162 В тексте

Комментарии

162 В тексте ***.— так титуловались в Бухаре сейиды. Здесь имеется в виду Наджмаддин-мир-асад.

163 Очевидно, речь идет об известном хане мервских теке — Коушут-хане, под предводительством которого текинцы в 1855 г. разбили войско хивинского хана под Серахсом, а в дальнейшем вытеснили из Мерва сарыков. В 60—70-х годах Коушут-хан пользовался в Мера е большим влиянием. Упоминание об участии войска мервских Теке в войне Бухары с царской Россией в других источниках не встречается. Теке (текинцы) — многочисленное туркменское племя, жившее главным образом по границе с Ираном.

164 Чарджуй — административный центр бухарского бекства того же названия, расположенный на левом берегу реки Аму-Дарьи. Древний город, имел когда-то важное торговое значение, так как стоял на главном пути из Хорасана в Мавераннахр. В древности назывался Амуль, откуда получила свое название и р. А му-Дарья. Наименование Чарджуй впервые упоминается в начале XIV в. Сейчас Чарджоу (Чарджуй) — административный центр Чарджоуской области Туркменской ССР.

165 в тексте *** Вероятно, автор имеет в виду часть пусты ни Каракум, в которой находится г. Мары (Мерв).

166 Актепа — большое селение, расположенное между Хишткупруком и Самаркандом. По сведениям В. В. Радлова, Актепа в его время уже имел вид маленького городка (см. В. В. Радлов, Средняя Зерафшанская. долина, стр. 18—19).

167 Тук мангыт (тук-и мангит) — отделение узбекского рода мангыт, считавшееся самым значительным среди остальных.

168 В тексте *** (илдар). По-видимому, этот термин аналогичен приводимому Н. Ханыковым в «Описании Бухарского ханства» термину урукдар, которым обозначался человек, «имеющий род, т. е. предков, ознаменовавших себя постоянною службою бухарским ханам» (Н.Ханыков, Описание..., стр. 182).

169 Коран, 58,22.

170 Об Ибрахиме-парваначи автор подробнее сообщает в другом своем историческом произведении— Тухфа-и. шахи, где указывает, что одно время Ибрахим-парваначи был правителем в Керки. Конфликт между эмиром Музаффаром и парваначи, в освещении Сами, произошел из-за вопроса, выступить ли эмиру на помощь осажденному русскими войсками Ташкенту или идти на Коканд. Парваначи был противником похода на Коканд (см. Тухфа-и. шахи, рук.. ИВ АН УзССР, № 2091, л. 196а).

171 Чупан-Ата — возвышенность, расположенная примерно в 8 км к северо-востоку от Самарканда. Название это относительно позднее, а у средневековых восточных авторов она известна как Кухак — «горка». См,: В. Л. Вяткин, Материалы к исторической географии Самаркандского вилайета..., стр. 43; Я. Г. Гулямов, Чупан-Ата (здесь же на стр. 22—23 приведен ряд легенд о происхождении этой возвышенности),

172 Христианин 'Осман — беглый урядник Сибирского казачьего войска, в 1863 г. прибыл в Коканд и обучал там сарбазов 'Алимкула, В 1865 г. попал в плен к эмиру, командовал у него частью армии и был самым ярым противником мира с русскими. В 1870 г., в период завоевания русскими Шахрисябза, он был казнен эмиром в Чыракчи, по. словам Сами, за развратный образ жизни (см. Тухфа-и шахи, рук ИВ АН УзССР, № 2091, л. 272б).

173 По сообщению А. Вамбери, в Бухарском ханстве в его время жило примерно 60 тыс. арабов (см. А. Вамбери, Путешествие по Средней Азии, стр. 183). По мнению некоторых советских исследователей, нельзя дать окончательного ответа на вопрос, когда попали в Среднюю Азию живущие там арабы; известно лишь, что во время арабского завоевания в главных городах Мавераннахра были поставлены значительные арабские гарнизоны. Позже арабы распространились гораздо шире и быстро ассимилировались с местным населением.

174 Здесь образное выражение. Мадда — знак долготы над буквой алиф — имеет волнообразное начертание. Автор, по-видимому, намекает на трусость воина.

175 Образное выражение, употребленное автором вместо «выпалили из ружей».

176 Сиаб — река в окрестностях Самарканда.

177 Автор имеет в виду место недалеко от Самарканда, где, по преданию, находится могила пророка Данийала (Даниила). Она расположена приблизительно в 400 м к северу от развалин городища Афрасиаб

178 Байкуш в переводе означает «сова», однако употребляется в Средней Азии и в переносном смысле для определения бездомного бедняка, нищего.

