145 Гелос

Комментарии

145 Гелос (eloV) означает по гречески «болотистая низменность».

146 Таксатами называли воинов тагм.

147 Т. е. в св. Софию.

148 Время экспедиции Максентия — 882—883 гг. (см.: Gay J. L'ltalie... Р. 132).

149 Исповедующие религию Мани — павликиане.

150 Никифор Фока (дед императора Никифора II Фоки) прибыл в Италию в 885 г. В разгар его военных успехов пришло известие о смерти Василия I (август 886 г.). Об этой экспедиции сохранилось немало свидетельств византийских, арабских и западных источников (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 2. С. 89, прим. 1). О Никифоре Фоке см.: Gregoire H. La carriere du premier Nicephore Phocas // Prosjora eiV S. Kuriakidhn. Thessolonique, 1953.

151 Исторический Василий был, по всей видимости, неграмотен.

152 «Сообразуя попечение свое с божьим провидением» — таким образом вынуждены мы переводить греч. thV JeiaV pronoiaV thn oikeian exartwn. В греческом языке слово pronoia имеет разные значения, в том числе «божественное провидение» и «забота, попечение» (во вполне «человеческом» смысле). В оригинале pronoia относится как к Богу, так и к Василию, поэтому нам приходится это понятие переводить на русский двумя словами «провидение» и «попечение». О понятии провидения в византийской историографии см. нашу статью: L'ubarskif J. Homme, Destinee, Providence (Les avatars de notions antiques dans la philosophic byzantine de l'histoire IX—XI ss.) // La Philosophie Greque et sa portee culturelle et historique. M., 1985. P. 229 suiv.

153 См. c. 97 сл.

154 Этот весьма образный выпад против засилья евнухов имеет основания. Евнухи действительно играли во дворце огромную роль. Ряд должностей, притом весьма значительных, вообще мог заниматься только евнухами (см.: Guilland R. Recherches... Vol. 1. Р. 165 suiv.).

155 Сендис (sendaiV) — возможно, испорченное «сидонский». Сидонские ткани имели всемирную известность.

156 Трудно определить, что за ткань обозначается Константином «народным словом» линомалотарий.

157 Путешествие престарелой Данилиды должно было иметь место незадолго до 881 г. — времени освящения Новой церкви, ибо, как говорится далее, богатая вдова посетила еще строившийся храм (строительство начато в 866/867 гг.).

158 Речь идет о монахе, прорицавшем Василию царство, см. с. 97.

159 Константин начинает подробный рассказ о постройках Василия I (переведено К. Мэнго: Mango С. The Art... Р. 192 ff.). Аналогичное отступление, посвященное архитектуре, уже встречалось в разделе о Феофиле (см. с. 62 сл.). Следующий пассаж опубликован нами совместно с В. Д. Лихачевой (см.: Лихачева В. Д., Любарский Я. Д. Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного // ВВ. 1981. Т. 42. С. 171 и след.). Там же содержится подробный комментарий, принадлежащий главным образом перу В. Д. Лихачевой, из которого здесь даются только необходимые извлечения.

160 Это одно из первых свидетельств восстановления мозаичных изображений в церквах после возрождения иконопочитания. Иконоборцы заменили все фигурные изображения абстрактными композициями (см. подробно: Mango С. The Mosaics of St. Sophia at Istambul. Dumbarton Oaks Studies. 1967).

161 Рост церковного землевладения в Византии стал особенно ощутим после победы иконопочитания. Мантея (ее местоположение неизвестно) — не единственное владение главной константинопольской церкви.

162 Церковь Богоматери в Пиги была расположена за городскими стенами, недалеко от ворот и дворца того же названия (см.: Ebersolt J., Thiers A. Les eglises de Constantinople. Paris, 1913. P. 254 suiv.).

163 Храм Богоматери в Сигме (в юго-западной части города) был основательно разрушен во время землетрясения 9 января 870 г. (см.: Janin R. La Geographie… Т. 3. Р. 239).

164 Аврелианы — район Константинополя рядом с Сигмой (см.: ibid. P. 488).

165 Стровилий — район Константинополя на берегу Золотого Рога (см.: Janin R. Constantinople... Р. 397).

166 Местоположение Македониан неизвестно.

167 Церкви св. Филиппа и св. Луки находились в западной части города (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 322, 508).

168 Храм Мокия находился в западной части города (см.: ibid. P. 367 suiv.).

169 О храме св. Андрея см.: ibid. P. 32.

170 Церковь св. Романа была расположена рядом с воротами городских стен того же названия (ibid. P. 463 suiv.).

171 Храм Анны в Девтере (район Константинополя) пострадал от землетрясения 863 г.

172 Церковь св. Димитрия также находилась в Девтере (см.: ibid. P. 95).

