КНИГА О ПРЕДЕЛАХ МИРА ОТ ВОСТОКА К ЗАПАДУ
КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ
§ 18. Рассказ о стране кимаков (Kimak) и ее городах
К востоку от этой страны живет племя (jinsi) хирхызов; к югу от нее - реки Артуш (Artush) [sic] и Итиль (Atil); к западу от нее некоторые их хифчахов (Khifchakh) и некоторые из Северных Ненаселенных Земель (virani-yi shamal); север ее расположен в тех северных местностях, где люди не могут жить. В этой стране есть только один город, но много племен (qabila). Эти люди живут в жилищах из войлока и, как летом, так и зимой скитаются по пастбищам (giya-khwar), водам и лугам (marghazar). Товары их: черные куницы (samur) и овцы. Пища их [100] летом - молоко, а зимой - запасенное мясо (gusht-i qadid). Когда между ними и гузами мир, зимою они направляются к (ba-bar) к гузам. Властитель кимаков называется хакан. У него есть одиннадцать наместников ('amil) внутри страны кимаков, и подвластные земли (a'mal) даются в наследство детям наместников.
1. ANDAR AZ KHIFCHAQ ("Cis-Khifchaqia" ?), [1] страна (nahiyat) кимаков, жители которой напоминают гузов некоторыми (своими) обычаями.
2. Q.RQ.RKHAN, еще одна область (district) кимаков, жители которой имеют обычаи хиркызов. (** Каркар(а)хан отождествляют с совр. г. Каркаралинском).
3. Y.GHSUN YASU, еще одна область (district) кимаков, между реками Atil и Иртыш [sic], которая обладает более приятными людьми и лучшим обустройством (mardumani bishtar ba-ni'mat va kari sakhtatar daradh).
4. NAMAKIYA, город в Кимаке, который является местопребыванием Хакана в летнее время. Между этим городом и Таразом (написано: T.rar) расстояние восемдесят дней для всадника, передвигающегося на скорости (ba-shitab).
5. DIH-I CHUB, селение на берегу реки. Летом в нем (собирается) много людей.
Комментарии
§§ 18-22. Северо-западные тюрки.
После описания юго-восточных тюрков, автор приступает к ряду более северных племен. Он следует от востока к западу, выделяя особым образом, §§ 20-22, Уральский регион. Эта система объясняет некоторые важные моменты в нашем тексте (см. § 22).
§ 18. Кимаки.
Marquart, Streifzuge, 79, 340; Marquart, Komanen, 89-113, 171-2, 205, and passim; Barthold, Kimak в El; В.П. Семенов (издатель), Киргизский край, СПб., 1903, с Картой (том .xviii о России. Полное географическое описание). [Marquart, Die Iki Imak, в Ostas. Zeit., 1920, viii, 293-6.]
Легенда, которую приводит Гардизи, 82-3, показывает, что кимаки считались отделившимися от татар. Эпонимы изначальных семи кланов были: Imi, Imak, Tatar, Bayandur, Khifchaq, *Nilqaz,[3] и
3. Вместо L.niqas; клан Nilqaz до сих пор известен у Shah-sevan'ов Савы (Sawa); см. Minorsky, Sawa в El.
_____________ [305]
Ajlad (?). Наш источник, похоже, предполагает, что у этого племени было одиннадцать подразделений. [1] Название Kimak (следует произносить Kimak), согласно Маркварту, представляет собой сокращение от Iki-Imak "два Imak'а" (вероятно, указание на первые два клана федерации). Кашгари уже неизвестно племя Kimak, он знает только Yamak (*Yimak), о котором он говорит, iii, 22, что "у нас их (рассматривают как) кифчаков (Qifchaq), но кифчакские тюрки считает себя отдельной группой (hizb)"; это утверждение показывает, что процесс перегруппирования остатков кимакской федерации уже завершился, и произошел он под руководством нового влиятельного племени, кипчаков (§21).
Установить территорию кимаков задача непростая. Запутанность и расплывчатость наших источников может отражать некоторые исторические перемещения местонахождения племени или же сезонные миграции его кланов от зимних стоянок (qishlaq) к летним пастбищам (yaylaq), ср. Marquart, Komanen, 162 и 101. Главная географическая ошибка нашего автора и Гардизи заключалась в незнании нижнего течения Иртыша, который они предполагали впадающим в Волгу в области, где левые притоки первого и левые притоки последней практически сходятся наподобие хвоста ласточки. Соответственно считалось, что Ишим, также впадающий в предполагаемую излучину Иртыша, течет в западном направлении и смешавшись с некоторыми другими реками изливает себя в северо-восточную часть Каспийского моря. Наконец, возможно Гардизи, который является нашим главным источником относительно пути к кимакам, свел воедино несколько вариантов маршрута.
