yagma

КНИГА О ПРЕДЕЛАХ МИРА ОТ ВОСТОКА К ЗАПАДУ

КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ

§ 13 Рассказ о стране *Yaghma [3] и ее городах

К востоку от нее страна (nahiyat) тогузгузов; к югу [?] от нее, река Хуланд-гун (Khuland-ghun), которая впадает в реку Куча (Kucha); к западу от нее граница (hudud) халлухов. В этой стране земледелие если есть, то совсем мало (nist magar andak), (зато) она производит меха во множестве, а также в ней есть много дичи.

Богатство их (**состоит) в лошадях и овцах. (Они) люди стойкие (sakht), сильные и воинственные (jang-kun), и имеют много оружия. Властитель их [96]

3. Написано: Yaghmiya.

(** происходит) из семейства властителей тогузгузов. Эти самые ягма (Yaghma'iyan) имеют множество племен; некоторые утверждают, что среди них насчитывается 1 700 известных племен. Как низкие, так и благородные среди них почитают (namaz barand) своих властителей. B.laq (B.laqiyan) это также род (qaum) ягма, смешанных с тогузгузами, и в их местности [1] селений (dih-ha-st andaki) немного.

17 b

1. КАШГАР (KASHGHAR) принадлежит Чинистану (Chinistan), однако находится на границе между ягма, Тибетом, хырхызами и Китаем. Правители Кашгара в прежние дни были из халлухов или из ягма.

Гора Ighraj-art пересекает (andar miyan) страну ягма (nahiyat-i Yaghmiya [sic]).

2. *ARTUJ (записано: B.rtuj) было многолюдным селением ягма, но змеи (столь) возросли числом (ghalaba girift) (что) люди покинули это селение.

3. KHIRM.KI (Khirakli ?), большое селение. (Люди) - *Artuji (**Артюджцы) (записано: Bartuji). В этом селении 3 разновидности тюрков: ягма, халлухи и тогузгузы.

1. Andar-u, вероятно, в стране ягма в целом.


Комментарии

§ 13. Ягма

Гардизи, 84, фиксируя какие-то ранние предания [2] утверждает, что часть тогузгузов, отделившись от своего племени, примкнула к халлухам, которые к тому времени преуспели в установлении дружественных отношений с хайталами (Haytal - ** так по-арабски назывались эфталиты, подробнее об этом фрагменте Гардизи см. комментарии к § 15)

2. Маркварт, который комментировал этот фрагмент, Komanen, 13—15, полагает, что их первоисточников является Ибн ал-Мукаффа (Ibn al-Muqaffa'), которого Гардизи упоминает среди своих авторитетных источников.

_____________ [278]

Тохаристана (Tukharistan).[1] Тюрк-хакан [хакан (khaqan) тюргешей] испытывал некоторое беспокойство по поводу этого объединения и направил вышеупомянутых тогузгузов на поселение между халлухами и кимаками, где они были усилены некоторыми другими народами из числа живших "по левую сторону от Китая". [2] Халлухи и shad-tutuq кимаков оказали давление на вновь созданную федерацию, и та переместилась в область по соседству с хаканом. Имя предводителя тех самых тогузгузов было Ягма,  и тогда каган стал называть его tutuq, чтобы досадить предводителю кимаков (который носил тот же титул).

В Х.-А. мы находим ягма (Yaghmiya) живущими по обе стороны (**стоянки/прохода) Ighraj-art (Центральный и Западный Тяньшань), а также занимающими местность к югу от реки Khatlam, т.е. Нарын (§ 6, 21.) и северо-западную часть нынешнего Китайского Туркестана. [3] Нам не известно как ягма овладели этой областью. [4] § 13, 1. предполагает наличие имевшей ранее место борьбы между китайцами, халлухами и ягма. Исходя из того факта, что Кашгари, i, 85, упоминает племена ягма и тухсы (Tukhsi), а также род чигиль на реке Ila (Или), мы можем сделать вывод, что ягма, известные источнику Гардизи, раскололись надвое. Присутствие каких-то ягма близ бассейна Или можно вывести из § 12, 10., однако значительная часть этого племени должно быть концентрировалась вокруг Кашгара и к северу от него. Mujmal al-tawarikh, Бартольд, Туркестан, i, 20, утверждает определенно, что "властитель ягма называется Boghra-khan". Титул вне всяких сомнений указывает на первую мусульманскую династию тюрков [5], которая в 999 н.э. положила конец правлению Саманидов в Трансоксиане, и которая известна под разными именами:  Al-i Afrasiyab, "ханы Туркестана", Илак(Ilak)-ханы, Караханиды (см. Бартольд, Илек-ханы в El). Наш источник настаивает на почитании, которым пользовались

1. Возможно это указывание на проникновение халлухов в Верхний Тохаристан (см. примечание к § 23, 69.). В 119 году от Хиджры, Табари, ii, 1412, строка 9, упоминает jabghuya al-Tukhari и ibid., строка 16, называет его  jabghuya al-Kharlukhi.

