Комментарии

Комментарии

1. В этом пригороде находилась гробница Газан-хана.

2. Сам Низам ад-Дин говорит о себе три раза (Шами, стр. 11, 139 и 227, см. список сокращений). Шараф ад-Дин Йезди замечает только, что Шами принимал участие в. празднестве, происходившем около Ардебиля 1 шавваля 806 (12 марта 1404 г.) и читал-хутбу в присутствии Тимура. Указывая, что Шами был одним из лучших стилистов-своего времени, Иезди сообщал, что после этого празднества Тимур разрешил Шами возвратиться на родину. Абд ар-Раззак Самарканди упоминает Низам ад-Дина Шами дважды .в главах о взятии Багдада в 795/19912-93 г. и Халеба в 803/1400-01 г. Эти же сведения встречаем мы и у более поздних компиляторов.

3. Сочинение известно также под названием Зафар-наме-йи Хакани — «Книга побед великого государя».

4. До Низам ад-Дина Шами уже делались попытки написать историю царствования Тимура. Помимо указанных выше источников Шами имел в своем распоряжении прозаическую историю, которая чем-то не понравилась Тимуру (см.: Шами, стр. 10-11)... Йезди, Фасих Хувафи и Абд ар-Раззак упоминают эпическое стихотворное сочинение Джуш ва Хуруш некоего Сейид-шейх-Махмуда Занги-аджама и приводят выдержки из него (см.: Абд, л. 2Э6а; Муджмал-и Фасихи, рукопись ЛО ИВАН, В 709, л. 391б. ЗН. t. I, стр. 23-25).

5. Этот свод Хафиз-и Абру собрал по приказу Шахруха, включив в него ряд произведения. Для заполнения пробелов между ними им были сделаны вставки и дополнения. Поскольку Зафар-наме вошло в его свод, он дописал его, доведя до смерти Тимура.

6. См. в списке сокращений Шами.

7. Сахибкиран — «обладатель счастливого сочетания двух светил» — один из титулов Тимура. В дальнейшем все его титулы и эпитеты опускаются и заменяются именем Тимур.

8. В тексте: мангалай.

9. В тексте: кул.

10. Букв.: «Смерть схватила эмира Хусайна за ворот и погрузила в воду, так что он погиб».

11. Имеется в виду Дилшад-ага.

12. В исторических сочинениях, посвященных Тимуру и его преемникам, так называют реку — южный приток Нарына — и долину этой реки, которая благодаря своему плодородию была одним из главных летних кочевий монгольских ханов. В Tapux-u Рашиди (стр. 321) сообщается, что Ат-Баши «находится в семи днях пути от Кашгара». Е. Бретшнейдер говорит о реке и долине, не устанавливая местоположения селения Ат-Баши (Е. Bretschneider, Mediaeval Researches..., vol. II, стр. 50, № 227). В. В. Бартольд полагает, что селение Ат-Баши, или Ат-Баш, находилось на берегу реки того же названия на месте теперешних развалин Кошой-Kypraнa (В. В. Бартольд, Очерк истории Семиречья, стр. 38).

13. Арпа и Йазы — две реки. Арпа впадает в Ала-Бугу, основной приток Нарына. Путь из долины Ат-Баши на перевал Йасы и далее на Узгенд шел через долину р. Арпа (там же).

14. Поход имел место в начале 778 (июнь 1376) г.

15. Т. е. Джахангиру, которого Тимур послал против них.

16. В тексте: йасамиши.

17. Ата-Кум в форме Аба-Кум есть в «Анониме Искандара» (см. наст. изд., стр. 123).

18. Перед этим говорится о смерти Джахангира — старшего сына Тимура.

19. Опущено славословие Омар-шейху.

20. Букв. 'Иссык-Кульское ущелье'. Слово «боом» (ср. алтайское «теснина» и т. п.) стало географическим названием ущелья Боом, Боомского ущелья (прим. ред.).

21. После месяца тир (июнь 1386 г.).

22. Букв.: «черноту войск».

23. Букв.: «огней».

24. В ЗН — Билан, местность к востоку от низовьев Сырдарьи и северо-западнее р. Сары-су.

25. В 791/1388-89 г.

26. Хаджи-бек — младший брат Али-бека Джунгурбани. Тимур, разгромив Али-бека, весьма мягко обошелся с Хаджи-беком. Во время набега Тохтамыш-хана на Мавераннахр (1388 г.) Хаджи-бек, восстав вместе с Мулук-сарбадаром, перешел на его сторону. Сын Тимура — Миран-шах — разбил Мулука, осадил и взял г. Туе. Хаджи-бек бежал в Ирак, но по дороге был схвачен в г. Семнане и казнен (З.Н., т. I, стр. 467-469).

27. Месяц сирийского календаря, соответствующий июлю.

