мифического прародителя Кахтана. О происхождении Кахтана у арабских генеологов нет единого мнения. Одни считают его потомком Ирма, сына Сима, сына Ноя, другие ведут его родословную от Ноя через Абира, сына Шалиха, сына Сима, сына Ноя (эта версия получила наиболее широкое распространение), и, наконец, третьи считают его также потомком Исмаила сына Авраама.

21. Разделение арабов на северных и южных, аднанитов и кахтанитов, средневековыми мусульманскими генеалогами, видимо, не следует считать отражением действительных различий в их происхождении. В ходе борьбы за преобладание и власть в раннем халифате, могущественные и богатые племена, проживавшие в Сирии еще до ислама и опорочившие себя в глазах мусульман борьбой против Мухаммада стали группироваться вокруг представителей знатного курайшитского рода Омейядов, которые противостояли ближайшим сподвижникам Мухаммада, в том числе и Али б. Аби Талибу, четвертому из праведных халифов. Идеологическим обоснованием своих прав в борьбе за преобладание в халифате руководители движения этих племен избрали легенду о своем происхождении от арабов Йемена, которые, как известно, поддерживали Мухаммада практически с самого начала распространения ислама в Аравии и к тому же имели богатую историю и могущественные государства на юге Аравии задолго до ислама (См : Пиотровский, 1977, с. 13—15).

22. Исхак. Библейский Исаак, сын Авраама от Сарры По мнению арабских генеологов, от Исаака пошли евреи, тогда как от Исмаила, другого сына Авраама, пошли арабы.

23. Исмаил, брат Исхака. Исмаил был сыном Авраама от Агари. Согласно библейской легенде, Сарра, отчаявшись иметь ребенка, предложила Аврааму войти к своей служанке, египтянке Агарь, которая и родила Аврааму сына Исмаила. Но затем Сарра, движимая чувством ревности, убедила Авраама изгнать Агарь. В пустыне Агари явился бог и предсказал великую будущность потомкам ее сына Исмаила.

24. Рамазан Шешен считает такое утверждение ал-Джахиза произвольным и не имеющим какой бы то ни было исторической основы. Однако, как нам кажется, говоря об одобрении хосроями браков между двумя ветвями арабов и запрете таковых с чужаками, ал-Джахиз имел в виду завещание основателя Сасанидской державы Ардашира Папакана, где тот советует заключать браки с близкими людьми. А южные и северные арабы, как известно, считались родственниками, происходящими от Сима сына Ноя, либо генеалогически еще более близкими, как восходящие к Исмаилу, сыну Авраама. Текст завещания Ардашира приводится Ибн Кутейбой (См.: Ибн Кутейба, I, 5).

25. По мнению арабов, род представлял собой разросшуюся семью, восходящую к какой-либо личности, своему родоначальнику, и потому попытки арабов выяснить происхождение того или иного племени сводились к установлению генеалогии его мифического прародителя. Несостоятельность подобного рода взглядов подчеркивалась как западными, так и советскими востоковедами (Беляев, 1966 с. 68).

26. Ал-Ахнас б. Шариф. Союзник (халиф) племени зухра, один из сподвижников Мухаммада (Аз-Захаби, Таджрид, с, 11).

27. Сакиф. Аднанитское племя, родственное хавазин. Названы по имени своего родоначальника, имя которого было Кусай б. Мунаббих, потому более полное название этого племени Сакиф б. Мунаббих. Бану сакиф жили в окрестностях города Таиф.

28. Йа'ла б. Мунийя. Назван по имени матери Ибн Мунийя. (Возможно, что Мунийя была его бабкой). Современник Мухаммада, известен как военачальник и один из наиболее ранних источников (передатчиков хадисов). по истории ислама. Погиб при Сиффине в рядах сторонников Али б. Аби Талиба (Ибн Хаджар, Тахзиб, т. XI с. 399).

29. Очевидно, имеется в виду бану ал-Адавийя, тамимитское племя, от ханзала. Получило свое название от ал-Адавийи, матери родоначальника племени, которая приходилась Тамиму внучкой (Му'джам кабаил ал-араб, II, 638).

30. Халил б. Арфата б. Абраха ал-Лайси ал-Узри. Современник Мухаммада. Очевидно, Халил был одним из упоминаемых делегатов племени узра к Мухаммаду (См. прим. 31). Умер в 60 (679) г. (аз-Захаби, Таджрид, с. 152).

31. Узра. Узра б. Са'д — большое кахтанитское племя. Есть упоминание о делегации из 12 членов этого племени к Мухаммаду в 9 (631) г., они провели с пророком несколько дней и вернулись к своим соплеменникам в Йемен (Му'джам кабаил ал-араб II, 652).

32. Курайш. Адначятское племя, расселившееся в Мекке и ее окрестностях. Из племени курайш происходил пророк Мухаммад.

33. Садака. Милостыня, которую состоятельные мусульмане обязаны подавать нуждающимся единоверцам.

Мауля считался членом того арабского рода, из которого происходил его покровитель, и потому юридически пользовался правами и обязанностями «своего» рода. Родственники пророка Мухаммада имели право на отдельную долю от доходов мусульман, и потому не имели права на получение садака. Это, естественно, распространилось и на мавали рода пророка.

34. Абд ал-Мутталиб. Дед пророка Мухаммада. Отцом Лбд ал-Мутталиба был Хашим. по имени которого и был назван весь род Мухаммада — хашимиты.

35. Абд Шамс. Отец Омейи, основателя курейшитского рода Омейядов. Абд Щамс и Хашим были родными братьями, отцом их был Абд Манаф.

36. Уккаша б. Мухсин ал-Асади. Современник Мухаммада. Считался одним из самых отважных воинов. Был убит, сражаясь под началом Халида б. ал-Валида в битве с Тулейхой ал-Асади, одним из пророков, выступивших против мусульман после смерти Мухаммада (аз-Захаби. Таджрид, с. 387).

37. Дирар б. ал-Азвар ал-Асади. Современник Мухаммада. Был известен как храбрый воин и поэт, принимал активное участие в войнах «ар-ридда» под началом Халида б. ал-Валида., В" день Иемама (битва со сторонниками пророка Мусейлимы) был тяжело ранен: ему отрезали обе ноги. Умер от ран (аз-Захаби. Таджрид, с. 241).

Ай-Навави (ум. 1277), однако, сообщает, что Дирар после дня Йемамы, во главе 100 всадников принимал участие в сражении при Йармуке. (См.:. Медников. Палестина, т. II, с. 577).

38. Многие тюркские военачальники были мавали халифов.

39. Накиб. В переводе означает «глава, руководитель». Возможно, имеются в виду упоминаемые ниже накибы. (См.: прим. 41).

40. Такыйя. Так называлось право сокрытия своих истинных убеждений у шиитов. Омейяды жестоко преследовали сторонников Али, шиитов. Очевидно, поэтому последним давалась возможность скрывать на людях свою истинную веру, делая мысленную оговорку, такыйю. На первом этапе антиомеййадского движения Аббасиды действовали в тесном союзе и взаимодействии с Алидами, не проявляя открыто своих претензий на власть.