179 Муфтий — мусульманский законовед, составлявший по просьбе заинтересованной стороны юридические заключения со ссылками на Коран и шариат. Заключения представлялись судье, и тот на их основании выносил решения (см. прим. 72).

180 Ворота Шахи-Зинда — одни из шести ворот города Самарканда, получившие свое название от комплекса мавзолеев времени Тимура — Шахи-Зинда, расположенного примерно в 2 км от ворот. Описание ворот см.: А. П. Хорошхин, Сборник статей..., стр. 191; Н. Ханыков, Описание..., стр. 100.

181 Кокташем Сами, по-видимому, называет дворец эмира в Самаркандской цитадели, в которой помещался знаменитый «зеленый камень» (кокташ), имевший ритуальное значение. На этот камень должен был воссесть каждый эмир при короновании на престол.

182 В 615 г. н. э. часть мусульман, подвергшихся в Мекке тяжелым гонениям, по совету Мухаммада переселилась в христианскую Абиссинию, где нашла приют и покровительство негуса. Есть свидетельство, что Мухаммад до смерти негуса (в 630 г.) оставался его другом.

183 Коран, баз.

184 'Ираки — название ковровой вышивки, пользующейся большой известностью не только в Средней Азии, но и за ее пределами.

185 Шейх-Касим — небольшой населенный пункт, по А. Вамбери — вторая остановка на пути от Бухары к Самарканду, не доезжая Кермине (см. А. Вамбери, Путешествие по Средней Азии, стр. 102).

186 Панджшамбе — небольшой городок, приблизительно в 12 км к северу от Катта-Кургана.

187 Асака — название местечка вблизи Андижана. Сейчас — город Ленинск.

188 Халка — по-видимому, прозвище. Словарное значение халка «кольцо», а также «пирожок» (см. В. В. Радлов, Опыт словаря тюркских наречий, т. II, стр. 1677).

189 Шагирдпише — так назывались люди без чинов, служившие у правителей областей и у других крупных чиновников для выполнения различных поручений. Они посылались, например, с донесениями к эмиру о положении в бекстре; в то же время, как это видно из произведения Сами, они несли гарнизонную службу в крепостях и участвовали в походах. За усердную службу шагирдпише зачислялись в служилое или военное сословие.

190 Хронограмма (ma'pux) дает 1284 (1867-68) г.

191 Кара-мангыт и ак-мангыт — отделения узбекского рода мангыт (см. прим. 5). См, таблицу деления узбекского рода мангыт в приложении к диссертации Д. Г. Вороновского (Гульшен-аль-мулюк Мухаммеда Якуба Бухари, Ташкент, 1947).

192 См. прим. 168.

193 Ишикакабаши — восьмой (из 15) по восходящей линии бухарский чин, «главный хранитель (высокого) порога». Так же, как мирахур и туксаба, имел титул «убежище войны» (***).

194 В тексте — *** (а также ***), букв. 'благодетель' (арабск.), в Средней Азии употреблялось в значении «правитель». Здесь имеется в виду эмир.

195 Сараи — многочисленный узбекский род, населявший в Бухарском ханстве главным образом долину Зеравшана. По сведениям А. Д. Гребенкина, главным местопребыванием этого рода был раньше Балх, откуда они и расселились на север. Он упоминает об этом роде как о кочующем и также занимающемся земледелием в Шахрисябзских горах (см. А. Д. Гребенкин, Узбеки..., стр. 89—90).

196 Нураддин-хан-тюря — второй сын эмира Музаффара, родившийся в 1851 г. и умерший еще при жизни отца в конце 70-х годов. Был сна. чала правителем Карши, затем — Чарджуя.

197 Ширабад — административный и торговый центр бухарского бекства того же названия. По данным В. В. Бартольда (История культурной жизни...., стр. 100), был воздвигнут местными правителями в XIV в Сейчас Ширабад — районный центр Сурхан-Дарьинской области Узбекской ССР.

198 Эрсари — туркменское племя, жившее на левом берегу Аму-Дарья в среднем ее течении и находившееся в зависимости от Бухарского ханства.

199 Денау — административный центр одноименного бухарского бекства. Сейчас Денау—районный центр Сурхан-Дарьинской области Узбекской ССР.

200 Букаджли — по Н. Ханыкову — подотдел отдела уактамгалы рода кунграт (см. Н. Ханыков, Описание..., стр. 60).

