Комментарии
1 Мавераннахр — арабское название среднеазиатских земель, лежащих к северу от Аму-Дарьи. Слово «Мавераннахр», означающее буквально «то, что за рекой», представляет арабский перевод термина древних географов — Trans-oxiana — Трансоксиана (Трансоксания), т. е. «то, что за (рекой) Оксусом».
2 «Славная обитель» (дар ал-фахара) и «благородная» (тариф)— эпитеты г. Бухары. В литературе имеется указание, что прославляющие Бухару эпитеты утвердились за ней со времени Саманидов, когда она стала одним из центров мусульманского богословия на Востоке.
3 Абу-л-Файз-хан (1711 — 1747)—хан из аштарханидской династии в Бухаре.
4 Эмир (арабск. амир повелитель') — так назывался назначенный непосредственно халифом правитель отдельной области обширного арабского халифата. При бухарских ханах, до эпохи мангытов, звание эмира через пожалование (уже от ханов) носили многие лица, главным образом главы племен и влиятельные предводители родов. Первый (Представитель; династии мангытов Мухаммад-Рахим (1753—1759) вместо «титула «хан» принял титул «эмир», как бы желая этим подчеркнуть, что он только правитель одной из областей теократически единого мусульманского государства. Никто не стал носить этого звания, кроме главы ханства, — исчезло и пожалование им. Однако в местных историнеских сочинениях, как мы видим из произведения Сами, термин «эмир» продолжает употребляться и в своем прежнем значении (см. текст, л. 107).
5 Мангыт — самое многочисленное из узбекских племен, занявшее в Бухарском ханстве привилегированное положение. В XVIII в. из него вышли родоначальники новой династии Бухарского ханства. Основным местом расселения мангытов в ханстве была долина Зеравшана: по сведениям А. Д. Гребенкина (Узбеки..., стр. 87—89) — около Самарканда Катта-Кургана, а по сообщению Н. Ханыкова (Описание..., стр. 63)— в окрестностях Бухары. По данным А. Д. Гребенкина, собранным 1868 г., в Карши, который мангыты считали своим центром, их насчитывалось 30 тыс. душ, а в Катта-Курганском отделе — 2 тыс. Более поздние данные приводит И. Магидович (Матералы по районированию Средней Азии, стр. 185—187).
6 Мухаммад Хаким-бий-аталик ибн Худайар-аталик (ум. в 1743 г.) — временщик, фактический правитель государства при Абу-л-Файз-хане, который возвел его в звание аталыка. Аталык (аталик, букв. 'заступающий место отца') — высший (15-й) чин в Бухарском ханстве, который присваивался довольно редко и лишь в знак особого расположения правителя.
7 Мухаммад-Рахим-бий ибн Хаким-бий-аталик (1753—1758)-первый правитель из мангытской династии в Бухарском ханстве. Данные о годах его правления приведены по ИНУ, т. II, стр. 121. От них, однако, отличаются даты у других авторов. В. Л. Вяткин в статье «Из области истории» (ТВ, 1899, № 32), ссылаясь на восточные источники, датой вступления на престол считает 1170 г. х. (1756), а смерти—1172 г. х. (1759). Эту дату вступления на престол приводит и В. В. Бартольд (История культурной жизни..., стр. 99), Сами же датирует совершенно иначе: вступление на престол—1157 г. х. (1744-45) и смерть — 1162г. х. (1748-49) (см. текст, лл. 58б—59а). Дату смерти Сами подкрепляет хронограммой, имеющейся на намогильной плите Мухаммад-Рахима, которая дает 1162 г. х. (1748-49). Однако В. Л. Вяткин, прибавляя второе в слове *** получает 1172 г. х. (1758—59) (см. прим. 51). Сами называет Мухаммад-Рахим-бия «Рахим-ханом». Титул «хан» был присвоен ему Надир-шахом при назначении его главою узбекского отряда в несколько тысяч человек, отправленного из Бухары в Мешхед.
8 Минбар—кафедра в мечети, с которой имамы читали проповеди. Иногда с минбара оглашались правительственные указы (см. ИНУ, т. I, стр. 397):
9 Завоевание Надиром Мавераннахра произошло, как известно, в 1740 г. Сами же, называя 1155 год хиджры, который соответствует 1742-43 г. нашего летосчисления, дает явно неправильную дату.
10 Джайхун — арабское наименование реки Аму-Дарьи. По предположению В. В. Бартольда (К истории орошения..., стр. 130), названия Джайхун (Аму-Дарья) и Сайхун (Сыр-Дарья) появились по аналогии с реками в северной Сирии — Джайханом и Сайханом.
11 Чахарбакр — название древнего селения Сумитан, расположенного в 5 км на запад от Бухары. Название Чахарбакр происходит от имени четырех святых (Абу-Бакров), могила одного из которых находится в этом селении. Архитектурное описание Чахарбакра см. у Г. Пугаченковой и Л. Ремпель (Бухара, стр. 43—45).
12 Фарсах (фарсанг)— арабская передача названия старинной персидской меры расстояния «парасанга», колеблющейся в различных местностях и в разные эпохи от 5 до 9 км. В Бухарском ханстве эта мера несколько превышала 9 км.
13 Сарапарда — завесы, протягивавшиеся на столбах четырехугольником, внутри которого .разбивался шатер хана и палатки его сановников.
14 «...и породнился с ним» — Надир для укрепления союза с бухарским ханом женился на одной из дочерей Абу-л-Файза, а на другой женил своего племянника.
15 Л. Будагов (Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, СПб., т. I, 1869, стр. 66) переводит слово ак-уйли как «белокибиточник, т. е. достойный и почтенный между кибиточниками»; Однако в литературе есть указания, что термином ак-уйли в Бухарском ханстве обозначались группы жителей, принудительно переселявшиеся пo воле правителя на новые места. В. Л. Вяткян называет эти переселения. «особым видом повинности» и переводит ак-уйли как «ссылка» (см В. Л. Вяткин, Каршинский округ..., стр. 24—25). В «Материалах по истории туркмен и Туркмении», т. II, стр. 600, а также у П. П. Иванова в «Архиве хивинских ханов...» слово ак-уйли переведено — «заложники». В том же-значении употребляет это слово и Сами. В другом своем произведении— Тухфа-и шахи.—Сами пишет: *** "В это время [Шахмурад], сделав ак-уйли многих жителей Мерва, перевел их в Бухару», т. е. в качестве переселенцев Шахмурад отправил жителей Мерва в Бухару. Можно предположить, что словом ак-уйли обозначались заложники и вообще люди, подвергавшиеся насильственному переселению.
