1 Заголовок в середине рукописи так же

Комментарии

1 Заголовок в середине рукописи так же, как следующее за ним традиционное введение (проэмий) — очевидные свидетельства того, что «Жизнеописание царя Василия» создавалось как отдельное произведение и затем было включено без изменений редактором в общий текст (см. статью, с. 218). При переводе пятой книги мы использовали текст, подготовленный к печати профессором И. Шевченко (Гарвардский университет).

2 Автор говорит о созвучии имени Василий (гроч. BasileoV) с BasilewV («царь»). Придавать значение этимологии или созвучию слов — в обычае византийских авторов.

3 Василий I стал основателем так называемой «македонской династии», к которой принадлежал и автор этой книги — Константин Багрянородный.

4 Византийские писатели, особенно панегиристы, часто сравнивали своих героев со статуей (agalma, andriaV). Это слово в данном контексте приобретает и более отвлеченное значение — «образ». Можно было бы переводить также «образ добродетели».

5 Армянские Аршакиды — династия армянских царей, правившая Арменией с 64 по 428 г., младшая ветвь парфянских Аршакидов, потомков Аршака, полулегендарного основателя Парфянского царства, о котором упоминается в следующей фразе. О происхождении Василия от армянских Аршакидов говорится и в других источниках. Армянское происхождение Василия сейчас почти не вызывает сомнений исследователей, однако его царские корни — выдумка, в правдивости которой сомневались уже сами византийцы (см.: Zon. 407.15—408.2). До нас дошло свидетельство автора «Жития Игнатия», рассказывающее о самом зарождении этого вымысла. Его авторство приписывается Фотию, находившемуся в опале и стремившемуся вернуть расположение императора. С этой целью он сочинил фальшивую генеалогию Василия, а также пророчество, которое с помощью ловкого маневра подсунул царю (см.: PG 105, col. 565; ср.: Ps.-Sym. 689.5 сл.). Трудно сказать, насколько виновен Фотий в фабрикации фальшивки, но вполне можно понять, почему эта версия была подхвачена пенегиристами Василия (см.: Adontz N. L'age. .. Р. 232 suiv.).

6 Мидийцы — обычное для византийцев наименование персов.

7 Лев I — византийский император 457—474 гг. Зинон (тесть Льва I) — император 474—475 и 476—491 гг.

8 Рассказ Константина Багрянородного об Артаване и Клиене, как и многие другие сообщения о далеком прошлом, лишен ясности и исторической строгости. Имя Клиен не засвидетельствовано ни армянскими, ни византийскими источниками. Не исключено, что оно искажено. Напротив, имя Артаван нередко встречается среди представителей династии Аршакидов. Один из носителей этого имени был руководителем движения армян против Византии в начале царствования Юстиниана. Н. Адонц предполагает, что именно этот Артаван послужил прототипом для упомянутого здесь Константином Багрянородным (Adontz N. L'age... Р. 240).

9 Под совместным правлением Константина VI и Ирины нужно понимать время между 8 сентября 780 г. и 15 августа 797 г., т. е. время правления малолетнего Константина VI, когда власть фактически принадлежала его матери Ирине, будущей самодержавной императрице.

10 Маикт — так, видимо, Константин Багрянородный передает армянское имя Hmagak. Попытку идентификации этого «Маикта» делает Н. Адонц (Adontz N. L'age... Р. 242).

11 Характерно, что Константин Багрянородный, придумывая царских предков Василию, тем не менее не называет по имени ни его отца, ни матери. Впрочем, имя матери — Панкало приводится им в другом сочинении (De cereni. 648.11).

12 Таким образом, помимо Константина Великого, род безвестного конюшенного Василия возводится к самому Александру Македонскому. Воистину нет предела византийским гиперболам!

13 Пурпурный цвет в Византии был символом царской власти. Новорожденных царских детей обычно заворачивали в пурпурные пеленки.

14 См. с. 9 сл.

15 Хан Крум захватил Адрианополь в 813 г., возвращаясь на родину после неудачной осады Константинополя (см. с. 270, прим. 54).