201 Аксараем назывался воздвигнутый Тимуром в 1380 г. дворец в Шахрисябзе, от которого осталась только часть главного фасада. Остатки Аксарая находились в цитадели — резиденции шахрисябзского бека возведенной позднее.

202 Джура-бек-бий — правитель Китаба, постоянно боровшийся за независимость от бухарского эмира. После взятия Китаба бухарцами с помощью русских войск в 1870 г. бежал в Кашгар, но по дороге был захвачен кокандским ханом Худайаром и выдан русскому правительству. Долго жил в Ташкенте, принял русское подданство, участвовал на стороне русских в войне с Кокандом и умер в 1906 г. в чине генерал-майора русской армии. Биографический очерк о нем см.: ТВ, 1906 № 17; Кауфманский сборник, стр. XXXIII—XXXVI.

203 Китаб — центр одноименного бухарского бекства. Город возник сравнительно недавно. По В. В. Бартольду, крепость Китаб упоминается с половины XVIII в. (см. В. В. Бартольд, К истории орошения...., стр. 129). Сейчас Китаб — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.

204 Тахта-Карача — название перевала через Зеравшанский хребет, представлявшего прямой путь из Самарканда в Шахрисябз. Описание перевала см.: Н. А. Маев, Очерки Бухарского ханства..., стр. 82.

205 По сведениям А. П. Хорошхина, на 1876 г. общее число жителей Самарканда составляло 20 тыс. человек, и из них 60% таджиков (см. А. П. Хорошхин, Сборник статей..., стр. 217—220).

206 Ширин-Хатун — селение, расположенное за Зирабулаком по дороге из Самарканда в Бухару. Сами пишет о Ширин-Хатуне как о первом пункте, с которого начинается культурная полоса вокруг г. Зияуддина (см. Тухфа-и шахи, рук. ИВ АН УзССР, № 2091, л. 236б).

207 А'лам (букв. 'ученейший') — высший из муфтиев (см. прим. 179), без утверждения которого юридические заключения муфтиев были недействительны (см. прим. 72).

208 Под крепостью Сайбуйи автор имеет в виду Янги-Курган (см. прим. 151).

209 в тексте — ***, что являлось титулом как инака, так и парваначи, дадха, диванбеги, а также всех хакимов страны.

210 Шигаул — церемониймейстер и в известных случаях провиантмейстер, заведовавший продовольствием послов.

211 Абдаллах-хан II, Шейбанид, правил в 1557—1598 гг. С его именем связана в истории Бухарского ханства попытка создать сильное централизованное государство. В его правление отмечается некоторый подъем в хозяйственной и культурной жизни страны.

212 Термин сахибкиран, в переводе означающий обладатель счастливого сочетания двух планет, употреблялся на мусульманском Востоке по отношению к наиболее могущественным правителям. Так, он был обычным эпитетом Тимура.

213 Сами ошибается в годе заключения мирного договора между Бухарой и Россией. Это произошло не в 1283 (1866-67), а в 1868 г.

214 Хронограмма (ma'pux) дает 1283 (1866-67) г.

215 В тексте: *** ('счастливая особа').

216 Даргам — селение недалеко от Самарканда, точное местонахождение которого не установлено.

217 Дахбиди —'дахбидский', 'из Дахбида'. Дахбид (Дагбид) — крупное селение, находящееся в 12 км к северу от Самарканда на Ак-Дарье. По свидетельству В. В. Радлова, оно напоминало скорее маленький городок (См. В. В. Радлов, Средняя Зеравшанская долина, стр. 18—19).

218 Каратепа — селение, расположенное приблизительно в 16 км к юго-западу от Самарканда.

219 Ходжа-Мубарек — селение, приблизительно в 60 км от Карши по дороге в Бухару.

220 Всех узбекских родов, по местной традиции, насчитывалось до 92. Европейские исследователи в XIX в. (Ханыков, Вамбери, Борис, Гребецкин, Хорошхин и др.) приводят разноречивые данные: от 32 (А. Вамбери, История Бохары или Трансоксании, т. II, стр. 1—2; А. Борнс, Путешествие в Бухару, ч. III, стр. 367—368) до 102 (Д. Н. Логофет, Бухарское ханство под русским протекторатом, т. II, стр. 155—156). Такой разнобой, по-видимому, можно отчасти объяснить тем, что, как свидетельствует В. В. Бартольд, узбекские родовые деления не были постоянной величиной: одни мельчали, исчезали, другие появлялись вновь (см. В. В. Бартольд, История турецко-монгольсках народов, стр. 28).

221 Ташкурган — селение, расположенное ка юг от Яккабага.