16 Мирахур — шестой (из 15) в восходящем порядке бухарский чин— начальник конюшни. Каких-либо сведений о Рахимкул-мирахуре обнаружить не удалось. В Гулшан ал-мулук Мухаммад-Йа'куба Бухари сказано, что во главе узбекской знати, отправленной в Хорасан, был поставлен Джийанкул-мирахур (см. Д. Г. Вороновский, Гульшен-аль-Мулюк Мухаммеда Укуба Бухара, стр. 158).
17 При Надире главный город Хорасана Мешхед являлся столицей Ирана. Историю города и описание его см.: В. В. Бартольд, Историко-географический обзор Ирана, стр. 71—74.
18 Восстание 'Ибадаллах-бия катая произошло весной 1745 г.
19 Катта-Курган — административный центр бекства того же названия в Бухарском ханстве. Лежит к западу от Самарканда по течению Зеравшана на канале Нарпай. По данным В. В. Бартольда (История культурной, жизни...., стр. 100), основан в XIV в. местными правителями. Описание города во второй половине XIX в. см.: В. В. Радлов, Средняя Зеравшанская долина, — Зап. ИРГО, т. VI, СПб., 1880, Стр. 39—45; А. П. Хорошхин, Сборник статей..., стр. 248-—249.. Сейчас Катта-Курган — районный центр Самаркандской Области Узбекской ССР.
20 Кытай-кыпчаки — узбекское племя, заселявшее в бухарском ханстве пространство главным образом между Бухарой и Самаркандом. По-сведениям Н. Ханыкова (Описание..., стр. 64), кытаи кочевали между Бухарой и Кермине, а кыпчаки — между Катта-Курганом и Самаркандом» Однако эти племена настолько слились, что стали считаться за одно целое. Не установлено, когда возникла эта группа, но, по предположению П. П. Иванова (Восстание кытай-кыпчаков в Бухарском ханстве в 1821—1825 гг., стр. 29), это произошло во всяком случае еще до перемещения их в долину Зеравшана, так как группа кытай-кыпчаков встречается не только среди узбеков в Средней Азии, но и среди ногайцев в Крыму и на Кавказе. Впервые кытай-кыпчаки упоминаются в Средней Азии со второй половины XVII в. В более позднее время кытаи и кыпчаки опять упоминаются раздельно (см. Материалы, по районированию Средней, Азии, стр. 206, 208—210). Там же приводится общая численность бухарских кытаев и кыпчаков.
21 Мазар Бахааддйна Накшбанда — гробница основателя суфийского ордена накшбанди (самого крупного и влиятельного в Бухарском и Кокандском ханствах вплоть до XIX в.) Ходжи Мухаммада ибн Мухаммада ал-Бухарт шейха Бахааддина шах-и накшбанда (1318—1389), расположенная в селении Бахауддин в 9 км к северо-востоку от Бухары. Эта гробница была очень популярным местом паломничества в Средней Азии. Описание ее мы находим у многих путешественников, посетивших Бухару. О биографии и личности шейха Бахааддйна см. статьи А. А. Семенова: Рассказ шугнанских исмаалитов о бухарском шейхе Беха-уд-дине..., стр. 1(321)—2(322); Бухарский шейх Баха-уд-дин 1318—1389, стр. 202—211.
22 Ташкупрук- местность в 4,5 км к востоку от г. Бухары.
23 Кызылбаши ('красноголовые') — первоначально — название азербайджанских племен, с помощью которых в XVI в. пришла к власти в Иране династия Сефевидов. Название произошло от чалмы с красными полосками, которую носили воины этих племен. Впоследствии словом «кызылбаш» мусульмане-сунниты стали называть войска персов-шиитов.
24 Фатхабад — селение, расположенное приблизительно в 4 км на восток от г. Бухары (А. А. Семенов, Материальные памятники арийской культуры..., стр. 139; Садраддин 'Айни,-Та'рих-u амиран-и мингитийа-и Бухара, стр. 4). Упоминание о Фатхабаде мы находим и у Н. Ханыкова (Описание..., стр. 94), который говорит о нем как о месте, имеющем «медресы с садами» и находящемся в его. время в довольно разрушенном состоянии.
25 Гулямами (гулам) назывались солдаты гвардии халифов, а также местных владетелей, составлявшейся из купленных и отпущенных на свободу тюркских рабов. В контексте у Сами «гулям» может означать «воин», а также «военачальник». По свидетельству В. В. Григорьева, гулямами в Бухарском ханстве назывались молодые люди, служившие при своем господине в роли телохранителей, оруженосцев (см. В. В. Григорьев, О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде а Кашгаре..., стр. 77, прим. 46).
26 В тексте — Манар-и Бухара (Бухарский минарет) — это известный Манар-и Калин (Большой минарет) в г. Бухаре, возле которого находился дом родоначальника мангытской династии, отца Рахим-бия, Хакимбия-парваначи. Весь квартал, где находится этот минарет, также носил название «Гузар-и тахт-и Манар» («Квартал под Минаретом»).
27 Хотя в тексте написано «Амир-'араб», имеется в виду медресе Мир-и ^араб, построенное в XVI в. при 'Абдаллах-хане мастером по имени мир-и 'араб. Медресе же Амир, построенное рядом с медресемир-и 'араб, является памятником архитектуры второй половины XIX в.
28 Худжры — небольшие комнатки, напоминающие кельи, в которых жили ученики медресе. Худжры составляли один комплекс с медресе. Общее конструктивное описание медресе см.: М. Е. Массон, Ригистан и его медресе, стр. 3—4.
29 'Аваны. — По мнению Б. Н. Заходера, термином 'аванан *** обозначались лица, обладавшие полицейскими функциями (см. Сиасет намэ. Книга о правлении, вазира XI столетия Низам ал-мулька, стр. 317, прим. 52). По-видимому, в этом же смысле употребляет здесь это слово и Сами.
