hudud2022

КНИГА О ПРЕДЕЛАХ МИРА ОТ ВОСТОКА К ЗАПАДУ

КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ

§ 20. Рассказ о тюркских печенегах [1]

К востоку от этой страны - предел (hudud) гузов (Ghuz);
19a
к югу от ее - то же (**т.е. предел) буртасов (Bur
tas) и барадасов (Baradhas); к западу от ее, то же маджгари (Majghari) и Русов (Rus); к северу от ее – (река) Рута (Rutha). Страна эта во всех отношениях напоминает (страну) кимаков (Kimak) и состоит в войне со всеми своими соседями. (Печенеги) не имеют городов; их предводитель (mihtar) (происходит) из них же самих.

1. Bajanak.

§ 21. Рассказ о стране хифчахов

Южный предел хифчахов граничит с баджанаками (печенегами) (Khifjakh ra hadd-i junubash ba-Bajanak daradh), а все прочие (пределы) граничат с Ненаселенными Землями Севера, где нет живого существа. Хифчаки – это род (qaum) который, отделившись от кимаков (Kimak), поселился в этих местах, но хифчахи более злонравны (badh-khutar), чем кимаки. Властитель (malik) их (назначен) от кимаков.

§ 22. Рассказ о стране маджгари (Majghari - мадьяры)

К востоку от нее - гора; к югу от нее [2] племя христиан (tarsayan) называемое В.н.нд.р; к западу и северу от (Majghari) – области (nawahi) русов. Эта страна имеет примерно 20 000 мужей, занимающих поле боя вместе с властителем (ba malikashan bar-nishinand) их. Властитель этой страны именуется *Джула (*Jula) (**[h.l.t] читай: [j.la]). Эта страна - 150 фарсангов в длину и 100 фарсангов в ширину. Зимою они пребывают на берегу реки, которая отделяет их от русов (Rus). Еда их – рыба, и они питаются ей (badhan zindagani gudharanadh). Они – люди весьма богатые, но подлые [3] (mardumani bisyar-khwasta-and va-sufla ?). Эта страна обладает множеством деревьев и текущими водами. (Люди эти) приятной наружности и внушают страх (ba-haybat - **т.е. имеют грозный вид). Маджгари (Majghari) состоят в войне со всеми неверными, живущими вокруг них и (обычно) выходят победителями (bihtar ayand).

И все те, кого мы назвали (**в §§12-22) – разновидности тюрков (существующие) в мире. Теперь же мы назовем все мусульманские земли, а затем остальные земли неверных (Kafiran), лежащие в западных краях.

2. т.е. к югу от их страны.

3. sufla - звучит довольно неожиданно.


Комментарии

§ 20. Тюркские печенеги

В.Г. Василевский, Византия и печенеги (на русском языке) в издании автора Труды, СПб., 1908, i, 1-175 ; П. Голубовский, Печенеги, торки и половцы до монгольского нашествия (на русском языке) в Изв. Киев. Университ., 1883-4 (в библиотеках Парижа и Лондона не найдены); Marquart, Streifzuge, 63 ; Marquart, Komanen, 25-6, 98-9, &c. Краткий обзор на английском представлен у C. A. Macartney, The Pechenegs, в The Slavonic Review, viii, 1929, pp. 342-53. J. Nemeth, Die Inschriften des Schatzes von Nagy-Szent-Miklos, в Bib. Orient. Hungarica, ii, Budapest, 1932 (надписи, обнаруженные на сосудах, датируемых, как представляется, началом X века; автор относит их к неким князьям печенегов, незадолго до этого времени расселившихся на территории современной Венгрии, в связи с чем любопытным представляется сообщение Гардизи о том, что печенеги обладали многочисленными золотыми и серебряными сосудами). Д.А.Расовский, Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии (на русском языке), в книге Seminarium Kondakovianum, Prague, 1933 (относится к позднему времени; содержит весьма полную русскую и венгерскую библиографию).

§§ 20 и 22, также как и 43-4 и 48-52, обнаруживают близкие параллели с соответствующими главами у Ибн Русте, Гардизи, Бакри и Ауфи, которые все основываются на едином главном источнике и отличаются только деталями.

Наш автор рассказывает о печенегах в двух главах: в § 20 описывается старая страна печенегов, а в § 47 – их новое местообитание. Воспользовавшись информацией из двух различных источников, он представляет две последовательные стадии скитаний печенегов как существующие одновременно.

Наиболее полно эти факты представлены у Констатина Багрянородного - Constantino Porphyrogenitus, De administrando imperio, гл. 37, которую Marquart, Komanen, 25, называет "основой исторической этнологии Южной России". Византийский автор сообщает, что местонахождение печенегов (**приводится греческая форма - пачинакиты) изначально было между Волгой (**приводится греческая форма - Атил) и Яиком (**приводится греческая форма - Геих - **река Урал), где они соседствовали с *маджарами (**в английском тексте Majars) (**приводится греческая форма через дзету - мазары) [1] и огузами (**приводится греческая форма узы). За 55 лет до написания указанной книги (De administrando imperio написана в 948) (2) хазары и огузы совместно напали на печенегов и изгнали их из их страны, которую заняли огузы. Печенеги же расселились в новой стране (а именно в той, которую до того занимали мадьяры) (3) отстоявшую как от хазар, так и от огузов на 5 дней (пути), от Алании – на 6 дней (ср. § 48), от Мордии (ср. § 52) – а 10 дней. В 42-ой главе своего труда Константин разъясняет, что в более позднее время (после изгнания мадьяр из Ателькузу (Atelkuzu), § 22) владения печенегов простирались от местности напротив Дистры [4] на нижнем Дунае до Саркела (хазарской крепости на Дону). Эти события конца IX века известны Истахри, 10, который утверждает: "Племя тюрков, называемое Бачанак (Bachanak) (печенеги)

1. Ср. У Ибн Фадлана Bashghurt = Majghar v.s., стр. 312, строчка 19.