16 Это сообщение о «младенце Василии» вызвало скептическое отношение ряда исследователей. Ведь если Василий родился в 812—813 гг., то ко времени его поступления на службу к Михаилу III ему должно было быть уже за сорок лет, между тем некоторые авторы, в том числе сам Константин Багрянородный (см. Georg. Cont. 821.2), именуют его юношей... Именно поэтому дата его рождения часто относится к более позднему времени, вплоть до 836 г. (см.: Adontz Л'. L'age... Р. 494; Moravcsik G. Sagen und Legenden uber Kaiser Basileios I // DOP. 1961. Vol. 15. P. 77). О переселении жителей Адрианополя повествуется в разных источниках (Scr. inc. 345.16, Ps.-Sym. 615.19 сл. и др.), которые согласно говорят об огромном числе переселенцев.

17 О мученичестве Мануила сообщается также в Синаксарии константинопольской церкви и в Монологии царя Василия. Оба текста приведены в кн.: Бешевлиев В. Несколько бележки къмъ българската история // Годишникъ на софийския университетъ, историко-филологически факултет. 1936. Т. 32. № 9.

18 Явный намек на исход евреев из Египта (Исход 4.31).

19 Причину ярости воинов Омуртага можно понять, если только иметь в виду символику действий болгарского князя. Еще в древности яблоко почиталось как знак любви и расположения (вспомним хотя бы «яблоко раздора» античной мифологии). В Византии яблоко становится, кроме того, символом власти. Таким образом, вся эта сцена приобретает провиденциальный характер: Омуртаг вручает младенцу Василию знак власти (см.: Moravcsik G. Sagen... Р. 78 ff.). Существует и другая не очень надежная версия освобождения пленников (Georg. Cont. 817.23 сл.; Leo Gram. 231.13 сл.), согласно которой возвращению на родину предшествовали военные столкновения между византийцами, с одной стороны, и болгарами, а также пришедшими им на помощь уграми — с другой. Сопоставление и анализ версий см.: Vogt А. Basile 1-er, empereur de Byzance et la civilisation byzantine a la fin du IX-e siecle. Paris, 1908. P. 24, n. 8. Согласно упомянутым хронистам, возвращение Василия на родину состоялось при императоре Феофиле, когда будущему императору было 25 лет. Напомним, если следовать нашему автору, он был еще мальчиком!

20 «Наполнялась народом агора» — буквально переводим античное выражение peri plhJousan agoran, т. е. тот час, когда в Афинах народ заполнял агору. Выражение употребляется здесь в стертом значении, однако его использование свидетельствует об образованности автора.

21 Орел — хорошо известный символ царской власти в античности и средневековьи. Легендарный характер рассказа подчеркивается и троекратным появлением орла. «Жизнеописание Василия» широко пользуется легендарной символикой для утверждения идеи провиденциального характера судьбы Василия (см.: Moravcsik G. Sagen... Р. 83).

22 Нельзя не отметить разительного противоречия между этим замечанием о «скромном и простом доне» (Константин употребляет здесь прилагательное dhmotikoV, досл. «простонародный») с его же собственными утверждениями о знатном происхождении Василия. Является ли это результатом контаминации источников? Может быть, автор просто «проговаривается»? Надо иметь в виду, что византийские писатели, особенно риторически образованные, отнюдь не всегда заботятся о согласованности собственных высказываний. Пользуясь принципом «уместности», они могут утверждать каждый раз то, что сообразуется с их сиюминутной целью.

23 Луг в византийской литературе — нередкая метафора чистоты и добродетели. Так, например, сочинение византийского писателя начала VII в. Иоанна Мосха называется «Луг духовный» (на Руси известно как «Лимонарь» или «Синайский патерик»).

24 Константин Багрянородный имеет, скорее всего, в виду рассказ Геродота (Herod. I. 108) о сне, который видел дед будущего персидского царя Кира Астиаг. Согласно этому сну, из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая разрослась потом по всей Азии. Снотолкователи разъяснили, что, согласно сну, внук Астиага станет царем вместо него.