30 В тексте произведения Сами указана неправильная дата возведения на престол 'Абдалму'мин-хана. Это событие произошло в год смерти Абу-л-Файз-хана, который, как известно, был убит в 1747 г., а 1156 год хиджры соответствует только 1743-44 г. христианского летосчисления. Через год, в 1161/1748 г.,'Абдалму'мин также был убит (В. В. Бартольд, История культурной жизни..., стр. 106; В. Вяткин, Из области истории,— ТВ 1899, № 32). По сведениям же С. Лэн-Пуля, 'Абдалму'мин правил до 1164/1751 г. (см. С. Лэн-Пуль, Мусульманские династии стр. 232—233).
31 'Аликули-хан — племянник Надир-шаха, назначенный во время похода последнего в Среднюю Азию наместником Хорасана. Впоследствии возглавил заговор против Надира и после его смерти провозгласил себя шахом под именем 'Адил-шаха (адил — 'справедливый').
32 На самом деле убийство Надир-шаха произошло на несколько дней раньше, чем Абу-л-Файза.
33 Термин «тюря» (искаженная форма тюркского торе 'господин') употреблялся в Средней Азии как для обозначения начальника, главы, так и в качестве титула ханских сыновей (см.: Л. Будагов, Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, т. I, стр.390; В. В. Рад-лов, Опыт словаря тюркских наречий, т. I, стр. 1250). Пример употребления термина «тюря» и в первом значении встречается в рукописи Сами на л. 68б.
34 Как указывает В. В. Бартольд (История культурной жизни..., стр. 106) и по свидетельству некоторых восточных источников, используемых в статье В. Вяткина «Из области истории» (ТВ, 1899, № 32) Убайдаллах-хан был сыном не Абу-л-Файз-хана, а Шах-Тимур-султана Хорезми и, следовательно, не является аштарханидом.
35 См. прим. 7.
36 Хутба — молитва, читаемая в мечети по пятницам и в праздничные дни. В начале ее провозглашается единство бога, затем в ней призывается благословение на пророка Мухаммада и его семейство; далее следует моление о царствующем государе и в заключение — поучение со ссылками на Коран и хадисы. Упоминание имени в хутбе и чеканка монеты с этим именем означают официальное признание этого лица законньм правителем.
37 Хаким — правитель области (вилайета), назначенный эмиром или ханом.
38 Гиссар (Хисар).—Автор имеет в виду Гиссарское бекство Бухарского ханства, которое включало в себя северную часть долины Сурхан-Дарьи вместе с северной частью бассейна Кафирнигана. Власть узбеков установилась здесь еще со времени'Абдаллах-хана (1557—1598), однако иногда Гиссар освобождался от нее и пользовался независимостью, чаще же находился под главенством Бухары. Окончательно он был подчинен Бухарой в 1868 г. Сейчас территория Гиссара входит в Сурхан-Дарьинскую область Узбекской ССР и частью в Таджикскую ССР.
39 Хисар-и Шадман — главный город Гиссарского бекства (см. прим. 38). Расположен в верхней части долины р. Кафирниган, впадающей в Аму-Дарью. Город этот, несмотря на придаваемый ему эпитет шадман («радостный»), отличался вредным климатом. По В. И. Масальскому, число жителей в 1913 г. было 3 тыс. (Туркестанский край, стр. 735), а по Э. Реклю — в 1892 г.— 10 тыс. (Земля и люди.. Всеобщая география, т. VI, СПб., 1892, стр. 376). Сейчас Хисар-и Шадман (Гиссар) — районный центр в Таджикской ССР.
40 Данийал-аталик, оставаясь в звании аталыка, был фактическим правителем бухарского государства с 1758 по 1785 г. и опекуном при «подставных» ханах, внуках Абу-л-Файза (сначала при Фазил-тюре затем при Абу-л-Гази).
41 Под названием Миянкаль с давних пор была известна наиболее плодородная и хорошо орошенная средняя часть долины р. Зеравшан, заключенная между двумя ее рукавами: Ак-Дарьей (северный) и Кара-Дарьей (южный). Упомянутые протоки образуют как бы остров (расходятся приблизительно в 11 км. выше Самарканда и снова сливаются в одно русло в районе Хатырчи). В произведении Сами, как и в других восточных источниках, эта территория названа «Мийанкалат» (***). О происхождении этого названия см.: А. А. Семенов, Бухарский трактат..., стр. 145.
42 Ура-Тюбе — город, всегда имевший важное торговое и стратегическое значение. Издавна через него проходил торговый путь из Ферганы в Самарканд, поэтому естественно, что с образованием Кокандского ханства в XVIII в. между ним и Бухарой завязалась упорная борьба за обладание Ура-Тюбе, которая велась с переменным успехом. К приходу русских Ура-Тюбе входил в состав Бухарского ханства и был довольно сильной крепостью. Теперь Ура-Тюбе — районный центр Ленинабадской области Таджикской ССР.
43 В официальной истории Сами Тухфа-и шахи. это имя дано в форме *** Кутлук (рук. ИВ ЛН УзССР, № 2091, л. 36а).
44 Шахрисябз — один из древнейших городов Средней Азии, расположенный в долине р. Кашка-Дарьи на юг от Самарканда. До XIV в. носил название Кеш. Шахрисябз упорно отстаивал свою независимость от Бухарского ханства. Присоединенный к Бухаре Мухаммад-Рахимом, после смерти его город опять отложился от ханства, и при последующих эмирах борьба велась с переменным успехом. Окончательно был присоединен к Бухаре в качестве Шахрисябзского бекства только в 1870 г. с помощью русских войск. Сейчас Шахрисябз — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.
45 Килачи — один из узбекских родов. По сведениям А. П. Хорошихина (Сборник статей..., стр. 512), был расселен в основном в пределах Хивинского ханства и в незначительном количестве в долине Зеравшана.
46 Несеф (или Нахшеб) — древнее название г. Карши (см. прим. 61).
47 См. прим. 7.
48 Гиждуванский туман — один из восьми туманов (районов), группировавшихся вокруг г. Бухары. Административный центр его — Гиждуван, небольшой городок, расположенный в 40 км на северо-запад от Бухары. В нем имеется медресе — памятник зодчества тимуридской эпохи. Сейчас Гиждуван — районный центр Бухарской области Узбекской ССР.
49 Ворота Мазар — одни из одиннадцати ворот г. Бухары. По свидетельству И. Т. Пославского, свое название они получили от мазара Бахааддина, к которому ведет одна из двух дорог прямо от ворот (см. И. Т. Пославский, Город Бухара, стр. 50). За воротами имеется кладбище Абу Бакр Тархан, на котором и был похоронен Мухаммад-Рахим.