2. В 889, согласно Reginonis Abbatis Prumiensis Chronicon. Cf. Nemeth, o.c., p. 48.

3. Точнее регион, который Константин называет Леведия и который вероятно располагался к северу от Азовского моря, местная река Хидмас или Хингилус иногда отождествляется с рекой Чингул (?) (the Chingul (?) river), впадающей в Молочную. Мадьяры переместились в страну, называемую Atelkuzu ("междуречье" ?), простиравшуюся между реками Днепр и Серет. Очередное нападение печенегов вынудило мадьяр перейти через Карпаты в их нынешнюю землю (незадолго до 900 года н.э.).

4. Distra = DurustUlum = Silistria. (**Доростол в нижнем течении Дуная, фигурировавший в связи с военными действиями киевского князя Святослава 960-70-ых годов против византийцев).

_____________ [314]

будучи изгнанным из своей земли, поселилось между хазарами и Румом. Их местообитание не является их древней родиной, но они пришли и заняли его. " У нашего автора местообитание печенегов у Азовского моря описывается в § 47, и в связи с этим еще будет возможность рассмотреть интересный текст Ауфи, рассказывающий о последующих миграциях этих племен.

Наш § 20 несомненно имеет ввиду ситуацию до 893 (или 889) года. Правда, Константин Багрянородный, o.c., допускает, что вплоть до его времени некоторые из печенегов оставались под властью гузов, однако согласно нашему автору тюркские печенеги были в состоянии войны со своими соседями, что указывает на то, что они еще сохраняли независимость. Более ясно это выражено в параллельном тексте Гардизи, который использует тот же источник. Он описывает печенегов в зените их могущества, обладающих стадами, лошадьми, драгоценными вазами и поясами, боевыми трубами в форме головы быка, большим количеством оружия. Гардизи, 95, описывает путь из Гурганджа (в Хорезме) к печенегам, который проходит рядом с   горой Хорезма [1] и оставляет Аральское море по правую сторону. После перехода через пустыню, в которой воду можно было добыть только в колодцах, на десятый день была достигнута более приятная страна, с ручьями (наземными источниками) и обилием дичи. Весь путь к печенегам занял 17 дней. Их страна простиралась на 30 дней пути, и их соседями были: на востоке кипчаки, на юго-западе (10 дней пути) хазары, а на западе славяне (sic). Эта картина полностью отлична от той, которую в 922 году засвидетельствовал Ибн Фадлан. Он встретил печенегов к югу от реки **[j.gh] (А.З.Валиди: *Jayikh = Yayiq – Яик/ Урал) и противопоставляет их бедность (несомненно результат событий 893 года) богатству гузов. А.З.Валиди, o.c., p. 246, полагает , что эти печенеги принадлежали к разряду номадов-“пролетариев" (jataq), добавляя, что вскоре после того они также переправились через Волгу в западном направлении. [2]

Наш автор весьма путано описывает границы владений печенегов. Хотя он не утверждает, что их земли на севере достигают Ненаселенного Северного Пояса, однако сравнение со страной кимаков указывает на то, что печенеги жили в весьма холодном регионе. В § 44 он говорит, что к востоку от русов расположены Печенежские горы, под которыми можно понимать только Уральские горы или их западные отроги. [3] В § 6, 43 Итиль ниже Булгара (Bulghar) по течению отделяет тюркских печенегов от буртасов ("Burtas"), под которыми, по какой-то ошибке, наш автор (см. § 51) обычно понимает волжских булгар. В нашем § 20 буртасы (Burtas) и барадасы (Baradhas) упомянуты к югу от печенегов. В § 19 Атил (Atil) (Волга) образует западную и северную границу гузов, в то время как согласно § 20 западными соседями гузов были тюркские печенеги. Таким образом, не полагает ли наш автор, что территория печенегов каким-то образом простирается от Уральских гор вплоть до правого (западного) берега Волги? Еще больше смущения вызывает § 6, 45.,

1. т.е. Chink на плато Устюрт. Бакри, 42, помещает эту гору в 10 фарсахах от Гурганджа (Ургенча).

2. Но v.s., Const. Porph., o.c., глава 37.

3. В их северных и южных оконечностях согласно Х.-А. предположительно проживали соответственно русы и кимаки, ср. § 18.

_____________ [315]

согласно которому загадочная река Рута (текущая на запад!) начинается от горы на границе между печенегами, маджгари (Majghari) и русами (Rus). Подобное сложное представление может быть в какой-то степени понятным, только если автор представлял, что печенеги и маджгари (Majghari), или их часть, находились к юго-востоку от большой излучины Волги (в районе Казани). (1) Рута же, очевидно, считалась границей между печенегами и русами. (ср. § 42).

Любопытно, что ни в § 20, ни в § 50 тюркские печенеги и хазары не рассматриваются однозначно как соседи, хотя из Константина Багрянородного нам известно, что печенеги были изгнаны из своих прежних земель совместными действиями гузов и хазар. Текст Гардизи (v.i.) также ясен в этом отношении.

1. Если печенеги жили к северу от буртасов (т.е. Булгар) и барадасов (Baradhas), то каким образом они могли соседствовать с гузами вдоль течения Волги, если только под Атилем нам не следует понимать Каму? Но это предположение создает новые сложности. Согласно Мас’уди, Tanbih, 160, зона активности печенегов распространялась (какое-то время?) до Аральского моря

§ 21. Хифчах (Кыпчак)

Komanen - специальное исследование Маркварта о происхождении и судьбах куманов-кыпчаков; хотя в нем содержится огромное количество редких материалов и множество ценных соображений, остается, по словам автора, стр. 206, всего лишь предварительной работой ("Pionierarbeit"); см. важные критические замечания Пельо (Pelliot) в Jour. As., апрель 1920, стр. 125-86, и Бартольда, Русский исторический журнал, vii, 1921, стр. 131-56. См. также Бартольд, Кипчаки в EI, A. Bruce Boswell, The Kipchak Turks, в Славянском обозрении The Slavonic Review, vi, 1927, стр. 68-85 (популярная статья), и Д.Расовский Половцы, в Seminarium Kondakovianum, vii, 1935, стр. 1-18 (продолжение следует) с очень хорошей европейской библиографией [часть ii, ibid., viii, 1936, стр. 19-40].

