Комментарии

Комментарии

30 To Spencer. Некоторые из биографов Турбервилля считают, что адресатом этого послания был английский поэт Эдмунд Спенсер (ок. 1552—1599), автор известной аллегорической поэмы «Королева фей» и др. Однако в литературе высказаны и сомнения в таком отождествлении, поскольку ко времени посольства Рандольфа Э. Спенсеру было, примерно, 15 лет (см., напр.: DNB ... Р. 323; Notes upon Russia... Vo!. 1. P. 149; Литературное наследство. Т. 91. С. 28, 92).

31 Ср.: «...область Московская не слишком пространна и не плодородна; ее плодородности вредит главным образом песчаная повсюду почва... К этому присоединяется неумеренная и чересчур жестокая суровость климата, от которой зимняя стужа побеждает иногда солнечную теплоту и посевы порой не доходят до созревания» (Герберштейн С. С. 97—98).

32 Описания в посланиях снопосушильного принципа точны и сделаны, вероятно, на основании непосредственных наблюдений автора, который мог видеть овины и гумна усадеб того времени (см.: Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978. С. 56).

33 Mowsike. Сообщение автора подтверждается современными исследованиями. В XVI в. молодняк зимой мог содержаться в избах, а в случае холодов там же кормили и доили коров (см.: Очерки русской культуры XVI в. М., 1976. С. I: Материальная культура. С. 184—185 (далее — Очерки, I; Громов Г. Г. Русское крестьянское жилище XV — XVII вв. по письменным источникам//Вестн. Моск. ун-та. Сер. История. 1965. № 6. С. 35—48).

34 Свидетелъство, возможно, указывает на Север России.

35 Ср.: «Животные гораздо мельче наших...» (Герберштейн С. С. 99). См. также: Цалкин В. И. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси//МИА. 1956. № 51. С. 45, 50—51, 109; Очерки, I. С. 94.

36 В XVI в. на Руси знали оловянную посуду, см. примеч. 21.

37 Описание строительства домов в XVI в. является одним из ценнейших известий посланий, так как данные археологии не дают четкого представления об этом (см. также: Громов Г. Г. Альбом Мейерберга как источник по истории русского крестьянского жилища//Советская этнография. 1955. № 1; Рабинович М. Г. О древней Москве. С. 234—237; Очерки, I. С. 197—199).

38 Sluda, См. примеч. 23.

39 Ср.: «О посещении чужого дома. В каждом доме и жилище, на более почетном месте, у них имеются образа святых, нарисованные или литые; и когда один приходит к другому, то, войдя в жилище, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ. Увидев его, он трижды осеняет себя знамением креста...» (Герберштейн С. С. 86). Турбервилль дополняет свидетельство Герберштейна упоминанием о существовании у русских «гостевого» места в доме, что выдает в авторе возможного очевидца церемонии.

40 Stafford. См. о нем: Russia in Accounts... P. 80. Note 14.

41 Турбервилль приводит латинскую поговорку: «Ex ungue leonem» — «По когтю льва».

42 То Parker. О Паркере, адресате этого послания, сведений в литературе нет; в сборнике Турбервилля «Tragical Tales» ему адресовано не сколько стихотворений.

43 Ср.: «Они подпоясываются отнюдь не по животу, но по бедрам и даже опускают пояс до паха, чтобы живот больше выдавался» (Герберштейн С. С.80).

44 Высказывания Турбервилля о том, что волосы «стригут и обривают», и Флетчера — «стригут до самой кожи» (Флетчер Дж. С. 156) — не соответствуют традиционному, известному по миниатюрам того времени, обычаю на Руси стричь волосы «в кружок» (см.: Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944; Очерки русской культуры XIII—XV вв. М., 1969. Ч. I: Материальная культура. С. 296). Интереснее указание Турбервилля (достаточно, впрочем, традиционное для записок иностранцев) на то, что попавший в опалу не стрижет волосы.

