hud44

КНИГА О ПРЕДЕЛАХ МИРА ОТ ВОСТОКА К ЗАПАДУ

КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ

§ 44. Рассказ о стране русов и ее городах.

К востоку от этой страны - горы печенегов; к югу от нее - река Ruta (?); к западу от нее - саклабы; к северу - Ненаселенные Земли Севера. Это обширная страна, и жители ее злонравны (badh tab'), непокорны (badh-rag va na-sazanda), имеют надменный вид (shukh-ruy), задиристы (sit iza-kar), и воинственны (harb-kun). Они воюют со всеми неверными (kafir), живущими вокруг них, и выходят победителями (bihtar ayand). Властитель их назывется Rus-khaqan. Эта страна чрезвычайно благоприятствуема природой в том, что касается всего необходимого (для жизни). Часть (guruh) из них **отличается любезностью обхождения (**в английском тексте - practise chivalry) (muruvvat). Они держат в почете знахарей (tabiban ra buzurg darand) . Ежегодно они выплачивают десятую часть от своей добычи и торговых доходов (ghanimat va bazurgani) правительству (sultan). Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им. Из 100 локтей (gaz) хлопковой ткани (karbas), более или менее того, шьют они штаны, которые надевают (andar pushand), засучив их выше колена (bar sar-i zanu gird karda darand). Они носят шапки из шерсти (ba sar bar nihadha darand) с хвостами спадающими сзади на их шеи (dum az pas-i qafa furu hishta). Мертвых они хоронят со всем их имуществом (ba har chi ba khwishtan daradh),
38a
одеждой и украшениями (piraya). (Также) они помещают в могилу вместе с мертвым, еду и питье (ta'am va sharab).

1. KUYABA (? Kubaba, и т.п.) - это город [земля?] русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания (их) властителя. Оно производит меха (muy) и ценные мечи.

2. S.LABA (? ) - приятный город из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли (? ba bazurgani ayand) в области Булгара.

3. URTAB (? ) - город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое (u ra du tah tavan kardan), но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.


Комментарии

§ 44. Русы.

См. библиографическую заметку, предваряющую § 43. Перевод и анализ основных мусульманских источников есть в работах Frahn'а, Хвольсона, Гаркави [комментированные переводы фрагментов из 26 мусульманских авторов о славянах и русах; текст использован в основном в старых, ныне исправленных редакциях]; Бартольд, Зап., 1895 (Мухаммад Ауфи); Туманский, Зап., 1896 (текст и перевод настоящей главы); Marquart, Streifzuge, 200-4, 330-53 (Масуди). Перечень литературы, в которой используются мусульманские сведения о русах, см. В.А. Мошин, Варяго-русский вопрос в Slavia, Prague, 1931, x/1-3, стр. 109-36, 343-79, 501-37 (обзор наиболее важных работ по этому вопросу), и его же Истоки Руси. Норманы в Восточной Европе (на русском языке), в Byzantinoslavica, Prague, 1931, iii/1, стр. 33-58, iii/2, стр. 285-307. См. также проф. П.Смирнов, Волжский путь (на украинском языке), Киев, 1926, где особенно пристально рассматриваются ранние мусульманские источники. [Seippel, v.s., p. 427, и Minorsky, Rus в EI.]

Происхождение названия России (Русь, Россия) было предметом горячей дискуссии в русской и западноевропейской литературе с начала семнадцатого века . Хотя географические названия, содержащие элемент Rus- или Ros- могут иметь не один источник, название Русь определенно указывает на то, что основатели русского государства были скандинавского происхождения. Подлинная скандинавская форма вызывает сомнения (ср. побережье Roslagen), но даже в наши дни финны называют шведов Ruotsi, и эта финская форма могла дать рождение славянской форме Русь, также как название самой Финляндии, Suomi, в русском языке превратилось в Сумь. Название Русь практически имеет то же значение, что и более позднее варяг (т.е., Varegu, BaraggoV, Waring [3], относящееся к отрядам норманских аван-

3. В арабских текстах **[w.r.nk] впервые засвидетельствовано у Бируни, однако ср. § 24, 15. [Покойный проф. А.А. Шахматов, Введение к истории русского языка (на русском языке), Петроград 1916, стр. 62, полагал, что название варяг "явилось отображением термина Frank или Frang, которым называли всех западных европейцев в целом на Балканах и в Леванте, хотя пути преобразования Frang > Varang все еще остаются неясными." Ibid., 68, он утверждает, что русы были известны задолго до так называемого "приглашения варягов". Далее он высказывает точку зрения, что русы были скандинавами, которые обосновались среди славянских и финнских племен в более раннее время, тогда как варяги представляли собой новую волну скандинавского переселения.]