50 Шахруд — канал, снабжающий водой из Зеравшана г. Бухару. Протекает по городу на протяжении 3 км.
51 Приводимый Сами та'рих представляет собой хронограмму, имеющуюся на намогильном камне Мухаммад-Рахима на кладбище Абу Бакр Тархан, за воротами Мазар. Надпись гласиг *** (см. о ней прим. 7).
52 Накиб — должность в Бухарском ханстве, которая, как указывает А. А. Семенов в Бухарском трактате..., стр. 140, была принадлежностью лиц сенидского происхождения. В указанном произведении следующим образом определяются права накиба: «...будучи компетентен в устройстве, снаряжении и расположении войска во время похода, передвижения и воины и осведомлен об авангарде и арьергарде, о правом и левом флангах, о центре и о месте засады, не допускает достойного (или пригодного) для определенной должности человека к исполнению неподходящей для него». Н. Ханыков отмечает, что. должность эта в Бухаре довольно важная. В отсутствии эмира накиб решает тяжбы, касающиеся сапахи (см. Н. Ханыков, Описание..., стр. 190).
53 Кермине — административный центр бухарского бекства того же названия, расположенный примерно в 100 км на северо-восток от Бухары. По сведениям А. А. Семенова, г. Кермине под другим названием существовал еще в доисламскую эпоху (см. А. А. Семенов, Материальные памятника арийской культуры..., стр. 136). Перемену названия города В. И. Масальский приписывает арабам, которые нашли его окрестности похожими на Армению,— отсюда ка-арминая (см. В. И. Масальский, Туркестанский край, стр. 664). Бухарские эмиры проводили в Кермине большую часть своего времени, а предпоследний эмир — 'Абдалахад (1885 — 1910) — почти совсем переселился туда. Сейчас Кермине—районный центр Бухарской области Узбекской ССР.
54 Парваначи — двенадцатый (из 15) по восходящей линии бухарский чин. Об обязанностях парваначи см. работы А. А. Семенова: Очерк устройства центрального административного управления..., стр. 61; Очерк поземельно-податного устройства..., стр. 14; Бухарский трактат..., стр. 147.
55 Буркут — небольшой узбекский род, живший преимущественно в долине Зеравшана.
56 Нурата — административный центр одноименного бекства Бухарского ханства, расположенный к северу от Кермине. Теперь Нурата — районный центр Самаркандской области Узбекской ССР.
57 Бухарский арк — древняя цитадель внутри города, в которой помещались дворец эмира, дома некоторых административных лиц, казначейство, арсенал, различные дворцовые службы и даже государственная тюрьма. Бухарский арк описан многими путешественниками XIX в.
58 Кушбеги — в XIX в. первый сановник страны и заместитель эмира при его отлучках из г. Бухары. Подробно о функциях кушбеги в XIX в. и о должности кушбеги в средние века, когда он был только заведующим птичьей охотой ханов. А. Сеченов, Очерк устройства центрального административного управления..., стр. 53— 57; А. А. Семенов, Бухарский трактат..., стр. 148; Н. Ханыков,. Описание..., стр. 187.
59 Максура — особое помещение в мечети около минбара (кафедры), где во время богослужения и произнесения хутбы находился правитель.
60 Джами'-пайанда-аталик — одна из восьми соборных мечетей Бухары. Находилась на Регистане, под стенами арка. Возведена в 1026 г. х. (1617); описана Н. Ханыковым. В настоящее время разрушена (Н. Ханыков, Описание..., стр. 84; В. А. Шишкин, Архитектурные памятники Бухары, стр. 78; А. А. Семенов, Материальные памятники арийской культуры..., стр. 138).
61 Карши — город очень древнего происхождения. Он расположен в долине р. Кашка-Дарьи и лежит на перекрестке важнейших дорог. До XIV в. носил название Несеф (Нахшеб). В. В. Бартольд указывает (К истории орошения..., стр. 127—128; История культурной жизни... стр. 90), что перемена названия произошла в период монгольского владычества, когда монгольские ханы Кебек (1318—1326) и Казан (убит в 1347 г.) построили себе здесь дворцы. От дворца Кебека, находившегося недалеко от города, последний получил свое новое название («Карши» по-монгольски значит «дворец»). Однако старое название Несеф, как мы видим, продолжало употребляться в литературе наравне с Карши вплоть до XX в. С приходом к власти мангытов начинается возвышение Карши, и в XIX в. он становится вторым по величине, числу жителей и значению городом ханства. Должность правителя его обычно занимал наследник престола. Карши был административным центром; одноименного бекства. По сведениям А. Вамбери (Путешествие no Средней Азии, стр. 113—114), количество жителей в нем доходило до 25 тыс. Сейчас Карши — административный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.
Об истории города см.: Л. А. Зимин, Нахшеб, Несеф, Карши. Их истории и древности, стр. 197—214. Описание города в' XIX в. см.: Н. Ханыков, Описание..., стр. 108—110; А. Борис, Путешествие в Бухару, ч. 2, стр. 373 и сл.; В. Крестовский, В гостях у эмира Бухарского, — «Русский вестник» №6, стр. 624—635; Н. А. Маев, Очерки Бухарского ханства, стр. 109—112.
62 Абу-л-Гази-хан аштарханид сидел на бухарском престоле с 1758 по 1785 г. Он лишь номинально числился ханом, а фактически правителем государства при нем был Данийал-аталик. После смерти послед-него Абу-л-Гази был низложен Шахмурадом, сыном Данийала. Умер в 1801 или в 1802 г.
63 Рамазан — название 9-го месяца мусульманского лунного года и праздника, которыи наступает после месячного поста и приходится на первые три дня следующего за рамазаном месяца шавваля.
64 Шахмурад (1785—1800)—сын Данииал-яталика. Вступил на престол после смерти отца, свергнув Абу-л-Гази-хана. Время правления Шахмурада считается наиболее спокоиным периодом в правлении мангытскои династии.
О личности. Шахмурада см.: А. А. Семенов, Надпись на могильной плите бухарского эмира , Шах Мурад Ма'сума, стр. 41—44; В. В. Григорьев, О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде и Кашгаре. Записки Мирзы-Шемса Бухари, стр. 41—53, прим. I; ИНУ, т. II, стр. 122, 123 и ел.; С. Лэн-Пуль, Мусульманское династии, стр. 233.