41. У ат-Табари (1,1211) есть сообщение о том, что мединцы, прослышав о пророке Мухаммаде, послали на ярмарку для встречи с ним 12 представителей из числа знатнейших людей. Ат-Табари приводит их имена. Вероятно, по аналогии с этим событием Абу Мухаммад ас-Садик избрал 12 представителен для встречи с Мухаммедом б. Али, главой Аббасидов. Имена последних двенадцати также известны и приводятся ат-Табари (II, 1359). Утверждение, что из «хорасанцев» происходили 12 накибов, может служить подтверждением не только их заслуг в дском дви-жении, но и того, что под «хорасанцами» Джахиз подразумевал осевших в Хорасане южных арабов, родственных мединским аус и хазрадж.

42. Согласно преданию, к Мухаммаду в Мекку прибыли «семьдесят руководителей мусульманской общины» в Медине (наджибов) для того, чтобы выразить полное согласие с его вероучением. Это очень озлобило курейшитов и ускорило переселение Мухаммада в Медину (ат-Табари, т. II, 1225). Вероятно, находясь в плену символики. Мухаммад б. Али отобрал 70 представителей, к которым обратился с программным письмом. Эти семьдесят представителей находились в подчинении 12 накибов. (См. Тлас, Тарих, кн. I, с. 21). Аналогия с 70 руководителями мединских мусульман возможна из соображений, высказанных в прим. 41 и 43.

43. Ал-хандакиййа. Здесь имеется в виду эпизод из ранней истории ислама. На четвертый год хиджры мекканцы и их союзники выступили против Мухаммада. Осажденные мединцы по совету Сальмана, перса-вольноотпущенника, принявшего ислам, вырыли ров (хандак) и успешно отбили мекканпев. Это сражение получило в истории название «битва во рве» (газват ал-хандак) (См.: ат-Табари I, 1465). По мнению Рамазана Шешена, здесь подразумевается упоминаемые ниже в тексте сторонники Аббасидов. сражавшихся во рвах «в дни Насра б. Сайяра и Али б. Джудайа ал-Кермани» (Шешен, 1967, с. 45). Нам кажется вполне понятной аналогия именно с наиболее ранним событием историк — осадой Медины, при том, что «хорасанцами» следует считать арабов, пришедших с Аббасидами из Хорасана. Они в основном были из южноарабских племен, т. е. были родственны мединским племенам аус и хазрадж.

44. Ал-кафиййа. Рамазан Шешен в примечании к этому слову (с. 45) указывает, что в источниках он не нашел аналога или объяснения слова. Уолкер переводит «peers», и в примечании поясняет: «равными (the peers) были названы участники сражения у Бадра, достойно принятые мекканцами».

Ат-Табари, описывая битву при колодцах Бадр, приводит следующий эпизод. Трое мекканцев призвали на единоборство сторонников Мухаммада. Однако они отвергли троих вызвавшихся биться ансаров, и один из них сказал: «Мухаммад! вышли против нас достойны (акфа' ана) из нашего племена». Тогда выступили трое самых близких Мухаммаду людей, среди которых был и Али б. Аби Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммада (Табари, I, 1317).

Не исключено, что в связи с этим знаменательным эпизодом слово кафу' (мн. ч. акфа'), означающее «равный, достойный», или близкое ему по значению и звучанию слово кафийй (в тексте ал-кафиййа) употреблено для обозначения наиболее верных и достойных людей, какими проявили себя Али и двое его соратников в битве при колодцах Бадр.

45. Ал-мустаджиба, В различных рукописях это слово начертано по-разному. Уолкер принял вариант ал-мустахбуййа, где по его мнению, глагол истахба означает «ставить палатку из верблюжьей шерсти». (Уолкер, с. 42): Рамазан Шешен читает ал-мустаджиба и полагает, что имеются в виду те, кто первыми откликнулись на дскую пропаганду.

46. Йамрудж ат-таймиййа. Уолкер читает йумаррих ан-нимиййа и дает следующий перевод: «те... кто далеко пускает стрелы из дерева «ним». Вот какое примечание имеется у Рамазана Шешена: по сообщению Абу ал-Хасана ал-Аш'ари (известный богослов IX в), в битве при Амории участвовала группа воинов, которая называлась аз-Зарурийя. В то же время, они были известны под названием ат-Таймийя. Во главе их стоял Зурара б. А'йан (Шешен, прим. 30, с: 46): К этому можно добавить следующее. Первыми мединцами, принесшими в Медину весть о вероучении Мухаммада, были шестеро из племени хазрадж которых Мухаммад встретил на ярмарке и обратил в свою веру. Перечисляя их имена, Табари называет один из родов тайму-л-лах, т. е. «преданные рабы Аллаха» (Табари, I, 1210): Возможно, однако, следует читать йамрудж ат-тамимиййа. Тогда перевод предположительно будет следующим: «давали тамимитам места для выпаса». Известно, что племя тамим селилось в Хорасане.

47. Ва манна ним хаззан ва асхаб ал-джурабин.. Уолкер, принимая вариант одной из рукописей — тамма Харран ва асхаб Джуратан — переводит эту фразу так: «Мы завершили завоевание Харрана и покорение людей Джуратана». Джуратан— местность в Хорасане. Рамазан Шешен, ориентируясь на рукопись Emanet Hazine: не может идентифицировать ним хаззан, а асхаб ал-джурабин переводит как «одетые в чулки», и далее говорит: «Макдиси, перечисляя шиитские секты, указывает: «Джурабийя же являются сторонниками Давуда ал-Джураби, который говорил, что Аллах состоит из двух частей: до груди из плотного вещества, а ниже из пустоты.» (Шешен, 1967, с. 46). Однако, если допустить, что в текст вкралась ошибка, и вместо джурабин следует читать Джубин, то все выражение можно перевести как «стороннники Чубина». Бахрам Чубин был выдающимся сасанидским полководцем, особенно прославившимся после своей победы над тюрками при Герате в 583 г. Подняв в Хорасане восстание против шахиншаха, он в значительной степени опирался на местное население и тюрков (Пигулевская, 1946, с. 104)»

48. Нахну загандийиа. Заганд. по-персидски означало крик, боевой клич.

49. Азадмардиайа. В Сасанидском Иране азадами, или азад-мардан (свободными людьми), назывались многочисленная группа военного сословия. Позднее этим словом называли людей не только свободных, но и независимых в хозяйственно-имущественном отношении. Этот термин стал синонимом слова «доблестный», благородный» (Низам ул-Мулк, 317. прим. 61).

50. Ансарами (сторонниками) назывались те жители Медины, которые первыми поддержали Мухаммада. Все они, как и мухаджиры, с которыми Мухаммад переселился из Мекки в Медину, считались его сподвижниками.