25 Многочисленные параллели к этому сну в легендах греческой, римской и османско-тюркской традиции приводит Д. Моравчик (Moravcsik G. Sagen... S. 87 ff.). Матери чаще всего видят такой сон перед рождением сына, которому предназначено стать правителем.

26 Илья Пророк нередко именовался Фесвитом по месту своего рождения. Легенда о явлении пророка Ильи, видимо, имела фамильный характер. Василий явно испытывал особое почтение к этому пророку. Во всяком случае, он обновил или заново построил пять храмов Ильи Пророка!

27 Об этом монастыре см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 100.

28 Сон (UpnoV), согласно греческой мифологии, был братом Смерти (QantoV). Мотив трехкратного обращения Бога к спящему или бодрствующему человеку, известный уже в Библии («Книга царств» I, 3—8), особенно часто встречается в агиографической литературе (см.: Moravcsik G. Sagen... S. 94).

29 Иисус Навин 5, 14.

30 По сообщению Псевдо-Симеона (Ps.-Sym. 656.3 сл.), сон привиделся не игумену, а просмонарию по имени Николай. Генесий (Gen. 77.86 сл.) говорит в этом контексте о монахе, но знает и версию нашего автора. По его словам, «некоторые утверждают, что сон привиделся самому игумену».

31 Феофилица — уменьшительное образование от имени Феофил. По словам Псевдо-Симеона (Ps.-Sym. 656.13 сл.), брат просмонария Николая, врач, находился на службе у Фсофилицы (последний занимал должность «начальника константинопольских стен»). Через его посредство Василий и попал к Феофилице. Попытку идентификации Феофилицы делает А. Фогт (Vogt A. Basile I-еr... Р. 16 suiv.).

32 Весьма любопытные замечания по поводу «дружины», которой окружил себя Феофилица, делает Х-Г. Бек (см.: Beck H.-G. Byzantinisches Gefolgschaftswescn... S. 10).

33 Намек на библейскую Анну, бездетную жену Елканы, беспрестанно молившуюся Господу, который в конце концов даровал ей сына («Книга царств». I. 1—2).

34 А. Фогт относит эту экспедицию в Пелопоннес к 849 г. (Vogt A. Basile 1-er... Р. 17).

35 Константин Багрянородный начинает весьма интересный рассказ о богатой пелопоннесской вдове Данилиде (т. е. жене Даниила), фигура которой вторично появляется в конце «Жизнеописания Василия» (см. с. 132). Этот персонаж и весь эпизод в целом привлекал особое внимание исследователей, в частности, как весьма редкое свидетельство существования в IX в. крупных поместий (см.: Erert-Kappesowa H. Une grande propriete fonciere du VIII-e siecle a Byzance // Bsl. 1964. Vol. 24. P. 39 suiv.; Runciman J . The Widow Danelis // Etudes dediees a la memoire d'Andre M. Andreades. Athen, 1950. P. 425 suiv).

36 Заключение «духовного братства» сопровождалось определенным ритуалом. Оно широко практиковалось в Византии, хотя и не находило одобрения со стороны государства и церкви. Связи между «духовными братьями» часто оказывались крепе родственных уз (см.: Beck H-G. Byzantinisches Gefolgschftswesen... S. 9 ff.).

37 Речь идет об уже неоднократно упоминавшемся Константине Армянине.

38 С точки зрения византийцев, с их иерархией ценностей и символов, вполне могло представляться оскорблением царского величества, если кто-нибудь осмеливался сесть на коня, украшенного символами царской власти.

39 «Укрощение коня» — несомненно тоже один из легендарных мотивов в «Жизнеописании Василия». Вполне вероятно, что этот эпизод «смоделирован» по знаменитому укрощению Буцефала Александром Македонским (см.: Moravcsik G. Sagen... S. 100 ff.).

40 Василий был принят на царскую службу в 856 г. (см.: Vogt A. Basile I-er... Р. 29).

