912 Еф. 3:14.
913 Скрытая цитата из “Энеиды”-“вмиг усмиряет смятенное море” (I,142).
Иоанн был епископом Хексема с 687 г. В 705-721 гг. он был епископом Йорка.915 Имеется в виду монастырь Беверли возле одноименного города в Йоркшире.
916 Ныне река Тайн (Tyne).
917 Климитерий (clymiterium)- редкое слово, обозначающее уединенную молельню. В англосаксонском переводе IХ в.-geboedus (молельня). По мнению Б. Колгрейва, это место находилось в селении Уорден, где до сих пор сохранился храм, посвященный Михаилу Архангелу.
918 В оригинале scabiem ac furfures.
919 Англосаксонское gae означало “да”; от него произошло совр. англ. yes.
920 Деян. 3:2-8.
921 Это изгнание Вилфрида после очередной ссоры с королем длилось с 691 до 709 г.
922 Ныне селение Уоттон в Йоркшире. Об этом монастыре и аббатиссе Херебурге ничего не известно.
923 Все монахини считались духовными дочерьми аббатиссы; здесь имеется в виду ее родная дочь, рожденная до поступления в монастырь. В тот период многие англосаксы уходили в монастырь уже в зрелом возрасте, имея детей.
924 Примеры наследования должности аббата были нередки; можно вспомнить рассказ Беды об Энфледе и ее дочери Эльфледе или о Кедде и его брате Хаде. Эта практика была заимствована из Ирландии, где иногда члены одной семьи управляли монастырями в течение нескольких поколений. Сам Беда осуждает эту практику в “Письме к Эгберту”.
925 Судя по этой и следующей главе, уже в VII в. представители знати строили церкви в своих поместьях. Позже именно так возникло большинство приходских (сельских) церквей.
926 Мф. 8: 14-15.
927 Вся эта история говорит о сравнительно мягком обращении со слугами (домашними рабами) в англосаксонском обществе. Часто они были членами семьи и по завещанию могли получить свободу или даже долю наследства.
928 В “Житии аббатов” Беда упоминает монастырь в устье Тайна, который некогда был мужским, но к тому времени сделался женским. Однако здесь речь, скорее всего, идет о другом монастыре-возможно, о том, где был погребен король Освин.
929 В оригинале cursu maiore equos suos inuicem probare (потягаться друг с другом в скорости их коней). Вероятно, конные состязания были популярны у англосаксов еще в языческое время.
930 Имеется в виду Вилфрид Младший, при котором центр Нортумбрийской церкви окончательно переместился из Линдисфарна в Йорк.
931 См. прим. 757.
932 Сергий I был папой римским в 687-701 гг.
933 Кэдвалла был крещен 10 апреля. Белые одежды полагалось носить в течение недели, но, очевидно, король предчувствовал скорую смерть и дал обет носить их до конца.
934 20 апреля 689 г.
935 Эпитафию сочинил Крисп, архиепископ Милана в 681-725 гг. Беда, вероятно, получил ее копию из Рима вместе с документами из папского архива. Надгробный камень Кэдваллы был обнаружен в ХVI в. при строительстве нынешнего храма св. Петра, но позже утерян снова.
936 В оригинале Кэдвал (Caedual).
937 Имеется в виду Рим-город св. Петра, духовным сыном которого стал Кэдвалла.
938 В оригинале ex orbe Britanni (из британской страны).
939 20 апреля.
940 Юстиниан II Ринотмет (Безносый) был византийским императором в 685-695 и 705-711 гг.
941 Ине был королем Уэссекса в 688-726 гг.
942 Беда не раз говорит о паломничествах англосаксов в Рим. Бенедикт-Бископ побывал там шесть раз, Вилфрид- три. Паломниками были короли Уэссекса Кэдвалла и Ине, король Мерсии Кенред и король Эссекса Оффа (все они умерли в Риме). Церковь поощряла это благочестивое предприятие, однако Бонифаций в письме 747 г. выступает против паломничества женщин, которые в пути часто уклонялись от добродетели.
943 Сир. 44:13.
944 Пеласгийский язык (lingua Pelasga)-греческий, названный так по имени пеласгов, древнейших обитателей Греции.
945 Бертвальд или Берктвольд был епископом Кентерберийским в 692-731 гг.