173 Церковь св. Эмилиана, а также храм Богоматери в районе Равды находились в западной части города (см.: ibid. P. 16).

174 См.: ibid. P. 372 suiv.

175 Портик Домнина часто упоминается в византийских источниках, о его местоположении ведутся споры (см.: Janin R. Constantinople... Р. 344). О церкви св. Анастасии см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 26 suiv.

176 Ibid. P. 418.

177 Р. Жанен указывает на две церкви имени Еспера и Зои. По словам ученого, обе они были восстановлены Василием I. Однако в подкрепление своего утверждения Жанен в первом случае ссылается на комментируемое место, а во втором — на Скилицу (Georgius Cedrenus loannis Scylitzae ope ab Bekkerus J. suppletus et emendatus. Bonnae, 1839. Vol. 2. P. 239). Следует, однако, иметь в виду, что пассаж из Скилицы — не что иное как переложение того самого же места из сочинения Константина Багрянородного. Таким образом, речь должна идти не о двух, а об одной церкви (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 119).

178 О церкви Акакия в Гептаскале (район Константинополя на берегу Пропонтиды) см.: ibid. P. 18.

179 О церкви Ильи в Петрии (район Константинополя на берегу Золотого Рога) см.: ibid. P. 144.

180 См. с. 95. Видимо, не случайно несколько церквей, построенных Василием, носили имя Ильи.

181 Константин начинает описание уже упоминавшейся ранее Новой церкви (см. с. 64).

182 Сагарийский, или сангарийский, камень назван так по реке Сангар в Малой Азии, вблизи которой он добывался.

183 Имеется в виду Циканистр — ипподром в Большом дворце, служивший для игры в мяч на конях.

184 Ср. Бытие 2, 8: «И насадил Господь рай в Эдеме на востоке».

185 Месокипий (Mesokhpion) — буквально Срединный сад.

186 Императорский дворец был недоступен простым гражданам Византии. Константинополец мог всю жизнь прожить рядом с дворцом и никогда не иметь случая попасть внутрь.

187 См. о нем: Ebersolt J. Le Grand Palais... P. 136 suiv.

188 См.: ibid. P. 137.

189 «О Боги» — так мы переводим греч. HrakleiV. Верный своим античным пристрастиям, Константин считает возможным клясться Гераклом.

190 Молельня апостола Павла находилась рядом с Маркиановой галереей (см.: Ebersolt J. Le Grand Palais... Р. 139).

191 Церковь св. Петра находилась в северо-западной оконечности дворца. В нее вела Маркианова галерея (см.: ibid.; Janin R. Constantinople... Р. 116).

192 Кенургий был воздвигнут Василием I к северу от Хрисотриклиния (см.: ibid. Р. 115).

193 Аналогичные изображения были хорошо известны в византийской живописи. Так, подобного типа композиция была представлена на потолке Халки в Большом дворце. В центре картины находились Юстиниан и Феодора, которые принимали трофей от Велизария. На мозаике Х в. в храме св. Софии изображен Константин Великий перед Богоматерью с моделью основанного им города и Юстиниан с моделью храма св. Софии.

194 Принцип центрической композиции с использованием круга был распространен в Византии в декоре мозаичных полов и произведений прикладного искусства, прежде всего тканей. Павлин в византийском искусстве считался символом вечности, так как, по представлениям христиан, его мясо нетленно. Изображения орлов хорошо нам известны по византийским тканям.

195 Т. е. Евдокия Ингерина.

196 Пентакувикл (pentakouboukleion от pente «пять» и cubiculum «комната») — Царский покой из пяти комнат.

197 Т. е. Львом VI Мудрым, сыном Василия.

198 Орел (aetoV). Ни форма, ни точное местоположение этого здания неизвестны (см.: Janin R. Constantinople... Р. 117).

199 Чаша венетов, сооруженная еще в 894 г., находилась недалеко от Хрисотриклиния. Точное местоположение и время возведения чаши прасинов неизвестны. Около этих чаш императоры устраивали приемы партий, церемонии которых подробно описаны Константином в трактате «О церемониях» (см.: Ebersolt J. Le Grand Palais... .P. 100).

200 «Царское имение, Манганами именуемое» (o ta Maggana legomenoV oikoV basilikoV) досл. «царский дом, Манганами именуемый». Манганы — район в восточной части Константинополя, где располагался один из царских дворцов. Дом в Манганах принадлежал еще Михаилу Рангаве (811—813). Возможно, что при Василии он был лишь реконструирован (см.: Janin R. Constantinople... Р. 131). Следующие слова Константина о продуктах, которые производятся в Манганах, заставляют нас переводить oikoV не «дом», а «имение» (так называемый «икос»). В Х в. термином «икос» все чаще стали обозначать поместья богатых аристократов. «Имение под названием Новое» (o neoV iokoV kaloumenoV). Об имении под таким названием см.: ibid. P. 367.