65 Вакфом называлось недвижимое (земля, постройки и т. д.), а иногда и движимое имущество, которое их владелец с благотворительной целью или для «спасения своеи души» завещал в вечное или временное пользование чаще всего какому-либо богоугодному учреждению (медресе, мечети, мазару и т. д.) или же на нужды объектов общественного пользования (построика и поддержание оросительнои системы, проезжих дорог, караван-сараев и т. п.) Имелись вакфы, завещанные в пользу потомков жертвователя. При обращении имущества в вакф составлялись вакуфные грамоты и назначалось особое лицо — мутавалли, которое и распоряжалось этим имуществом.
66 Pa'uйam —податное сословие.
67 По сведениям, приводимым Сами, Данийал вступил на престол в 1163/1749-50 г. (см/текст, л. 606), а умер в 1199/1784-85 т.— получается, что на престоле он провел не 38 лет, как говорит сам автор, а 36.
68 1-й день месяца ша'бана 1199 г. х. соответствует 9 июня 1785 г.
69 Мирза Мухаммад-Садик- Джандари — личный секретарь двух бухарских эмиров — Шахмурада и Хайдара — и известныи в свое время поэт. Родился в селении Джандар, недалеко от Бухары. Умер в 1235 1819 г.. Оставил Диван (15 тыс. стихов), историю мангытских государеи в стихах и много месневи. В произведении Сами Тухфа-а шахи (л. 93а) приводятся некоторые биографические сведения о нем и образцы его стихов.
70 Барат — 14-й день месяца ша'бан. Здесь, очевидно, автор переносит название этого дня на весь месяц в целом.
71 Кази-ал-куззат ('судья судей') — верховный судья в Бухарском ханстве, называвшиися в просторечии кази-каланом ('главным судьей'). Мир Низамаддин был казнен Шахмурадом, как указывает В. В. Бартольд, еще при жизни Данииала вместе с другим сановником — кушбеги Давлат-бием—по обвинению в том, что они нарушили шариат и приняли персидскии обычаи курить кальян (В. В. Бартольд, История культурной жизни..., стр. 107).
72 Фетва — юридическое заключение, основанное на шариате. Составлялась муфтием, а утверждалась особым лицом, носящим титул а'лам ('ученейший').
73 Улемы ('улама) — ученые-богословы из официального мусульманского духовенства, представители духовнои знати.
74 Газий — воин, сражающийся за веру.
75 Ярма — по А. Вамбери, «татарское» национальное блюдо. Представляет собои толченые хлебные зерна, разваренные в молоке (см. А. Вамбери, Очерки Средней Азии, стр. 111).
76 Ханифиты — один из четырех главнейших толков в исламе, на которые разделился правоверныи мусульманскии мир уже при первых Аббасидах. Основателем его был Абу Ханифа. Ханифитский толк был самым распространенным в Среднеи Азии. Начало его преобладанию, по мнению В. В. Бартольда, было положено уже в IX в. (см.: В. В. Бартольд, История Туркестана, стр. 13; История культурной жизни...., стр. 65; Ислам, стр. 51).
77 Хайдар (1800—1826) — четвертый правитель из мангытскои династии, сын и преемник Шахмурада. Сами ошибается на год, считая датой вступления этого государя на бухарский престол 1216 г. х. (1801-02 г.). Яркая характеристика эмира Хайдара, бездарного правителя и невежды, мнившего себя ученым, приведена со слов современников у В. В. Григорьева в его книге «О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде и Кашгаре. Записки Мирзы-Шемса Бухари», стр. 67— 71, прим. 4, и у А. А. Семенова в «Очерке устройства центрального административного управления...», стр. 3; см. также: ИНУ, т. II, стр. 162 и сл.
78 Сейид — лицо, ведущее свои род от пророка Мухаммада. Бухарские эмиры считали себя потомками пророка и поэтому носили титул сейидов.
79 По-видимому, значительную часть улемов и ученых, о которых упоминает Сами, составляли таджики.
80 У Сами, как и в других бухарских хрониках, слово ургенчи употребляется в качестве синонима «хивинец» — житель Хивинского ханства. Под тем же именем ургенчи были известны в Зеравшанском округе выходцы из Хивинского ханства, поселившиеся здесь при Шах-мураде.
81 Кенегес — многочисленное узбекское племя в Бухарском ханстве, обитавшее почти исключительно в Шахрисябзском вилайете.
82 Эмир Хусайн — старший сын эмира Хаидара — после недолгого царствования в 1826 г. был отравлен по приказанию своего брата Насраллаха. Выше (л. 63б) Сами называет эмира Насраллаха старшиь сыном эмира Хайдара. Это очевидная ошибка.
83 Эмир 'Омар-хан вступил на престол в 1826 г., после смерти-своего брата эмира Хусайна, и в гом же году был убит по приказанию-Насраллаха.
84 Бахадур ('богатырь') — почетное звание, присваивавшееся в Средней Азии как воинам, отличившимся своей храбростью, так и самим ханам.
85 «... выпросил его кровь...» — образное выражение, означающее-«спас его от казни».
86 Автор имеет в виду Ферганскую область, простиравшуюся между левым берегом Сыр-Дарьи и Каратегином.
87 В год, указанный здесь Сами,—1255/1839-40 — между Бухарой и Кокандом действительно имели место неудачные для Коканда военные действия, начатые кокандским ханом Мухаммад-'Али (Мадали). Однако поход эмира Насраллаха на Коканд и убийство им Мадали-хана произошли через два года после указанной Сами даты (см. прим. 88).
88 Мухаммад-'Али-хан (сокращенно Мадали) — кокандский хан,. правивший с 1822 по 1842 г. О периоде царствования его см.: В. Наливкин, Краткая история Кокандского ханства, стр. 122—144; Н. Петровский, Очерка Кокандского ханства, стр. 735—736; В. В. Вельяминов-Зернов, Исторические известия о Кокандском ханстве от Мухаммеда-Али до Худояр-хана, стр. 329—338.
89 Эмир Музаффар (1860—1885) — шестой правитель из династии мангытов в Бухарском ханстве.
90 В Бухарском ханстве все население, кроме сейидов и ходжей, делилось на две группы: сипахи — служилое сословие, к которому относились военные и все чиновники, и остальной народ — фукара (торговцы, ремесленники и т. д.).
