Комментарии
239 Чиракчи — главный город Чиракчинского бекства Бухарского ханства. Время основания города неизвестно. По словам В. В. Бартольда (К истории орошения..., стр. 129), «в половине XVIII века упоминаются крепости Китаб и Чиракчи... из них крепость Чиракчи существовала еще раньше, при Убейдулле». По мнению В. Крестовского (В гостях у эмира Бухарского, стр. 133 и сл.), название свое город получил от могилы святого Чирагчи-ата, ремесленника, занимавшегося выделкой из глины светильников (чираг) и считавшегося покровителем всех людей этого ремесла. Мейендорф упоминает о Чиракчи, называя его «значительным городом» (М. Meyendorff, Voyage d'Orenbourg a Boakhara, fait en 1820..., Paris, 1826, p. 162). Сейчас Чиракчи — районный центр Кашка-Дарьинской области Узбекской ССР.
240 Описание Каршинского арка см.: Н. Ханыков, Описание..., стр. 108—109; В. Л. Вяткин, Каршинскай округ..., стр. 13.
241 В тексте *** Чимом, называлась общая внешняя крепостная стена Шахрисябза и Китаба, сбитая из земли и, по-видимому, из кусков дерна («дерн» по-узбекски чам).
242 Джам — урочище, расположенное между Катта-Курганом и Самаркандом, приблизительно в 60 км от последнего.
243 В тексте ***
244 Hyp — старое, еще времен Чингиза, название Нурата (см. прим. 56).
245 Хан Ургенча, т. е. хивинский хан (ср. прим. 80), по имени прежней столицы ханства до XVII в. В этот период ханом в Хиве был Сейид Мухаммад-Рахим-хан II кунграт, правивший с 1865 по 1910г.
246 См. прим. 196.
247 Фараб — в XIX в. небольшое селение и крепость на правом берегу Аму-Дарьи, напротив Чарджуя.
248 Керки — административный центр Керкинского бекства, расположенный недалеко от Карши и представлявший собой пограничную крепость. Описание его см.: А. Вамбери, Путешествие по Средней Азии, стр. 114, 116. Сейчас Керки — районный центр Чарджоуской области Туркменской ССР.
249 Михманхане — помещение для приема гостей.
250 Тамуз — десятый месяц сирийско-македонского календаря, соответствующий июлю.
251 Танур — особая лечь для приготовления хлеба. В печи разводится огонь, и, когда дрова прогорят, к накаленным стенкам печи прилепляются хлебные лепешки.
252 Ср.: Коран, 21,31.
253 Меймене и Акча — столицы небольших полунезависимых узбекских владений на левом берегу Аму-Дарьи, признававших над собой в течение нескольких столетий, власть бухарского ханства. В середине XIX в. среди прочих левобережных ханств афганским эмиром Дуст-Мухаммадом (1826—1863) была завоевана Акча. В 1859 г. между Бухарой и Афганистаном было заключено соглашение, по которому границей между ними признавалась в основном река Аму-Дарья. Таким образом, афганцам была отдана и область Меймгне, которая фактически еще не была завоевана Афганистаном. Окончательное подчинение Меймене, Акчи, Балха и некоторых других узбекских ханств произошло в 60—70-х годах XIX в. при Шир-'Али-хане, преемнике Дуст-Мухаммада.
254 Балх — древний город, в XIX в. — столица полунезависимого узбекского владения на левом берегу Аму-Дарьи. В 1849 г. был присоединен к Афганистану эмиром Дуст-Мухаммадом. Об истории города см.: В. В. Баргольд, Историко-географический обзор Ирана, стр. 17— 20; Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. II, стр. 78—81.
255 Шир-'Али-хан — афганский эмир, преемник Дуст-Мухаммада, правивший с 1863 по 1879 г.
256 О Йа'куб-беке, выходце из Коканда, ставшем впоследствии правителем Кашгара (1864—1877), см.: Н. Веселовский, Бадаулет Якуб-бек, аталык Кашгарский; М. Ф. Гаврилов, Страничка из истории Якуб-бека Бадаулета — правителя Кашгарии.