Имя Khifshakh < Khifchakh, Qypchaq засвидетельствовано уже у Ибн Хордадбеха, 31. Русские называли кипчаков половцы (от “половый” - "желтоватый"), в западных языках этому имени соответствуют термины: Pallidi, Falones, Valani, Valwen, и т.д. Эта группа названий не имеет соответствия в мусульманской литературе. [2] Еще одно имя, под которым кипчаки были известны в Византийской империи и Западной Европе – (**приводится греческая форма - команы), Comani, Commani, оно встречается также у Идриси, который (возможно цитируя некий европейский источник) [3] называет кипчаков **[alq.manin], а их страну **[q.maniya] (перев. Jaubert, ii, 395, 399, и т.д.). Тождественность этих названий явствует из Рубрука (Rubruquis) (Paris, 1839, стр. 247): "Commani qui dicuntur Capthat

2. Но v.i., стр. 317, интерпретацию Бартольдом термина Sari.

3. Следует однако помнить о до сих пор недостаточно разъясненном названии **[uv k.m.n] (или **[ulu k.m.n]), которое Гардизи упоминает при описании пути к кимакам (см. примечание к § 18), и **[q.h.n iyi] (варианты **[q.m.n ay] и **[q.m.n iyi kuz]) приведенном у Рашид-ад-Дина, изд. Березин, Труды В.О., vii, 162, в качестве названия 10-ого племени уйгуров, ср. Marquart, Komanen, 91 и 58.

_____________ [316]

[*Qipchaq]; a Teutonicis vero dicuntur Valani [читай: Falani] et provincia Valania [читай: Falania]." ("... команы, именуемые капчат; немцы же называют их валанами, а область Валанией") Происхождение названий Coman-/Qoman остается неясным (см. примечание к § 14, 1.). Название **[qun] (по-прежнему вызывающее сомнения!), которому Маркварт придает такое исключительное значение, могло бы помочь объяснению венгерской формы Kun, но форму Qoman оно не объясняет. Даже без учета **[qun] можно представить происхождение венгерского Kun от Qoman, но для расширения более раннего *Qun в Qoman нет объяснения, равно как и для его предполагаемого выживания (?) в форме Kun в венгерском.

Подобно хырхызам, кимакам и русам, хифчаки представлены в нашем источнике живущими в непосредственном соседстве с Ненаселенными Землями Севера. К югу [1] от них размещаются тюркские печенеги. Наш источник (§ 6, 44.) добавляет, что река Рус/река русов (Rus - Волга до слияния с Камой?) окаймляет пределы хифчахов. [2] Предполагалось ли таким образом, что кипчаки живут ниже русов по левому берегу в верхнем течении Волги? Как бы то ни было, это полностью воображаемая конструкция, которой мы обязаны исключительно нашему автору, поскольку Гардизи, который пользуется теми же материалами, ясно говорит, что хифчаки жили к востоку от печенегов. Заменив восток севером, наш автор втиснул народы в свою схему, не слишком заботясь о современной ему ситуации.

Гардизи, 82, называет хифчахов одним из семи племен кимаков. Наш автор похоже описывает более позднюю стадию отделения хифчахов: он допускает наличие вассальной зависимости их властителя от кимаков, но рассматривает кифчаков как особое племя, возможно отделенное от кимаков областью именуемой Andar az Khifchakh. То, насколько изменилась форма взаимоотношений кипчаков и кимаков к концу XI века, свидетельствует цитата из Кашгари (iii, 22), v.s., p. 305, которая представляет йимаков (Yimak), т.е. предположительно один из изначальных родов кимаков, как своего рода бедных родственников кипчаков. В 1318 году ал-Варрак (al-Warraq) называет йимаков одним из родов кипчаков, см. Marquart, Komanen, 157.

Marquart, ibid., 100, скорее всего прав, когда полагает, что кипчаки извлекли наибольшую выгоду из победы гузов над печенегами. Чтобы описать дальнейшую последовательность появления кочевых племен на юге России достаточно упомянуть [3] следующие факты: в 1036 Ярослав, князь киевский, нанес окончательное и сокрушительное поражение печенегам. В 1054 русские хроники впервые отмечают появление торков (т.е. гузов) и половцев (т.е. кипчаков). Первые, очевидно, бежали под натиском последних. С этого времени на 170 лет, до монгольского нашествия

1. Читай: к западу (?), ср. Гардизи о печенегах, v.s., p. 314, line 20.

2. С другой стороны северной границей тюрок-печенегов была загадочная река Рута (§ 6, 45.), которая не упоминается в связи с хипчахами. Таким образом мы можем представить, что на карте нашего автора Рута разделяла русов и печенегов только на правом берегу Волги. [Или же нам следует читать восточная вместо северная (граница), см. выше замечание 1.]

3. Здесь мы не можем рассуждать о миграциях дальше на север и запад. См. Расовский, o.c. [Первое нападение печенегов на Киев зафиксировано русской летописью под 968* годом.] ** Речь идет не о быстротечных грабительских набегах и мелких стычках, а об осаде Киева печенегами в отсутствие князя Святослава.