45 Colpacke. О русских головных уборах см.: Арциховский А. В. Указ. соч. С. 100—101.

46 Rubasca. Ср.: «Рубашки у всех почти разукрашены около шеи разными цветами; застегивают их запястьями или шариками, серебряными или медными вызолоченными, присоединяя ради украшения жемчуг» (Герберштейн С. С.80). См. также: Очерки русской культуры XIII—XV вв. Ч. I. С. 289—291.

47 Onoriadca.

48 Portkies.

49 Suba, subes.

50 Armacha.

51 В целом описание одежды русских, данное автором, верно. Неточности проявились в деталях: кроме льна, одежду делали также и из шерстяных тканей; цвета одежды вовсе не были однообразны и «не веселы» (см. об этом: Арциховский А. В. Указ. соч. С. 100; Рабинович М. Г. О древней Москве. С. 278—288; Нахлик А. Ткани Новгорода//МИА. 1963. № 123. С. 230—231; Очерки, I. С. 208).

52 Cassacke.

53 Ср.: «...седла приспособлены у них с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться во все стороны и натягивать лук» (Герберштейн С. С.76).

54 Сообщение Турбервилля о луке и стрелах как общепринятом и притом грозном оружии XVI в. достоверно. Изображения русского воина см.: Герберштейн С. С. 75, 77, 248, 249; Богоявленский С. К. Вооружение русских войск в XVI—XVII вв.//Исторические записки. М., 1938. Кн. 4. С. 259—260; Очерки, I. С. 294, 314—315; Чернов А. В. Вооруженные силы русского государства в XV—XVII вв. М., 1954. С. 31, 52.

55 Утверждение автора о малом распространении на Руси в XVI в. подковывания лошадей заимствовано, видимо, у Герберштейна (с. 87). Употребленное Турбервиллем слово «calc» в значении «подкова» соответствует русскому «калка» (подкова) (см.: Словарь русских народных говоров. Л., 1977. Вып. 12. С. 362). О подковах см.: Очерки русской культуры XIII—XV вв. С. 113—114.

56 Versts.

57 Сообщение о распространении на Руси игры в шахматы подтверждается данными других источников. См. примеч. 10, 25.

58 Очень живое у Турбервилля описание игры в кости вполне достоверно и подтверждается как археологическими источниками (см.: Рабинович М. Г. О древней Москве. С. 234—237), так и русскими письменными и изобразительными источниками (см.: Бахрушине. В. Указ, соч.; Древнерусская миниатюра в собрании Государственного исторического музея. М., 1981. Вып. V: Городская жизнь, миниатюра «Азартные игры»).

59 Ср.: «Государь ...применяет свою, власть... распоряжаясь беспрепятственно и по-своей воле жизнью и имуществом всех...» (Герберштейн С. С. 87; См. также: Флетчер Дж. 1905. С. 38—43.

60 В начале XVI в. грамоты великих князей не освобождали от уплаты налогов в казну. См.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. С. 138; Каштанов С. М. Социально-политическая история России. М., 1967. С. 12, 243—274; 3имин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 237—238.

61 Тарквин — Тарквиний Гордый (534/533 — 510/509 гг. до н. э.). Согласно римскому преданию последний (седьмой) царь Древнего Рима. Достиг трона убийством Сервия Туллия; его правление отмечено крайними жестокостями, тиранией. Изгнан из Рима в результате восстания.

62 Сигизмунд Герберштейн (1486—1566) —имперский посол, побывавший в 1517 и 1526 гг. в России; в одном из этих посольств он выступал как посредник между Россией и Великим княжеством Литовским. Автор «Записок о Московии», популярных у иностранных авторов.

63 «То Dancie». В издании Гаклюйта 1589 г. (см. примеч. 3) послание озаглавлено: «Близкому другу мистеру Эдварду Даней» («То his Especiall Friend Master Edward Dancie»). Об Эдварде Даней сведений в литературе нет; в сборнике Турбервилля «Tragical Tales» ему адресовано несколько стихотворений.