257 Здесь, по-видимому, имеется в виду титул имарат панах (***см. прим. 209.
258 Афак-ходжа — правитель Кашгара с 1691 по 1692 г. В истории страны считается установителем правления ходжей.
259 Рум — принятое на Востоке название Византии, впоследствии, перенесенное на Турцию.
260 'Абдалму'мин-тюря — третий сын эмира Музаффара, родился в 1852 г., умер в 1893 или 1894 г.
261 Байсун — административный центр Байсунского бекства, небольшой городок, не игравший сколько-нибудь видной роли в политической жизни страны. Сейчас — районный центр Сурхан-Дарьинской области Узбекской ССР.
262 Тартули — отдел рода кунграт, обитавший в долине Байсун-Дарьи и в бассейне р. Ширабад.
263 Дербент расположен примерно в 64 км от Байсуна и существовал еще в древние времена как крепость, замыкающая подступы к Байсуну.
264 Казаяклы — отделение рода кунграт, жившее в долине Аму-Дарьи, около Термеза и в бассейне р. Ширабад.
265 Аманпули или пул-а аман (букв. 'деньги за пощаду') — контрибуция, которая собиралась с населения покоренной области.
266 Сара-хан — в течение многих лет правитель Куляба и Бальджуана. Боролся за независимость своих областей от Бухары; в 1865 г в союзе с гиссарским беком отложился от Бухары, потерпел поражение но потом был прощен и оставлен правителем Куляба. Во время восстания старшего сына эмира 'Абдалмалика присоединился к нему, а после покорения эмиром к 70-м годам большинства горных владений бежал в Кабул (см. о нем: Н. А. Кисляков, Очерка по истории. Каратегина. К истории. Таджикистана, стр. 102—104; здесь же указана литература).
267 Киикчи — узбекский род, живший в основном за Аму-Дарьей или в Хивинском ханстве и в незначительном количестве в долине Зеравшана.
268 В рук. № 1458 написано Тах-и курган (***).
269 в тексте — *** (см. прим. 194).
270 Джуйбар — местность к западу от Бухары, принадлежавшая влиятельным среднеазиатским духовным феодалам шейхам Джуйбари.
271 Сами называет неправильный год завоевания Шахрисябза и Китаба бухарским эмиром с помошью русских войск — 1290 (1873-74); на самом деле это произошло в 1870 г.
272 Эмир 'Абдалахад (1885—1910) — седьмой правитель из династии мангытов в Бухарском ханстве.
273 Приводимый автором 1302 (1884-85) год является неправильным, так как русский царь Александр Николаевич (Александр II), вступивший на престол в 1855 г., умер не в 1885, а в 1881 г. Переписчик рук. № 1458 (II) исправил эту дату на 1?98 (1880-81) год (см. л. 346).
274 Русский царь Александр III (1881—1894).
275 Сафар — название второго месяца мусульманского календаря.
276 Хаварнак — название места в Месопотамии, расположенного недалеко от Неджефа, где в 418 г. н. э. был воздвигнут дворец. В арабской доисламской поэзии он называется одним из 30 чудес мира. В XIV в. этот дворец уже лежал в развалинах.
277 Так-и Кисра — название величественной арки в 80 км к северо-востоку ог Багдада, оставшейся от бывшего дворца персидских царей династии Сасанидов в Ктесифоне.
278 В описываемый Сами период первый везир эмирского двора, наполовину иранец по происхождению, Астанакул-кушбеги, стал покровительствовать своим соплеменникам — иранцам и выдвигать их на административные посты. Возмущение местной знати облекалось в форму религиозной борьбы суннитов, составлявших большинство населения Бухары, против шиитов, к которым принадлежали иранцы.