Что касается границ, то наш источник утверждает, что восточными соседями кимаков были хирхызы (подтверждается в § 14), тогда как Ауфи (см. примечание к § 14), указывает местонахождение кимаков к северу от хирхызов. На самом деле наш автор приступает к описанию самого северного пояса тюркских племен: кимаки, гузы, печенеги, хифчахи и маджгары, и нам предстоит увидеть сколь важные выводы следуют из этого распределения в отношении определения местонахождения маджгаров (§ 22). То, что "Artush" и "Atil" помещены к югу от кимаков, означает лишь, что они жили за этими реками. [Кроме того, **[at.l]в этом месте может быть всего лишь неправильно понятым **[r.s]/[as.s]] [2] Направление на хифчахов и Северные земли, и те и другие помещены "к западу от кимаков", следует принять за северо-запад. Похоже все указывает на то, что основная территория кимаков располагалась в Западной Сибири, к северу от Иртыша, скажем вплоть до Оби. [3] Гардизи утверждает, что область кимаков очень холодная, и что зимой их лошади уводятся в место (Uk-tagh) в стране **['raq] (возможно **[aghraq], ср. примечание к § 12, l7.). С другой стороны (§ 5, 19.) утверждается, что гора, очевидно Урал, простирается "между концом границы русов и
1. Или двенадцать, если у хакана был еще собственный клан.
2. Однако см. примечание к § 6, 43. по поводу того, что Волга берет начало на Алтае (!).
3. На карте Кашгари река (с юга на север) Ila, Art.sh, река без названия и Y.mar показаны впадающими в озеро. Y.mak (Yimak - клан наших кимаков) показан на левом берегу Art.sh, а J.m.l и Qay на реке без названия. Yumar = Обь, ср. Бартольд, Vorlesungen 96.
_____________ [306]
началом границы кимаков", что по-видимому означает, что два народа примыкали к противоположным сторонам хребта, не являясь непосредственными соседями друг друга. Это может указывать на то, что кимаки (или по крайней мере их хифчахская ветвь, § 21) распространились в какое-то время до южной части Урала. Набеги кимаков затрагивали и того большее пространство, поскольку § 12, 10. J.mlikath, в стране тогузгузов назван подверженным их нападениям.
В § 6, 42. Artush описан протекающим между гузами и кимаками, но в § 18 гузы не упомянуты в числе ближайших соседей кимаков, хотя последние, как утверждается, посещают страну последних зимой. Эту последнюю подробность может пояснить Мукаддаси (Maqdizi), 274, у которого при перечислении владений зависимых от Исфиджаба (§ 25, 84.), утверждается что Сауран (= § 25, 90. Sabran) был пограничной заставой (thaghr) против гуззов (Ghuzz) и кимаков, а Sh.ghl.jan - пограничной застaвой в направлении к кимакам. Согласно этим указаниям во второй половине десятого века область вдоль правого берега Сырдарьи (Jaxartes) также граничила с территорией кимаков.
Переходя к дорогам, ведущим к кимакам, в первую очередь следует отметить указание раннего Ибн Хордадбеха, 28, и Кудама, 209, которые делают Тараз (§ 25, 93.) отправной точкой пути к резиденции властителя кимаков. Местонахождение первой стоянки на этой дороге (**[kuyk.t], или **[ku a k.t]), а соответственно и начальное направление пути, по-прежнему неясны, но Кудама, 20510 и 26216, утверждает определенно, что по левую сторону, т.е. к северу от дороги Taraz - Kulan расположена песчаная пустыня, которая простирается до территории кимаков. Тот факт, что путешественник, прежде чем выступить из *Kuvekat'а, должен был набрать запасов питания (Ибн Хордадбех) на 80-дневное путешествие, также предполагает северное направления через степи. В любом случае дорога к кимакам проходила совершенно отдельно от дороги, соединявшей Тараз с Семиречьем, см. примечания к §§ 15-17 и § 25, 93. Маршруты Мисара бен Мухалила (Mis'ar b. Muhalhil), Marquart, Streifzuge, 79, и Идриси, Marquart, Komanen, 111-12, весьма запутаны и практической помощи оказать не могут. Единственное подробное описание пути к кимакам имеется у Гардизи, 83. Он начинается из совершенно другой точки (примерно 850 км к северо-западу от Тараза в направлении перелета ворон) и его участки последовательно следующие:
a. от Parab'а (написано **[bara ab ], ср. § 25, 88.) до Dih-i Nau (§ 26, 29.) ;
b. пересекаются река и пески, именуемые **[u(d?)uq.m.n] (или **[uluq.m.n]);
c. пересекается река **[s.quq] (или **[s.fuq]) за которой начинается соленая пустыня (**солончак) (cр. § 7, 81.), продолжающийся до K.ndav.r-taghi (§ 5, 12.)