91 Дарваз — труднодоступная горная страна по среднему течению р. Пяндж; до последней четверти XIX в. сохраняла независимость от Бухарского ханства. В правление эмира Музаффара, в 1877-78 г., с помощью русских войск Дарваз был присоединен к ханству и в виде Дарвазского бекства вошел в состав Восточной Бухары. Административный центр — Кала-и Хум.
92 Куляб — название одного из бухарских бекств и его административного центра. Находится в юго-восточной части Таджикистана в бассейне р. Кызылсу, где проходят юго-западные отроги Дарвазского хребта. С давних времен Кулябская область (известная в старину под названием Хутталь, или Хутталян) играла в Средней Азии значительную культурную и экономическую роль. Здесь проходила старая караванная дорога из Самарканда в Афганистан. Со второй половины XVIII в. Кулябская область в связи с общим упадком могущества Бухарского ханства, подобно Шахрисябзу и Гиссару, становится почти независимой. И только при эмире Музаффаре, с помощью России, в 60—70-х годах здесь восстанавливается власть Бухары.
93 Бальджуан — одно из бухарских бекств и город с тем же названием, расположенный севернее Куляба в бассейне р. Кызылсу. Как и другие горные области Восточной Бухары, Бальджуан отличался независимостью и стремлением к самостоятельности. Окончательно был подчинен Бухаре только в конце XIX в. Город Бальджуан — резиденция бека, по описанию Г. А. Арандаренко, в то время представлял собой горный поселок в 300 дворов с небольшой цитаделью на правом берегу р. Кызылсу (см.: Г. А. Арандаренко, Досуги. в Туркестане 1874—1889, стр. 430).
94 В 1863 г. эмир Музаффар действительно прошел всю Фергану .до границ Кашгарии, но не смог удержаться там и ушел в Бухару, захватив с собой Кокандского хана Худайара (см. прим. 100). Вмешательство эмира в кокандские дела продолжалось и в последующие годы.
95 Коран, 96 6-7.
96 Немруд — легендарный тиран, ввергнувший в огненную печь пророка Ибрахима (Авраама).
97 Кейкавус — мифический царь древнего Ирана.
98 Тамбур — род струнного музыкального инструмента.
99 Сир — мера веса, равнявшаяся в бухарском ханстве, по сведениям Н. Ханыкова (Описание..., стр. 114), 1 пуду 38 фунтам 12 золотникам, т. е. приблизительно 31,25 кг.
100 Худайар-хан (1845—1858,11862—1863, 1866-1875) — третий сын Кокандского хана Шир'-Али (1842—1845). После смерти отца в 1845 г. 13-летним мальчиком был возведен на престол главою кыпчакского рода кулан Мусулманкулом, ставшим при нем полновластным регентом, но впоследствии казненным Худайаром. В 1858 г. Худайар был свергнут с престола своим братом Малла-ханом и бежал в Бухару. В 1862 г. при поддержке бухарского эмира Музаффара вновь утвердился на кокандском престоле, однако уже через год, в 1863 г., после неудачной борьбы с 'Алимкулом (см. прим. 102), опять поселился в Бухаре, и только в 1866 г., после смерти 'Алимкула, опять при поддержке эмира Музаффара, Худайар воцаряется в Коканде и правит до 1875 г. Сами называет неправильную дату восстановления на кокандском престоле Худайара эмиром Музаффаром — 1285 (1868-69) г.; она не совпадает ни со второй датой его вступления на престол —1862, ни с третьей—1866.
101 Коканд — столица Кокандского ханства, начал расти как город с середины XVIII в. на месте существовавшего здесь селения с тем же названием. Описание города в середине XIX в. см.: А. П. Хорошхин, Сборник статей..., стр. 39—42. Сейчас Коканд — центр Ферганской области Узбекской ССР.
102 Мулла 'Алимкул-аталик — влиятельный сановник Кокандского ханства. Свергнув с престола Худайара, с 1863 по 1864 г. он был фактическим правителем государства при возведением им на ханство несовершеннолетнем сыне покойного кокандского хана Малла-хана Султан-сейиде. В 1864 г. был убит при осаде русскими Ташкента.
103 Сами ошибается в хронологии. Восстание Фулад-хана, самозванца по имени Исхак-мулла, выдававшего себя за младшего сына 'Алим-хана и претендовавшего на кокандский престол, произошло в 1873 г. и было подавлено с помощью русских войск в 1876 г. 'Алимкул же возводил на престол Султан-сейида в 1863 г. (см. прим. 102).
104 Сами опять ошибается в хронологии. Генерал Кауфман, как известно, был назначен в Среднюю Азию только в 1867 г. при образовании Туркестанского генерал-губернаторства в качестве первого генерал-губернатора, а завоевание начал полковник Черняев,действовавший здесь с 1864 по 1866 г.
105 Город Аулие-Ата возник сравнительно недавно, при кокандском хане Мадали в 1826 или в 1827 г., сначала как крепость. Однако в литературе имеется указание на то, что один из древнейших городов Средней Азии — Талас или Тараз, не существовавший уже в XVI в., возможно, был расположен там, где впоследствии основан Аулие-Ата. Сейчас Аулие-Ата, переименованный в Джамбул, является административным центром Джамбульской области Казахской ССР.
106 Шаш — древнее название Ташкента.
107 Ходжент — один из древнейших городов Средней Азии, удобно-расположенный на торговых путях. Время возникновения его точно-неизвестно. Существует предположение, что крепость, построенная Александром Македонским и названная им Александрия Эсхата (Александрия Крайняя), и есть Ходжент. Уже в Х в. он считался одним из больших городов Мавераннахра. С образованием Кокандского ханства, в начале XIX в. вошел в состав этого государства. Однако между Бухарой и Кокандом происходила постоянная борьба за него. В описываемое время, как раз перед самым русским завоеванием Ходжента (в 1866 г.), город был занят бухарцами. Сейчас Ходжент, переименованный в 1936 г. в Ленинабад, является городом республиканского подчинения в Таджикской ССР.
108 См. прим. 104.