946 Монастырь Ракульф (позже Рикалвер) находился в Кенте, недалеко от Кентербери. До 1805 г. там стояла церковь англосаксонской эпохи, остатки которой были раскопаны в 1926 г.
947 Генлада-северный рукав реки Вантсум, отделявшей прежде остров Танет от побережья. Это название сохранилось в имени ручья Янтлет-Крик.
948 Кент в то время был захвачен королем Уэссекса Ине. Свефхард или Себби был уэссекским элдорменом Кента в 690-692 гг.; сын Эгберта Виктред претендовал на трон, но окончательно занял его только в 694 г.
949 Годвин (судя по имени, англосакс) был архиепископом Лугдуна (Лиона) в 693- 713 гг. Митрополитом он зовется потому, что к тому времени Лион сделался церковной столицей Южной Франции вместо Арля.
950 Товий (Tobias) был епископом Рочестера в 693-726 гг. Он приехал из Рима вместе с Теодором и Адрианом.
951 По мнению К. Джексона (Language and History in Early Britain. Edinburgh, 1953), так звучало на вульгарной латыни слово germani.
952 Фризы жили в Нидерландах, ругины или ругии-на побережье Балтики (их имя сохранилось в названии острова Рюген). Гуннов многие средневековые историки считали германцами, так как в состав их орды вошли многие германские племена. Старые саксы населяли Саксонию, даны-нынешние острова Дании, боруктуары или бруктеры-Рейнскую область.
953 Бойсил был другом и наставником Кутберта. Его имя сохранилось в имени шотландской деревушки Сент-Босуэллс и, возможно, дворянского рода Босуэллов.
954 Cella означает по-латыни “келья”, columba-“голубь”. Имя Колум Килле (Колумгилл) произошло от ирландских слов с тем же значением.
955 “Теплохладный” (tepidus)-известное выражение апостола Иоанна (Откр 3:16), означающее безразличие и инертность в делах веры.
956 Ин. 1:12.
957 Он упоминается также Алкуином в “Житии Виллиброрда”, но больше о нем ничего не известно.
958 Радбод (у Беды Rathbed) был королем фризов ок. 680-719 гг. Все годы его правления прошли в войнах с франками, стремившимися захватить Фризию. Его едва не обратил в христианство св. Вульфрамн, но когда Радбод узнал, что его предки-язычники будут гореть в аду, он отказался от крещения, чтобы не разлучаться с ними (см. “Житие Вульфрамна”, MGH, SRM, р. 668).
959 Виллиброрд или Виллиброд (у Беды Uilbrord) был апостолом фризов и их первым епископом в 695-739 гг. Его резиденцией был Утрехт, но умер он в основанном им монастыре Эхтернах близ Трира.
960 Имеется в виду Пипин Геристальский, майордом королевства франков в 681 -714 гг.
961 Староста-в оригинале uilicus (староста или управитель деревни). Satrapa- правитель провинции (сатрапии) в Персидском царстве и эллинистических государствах. Беда называет так герцога или правителя области, аналогичного англосаксонскому элдормену.
962 До конца VIII в. саксы были разделены на племена; их первым общим герцогом стал Видукинд около 785 г.
963 Имеется в виду походный алтарь на доске. Такой же принадлежал св. Кутберту и до сих пор хранится в соборе Дарэма.
964 3 октября 694 г.
965 О нем ничего не известно.
966 Имеется в виду Кёльн, носивший в римское время имя Colonia Agrippina. Видимо, останки братьев находились в храме на месте нынешнего Кёльнского собора. В 1074 г. архиепископ Ханно II велел перенести их в церковь св. Куниберта, но она так и не была достроена, и останки исчезли.
967 Свитберт или Свиктберт был посвящен Вилфридом в 693 г., когда тот находился в Мерсии после своего изгнания из Нортумбрии в 691 г. Эдди в своем житии не упоминает о посвящении Свитберта.
968 Боруктуары или бруктеры около 695 г. были разбиты саксами и прекратили существование в качестве самостоятельного племени. Их имя сохранилось в названии местности Борахтра.
969 Блитрида (правильнее Плектруда) была супругой Пипина Геристальского. После его смерти она попыталась захватить власть, но была побеждена своим пасынком Карлом Мартеллом и заточена в монастырь.
