172

Комментарии

172. Дестуруль-амель, Ркп., стр. 4 v.,и Zeitschr.d. D. M. G. В. XI, 121.

173. Кучибей, гл. X; Дестуруль-амель, Ркп., стр. 3 v., и Zeitschr. d. D. M. G. В. XI, 119.

174. Рисале, гл. XVI.

175. Рисале, гл. XIII.

176. Ibidem.

177. Ibidem, гл. XV.

178. Ibidem.

179. Дестуруль-амель, Ркп. стр. 7 v., и Zeitschr. d. D M. G. В. XI, 126.

180. Ibid., Ркп., стр. 4 v., 6 v., и Z. d. D. M. G. B. XI, 121, 124.

181. Ibid., Ркп.. стр. 9 v., и Z. В. XI, 130.

182. Кучибей, гл. VI, XVI.

183. Рисале, гл. XVI.

184. Г. Белен говорит, что конфискация имущества казненного в 1053=1643 г. силяхдаря есть первый случай, упоминаемый историками. (Journ. As., Octobre-novembre 1864 г., стр. 312). Но Селяники еще под 1004=1595 г. говорит, что имущество казненного верховного визиря Синан-паши поступило в казну, и притом взяты не одни деньги, но и вещи, которые были проданы с молотка. (Тарихи-Селяники, 265 r.). Мало того: сам Наима, на которого ссылается г. Белен, рассказывает о подобной же конфискации имущества Хосрев-паши, случившейся в 1041=1631 году. (Тарихи-Наима, I, 516).

185. Рисале, гл. I.

186. Дестуруль-амель, Ркп., стр. 4 v., и Z. d. D. M. G. В. XI, 121.

187. Насихатнаме, в Zeitschr. d. D. M. G. В. XVIII, 716.

188. Кучибей, гл. IX.

189. Ibidem, гл. VII.

190. Насихатнаме, loc. cit., 711.

191. Рисале Кучибея, гл. XVI.

192. Notices et extraits des manuscrits, etc. T. XIX, 343.

193. Кучибей, гл. I.

194. Ibidem, гл. XVII.

195. Тарихи-Селяники, 248 r.

196. Ibidem, 237 v.

197. Кучибей, гл. XVI.

198. Ревзетуль-Эбрар, 456.

199. Фезликэ, 281 г., 288 г., 293 v.

200. Ibidem, 159 v.

201. Ibidem, 183 v.

202. Ibid. 157 г.; Тарихи-Наима, I, 537.

203. Тарихи-Селяники, 157 г., 204 r.; Ревзетуль-Эбрар, 480, и др.

204.Тарихи-Селиники, 123 v., 146 v , 164 r., и др.

205. Кучибей, гл. XVI.

206. Ibidem.

207. Рисале, гл. IV.

208. Ibidem.

209. Тарихи-Селяники, 198 v.

210. Кучибей, гл. XV.

211. Ibidem, гл. VI.

212. Des osm. Reiches Staatsverfassung and Staatsverwaltung, I,351.

213. Ibidem, 350.

214. Кучибей, гл. IV.

215. Ibidem, гл. VI.

216. Тарихи-Селяники, 197 r.; Фезликэ, 17 v.

217. Кучибей, гл III, VII; Тарихи-Селяники, 276 v.

218. Кучибей, гл. IV.

219. Тарихи-Селяники, 123 v.

220. Фезликэ, 39 v.

221. Тарихи-Печеви, Ркп. Имп. Публ. Библ., № 530, стр. 176 v.

222. Тарихи-Селяники. 165 v.

223. Ibid., 232 v.; Ревзетуль-Эбрар, 547.

224. Тарихи-Селяники, 232 v., 235 v.

225. Relationi di Giovan Francensco Morosini, цит. г. Ранке, в «Fuersten und Voelker von Sued-Europa im 16-und 17-ten Jahrhundert. Berlin, 1837. B. I, 65.

226. Кучибей, гл. VII.

227. Ibidem.

228. Фезликэ, 177 v.; Тарихи-Наима, I, 368.

229. Фезликэ, 172 v.

230. Фезликэ, 93 v., 181 r.; Тарихи-Наима, I, 132, 371.

231. Кучибей, гл. VII.

232. Ibidem, гл. XIII; Тарихи-Селяники, 235 v.

233. Тарихи-Селяники, 107 v., 130 r.; Фезликэ, 124 r., 154 r., 243 r.; Тарихи-Наима, I, 440.

234. Кучибей, гл. IV.

235. Ibidem, гл. IX; Фезликэ, 208 r., 219 v.

236. Тарихи-Селяники, 235 v.

237. Фезликэ, 69 v., 96 r., 110 r., 215 r., 247 r.