51. Ayс и Хазрадж. Два родственных южноарабских племени живших в Медине (см.: прим. 10). Именно они были теми мединцами, которые оказали гостеприимство Мухаммаду и его мухаджирам, и вошли в историю ислама под названием «ансары». В доисламскую эпоху часто два этих близкородственных племени назывались одним именем — харадж (Йакут, IV, с. 653).

52. Здесь следует усматривать наиболее определенное подтверждение того, что хорасанцами ал-Джахиз называл арабов, обосновавшихся в Хорасане.

53. При Омейядах шииты, сторонники Али, двоюродного брата Мухаммада, подвергались жестоким гонениям. Ореол мученичества над шиитскими именами, положение преследуемых властью Омейядов привлекали к шиитам симпатии притесняемого народа. Этим воспользовались Аббасиды, они солидаризировались с шиитами и, получив поддержку сочувствующих шиизму масс, особенно в Хорасане, образно говоря, подменили зеленое знамя шиизма на черное дское знамя.

54. Знамена Аббасидов были черного цвета, а знамена Омейядов — белого.

55. Деспотией здесь назван Омейядский халифат.

56. Битва при Амории. В 223 (837) г. византийский император Феофил совершил поход на Месопотамию, воспользовавшись малочисленностью халифского войска в этом районе, основная часть которого была занята на войне с хуррамитами в Азербайджане. Однако, справившись с хуррамитами, арабы совершили ответный рейд и одержали крупную победу над византийским войском и взяли город Амории в Малой Азии. По сообщению сирийского историка Бар Эбрея, при Амории арабы убили 30 тыс. византийцев и 30 тыс. взяли в плен (Ибн ал-Ибри с. 140).

57. Мухаммад б. Али был основателем дского движения. Он приходился правнуком Аббасу, дяде пророка Мухаммада, по имени которого и стала называться новая династия халифов. 57а. Третий праведный халиф Усман б. Аффан (644—656).. 576. Четвертый праведный халиф Али б. Аби Талиб, двоюродный брат пророка Мухаммада и зять (656—661).

58. Аш-Шам. Название области к северо-востоку и востоку от Евфрата до Египта. Ныне включает пределы Сирии, Иордании, Ливана.

59. Марван. Четвертый омейядский халиф (684—685), основатель династии Марванидов, являвшихся младшей линией Омейядов. Возможно, имеется в виду Марван II, последний из халифов этой династии (744—750).

60. Абу Суфйан. Современник Мухаммада, видный деятель рода Омейядов, именно он стоял во главе мекканцев в сражении при колодцах, Бадр. По его кунье получила свое название, старшая ветвь омейядских халифов — Суфйаниды, начало правлению которых положил Муавия, сын Абу Суфйана (660—680).

61. Ал-Джазира. Так арабы называли-область между реками Тигр и Евфрат к северу от Тикрита, которая казалась им со всех сторон окруженной водой (ал-джазира — остров). Эта местность считалась землями арабских племен мударитов и бакритов (Йакут, Булдан).

62. Харуриты. Одно из названий хариджитов, происходит от названия местечка Хурура, где они собрались сразу после выступления против Али б. Аби Талиба.

63. Шарииты, т. е. «предавшие себя богу», так иногда называли себя хариджиты.

64. Сахсахиййа. Очевидно, так называлась группа сторонников Омейядов, по имени упоминаемого у ат-Табари Сахсаха (III, 40); (Шешен, 1967, с. 47).

65. Даликиййа. Также одна из омейядских групп. У ат-Табариесть упоминание о «Дадканиййа»,.возможно, что это они и есть. (Шешен, 1967, с. 47),

66. Аз-Закваниййа. Отряд стрелков, созданный Сулейманом б. Хишамом б. Абд' ал-Маликом (Табари, III, 40; Шешен, 1967, с. 47). Свое название этот отряд, вероятно, получил по им.ени Бадра аз-Заквани, мауля упомянутого Сулеймана-б. Хишама (Пайпс, 1982, с. 129).

67. Рашидиййа. Отряд сторонников Омейядов (Taбари, III, 40).

68. Наср б. Сайяр. Наместник Хорасана при Омейядах (738—748). Происходил из племени кинана мударйтской ветви аднанитов. Трайбализм его правления привел, к тому, что недовольные южноарабские племена, осевшие в Хорасане, выступили против него в союзе с Абу Муслимом.

69. Ибн Джудай ал-Кермани. Предводитель южно арабских племен в Хорасане, выступивших против Насра б. Сайра. Убит в 718 г.

70. Шайбан б. Салма. Основатель шайбанитского толка хариджитов (Табари. II, 1948—1949).

71. Нубата б. Ханзала. , Один из военачальников Марвана, последнего омейядского халифа (Табари, II, 1977—1979). Был убит. Кахтабой б. Шабибом, видным военачальником Абу Муслима.

72. Амир б. Даббара. Военачальник Марвана (Табари, II; 1948—1949).

73. Ибн Хубайра. Вероятно, Йазид б. Умар б. Хубайра, последний наместник Омейядов в Ираке. Оказал усиленное сопротивление дским войскам и был убит в бою (Кеннеди, 1980, с. 49).

74. Марван. Последний омейядский халиф Марван ал-Химар. Был убит в Египте, куда бежал преследуемый дом Салихом. б. Али.

75. У арабов издавна считалось, что крепкие, мускулистые ноги служат доказательством благородства, бесстрашия и верности воина. На существование подобного представления, указывает приводимый Абу ал-Ф-араджем ал-Исфахани эпизод; где Хинд, дочь Худжра б. Амра ал-Кинди и сестра известного поэта Имpyy-л-Кайс'а, убедившись в верности человека; спасшего ее и домочадцев Худжра, высказывает недоумение по поводу худобы его ног (Абу ал-Фарадж ал-Исфахани. Книга песен, с. 94).

76. Йаджудж ва Маджудж. Мифические племена, упоминаемые в Коране. Согласно преданию, они должны завоевать мир в наказание за неверие в канун Судного дня (Коран, XXI, с. 95—. 96). Ранние мусульмане, связывая эти предания с тюрками, от них же, из-за Аму-Дарьи, ожидали упоминаемого в Коране нашествия.

77. 'Ад. Мифическое «истинно» арабское племя, уничтоженное Аллахом за грехи. Восходит, к Симу сыну Ноя через Ада, через Ауса, через Ирма. Считалось, что ни одно из древнейших арабских племен не осталось в живых. Сохранившиеся арабы будто бы переняли арабский язык у своих древних предшественников.

78. Самуд. «Истинно» арабское племя, так же, как и ад, уничтоженное Аллахом,

79. Амалика. Племя, ведущее свое родословную от мифического Амлика сына Лаваза сына Сима. Также считалось истинно арабским. Генеологи возводят их к Лавазу, сыну Сима, сына Ноя и идентифицируют их с библейскими амаликитянами (Табари, I. 213).

80. Кан'аниййа. Семитские племена (ханаанейцы), обитавшие в ал-Шаме.

