Комментарии
10 . Артыш — река и местность в Восточном Туркестане.
11 . Здесь и далее в Маджму ат-таварих название «калмак» применяется, возможно, как анахронизм к различным враждебным немусульманским племенам и народностям (в данном разделе калмаками часто называются воины Гурхана и его полководцев). В связи с этим оставляем термин «калмак», не заменяя его русской формой «калмык», имеющей вполне определенное этническое значение.
12 . Под «Озером», по-видимому, имеется в виду Иссык-Куль.
13 . В тексте: хаким.
14 . Один из многих в источнике анахронизмов: завоевания кара-китаев происходили в XII в., а чагатаиды появились после монгольского нашествия XIII в.
15 . В тексте: Дж.дг.л, см. наст. изд., стр. 20, прим. 30 и стр. 29, прим. 25.
16 . Букв.: «сделал послом».
17 . В изд. Т.: Махмуду. Далее в этом разделе в изд. Т. повсюду: султан Махмуд хорезмшах, а в списке ЛО ИВАН: султан Мухаммад хорезмшах (как и принято в русском переводе).
18 . Т. е. багдадский халиф.
19 . В изд. Т.: сына Атабека, сына Нуштегина.
20 . Шахрухина — так был назван восстановленный при Тимуре город, находившийся на месте Бенакета, разрушенного во время монгольского завоевания (см.: В. В. Бартольд, Туркестан..., стр. 226).
21 . Вероятно, имеется в виду местность в районе перевала Иасы, через который пролегал путь из Узгенда в Атбаши (см.: В. В. Бартольд, Туркестан..., стр. 213).
22 . Имеется в виду приведенная в Маджму ат-таварих (стр. 34-36 по изд. Т.) легенда о происхождении киргизов от 40 гузов (гиз), оставшихся в живых при истреблении султаном Санджаром, правителем Узгенда, обитавших в узгендских горах гузов. Эти 40 гузов бежали в Ходжендские горы и там обосновались, от них будто бы и произошли кыркгыз — киргизы. В Узгендские горы гузы пришли, согласно сказаниям, изложенным до этого в Маджму ат-таварих, из Восточного Туркестана, где вели войны под предводительством имама Джафар Садика против кафиров, а в Восточный Туркестан пришли через Кашмир с запада — из Аравии и Рума. Легенды эти вкратце пересказаны во Введении к опубликованному А. Т. Тагирджановым изданию фрагментов из Маджму ат-таварих (стр. 37).
23 . Анал-хакк — имя или прозвище легендарного прародителя киргизов (см. ниже, стр. 207-208; ср. стр. 209), известное по бытующим до последнего времени устным народным преданиям. Это имя происходит от распространенного суфийского выражения ана-л-хакк, связанного с ал-Халладжем (858-922), казненным в Багдаде.
24 . В тексте: мухр-и таварих-и имам Джа'фар Садик.
25 . В тексте: таваф карда.
26 . В тексте: тараф, букв.: «сторона», в данном случае — «крыло».
27 . Слов киркгизра унк сул карданд — нет в изд. Т.
28 . Согласно преданию, предки этих кыркгызов были кочевниками, обитавшими некогда в Руме (см. наст. изд., стр. 205, прим. 22).
29 . В тексте: Г.зан — Гузан, Гызан или Газан (?)
30 . В изд. Т.: Б.каг.р, чтение неясно.
31 . В тексте: Дж.р.тур кул, ср. название озера Чатыр-Куль в Киргизии.
32 . В тексте: Хубан, в изд. Т.: Джубан, возможное чтение Джуйан.
33 . В тексте: К.з.нан.
34 . 'Ишкийа — одно из ответвлений ордена накшбандийа ходжаган.
35 . В тексте: йалав, тюркское слово со значениями «боевой флаг», «значок» (вошло в таджикские говоры).
36 . Здесь прерывается (с л. 23а до л. 29б) воспроизведение текста списка ЛГУ в изд. Тагирджанова.