d. лесистые берега "той же самой" реки (S.quq) продолжаются до истока реки, истекающей от большой горы K.ndav.r;
e. от этой горы дорога 5 дней идет вниз по лесам к реке ** [as.s] (§ 6, 41.), воды которой черны, и которая течет с востока к Табаристанскому (Каспийскому) морю;
f. от Asus к следующей реке **[art.sh] (§ 6, 42.), где начинается граница кимаков. Это большая река и воды ее черны.
Marquart, Komanen, 205, принимает **[s.quq] за Сары-су, которая течет с
_____________ [308]
севера на юг и исчезает в песках к северо-востоку от города Перовск; он отождествляет *Kundavar с Ulu-tau, а **[as.s] с Ишимом * **[ishim] и в конце концов прослеживает дорогу к Иртышу **[art.sh] в направлении Павлодара. Это весьма остроумное предположение. Отождествление K.ndav.r (возможно *Kand-ur вместо Kandur) с Ulu-tau ("Большая гора", ср. § 5, 12.), которая является заметным естественным ориентиром (2 070 футов), представляется весьма соблазнительным. Кроме того, названия двух истоков Сарысу, берущих начало у этой горы: Sari-Kangir и Qara-Kangir имеют отдаленное сходство с *Kandur.[1] В прочем, следует помнить о том факте, что отправным пунктом этого маршрута у Гардизи является Dih-i Nau == Yangi-kand = Qaryat al-haditha, располагавшийся близ современого Казалинска, примерно в 280 км по течению (** Сырдарьи) ниже Перовска! Чтобы добраться до Сарысу не было никакой необходимости спускаться по Сырдарье почти к самому ее устью. Если мы примем начальную точку Гардизи, скорее нам следует намечать путь в северном направлении от Казалинска, приняв первую реку (b) за Иргиз, а (**реку) *Suquq (c) за Тургай (Turghay); [2] после пересечения последней дорога проследует ее западным (правым) берегом к ее истоку; K.ndav.r будет представлять собой водораздел между Тургаем и левой излучиной Ишима, где две реки подходят совсем близко друг к другу; за Ишимом дорога, вероятно по-прежнему следуя по течению этой реки, достигает Иртыша. Это альтернативное предположение имеет существенный недостаток, состоящий в том факте, что водораздел Тургая и Ишима образован незначительными высотами (северное продолжение Ulu-tau), и я не знаю как примирить сведения Гардизи, если только не предположить, что в его описании каким-то образом слились также данные о двух других дорогах к кимакам. При нынешнем состоянии наших знаний не следует запросто жертвовать отождествлением K.ndav.r с Ulu-tau. [3]
До сей поры мы придерживались предположения, что **[art.sh] соответствует Иртышу, вопреки описанию течения Asus у Гардизи, а также **[r.s] и **[art.sh] у нашего автора, где эти реки представлены
1. V.s., примечание к § 5, 12. Возле Qar-qarali (§ 18, 2) расположен пик Kend (4,644 футов), но Qarqarali затруднительно поместить на нашем пути. [Относительно K.ndav.r v.i., стр. 324, а также русскую и грузинскую фамилию Кандауров]
2. [Поскольку в тексте Абульгази (v.i. 3) **[argh.z sav.q] обозначает область рек Иргиз-Тургай, Savuq по-видимому относится к реке Turghay, которая никаким другим образом не упоминается в этом подробном перечне. Весьма соблазнительным представляется сравнение названия Savuq - "холодный" с **[s.quq] Гардизи, которое уже Маркварт объяснял как тюркское слово со значением "холодный". В таком случае вероятность моего толкования маршрута Гардизи (как проходящего вдоль рек Иргиз и Тургай) существенно увеличивается.]