41 Речь, конечно, идет о Льве Математике, см. с. 80 сл.

42 Об этом районе см.: Janin R. Constantinople... Р. 416.

43 Перечисляются главные библейские «силачи».

44 Имя Ингер явно северного происхождения. Евдокия Ингерина раньше была возлюбленной Михаила III. Мать молодого императора Феодора и его дядя Феоктист постарались разрушить эту связь и женили царя на Евдокии Декаполитиссе. Однако Евдокия Ингерина оставалась возлюбленной Михаила и после его женитьбы. Некоторые византийские авторы обвиняли Евдокию в бесстыдстве. Подробно см.: Kislinger Е. Eudokia Ingerina, Basileios I und Micael III // JOB. 1983. Bd 23. S. 119 ff.; Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty // ЗРВИ.1973. T. 14/15. P.17ff. Восторженная характеристика бывшей любовницы Михаила III объясняется здесь, конечно, стремлением возвысить законную супругу Василия I.

45 Слова в квадратных скобках — вставка издателя текста.

46 В Римской империи кесарь был императорским титулом. В Византии занимал второе место после царского и давался почти исключительно родственникам императора и часто служил ступенькой в достижении царской власти. Именно это дает основание Константину Багрянородному столь высоко оценить значение этого титула (см.: Guilland R. Recherches...Vol. 2. P. 25 sq.).

47 История убийства кесаря Варды (21 апреля 866 г.), хотя и с меньшими подробностями, уже была описана в настоящем сочинении (см. с. 88). Это далеко не единственный дублет в произведении.

48 Таким образом, усыновление Василия имело место между 21 апреля и 26 мая (дата провозглашения Василия соимператором) 866 г.

49 В тексте лакуна, переводим с учетом дополнения К. Куманецкого (Китаniecki К. Notes... Р. 236).

50 26 мая 866 г.

51 Т. е. летом 866/867 гг.

52 Несколько новых детален к рассказу об этом восстании добавляют «Хроники семьи Симеона Логофета» (Leo Gram. 247.8 сл.; Georg. Cont. 833.10 сл.; Ps.-Sym. 680.7 сл.). В частности, там сообщается, что зятю Варды Симватию было отказано в титуле косаря, что послужило непосредственной причиной его сговора с Георгием (хроники дают преном!) Пиганом.

53 Это «видение Исаака» содержится в первой части «Истории Армении» Лазаря Перпеци, жившего во второй половине V в. Согласно рассказу Лазаря, патриарх Армении из рода Аршакидов (V в.), смещенный с престола, сообщает, что якобы ему было видение, по которому через 350 лет византийский престол должен занять выходец из рода Аршакидов. Вполне вероятно, что упомянутое «видение» (предсказание post eventum) — интерполяция в сочинении Лазаря, в основе которой лежит какой-то греческий текст IX в. См.: Der Sahaghian G. Un document armenien de la genealogie de Basile I-er//BZ. 1911. Bd. 20. S. 165 ff.

54 Весьма редкие в византийской литературе выражения сочувствия беднякам, подвергающимся эксплуатации со стороны «сильных мира сего», неоднократно встречаются в тексте «Жизнеописания Василия».

55 Константин Багрянородный по сути дела повествует о том, о чем уже рассказывалось в предыдущей книге настоящего сочинения (см. с. 86 сл.). Впервые здесь, однако, отчетливо говорится, что компания Михаила состояла из «шутов и мимов». Можно думать, что это не презрительное обозначение царских компаньонов, а реальное указание на мимических актеров, в обществе которых развлекался царь. Мимы, несмотря на гонения церкви, продолжали существовать на протяжении всей истории Византии (см. статью, с. 256).

56 Омофоры — украшенный крестом плат, одеваемый поверх платья, носить который в Византии полагалось патриархам и митрополитам.

57 Бунтариарх — так мы переводим греч. jatriarchV); (досл. «глава заговора»), слово, употребленное здесь вместо патриарха (см.: Beck H-G. Byzantinische Gefoigschaftswesen... S. 15, Anm. 1). Таким же образом называл иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика Псевдо-Симеон (Ps.-Sym. 648.8).