109 Канибадам-один из старейших городов Ферганы, расположен у подножия горы Каратау. Время основания его неизвестно. Легенда об основании Канибадама приведена Н. Наливкиным (Краткая история Кокандского ханства, стр. 5). В давние времена город славился произраставшим здесь прекрасным миндалем, от которого и получил свое название (кан-и бадам означает по-таджикски «источник миндаля»). Сейчас Канибадам — центр Канибадамского района Таджикской ССР.
110 Хронограмма, приводимая Сами на завоевание Ташкента, дает 1283/1866-67 г., а не 1865, следовательно. Сами ошибается здесь на один год.
111 Малла-хан-брат кокандского хана Худайара. Свергнув в 1858 г. брата с престола (см. прим. 100), он правил четыре года и был убит в 1862 г. в результате дворцового заговора
112 Мулла Алимкул, как известно, был убит при защите Ташкента в 1864 г. (см. прим. 102).
113 Сами опять путает лица и хронологию событий. Известно, что-после смерти 'Алимкула под Ташкентом в Коканде пытался воцариться некий Худайкул из династии мингов, правившей в Фергане с 1710 г. Однако с помощью эмира Музаффара Худайар-хан был восстановлен на престоле, а Аллахйар-диванбеги (Из другого исторического произведения Сами Тухфа-и шахи известно, что при Музаффаре Аллахйар-диванбеги одно время был правителем Ура-Тюбе, а.затем — Джизака (см. рук. ИВ АН УзССР, № 2091, л. 207а).) был послан в погоню за бежавшим к Ошу Худайкулом. Таким образом, Аллахйар-диванбеги никак не мог преследовать ни Малла-хана, ни Мулла 'Алимкула, ибо их в это время уже не было в живых.
114 Диванбеги — тринадцатый (из 15) в восходящем порядке бухарский чин — заведующий финансовыми делами ханства.
115 Сайхун — арабское название реки Сыр-Дарьи (см. прим. 10).
116 Чиназ — город, расположенный вблизи устья Чирчика. Сейчас — районный центр Ташкентской области.
117 См. прим. 102, 112, 113.
118 Тирак-Давани — по русским источникам, Терек-Даван — горный перевал, через который шел кратчайший путь из Ферганы в. Кашгар.
119 Не губернатор Кауфман (см. прим. 104), а генерал Черняев действительно отправил письмо эмиру с сообщением о занятии им северной части Кокандского ханства, думая этим отвлечь внимание эмира« от Ташкента к Коканду.
120 Раис — в XIX в. в Бухаре особое должностное лицо, в обязанности которого входило следить за соблюдением правил шариата и карать за их нарушение, а также за незнание молитв, за нарушение мер веса и т. п. Ишан-раису столицы подчинялись раисы остальных мест ханства. Раис мог совмещать свою должность с обязанностями преподавателя медресе. К званию раиса иногда прибавлялось слово садр — почетное звание духовных лиц, присваивавшееся правителями среднеазиатских государств.
121 Ривайат— толкование статьи закона; постановление.
122 Дясахад (как и газа) означает священную войну мусульман против «неверных».
123 Панджара —оконные узорные решетки из ганча, реже из дерева в зданиях Средней Азии и Среднего Востока. Просветы ганчевых панджара иногда заполнялись цветными стеклами.
124 Майдаюлгунское сражение, известное в русской историографии под именем Ирджарского, произошло 8 мая 1866 г. у урочища Ирджар местность на Сыр-Дарье выше Чиназа). А Майдаюлгун — это, по-видимому, второй бухарский лагерь со ставкой самого эмира, который был занят, по сведениям А. И. Макшеева, на следующий день после сражения при Ирджаре (см. А. И. Макшеев, Исторический обзор Туркестана и наступательное движение в него русских, стр. 241—243).
125 См. прим. 104.
126 Сами и здесь путает лица. М. Г. Черняев действовал в Средней Азии с начала 1864 г. по март 1866 г., а Ирджарское сражение (май 1866 г.) проводил уже генерал-майор Романовский, сменивший здесь Черняева.
127 Джизак (в тексте — Дизах) принадлежит к числу весьма древних городов Средней Азии. Расположен у подножия северного склона хребта Нуратау. С образованием Кокандского ханства Бухара и Коканд стали оспаривать его друг у друга, подобно Ура-Тюбе и Ходженту. Сейчас Джизак — районный центр Самаркандской области Узбекской ССР.
128 Сами очень сблизил время Ирджарского сражения и занятия русскими Ура-Тюбе, которые на самом деле разделены промежутком в несколько месяцев (первое было в мае, а второе — в сентябре — октябре 1866 г.).
129 Первый поход русских войск на Джизак был предпринят Черняевым в январе 1866 г., до Ирджарского сражения и взятия русскими Ура-Тюбе. Сами же поместил эти события ранее похода на Джизак.
130 Рабатами в Средней Азии в XIX в. обычно назывались изолированные хутора. Они представляли собой небольшие укрепления, обнесенные высокими глиняными стенами в форме правильного четырехугольника с одними воротами. В рабатах жило по нескольку семейств. О первоначальном назначении рабатов как укрепленных мест на границах мусульманских владений, ку.а стекались «борцы за веру», и об их истории см.: В. В. Бартольд, Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. II, стр. 29—32.
131 Коран, 89,8.
132 Второй поход на Джизак, закончившийся взятием его русскими войсками, произошел не через два месяца, как указано у Сами, а более чем через полгода после первого — в октябре 1866 г.— и под командованием не Черняева, а генерала Романовского (см. прим, 126).
133 Искандар-хан, афганец, во время смут, связанных с борьбой из-за престолонаследия, бежал из Афганистана и поступил на службу к эмиру бухарскому со своим отрядом афганцев (о нем см.: M. A. Teрентьев, История завоевания Средней Азии, т. I, стр. 410—412; В. В. Радлов, Средняя Зерафшанская долина, стр. 83; Мирза 'Абдалазим Сами, Тухфа-и шаха, рук. ИВ АН УзССР, №2091, лл. 282б— 283а; В. В. Бартольд, История культурной жизни..., стр. 226). В дальнейшем, как видно из упомянутых работ, Искандар-хан из-за столкновения с нуратинским беком перешел на сторону русских и успешно боролся против своих единоверцев; впоследствии попал в Петербург, Лондон и, наконец, в Систан.
134 Йаджудж и Ма'джудж—название варварских народов. Северной Азии (то же, что библейские Гог и Магог); для защиты от их вторжения, по преданию, Александр Македонский построил стену.
135 См. прим. 132.