_____________ [317]

(1224) кипчаки стали хозяевами степей вплоть до Кавказа. Разъясняя процесс формирования племени кипчаков, Маркварт предполагает три постепенные стадии их монголизации (?). Согласно Гардизи, родоначальники кимаков отделились от татар (следуя Маркварту, o.c., 95, в VII в.н.э.); во второй раз куны (Qun), род, принадлежавший монголам-марка (**в английском тексте - mongolian Marqa), упоминаемый Ауфи (см. Примечание к § 20), привели в движения изначальные племена в начале XI века, o.c., 55, 57; в третий раз создание государства кипчаков (в Юань ши: *Kin ch'a) объясняется появлением около 1120 года неких князей, чье изначальное местообитание находилось возле Жехэ (Jehol) в северном Китае, o.c., 115, 117, 137. Многие из этих фактов все еще требуют подтверждения, и интерпретация их Марквартом требует осторожного обращения (см. рецензии книги Маркварта у Пельо и Бартольда, а также Vorlesungen последнего, стр. 114).

Остается добавить, что в вызвавшем немало споров фрагменте Ауфи цепная реакция перемещений кочевых племен начинается вторжением кунов (Qun) (Q.ri) в область Сары (Sari) (zamin-i Sari). Обитатели Сари (ahl-i Sari) [1] надавили на гузов-туркмен, а последние переместились в южные области обитания печенегов (§ 47). Бартольд в своей рецензии на Komanen Маркварта предполагает, что под Сары (Sari) подразумеваются кипчаки, и эта гипотеза несомненно подтверждается тем фактом, что кипчаки были тем самым народом, который гнал перед собой гузов/узов и дал свое имя (Dasht-i Khifchakh) степям, прежде ассоциировавшимся с именем гузов (Ghuzz). Бартольд даже предполагает, что sari< sari, по-тюркски “желтый”, вполне подходящее имя для народа, известного на западе под именами: половцы, Pallidi и т.д. [Любопытно, имеет ли изначальная группа кипчаков какое-то отношение к “желтым” кланам западных T'u-chueh (** точнее тюргешей, возглавлявших одно время федерацию западных тюрков), v.s., § 17.]

Против гипотезы Бартольда (**действует) тот факт, что в тексте Ауфи ahl-i Sari можно перевести только как "народ [территории называемой] Sari". В прочем, Сарысу (Sari-su) могло иметь связь с неким “желтым” племенем (v.s., стр. 284, n. 5). Более того, дорога предположительно ведущая к Сарысу (см. замечания к § 18) пролегает через пески, названные тюрками **[uv q.m.n] (v.s., стр. 315, n. 3). Если это название имеет какое-то отношение к куманам, то оно прокладывает путь к доказательству того, что “народ Сары (Sari)” есть ничто иное как “куманы” (= кипчаки).

1. Текст, сам по себе, не предполагает какого-либо предводительсва кунами народа Сари.

Комментарий к § 22.

Хвольсон, Известия . . .Ибн Даста (читай: Ибн Русте), стр. 101-23; Marquart, Streifzuge, стр. 27-74 и pasim; Dietrich, Byzantinische Quellen, Index sub verbis: Mazarer, Ungarn; B. Munkacsi, Die Urheimat der Ungarn, в Keleti Szemle, vi, 1905, стр. 185-222; Barthold, Басджирд, в EI; J. Nemeth, Magna Hungaria, в Mzik, Beitrage, стр. 92-6; Nemeth Gyula,

_____________ [318]

A honfoglalo Magyarsag kialakulasa, Budapest, 1930 (краткое резюме этой важной работы - La Prehistoire hongroise, в Nouvelle Revue de Hongrie, Будапешт, июнь 1932, стр. 460-8, сведениям о которой я обязан любезности автора); C. A. Macartney, The Magyars in the Ninth Century, Cambridge, 1930 (старательная ревизия византийских и восточных источников, последние использовались в переводах; текст Гардизи взят в ранней интерпретации Маркварта); J. Moravcsik, Zur Geschichte der Onoguren, в Ungar. Jahrbucher, x, Heft 1-2, 1930, стр. 53-90. См. Карту xii.

Решение вопроса о далекой родине венгров (мадьяр) опирается главным образом на данные лингвистики и в особенности на данные о заимствованных словах в венгерском и в родственных ему наречиях. Поскольку ближайшими родственниками венгерского являются языки вогулов (манси) (проживающих по обоим склонам северного Урала) и остяков (ханты) (в бассейне Оби), ранее признавалось, что изначальную родину мадьяр следует искать в Сибири. Так, Маркварт, Streifzuge, 53, поместил "Ursitze" (прародину) мадьяр в "южной Угрии (Yugria), по соседству с Ишимом и в Барабинской степи [к востоку от Омска]". Обычно же, следуя указаниям мусульманских авторов (v.i.), местообитание ранних мадьяр помещали по соседству с волжскими булгарами, т.е. на территории современных башкир. Munkacsi в его Urheimat der Ungarn, стр. 212, подвергнув критике подобные теории, избрал абсолютно иную точку зрения, а именно: регион, где венгерский язык испытал влияние [древне]тюркского и кавказских языков [1] располагался на Северном Кавказе, и соответственно он и был "das Urgebiet des Bildungsprocesses des Magyarentums"; а если часть мадьяр и проявила себя в Поволжье, то это следует объяснять некой миграцией из кавказской родины в северном направлении.

Обращаясь же к мусульманским источникам, мы должны признать, что под маджгари (Majghari), басджирт (Basjirt) и другими подобными названиями [2] арабские и персидские авторы понимают две отличные друг от друга группы, vis. уральских "башкир" (тюрков или финно-угров) и мадьяр (венгров) в их древней стране к северу от Черного моря.

