ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ

МУХАММАД ИБН НАДЖИБ БЕКРАН

ОПИСАНИЕ МИРА

ДЖАХАН-НАМЕ

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «ДЖЕХАН-НАМЭ» МУХАММЕДА ИБН НАДЖИБА БЕКРАНА,

по рукописи ИВ АН С 612

* Передвижения туркмен |17a|

Гузы. Местопребывание гузов было первоначально в Тарабе (очевидно, следует читать - Бараб (***) вместо (***). Рукопись A 672: между Фарабом и Джендским озером. Под Джендским озером надо понимать Аральское море) и на Джендском море, по обе стороны реки Чача (т. е. Сыр-дарьи; Чач=Шаш - Ташкент). После того часть их племени, по причине, оставшейся неизвестной, попала в Хутталан, один из районов Балха, поселилась там (и жила) вплоть до времени султана Санджара ибн Мелик-шаха. После того, в 647 (= 1152) г. (В других источниках говорится о 548 (= 1153) годе), они выступили и вторглись в Хорасан, а затем попали в пределы Кермана, да уничтожит аллах их остатки.

Мангышлак. Племя тюрок. По причине раздоров, которые произошли между ними и гузами, они ушли с того места, где жили, и проникли в область Сияхкух, которая находится около Абаскунского моря. Найдя там источники воды и пастбища, они остановились на жительство. Их называют мангышлаками, а правителя их ханом.

Языр (Языр, у Махмуда Кашгарского Язгыр, — один из гузских родов, такой многочисленный, что на него смотрели как на особый народ. Более позднее название этого туркменского племени — карадашлы. Крепость Так соответствует позднейшему Дуруну (В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа, стр. 36-38. — Материалы, т. II, стр. 40)). Племя тюрок, которое попало в пределы Балхана и его гор. К ним присоединилось одно племя из Мангышлака, а другое из Хорасана. После того они стали многочисленными и сделались сильными. Оттуда они снялись и пришли в Шахрастан и Фераву, затем поселились в крепости Так. Теперь они составляют три племени: собственно языры, языры мангышлакские и языры фарсские.

Халадж. Группа из тюрок из пределов халлухов (карлуков) попала в пределы Забулистапа и в окрестности Газны. Там есть степь и они поселились там. Затем вследствие жаркого климата цвет их изменился в сторону черноты, язык также изменился и стал другим языком. Одно племя (таифе) из них попало в пределы Баверда и поселилось в Дерегезе. Халухов люди называют с искажением халаджами. [350]

* Длинные стены в Туркмении

В пределах Гургана построена стена из жженого кирпича от вершины горы до стороны Сиявашка (***) и до Абаскуна. Каждый кирпич (ее) от 30 до 40 ман. Длина этой стены превосходит 50 фарсахов. Что касается той стены, которая проходит под Дерегезом и Бавердом около селения Багуда (***), (Рукопись А 672, л. 95а: (***)) и ниже г. Баверда спускается в пустыню в сторону Серахса, то о ней неизвестно, та же ли это самая стена (Гурганская) или другая стена. Ту же стену, которая в пределах Гургана, называют Бахтияр (в тексте:(***) рукопись А 672, л. 95а: (***).

* Нефть на Балханах

Нефть... Это масло, которое вытаскивают из колодцев в земле, оно бывает зеленое, белое и черное. Зеленое есть поблизости от Дербенда; белое в Баку и Мукане, черное же — в пределах Балхана есть места на холме; эту черную нефть вытаскивают оттуда и отвозят в (разные) места. Черную нефть перегонкой (***) делают белой, эту операцию называют «тактир».

(пер. под ред. А. А. Ромаскевича)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939

© текст - под ред. А. А. Ромаскевича. 1939
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Закиров Р. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1939