970 В оригинале In Litore (У берега). Это город Кайзерверт к северу от Дюссельдорфа. Мощи св. Свитберта до сих пор хранятся там в церкви, построенной в ХIII в. Город стоял на острове до того же столетия, а после был соединен с берегом дамбой.
971 В календаре самого Виллиброрда обозначен 695 г. Посвящение совершилось накануне дня св. Цецилии (21 ноября), который в 695 г. выпадал на воскресенье-наиболее подходящий день для посвящения епископов. Папа дал Виллиброрду имя Климент, поскольку 23 ноября отмечалась память этого святого.
972 Ныне город Утрехт в Нидерландах. Вилты-племя в составе фризского союза. Происхождение названия Traiectum неизвестно.
973 Виллиброрд умер в 739 г. в возрасте 81 года.
974 Имеется в виду район Каннингем в шотландском графстве Эйршир. В VII в. эта область входила в состав бриттского королевства Камбрия, но, возможно, там жили переселенцы из Нортумбрии.
975 Т. е. для раздачи бедным во имя спасения собственной души.
976 Это был Старый Мелроз, сожженный королем Далриады Кеннетом мак Алпином в 839 г. В ХII в. в двух милях от него был построен новый монастырь, существовавший до ХVI в.
977 Возможно, эту историю Беда взял из какого-либо письменного источника, но скорее всего она дошла до него в устном пересказе. В ней отражены распространенные мотивы видений рая и ада, основанные на “Диалогах” папы Григория и других подобных сочинениях. Характерно, что в «Истории» Беды не содержится никаких упоминаний о чистилище, хотя римская церковь в то время уже признала его существование.
978 В средневековых житиях и видениях часто встречается представление об аде как о месте, где невыносимый жар сочетается с холодом. Скорее всего, это отголосок древнегерманских представлений об аде (Хель) как о царстве вечного холода.
979 Скрытая цитата из “Энеиды”-“под сенью ночи безлюдной” (VI.268).
980 Forcipis (щипцы или клещи)- обычное орудие мучений грешников в аду.
981 Эдильвальд или Этельвольд начал свою монашескую жизнь как ученик св. Кутберта. После он был приором Мелрозского монастыря, а в 721 г. стал епископом Линдисфарна. Он украсил обитель многими работами, в том числе драгоценным окладом “Линдисфарнского евангелия” (оно было переписано и иллюстрировано при его предшественнике Эдфрите) и резным каменным крестом в память св. Кутберта. Этельвольд оставил должность в 737 г. и умер около 740 г.
982 Беда не упоминал этого имени прежде, чтобы эффектно произнести его в конце истории. Весь этот рассказ демонстрирует мастерство повествования, в полной мере проявленное Бедой именно в последней книге “Истории”.
983 Кенред стал королем Мерсии в 704 г. после отречения его дяди Этельреда, который удалился в монастырь Бардни. В 709 г. он также отрекся и отправился в Рим, где принял постриг от папы Константина (рассказ об этом содержится в “Liber Ponificalis”). Дата его смерти неизвестна.
984 Красота почерка была в Средние века порой не менее важна, чем содержание книги. Поэтому “безобразные” (у Беды teter, в классической латыни taeter) буквы считались присущими дьявольским и колдовским сочинениям.
985 Отголосок апокрифов, в которых ангелы и демоны ведут битву за душу умирающего (эта традиция отражена во множестве произведений вплоть до “Фауста” Гёте). Победившая сторона обычно восклицает “Noster est ille homo” (Этот человек-наш). В апокрифах встречаются и книги, в которые записываются добрые и злые дела умирающего.
986 В оригинале vomeres. Vomer в классической латыни означало “плужный лемех”, но позже обрело значение “лезвия”. В англосаксонском переводе- handseax, то есть “короткий нож”. Слово seax встречается в англосаксонских заговорах против болезней, где также упоминаются ножи, пронзающие внутренности (см. Древнеанглийская поэзия. М., 1982. С. 24).
987 Имеются в виду “Диалоги” (IV.40).
988 Пс. 31:1.
989 Пектельм около 730 г. стал первым английским епископом Уитхорна в Голуэе. Он учился у Альдхельма и был известным знатоком церковного права (Бонифаций обращался к нему за советом в одном из писем). Он умер в 735 г.; после этого о епископстве Уитхорн ничего не известно.