Согласно последним исследованиям проф. Немета, башкиры изначально были венгерским племенем, которое, вероятно совместно с волжскими булгарами, мигрировало с Северного Кавказа в северном направлении, ср. Munkacsi, o.c., 221. [3] Смешение названия башгир (Bashghirs) [4] с названием венгров, живших у

1. О следах древних контактов мадьяр с осетинами см. у Hannes Skold, Die ossetischen Lehnworter im Ungarischen, в Lund Universitets Arsskrift, N.F., Avd. I, Bd. 20, No. 4, 1925 (где мадьяро-осетинские контакты относятся приблизительно к 600— 800 г. н.э.). В принципе, связывать иранские (т.е. аланские > осетинские) элементы в венгерском исключительно с Кавказом довольно рискованно, поскольку владения алан когда-то простирались до Аральского моря. [Теории о древней родине и миграциях мадьяр неизбежно содержат противоречия.] [Ср. Приложение B.]

2. См. Их перечисление у Хвольсона, o.c., 112, и Маркварта, Streifzuge, 68-9.

3. Моравчик (Moravcsik), o.c., 89, полагает, что эта миграция произошла одновременно с переселением в западном направлении оногундуров (§ 53) примерно в середине VII века.

4. Немет разъясняет его как *bash-ghur "5 племен" [?].

_____________ [319]

Черного моря (Mod'eri) привело к появлению формы: моджгер (Mojgher). А это, с учетом общего происхождения народов, привело к ситуации, когда и тех и других без различия стали именовать то башгирдами (Bashghird), то моджгерами (Mojgher). Те венгры, которые перешли с Кавказа на север, привели с собой неких тюрков, а впоследствии были подвергнуты тюркизации другими тюрками, пришедшими из Западной Сибири. Кашгари рассматривает башкир как тюрков, говорящих на диалекте, родственном диалекту кимаков, а доминиканский монах Юлиан, который в поисках утраченных племен венгров посетил Поволжье в 1235 году, обнаружил "Magna Hungaria" (Великую Венгрию) возле "Magna Bulgaria" (Великой Булгарии) (** т.е. Волжской Болгарии). Кроме того, некоторые названия венгерских родов, упоминаемых Константином Багрянородным (948 год) совпадают с современными подразделениями башкир (**Куртургермат) = венг. Kurt + Gyarmat = баш. Yurmatu; (**Генах) = венг. Jeno = баш. Yeney). См. Nemeth, Magna Hungaria.

Наиболее ясное и простое изложение этого вопроса в мусульманских источниках имеется у Истахри, 2253, который пишет: "существует два вида басджиртов (**[b.sj.rt]). Один из них находится у дальней оконечности (akhir) гуззов (Ghuzz) за булгарами (ala zahr B.), и у них, говорят, должно быть около 2 000 человек [1] и (они) должно быть защищены непроходимыми чащами (mashajir); они подчиняются булгарам. [2] Другая (**же) их разновидность граничит с печенегами; они, как и печенеги, тюрки, и они граничат с Румом." [3]

Гораздо более запутанной является группа источников, представленная Ибн Русте, 142, Гардизи, 98, и Бакри, изд. Rosen, 45, которые под именем маджгари (Majghari) механически соединяют информацию, относящуюся к 2 различным территориям, и вероятно происходящую из различных источников (Муслим ал-Джарми, Гарун бен Яхъя и др., ср. Marquart, Streifzuge, 28) как если бы уральская (**их) территория простиралась непрерывно до Черного моря. [4] Вступительный абзац (A) этих авторов помещает маджгари (Majghari) на севере

1. В любопытной легенде об образовании киргизов, Гардизи, 85, утверждает, что их предок, после того как был вынужден покинуть двор Хазар-кагана, присоединился к Башджирту, который "был одним из знатных хазар и с 2 000 мужей проживал между хазарами и кимаками".

2. Возможно, **[al j.f.r] Ибн Хордадбеха (стр. 31), упомянутые в ряду токузогузы - карлуки – кимаки – гузы - J.f.r – баджанаки (печенеги) - тюргеши, заменили **[al.gh.r], представляющее Chigil (тюркское племя чигиль), а не **[al j.q.r], как предлагали de Goeje и Маркварт. То же соображение можно применить и к [al j.‘.riya] (?) у Масуди (Muruj, i, 288). О других упоминаниях у Масуди родственников мадьяр см. Marquart, Streifzuge, и наши примечания к § 53. [В принципе, Ибн Хордадбех, 31, едва ли мог упоминать малоизвестных Chaqir, или передавать Chigil как * Chighir].

3. В другом фрагменте Истахри., 227, насчитывает от печенегов до внутренних басджиртов 10 дней пути, а от последних до булгар 25 дней. Такое расстояние (25 дней) может быть отнесено только к мадьярам, жившим к северу от Черного моря. Параллельно термину Basjirt al-dakhil Истахри, 226 (v.i. § 45) упоминает Bulghar al-dakhil (т.е. дунайских булгар). В монгольскую эпоху мадьяр, занимавших их нынешние земли по-прежнему называли **[b.s.gh.r.t], см. Джувейни, GMS, i, 325.

4. Эти тексты в удобной – сводной – форме представлены у Macartney, o.c., стр.. 30 и 42. Однако, там есть некоторые ошибки  перевода, а текст Гардизи дан без заключительных предложений.

_____________ [320]

между страной *печенегов [нашими "тюркскими печенегами"] и племенем булгар (Bulghar) из Asgil/Ashkil (см. § 51). В последующей части (B) они описывают обширную территорию маджгари (Majghari), достигающую Черного моря. Однако, в более подробностях описания этой южной страны, три упомянутых автора расходятся. Ибн Русте и Гардизи (B 1) помещают маджгари (Majghari) между двумя большими реками, впадающими в Румийское море, и в связи с этой местностью Гардизи выделяет народы N.nd.r и M.rdat. С другой стороны, Бакри (B 2), не говоря ничего о реках, в качестве соседей маджгари (Majghari) упоминает 320_1.JPG (936 bytes)и   **[u'una] несомненно связанных с Кавказом, см. примечания к § 50, 4. [1] В отличие от Маркварта [2] я склонен думать, что если предположить, что Ибн Русте (B 1 a) имеет ввиду Леведию - местопребывание мадьяр у Азовского моря, то Гардизи (B 1 6) указывает на Ателкузу-скую стадию скитаний мадьяр, когда, изгнанные печенегами (889), они провели несколько лет в области 5 рек, изливающих себя в северо-западную часть Черного моря, см. Константин Багрянородный., глава. 38, v.s., стр 313, примечание 3.

