5 Т

Комментарии

5 Т. Абдалбекян, Предполагаемый Шапух (несколько слов к вопросу об определении автора книги «История Шапуха Багратуни»), "Вестник Научного института Армении", кн. 1 и 2, Вагаршапат, 1921—1922. H. Акинян, Шапух Багратуни и его история. Библиографические исследования. Разыскания и тексты, т. I, Вена, 1922. P. Ачарян, Новые армянские слова в «Истории Шапуха Багратуни», «Базмавеп», 1922. С. Канаян, История св. знамения св. Ахберика и Шапух Багратуни, «Вестник Научного института Армении», кн. 1—2, 1921—1922.

6. Один фрагмент из «Истории Шапуха Багратуни (а именно, любовная история Дерэна) стал известен арменоведам еще в 1905 г., когда в журнале Арарат (***, 1905, стр. 551-559) был опубликован кондак-картулярий монастыря св. Ахберика в Муше под заглавием «История богом приятого ев знамения св. Ахберика». Кондак этот датирован 1104 г. и реставрирован в 1613 г. неким писцом Григором Ахтамарци. При ознакомлении с текстом кондака становится очевидным, что фрагмент из «Истории Шапуха Багратуни» является позднейшей интерполяцией. Кондак явно фальсифицирован, что видно ш путаницы в датах и фактах исторического характера. Скорее всего кондак этот был сфальсифицирован уже после 1113 г., когда епископ Ахтамарский, Давид, при поддержке части епископов объявил себя католикосом армян. По поводу кондака см. вышеупомянутую статью С. Канаяна, История св. знамения св. Ахберика… Н. Акинян, Книга, содержащая историю католикосов Ахтамара, Вена, 1920г. ***(***—1250 р.), Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, т. I (V в. 1250 г.), Антилиа, 1951, стр. 182-190.

7. Матенадаран, рук. № 234, 2506, 3206, 3260, 3447, 6961, 8100,8387.

8. См. А. Мюллер, История ислама с основания до новейших времен, т. I, СПб, 1895, стр. 50—51.

9. См. рук. № 234, 2506, 3206, 3260, 3447, 6961, 8100, 8387..

10. См. рук. № 2506, 3109, 3206, 3260, 3447, 3941, 3965, 8387.

11. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века, перевод с армянского К. Патканяна, СПб, 1862.

12. Букв. «Избранные повести» (Гомилиарий).

13. Маттеос Урхаеци, Хроника, Вагаршапат. 1898, стр. 30—33.

14. Это обстоятельство, не останавливаясь на нем подробно, отмечает впервые М. Абегян в своей «Истории древнеармянской литературы», т. I, стр. 398, Ереван, 1948.

15. «История Товмы Арцруни», Вена, 1852, стр. 315.

16. См Гевонд, История халифов, стр. 108, 109—111, Лео, История Армении, том II, Ереван, 1947, стр. 416, 417—419

17. По поводу армянской халкедонитской литературы см. Антиох Стратиг, Пленение Иерусалима в 614 г., грузинский текст исследовал, перевел, издал и арабское извлечение приложил Н, Марр, СПб, 1909.

18. «История епископа Себеоса», под редакцией Ст. Малхасянца, Ереван, 1939, стр 152

19. Н. Акинян, Шапух Багратуни..., стр. 218.

20. Там же.

21. М. Тер-Мовсисян, История Шапуха Багратуни, стр. XXII.

22. М. Абегян, История древнеармянской литературы, стр. 397.

23. «История Шапуха Багратуни», стр. XXI.

24. Матенадаран, рук Л» 3777, от 1185—1188 гг

25. Матенадаран, рук № 3777.

26. Маттеос Урхаеци, Хроника, стр. 356.

27. Иоаннес Драсханакертци, История, стр. 145.

28. Цит. по книге 3. В. Анчабадзе, Из истории средневековой Абхазии (VI—XVII вв.), Сухуми, 1959, стр. 126.

29. Там же, стр. 127.

30. Древнеармянский перевод грузинских исторических хроник (Картлис Цховреба), грузинский оригинал и древнеармянский перевод с исследованием и вокабулярием издал И. В. Абуладзе, Тбилиси, 1953, стр. 215.

31. С. Т. Еремян, Армения по «Ашхарацуйцу» (Армянской географии VII века), Ереван, 1963, стр. 60.

32. См. «История Шапуха...», стр. XXX.

33. На третьем продолжателе истории мы останавливаться не будем, поскольку хронологически он выходит за рамки изучаемого материала. Подробный анализ этого труда см. в работе Норайр Бюзандаци, Товма Арцруни и Аноним Арцруни два разных историка, “Базмавеп", 1905, см. также  И. Маркварт, Область Парскаhайк, Неопубликованный немецкий оригинал исследовал, перевел на армянский язык, снабдил примечаниями и подготовил к изданию Г. В. Абгарян, «Историко-филологический журнал», Ереван, 1961, № 1—2, стр. 196—197, прим. 4.

34. «История Товмы Арцруни», стр. 227.

35. Участие Смбата I в этих событиях относится к числу тех анахронизмов, которыми изобилует «История Анонимного повествователя». Современником Григора-Дерэна был царь Ашот I.

36. «История Товмы Арцруни», стр. 294.

37. Это сходство послужило основанием для известного арменоведа Г. Осепяна высказать мнение, что «для Псевдо-шапуха источником послужили католикос Иоаннес и Товма Арцруни...» см. Гарегин I католикос, Памятные записи рукописей, т. I (V в. 1250 г.), Антилиа, 1951, стр. 183.