990 В оригинале fabrili arte, что обычно обозначало “кузнечное дело”, но могло относиться и к другим ремеслам.
991 Христианские писатели часто называли ад Тартаром по имени греческого царства мертвых.
992 Иосиф Каиафа- первосвященник Иерусалимского храма в 18-37 гг. По евангельской легенде, он убедил Понтия Пилата казнить Христа. В христианстве считался одним из величайших грешников, находящихся в самой середине ада.
993 Деян. 7:56. Стефан-первый христианский мученик, побитый камнями иудеями, которыми руководил Савл (будущий апостол Павел).
994 Беда имеет в виду северных ирландцев. Южные приняли римскую Пасху еще в 632 или 633 г. Под бриттами он подразумевает бритттов Камбрии и, возможно, Корнуолла.
995 Адамнан (624-704 гг.) был аббатом Ионы и выдающимся деятелем ирландской церкви. Он написал “Житие” св. Колумбы и книгу “О святых местах”, которую далее цитирует Беда. Целью его миссии в Англию было освобождение шестидесяти ирландских пленников, захваченых Бертом в 684 г.
996 Об этом епископе ничего не известно. Возможно, его корабль сбился с курса и разбился у берегов Ирландии. Адамнан встретил его в Ирландии или на Ионе и с его диктовки написал книгу о святых местах Палестины. Кроме нее, Беда в следующих двух главах использует два небольших сочинения на ту же тему-описание Иудеи, сделанное в V в. епископом Лиона Евхерием, и латинский перевод “Иудейских древностей” Иосифа Флавия, сделанный около 500 г. неким Гегесиппом. Ранее Беда изложил содержание книги Адамнана в отдельном сочинении “О святых местах”.
997 Т. е. поручил переписать ее в нескольких экземплярах.
998 Ни у Адамнана, ни у Беды ничего не говорится о завоевании Иерусалима арабами в 638 г. После этого главные христианские храмы были превращены в мечети, но долгое время мусульмане с почтением относились к святыням христианства и даже допускали к ним паломников из Европы. Все же часть сведений явно относится ко временам до арабского завоевания.
999 Масличная гора (у Беды Mons Oliuarum)-холм на востоке Иерусалима, с которого Иисус вознесся на небо после своего Воскресения. Названия произошло от масличных садов, густо покрывавших склоны холма.
1000 Город Хеврон был столицей Иудейско-Израильского царства до Иерусалима. Он был разрушен римлянами в 68 г. и вновь заселен только в ХII в. Недалеко от него находится пещера Махпела, где, по легенде, похоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков и их жены. К северу от Хеврона расположены остатки Мамврийской дубравы (Мамре), где Аврааму явилась ветхозаветная Троица.
1001 Осред был убит в сражении с мерсийцами в 716 г., когда ему было 19 лет. По некоторым данным, до него некоторое время правил узурпатор Эдвулф, родственник Альдфрита. Беда возлагал большие надежды на Осреда и в стихотворном “Житии Кутберта” приветствовал его как “нового Иосию”.
1002 Хэдда был епископом Уэссекса в 676-705 гг. После его смерти епископство было разделено; епископом Винчестера стал Даниэль, а епископом Шерборна-Альдхельм.
1003 См. прим. 989.
1004 Даниэль был епископом Винчестера в 705-744 гг.; он умер в 745 г. Альдхельм в 705-709 гг. управлял епископством Селвуда (ныне Шерборн). Он родился около 639 г. в королевском роду Уэссекса и прошел обучение у ирландского отшельника Майлдуба в том месте, где позже был основан монастырь Малмсбери. В 670 г. он был посвящен в сан епископом Винчестера Леутером и в 675 г. стал аббатом Малмсбери. Альдхельм был известен как ученый и поэт и имел множество учеников.
1005 Имеется в виду монастырь Малмсбери.
1006 Речь идет не о книге, а о большом послании Альдхельма к королю бриттов Корнуолла Герайнту или Геронтию, написанном около 705 г. Как кажется, в том же году бритты Корнуолла и Камбрии приняли римскую Пасху. Корнуолл был независимым королевством до 936 г.
1007 Поэт V в. Седулий написал известную поэму “Пасхальная песнь” (Carmen Paschale), сопровожденную прозаическим пересказом ее сюжета. Этот опыт стал образцом для многих произведений поздней латинской поэзии; сам Беда использовал его при написании “Жития Кутберта” в стихах и прозе.