[Дополнительное примечание. Только у Гардизи и в Х.-А. мы находим следы дополнительного источника (B 1 b), которому мы можем приписать наши подробности относительно южной (*западной) границы мадьяр, а также V.n.nd.r (§53), Mirvat’ов (§46), и возможно "славян обращенных в хритианство" (§42, 17.). Этот источник изначально принадлежит самым последним годам IX века. Он не имеет никакого отношения к Муслиму бен Аби Муслиму ал-Джарми (см. примечания к § 42), зато содержит одну специфическую подробность, которая говорит в пользу его связи с именем Гаруна бен Яхъя (см. примечание к § 42, 17.).]

Лучшим вступлением к нашему тексту может служить фрагмент Гардизи, который отражает не только традицию (B 1), но и содержит подробности (B 1 b) относительно соседей маджгари (Majghari), которые больше нигде не встречаются, кроме Х.-А. Наш буквальный перевод следует тексту согласно изданию Бартольда, стр. 98 (по Оксфордской рукописи) с добавлением некоторых незначительных вариантов, имеющихся в Кембриджской копии (помечено C.):

"Между страной булкар (Bulkar) [читай как у Ибн Русте и Бакри: *Pecheneg, см. также § 6, 45.] и страной асгилей (Asgil), которые также из булкар расположены границы маджгар (Majghari). (3) Они – разновидность тюрков и их салар (salar) (имеет) 20 000 лошадей. Они называют этого салара (salar) - k.nda и это есть имя наибольшего из их властителей, (тогда как) салар, который производит назначения (shughlha khwanad) называется jula, и маджгари делают все, что он им прикажет. Они владеют широкой равниной, которая вся покрыта травой. Их страна - 100 фарсахов на 100 фарсахов. Их страна примыкает к Румийскому морю, в которое стекают 2 большие реки [вместо **[az rud jihun] читаем: **[du rud jihun]] и они живут между этими двумя потоками(**[mian in [du] juy]) и когда (C. **[jun]) приходит зима, те (из них) кто уходили далеко от реки (jayhun) приходят

1. См. также Мас’уди, v.i., примечания к § 53.

2. Попытку Маркварта отождествить эти пары названий (Streifzuge, стр.. 176 и 496) продолжили более поздние авторы, хотя сам Маркварт от нее отказался (см. примечания к § 53).

3. Это определение территории имеет ввиду северных маджар, т.е.. башкир (пункт A). Последующая часть фрагмента похоже целиком относится к истинным мадьярам (пункт B).

_____________ [321]

к ней и остаются там на зиму. Они ловят рыб и питаются ими. И [в отношении] реки (jayhun), которая слева от них [нам следует добавить] в направлении (страны) саклабов (Saqlab) там находится племя румийцев, которые – все христиане. Они называются N.nd.r. Они многочисленней, чем маджгари, но слабее чем они. И из этих двух рек (jayhun) одна называется Атил, а другая - Дуба (Duba), и когда маджгари находятся на берегу реки, они видят N.nd.r. Выше (zabar; C. zir: 'ниже') этих N.nd.r'ов на берегу реки стоит большая гора и вода происходит (из нее) и течет по ее боку. За этой горой находится народ христиан, которых они называют M.rdat. Между ними и N.nd.r расстояние 10 дней пути. Они – народ многочисленный. Их одежда напоминает одежду арабов и состоит из тюрбана, рубахи, и jubba (**английский перевод В.Ф.Минорского - coat - пальто, пиджак, куртка, но может быть это шуба!). Они обрабатывают землю и владеют виноградниками (razan; в варианте C. Текст слегка поврежден). Вода их течет по поверхности земли, а кяризов (kariz - **В.Ф.Минорский переводит это слово - подземных каналов, но в России о том, что такое кяриз, известно несколько больше чем в Англии, так что я думаю для большего колорита можно ограничиться лишь русской транскрипцией этого слова) у них нет. И сообщается, что числом они больше чем Рум (**византийцы). Они – народ отдельный. Большая часть их торговли - с арабами. И та (другая) река, что направо от маджгари, течет к саклабам, а оттуда в хазарские земли, и река та наибольшая из двух (va an rud az in har du rud buzurgtar-ast). Страна маджгари вся покрыта деревьями и болотами (abgir 'озера'?) и почва (**ее) сырая. Они всегда побеждают саклабов и постоянно облагают их данью и относятся к ним как к своим рабам. Маджгари – огнепоклонники, и грабят саклабов и русов, и приводят от них пленников (barda). Они доставляют их в Рум для продажи. [1] Эти маджгари красивы и имеют наружность приятную. Они носят атлас (diba). Оружие их украшено серебром и золотом (вместо **[du andud simin and v du] читай: * **[sim andud v z.r andud]*). Они постояно ходят грабить саклабов, и от маджгари до саклабов расстояние в 10 дней пути." [2]

Решающий пункт – идентификация 2 рек, которые Гардизи, возможно неправильно поняв арабский оригинал (ср. Ибн Русте, 142) и следуя обычному персидскому употреблению, называет jayhun в значении "большая река". Автор начинает локазизацию N.nd.r четко от реки, протекающей "слева" от маджгари, т.е. очевидно, к западу от них, поскольку народы, живущие за ней (этой рекой), жили по направлению к саклабам, одному из самых западных народов Восточной Европы (§ 43). Отсюда очевидно, что река **[duba] - одна из рек северо-западной области Черного моря, и вероятно Бартольд был прав, восстановив в своем тексте * (Duna, "Дунай") вместо **[duba]. [3] В отношение реки, протекающей "

1. Ибн Русте, 143, упоминает **[k.r.gh] как место, где работорговцы маджгар встречались с византийскими торговцами. Если это место (см. § 3, 6. и 8. и § 42. 15.) - **[k.r.j] Керчь (у входа в Азовское море), то это есть косвенное указание на то, что Ибн Русте по-прежнему описывает местопребывание мадьяр в Леведии.