_____________ [433]

тюристов, связавшим себя соглашением или клятвой (var). С начала девятого века речная система современных России и Польши постоянно использовалась норманами для их торговых и военных экспедиций, как это явствует из многочисленных исторических, археологических и топонимических свидетельств, см. в недавнем M. Vasmer, Wikingerspuren in Russland, в Sitz. Preuss. Ak., phil.-hist. Klasse, 1931, стр. 649-74.

Традиционная версия русских летописей состоит в том, что варяги, приходя из-за моря, обкладывали данью чудь, словен, мерю и всех [1] кривичей [из которых первые и третьи - несомненно финские племена, а вторые и четвертые - славяне]. В 862 году варяги были изгнаны за море, но в их отсутствие разразились внутренние войны. Поэтому вышеупомянутые народы пригласили варягов, называвшихся Русь, и тогда викинг Рюрик (*Hroerekr) построил город Ладога на реке Волхов, а два его брата заняли соседние земли. В 882 году преемник Рюрика Олег (*Helgi) захватил столицу днепровских полян - это и было началом государства Киевская Русь. Скандинавский элемент этого нового политического образования был немногочисленным (двор, воины и, возможно, купцы), и в течение века масса славянского населения сумела ассимилировать чужеземцев, см. Niederle, Manuel de l'antiquite slave, Paris, 1923, i, 209. Итак русские летописи ясно дают нам понять, что русы были не первыми скандинавскими викингами в Восточной Европе. Византийские источники знают их по крайней мере с первой половины девятого века. Наиболее примечательный факт, имеющий отношение к нашей теме - это византийское посольство, посетившее в мае 839 года императора Людовика Благочестивого в Ингельгейме, его сопровождали некие люди из племени Rhos, которые сами были посланниками, направленными в Константинополь их правителем хаканом (Chacanus), а теперь желали вернуться на родину; при этом выяснилось, что народ Rhos был шведского происхождения (gentis esse Sueonum), см. V. Thomsen, The Relations between Ancient Russia and Scandinavia, Oxford, 1877, p. 39, ср. Marquart, Streifzuge, 202.

Основные мусульманские источники относятся к важному периоду утверждения северян в славянской среде, от которого важно отделять сведения, относящиеся к последующим этапам. Старейший наш источник, Ибн Хордадбех, как уже отмечалось, стр. 429, строка 25, смешивает русов и славян, и прослеживает их торговую деятельность на пространстве от Испании до Китая. Следов государства русов в труде Ибн Хордадбеха нет. Он называет Дон (?) "рекой славян".

Источник, общий для Ибн Русте, Худуд-ал-Алам, Гардизи, Ауфи и др., более методично отделяет русов от славян. Последние, в первую очередь

1. Русское слово, соответствующее английскому "all" - весь, так что здесь очевидная ошибка, поскольку омонимичное ему весь - название еще одного финского племени.

_____________ [434]

западные славяне, представлены живущими под властью собственных князей (ср. § 43), в то время как русы описаны занимающими сырой остров, имеющий площадь - 3 дня пути на 3 дня пути, и находящий посреди озера. Эти сведения указывают на северные земли и на эпоху до основания Киевского государства, [1] однако характерно, что несмотря на скромные размеры территории русов их правителю дается помпезный титул Khaqan Rus, а согласно Гардизи население острова составляло 100 000 человек (mardum). [Ср. также Йакут, ii, 834, где похожее утверждение приписывается Макдиси (Мукаддаси), хотя в BGA, iii оно отсутствует.]