1008 Искусственный и темный стиль поэзии Альдхельма характерен для церковных авторов VIII-IХ вв., писавших на латыни. Основываясь на поэмах Вергилия и Лукана, они дополнили их тематику христианскими образами и позднеантичными аллегориями, греческими и даже древнееврейскими словами, что делает их произведения довольно трудными для понимания.
1009 Фортхер был епископом Шерборна до 737 г., когда он отправился в Рим, уступив епископство Херевальду. Дата его смерти неизвестна, но из Рима он вернулся, т. к. в 739 г. подписал одну из церковных хартий.
1010 Центром епископства южных саксов стал монастырь Селси, основанный Вилфридом. Беда плохо знал о делах в этой провинции, поэтому он не называет никаких дат. Эдберт (Eadberht) был епископом Селси около 708-715 гг. Эолла (Eolla)-около 715-730 гг. Кафедра оставалась вакантной до 733 г., когда епископом был назначен Сигеферт или Сигга.
1011 Кеолред был королем Мерсии в 709-716 гг. В 704 г. после смерти его отца Этельреда он отрекся от трона в пользу Кенреда.
1012 Об Оффе ничего не известно, кроме упоминания в “Liber Pontificalis”, где говорится, что он умер вскоре после прибытия в Рим.
1013 Мк. 10:29-30.
1014 Имеется в виду область Ундл в Нортхэмптоншире близ Питерборо.
1015 Содержание главы Беда заимствовал из “Жития Вилфрида” Эдди, но не переписывал его механически, а дополнял собственными комментариями.
1016 У Эдди сказано, что Вилфрид выучил всю Псалтирь наизусть.
1017 См. прим. 615. Неясно, кто именно-граф или епископ-был покровителем Вилфрида, поскольку оба они были казнены в 630 г. по приказу майордома Эброина и королевы Балтхильды.
1018 Имеется в виду королева Балтхильда (Блитильда), жена Хлодвига II, короля Нейстрии в 639-657 гг. Она славилась благочестием и позже была канонизирована (как и убитый по ее приказу архиепископ Эннемунд).
1019 Ныне Стэмфорд в Йоркшире.
1020 См. прим. 616.
1021 Под “сектой” (secta) здесь подразумевается группа людей, не согласных с официальной доктриной римской церкви.
1022 По сообщению Эдди, Вилфрид отправился в Фризию специально для обращения ее народа. Король Альдгисль или Адальгиз правил фризами около 650-680 гг. Известие о его крещении следует считать легендарным, поскольку позже его сын Радбод оставался язычником.
1023 Имеется в виду “подготовительный” Римский собор 125 епископов, состоявшийся перед Трулльским собором 680 г. в Константинополе, на котором была осуждена монофелитская ересь. Под решениями этого собора стоит подпись Вилфрида.
1024 Любопытно, что Вилфрид ничего не говорит о вере южной части Британии, что подтверждает наличие у него не только личных, но и догматических разногласий с Кентерберийской церковью.
1025 Беда ничего не пишет о возвращении Вилфрида в Нортумбрию в 682 г., когда он был посажен в тюрьму королем Эгфритом, а после пытался найти приют в Мерсии и в Уэссексе, но был изгнан из обоих королевств епископами при поддержке светской власти.
1026 Здесь Беда снова умалчивает о том, что Вилфрид одиннадцать лет жил в Мерсии и был епископом срединных англов. Не упоминает он и о соборе 703 г. в Остерфилде, на котором Вилфрид и его сторонники были отлучены от церкви по настоянию короля Альдфрита. Похоже, Беда стоит на стороне королевской власти в ее конфликте с Вилфридом, но не подчеркивает этого из уважения к личности святого.
1027 Ни Беда, ни Эдди не говорят о сути этих обвинений; решения папской курии на этот счет не сохранились. Оговорка Беды свидетельствует о том, что он считал по крайней мере часть этих обвинений справедливыми.
1028 Городом (Urbs с большой буквы) в латинской традиции часто назывался Рим.
1029 Ныне город Мо близ Парижа.
1030 У Эдди еще сказано, что архангел Михаил потребовал от Вилфрида выстроить новую церковь в честь Богородицы.