2. Ибн Русте, 143, определяет расстояние между печенегами и славянами в 10 дней пути и, ibid., 142, фиксирует нападения мадьяр только лишь на славян. Возможно, варианты Гардизи отражают влияние его особого "N.nd.r-M.rdat" источника (B 1 b).

3. Письмо царя хазар (в котором также упоминается название V.n.nt.r, см. § 46) определенно применяет к Дунаю название Rwna/Dwna, см. Коковцов, o.c., стр. 75 и 92, но этот документ вызывает сомнения.

_____________ [322]

справа" от маджгар, упоминание хазар показывает, что ее следует искать в восточной части Южно-русской равнины. Marquart, Streifzuge, 32, цитирует венгерского хрониста Шимона из Кезы (Simon de Keza), согласно которому венгры называли Дон - Etul. [1] Это может послужить намеком для идентификации (**гидронима) Atil у Гардизи, который в этом месте нельзя применить к Волге, поскольку ей в тот период владели хазары. Тем более, что хазары в зените своего могущества контролировали степи вплоть до Киева, так что исторически даже Днепр подходит под это условие – течь от славян в земли хазар. Слово atil конечно же использовалось в своем общем значении, как это видно из термина Ателкузу, который объясняется как "междуречье", см. Marquart, Streifzuge, 33. Если элемент кузу соотносится с мадьярским koz, koze "terra intermedia" – срединная земля, первый элемент – несомненно, atil в значении река (ср. jayhun). (2) Согласно перечислению 5 рек Ателкузу у Константина Багрянородного, глава 38, мы знаем, что эта область охватывала пространство между Днепром и Серетом. Не может ли Atil у Гардизи быть отголоском Atelkuzu? [3]

Обратившись теперь к Х.-А. мы видим, что его автор в отношении территории маджгари (Majghari) следует исключительно традиции A и полностью пренебрегает традицией B. Он помещает маджгари (Majghari) возле Уральских гор, в качестве последней из территорий в ряду северных тюркских земель (§§ 18-22, с востока на запад: Кимак, Гуз, тюркские печенеги, Кифчак, маджгари (Majghari)). Такое расположение глав еще более важно в связи с тем фактом, что южные территории Восточной Европы (§§ 43-9) описаны в обратном направлении (с запада на восток: саклабы, русы, внутренние булгары, мирваты , хазарские печенеги, Алан, Сарир) и тем, что эти 2 ряда стран отделены промежуточным поясом стран (§§ 50-3), перечисленных в порядке своего рода бустрофедона с востока на запад: хазары, буртасы (Burtas) барадасы (Baradhas) и V.n.nd.r. См. Карту xii.

Наш автор несомненно представляет ту же традицию, что и Ибн Русте, Гардизи и Бакри, и в его источниках конечно же присутствуют два различных местопребывания маджгари (Majghari). Поскольку в § 22 он предлагает описание страны башкир (Bashqir) (A), возникает вопрос: как он поступил с остальной информацией относящейся к мадьярам (B)? В непосредственной близости от территории мадьяр Гардизи упоминает народ N.nd.r, отделенный горой от другого народа - M.rdat. Эти народы описаны и в нашем тексте: маджгари (Majghari)

1. Ср. Ибн Хордадбех, 54, о Танаисе, "река Саклабов (Saqaliba)" по которой следовали купцы русов (Rus) прежде чем добраться до хазарской столицы.

2. См. в волжско-тюркских диалектах, Yayiq-itili (река Яик), Vatka-itili (река Вятка), Aq-idil (река Белая), и т.д. Ср. у Marquart’а в Ungar. Jahrb., ix/1, 1929, стр. 96. [Считается, что это слово чувашского (< булгарского) происхождения.]

3. Если Duba - это Дунай, а Atil - Днепр (или даже Дон) трудно назвать восточную реку наибольшей из двух. Можно также представить, что первоначальный мусульманский рассказ основывался на *Duna византийских источников, как на более знакомом названии, заменившем менее известный приток Серет, ср. с подобной путаницей между притоком и главной рекой в § 6, 13. [Ибн Русте, 142, говорит лишь что "одна из двух рек больше чем Jayhun (** Амударья)", что представляется более осмысленной интерпретацией. Ср. Ауфи, v.i., стр. 324.]

_____________ [323]

- северные соседи V.n.nd.r (§ 53), а Mirvat'ы (§ 46) живут к югу от горы V.n.nd.r. Следовательно, порядок перечисления народов сохраняется, различие лишь в точке отсчета: Majghari, V.n.nd.r, и Mirvat размещаются в направлении с севера на юг, так что вместо Majghari, приморским народом северного побережья Черного моря оказываются Mirvat. Эта основополагающая ошибка [1] будет рассмотрена отдельно в примечаниях к §§ 53 и 46. См. очерк на стр. 440.

Проигнорировав южных мадьяр (** в английском тексте - Magyars), наш автор перенес все характеристики, связанные с "Majghari", имеющиеся в источниках, и на самом деле по большей части относящиеся южным мадьярам, на обитателей северной территории.