37 . Перечисление лиц, прибывших к сейиду Мир Джалилу из разных мест и принявших его духовное покровительство, следует после многословного восхваления и прославления этого сейида и рассказов о нем и о других религиозных деятелях. Сеиид Мир Джалил, один из ширкентских шейхов, потомков Имама Ибрахима, был сыном Джалал ад-Дина и после смерти своего отца возглавил орден 'ишкяйа.
38 . В тексте: асп-и кабуд кашка.
39 . Иети кашка — «семь предводителей», или «семь военачальников», «семь главарей», «семь глав племен», «семь родоначальников» и т. п. Термин кашка, видимо, тюркского происхождения, был распространен у киргизов Тянь-Шаня, у которых в. XVI в. этим словом называли местных беков (см.: В. В. Бартольд, Киргизы, стр. 517), встречается в эпосе Манас, употреблялся у джунгар (калмыков) (см. наст. изд., стр. 223, прим. 40), у енисейских киргизов в XVII в. термином кашка именовались вожди, упоминавшиеся в русских источниках как «князья» (см.: Н. Н. Козьмин, Хакасы, стр.39).
40 . Хыдыр-шах — родоначальник киргизского племени кыдьшша.
41 . Адине — родоначальник киргизского племени адигине.
42 . В списке В 667 рядом с этим подзаголовком на полях приписка, сделанная, по-видимому, почерком переписчика: насл-и киргиз, т. е. родословие киргизов (букв.: "род", «поколение», «потомство» киргизов). В списке ЛГУ приписки нет.
43 . Так по списку В 667; в изд. Т.: Дамбул-бий.
44 . Т. е. Ку Огула левого [крыла]
45 . Имя написано неясно в обоих списках.
46 . Этот легендарный рассказ, отражающий, однако, одну из версий о происхождении киргизских племен и ветвей киргизского народа и представления о близости отдельных племен друг к другу и о родо-племенной структуре киргизов, приводится в Маджму ат-таварих при изложении событий, связанных с сейидом Мир Джалилом.
47 . В тексте: зийафат бишумар кард.
48 . В тексте: Кулан. У киргизов в преданиях, зафиксированных в поздяейшее время этнографами,— Койлон; см. также наст. изд., стр. 209, прим. 54.
49 . В тексте: йадгар, т. е. киргизское племя джедигер.
50 . В тексте: буги, т. е. киргизское племя бугу.
51 . В тексте: султа, т. е. киргизское племя солто.
52 . После имени Кара Чоро несколько слов в тексте не поддаются чтению.
53 . Перед этим сообщается, что сейид Мир Джалил отправил гонцов ко всем своим мюридам и по его приглашению к нему съехались лица, перечисление которых и приводится здесь. Оно начинается именами неоднократно упоминавшихся выше киргизских родоначальников и заканчивается именем царевича Шахруха.
54 . Куйлун, т. е. Койлон киргизских генеалогических преданий. Ср. наст. изд., стр. 208, прим. 48, где это же имя передано как Кулан — одинаково с известным топонимом Кулан.
55 . В тексте: *** , чтение неясно.
56 . Генеалогические предания о моголах приводятся в Маджму ат-таварих в связи с рассказом о том, как Ахмад Могол разграбил Касан и увел многих жителей этого города в плен, но потом освободил их по увещаниям эмира Хасана (сына сейида Мухаммада Маулана Кази), отправившегося к Ахмаду Моголу в Ходжендские горы. Ахмад Могол раскаялся, признал вместе с другими моголами своим духовным наставником эмира Хасана.и дал разъяснение «по историческим книгам» о своих предках, служивших касанским сейидам, и о предках моголов. Эту генеалогию, во многом сходную с генеалогией Ак Огула, т. е. правого крыла киргизов (см. выше, стр. 207), мы и приводим здесь.
57 . Следует отметить, что явный анахронизм этой даты в отношении времени жизни пророка Мухаммада побуждает присмотреться к ней внимательнее: к XI-XII вв. другие народные предания приурочивают время складывания киргизского народа в Узгендских и Ходжендских горах (см. выше, стр. 205).