2. Местность "между" халлухами и кимаками должно быть располагалась где-то близ Сары-су (ср. § 18). Это делает возможным контакты между тогузгузами и алтайскими племенами, на которые по-видимому указывает текст, как можно заключить из таких подробностей, как их местоположение "по левую сторону от Китая", а также "китайские черные куницы" доставляемых из их страны (s.mwjni восстановлено Марквартом как samur-i chini), ср. примечание к §5,8. [При определенных обстоятельствах легенда может указывать и на раннее местопребывание халлухов возле Тарбагатая, v.i., стр. 286.]

3. Большие затруднение вызывает упоминание реки Khuland-ghun (§6, 3. и § 12, 5.) как южной границы ягма. Не означает ли Khuland-ghun в данном случае Аксу и ее западные притоки (Taushqan)? Название*Taghushkhan или *Tawushkhan встречается у Гардизи (см. стр. 296), но в нашем § 6, 3. оно опущено. Возможно, наш автор заменил его на название, принадлежащее расположенному восточнее проходу Muzart. В таком случае, ягма занимали самую западную часть Тяньшаня (см. стр.  96, строка 11) область между реками Нарын и Taushqan, в то время как долиной Taushqan'а и соленым  озером к югу от нее (§§ з, i7. and 15, 6.) владели халлухи (§ 15).

4. Не даровал ли каган титул tutuq их предку одновременно с этим расселением ?

5. Ср. с именем основателя династии:  Satuq Boghra-khan. Mar-quart, Guzvaims Bericht uber die Bekehrung der Uiguren, in Sits. Beri. Akad., 1912, xxvii, 491, показал, что Abu Dulaf Mis 'ar b. Muhalhil (ср. примечание к § 9) говоря о  shi'a племени  ** [b-gh-raj] имеет в виду династию Богра-хана (Boghra-khan), v.i. i.

_____________ [280]

властители ягма среди своих подданных. Состав войска Караханидов возможно по-прежнему вопрос спорный, ср. Бартольд, Туркестан, 254, [1] однако вряд ли могут быть какие-либо сомнения в том, что правящая династия произходила из группы ягма (ветвь тогузгузов). [2] В нашем источнике мы застаем ягма в самом начале их истории, до того как они распространились к северу в бассейны рек Чу и Сырдарья (Jaxartes). Согласно Низам ал-Мульку (Nizam al-mulk), Siyasat nama, изд. Schefer, стр. 189, какие-то "неверные тюрки" завоевали Баласагун (в долине Чу) незадолго до 943 года н.э. Если верна догадка Бартольда, Семиречье, 20, о том, что этот народ "по всей вероятности и был тем самым  народом, из которого происходила династия Караханидов", эта дата составит terminus ante quem (**предельную дату) изначального источника нашего автора. Также стоит заметить, что Узгенд, которому суждено было стать важным центром Караханидов также относится (§ 25, 58.) к Трансоксиане. На южном направлении Караханиды вели войну с властителями Хотана (§ 9, 18.), и упоминание тогузгузов (= ягма?) на пути из Кашгара в Хотан (§ 11, 20.) может быть предзнаменованием окончательного поглощения последнего к 1000 году н.э..

1. О Кашгаре (в китайском Shu-le, Sha-le, Ch'ia-sha,в тибетском Shulig) см. Chavannes, Documents, 121, Sir A. Stein, Ancient Khotan, 47-72, H. A. R. Gibb, The Arab invasion of Kashghar in a.d. 715, в Bull.SOS, ii, часть iii, 467-74 [автор сомневается в факте этого вторжения], Бартольд, Илек-хан и Кашгар в El. В более ранюю эпоху китайское владение Кашгар было одним из "Четырех гарнизонов" (ср. § 9), хотя и имело собственную правящую династию. [3] К 676-8 годам н.э. его подчинили тибетцы. В 728 году Китай вновь вступил в отношения с "властителем" Кашгара. В результате нового противостояния, в котором приняли участие китайцы, тибетцы, тюрки и арабы, Кашгар, судя по нашему источнику, был аннексирован халлухами, но стал яблоком раздора для последних и ягма. Маркварт, Guwainis Bericht, &c., стр. 492, показал, что Mis'ar b. Muhalhil упоминает царство ягма еще дважды: один раз под названием Bughraj, а второй раз - Khargah, "шатер" (?), что соответствует тюркскому Ordu-kand, "военное поселение". Бируни в своем Canon'е (6-ой климат) ясно говорит, что "Ordu-kand - это Кашгар". Khargah как название страны расположенной где-то близ Индии

1. Ср. упоминание о множестве кланов, составляющих федерацию ягма. Относительно B.laq (Y.laq?), Кашгари, i, 317, упоминает племя Alka (sic) Bulaq, но тот факт, что оно было подчинено кифчаками, указывает на его более северное положение.  [Отдельно, ibid., i, 57, упоминается клан огузов, названный *Alqaboluk]   Нельзя ли, в качестве только лишь предположения, принять  B.laq "смешанных с тогузгузами" за группу ягма, проживавщих на Или, где они  могли находится в контакте с токузгузами?

