Комментарии
1 Подробнее об этом см.: Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — М., Соч., 1963; его же: Очерк истории туркменского народа.—М., Соч., т“ II, ч. I, 1963; его же: Султан Синджар и гузы (По поводу статьи Иностранцева К. А.— М., Соч., т. II, ч. II, 1964.
2 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Перевод с персидского Хетагурова Л. А.. — М. Л., т. I, кн. 1, 1952.
3 Dietz F. Der Neuentdeckte oughusische Cyklop.— Halle und Berlin, 1815.
4 Радлов В. В. К вопросу об уйгурах. (Приложение к 70 тому Записок., АН, № 2.—СПб., 1983, с. 21—28) и другие его публикации.
5 Бартольд В. В. Турецкий эпос и Кавказ, М., — Соч., т. V, с. 473—486.
6 Riza Nour. Oughouz-name. Epopee turque.— Alexandrie, 1928.
7 Pellot P. Sur la legende d'Oguz-Khau et ecriture ouigoure, Toung Pao, XXVII, 1930, 4—5, 248—538.
8 Bang W., Rachmati G. R. Die legende von Oghuz-Kaghan.. — SPAW. Phil.-hist. Kl.. XXV, 1932, 1—44/Typ. пер. М. Эргина. Oguz kagan destani. Istanbul, 1970.
9 Orkun H. W. Oguzlara dair. — Ankara, 1935.
10 Щербак А. М. Огуз-наме.—М., 1959.
11 Eraslan Kemal. Manzum Oguzname. — Istanbul, 1976.
12 Кононов А. H. Введение к «Родословной туркмен». Сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. — М.—Л., 1958, с. 22, 82 и сл. Далее: РТ.,
13 Бартольд В. В. — М., Соч., т. VIII, 1973, с. 270—310.
14 Стори Ч. А. Персидская литература. Библиографический обзор. Пер. с английского Ю. Э, Брегеля. — М., ч. I, 1972, с. 305. Далее: Стори.
15 Петрушевский И. П. Рашид ад-Дин и его исторический труд. — В кн.: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М.—Л., т. I, 1952, с. 25.
16 Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк.
17 «Огуз-наме». Библиотека Топкапы (фонд Багдад Кешкю) № 282 в составе Маджму'а-и Хафиз-Абру.
18 По-видимому, здесь пагинация нарушена переписчиком, поскольку предпоследний лист пронумерован 6016.
19 Бернштам А. Н. Историческая правда в легенде об Огуз-кагане. — Советская этнография, 1935, № 6, с. 33. Далее: Бернштам А. Н. Указ. работа.
20 О тождестве Огуза и легендарного Моде китайских источников подробно писал Бичурин Н. Я.: Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М,—Л., т. I, 1950, с 225-226. См. также: Короглы X. Огузский героический эпос. — М. 1976, с. 15, 44—45, 78—79.
21 Бернштам А. Н. Указ. работа, с. 42—43.
22 Ад-Давадари. Дурар ат-тиджан ва гурар таварих аз-заман. (Рукопись стамбульской библиотеки Сулейманийя № 523, пл. 202а-б). Далее: ад-Давадари.
23 Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т, I, кн. 1, с. 80—91.
24 Сведения из «Огуз-наме» Рашид ад-Дина приводятся по критическому тексту К. Яна, взятому нами за основу перевода на русский язык. Сведения из «Родословной туркмен» Абу-л-Гази приводятся по переводу академика А. Н. Кононова.
25 Иафет (Олджай-хан) получает во владения «восточные страны вместе с Туркестаном и тамошними краями. Его летовка (яйлак) и зимовка (кышлак) находились в землях Туркестана, весенние месяцы он проводил в Уртаке и в Куртаке, находившихся поблизости от Инанч-шахра, а зимовал он в тех же краях, в местности 'Барсук, что в Каракуме. В этой местности было два города: один — Талас, а другой Кары Сайрам, причем, последний имел сорок больших ворот; столица Олджай-хана находилась в этой местности» (л. 590б).
26 «Иафес, по воле своего отца, покинул гору Джуди и отправился к берегам Итиля (Волги) и Яика (при Екатерине II переименован в Урал)». См.: РТ, с. 39, 81, прим. 19, 20.
27 Тюрк, «облюбовав одно место, поселился там. В настоящее время эта местность называется Иссык-Куль». РТ, с. 39, прим. 23,
28 Тутек «был современником первого иранского падишаха Каю-марса». РТ, с. 39, 81, прим. 25.
29 РТ, с. 39.
30 л. 590б.
31 РТ, с. 39,
32 РТ, с. 39—40.
33 РТ, с. 40: «страны и народы, [которые ему достались] от предков, умножились в числе».
34 Алынджа-хан «разделил свой юрт пополам и, отдав [его] двум своим сыновьям, скончался. Татар и Могол царствовали, каждый в своем месте», РТ, с. 40, 82, прим. 28.
35 «Могол-хан передал свой юрт своему старшему сыну Кара-хану. Кара-хан летовал в горах Ур-таг и Кор-таг: их теперь называют Улу-таг и Кичик-таг. Когда наступала зима, он зимовал в устье реки Сыр, в Каракумах и в Барсуке» РТ, с. 40, 82, прим. 29, 30.
36 л. 5966,
37 РТ, с. 49, РТ, с. 55: «Огуз-хан жил во времена Каюмарса».
38 л. 5966.
39 РТ, с. 54.
40 РТ, с. 55.
41 РТ, с. 55.
42 л. 5976.