Традиция Балхи (Истахри, Ибн Хаукаль) мало что знает о [западных] славянах (Saqaliba), между которыми и [волжскими] булгарами она помещает русов. В этом случае мы, очевидно, имеем дело с киевским периодом русской истории. Истахри, 225-6, различает 3 "вида" (sinf) русов. Князь тех из них, которые жили ближе других к булгарам, имел резиденцию в городе *Kuyaba, т.е. вероятно в Киеве (Константин Багрянородный, гл. 8, Киоава или Киова). Самый отдаленный вид русов называется S.lawiya, [2], что весьма похоже на форму параллельную Saqaliba, возможно отдельно указывающую на новгородских словен [3] среди которых норманы расселились в первую очередь. Третья группа - это **[arsabiya] (множество вариантов), правитель которых проживает в **[arsa] (множество вариантов). Это наиболее дикий их вид: они убивают чужеземцев, проникающих в их страну, откуда сами они по водному пути экспортируют мех черных куниц и rasas (олово или свинец?). Начиная с работы Frahn'а Ibn Foszlan, Annex I, стр.162, название Artha интерпретировалось как эрзя, что является названием одного из двух больших подразделений мордвы (§ 52). [4] Константинопольский манускрипт Истахри, 226 n, вполне определенно утверждает, что**[arba] (Arba, *Artha) "находится [или возможно: торговля?] между Хазарией и Великим (a'zam) Булгаром", что в общем-то соответствует [5] эрзя. [6] Такая интерпретация, если она верна, указывает на существование некого центра русов в районе реки Оки. [7] Frahn указывает, что во времена Олега его наместник проживал в городе Ростове на территории финского народа меря, так что вполне возможно представить, что похожая ситуация имела место и в области проживания мордвы, которые согласно "Изначальной" летописи Нестора,

1. "Остров" скорее всего указывает на Новгород  (в норвежском языке Holmgarthr, т.е. "островной город"), ср. Thomsen, o.c., Marquart, Streifzuge, стр. xxxiv, 201, Westberg, o.c., 1908, iii, 25.

2. Ибн Хаукаль, 285, добавляет: "и их правитель пребывает в S.la, их городе." Вариант **[j.laba] может предполагать прочтение **[slaviya] как * Ch.lav -   (?), что, однако, не имеет объяснения.

3. Согласно Ипатьевской летописи, первоначальным населением Новгорода были словени.

4. Рассказ об Artha, убивающих чужеземцев, возможно действует в пользу   теории, что название этого мордовского племени предположительно является иранским эквивалентом Геродотовых андрофагов, v.i., § 52.

5. Если это булгарский город на Волге, однако значение этого термина неясно, v.i., p. 439, n. 2.

6. Westberg, o.c., 1908, p. 398, придавая слишком большое значение экспорту rasas, переводимого им как "олово", полагал, что эта самая Artha - Скандинавия! В персидском переводе Истахри, 226 k, **[va q.l'i ar.ziz] соответствует   **[r.sas]. Наши §§ 4, 9. и 25, 13. показывают, что arziz означает одновременно и "олово" и "свинец"; qal'i, что означает искючительно "олово", возможно добавлено по воле переводчика, который колебался между двумя значениями слова arziz.

7. V.s., стр. 217.

_____________ [436]

также платили дань русам. [1] Отождествление Artha = Эрзя противоречит указанию Истахри относительно того, что Kuyaba расположен ближе к Bulgar'у, но с другой стороны Artha должна была находится к востоку от Slawiya, которая была наиболее удаленной территорией русов (относительно Булгара, от которого очевидно начинается данное описание). [2] [Kuyaba - возможно "территория K.".]

Наш текст в значительной мере представляет собой переработку вышеозначенных источников. Зависимость от общего источника, использованного у Ибн Русте и Гардизи становится ясной из следующей сводной таблицы. [Ауфи в первой части своего рассказа близко следует этой же традиции.]