2. См. Бартольд, Семиречье, 21, однако позднее, Vorlesungen, 77, он высказался в пользу карлукского происхождения этой династии.

3. Кашгари, i, 9 и 31, утверждает, что в Кашгарских волостях говорили на не-тюркском языке, называвшемся kanjaki. В самом же городе использовался тюркский диалект khaqani. [В более позднюю эпоху местность с названием K.nj.k нередко упоминается рядом с Таласом, ср. Wassaf, Tarikh, изд. Hammer, i, 22. Возможно, это была колония того же племени.]

_____________ [281]

упоминается в Шахнаме (Shah-nama, изд. Vullers, стр. 782, примечание 7, и стр.787, примечание 7). Рустам рассказывает Кей-Хусроу (Kay-Khusrau) о земле, относящейся к Забулистану, которую Менучехр (Manuchihr) освободил от туранцев, но которую последние вновь захватили в правление Кей-Кавуса (Kay-Ka'us):

Mar an marz Khargah khwanad ba-nam

Jahan-dida dihqan-i gustarda-nam.

Za-yak nima bar Sind darad guzar

Ba Qinnauj-u Kashmir-u an bum bar;

Digar nima rahash su-yi marz-i Chin

Bi-payvast ba marz-i Turan-zamin.

Кей-Хусроу посылает Рустама на освобождение

Zamini-ki payvasta-yi marz-i tu-st :

Za Khargah ta bum-i Hindusitan

Za Kashmir ta marz-i Jadusitan.

2. Вместо Bartuj следует читать *Artuj. Кашгари, i, 87, упоминает в области Кашгара два селения с названием Artuj. [1] Оба они (современное название Артыш - Artish) существуют по сей день за горами к северу от Кашгара. Верхний Артыш расположен примерно в 35 км к северо-западу от Кашгара, а Нижний Артыш  - примерно в 45 км к северо-востоку от него же. Рядом с этими двумя селениями имеются интересные буддийские находки, ср. Петровский (бывший Русский генеральный консул в Кашгаре) в Зап., vii, 295 иd ix, 147. Основатель династии Караханидов Satuq Boghra-khan похоронен в Артыше, см. Jamal Qarashi, Mulhaqat al-Surah у Бартольда, Туркестан, i (тексты), 132: mata Satuq Bughra  khan al-ghazi fi sanat 344 wa mashhaduhu bi-Artuj min qura Kashghar,wa [huwa] al-yaum ma'mur wa mazur, ср. Grenard, Jour. As., январь 1900, стр. 6. Легендарные подробности об упадке Artuj похоже относятся ко времени до захоронения Satuq Boghra-khan'а в 344/955 (?), поскольку исламская традиция не допустила бы, чтобы место упокоения великого защитника Ислама обратилось в руины.

3. Возможно, простейшим решением будет отождествить Khirmki населенные *Artuj'цами со вторым из упомянутых селений. С другой стороны, Идриси, перев.  Jaubert, i, 492, упоминает укрепленный город   **[j.rm.q], находящийся в четырех днях пути от Bakhwan (см. примечание к § 15, 14.), в 10 днях от Барсхана (Barskhan) и в 14 днях от "города Тибет" (== Хотан ?). Поскольку обязанностью правителя этого места было отражать нападения "тибетских князей", следует полагать, что J.rm.q находился к югу или же к западу от Аксу. В качестве только лишь предположения можно отождествить этот город с важным Maral-bashi (согласно Куропаткину, circa (**примерно в) 232 км к западу от Аксу), который в прежние дни назывался Barchuq (Кашгари, i, 318: **[b.rj.q]). Так же и наше [Khirmki] может представлять собой искажение этого   названия [?]. Тот факт, что в этом селении проживали Artuj'цы (очевидно, считавшиеся отдельным племенем) может быть связан с тем, что Кашгари, i, 9 и 31, говорит о kanjaki (v.s., стр. 280, примечание).

1. Он (Кашгари) утверждает, что artuj означает "можжевельник" ('ar'ar), т.е. вероятно дерево, которое в Туркестане называют archa =  "Juniperus polycarpus".

Текст переведен по изданию: Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937

© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© перевод с англ.: Стариков И. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Minorsky. 1937