Комментарии

Комментарии

130 Имеется в виду женитьба Ивана III, сына византийского императора Михаила II Палеолога, на Анне, дочери великого князя московского Василия I.

131 Владимир I Святославович (Владимир Красное Солнышко) (ум. 1015) — князь новгородский (с 969 г.), киевский (с 980 г.). Предпринял попытки утверждения единой религии: сначала в виде единого пантеона языческих богов, а затем — христианства (988—989 гг.). Анна (ум. 1012) — дочь греческого императора Романа II.

132 Так в оригинале. Должно быть: Иеремия.

133 Визит Иеремии состоялся после разорения турецким султаном его патриархии, когда за долги кафедральный патриарший храм был отобран для мечети, а с ним и все патриаршие дома. К тому же из-за внутренних споров и частой смены патриархов долги константинопольской патриархии сильно возросли. Русская церковь составляла одну из митрополий константинопольского патриархата, и по решению его собора Иеремия II был отправлен в Россию как уполномоченное лицо для сбора «милостыни».

134 Николай Варкоч. О нем см. Предисловие.

135 То есть императора Священной Римской империи.

136 То есть Сигизмунда III Вазы (1587—1632).

137 Антоний Поссевино (1534—1611), иезуит, папский посланник в Речь Посполитую, Россию. Первая его поездка к Ивану IV состоялась в августе — сентябре 1581 г. и имела официальной целью посредничество в заключении мира со Стефаном Баторием. Кроме того, папская курия связывала с этой миссией и определенные планы по окатоличиванию России. Второе посещение легатом Москвы (февраль — март 1582 г.) отмечено диспутами с царем и Церковным собором о вере.

138 Автор ошибся в датировке события. В 1589 г., «генваря в 26 день по повеленью благочестивого и христолюбивого великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии самодержца вселенский патриарх Иеремея на московское и всеа Русии патриаршество Иева митрополита в патриархи по нареченью поставил». Цит. по Посольская книга по связям России с Грецией. — М., 1988. — С. 39).

139 На Константинопольском соборе 1590 г. за русским патриархом признано пятое по чести место и все права предстоятеля автокефальной церкви.

140 Митрополиты были также в Москве и Казани.

141 Архиепископов было 5 — в Вологде, Рязани, Смоленске, Суздали, Твери.

142 В это время епископы были также в Коломне и Пскове.

143 29 августа.

144 По мнению исследователей, сообщение автора о сожжении какой-то типографии в Москве не относится к типографии Ивана Федорова, так как все его последующие издания в пределах Речи Посполитой и московские издания его последователей, напечатаны тем же шрифтом и даже с теми же украшениями, что и его московские издания.

145 Имеется в виду Троице-Сергиев монастырь (в 75 км к северо-востоку от Москвы), основанный в середине 14 в. Основатель и первый игумен его — Сергий Радонежский (ок. 1321—1392) — уроженец Ростова, инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях; политический деятель, поддерживавший объединительную и освободительную политику Дмитрия Ивановича (Донского) (1359—1389). Причислен к лику святых.

146 Гимнософистами (нагие мудрецы — греч.) называли греки индийских философов, строгих аскетов, отвергавших даже одежду, проводивших жизнь в созерцании.

147 Василий Блаженный, Московский (ум. 1552). Юродивый, похороненный в одном из приделов храма Покрова что на рву (построенного на московской Красной площади в 1555—1560 гг.); по имени его эта церковь известна как «собор Василия Блаженного». Сказание о «праведном нагоходце» Василии Блаженном сохранилось в летописи.

148 Perch (англ.) — мера длины, равная 5,03 м.