43 л. 5976,
44 РТ, с. 55—56, 96, прим. 119—125: «На восток юрты огузского иля простирались до Иссык-Куля и Алмалыка, на юг — до Сайрама и гор Кызыкурт-таг и Караджык-таг, на север — до гор Улу-таг и Кичик-таг, в которых добывают медь, на запад — до города Йангикент, что при устье реки Сыр, и до Каракумов. В этих названных местах они жили четыре—пять тысяч лет».
45 л. 5976. «В правление этого падишаха появился пророк Мухаммед Мустафа, и этот владыка отправил к нему на службу своим послом Баята (Деде Керенчука) и принял ислам. Этот Коркут (!) был сыном Кара Хаджи из колена Баят. Он появился в правлении Инал-хана Сыр Явкуйа (№ 10». События, отмеченные выше, происходят после 622 г.
46 РТ, с. 58—60, прим. 135—140.
47 РТ, с.. 61: «У Канлы Иавлы было два сына: старшего звали Мур Йавы, младшего — Кара Алп-Арслан. Умирая, (Канлы Йавлы) разделил свой юрт на две части. Туркестан и Йангикент отдал Мур Йавы, Талас и Сайрам отдал Кара Алп-Арслану>.
48 РТ, с. 62: «Богра-хан превзошел всех своих предков. Он завоевал Бухару и Самарканд.., завоевал Хорезм и много лет царствовал». Богра-хан был первым караханидом.
49 л. 600а: «Коры-Текин воссел на престол в Кары Таласе».
50 Оюнак был владыкой в Кюленге. По Минорскому В. Ф. (Худуд с. .354—358) Кюленг (Кулан) находился близ станции Тарты (Турксиб); у Абу-л-Гази Оюнак не фигурирует.
51 л. 600б. Али-хан был владыкой «в Менде» и Йенгикенте: Он сидел на престоле на этой стороне реки Амуйе. РТ, с. 66: в правление Али появились монголы.
52 Кажется, это был владетель Дженда Шах-Малик ибн Али.
53 л. 601a: «Тугрул был падишахом двадцать лет до самого пророчества нашего пророка [Мухаммеда]».
54 РТ, с. 55-56.
55 РТ, с. 70: «После Кукем-Бакуя и Серенка огузский иль уже не мог самостоятельно поднимать и сажать на престол государей. Те из огузского иля, которые обосновались на Мангышлаке и Бал-хане, подчинялись тому, кто был государем в Ургенче. Те, кто обитал в Хорасане, подчинялись тому, кто был государем в Хорасанг. Те, кто жили в Мавераннахре и других юртах, были в таком же положении».
56 РТ, с. 67.
57 РТ, с. 66.
58 См.: Марвази Шараф аз-Заман. Табайи'-ал-Хайаван. Изд. и перевод на англ, В. Ф. Минорского, с. 29, 30, 95—101.
59 См.: Sumer F. Oguzlar — Istanbul, 1980, 20—21, 554—555.
60 Бартолъд В. В. Извлечение из «Зайн ал-ахбар». Соч., т. VIII, с. 43.
61 РТ, с. 57.
62 РТ, с. 59.
63 РТ, с. 61.
64 РТ, с. 66.,
65 Йакут; VII, 351: «Кулан — прекрасный городок в пределах страны тюрок, из огузов Мавераннахра».
66 Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893—1894 гг.—М., Соч., т. IV, 1966, с. 47. В другом месте— т. V. М., 1966, с. 301, прим. 100). В. В. Бартольд называет город Узюлань (араб. Кулан), недалеко от Тарты.
67 Исследование индийской легенды см., у: Бонгард-Левина Г. М. и Волковой О. Ф. Легенда о Кунале..—М., 1963.
68 РТ, с. 62—64 (с сокращениями).
69 В «Книге моего деда Коркута» (Огузский героический эпос. Перевод академика В. В, Бартольда.—М.—Л., 1962, с. 23): Сары-Кулбаш (Сары Кулмас). См. также: Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» («Книга моего деда Коркута», с. 237, 250).
70 В 1938 г. могилу «имама Коркута» в окрестностях Дербенда посетил путешественник Адам Олеарий. Побывав там на старинном кладбище, Олеарий записал о нем «следующую историю»: «Жил, будто бы в древние времена, однако уже после Магомета, в Индии парь по имени Кассан (т. е. Казан), по происхождению нации «окус» (т. е. огуз), живущей за Эльбрусом в Табесеране». См.: Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Перевод А. М. Ловягина.— СПб, 1906, с. 488.
71 Бартольд В. В. Извлечение из «Зайн ал-ахбар», с. 50, 53, 54.
72 См.: Худуд ал-алам, с. 95, 99, 274, 303, 304.,
73 См.: Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана, с. 30, 127, 128, 222, 225, 260.
74 РТ, с. 99—100, прим. 140.
75 См.: Джувейни, англ. перевод, т.. I, с. 74—75, 76, 82.
76 Абу-л-Фазл Байхаки, 833; Ибн ал-Асир, VIII, с. 34.
77 РТ, с. 68: «В огузском иле все стали друг с другом кровно враждовать. Все нападали друг на друга, убивали друг друга. И вот много илей во главе с Кылык-беком, Казан-беком, Караман-беком ушло в Мангышлак. Среди них были люди из всех илей, однако больше всего было из илей Имир, Дукер, Игдир, Чавулдур, Каркын, Салур и Агар. Часть, во главе с сыновьями Алынджак-бека, ушла в горы Хисар. Несколько илей, а именно: Оклы, Кокли, Агар и Султанлы ушли в Балханские горы. Иазырский иль ушел в Хорасан и много лет жил в окрестностях Дуруна. И еще десять тысяч кибиток из Салурского иля во главе с Дингли-беком ушло в Хорасан».,