58 В Хрисотриклинии, служившем в Большом дворце тронным залом, вблизи царского трона находилось и кресло патриарха.

59 Константин приводит подряд три пословицы со значением «делать бесполезную работу» (см.: Leutsch. Paroemiographi graeci. Vol. 2. P. 48 (71), P. 4 (14), P. 4 (19)).

60 См.: Псалтирь 57.5.

61 «забулдыгу» — переводим с поправкой, принятой И. Беккером: jilokwmon вм. jilokomon.

62 Римский император Нерон, как известно, страстно стремился представить себя артистом, музыкантом, поэтом. По мнению некоторых ученых, фигура Михаила III вообще «смоделирована» по образцу Нерона (см. статью с. 00). Насколько нам известно, в античных источниках нет упоминаний ни о каком Эроте из окружения Нерона.

63 Этот эпизод с Василикином дублирует рассказ предыдущей книги, см. с. 89 и статью, с. 257.

64 Рассказы о пьянство и жестокостях Михаила, видимо, еще долго циркулировали в Византии. Во всяком случае, Лиутпранд Кремонский, посетивший Константинополь в Х в., пишет о том, как приходивший в безумие Михаил отдавал приказы казнить своих близких, а потом казнил тех, кто выполнял эти его приказы (см.: Liutpr. Antapod. I, 9).

65 О бесчинствах Михаила и его конце уже подробно рассказывалось в посвященной ему книге. Редактор сочинения явно не дает себе труда избавиться от повторений.

66 В тексте twn upobebhktwn tagmatwn, т. е. низшими тагмами (м. б., сословиями?). Не исключено, что имеются в виду тагмы — столичные отряды профессиональных воинов-наемников, своего рода дворцовая гвардия.

67 Императора Михаила III убили 23 сентября 867 г. Василий был провозглашен единодержавным правителем уже на следующий день.

68 Если следовать хронологии нашего автора, Василий пришел к самодержавной власти в возрасте 55 лет (см. с. 297, прим. 16). Псевдо-Симеон следующим образом описывает его внешность: «Он был цветущего вида, здоровый, нахмуренный, с красивыми глазами, сумрачный, темнокожий, среднего роста, широкогрудый, печальный, озабоченный своими делами» (Ps.-Sym. 686.12 сл.). Это описание, однако, — не более чем обычная соматопсихограмма, которые нередко составлялись византийскими хронистами (см. статью, с. 209 сл.).

69 «Совет старейшин» — так мы переводим греч. gerousia, чтобы передать антикизирующий колорит подлинника. Имеется в виду синклит.

70 В тексте лакуна, даем смысловой перевод.

71 Т. е. в св. Софию.

72 У Василия было четыре сына: Константин, Лев, Александр и Стефан. Константин родился в 859 г. от первой жены Василия — Марии, с которой Василий развелся по настоянию Михаила III. Остальные три сына — дети от Евдокии Ингерины. Впрочем, что касается Льва (родился в октябре 866 г.), то в отношении отцовства Василия существуют определенные сомнения. Не исключено, как об этом сообщает Продолжатель Георгия (Georg. Cont. 815.4), что отцом Льва был царь Михаил, не прервавший отношений со своей возлюбленной даже после того, как отдал ее в жены своему фавориту. Эта проблема, видимо, ввиду пикантности сюжета привлекла пристальное внимание ученых (см.: Adontz N. La portee historique de l'oraison funebre de Basile I par sonfils Leon Vile Sage //Byz.l933.Vol.8.N2.P.508 suiv.; Treadgold W. The Bride-Shows//Byz. 1979. Vol. 49. P. 406).

73 См. с. 76.

74 Поговорка заимствована у Демосфена (I. Olynth. 20).

75 «От меты», т. е. с самого начала. Выражение заимствовано из области конных ристаний.

76 Ср.: Псалтирь 34.10.

77 «Бриареевы» — от Бриарея — сторукого великана греческой мифологии.