84 Это определение Албании взято Рубруком из Исидора Севильского

Комментарии

84 Это определение Албании взято Рубруком из Исидора Севильского, по которому она начинается на востоке у Каспийского моря и простирается через степи и леса вдоль берега Северного океана до Меотидских болот. Исидор упоминал и огромных собак, столь свирепых, что хватают быков и повергают львов (Ш.).

85 Предполагается, что Рубрук пишет об Увеке (Марко Поло называет его Укака). Этот золотоордынский город находился вблизи современного Саратова, был разорен войсками Тимура в конце XIV в., а уже в XVI в. на месте Увека были только развалины (Ш.).

86 Древние булгары были издавна связаны торговлей с Ираном, и ислам проник в приволжские земли давно. Удивление Рубрука происходит и от незнания им истинных условий распространения ислама, и от предвзятости отношения к магометанам христианского монаха периода крестовых походов (Ш.).

87 Речь идет о Плано Карпини.

88 Вероятно, первая жена Бату, которую звали Боракчин (Ш.).

89 Участник седьмого крестового похода, сопровождавший Людовика IX при высадке в Египет в 1249 г.

90 Т. е. 14 августа.

91 15 сентября 1253 г.

92 Т. е. р. Яик, переименованная в р. Урал во второй половине XVIII в.

93 См. примеч. 103 к Гл.7 Плано Карпини.

94 «Земля Ассана» — территория современной Болгарии {Ш.).

95 Об этих первых проповедниках, принадлежавших к доминиканскому ордену, известно только упоминание в одной из переписей (Ш.).

96 Рубрук делал ежедневно по 80—100 км.

97 31 октября.

98 8 ноября.

99 Вероятно, город Кенджек в долине Таласа (Ш.).

100 Т. е. р. Талас, которая теряется в песках Муюнкунь, протекая по территории современных Казахстана и Киргизии (Ш.).

101 Разведение винограда в этих районах Средней Азии имеет почти двухтысячелетнюю давность.

102 Горы, которые видел Рубрук в долине Таласа, он называет Кавказом, следуя традиции средневековых географов, полагавших, что Кавказ простирается через Азию от Индийского океана на запад, при этом горы Урала считались одним из боковых хребтов Кавказских гор. Исидор Севильский вообще полагал, что горы Кавказа тянутся от Индии до Таврии.

103 Город Талас позднее назывался Аулие-Ата, в советское время — Джамбул. Средневековый Талас был крупным торговым центром.

104 Бурин у Плано Карпини, см. примеч. 73 к Гл.5 Плано Карпини.

105 В кратком отчете, дошедшем до нас о миссии Андре Лонжюмо, такого упоминания о немцах нет. Быть может, Рубрук слышал о них непосредственно от самого Андре, так как встретил последнего в Сирии.

106 Сведения Рубрука о ссоре между Бату и Бури подтверждаются материалами монгольских летописей. При казни князей ханского рода монголы соблюдали обычай: не проливать крови. Поэтому вряд ли Бури отрубили голову, как это сообщает Рубрук. Своих князей монголы убивали иначе: или закатывали в войлок и забивали до смерти, или топили. Марко Поло, рассказывая о казни князя Наяна, сообщает, что его завернули в войлок, «да так плотно свили, что он и умер» (Ш.).

107 Средневековые иранские авторы называют этот город Пулад или Пула (Ш.).

108 Т. е. р. Или.

109 Вблизи нынешнего Копала; точное положение неизвестно (А. М.).

110 Находился немного к западу от нынешнего Копала (А. М.).

111 Альмалык или Кульджа. Органа было имя царицы страны, так что Рубрук здесь ошибся. Органа была вдовой Кара-Хулагу, внука Чагатая, и управляла после смерти мужа всем его улусом. Ее резиденцией был Альмалик, главный город владении Чагатая, находившийся неподалеку от современной Кульджи. Рубрук перенес собственное имя ханши на название области, которой она правила (Ш.).

112 Т. е. уйгуров. См. примеч. 7 к Гл.1 Плано Карпини.

113 Рубрук довольно точно определяет положение страны уйгуров. В XIII столетии уйгуры занимали Урумчи, Турфан, Каракоджу и соседние местности, расположенные на юго-восток от Кульджи (Ш.).

114 Феофилакт, византийский автор VI в., рассказывает, что видел несколько пленных тюрков, присланных в Константинополь, у которых на лбу был вытатуирован знак креста. Тюрки объяснили ему, что во время чумы, свирепствовавшей в их стране, христиане-несториане посоветовали им начертать знак креста на лбу для защиты себя от чумы (Ш.).

115 По-видимому, Рубрук видел буддийский храм, в котором были изображения Будды и Бодхисатв, проповедующих учение. В подобных изображениях правая рука божества поднята как бы для благословения (Ш.).

116 По-видимому, праздник Байрам (Ш.).