1031 Собор на реке Нидд (одна из речек, впадающих в Хумбер) состоялся осенью 705 г. После него Вилфрид был епископом Йорка до своей смерти в 709 г.
1032 В оригинале Tyrio ostro (тирский пурпур; в финикийском Тире добывали самую лучшую пурпурную краску). В большинстве рукописей вместо ostro читается auro (золото), но это явная ошибка.
1033 Искусство книжной миниатюры достигло в англосаксонских монастырях VII-IХ вв. весьма высокого уровня, о чем говорят сохранившиеся экземпляры книг (самое известное- Линдисфарнское евангелие, написанное около 670 г.).
1034 Напомним, что именно Вилфрид ввел в английской церкви римские обряды и римское церковное право.
1035 Слова “пчеловод” в подлиннике нет, но подразумевается именно то, что Вилфрид собрал и вырастил “рой” (examina) монахов подобно пчеловоду.
1036 См. прим. 5.
1037 Ученик Вилфрида и друг Беды Акка был епископом Хексема в 709-731 гг., был смещен со своего поста и умер в 740 г.
1038 Имя явно ирландского происхождения.
1039 Нейтон или Нехтан IV мак Дерили был королем пиктов в 706-729 гг. После этого он отрекся от трона и умер в 732 г.
1040 Имеются в виду монастыри Уирмут и Ярроу, находившиеся поблизости и имевшие единое управление. Тина-река Тайн в Нортумберленде.
1041 Об этих аббатах Беда подробно рассказал в “Истории аббатов”.
1042 Строительное искусство, почти неведомое англосаксам в VI в., к концу VII в. достигло высокого уровня, о чем говорят немногочисленные остатки построек того периода.
1043 Хотя письмо приписывается Кеолфриту, оно несомненно принадлежит Беде, который излагает в нем свои знания по интересующим короля вопросам. Видимо, авторская гордость и заставила его включить в “Историю” это обширное послание, основные положения которого уже излагались в III.25.
1044 Несомненно, имеется в виду Платон (диалог “Государство”). Эти слова неоднократно цитировались богословами раннего Средневековья -Лактанцием, Боэцием и др. Видимо, у кого-то из них Беда и позаимствовал цитату вместе со ссылкой (скрытой) на ее автора.
1045 Исх. 12:1-3, 6.
1046 Исх. 12:15.
1047 Исх. 12:15-17.
1048 “Пасха” происходит от древнееврейского “песах” (прохождение). Имеется в виду прохождение евреев под предводительством Моисея через Синайскую пустыню.
1049 Чис. 33:3.
1050 Исх. 12:17-19.
1051 1 Кор. 5:7.
1052 Ин. 1:29-“вот Агнец Божий, который берет грех мира”.
1053 Лев. 23:5-7. Фраза “первый день да будет у вас славнейшим и святым” переведена Иеронимом неверно. К оригиналу ближе Синодальный перевод, где говорится:”в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте”.
1054 Лев. 23:8. В латинском переводе та же ошибка, что в 23:7.
1055 Вероятно, Беда знал сюжет “Одиссеи” по пересказам других авторов.
1056 Рим. 1:27-“получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение”.
1057 Буквально palma tenent (держат пальму). Пальмовая ветвь в античности была символом не только мира, но также победы и превосходства.
1058 Быт. 1:16.
1059 Здесь Беда цитирует один из латинских переводов Библии (или ее частей), предшествовавших переводу блаженного Иеронима.
1060 Беда заимствует у Августина теорию о трех возрастах мира-возраст или эпоха до ниспослания закона, возраст закона и возраст благодати, начавшийся после воплощения Иисуса Христа.
1061 Мал. 4:2. В Синодальном переводе вместо “в крылах” (in pinnis)-“в лучах”, что повторяет ошибку церковнославянского перевода. В еврейском оригинале и греческом переводе-“крыла”.
1062 Авв. 3:11. См. также Нав. 10:13-“и остановилось солнце, и луна стояла”.
1063 Имеются в виду пелагиане.
1064 Автор “Церковной истории” Евсевий Кесарийский играл главную роль на Никейском соборе 325 г., но о его участии в выработке 19-летнего цикла ничего не известно.
1065 Друг Евсевия священник Памфил был казнен во время гонений 309 г. Евсевий написал его житие, не дошедшее до нас, и взял себе прозвище Памфила.