3. Семенов, o.c., 354-5, упоминает дорогу, соединяющую Atbasar, расположенный на Верхнем Ишиме (в прочем circa 450 км от ближайшей точки на Иртыше), с Ulu-tau (circa 400 км), а затем идущую в южном направлении к селению Suzak, расположенному к востоку от Сырдарьи (Jaxartes), примерно в направлении древнего Тараза (еще 625 км). Примерно в 50 км к югу от Ulu-tau находятся три гробницы 19-ого века ханов казахов (т.е. "киргизов" согласно терминологии, применявшейся до 1917 года). Эта дорога Atbasar-Suzak представляет собой интересную параллель "Кимакской дороге", по крайней мере в связи с описаниями древних географов.
_____________ [309]
текущими в западном направлении. В последнем случае этими двумя реками могут быть Ilak и Яик (см. примечания к § 6, 41. и 42.) и путь следует представлять идущим в северо-западном направлении. [1]
1.2. "Andar az Khifjaq" по-видимому образует северо-западный предел территории кимаков, в то время как Qarqarkhan ( ?) был ее южным пределом. Если слова о том, что Иртыш течет "между" кимаками и гузами, не понимать слишком буквально, можно предположить, что это Qarqarali, расположенный в гористой местности к югу от Иртыша, и circa 350 км к юго-западу от Семиалатинска (** Каркар(а)хан отождествляют с совр. г. Каркаралинском). В нашем переводе (v.s. стр. 100) я предварительно объясеил этот термин как "Cis-Khifchaqia", но если az в данном случае замещает idafat, этот термин может означать "Внутренний Khifchaq (внутренняя область кифчаков)". [Ср. Х.-А., fol. 3а13].
3. Местонахождение Y.ghsun-yasu зависит от идентификации двух рек. Реальные Иртыш и Волга расположены слишко далеко друг от друга. Кроме того в § 18, 3. **[At.l], из-за графической ошибки, может означать реку, упомянутую в § 6, 41.
[Дополнительное замечание. Сочетание **[ighsun basu] до некоторой степени напоминает названия двух народов Крайнего Севера, известных мусульманам соответственно как **[yura] (или **[yughra]) и **[wisu] (или **[isu]), см. ссылки у Маркварта, Arktische Lander. В Canon'е у Бируни эти два народа упоминаются в самом конце таблиции координат, после седьмого климата. **[(b?).l.d als(u или r?)] (читай: **[bilad isu] - страна ису) имеет пояснение: "Булгары торгуют с ними", а еще один народ описан следующим образом: ghiyad Yura wa hum mutawahhishun yuta-jiruna mu'ayanatan" "леса (**народа) Yura, которые дики и торгуют обменивая предметы, помещенные на виду".
Wisu обычно отождествляют с финским племенем весь (см. примечания к § 44), а Yughra - с уграми остяками (**ханты) и вогулами (**манси) (v. i., § 22).
В 1216 н.э хорезм-шах Мухаммед возглавил экспедицию против Кадир-хана (Qadir-khan), предводителя канглы (Qanqli). [2] Гузгани, доступный в переводе Raverty, стр. 267, утверждает, что он "проник вплоть до Yighur'ов Turkistan'а, так далеко на север, что подошел к северному полюсу и достиг местности, где сумрачный свет никогда не исчезает из виду", и т.д. Этот фрагмент явно инспирирован рассказами о землях Крайнего Севера, которые, начиная с сообщения Ибн Фадлана (Йакут, i, 755-6), были распространены у мусульман.
Заходил ли в действительности хорезм-шах так далеко на север - это другой вопрос. Из авторов, рассказывавших о том же походе, Насави (Nasawi), изд. Houdas, стр. 9, упоминает по этому поводу **[ma? argh.z] "реку Ыргыз", а Джувейни, i, 101, говорит о Каракумах, которыми владели канглы (**[q.raq.m ka mud.gh] ...
1. О причине возможной путаницы с маршрутами, v.s., стр. 305, строка 11.