238. Рисале Кучибея, гл. IV.

239. Китаби-Хибнаме, стр. 5 и 6; Тарихи-Селяники, 222 v.

240. Фезликэ, 123 r.; Тарихи-Наима, I, 261.

241. Фезликэ, 200 v.

242. Тарихи-Наима, I, 540.

243. Блюстители благочиния и общественного спокойствия, пол3ицейcкиe чиновники.

244. Насихати-Исламбол, строфа 13 и 14. Вейси играет тут словами, воспользовавшись присутствием в названии чиновников асас-баши и су-баши слова *** — «голова».

245. Hammer, Geschichte des Osman. Reiches, II, 245.

246. Фезликэ, 2 v.

247. Рисале, гл. V.

248. Фезликэ, 71 г.; Тарихи-Наима, I, 167.

249. Фезликэ, 137 г.

250. Ibid., 219 v.

251. Ibid., 256 v.

252. Тарихи-Наима, I, 368.

253. Ibidem, 369.

254. Ibid., 370.

255. Фезликэ, 225 v.; Ревзетуль-Эбрар, 580.

256. Кучибей, гл. V.

257. Ревзетуль-Эбрар, 584.

258. Тарихи-Наима, I, 623.

259. Gesch. d. Osm. Dichtkunst, III, 204.

260. Кучибей, гл. VI.

261. Ibidem, гл. У.

262. Тарихи-Селяники, 46 v., 97 r., 165 v., и др.

263. Насихати-Исламбол, строфа 4.

264. Zeitschr. d. D. М. G. В. XV, 353 — 355.

265. Кануннамеи-Джедид, стр. 109 v.

266. Тарихи-Наима, I, 567.

267. Тарихи-Наима, 368.

268. Для устранения каких-либо сомнений, я должен повторить здесь замечание г. Миллера, что под улемами вовсе не следует разуметь непременно лиц духовного сана: они могут проходить всякого рода обязанности, в том числе и церковно-служебные, в которых требуется известная, установленная законом и обычаем, научная подготовка. (Ueber die oberste Herrschergewalt, 89). Казем-Бек утверждает противное, говоря, что «на Востоке ученые (улемы) и духовные суть одни и те же», и противопоставляет им ученых из дворян и купцов, которые, говорит он, называются фазыль, сахиб-кемалъ, и т. п. (Баб и Бабиды, стр. 2, пр. 3). Но к какому же тогда разряду отнести судей? А вед должность судьи вовсе не то, что, напр., должность имама или хатиба. Поэтому я держусь мнения г. Миллера и принимаю название улемы в том смысле, в каком понимает его этот ученый.

269. Насихати-Исламбол, строфа 23.

270. Автобиография Хаджи-Кальфы, в Хрест. Виккергаузера, стр. 160.

271. Фезликэ, 173 г.

272. Тарихи-Селяники, 243 г.

273. Ibidem, 308 г.

274. Тарихи-Селяники, 178 v.

275. Фезликэ, 209 v.

276. Рисале, гл. XV1.

277. Тарихи-Селяники, 199 v.

278. Ibidem, 236 v.

279. Тарихи-Наима, I, 234.

280. Тарихи-Селяники, 146 v.

281. Ibid., 164 r.

282. Насихати-Исламбол, строфа 8 и 9.

283. Рисале, гл. VI, VIII, XII, XV.

284. Ibid., гл. IV.

285. Ibid., гл. III.

286.Тарихи-Селяники, 107 v.

287. Ibid., 223 r.

288. Рисале, гл. I.

289. Под которою надо разуметь государственную печать, вручаемую обыкновенно при назначении в должность верховного визиря.

290. Gesch. d. Osm. Dichtkunst, Ш, 241, и S. de Sugny, La muse ottomane, стр 105.

291. Насихати-Исламбол, строфа 15.

292. Насихати-Исламбол, строфа 17 и 18.

293. Таджу-т-Теварих, Ркп., I, 17 v.

294. Таджу-т-Теварих, Ркп., I, 16 v.

295. Ibidem, I, 17 v.

296. Фезликэ, 39 ч., 49 v.. 100 v.

297. Ibid., 62 v.

298. Недавний факт принесения политического покаяния Садык-пашею чрезвычайно ясно показывает всю лживость мыслей и действий подобного рода авантюристов.

299. Насихати-Исламбол, строфа 6.

300. Pyccкий Вестник, январь 1870 r., стр. 217.

301. См. статью Дентона Христиане в Турции, в Русском Вестнике, 1864 г., где приводятся ссылки на разных подобных писатетелей.

302. Русск. Вестн., январь 1870 r., стр. 223..

303. ***, Булакское изд. 1254 г. гиджры, стр. 315.