1066 Феофил был патриархом Александрии в 385-412 гг. Он разработал пасхальный цикл на 418 лет (22 цикла по 19 лет) для римского императора Феодосия (правил в 379-395 гг.).
1067 Кирилл Александрийский, ученик Феофила, сократил его цикл и исправил в нем ошибки.
1068 Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) в 525 г. составил пасхальные таблицы на 532 года (28 циклов) по улучшенной системе Виктория. Он также ввел летосчисление от Рождества Христова, приверженцем которого был Беда. Прозвище “Малый” произошло от его смирения, а не от малого роста.
1069 Т. е. на то же число лет, что охватывают таблицы Дионисия.
1070 Иов. 1:20.
1071 Быт. 41:14.
1072 Мф. 16:18-19.
1073 Деян. 8:20-21.
1074 Гал. 5:24-“распяли плоть со страстями и похотями”.
1075 Иак. 1:12.
1076 Симон Маг (в русской традиции Волхв) известен как лжепророк, желавший купить благодать за деньги (отсюда название греха симонии, т. е. продажи церковных должностей). О нем писали Евсевий и Юстин Философ; в сочинении Арнобия (III в.) говорится о том, что Симон благодаря демонам поднялся в воздух, но был низвергнут молитвой св. Петра. О его тонзуре у этих авторов ничего не сообщается. С начала антагонизма между римской и кельтской церковью было принято считать полукруглую тонзуру кельтских монахов наследием Симона Мага. Возможно, это связано с тем, что кельтская тонзура произошла из сакральной прически друидов, которые, как и Симон, были чародеями и прорицателями.
1077 Откр. 17:14.
1078 В оригинале optimatum (знатных). В реальном пиктском обществе эти “знатные” были вождями кланов и мормерами (наместниками) областей. Следует отметить, что год спустя король Нейтон изгнал из своих владений всех ирландских монахов, не признававших римскую Пасху и тонзуру.
1079 Кенред (Coenred) был представителем боковой ветви королевского дома; он правил в Нортумбрии в 716-718 гг.
1080 Рим. 10:2.
1081 Имеется в виду тонзура святого Петра.
1082 Дунхад или Доннхад был аббатом Ионы в 713-719 гг.
1083 В том году католическая Пасха отмечалась 24 апреля, в то время как кельтская Пасха не могла отмечаться позже 21 апреля.
1084 Ин. 8:56-“и увидел и возрадовался”.
1085 Осрик был сыном короля Альдфрита и правил в Нортумбрии в 718-729 гг.
1086 23 апреля.
1087 Еще один пример деления королевства между наследниками. Этельберт II правил в Кенте в 748-760 гг., Эдберт был его сопровителем до 748 гг., а Алред или Алрик пережил братьев и был королем до 764 гг.
1088 Алдвулф был епископом Рочестера в 725-734 гг.
1089 В сочинении “О природе вещей” (De Natura Rerum) Беда писал, что кометы являются предвестниками несчастий.
1090 В оригинале grauissimi Sarracenorum lues. Сарацинами Беда называет арабов, захвативших к тому времени Испанию и Южную Францию. Говоря далее об их поражении, он, скорее всего, имеет в виду битву при Пуатье 732 г. Это означает, что после официального завершения “Истории” в 731 г. автор вносил в нее дополнения.
1091 9 мая 729 г.
1092 Король, которому посвящена “История” Беды.
1093 Т. е. 13 января.
1094 Татвин был архиепископом Кентерберийским в 731-734 гг.
1095 В нынешнем селении Бридон-он-зе-Хилл в графстве Лестершир.
1096 Ингвальд или Ингвольд был епископом Лондона в 705-745 гг.
1097 Элдберт был епископом Данвича около 731-740 гг.; Хатулак-епископом Элмхема около 731-735 гг.
1098 Имеется в виду река Северн. Валкстод или Велкстуд в 727-736 гг. был епископом в Херефорде, на землях, отвоеванных у бриттов.
1099 Вилфрид был епископом Хвиссы в 718-744 гг.
1100 Эдильбальд или Этельбальд был представителем боковой линии мерсийской династии. Он вступил на престол в 716 г., сместив Кеолреда, и правил до 757 г. К 731 г. Этельбальд правил всеми землями южной Англии и оказывал покровительство церкви. Это не помешало Бонифацию и еще семи епископам осудить в 746 г. его развратную жизнь. Этельбальд был убит собственным охранником в своем дворце в Секингтоне (графство Стаффордшир).
