ПИСЬМО БЕДЫ ЭГБЕРТУ

Комментарии

1 См. прим. 1130.

2 Имеется в виду монастырь Рипон близ Йорка, где проводили много времени епископы Нортумбрии начиная с Вилфрида.

3 Мф. 25:21.

4 Мф. 25:30.

5 Имеются в виду ”Пастырское служение” папы Григория и его гомилии или беседы на темы Евангелия. Оба этих сочинения в течении всего Средневековья использовались для обучения священников.

6 2 Кор. 11:28-29.

7 Об этом см. Деян. 13: 2-42.

8 В оригинале caput (глава) в значении ”отец”, ”господин”.

9 Такой же совет содержится в книге Амвросия Медиоланского ”О девственности” (III.4). Обычай преклонять колени после каждой молитвы был принесен в Англию ирландскими монахами. Переводы молитв на англосаксонский язык, сделанные Бедой, не сохранились, но их наличие свидетельствует о редком для монаха и ученого интересе к пастырскому служению. До нас дошли англосаксонские переводы молитв, сделанные в более поздний период.

10 Мф. 25:18. Имеется в виду евангельская притча о ленивом рабе, который закопал данную ему монету в землю, за что был наказан господином.

11 Мф. 10:7-9.

12 2 Тим. 4:2-”проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай”.

13 С VII в. в англосаксонских королевствах собирался постоянный налог в пользу церкви. Кроме того, все больше земель вместе с их жителями переходило к монастырям.

14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3.

15 1 Цар. 12:4.

16 Пс. 98:6-7.

17 В оригинале praesul, что обычно значит ”предстоятель”, ”прелат”, но здесь переводится как ”защитник”.

18 1 Тим. 6:10.

19 1 Кор. 6:9-10.

20 Король Кеолвулф, которому посвящена ”История” Беды, был родственником Эгберта.

21 Числ. 11:16.

22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери.

23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами.

24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина.

25 Ис. 58:6.

26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии.

27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в.

28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам.

29 Имеются в виду высшие сановники, члены ”совета мудрых” (витанагемота).

30 Мф. 15:14.

31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского.

32 Ис. 60:22.

33 Имеется в виду глава 65 ”Правила” св. Бенедикта об обязанностях аббата.

34 Еккл. 8:10.

35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с ХII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц.

36 Деян. 5:29.

37 Лк. 12:33.

38 Лк. 14:33.

39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

40 Лк. 6:20.

41 Лк. 6:24.

42 1 Кор. 6:9.

43 1 Кор. 6:10.

44 Еф. 5:5.

45 Мф. 15:3.

46 Мф. 15:13.

47 Мф. 7:13-14.

48 Пророк Валаам, польстившись на дары царя моавитян Валака, пообещал проклясть Израиль, но не смог этого сделать из-за вмешательства Ангела Господня (см. Чис. 22-31).

49 Ахан-воин, при взятии Иерихона укравший трофеи, предназначенные Богу, и забитый за это камнями (см. Нав. 7: 18-26).

50 Царь Саул был низложен Самуилом за то, что пощадил за выкуп взятых в плен амаликитян, которых Бог повелел умертвить (см. 1 Цар. 15:10-35). ”Регалии”-в оригинале infula (головная повязка, которая в эллинистическое время использовалась в качестве короны).

51 Гиезий (Гехази)-слуга пророка Елисея, хитростью выманивший деньги у сирийца Неемана и пораженный за это проказой вместе со своим потомством (см. 4 Цар. 5:20-27).

52 См. прим. 1193.

53 Кербер-трехглавый пес античной мифологии, охранявший вход в Тартар. Его образ часто использовался в христианской традиции как символ адских мук.

54 1 Ин. 2:15-16.

55 5 ноября 734 г.