222 Яккабаг — центр одноименного бухарского бекства, расположенный к югу от Шахрисябза, у предгорий Гиссарского хребта. Сейчас Яккабаг — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.

223 Баба-бек — правитель Шахрисябза, вместе с Джура-беком (см прим. 202) боролся за независимость своих владений от Бухары. После поражения в 1870 г. вместе с Джура-беком пытался бежать в Кашгар но, как известно из предыдущего, был схвачен кокандским ханом и выдан русскому правительству. Впоследствии, так же как и Джура-бек, приняв русское подданство, служил в русской армии и умер в 1898 г. в чине полковника.

224 Сиддик-тюря — сын казахского султана Кенисары Касымова, который до самой своей смерти (в 1844 г.) не признавал над собой руссской власти и боролся против нее. Когда в конце 40-х годов вся Большая Казахская орда вместе с сыновьями Кенисары подчинилась русской власти, Сиддик бежал в Коканд и там боролся на стороне кокандцев против русских. После смерти 'Алимкула возглавлял оборону Ташкента (см. прим. 102).

Действия Сиддика против русских войск отмечают в своих сочинениях М. А. Терентьев (История завоевания Средней Азии, т. I стр. 280, 310 и сл.) и А. И. Макшеев (Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских, стр. 241, 252 и сл.). О Сиддике см.: М. Г. Черняев, Султаны. Кенасара и Садык. Сами останавливается только на выступлении Сиддика в самой Бухаре. По сведениям А. И. Макшеева, Сиддик удалился к бухарским пределам весной 1867 г.

225 Дешт-и Кыпчак («Кипчакская степь») — под таким названием известны в Средней Азии с XI в. степи Казахстана, называвшиеся ранее Дешт-и Хазар—-«Хазарская степь».

226 Танха — в Бухарском ханстве временное или пожизненное земельное пожалование за военную или гражданскую службу (взамен жалованья или в дополнение к нему). Владетель танха — танхадар — получал право взимать в свою пользу с земледельческого населения налоги, поступавшие до этого в казну эмира. Образцы документов на пожалование танха приведены в работе О. Д. Чехович «Докуменгы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве», вып. 1, Ташкент, 1954.

227 Хатырчи — административный центр одноименного бухарского бекства. Расположен на р. Зеравшан в месте слияния двух ее рукавов: Ак-Дарьи и Кара-Дарьи. Сейчас Хатырчи — районный центр Самаркандской области Узбекской ССР.

228 Ташкурганское ущелье представляет собой выход из Гиссарских гор в Шахрисябзскую долину в том месте, где находится Яккабаг. 229 Кассан — большое торговое селение, расположенное на северо-запад от Карши, по дороге в Бухару, представляет как бы пригород Карши. Сейчас Кассан — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.

230 Читариг — селение, расположенное недалеко от Кассана.

231 Курганами в Средней Азии обычно назывались крепости, цитадели небольших городов, в которых имелся гарнизон. Так, В. .Л. Вяткин (Каршинский округ..., стр. 14—15) говорит о наличии более десяти таких крепостей в Каршинском вилайете. О курганах см. также: Н. Веселовский. Заметка о курганах Туркестанского края, стр. 221—226.

232 Мираб — должность надзирателя, следившего за распределением воды. По словам Сами, должность мираба Шахруда Бухары по значению равнялась должности правителя Самарканда (см. Тухфа-и шахи. рук. ИВ АН УзССР, № 2091, л. 254а).

233 Гурбун — селение, находящееся к северо-востоку от Бухары, недалеко от города, по Яворскому — в 7 верстах (см. И. Л. Яворский, Путешествие русского посольства по Афганистану и. Бухарскому ханству в 1878—1879 гг., т. II, СПб., 1883, стр. 378-379),

234 Каратегином называлась горная страна, расположенная на север от Дарваза по среднему течению Сурхоба — Вахша (районы современной Гармской области Таджикской ССР). Вследствие своей труднодоступности Каратегин вплоть до второй половины XIX в. сохранял самостоятельность, не считая временной зависимости его от Коканда и Дарваза, и всегда управлялся представителями местной династии. В 1870 г. был присоединен к Бухарскому ханству и стал одним из бухарских бекств.

235 В тексте: *** — титулы названных везиров: инака Шукур-бия и Йа'куба-кушбеги.

236 Юз — узбекский род, живший главным образом в долине Зеравшана, в окрестностях городов Ура-Тюбе и Джизака.

237 Ярты-тепе — селение, находящееся недалеко от Гузара (приблизительно в 1 км).

238 Карабаг — селение, расположенное по дороге из Шахрисябза в Карши.