201 Район Пиги (досл. «источники») находился на северном берегу Золотого Рога. О постройках там Василия I см.: ibid. P. 141.

202 Под триклинием Экфесия имеется в виду уже упомянутый Лавсиак (см. с. 17). Скилица, пересказывающий этот пассаж, прямо заменяет «Экфесия» на «Лавсиака». Оба триклиния соединяли Хрисотриклиний с ипподоромом (Scyl. 164.92).

203 Имеется в виду известный Стефан Александрийский — профессор Константинопольского университета, философ, математик, врач, живший в первой половине VII в. (см.: Krumbacher К. Geschichte... S. 430).

204 Форос (от лат. forum) — форум Константина Великого, главная площадь Константинополя к северо-западу от Большого дворца. Церковь Богоматери была построена в первые годы правления Василия, о ее постройке подробно рассказывается в трактате Константина «О церемониях» (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 245).

205 Церковь Богородицы в Халкопратиях находилась рядом со св. Софией и имела форму базилики (см.: ibid. P. 246 suiv).

206 Район Цира, или Стира, был расположен к северу от св. Софии.

207 Пульхерианы — район в северной части города, вблизи Золотого Рога, названный так по имени Пульхерии, старшей сестры императора Феодосия II. О церкви св. Лаврентия см.: ibid. P. 312.

208 Евдом находился на европейском берегу Пропонтиды, к юго-западу от Константинополя. О церкви Иоанна Богослова см.: ibid. P. 275; о церкви Иоанна Предтечи см.: ibid. 426 suiv.

209 Ригий был расположен на берегу Пропонтиды западнее Евдома,

210 BaJursou — неверное чтение вместо Barbusou. Варвица — река около Константинополя, впадающая в Золотой Рог. Недалеко от Влахерн через нее был перекинут построенный Юстинианом мост, ведший в город (см.: КЕ. 1899. Bd. 3. Т. 3. S. 5ff); о церкви св. Каллиника см.: Janin R. La Geographie... Р. 284.

211 Церковь св. Фоки на Босфоре была расположена в нижней части пролива, к северо-западу от монастыря св. Мамы (см.: ibid. P. 514).

212 Сосфений также находился на европейском берегу Босфора, севернее св. Фоки. О церкви Михаила см.: ibid. P. 359.

213 Как это ни кажется парадоксальным, термин «необрезанный» (греч. aperitmhtoV), одно из значений которого «язычник», применен здесь к иудеям.

214 Полемика с вероучением иудеев сопровождает всю историю византийского богословия. Главными тезисами, которые при этом защищались христианскими теологами, были, во-первых, утверждение божественности Христа, осуществившего предначертания «Закона» (т. е. Ветхого завета), во-вторых, «преодоление» «Закона» вероучением Нового завета (см.: Beck H-G. Kirche... S. 333). Именно об этом и идет речь в комментируемом пассаже. Константин ссылается при этом на евангельское утверждение о главенстве Христа над Законом и пророками (Матф. 11.13) и на «Послание к евреям» (10,1): «Закон имея тень будущих благ, а не сам образ вещей...» В близкую эпоху антииудейские выпады содержатся в письме Фотия к Михаилу Болгарскому (PG 102, col. 652).

215 Послание к римлянам II, 25.

216 Иеремия 15.19.

217 Болгарский царь Борис принял христианство в 864 или 865 г. Этот акт повлек за собой внедрение в Болгарии византийского духовенства, оказавшегося надежным проводником византийской политики в этой стране. Раздраженный Борис вступил в переговоры с Римским папой, стремясь вытеснить византийцев из страны, перейти под покровительство папского престола и заручиться согласием на существование самостоятельной или полусамостоятельной болгарской церкви. Последнее требование упорно отвергалось Римским папой. Недовольный, Борис обращается к Византии и направляет своих послов, которые прибыли в Константинополь перед концом работы Восьмого Вселенского собора (5 октября 869—28 февраля 870 г.). На соборе принимается решение о том, что болгарская церковь попадает под византийскую юрисдикцию. Патриарх Игнатий назначил в Болгарию архиепископа, который уже в том же 870 г. в сопровождении многочисленного духовенства прибыл в Плиску. Подробно об этих событиях см.: Browning R. Byzantium and Bulgaria. A Comparative Study Across the early medieval frontier. Berkeley; Los Angeles, 1975. P. 145 ft.

218 речь идет о библейской легенде, согласно которой царь Навуходоносор велел бросить в горящую печь трех мужей, отказавшихся поклониться идолам. Все три мужа вышли из печи невредимыми (см.: Даниил 3, 13 сл.).

219 Евангелие от Иоанна 14, 14.

220 Там же, 14.12.

221 Второзаконие 6.16.