81. В тексте указано «риджал аз-Забидж», однако там же в примечании дается вариантрукописи Британского музея — аз-зиндж, что касается аз-Забидж, то в Му'джам ал-Булдан Йакута имеется указание, что это остров на восток от Индии, между Индией и Китаем. Рамазан Шешен полагает, что это остров Ява. О многочисленности населения аз-Забидж Джахиз говорит Ив другом трактате «О превосходстве черных над белыми» (Джахиз, Фахр ас-судан, 80).

82. Хашим б. Истахандж упоминается Табари как руководитель восстания в Северной Африке в 153 (770) г. (Табари, III, 369). Был схвачен и убит Абу Джа'фаром ал-Мансуром. Подчеркивая силу Хашима б. Истаханджа, автор, очевидно, стремится возвеличить тем самым его победителя — халифское войско.

83. Шашийя.. Особая ткань для тюрбанов. Особенно славилась ткань, выделанная в Шаше (ныне развалины старого Ташкента).

84. Шахрийя. Порода лошадей, разводимых в Хорасане (Табари, II, 296).

85. Сиджистанец. Житель области Сиджистан в юго-восточной части современного Ирана на юг от Герата. Название получила по имени племен саков, населявших ее в древности (Бартольд, Соч., VII, 392).

86. Абу Абд ал-Хумайд 'Кахтаба б. Шабиб ат-Таи. Один из двенадцати накибов (см.: прим. 41).' Выдвинулся как самый талантливый и отважный военачальник 'Абу Муслима. Его потомки еще долгое время пользовались влиянием в халифате (Кеннеди, 1980,с:79—80).

87. Абу Мухаммад Сулейман б. Касир ал-Хузаи. Один из двенадцати накибов (см.: прим. 41).

88. Абу. Наср Малик б, ал-Хайсам ал-Хузаи. См.: прим. 87. О влиянии семьи Малика в армии см.: Кеннеди, 1980, с. 80—81.

89. См.: прим. 87.

90. См.: прим. 87.

91. См.: прим. 87.

92. См.: прим. 87.

93. Малик б. Тавваф ал-Маррани. Один из первых дских Полководцев. Находился под началом Кахтабы (Табари, III, с. 4, 5, 9, 37. — Здесь имя его указывается в виде Малик б. Тариф).

94. Здесь указывается на Кахтабу б. Шабиба, одного из двенадцати накибов, наиболее выдающегося военачальника Абу Муслима.

95. См. прим. 73.

96. См. прим. 72;

97. См. прим. 71.

98. Ас-Синд. Историческая область на севере Индии, в настоящее время входит в пределы Пакистана и индийского штата Пенджаб.

99. См.: прим. 87.

100. Ифрикиййа. Область на севере Африки, ныне Тунис.

101. Мухаммад б. ал-Аш'ас. Военачальник халифа ал-Мансура, ум. 149—766 г.

102. Ал-Мансур. Второй дский халиф (754—775). Основатель Багдада (762).

103. См.: прим. 57.

104. Али б. Абдаллах; Полное имя Абу Мухаммад Али б. Абдаллах б. Аббас б. Абд-ал-Мутталиб. Внук Аббаса, дяди пророка Мухаммада. Умер в 736 г. в заключении.

105. Зайд б. Хариса. Вольноотпущенник Мухаммада, его приемный сын. Был убит в сражении при Му'те (629 г.) (Захаби, Таджрид.. т. I, с. 198). Мухаммад поставил его во главе отряда, отправлявшегося к Му'те несмотря на недовольство знатных курайшитов, в частности Джа'фара б. Аби Талиба, двоюродного брата Мухаммада (Медников, 1898, с. 132).

106. Битва при Му'те. Сражение между арабами, посланными в 8 (630) г. в Сирию, и византийцами. Арабы были разбиты и отступили.

107. Усама б. Зайд. Сын Зайда б. Харисы (см.: прим. 105). Против его назначения были многие участники этого последнего предпринятого при жизни Мухаммада похода. Под начало Усамы был даже отдан Умар б. ал-Хаттаб. (Медников, 1898, с. 135—138).

108. Мухаджирами называли последователей Мухаммада, переселившихся с ним из Meкки в Медину в 622 г. («хаджара» — переселяться).

109. См.: прим, 50.

110. Абу Анса. Мауля Мухаммада.

111. Шакран. Настоящее имя Салих (Захаби, Таджрид, т. Г, с. 362). Мауля Мухаммада был одним из трех лиц, кому была оказана честь опустить в могилу тело Мухаммада (Табари, I, 833).

112. Абу Муслим. Руководитель дского восстания в Хорасане. Был рабом-персом, когда его приметили руководители движения и представили Ибрахиму б. Мухаммаду, главе Аббасдов (745—746), который послал его в Хорасан для организации вооруженного выступления. После победы Аббасидов был правителем Хорасана. Страшась его популярности в народе, халиф Мансур пригласил его в Багдад и убил,

113. Абу Салама Хафс б. Сулайман. Первый дский вазир. В прошлом раб-вольноотпущенник из Куфы. Был убит по приказу Абу ал-Аббаса ас-Саффаха при поддержке Абу Муслима за симпатии к шиизму.

114. Имеется в виду Мухаммад б. Али, основатель дского движения.

115. Абу Мансур Талха б. Зурайк ал-Хузаи. Один из двенадцати накибов (см.: прим. 41).

116. См.: прим. 115.

117. См.: прим. 87.

118. См.: прим. 115.

119. Известно, что между Бармакидами, династией вазиров, персов по происхождению, и Аббасидами установился обычай молочного родства. В частности, Харун ар-Рашид был вскормлен матерью Фадля б. Йахьи, а дочь Халида была воспитана женою Абу ал-Аббаса ас-Саффаха. (См.: Кеннеди, 1980, с. 102).

120. Население Багдада к началу IX в. в основном составляли сторонники дского призыва и их потомки, которых и назвали Абна ад-Дауля. (См.: Кеннеди, 1980, с. 90; Пайпс, 1982, с. 179).

121. Мушаххарат. Одежда, окрашенная в два цвета.

122. Акабан. Так назывались специальные палки для пыток.

123. Ал-Хулайдийя, ал-Кутафийя, ал-Билалийя, ал-Харбийя. Вооруженное отряды, принимавшие участие в смутах во времена гражданской войны между сторонниками халифа Амина и его брата Ма'муна. Свои названия они получили по названиям городских кварталов в Басре и Багдаде.

124. Ибн ал-мула'ана. Если при разводе отец отказывался признать рожденного накануне сына своим, то последний получал родословную матери. Формула проклятия, произносимая при этом отцом, называлась ли'ан, или мула'ана (Петрушевский, 1966, с. 177).

125. Согласно Библии, Сарра долго не могла родить Аврааму, и родила Исаака лишь при вмешательстве Бога в 90 лет.

126. Мусульманские законоведы считали, что отцом ребенка признается тот, в чьем доме он родился, если только не будет доказан факт прелюбодеяния.

127. Коран XXXIII, 6: «Пророк ближе к верующим, чем они сами (здесь в передаче Абдаллаха б. Мас'уда добавляется: «и он ваш отец а супруги его их матери». См.: Коран — Крачковский. с. 593).