28. В тексте: барин; у Йезди — бахрин (см. наст. изд., стр. 134, 135, 137).

29. В тексте: караул.

30. В тексте: бараунгир.

31. В тексте: илгар.

32. В тексте: качарчи.

33. Название этой местности В. В. Бартольд (Очерк истории Семиречья, стр. 82) читал как Аягуз, отождествляя его с современным географическим названием, сохранившимся в Казахстане.

34. Шипар-Тау В. В. Бартольдом (там же, стр. 82) отождествлено с позднейшим Шиберту, происходящим от монг. «глинистое место».

35. Букв.: «явили свою черноту».

36. В тексте: мудаббир.

37. В тексте: дафтар.

38. Кара-Ходжа — древний город и область в Турфане. В источниках встречается под разными названиями. Танская история говорит о китайском военном поселении Као-Чан. Китайские источники монгольского периода сообщают о Хо-Чжо, отождествляя его с древним Као-Чан. Согласно Юань-ши, Као-Чан — государство уйгуров, а Кара-Ходжа — один из его центров. В Худуд ал-'алам и Зайн ал-ахбар город называется Чинанджкет («Китайский город»). Причем, согласно первому источнику, он является столицей тогузгузов (см. наст. изд., стр. 40). У Джувейни 'Кара-Ходжой называется поселение во владениях уйгуров. Последующие мусульманские авторы следуют Джувейни. Развалины Кара-Ходжи находятся в 40-45 км к юго-востоку от Турфана. Впервые их посетил Регель в 1879 г.; затем они были описаны русской экспедицией Клеменца в 1898 г. Развалины эти носят название Шахр-и Идикут («город Идикута»). См.: В. В. Радлов, К вопросу об уйгурах, стр. 98-101; Рашид ад-Дин, Сборник летописей, т. I, кн. 1, стр. 148; Е. Bretschneider, Mediaeval Researches..., vol. I, стр. 16, vol. II, стр. 30; Худуд ал-'алам в пер. Минорского, стр. 271; см. также: S. A. Stein. Ancient Central-Asian Tracks.

39. Худайдад — сын Хусайни, темник, известный военачальник и влиятельный при Тимуре эмир, участник большинства походов Тимура, атабек Халил-султана; играл видную роль в событиях, происходивших сразу же после смерти Тимура, — в его руках находились в то время все земли, лежащие за Сырдарьей, Ходженд и Фергана. Худайдад был убит в 812/1409-10 г. См. Абд, л. 2886. Сведения об участии Худайдада, сына Хусайни, в событиях см.: ЗН, т. I, стр. 473, 478, 403, т. II, стр. 12, 218 и 721-732.

40. Что такое «далкар»— неясно: племя бул(а)гачин упомянуто у Рашид ад-Дина (Сборник летописей, т. I, кн. 1, стр. 77, 121—122) как причисляемое к монголам, но прежде не называвшееся монгольским; бул(а)гачины вместе с племенем кэрэмучин жили «у самого края страны киргизов». Абулгази (Родословная тюрков, изд. Демезона, стр. 46) сообщает об уруке бул (а) гачин.

41. В тексте: туджи, может быть, тавачи (?).

42. У Низам ад-Дина Шами слово вилайат («область») употребляется часто в значении улус («народ», «удел»). Например: Ишарат фармуд та вилайат-и у куч карда масхуб-и лашкар-и мансур равана шаванд «Он приказал, чтобы его вилайет (т. е. люди), откочевав, отправились вместе с победоносным войском». См. также СМИЗО, II, стр. 108, прим. 1, где поясняется смысл выражения из Зафар-наме Шами: «...иль и вилайет врага сидели; не зная "[об этом]».

43. В тексте: иль ва вилайат.

44. В тексте: угрук.

45. В тексте: завайид, букв.: «излишки».

46. Т. е. Хызр-ходжа-оглана.

47. В тексте: Чалыш. См.: В. В. Бартольд, Очерк истории Семиречья, стр. 83; Р. Pelliot, A propose du Tokharien, t. XXXIII, стр. 265-266; Худуд ал-'алам. пер Минорского, стр. 94, 207, 273-274.

48. В тексте: кахалга.

49. Имеется в виду находившийся при дворе Тимура старший сын Хызр-ходжа-оглана — Шам'-и Джахан.

50. Тимур-Кутлуг-оглан, внук Урус-хана, — хан Золотой Орды (1397-1400 гг.), был возведен на ханский престол эмиром Идигу.

51. Идигу Мангыт — в русских летописях Едигей — полновластный правитель-временщик Золотой Орды конца XIV—начала XV в. См.: В. В. Бартольд, Отец Едигея, стр. 797-804; Б. П. Греков и А. Ю. Якубовский, Золотая Орда и ее падение, ч. III, гл. 4.

52. Коран V, 96.

53. Звездочки означают пропуск стихов.