222 Евангелие от Иоанна 12.28.

223 Речь идет здесь о крещении русских, происшедшем более чем за столетие до официального принятия христианства на Руси. Любопытно, что византийские авторы, «не заметившие» крещения 989 г., довольно подробпо, хотя и весьма сбивчиво, повествуют об этом «первом» крещении. Помимо нашего автора об этом событии упоминает в окружном послании также патриарх Фотий. Оба эти свидетельства рождают много вопросов. Во-первых, когда состоялось это первое крещение, при Михаиле III и патриархе Фотии, как следует из послания последнего, или же при царе Василии и патриархе Игнатии, как сообщает Константин Багрянородный? Во-вторых, какая именно Русь имеется в виду? По последнему поводу высказываются два предположения: это может быть Киевская Русь или же так называемая Приазовская Русь. Ф. Дэльгер датирует это событие «около 874 г.» (Doеlger F. Regesten... Bd. 1. 493). Подробно см.: Левченко М. Очерки... С. 77 и след.; G. von Rauch . Fruhe christliche Spuren in Rupland. Saeculum. 1956. Vol. 7. N 1.

224 Константин скончался 3 сентября 879 г,

225 Иов 1, 21.

226 Из всех носителей титула магистра в Византии только два действительно выполняли реальные функции. Для остальных он был почетным званием (см.: Oikonomides N. Les Listes de Preseance Byzantines des IX et X siecles. Paris, 1972. P. 294).

227 Речь идет здесь о попытке введения так называемого аллиленгия — формы налогового обложения, при которой соседям или всей крестьянской общине вменялась в обязанность выплата налогов за выморочные земельные участки, ранее принадлежавшие умершим, разорившимся и т. п. крестьянам. Если верить Константину, проект введения налога не был тогда претворен в жизнь. Окончательно аллилснгии был установлен при императоре Романе Лакапине (см.: Осипова К. Д. Аллиленгий в Византии в Х веке//ВВ, 1960. Т. 17). Последнее замечание, конечно, нельзя трактовать в том смысле, что все византийское крестьянство освобождалось от налогов. Наш автор имеет в виду лишь земельные участки, покинутые их владельцами. Подробно этот пассаж анализирует П. Лемерль (Lemerle P. Esquisse pour une histoire agraire de Byzance: les sources et les problemes // RH. 1958. Vol. 219. fasc. 2. P. 256 suiv.).

228 Феодор Сантаварин — один из приближенных Фотия, назначенный, по свидетельству «Жития Игнатия», епископом Евхаитов (PG 105, col. 572). Весьма отрицательную характеристику заслуживает Сантаварин и у других византийских авторов. Псевдо-Симеон именует его «сыном манихея и манихейки» (Ps.-Sym. 693.10). По сообщению Псамафийской хроники, Василий I проклял Сантаварина на смертном одре (Две византийские хроники Х в., с. 29) (см.: Vogt A. Basile I-er... Р. 154 suiv.).

229 Лев был заключен вместе с женой Феофано и малолетним сыном. Царская власть была передана другому сыну Василия — Александру (см.: Kurtz E. Zwei griechische Texte. S. 81). Кроме Льва были арестованы, подвергнуты допросу и пыткам также многие из его друзей. Маргарит, куда поместили Льва, собственно не являлся тюрьмой (см. с. 64), и Лев находился там как бы под домашним арестом. Снятие красных сандалий символизировало лишение царского достоинства. История с провокацией Сантаварина, приведшая к аресту Льва, о которой сообщается также и в некоторых других источниках, весьма наивна и, скорее всего, придумана позже для оправдания Льва.

230 Архиерей Царьграда — Фотий. О заступничестве Фотия за Льва сообщают и некоторые другие источники. Впрочем, в «Житии царицы Феофано» спасителем Льва оказывается видный придворный Стилиан Зауца (Kurtz, E. Zwei griechische Texte. S. 11.15). Эта версия кажется более правдоподобной (см.: Две византийские хроники. С. 21).

231 Лев был выпущен из заключения 20 июля 886 г. О продолжительности его заключения в источниках содержатся противоречивые сведения (от трех месяцев до трех лет) (см.: Jenkins R. The Chronological Accuracy of the Logathete // DOP. 1965. Vol. 19. P. 101 ff.). Фантастическая история с попугаем рассказывается также Псевдо-Симеоном (Ps.-Sym. 698. 4 сл.).

232 Василий скончался 29 августа 886 г. В исторической и житийной литературе сохранилось несколько (в том числе легендарных) версий о смерти Василия I. Некоторые авторы винят в смерти Василия его сына Льва и уже упомянутого Стилиана Зауцу. Подробное сопоставление этих версий см.: Две византийские хроники. С. 86,. прим. 13.

233 Илиада II 1.179.