Комментарии
1. Напр. см. «Современные воззрения на государство и национальность», А. Д. Градовского. Москва, 1872 г., стр. 33.
2. Ibidem, стр. 79.
3. Zinkeisen, Geschichte des osman. Reiches. Hamburg, 1840. T. I,
4. Так толкует это слово, как синоним слова *** Менинский. Но Вуллерс называет это «falsa significatio» (См. это слово в его лексиконе), считая его, без всяких, впрочем, оснований, coкpaщeниeм слова ***. Но, спрашивается, отчего же тогда в титуле султанском слово *** приняло ту сокращенную форму, а в названии провинции «Худавендгяр» — нет? Закон то выговора, кажется, один и тот же для того и другого. Но и Вуллерс, и, за ним, г. Будагов, на это не дают никакого ответа. Вероятно, сомнение возбуждается тут дикою грубостью этого титула, которая, правда, непривычна для цивилизованных европейцев, но вовсе не есть исключительное явление у азиатцев. Агенты ханов Золотой Орды, занимавшиеся сбором поголовной подати с русских назывались просто напросто баскаками — *** — т. е. «давильщиками», на том, очевидно, основании, что эта финансовая операция зачастую сопровождалась процедурой, охарактеризованной в Евангелии выражением: «ем его давляше, глаголя: отдаждь ми, им-же еси должен». (Me., XVIII, 28). Во всяком случае, подобная откровенная грубость, по своей правдивой естественности, несравненно выше и нравственнее прикрывательства многих весьма неблаговидных административных функций изысканно-вежливыми титулами, какими изобилует европейская табель о рангах.
5. Тарихи-Селяники, 199 r.
6. Zinkeisen, loco citato, 25.
7. Zinkeisen, loc. laud., 26.
8. Русский Вестн., январь 1870 г., стр. 221.
9. Дестуруль-амель, Ркп. В. В. Григорьева, стр. 2 v., и Zeitschr. d. D. М. G. В. XI, 118.
10. Тарихи-Наима, I, 18.
11. Дестуруль-амель, Ркп., стр. 3 v., и Zeitschr., loc. cit., 119.
12. Дестуруль-амель, Ркц. ,стр. 30 и след., и Zeitschr., loc. cit., 120.
13. Китаби-Хабнамё, Булакск. изд., стр. 5.
14. Рисале, гл. XIV.
15. Глава IX.
16. Рисале Кучибея, предисловие.
17. Дестуруль-амель, Ркц., стр. 3 v.
18. Рисале, гл. V, XIV.
19. Китаби-Хабнамё, стр. 6.
20. Ревзетуль-Эбрар, стр. 555.
21. Ibidem, стр. 18.
22. *** — сборник статей из разных писателей. Булакское изд. 1255 г. гиджры, стр. 88. Приведенные выдержки взяты из сочинения Шегристани: ***. Биограф османских писателей XVIII и XIX вв., Фатын-эфенди, приписывает этот сборник известному в. визирю Мухаммеду Рагыб-паше, и называет его ***. Константиноп. ли-тогр. изд. 1271 г. гиджры, стр. 123).
23. Сефинету-р-Рагыб, стр. 91.
24. См. об этом в краткой, но довольно обстоятельной монографии Марка Миллера под заглавием: «Ueber die oberste Herrschergewalt nach dem moslimischen Staatsrecht», напечатанную в Abhandlungen der Philosophisch-philolog. Classe der Koniglich. Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Munchen, 1847 r. Band IV., стр. 29.
25. Сефинету-р-Рагыб, стр. 89.
26. Китаби-Хабнамё, стр. 32.
27. Ueber die oberste Herrschergewalt, стр. 27.
28. В прибавлении к рукописному сочинению Закярия Альансари по мусульманской юриспруденции, принадлежащему г. Османову, стр. 1 v.
29. Ueber die oberste Herrschergewalt, стр. 30.
30. В его сочинении «De l'empire ottoman, de see nations et de sa dynastie (par. M. Chauvin-Beillard)». Paris, 1845. Livre I, chap. III, p.p. 50 — 70. При всей доказательности логических выводов автора этой книги, доверие к ней несколько ослабляется отсутствием цитат как отвергаемых автором мнений, так и тех, на которых он основывает свои возражения.
31. Рисале, гл. XIV.
32. Китаби-Хабнамё, стр. 4.
33. Тарихи-Селяники, 246 v.
34. Тарихи-Наима, I, 525.
35. Uеbеr die oberate Herrschergewalt, стр. 22.
36. Рисале, гл. IX.
37. Ibidem, гл. XIV.
38. Рисале. гл. XIV.