2. Br. Mus. Add. 25. 785 (fol. 145a) **[q.d.r han ka b.s.r ?q.fan t.tar bud], что я читаю как: ki bi-sar-i *Qanqliyan-i Tatar bud. Канглы имели тесные связи с кипчаками, ср. Barthold, Vorlesungen, 114 и 116. Последние ранее принадлежали кимакской федерации, которая согласно Гардизи включала и подразделение татар (которое следует отличать от позднейших монголов!). Поэтому комбинация из названий у Гузгани вполне допустима. От связи Кадир-хана с "Yimak" ср. Raverty, стр. 1097.
_____________ [310]
... [aqam.t qbqaliyan bud]) и двух реках **[qilay] и **[qim.j]. Irghis Насави не может быть более северной рекой Irghis, впадающей в Волгу ниже Самары; у Абульгази, изд. Desmaisons, стр. 10, улус Шибана, западными пределами которого были Яик и Сырдарья, включал в себя как Irghis-Savuq так и Qara-qum, которые должны совпадать с соответствующими названиями и местами, упоминаемыми у Насави и Джувейни. [1]
Одно можно сказать наверняка: до конца двенадцатого века существовала какая-то связь между кифчаками (кланом которых возможны были канглы) и неким племенем, называвшимся Yighur или Yughur. В одном документе 578/1182 года, происходящем из канцелярии хорезм-шаха, Бартольд, Туркестан, 370, (а также тексты i, 79) хорезм-шах фиксирует подчинение Alp-Qara **[uran]'а со всем племенем кифчаков, добавляя что тот прислал в стан шаха своего старшего сына с большим числом **[yughur zadkan] (вар.**[bughur azkan]). Весьма вероятно еще одно указание на это имя есть у Масуди, Muruj, i, 213, где, описывая Черный и Белый Иртыш впадающими в Каспийское море (v.s., §6,42.), он отмечает, что на их берегах располагается царство **[kimak bighur]. Вместо восстановления Маркварта *Kimak-yagbhuy (противоречащего Гардизи, 83, который называет вождя кимаков shad-tutuq) я бы восстановил это название как *Kimak-Yighur и сопоставил с **[ighur] [2] у Гузгани и вышеприведенным **[yu ghur].
Согласно тексту Масуди таково было название территории кимаков или подразделения кимаков. Выражение Yughur-zada ( = *banu Yughur) выглядит более предпочтительным в связи с последним предположением. Конечно же, вполне возможна и некоторая путаница у наших авторов, но вне всяких сомнений это племя кимаков не имело никакого отношения к северянам Yughra.
Тот факт, что наша (**область) [y.ghsun yasu]описывается расположенной между Atil (*Asus ?) и Иртышом (Artush), напоминает природные условия, описанные в Muruj, i, 213, и по крайней мере наш § 6, 42. соответствует одной из рек Масуди. Первый элемент [y.ghsun] может быть легко переправлен на * **[y.ghur]( **[буква син здесь] может представлять собой неправильное прочтение длинного соединения между буквами [гайн] и [вав]). Труднее обстоит дело с [yasu]. Поскольку тюркское уasi означает "широкий", не может ли оно в данном случае означать "равнина" ? Факт тот, что Yasi засвидетельствовано как название города на Сырдарье (Yaxartes) по крайней мере с двенадцатого века, см. Бартольд, Vorlesungen, стр. 141.]
4. [namakiya] весьма вероятно *Yimakiya ? По поводу расстояния в 80 дней см. Ибн Хордадбеха, 28, который считает от Тараза до **[kuyk.t] 7 фарсахов, а оттуда 80 дней до резиденции (maudi') властителя кимаков, ditto (**также) у Кудама, 209, 262.
5. Dih-i Chub (§ 6, 42. и 43. Dih-i Chubin) "Деревянное селение"; вместо него, v.s., § 6, 43. Mis'ar b. Muhalhil рассказывает о городе гузов, построенном из камня, дерева и тростника.
1. Пески Qara-qum расположены к юго-западу от озера Chalqar, в которое впадает Иргиз (Irghiz).
2. Raverty не приводит арабского написания для Yighur, которое он обнаружил в некоторых из своих MSS., однако судя потому, что в манускриптах Британского музея (Br. Mus. MSS. Add. 26. 189 (fol. 129b) и Add. 25. 785 (fol. 145a)) написано **[ta b.q?r (?) t.r ksiyan ... n.r f.t] можно предположить, что в оригинале было * **[ighur].
Текст переведен по изданию: Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937
© сетевая версия - Тhietmar.
2005
© перевод с англ.: Стариков И.
2005
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Minorsky. 1937