Комментарии
1. Восьмой год царствования персидского царя Пероза (458—484) приходится на 465 г. Имя царя Пероза восстановлено по контексту.
2. Питиахш (иран.) — правитель крупной пограничной области. Второе .лицо после царя в государственной иерархии древней Грузии.
3. Аршуша — питиахш Гугарети в середине V века. По сведениям армянского историка Лазара Парпеци, в 450 г. вместе с другими вельможами Грузии, Армении и Албании был вызван персидским царем Иездигердом II (438—457) в Ктесифон, обращен в маздеизм и там же оставлен в качестве заложника. После поражения восстания армян (451) Аршуша приютил семью своего свояка
Banana Мамиконяна, одного из вождей армянского восстания.4. Имеется в виду столица Персидской империи Ктесифон — на берегу Тигра.
5. Спаспет (ср. перс.) — военачальник. В оригинале «спайпет».
6. Вардан — из рода Мамиконянов, вождь армянского восстания 450— 451 гг. Погиб в битве на Аварайрском поле в 451 г. Известен также под именами Вардан Великий, Вардан Храбрый, Вардан Красный.
7. Точнее было бы «Вардупи» или «Варданупи».
8. Собственное имя Шушан (греч.
Sousanna) Происходит от сирийского названия (sosan) лилии (Lilium).9. Картли — центральная область Грузии. В описанный в произведении период, или чуть позднее, являлась самостоятельным царством, объединившим почти в:ю Восточную. Западную и Южную Грузию.
10. hЕрети — восточная область Картлийского царства.
11. Азнауры — «знатные». Госgодствующий класс в раннефеодальной Грузии. Древнейшее значение этого термина — «свободные».
12. Раб — буквальный перевод грузинского социального термина «мона», который в письменных памятниках древней Грузии главным образом указывает на вассальную зависимость. В данном контексе не исключено значение «раб» в классическом смысле этого термина.
13. Селоград — в подлиннике «даба» (населенный пункт, селение). По всей видимости, при создании термина «селоград» (срв. греч.
hkwmopoliV), переводчик опирался на сообщение армянского историка Х века Ухтанеса о том, что Цуртави, когда-то «населенная, обширная, большая и именитая столица», после превратилась в «уменьшенный и умеренный гюла-калак» (букв. село-град).14. Цуртави — резиденция питиахшей и епископальный город Гугарети (Нижняя Картли). Точное месторасположение этого
города в настоящее время неизвестно.15. Атрошан — (иран.)
— капище, храм огнепоклонников.16. Кубаст — женская одежда из легкой ткани (И. А. Джавахишвили. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа
, III—IV, Тбилиси, 1962, с. 98, 178—179 (на груз. яз.); И. В. Абуладзе. Словарь древнегрузинского языка, Тбилиси, 1972, с. 204).17. Епископ Самуил — архиепископ Картли. Упомянут в сочинении армянского историка Кормна «Житие Маштоца».
18. Иоанн — предположительно епископ Цуртавской епархии.
19. Гунны — в нарративных источниках закавказских.стран гуннами
(hoнами) называются как жители Гефталитского государства, так и некоторые кавказские племена тюркского происхождения.20. По сообщению Ухтанеса, Шушаник была заключена в Упретскую крепость.
21. Чор — проход и крепость вблизи Дербенда.
22. Маг (груз. могви ) — служитель зороастрийской религии.
23. Грузинский термин
*** (дзудзусмте) может означать как «молочного брата», так и «молочную сестру». Нам кажется, что в данном контексте подразумевается именно молочная сестра (см. Введение, с. 19).24 Урд — епархиальный центр под таким названием на территории Армении указывается в «Книге посланий (с. 60), в связи с событиями начала
Vila. Неизвестно, входил ли он во второй половине V в. в состав Гугаретского питиахшества, или же мать Варскена была похоронена на своей родине. Н& исключено также и случайное созвучие двух разных топонимов.25. Палекарт (иран.)—верхняя одежда из драгоценной ткани (См. И. А. Джавахишвили, Материалы к истории материальной культуры грузинского народа, III—IV, с. 98—99).
26. Апниси — древнегрузинское название месяца января.
27. Месяц роз (вардобис-тве, букв. месяц цветения роз) — девятый месяц (май) года по древнегрузинскому календарю.
28. Козьма и Дамиан — христианские мученики при императоре Диоклетиане (284—305).