128. Коран, XXII, 78: «... народ отца вашего Ибрахима, это он назвал вас муслимун».

129. Коран запрещает мусульманам половую связь с матерью, сестрой, дочерью и другими близкими по крови женщинами (Коран, IV, 23). Этот запрет Коран распространяет и на кормилиц и молочных сестер. Таким образом в этом отношении священная книга мусульман не делает разницы между матерью и кормилицей, между родной сестрой и молочной.

130. Здесь содержится намек на историю об Аврааме, Сарре и Агари (См. прим.: 23).

131. В Коране дети Иакова обещают ему на смертном одре: «Мы будем исповедовать веру твоего бога, бога отцов твоих: Ибрахима, Исмаила и Исхака» (II, 133), Известно, что из трех последних Ибрахим (Авраам) приходился Иакову дедом, Исмаил — дядей, и только Исхак (Исаак) — отцом.

132. «Сказал Господь ангелам: «Я создал из глины человека». (Коран, XXXVIII, 71). Интересно, что к этому эпизоду из Корана относится возмущение Иблиса (Дьявола) против Аллаха. Иблис отказался удовлетворить требование Аллаха и поклониться новому созданию. Он сказал: «Я лучше его: ты создал меня из огня, а его из глины» (XXVIII, 76).

133. Признание Иисуса божьим посланником и подтверждение христианской легенды о его рождении имеет место в 171-ом стихе IV-ой суры-Корана: «Иса, сын Марйам, есть посланец Аллаха, есть слово, ниспосланное им Марйам, и дух от него». Тем не менее генеалогией Иисуса в Библии признается отцовская линия.

134. Самум. Жаркий ветер с пустыни.

135. Сарра родила Исаака в преклонном возрасте, когда у нее уже прекратились месячные регулы (Коран, XI, 72—73). Согласно библии, Сарре тогда было девяносто лет

136. Коран, III, 45—46.

137. В Коране (XIX, 12) сказано, что Йахйе (Иоанну) была дарована мудрость еще в детстве.

138. Сулайман. Библейский Соломон.

139. Ухбан б. ал-Аус ал-Аслами. Один из сподвижников Мухаммада. Жил в Куфе, где и умер в правление наместника Мугиры. Существует, предание о его встрече с волком, который говорил с ним человеческим голосом и просил не посягать на посылаемую Аллахом добычу — овцу (Ибн Хаджар ал-Аскалани, Тахзиб, т. I, № 694).

140. Ан-Набига аз-Зубйани. Один из наиболее знаменитых до-исламских поэтов (ок. 535—604).

141. Хариш б. Хилал ac-Са'ди ал-Кураи. Поэт, глава тамимитов в Хорасане. Сражался вместе с Мухаллабом б. Абу Суфрой, хорасанским наместником, против хариджитов, умер в Басре в 701. г. (Шешен, 1967, с. 62).

142. Башшар б. Бурд. Крупнейший средневековый арабский поэт (696—783). Его дед Ярджух был родом из Тохаристана и был взят в плен хорасанским вали Мухаллабом б. Абу Суфрой. Отец поэта был впоследствии отпущен, на волю. Башшар б. Бурд от самого рождения был слеп, но стахи его отличались образностью и сравнениями,: недоступными даже и зрячим. (См. подробнее: Абу ал-Фарадж ал-Исфахани. Книга-Песен, с. 188—257).

143. Мути' б. Айяс ал-Лейси ал-Кинани (См. Абу ал-Фарадж ал-Исфахани, Китаб ал-Агани, т. 13, с. 274—276). Упоминается в Фихристе-Ибн ал-Надима как автор ста листов стихотворений (Фихрист, Тегеран, с. 184).

144. Мухаммад б. Сайд ал-Адрак ал-Катиб ат-Тамими. Багдадский поэт второй половины IX в. (Шешён, 1967 с. 63).

145. Са-ашкуру умран. Уолкер переводит: «Я буду благодарен Амру». В таком случае непонятно, кто такой Амр, да и смысл стиха становится неясным.

146. Мухаммад б. Джахм ал-Бармаки. Философ, живший при Мамуне, Как видно по нисбе, был одним из мавали Бармакидов. Брат известного поэта Али б. Джахма.

147. Абу Маан Сумама б. Ашрас ан-Нумайри ал-Басри, Один из выдающихся му'тазилйтов. Жил при Харуне ар-Рашиде к ал-Мамуне. Считался одним из самых проницательных и остроумных людей своего времени (ал-Аскалани, Лисан ал-Мизан, т. II, с. 83).

148. Касим б. Сайяр. Приближенный халифа Ма'муна.

149. Дар ал-хилафа. Резиденция халифа. Дар-ал-амма — палата, где халиф давал аудиенции посетителям не из числа приближенных.

150. Хумаид б. Абд ал-Хамид ат-Туси — военачальник халифа ал-Ма'муна. Был отравлен в 825 г. Хумаид считался одним из наиболее талантливых полководцев своего времени. Именно он помог Хасану б. Сахлю, правителю Ирака, справиться с восставшими войсками и населением Багдада в смутное время после взятия столицы войском Тахира б. Хусейна (Кеннеди, 1980, с. 156).

151. В тексте: Йахшад следует читать Ихшид.

152. Абу Шабиб б. Бухарахудат ал-Балхи. Судя по имени, один из потомков бухарахудатов, правителей Бухары. А. М. Мандельштам отождествляет его с Шабибом ал-Балхи, одним из военачальников ал-Ма'муна. (Мандельштам, 1956 с. 228).

153. Йахйя, б. Муаз. Один из военачальников ал-Ма'муна.

154. Ал-Ма'мун б. Харун ар-Рашид. Седьмой Аббасидский халиф (813—833).

155. Азракиты. Хариджитская секта, получившая свое название по имени своего основателя Нафи' б. Азрака. Отличалась особой непримиримостью.

156. Шариити (арабск; «шурат» — предавшие себя Аллаху). Так Называли себя хариджиты.

157. Тахким. В переводе значит «арбитраж, третейский суд». Это слово служило для обозначения главного лозунга хариджитов ла хукма илла ли-л-лахи — «нет суда, кроме божьего». Под этим лозунгом хариджиты отделились от Али, когда он дал согласие на третейский суд с Муавией.

158. Абу Сайд Мухаллаб б. Аби Суфра. Известный военачальник, был: наместником Хораеана с-67.9 г. по 701 г.

159. Хариш б. Хилал ас-Са'ди. Тамимитский поэт. См. прим. 141

160. Аббад.б. ал-Хассин. Один из известных военачальников и глава племени тамим. Во времена Абдаллаха б. аз-Зубайра был начальником полиции в Басре.

161. Ал-фуранкиййин. Так назывались гонцы, доставлящие донесение на далекие расстояния. Название, происходит от персидского парванс — «слуга» (Бартольд, Туркестан, с. 260).