136 Дадха — десятый (из 15) в восходящем порядке бухарский чин. В обязанности дадха входило доставлять правителю страны прошения различных обиженных лиц и вручать им полученные ответы. На л. 75 настоящего сочинения 'Адил-бий-дадха упоминается как живой.
137 Китай — узбекский род, обитавший в Бухарском ханстве, в основном а районе от Кермине до Катта-Кургана. Хотя роды кытай и кыпчак настолько слились, что считались за одно целое (см. прим. 20), однако наименования кытай и кыпчак продолжали употребляться отдельно наряду с названием кытай-кыпчак. Многие исследователи в XIX в., упоминая отдельно кытаев и кыпчаков, считают их то за отделы племени кытай-кыпчак, подразделяющиеся в свою очередь на роды (см. Н. А. Аристов, Заметки об этническом составе тюркских племен... стр. 423), то за отдельные роды племени кытай-кыпчаков (В. В. Радлов Средняя Зерафшанская долина, стр. 60—61).
138 Инак — одиннадцатый (из 15) в восходящем порядке бухарский чин, лицо, особо близкое к властителю страны. В его функции входила доставка приказов эмира чинам неэмирского сословия (А. А. Семенов, Бухарский, трактат..., стр. 148).
139 Туксаба — седьмой (из 15) в восходящем порядке бухарский чин, собственно—начальник войскового подразделения, имеющего свое знамя — тук. Первоначально он обязан был ставить блюда с кушаньями перед государем, а также управлял туманом Харакан.
140 Странно, что автор упоминает среди погибших в Джизаке бухарских военачальников Искандар-хана. В другом своем историческом произведении — Тухфа-и шйхи—Сгчли повествует о судьбе этого человека уже после сдачи Джизака русским войскам (см. прим. 133).
141 'Абдалмалик-тюря (род. в 1848 г.) — старший сын эмира Музаффара, поднявший восстание против отца. Потерпев поражение, он после долгих мытарств поселился в Пешавере, где и скончался в 1909 г. (см. о нем: Кауфманский сборник..., стр. XXVIII; П. Шубинский, Очерки Бухары, стр. 5). В дальнейшем изложении Сами подробно останавливается на его мятеже.
142 Гузар (Хузар)—административный центр одноименного бухарского бекства. Город расположен к юго-востоку от Карши и лежит на удобном караванном пути между Бухарой и Кабулоч. Представляет также важный транзитный пункт между Гиссаром, Карши и Бухарой. Мейендорф в своем «Путешествии» называет его «значительным городом» (М. Meyendorff, Voyage d'Orenbourg а Воикhаrа, fait en I820.., p. 162). Описание его в 1876 г. см.: Н. Маев, Очерки, Гиссарского края. Сейчас Гузар — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.
143 Кунграт — многочисленный узбекский род, расселенный в Бухарском ханстве, главным образом в бекствах: Хузарском (Гузарском), Байсунском, Ширабадском и Керкинском. Кунграты считали себя выходцами из Хивы, где была сосредоточена основная масса представителей этого рода, из которого происходила Кунгратская династия хивинских ханов.
144 Нукеры — лица, выполнявшие на службе у хана и областных правителей обязанности полицейского характера. Нукеры набирались из жителей, добровольно пожелавших служить, и за свою службу пользовались наделом земли. О происхождении этого слова см.: Б. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм, стр. 87 и cл.; Монгольское «nokur».
145 'Хишткупрук — населенный пункт между Джизаком и Самаркандом, к северу от селения Актепа.
146 Йлан-Ути самая узкая часть ущелья Санзар, представлявшего с древнейших времен единственный проход через горы Нуратау.
147 Сами здесь неправ, говоря, что свое продвижение к Самарканду русские войска начали через 15 дней после взятия Джизака. Эти события отделены друг от друга несколькими месяцами: Джизак был взят в октябре 1866 г., а Самарканд — в мае 1867.
148 Год барса — один из годов двенадцатилетнего тюркского животного цикла.
149 Хронограмма (ma'pux) дает 1283 (1866-67) г. Текст ее представляет собой приписку на полях листа.
150 Коран, 82,2.
151 Здесь речь идет о городке Янги-Курган, расположенном по дороге из Джизака в Самарканд и называемом еще Сайбы (Сайбуйи).
152 В тексте ***
153 С момента выступления русских на Самарканд эмир стал засылать к губернатору посланцев, пытаясь путем переговоров приостановить наступление, но это не достигло цели. Среди посланцев был и Наджмаддин-ходжа, до этого уже не раз ездивший в качестве посла к русским: в 1859 г. с посольством Игнатьева он побывал в Петербурге, в 1865—1866 гг.— в Казалинске и Оренбурге и, наконец, в 1867 и 1868 гг. принимал участие в переговорах с Кауфманом. Мир-асад — в средневековой Бухаре должность мухтаси-ба (раиса) сейидов, проживавших внутри г. Бухары и на расстоянии от него до одного фарсаха (=9 км.).
154 Сарбазы — так назывались регулярные бухарские войска — пехота. Сарбазы служили по найму и набирались из лиц, не имеющих определенных занятий. Получали содержание от эмира.
155 См. прим. 90.
156 Медресе Тилла-кари — одно из двух главных медресе Самарканда (другое — медресе Ширдар), воздвигнутое на площади Регистан в XVII в. могущественным сановником Бухарского ханства Ялангтуш-бием. Описание его см.: Н. Ханыков, Описание..., стр. 103; М. Е. Массой, Ригистан и его медресе, стр. 19—22.
157 Урак — в XIX в. почетное звание, дававшееся только людям духовного сословия.
158 Аксакал (по-узбекски буквально означает 'белобородый')—человек, пользовавшийся почетом по своему возрасту, богатству и заслугам. Аксакалами в Средней Азии назывались старосты селений и кварталов а также главы ремесленных цехов. Когда в Туркестане была введена русская терминология, то наряду со словом «старшина» употреблялось «аксакал».
159 Дамулла — по словарю Л. Будагова — помощник муллы, учителя в школах (см. Л. Будагов, Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, т. I, стр. 550). Однако слово дамулла в Средней Азии употребляется также при обращении к человеку образованному как особая форма выражения уважения и почтения.
160 Мударрис — преподаватель в медресе.
161 Неясно. По-видимому, имеется в виду эмир Музаффар (в тексте ***).