39. Ibidem.
40. Религиозные наставления императора Бабура, в Турецкой Хрестоматии И. Н. Березина, ч. I, стр. 228. А также Собрание сунн в переводе г. Гаммера в Fundgruben des Orients, т. I, стр. 150.
41. Фезликэ, 166 v.; Тарихи-Наима, I, 346.
42. Сефинету-р-Рагыб, стр. 381.
43. Ueber die oberste Herrschergewalt, стр. 21.
44. Ibidem.
45. Тарихи-Селяники, 153 v.; Тарихи-Наима, I, 518.
46. Cypa IV, стих 62.
47. Тарихи-Наима, I, 525.
48. Рисале, гл. IX. Та же мысль высказана и Наимою. (Тарихи-Наима, I, 18).
49. Рисале Кучибея, гл. XIV.
50. Тарихи-Наима, I, 527.
51. Такого рода заявление, мы видели, сделано было Гурджи-Мухаммед-паше мятежниками в Егиите в 1018 году. (Фезликэ, 125 r.). Точно также и выборные от сипагов сказали султану: «Государь, ты наш государь, Тень Божия, и мы тебе отнюдь не сопротивляемся: мы друзья твоих друзей и враги твоих врагов». (Тарихи-Наима, I, 525 и 529).
52. Фезликэ, 72 г.
53. Тарихи-Наима, I, 529.
54. Diez, Wesentliche Betrachtungen, von Resmi-Achmed-Efendi, стр. 29.
55. Ueber die oberste Herrschergewalt, стр. 38.
56. Тарихи-Наима, I, 64.
57. Фезликэ, 177 v. Придворный историограф Наима, взявши целиком повествование Хаджи-Кальфы о мятежническом сходбище в мечети султана Мухаммеда-Завоевателя (Константинополя) в 1032 г., совершенно переиначил это место, смягчивши резкость выражений подлинника. (Тарихи-Наима, I, 369).
58. Тарихи-Наима, I, 517.
59. Фезликэ, 287 v.
60. Тарихи-Наима, I, 554.
61. Рисале Кучибея, гл. IV.
62. Ibidem, гл. VI.
63. Собр. Соч., т. VI, стр. 102. — Мнение это разделяет и В. В. Макушев. (Журн. Мин; Нар. Просв., октябрь 1872 г., стр. 309.)
64. Изречение Абубекра («республиканского калифа», как его называет г. Миллер) гласит так: ***, т.е. «по истине ислам соединил вас обоих и сравнял владетеля и подданных относительно обязанностей к Богу» (буквально: «в расстоянии от Бога»; а по Миллеру: «in Bezug auf Strafen»). Цитировано у г. Миллера же: loc. laud., стр. 47.
65. Дестуруль-амель, Ркп., стр.4 v., и Zeitschr. d. D. M. G. В. XI, 120.
66. Дестуруль-амель, Ркп., стр. 4 v.,и Zeitschr. d. D. M. G. В. XI, 121.
67. Рисале, гл. XVII.
68. Zinkeisen, Gesch. d. osm. R., I, 68.
69. Fallmerayer, Fragmente aus dem Orient. B. II, 221.
70. Фезликэ, 224 v.
71. Рисале Кучибея, гл. VI.
72. «Сок достопримечательного». Библ. для Чт. Т. 124, стр. 4.
73. Рисале Кучибея, гл. X.
74. Ibidem, гл. II.
75. Рисале, гл. II.
76. Дополнит. статьи к рисале, в изд. Вефика, стр. 28.
77. Фезликэ, 219 r., 291 r.
78. Тарихи-Наима, I, 524.
79. Фезликэ, 225 v., 288 r.
80.Фезликэ, 252 r.; Тарихи-Наима, I, 699.
81. Тарихи-Наима, I, 524.
82. Тарихи-Наима, I, 699; Фезликэ, 46 г., .224 г.
83. Например, улем Мевля Мустафа-Ибн-Абус-Су'уд был сын изве-стного муфти Абу-с-Су'уда. (Фезликэ, 50 v.). В биографии историка и великого муфти Са'ад-Эддина говорится, что дети его принадлежали к сословию улемов. (Journ. As., Aout-septembre 1863 г., стр. 262).
84. Фезликэ, 206 v.
85. Рисале, гл. V.
86. Кучибей, гл. V.
87. Таков Джелеб-Муслиху-д-Дин (ум. 1025) завербованный в числе мальчиков из персиян и получивший воспитание в хареме, по выходе из которого он избрал себе ученую карьеру. (Фезликэ, 151 v.).
88. Мунедджим-Мухаммед-Челеби (ум. 1040) был из стамбульских горожан — *** (Фезликэ, 218 v.).
89. Отец Эвлия-Мухаммеда-эфенди (ум. 1045) был рыночник — ***, а именно шапочник — ***. (Фезликэ, 236 r.).