162. Скопцов считали отличными стрелками и очень выносливыми в седле, иногда даже выносливее тюрков. Об этом сообщает и ал-Джахиз в «Хайаване» (Мец, 1966, с. 62):

163. В пользу подобного перевода, в отличие от перевода, А. М. Мандельштама («а если бы. она шла вместе с хариджитской, то исчерпала бы свои силы»), говорит тот факт, что в выражении во лау сайара хариджийиан слово хариджи стоит в неопределенной форме, тогда как выше оно для обозначения хариджитской лошади употреблялось с артиклем. Следовательно, здесь имеется в виду не хариджитская лошадь (употребление артикля при отсутствии самого слова «лошадь» становится просто необходимым), а сам хариджит, о котором в этом эпизоде повествования еще не говорилось. Тогда становится ясен смысл сказанного, ускользнувший от Мандельштама (См.: Мандельштам, 1956, с. 232, прим: 1): с тюркской лошадью может обращаться только тюрок, а под хариджитом она только теряет силы. Ниже указываются причины тому; заботливость тюрка, обучение лошади от самого ее рождения и т. д.

164. Не признавая третейского суда, хариджиты единственным путем решения конфликтов считали вооруженную борьбу. Как отмечалось выше, особой непримиримостью отличались азракиты.

165. Сиджистанец. Житель области Сиджистан. См.: прим. 85.

166. См.: прим. 155.

167. Недждец. Хариджиты, сторонники Неджды б. Амра (Шешен, 1967, с. 69). Но поскольку здесь в ряду имен названы как представители религиозных течений, так и жители различных областей, то возможно, что в данном случае имеются в виду жители центральной части Аравийского полуострова — плоскогорья Неджд.

168. Ибадиты. Представители наиболее умеренной хариджитской секты ибадитов, последователей Абдаллаха б. Ибада ат-Тамими.

169. Суфриты. Одна из хариджитских сект, получившая название по имени своего основателя Зийада б. ал-Асфара.

170. Всадники в арабском войске получали две.доли добычи против одной пешего воина. Такое распределение добычи имело место в исламском войске почти во все времена, даже в XIX в., в войске саудийских эмиров (Васильев, 1982, с. 143). Иногда доля всадника могла быть выше. Так было после битвы при колодцах Бадр, когда Мухаммад, ввиду особой немногочисленности конницы, велел выдать каждому всаднику три доли (Петрушевский, 1966, с. 25).

170а. Ад-Дабби. Рамазан Шешен считает возможным идентифицировать его с поэтом Раби'а б. Макрухом б. Кайсом ад-Дабби, умершим в 16/637 г.

171. Абу ат-Таййиб Тахир б. ал-Хусайн ал-Хузаи, прозванный Зу-л-Йаминейн за то, что в решающем сражении со сторонниками халифа ал-Амина сражался, держа саблю двумя руками. Основатель династии Тахиридов в Хорасане. Был отравлен в 822 г., в день, когда опустил имя халифа ал-Мамуна в пятничной проповеди.

172. Судус. Судус б. Асма — южноарабское племя, родственное племени тай. Кроме того, существовало еще два североарабских племени с именем с-д-с. Однако в последнем случае после первой корневой произносился звук «а» — садус (Му'джам кабаил ал-араб, II, 516),.

173. Абу ал-Батт. Один из военачальников во времена халифа ал-Ма'муна. Находился под командованием Хумайда б. Абд ал-Хамида. Вначале Абу ал-Батт держал сторону ал-Амина, но затем перешел на сторону ал-Мамуна и стал подчиняться Xасанy б. Сахлу (Кеннеди, с. 159—160)

174. Убулла. Город в Иране недалеко от Абадана.

175. Сайд б. Укба б. Салм ал-Хунаи. Вероятно сын Укбы б. Салма, наместника Басры (147 г. х. — 151 г. х.) при халифе ал-Мансуре (Табари, III, 352).

176. Река Балх. Балхаб — приток Аму-Дарьи. Иногда это название переносилось на всю Аму-Дарью.

177. Абу ал-Хаттаб Йазид б. Катада б. Диама; Рамазан Шешен отождествляет его с известным богословом Абу ал-Хаттабом Катадой б. Ди'амой (Шешен, 1967, с. 73).

178. Умар б. ал-Хаттаб. Второй из праведных халифов (634—644).

179. Некоторые высказывания, отражающие первые впечатления арабов о тюрках, приписывались халифу Умару, тогда как сам Умар никогда не становился во главе войск в завоевательных походах.

180. Абу Зубайд Хармала б. ал-Мунзир ат-Таи. Поэт-христианин. Принял ислам незадолго до своей смерти.

181. Абу Хузайма Хамза б. Адрак ал-Хариджи, руководитель хариджитского восстания в Сиджистане и Хорасане в 185 г. х.

182. Слова эти часто приписывались Мухаммаду, хотя он, вероятнее всего, никогда не сталкивался с тюрками (Бартольд, Соч. II(I), с. 244).

183. Йазид б. Мазйад. Наместник Азербайджана, Аррана и Армении. Правил с перерывами с 786 г. до самой своей смерти в Барде в 801 г. Известная самостоятельность его правления позволяет рассматривать его как первого официального малика (царя) Ширвана, власть которого распространялась на Азербайджан, Армению, Арран и Дербенд (Буниятов, 1965, с. 197—198).

184. Тулийа. Встречаются различные варианты написания. Ас-Сули, ссылаясь на ал-Джахнза, сообщает, что Тулийа ат-Турки был военачальником еще халифа ал-Махди и участвовал сЙазидом б. Мазйадом в сражении с Валидом б. Тарифом ал-Хариджи (Шешен, 1967, с. 29).

185. Валид б. Тариф аш-Шайбани. Руководитель восстания хариджитов в ал-Джазире (794). После ряда побед над халифским войском Валид аш-Шайбани был разбит и убит в поединке с Йазидом б. Мазйадом (См.: Буниятов, 1965, с. 197—198).

186. Мухаммад б. Джахм (См.: прим. 146). Был, вероятно, братом поэта Али б. Джахма ал-Бармаки (ум. 249 г. х.), который также оставил некоторые сведения о тюркских гвардейцах. Именно к нему восходит известие и том, что количество тюрок у ал-Му'тасима доходило до 20 тыс. (Агани, 10, с. 265):

186а. Фадл б. Сахл. Иранец по происхождению. Еще при Харуне ар-Рашиде был наставником его сына ал-Мамуна. После победы ал-Мамуна над ал-Амином был назначен вазиром. Убит в 818 г. халифскими гвардейцами, по слухам, с ведома самого ал-Мамуна.

187. Катул. Канал, проходивший через местность, где располагался город Самарра. Как указывает Йакут, вначале это была небольшая речка, впадавшая в Тигр. Затем Харун ар-Рашид велел углубить ее русло, для освоения близлежащих земель. На берегу этого канала халиф ал-Му'тасим построил жилища для своих гвардейцев и основал город Самарру (Йакут, Булдан). Катул соединялся с каналом Нахраван, который вел к нижнему течению Тигра, где находилась ал-Мубарака.