Население: 20 000, как у Ибн Русте и Гардизи.

Размеры страны: 150 x 110 фарсахов; Гардизи и Бакри: 100 x 100 фарсахов; Ибн Русте: "обширная страна".

Имя царя: **[h.l.t] (читай: **[j.la]). Ибн Русте и Гардизи, **[k.nda] главный правитель, но **[j.la] предводитель, осуществляющий реальное управление; Бакри, титул **[j.la].

Маджари питаются рыбой. То же у Гардизи, но Ибн Русте и Гардизи более решительно говорят о том, что они - рыбаки [важная черта для обитателей области крупных рек].

Богатые, но подлые (?) [больше нигде не встречается; не относится ли последняя черта к северным маджгарам (Majghari)?].

Деревья и воды, как у Ибн Русте и Гардизи.

Приятная наружность, как у Гардизи.

Успешные войны с “неверными” соседями. Ибн Русте: господствуют над славянами (некоторые подробности работорговли); Гардизи: совершают набеги на славян и русов.

Помимо того, что наш автор вообще имеет склонность к сокращению, также у него обнаруживается стремление сглаживать подробности, несоответствующие его основной концепции (см. пункт о врагах и, возможно, о рыбной ловле). [2] Что касается название правителя, то форма **[h.l.t] объясняется смешением конечных 323_7.JPG (508 bytes)и 323_8.JPG (600 bytes). Правильное написание конечно же *Jula, ср. гила Константина Багрянородного, глава 40, стр. 174-5; и с венгерским Gyula. Наш автор опускает название главы исполнительной власти - k.nda , которое Константин Багрянородный странным образом передает как карха (возможно: кархан). Этот титул, в том виде как он присутствует в мусульманских источниках, может быть связан с титулом сановника, занимавшего третье место в хазарской иерархии: ("k.nd.r khaqan" или "

1. О влиянии этой ошибки см. примечание к § 6, 45.

2. Действительно, русы упомянуты как западные и северные соседи маджар. В § 6, 45. река Рута странным образом проистекает с горы, расположенной между маджарами, русами и печенегами (ср. примечания к §§ 20, 47 и 52 по поводу предполагаемого местопребывания этого народа на правом берегу Волги). [Это намек на некое неуральское местонахождение мадьяр, однако наш автор, который ни слова не говорить о присутствии этого народа у Черного моря, пройдя полпути помещает мадьяр где-то в районе Оки (?) и при этом полагает, что эта территория была связана с Уральскими горами. В одном из западных источников Ока названа Угра (= Венгерская! ). Согласно Н.Р.Барсову, Очерк русской исторической географии, Warsaw 1885, стр. 241, Угра находилась на пути соединявшим Днепр с Волгой.] См. Карту xii. *** Западный приток Оки (течет как раз с запада на восток) – место впадения у г.Калуга – до сих пор называется Угра и ничего!

_____________ [324]

k.nd.r кагана"?), Йакут, ii, 436-40 (следуя Ибн Фадлану). Munkacsi, в Keleti Szemle, x, 1909, стр. 179-80, сравнивает его с kundi/kundu, термином, которым до недавнего времени пользовались алтайские тюрки для обозначения должностного лица, следующего по сану после правителя (zaysan). [1]

[Дополнительное замечание. В Streifzuge, 161, 164, Маркварт, увлекшись ложной идеей о тождественности пар названий "N.nd.r и M.rdat" и "Twlas и *Aughas" (ср. § 50, 4.), пришел к выводу что река **[duba] – это Кубань. В Komanen, 99, Маркварт был менее категоричен и написал, сославшись на наше **[duna] (которое он обнаружил в переводе Туманского, Зап., x, 1897): "Auf die Frage, welcher Fluss unter dem **[duna] zu verstehen ist, gehe ich hier nicht ein. . . . Die Erorterung dieser Frage, welche bekanntlich fur die Bestimmung der alteren Wohnsitze der Magyaren von grosser Wichtigkeit ist, ist zwecklos, so lange die Parallelberichte des Muhammad-i 'Aufi und der Hudud al-'Alam nicht veroffentlicht sind."

Мы уже касались тождественности названий Duba/Ruta/Rutha (§ 6, 45.), проистекающей из сравнения Х.-А. с другими источниками, и можем также добавить, что Ауфи не содержит новых важных сведений по этому предмету. Вот фрагмент о мадьярах (ошибочно записанных **[m.h.r.‘a]) согласно Brit. Mus., Or. 2676, fol. 67v.). Сначала Ауфи приводит известные сведения об обширности страны мадьяр (100 x 100 фарсахов), о 20000 лошадей и о ra'is 'е называемом K.nda, добавив, что мадьяры имеют палатки (khargah) и скитаются вместе со своими стадами. Далее он продолжает:

"Земли их примыкают к Румийскому (= Черному) морю. Обычные места этих людей по берегам двух рек (darya), из которых одна называется W.fa, а другая - Atil , и обе они больше чем Джейхун (Jayhun - ** Амударья). Между ними и саклабами идет непрестанная война из-за веры, и они всегда одерживают верх над (саклабами – славянами), и взяв от них пленников, доставляют их в Рум и продают их. Они постоянно владеют великим богатством за счет (этой) торговли."]

1. В Шах-наме, изд. Mohl, , 76, 179, 190, &c., K.nd.r – имя героя-саклаба, который сражался в войске Турана по правую руку от хакана. [Название горы **[k.ndaur taghi] (§ 5, 12.), возможно, связано с этим же титулом. В § 18 это название было предположительно восстановлено как *Kandur-taghy с учетом названия реки Kangir. Но если пожертвовать этой аналогией, то возможно, что наиболее простым восстановлением будет Kanda'ur, v.s., стр. 308, n. I.]

Текст переведен по изданию: Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937

© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© перевод с англ.: Стариков И. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Minorsky. 1937