279 Закаватчи, закатчи — сборщик налогов. По сведениям С. Айни, убийство Мухаммад-Шарифа произошло при следующих обстоятельствах: 'Абдалахад решил подвергнуть конфискации за какой-то проступок имущество мирахура Га'иб-Назара и поручил это сделать Мухаммад-Шарифу. Когда последний появился в доме Га'иба и потребовал от него сдачи имущества, тот выстрелил в него из револьвера и убил. Русское правительство, покровительствовавшее Мухаммад-Шарифу, вмешалось в это дело и потребовало расследования. Все завершилось страшной расправой родственников убитого с Га'ибом (см. Садраддин 'Айнй, Та'рих-и амиран-и мангитийа-и Бухара, стр. 84).
280 в тексте *** (букв. 'купленный за золото') — так в официальных документах в Бухаре именовался особый класс людей, рабы (чаще всего из персов), покупаемые эмиром. Эти люди, находясь на службе у эмира, за те или иные заслуги получали потом чины и звания, даже не освобождаясь юридически от своего рабства.
281 Ширбадан — загородный дворец эмира, расположенный примерно в 2 км к востоку от Бухары. Построен эмиром Музаффаром.
282 Ситара-и Мах-и Хасса — загородное имение бухарских эмиров, построенное во второй половине XIX в. Находится в 4 км к северу от города.
283 В тексте ***
284 Подсчеты Сами неверны. Русский царь Николай II (1894—1917), считая от Петра I, был не шестым, а четырнадцатым правителем.
285 Кахтан — название пустыни в Южной Аравии.
286 Турецкий султан Абдул-Хамид II правил с 1876 по 1909 г.
287 Аминача — особый налог с товаров и имущества (размером в 1,5% их стоимости), временно введенный бухарским эмиром Музаффаром в связи с войной с Россией, но с течением времени превратившийся в постоянный.
288 Зекат — первоначально налог, установленный Кораном в качестве одной из основных обязанностей мусульманина и носивший характер пожертвования в пользу бедных или на богоугодные цели. Позже, в частности в Средней Азии, зекат превратился в поимущественный налог, составлявший '/40 стоимости облагаемого предмета. Поскольку зекатом облагались также и провозимые через территорию Бухарского ханства товары, он отчасти играл роль таможенной пошлины.
289 Джа'фар Бармаки — везир халифа Харун ар-Рашйда.
290 Харун ар-Рашид— халиф из династии Аббасидов, правивший с 786 по 809 г. До 803 г. фактическими правителями в халифате были вззиры из рода Бармакидов.
291 Автор имеет в виду Андижанское восстание 1898 г. под руководством суфийского духовника Мухаммад-'Алй-халйфы, известного еще под именем Дукчй-йшана.
292 Андижан — один из древнейших городов Средней Азии. Расположенный на скрещении торговых путей, он в начале XVI в. при султане Бабуре стал столицей всей Ферганы. Свое важное торговое значение город не утратил и в XIX в. Сейчас Андижан — административный центр Андижанской области Узбекской ССР.
293 Город Ош, расположенный на кго-запад от Андижана, в средние века считался третьим по величине городом Ферганы. Сейчас Ош — административный центр Ошской области Киргизской ССР.
294 Аманпули — см. прим. 265. Слова пули в автографе нет, в переводе добавлено по рукописи ИВ АН УзССР № 1458 (л. 45а).
295 Шейх-дуктараш и Дукчи-ишан—одно и то же лицо, Мухаммад 'Али, который был мастером по выделке веретен и детских зыбок и получил поэтому прозвище «Ишан(шейх)-веретенщик» (дуктараш и дукчи означает «веретенщик»).
296 Сами ошибается. Андижанское восстание 1898 г. произошло в царствование Николая II (1894—1917), а не Александра III (1881—1894).
297 Хронограмма (ma'pux) дает 1316 (1898-99) г.
298 Мазар Абу Хафза сохранился до сих пор под тем же названием в г. Бухаре и находится у оставшихся до наших дней Имамских ворот (Хазрат Имам). Абу Хафз Кабир Бухари — знаменитый имам, пользовавшийся большим авторитетом на всем мусульманском Востоке. Умер в 217/832 г. (см. о нем: Мухаммад Наршахи, История Бухары, Ташкент, 1897, стр. 72—76).