188. Джибалец. Джибалем назывался горный район к северо-западу от Исфахана.

189. Эти слова ал-Джахиза можно считать подтверждением верности нашего перевода того отрывка, где давалась более развернутая характеристика тюркской лошади (См.: прим. 163).

190. Ал-Абди. Рамазан Шешен предполагает, что это джахилийский поэт Йазид б. Хаззак ал-Абди (Шешен., 1967, с. 78).

191. Абдаллах б. аз-Зубайр. Претендент на престол халифа. После. смерти Муавии объявил династию Омейядов незаконной, провозгласил себя халифом и. сделал своей столицей Мекку. Его власть признаваллмногие области халифата. Погиб в бою при штурме Мекки войсками Хаджжаджа наместника Ирака (692).

192. Джум'а ал-Айадийна. Установить личность не удалось.

193. Кутаиба б. Муслим. Известный военачальник, наместник Хорасана (705—715). С ним связано завоевание Мавераннахра и первые военные успехи над тюрками.

194. О замечательном чутье верблюдов у арабов и по cей день рассказывают легенды и притчи. В одной из них говорится, что верблюд способен разыскать и вернуться к колодцу, из которого однажды пила беременная им мать (Штайн, 1981, с. 161).

195. Такое упоминание имеется, в частности, во второй суре, 246-ом стихе, где евреи просят послать им царя для возвращения на родину. Кроме того, можно указать и на 66-й стих IV-ой суры.

195а. Абдаллах б. Вахб ар-Расиби. Лидер хариджитов. Был известен своим благочестием и храбростью, за что хариджиты избрали его своим эмиром (предводителем). Убит в битве при Нахраване 658, (El).

196. Аксам б. Сайфи ат-Тамими. Один из видных вождей арабских племен в джахилийскую эпоху. Прожил долгую жизнь и умер в Медине, куда прибыл в 630 г. для того, чтобы принять ислам.

197. Имамат. Имеется в виду духовный авторитет халифа. Халиф, помимо военного руководителя (эмира), был еще и руководителем богослужения, или духовным главой общины верующих — имамом.

198. Во времена первых завоеваний арабы облагали население, покоренное по мирному договору, джизьей — данью, размер которой определялся условиями договора. Одновременно джизьей назывался и унизительный подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения, покоренных силой областей.

199. Даник: Мера веса равная 1/6 дирхама (3, 125 гр.), или динара (4, 46 гр). (Хинц, 1970, с. 15, 20).

200. Кират. Мера веса равная 1/14 дирхама или 0,2232 г. (Хинц, 1970, 24).

201. Бану хузайл. Большое аднаиитское племя, населявшее районы, прилегающие к Мекке.

202. Aye б. Хаджар. Один из выдающихся поэтов-доисламского периода (джахилиййи). Умер 2/624 г.

203. Абир. См.: прим. 20.

204. См.: прим. 22, 23.

205. Легенда о происхождении тюрков, осевших в Хорасане, от Авраама встречается в различных вариантах у ат-Табари (1, 248), Ибн ал-Ибри (с. 14), Ибн ал-Факиха (наст. изд. с. 49),

206. Ал-Хайсам б. Ади (ум. 822 г.). Известный историк, генеалог и литератор начала IX в.

207. Мубарак ат-Турки. Военачальник и телохранитель халифа ал-Махди (Табари, III, 381, 563).

208. Хаммад ат-Турки. Военачальник халифа ал-Мансура (Табари, III, 246, 277, и далее).

209. Мазхидж. Южноарабское, кахтанитское племя. Первоначально проживало в Йемене, затем, еще в допсламскую эпоху, переселилось в центральные области Аравии в союзе с другим южноарабским племенем кинда. (Пигулевская, 1964, 145—147).

210. Согласно арабским генеологиям, Басил б. Дабба поссорился с родичами и переселился в Дейлем, где, женившись на местной жительнице, положил начало дейлемцам. Именно к этой легенде обращались впоследствии мусульманские генеалоги, которые пытались доказать родство буидских правителей с Мухаммадом через даббитов (см. наст. изд: с: 107), мифический прародитель которых Дабба считался потомком Аднана в 7-ом колене (Сабаик аз-захаб, 25).

211. Идентифицировать по генеалогиям не удалось. Можно высказать предположение, что здесь так названы представители двух родов Суфа б. Мурр и Сафван б. Саджана. Эти два рода попеременно были служителями мекканского святилища Ка'бы в доисламскую эпоху, и естественно, отношение к ним мусульманской традиции было отрицательным как к незаконно распоряжавшимся в организации, паломничества и отошедшими от истинной веры. Эти два рода были близкородственны и одновременно недалеко отстояли по своей генеалогии от потомков Даббы (Му'джам кабаил ал-араб, II, 655; Сабаик аз-захаб, 25—27).

212. Ас-Савад. Такое название у арабов получили плодородные земли междуречья Тигра и Евфрата от г. Тикрита до до места слияния этих рек.

213. Зу-л-Карнайи (Двурогий). Под этим прозвищем на Востоке был известен Александр Македонский. Из сказанного здесь ал-Джахизом о тюрках можно заключить, что первоначально тюрки в сознании арабов ассоциировались с мифическими народами Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), и им приписывалась роль последних как завоевателей мира накануне Судного дня (См.: Введение, наст. изд, с: 25),

214. Здесь простое совпадение. Слово турк тюркского происхождения и означает «сильный, крепкий» (Гумилев, 1966 с. 22). Те же согласные, что и в слове турк, служат для передачи значения арабского глагола тарана — «оставлять». Согласно преданию тюрки были так названы потому, что в отличие от племен Йаджудж и Маджудж остались по эту сторону стены Зу-л-Карнайна (Ибн Касир. II, 110).

215. Дейлем. Горные области Гиляна. Дейлемские горцы оказали упорное сопротивление арабом, и распространение ислама здесь произошло только в конце IX в. и было связано с демократическим движением, а не насаждено сверху (см.: прим. 2 к соч. Ибн Хассула).

216. Амаллас б. Акил б. Уллафа. Поэт конца VIIIв.

217. Абу Мухриз Халаф ал-Ахмар (ум. 796 г.). Литератор и поэт. Упоминается в Фихристе Ибн ан-Надима (Фихрист, с. ,162):

218. Эти слова были обращены к племени бану Бурд, запретившему поэту пользоваться их колодцами (Мандельштам, 1956, с. 243).

219. Идентифицировать личность не удалось.

220. Салих б. Али ал-Аббаси. Брат Мухаммада б. Али и Абдаллаха б. Али — руководителей движения Аббасидов. Преследовал последнего омейядского халифа Марвана до Египта, где в местечке Бусыр настиг его и убил (Суйути, с. 255). Сын Сали-ха Абд ал-Малик был при халифах Хади и Харуне ар-Рашиде последовательно правителем нескольких областей. Оказался в опале, но был затем вновь возвышен халифом ал-Амином (Шешен, 1967, с. 86).