1101 См. прим. 989. Кандида Каса- нынешний Уитхорн в Голуэе.
1102 Это произошло после принятия пиктами римской Пасхи, описанного выше. Мирный договор был заключен до 729 г. в правление короля Нехтана IV, который стремился опереться на помощь англов в борьбе с ирландцами Далриады.
1103 Короли Далриады в то время накапливали силы; позже, в 842 г., они захватили королевство пиктов, создав единую Шотландию, и отобрали у англосаксов Лотиан.
1104 В начале VII в. Уэссекс захватил у бриттов Девоншир и Херефордшир. Нортумбрийцы продолжали удерживать бриттские земли Северо-Запада, захваченные еще Этельфритом.
1105 Как известно, утеря воинского духа и постоянные междоусобицы привели к тому, что в IХ в. скандинавы легко смогли разгромить и завоевать почти все англосаксонские королевства за исключением Уэссекса. Нортумбрия также была захвачена, а ее монастыри и церкви (включая Ярроу) подверглись разорению. Центр английской культуры и образованности постепенно сместился на юг.
1106 Пс. 96:1-“да веселятся многочисленные острова”.
1107 Пс. 29:5-“славьте память святыни Его”.
1108 В этом перечне Беда в основном повторяет данные своей “Большой хроники”, но отбирает только те из них, что касаются Британии.
1109 Это и следующее затмения не упомянуты в “Истории”. Первое произошло 16 февраля, второе-20 июня.
1110 Ида-первый король Берниции в 547-559 гг. В “Истории” о нем ничего не сказано.
1111 События, отмеченные в 676 и 697-711 гг., не упоминаются в “Истории”.
1112 Имеются в виду Уирмут и Ярроу (лат. Uiraemuda и Gyruum).
1113 Эти слова подтверждают мнение, что Беда редко покидал свой монастырь и скорее всего никогда в жизни не выезжал за пределы Нортумбрии. Хотя существуют версии о его путешествиях в Галлию и Рим, но из его сочинений не заметно личное знакомство с этими местами.
1114 Почти все указанные работы Беды дошли до нас. Их полное издание см. в PL, v. ХC-ХСV. Paris, 1848-1851. Издание исторических трудов Беды см. Baedae Opera Historica. Vol. 1 – 2/ Ed. C. Plummer. Oxford, 1896.
1115 Эта книга написана в форме ответов на вопросы Нотельма.
1116 Книга Слов Дневных (Verba Dierum)-в греческом переводе Паралипоменон, в еврейском оригинале Дибре-гай-йамим (“Деяния времен” или “Хроники”).
1117 Гомилии (беседы)- жанр богословских соочинений в форме бесед с реальными или воображаемыми слушателями.
1118 Имеется в виду апостол Павел. Беда не перевел, а пересказал комментарии св. Августина к посланиям Павла.
1119 Беда имеет в виду послания апостолов (кроме Павла), признанные соборными (католическими) в отличие от множества апокрифов.
1120 Известное сочинение De sex aetatibus saeculi.
1121 Ис. 24:22.
1122 Эта книга не сохранилась. Имеется в виду св. Анастасий, патриарх Антиохии в 599-610 гг., убитый во время восстания иудеев. Известен тем, что перевел на греческий “Пастырское правило” папы Григория.
1123 Имеется в виду сочинение Беды Vita Cutbercti (Житие Кутберта).
1124 Хветберт или Хвитберкт был аббатом Уирмута и Ярроу около 716-745 гг.
1125 Беда говорит об “Истории аббатов монастырей Виремут и Гирвум” (Historia ss. abbatum monasterii in Wiremutha et Gyruum).
1126 Из этой книги сохранился только гимн св. Этельфрите, включенный в “Историю”.
1127 Книга не сохранилась.
1128 Имеются в виду книги “О природе вещей” (De Natura rerum), “Книга о временах” (De temporibus liber) и “Об исчислении времен” (De ratione temporum).
1129 В этот список не включены: письмо к Эгберту, книга ответов на восемь вопросов Нотельма и книга “О святых местах”, которую Беда цитирует в V,17.