117 Первый и пятнадцатый день каждого лунного месяца отмечается у буддистов особым праздником в храмах. Эти дни считаются счастливыми, так же как 8-е и 26-е числа. Особенно значителен праздник 1-го числа, когда в храме служба совершается в течение целого дня, сжигаются благовонные курения, приносятся в жертву особого рода печенья, фрукты, вода, зажигаются лампады перед богами (Ш.).

118 Рубрук довольно точно передает описание буддийского храма и убранство «тахилийн ширэ» (т. е. жертвенного стола) (Ш.).

119 Христофор был великаном, и поэтому его изображения делаются значительно больших размеров, чем обычные размеры человека (Ш.).

120 О колоссальных статуях Будды в Китае, Монголии и Тибете упоминает ряд средневековых путешественников. Марко Поло, описывая город Канпичион, упоминает о статуях «в десять шагов в вышину».

121 Т. е. в буддийском монастыре. Рубрук дает также верное описание ламы — буддийского монаха.

122 Т. е. «ом, мани падме, хум!», что значит «ом, драгоценность в лотосе, хум!» — краткая священная формула буддистов на тибетском языке, состоящая из двух мистических непереводимых восклицаний «ом» и «хум» и выражения «драгоценность в лотосе», что значит Будда. Имеет значение вроде православного «Господи, помилуй». Упоминание Рубрука об этой формуле является первым в европейской литературе (Ш.).

123 См. примеч. 45 к Гл.5 Плано Карпини.

124 Раннефеодальное государство Тангут, более известное под китайским названием Си-Ся, просуществовало с 1004 по 1236 г., когда погибло под напором монгольских войск. Территория его с востока ограничивалась р. Хуанхэ, на западе доходила до оз. Кукунор. Столицей тангутов считался город И-Цзи-Лу (Езина или Эдзина у Марко Поло), находившийся на Хуанхэ. У тангутов была сильная военная организация. Они обладали письменностью и высокоразвитой своеобразной культурой. Одним из тангутских городов был город на р. Эдзин-Гол, развалины которого, известные под названием Хара-Хото, были открыты и исследованы П. К. Козловым в 1907—1910 гг. Город Хара-Хото был осажден монголами и разрушен. Упоминание Рубрука о пленении Чингисхана тангутами вызвано, вероятнее всего, фактом его смерти в 1227 г., во время похода на Тангут (Ш.).

125 Яки приручены тибетцами.

126 Обычай делать чаши из человеческого черепа существовал и у монголов. Известно, что Чингисхан велел обделать в золото череп Онг-хана, своего бывшего покровителя, а затем покоренного врага, и пользовался этой чашей во время пиров (Ш.).

127 См. примеч. 5 к Гл. 1 Плано Карпини.

128 Подобные дощечки употреблялись в Китае и в Корее и назывались «ху» или «ху-фу». Они делались из нефрита, слоновой кости или из бамбука в соответствии с рангом того лица, которое имело такую дощечку. Дощечка «ху-фу» употреблялась обычно для записывания ответов императора посланникам (Ш.).

129 Т. е. мохэ, или мохо, племена тунгусского происхождения, населявшие долины Приморья, Амура и Уссури и занимавшиеся земледелием и скотоводством. Часть мохэ вошла в состав Бохайского царства, сложившегося на территории Приморья в VIII в., а часть — в Чжурчжэньское, оба были разгромлены монголами при хане Угэдэе (Ш.).

130 Рубрук был первым западноевропейским писателем, отождествившим жителей страны Китая с серами античных географов.

131 «Иаскот» у Рубрука — искаженное тюркское слово «ястуг». «Ястуг» эквивалентен персидскому «балиш», употреблявшемуся для названия золотых и серебряных слитков. Рубрук использовал тюркское слово, так как тюркский язык был в широком употреблении в империи монголов. Сами же монголы называли золотые и серебряные слитки, находившиеся у них в обращении, «сухэ», что значит «топор» (Ш.).

132 Сегин Рубрука, возможно, представляет собой искажение китайского Си-Чинг — «западная столица», как часто называли Си-ан-Фу, бывший в VIII—IX вв. несторианским центром в Китае (Ш.).

133 Уйгурское слово «туин» объясняется китайцами как «ши», т. е. ученый, но имеет также значение «буддийский монах». Рубрук употребляет это выражение именно в значении «монах», «священнослужитель» (Ш.).

134 30 ноября.

135 По-видимому, под этим морем следует понимать оз. Алаколь.

136 Вероятно, Тарбагатай.

137 6 декабря.

138 13 декабря.

139 Т. е. Гуюк-хана, который жил по р. Имил, текущей в оз. Алаколь.

140 Шибан, один из братьев Бату. См. примеч. 79 к Гл.5 Плано Карпини..

141 Плано Карпини называет его Хиренен. См. примеч. 83 к Гл.5 Плано Карпини..

142 Вдохновительницей заговора против Мункэ была старшая жена Гуюк-хана по имени Огул-Гаймиш. Ее завернули в войлок и утопили, обвинив в том, что она колдовала против Мункэ с целью убить его (Ш.).