221. Вероятно, если только подобная встреча вообще имела место, это был тюргешский хакан Сулу, правивший по 730 г.

222. Джунайд. б. Абд ар-Рахман. Наместник Хорасана (729 —734). Проводил в свое правление активную политику, по отношению к тюркам. В 734 г. был смещен со своего поста халифом Хишамом, недовольным его женитьбой на дочери мятежного полководца Йазида б. Мухаллаба. Умер в Мерве сразу после своего смещения (EI).

223. «...Прелюбодейку и прелюбодея — наказывайте каждого из них сотней ударов», — сказано в Коране (XXIV, 2). Побитие же камнями за прелюбодеяние, стало мерой наказания, вероятно, в более позднее время (Мец, 1966, с. 298).

224. «Тех же, кто бросают обвинения против целомудренных, а затем не могут привести четырех свидетелей, побивайте восемьюдесятью ударами и никогда не призывайте их в свидетели — они сами развратники» (Коран, XXIV, 4).

225. «Укравшему, женщине или мужчине, отрежьте руку, которой они крали» (Коран, V, 38).

226. «Великим хаканом» мог быть только Истеми-хан, под предводительством которого тюрки в середине VI в. вышли к границам Ирана. В таком случае, Сасаном назван Хосров I Анушир-ван, эаключивший с Истеми-ханом союз против эфталитов_ который был скреплен браком Хосрова с дочерью Истеми-хана (Гумилев, 1966, с. 40).

227. Харис б. Ка'б. Североарабское, тамимитское племя.

228. Хазм б. Зайд. Кахтанитское племя.

229. Кинда. Кахтанитское племя, происходившее из Йемена, а затем переселившееся в центральные районы Неджда (См.: Муджам каба'ил ал-араб; Пигулевская 1964, с. 138).

230. Джахм б. Сафван ат-Тирмизи. Один из ранних теологов. Состоял секретарем при Харисе б. Сурайдже, руководителе анти-омейядского восстания в Хорасане (734—746 гг.). Восставшие, идеологом которых был Джахм, выдвигали лозунг соответствия государственной власти предписаниям Корана и сунны Пророка. Джахма б. Сафвана считают, возможно, необоснованно, основателем появившейся через 70 лет после его смерти секты «джахмийя», близкой по своим взглядам к му'тазилитам (EI).

231. Имеется в виду шахиншах Хосров II Парвиз.

232. В действительности же, Хосров I Ануширван взял в жены Хатун — дочь Истеми-хана (См.: прим. 226).

233. Мадаин. Арабское название Ктесифона, столицы Сасанидов.

234. Сус. Арабское название города Сузы в Хузистане.

235. Ар-Румийя. В 540 г. Хосров I Ануширван взял Антиохию. Плененных из этого города он поселил на новом месте на расстоянии одного дня пути от Ктесифона. Построенный по плану Антиохии, новый город получил название ар-Румийя, а управлять пленными, жителями Румиййи, был поставлен Бараз, христианин из Ахваза, который до того был главой ахвазских ремесленников (См.: Пигулевская, 1946, с. 95).

236.Здесь указывается на события после гибели императора Маврикия (602),, когда Хосров II под знаменем мести за своего «отца», оказавшего ему помощь в борьбе с Бахрамом Чубином, предпринял ряд успешных походов и отвоевал у Византии Египет и Малую Азию. Один из полководцев Хосрова Шахин даже расположился лагерем на азиатском берегу Босфора, как раз напротив Константинополя (Динавари, с. 106).

237. После убийства Фоки императором стал Ираклий, талантливый полководец. В 622 г. Ираклий выступает в поход в союзе с тюрками и хазарами ,ему удается вернуть все захваченные ранее Хосровом византийские владения. 12 декабря 672 г. Ираклий разбил персов у развалин Ниневии и двинулся на юг, к Ктесифону, «уничтожая и предавая огню встречавшиеся на пути царские дворцы» (Очерки, с. 227). Хосрову II удалось уйти, лишь перейдя через Тигр и перерезав канаты плавучих мостов, соединявших Ктесифон с правым берегом. Очевидно, эти события и отражены в приводимом ал-Джахизом высказывании: «До самого последнего дома преследовало его несчастие».

238. Перейдя Тигр, Хосров II оказался в полной изоляции. Против него был составлен заговор, он был смещен и убит с согласия своего сына Кавада Шируйе, занявшего вслед за этим престол шахиншаха.

239. Шахиншах Кавад Шируйе. По свидетельству Динавари, Кавад Шируйе, убив отца (628), царствовал около восьми месяцев.

240. Помимо арабских источников, о наличии у Хосрова II двух жен, «арамеянки Ширин и ромеянки Мариам», говорят и сирийские источники. Влияние Ширин было, по-видимому, больше, чем гречанки Мариам, которая не была дочерью императора Маврикия, но может быть, была его родственницей. Согласно персидской традиции, Шируйе был сыном Мариам (Пигулевская, 1946, с. 241). Таким образом Мариам могла быть матерью Шируйе, но никак не женой.

241. В действительности же, матерью Йазида III была Шахфаранд, дочь Фируза, сына Иездигерда III, а матерью Фируза, т. е. женой Иездигерда III была дочь Кавада Шируйе (Суйути, с. 252). Следовательно, Шируйе был дедом Фируза, а Фируз — дедом Йазида III по матери. По другой версии, матерью Йазида III была Махдуджа, дочь побочного сына Иездигерда от одной из его наложниц (Колесников, 1982, с. 141). В таком случае, Йазид III никакого отношения к византийским императорам не имел.

242. Йазид б. ал-Валид ан-Накис. Омейядский халиф (744). Правил всего шесть месяцев. Матерью Йазида была Шахфаранд, дочь Фируза, сына Йездигерда III (Суйути, с. 252). Подводя итог этой довольно запутанной генеалогии Йазида, скажем, что он происходил от Мариам, «дочери» Маврикия и жены Хосоова II — в пятом колене; от Хатун, дочери Истеми-хана и жены Хосрова I — в восьмом колене.

243. Марван б. ал-Хакам. Приходился прадедом Йазиду б. ал-Валиду. Марван (684—684) был основателем младшей ветви Омейядов в Ираке.

244. Валид б. Йазид б. Абд-ал-Малик б. Марван. Омейядский халиф (743—744). Откровенно развратный образ его жизни вызвал недовольство в халифате, и он был свергнут и убит своим двоюродным братом Йазидом б. ал-Валидом.

245. Фадл б. ал-Аббас б. Разин. Никаких данных о нем в доступных источниках отыскать не удалось.

246. Абу Муса Абдаллах б. Кайс ал-Аш'ари. Современник Мухаммада родился около 614 г. Принял ислам и участвовал в Военных походах Мухаммада, а затем и Абу Бакра. Умар назначил его правителем Басры (638). Абу Муса был арбитром, представлявшим Али на третейском суде после Сиффина (657) После этого события активного участия в политической жизни халифата не принимал (EI).

247. Абу Амр ад-Дарир. Идентифицировать личность не удалось.