Комментарии

Комментарии

106 Новгород Великий был присоединен в 1478, Псков — в 1510, а Смоленск — в 1514 гг.

107 Александр I — великий князь литовский (1492—1506) и король польский (1501—1506).

108 Василий II Темный (1415—1462); великий князь московский (с 1425), отец Ивана III.

109 Начало присоединения Сибири положено походом Ермака Тимофеевича с казачьим отрядом в 1581—1584 гг. (или 1585) на Сибирское ханство. В результате разгрома основных сил хана Кучума в Москву привезены знатные пленники, перешедшие затем на царскую службу. Одним из них был крупный военачальник, племянник Кучума, попавший в Москву, видимо, в 1585 г.

110 Крымский хан Девлет-Гирей в апреле 1571 г. двинулся на Москву. Царь направился было к Серпухову, но известия о стремительном продвижении ханского войска заставили его повернуть через Александровскую слободу к Ярославлю, а потом бежать в Белозерский монастырь. Под Серпуховом хан разгромил опричный отряд Я. Ф. Волынского, после чего путь на Москву был открыт. Данные о численности татарского войска (по иностранным источникам) колеблются от 30 до 200 тысяч. Источники сообщают разные версии о бегстве царя. Большинство их сходится на том, что Иран IV направлялся к Ярославлю, но дошел только до Ростова.

111 Иван Дмитриевич Бельский (ум. в мае 1571) участвовал в качестве воеводы в Ливонской войне 1558—1583 гг. и в войнах с Крымским ханством. С 1560 г. — боярин, в годы опричнины — первый боярин в земщине.

112 Бела IV (1206—1270), король венгерский с 1235 г.

113 В английском тексте: «in the Polish character», что можно перевести как «польскими буквами», «буквами польского алфавита». Контекст позволяет допустить, что автор имел в виду латинские буквы в отличие от тюркского письма.

114 Современные английские публикаторы допускают, что здесь автор (в тексте слово «veij») имел в виду латинское слово «vinea» — винея, осадный навес (подвижный деревянный навес с двускатной крышей и плетеными стенками, защищенный от огня шкурами и мокрыми мешками).

115 Лаоник Халкондил — византийский историограф, родился в Афинах, жил в середине 15 в. в Греции. Написал 10-томную историю турок и историю падения Византийской империи (1298—1463).

116 Михаил VIII Никейский (1259—1282), основатель династии византийских, императоров Палеологов.

117 Андроник II Палеолог Старший (1282—1328).

118 В специальной литературе высказываются предположения о происхождении слова «Казань» от гидронима р. Казан'у (Казанки), преобразовавшегося в Казан'а, и о восхождении его к дотюркскому языку субстрата угро-финского происхождения.

119 В древности страна на западе Малой Азии, населенная племенами лидийцев. В 7—6 вв. до н. э. независимое государство. В 6—4 вв. до н. э. под властью персов, затем входила в державу Александра Македонского, государства Селевкидов, Пергама и Рима.

120 Область на юго-западе Малой Азии. С конца второго тысячелетия до н. э. ее населяли карийцы.. В 6—4 вв. до н. э. под властью Ахеменидов, в конце 4 в. — Александра Македонского, с 3 в. — Селевкидов. В 129 г. до н. э. вошла в римскую провинцию Азия.

121 Древняя страна в северо-западной части Малой Азии. В 10—8 вв. до н.э. — царство со столицей Гордион.

122 Область в центре Малой Азии. Во втором тысячелетии до н. э. на ее территории находилось ядро Хеттского царства.

123 Имеется в виду первый султан Осман (1288—1326), от которого идут Османы, или Оттоманы.

124 Мурат II (1421—1451), 6-й оттоманский правитель.

125 Луговая сторона — территория к востоку от Казани вдоль берегов Волги. Основное население этой местности — мари и удмурты, известные под обобщенным именем «луговой черемисы».

126 Историческая область в северо-западной части Иранского нагорья. В 70-х гг. 7 — середине 6 в. до н. э. — царство со столицей в Экбатане. В 550/549 гг. завоевана персами. Возродившееся в последней четверти 4 в. до н. э. Мидийское царство занимало южный Азербайджан, который позже называли Мидией.

127 Этнонимом «самоядь» на Руси со времен «Повести временных лет» обозначали самодийские народы (энцев, ненцев, нганасан).

128 Это не единственный пассаж, заимствованный автором у С. Герберштейна: «Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, — это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора на том берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители которых, как говорят, все подчинены государю московскому. Рассказывают, а выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи — это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук, вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра» (Герберштейн С. Записки о Московии. — С. 160).

129 Поп — от греческого слова «pappas» — отец, батюшка. Обиходное название священника в России.