(** А. - аналогично, Н. - нет такой информации, отсутствует, П. - приблизительно то же самое)

Ибн Русте Гардизи Худуд-ал-Алам
Русы живут на лесистом, влажном острове А. 100 000 жителей полностью иначе (по Истахри)
Khagan Rus А. А.
совершают набеги на славян с моря, продают их хазарам и булгарам А. П. побеждают своих соседей
с/х не занимаются: импортируют продукты питания от славян А. страна богата всем необходимым; славяне среди русов
новорожденным дарят мечи А. Н.
не имеют деревень* Н. Н.
торговцы мехов А. меха
опрятно одеты; золотые браслеты А. льняные одежды шерстяные головные уборы (в § 43 упоминаются льняные)
доброжелательно относятся к рабам и гостям А. часть русов **отличается любезностью обхождения (в английском тексте - practise chivalry) (muruvvat)
многочисленные города* А. обширная страна
сулеймановы мечи А. П. ценные мечи
объединяются против врагов А. Н.
суд у правителей; поединки А. Н. выплачивают десятину правительству
могущество знахарей Н. П. знахари почитаются
мужественные, предприимчивые; мореходы, а не наездники Н. П. воинственны
штаны из 100 локтей ткани Н. А. как у Ибн Русте
склонны к предательсту Н. Н. задиристые
знатных хоронять со всем их имуществом и женами Н. П. как у Ибн Русте

* Следствие противоречивости источников (**Ибн Русте).

1. Название важного города Рязань также может связано с эрзя. Город (впервые упоминаемый под 1095 годом) был основан в области, где проживали славяне вятичи (< Ventici), однако изначально (с 7-го по 9-ый век) земли вдоль течения Оки входили в территорию мордвы. Ср. В.А. Городцов, Древнее население Рязанской губернии, в Изв. отдел. русс. языка, 1908, т. 13, стр. 147-9. [В прочем, эрзя, по крайней мере в наши дни, живет к востоку от мокши (второго подразделения мордвы или реки Мокша, в английском тексте - the Moksha), v.i., § 52.]

2. Artha имеет вариант **[a(b?)arqa], что подсказало Хвольсону сопоставить *Abarma с Биармией (Биармия - Пермь) скандинавских саг (англо-саксонский Beormas, др.-норвежский Bjarmar, ср. Thomsen, o.c., 31). В конце концов, это отождествление можно приветствовать уже хотя бы потому, что оно объясняет наш фрагмент о Печенежских горах (Урал?), образующих восточную границу русов, а также лучше подходит к списку товаров, поизводимых территорией. Некоторое косвенное свидетельство в пользу Биармии может быть выведено из того факта, что Истахри не упоминает 2 самых северных народа - Isu (весь) и Yura (югра), из которых первый, согласно R. Hennig, следует искать в районе Чердыни (Чердынь) на Каме, см Der mittelalterl. arab. Handelsverkehr in Osteuropa, в Der Islam, xxii/3, 1935, pp. 239-65. [Однако см. Marquart, Arktische Lander, 304, который по-прежнему следует теории Frahn'а, согласно которой Isu следует помещать у Белоозера.] В любом случае прочтение Artha является более надежным. Не так давно В. Мошин определил Artha как колонию русов в Тьмутаракани (на Таманском п-ове, к востоку от Керченского пролива) но эта гипотеза противоречит указанию Истахри о недоступности страны Artha, а также перечню ее экспортных товаров.

_____________ [437]

Третий источник (Балхи > Истахри), снабдив нашего автора названиями трех территорий [shahr, "город или страна"] русов, вынужден был выбросить за борт пункт о сыром "острове" (Ибн Русте, Гардизи, Ауфи). Страна в этом случае описывалась как "обширная" [см. у Ибн Русте непоследовательное упоминание о "множестве городов"] и укладывается в привычные рамки границ. В описании “городов” подробность о клинках и мечах весьма вероятно является всего лишь усовершенствованием пункта Ибн Русте и Гардизи о сулеймановых - sulaymani - мечах, которыми обладают русы (lahum al-suyuf al-sulaymaniya = va andar miyan shamshir-i sulaymani faravan bashad). О "Соломоновых мечах" см. Коран, xxxiv, 10-12, ср. Хвольсон, o.c., 195. Подробность относительно S.laba - развитие указания Истахри в том числе и на его удаленность.

Единственными самобытными утвеждениями, которые можно извлечь из нашего текста являются те, которые касаются границ русов, а также течения реки русов (§ 6, 44.).