90. Кучибей, гл. V.
91. Дестуруль-амель, Ркп., стр. 4 v., и Zeitschr. d. D.M. G. В. XI, 120.
92. Таджу-т-Теварих, Ркп., I, 17 v.
93. Кучибей, гл. III.
94. Ibidem.
95. Ibidem.
96. Рисале Кучибея, гл. III.
97. Ibidem.
98. Кучибей, заключит. глава.
99. Рисале, гл. III.
100. Zeitschr. d. D. M. G. В. XVIII, 708.
101. Рисале, гл. II.
102. Ibidem, гл. YIII
103. Ibidem.
104. Журнал «Москвитянин», 1855 г. Т. V, стр. 112.
105. Рисале, гл. X.
106. Ibidem, гл. I.
107. Тарихи-Наима, I, 16. Та же самая мысль высказана и Хаджи-Кальфою в его Дестуруль-амеле. (Ркп. В. В. Григорьева, 5 v., и Zeitschr. d. D. M. G. В. XI, 122).
108. Кануннамеи-Джедид, 87 r.
109. Кучибей, гл. IX.
110. Ibidem, гл. IX.
111. Кануннамеи-Джедид, 111 r.
112. Ueber die oberste Herrschergewalt, стр. 53, прим.
113. То же что Гаммер называет «Kaszabije». (Staatsverfassung und Staatsverwaltung, II, 215, 306).
114. Тарихи-Селяники, 261 v.
115. Фезликэ, 313 r.
116. Рисале, гл. II.
117. Таково, между прочим, недавно вышедшее сочинение г. Тишендорфа «Das Lehnwesen in den moslemischen Staaten insbesondere im osmanische Reiche (Leipzig, 1872)» — двойник уже упомянутой мною статьи г. Белена «Du regime des fiefs militaires dans l'islamisme et principalement en Turquie» (Journ. Asiatique, Mars- avril 1870), неизвестно почему-то игнорированной г. Тишендорфом.
118. Рисале, гл. VI.
119. Ibidem.
120. Ibidem, гл. I и IV.
121. Рисале, гл. XVI.
122. Ibidem, заключит. гл.1
123. Ibidem, гл. XVI.
124 .Ibidem, гл. VI.
125. Рисале, гл. XVII.
126. Кучибей, гл. IV и др.; Вейси, Китаби-Хабнаме, стр. 32; Тарихи-Селяники, 198 r. и др.
127. Кучибей, гл. XVII.
128. Рисале Кучибея, гл. XVII.
129. Ibidem, гл. I.
130. Ibidem.
131. Ibidem, гл. V.
132. Ibidem, гл. V
133. Рисале, гл. XV.
134. Ibidem, гл. I.
135. Ibidem, гл. XVII.
136. Ibidem, гл. VI.
137. Рисале, гл. XV.
138. Ibidem, гл. XII.
139. Рисале, гл. V.
140. Ibidem.
141. По другому вapиaнтy: «а не кротким обхождением». (Рисале, гл. XI).
142. Дестуруль-амель, Ркп., стр. 9 v.,и Zeitschr. d. D. M.G.B. XI, 129.
143. Ibidem.
144. Рисале, гл. XI.
145. Тарихи-Наима, I, 23.
146. Ibidem, 27.
147. Тарихи-Наима, I, 644.
148. Ibidem, I, 27.
149. Рисале. гл. V.
150. Симпатия эта объясняется тем, что он сам по происхождению своему принадлежал к военному сocловию. (См. aвтобиогp. его в Хрестоматии Виккергаузера, стр. 159 текста).
151. Дестуруль-амель, Ркп., стр.7 v., и Zeitschr. d. D. M. G. В. XI, 126.
152. Ibidem, Ркп., стр. 4 r., и Z. d. D. M. G., В. XI, 120.
153. Рисале, предисловие.
154. Рисале, гл. V.
155. Ibidem.
156. Фезликэ, 313 r.
157. Рисале Кучибея, введение.
158. Китаби-Хабнаме, стр. 36.
159. Рисале Кучибея, гл. V.
160. Кануннамеи-Джедид, стр. 114 v. Постановление это издано в 944 г. при Сулеймане II.
161. Фезликэ, 70 v., Тарихи-Наима, I, 109.
162. Фезликэ, 156 r.
163. Фезликэ, 177 r.; Тарихи-Наима, I, 368.
164. Рисале, гл. V.
165. Фезликэ, 21 v.
166. Ibidem, 254 r.
167. Тарихи-Селяники, 175 v.
168. Фэзликэ, 69 r.
169. Китаби-Хабнаме, стр. 2.
170. Тарихи-Наима, I, 442
171. Тарихи-Наима, I, 644.