Положение страны русов, как понимает наш автор, становится ясным из следующей таблицы:

                                                              Северные земли

                                            Саклабы              Русы              Печенежские горы

                                                               река Рута (Ruta)

которую необходимо также снабдить следующими указаниями: маджгари (Majghari) (§ 23) на севере и западе [на северо-западе ?] граничили с русами, а тюркские печенеги (§ 20) жили к югу от реки Руты (sic), мадьяры же с русами располагались к западу [соотв. к западу и северо-западу ?] от них. Поскольку печенеги помещены к северу как от *Bulghar (§51), так и от *Burtas'ов (§ 52), народов, отделенных друг от друга Волгой, необходимо признать, что печенеги (см. примечание к § 20) жили на обоих берегах этой реки. Если это так, трудно найти другое соответствие, кроме Оки, для реки отделявшей тюрков-печенегов от русов (v.s., p. 217). Печенежские горы (Урал?) в таком случае образуют границу русов где-то в районе северо-восточной Волги [1] Сама же эта река, по крайней мере до ее слияния

1. См.§ 5, 19. где гора (Уральские горы) описывается как протянувшаяся от конца страны русов до начала страны Кимак. Ср. также с возможной реконструкцией **[arsa]/[abarqa] как *Abarma < Биармия ?

_____________ [438]

с Окой, очевидно рассматривалась как протекающая по территории русов (§ 6, 44.), однако описание "реки русов" (верхней Волги) [1] не подразумевает того, что Urtab, S.laba и Kuyafa стояли на ее берегах. Текст указывает лишь на то, что эта река омывала их "пределы". Их (этих городов) перечисление, с точки зрения логики, идет в обратном порядке относительно Истахри, который определенно писал как бы обратив взор от Булгара на запад. [Urtab соотносится с *[arsan] < [arsaniya], v.s., стр. 434.]

Не так давно проф. П.Смирнов, в своей весьма интересной работе "Волжский путь", выдвинул тезис (см. его выводы, o.c., 223-9), что еще до того, как было основано Киевское государство, на средней Волге существовало государство норманов под властью некого кагана (qaghan). В защиту этой теории он весьма остроумно использует такие данные, как рассказ о посольстве от хакана Роси (Chacanus Rhos') в 839 году, упоминание Khaqan Rus в источнике, общем для Ибн Русте, Худуд-ал-Алам и Гардизи, а также пункт нашего текста о реке русов. Вдоль последней он (**П.Смирнов) разместил 3 города, так что Kuyafa (?) оказался на месте будущего Нижнего Новгорода в месте слияния Оки и Волги; S.laba - на месте позднейшего Ярославля, а Artha (?) преполагается искать где-то между первыми двумя, возможно в бассейне Оки. Эта гипотеза переворачивает  общепринятые взгляды на происхождение великорусской нации. Здесь не самое подходящее место, чтобы приступить к ее рассмотрению как новой теории, но в том, что касается аргументов, извлеченных из нашего источника (с которым автор работы знаком по отрывкам Туманского), боюсь, что не стоит придавать особого и решающего веса тексту, который в основном представляет собой компиляцию и переработку, причем с опасной склонностью к искусственной систематизации, письменных источников. [2]

1. Очевидно, за указание на то, что она вытекает из территории славян (см. примечание к § 44) ответственность несет Ибн Хордадбех, 124.

2. Среди прочих источников, Смирнов, o.c., 202-7, использует Идриси, ii, 401, который добавляет к сведениям Истахри некоторые характеристики этих трех городов (S.lawa "sur le sommet d'unemontagne"; Arthan "jolie ville sur une montagne escarpйe", на расстоянии 4 дней пути от двух других городов и т.д.). Однако, не стоит доверять этим подробностям, поскольку они не опираются на авторитет более ранних источников. Если отбросить эти добавления, 3 названия русских городов несомненно обнаружены Идриси в традиционных источниках, и их следует четко отделить от оригинальных сведений Идриси о современных ему Русии (Rusiya) и Кумании (Qumaniya), ii, 397- 400. По этой причине**[kaw] Киев у Идриси вполне может являтся аватарой более древнего **[kuyaba]. Идриси комбинирует множество источников разных эпох, и Маркварт показал насколько он небрежен ("Schwindelwerk") в отношении восточных областей, ср. Eranshahr, 261-2  (Индия), Komanen, 102-4  (Центральная азия).

Текст переведен по изданию: Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937

© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© перевод с англ.: Стариков И. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Minorsky. 1937