64 Турбервилль не избежал бытовавшего среди иностранцев тенденциозного стремления изобразить пьянство отличительной чертой русского быта (ср.: Герберштейн С. С. 207—208; Середонин С. М. Известия англичан... С. 34—35, 92).

65 Kuas. Ср.: «...квасы сладкие и черствые и выкислые, кто какова требует...» (Стоглав. Казань, 1862. С. 258).

66 Meade. Ср.: «...как мед сытити и вино курити» (Домострой// ВМОИДР. М., 1849. Кн. I. С. 81).

67 Ср. перевод М. П. Алексеева: «Другой напиток — мед, услада пьяных уст» (Алексеев М. П. Английский язык в России и русский язык в Англии//Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та. Серия филолог, наук. Л., 1944. Вып. 9. С. 80).

68 Традиционные замечания об «идолопоклонстве» и «варварстве» русской религии и церкви находим почти во всех записках представителей англиканской церкви.

69 Nichola Bough — св. Николай мирликийский или барийский, в России — Николай Угодник. Иконография Николы считается наиболее распространенной в деревянной скульптуре (см.: Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX вв. Л., 1980. Ил. 6, 14, 21, 44, 47, 52, 212; Померанцев Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967. Ил. 22—29).

70 Возможно, Турбервилль видел русскую раскрашенную деревянную скульптуру; резные изображения богов были особенно популярны на русском Севере (См., напр.: Рыбаков А. А. Указ. соч. С. 25. Ил. 78, 79; Померанцев Н. Указ, соч.).

71 О крестах см.: Даль В. И. Толковый словарь живого велико русского языка. М., 1955. Т. III. С. 61; Леонов А. И., Померанцев Н. Н. Деревянная скульптура//Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII в. М“ 1962. Т. I. С. 118.

72 Ср.: «Большая часть женщин ездит верхом со стременами, как мужчины...» (Описание России неизвестного англичанина, служившего зиму 1557—1558 гг. при царском дворе //Середонин С. М. Известия англичан... С. 28).

73 Go in buskins. Неясно, имел ли в виду Турбервилль выражение «вставать на котурны», или он говорил об обуви знати на высоких каблуках, отличавшейся от западноевропейской обуви того времени (Очерки, I. С. 206; Рабинович М. Г. О древней Москве. С. 288).

74 Ср.: «...Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы» (Флетчер Дж. С. 158; Очерки, I. С. 215).

75 Ср. с материалами словарей Тонниса Фенве (см.: Хорошиевич А. Л. Быт и культура русского города по словарю Тонни Фенне 1607 г.//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 211) и Ричарда Джемса (см.: Ларин Б. А. Указ. соч.).

76 Традиционное замечание иностранцев. Ср.: «...Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься; это так обычно между ними, что нисколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски...» (Описание Росс» неизвестного англичанина, служившего зиму 1557—1558 гг. при царском дворе/ /С ередонин С. М. Известия англичан... С. 28; Флетчер Дж. 1905. С. 156).

77 Ср.: «...Заключенные же дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого права и дела в хозяйстве... Весьма редко допускают женщин в храмы, еще реже на беседы с друзьями... Однако в определенные праздничные дни они разрешают женам и дочерям сходиться вместе для развлечения на привольных лугах...» (Герберштейн С. С.73). Мнение о том, что женщина в XVI в. не участвовала в ведении домашнего хозяйства, не подтверждается источниками.

78 Ср.: «...Они не верят в честь ни одной женщины, если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходят. Я хочу сказать, что они не признают женщину целомудренной в том случае если она дает на себя смотреть посторонним или иностранцам» (Герберштейн С. С.73). Иностранные путешественники нередко тенденциозно подходили к изображению роли и положения женщины в русской семье. Теремное затворничество женщин, якобы характерное для всех семей, в действительности наблюдалось в основном в среде феодальных верхов и не было распространено в крестьянских и посадских слоях. Не имело ничего общего с действительностью и утверждение об общей безнравственности женщины, роль которой в жизни семьи обеспечивала ей обязательное уважение и в социальных верхах, и в широких, народных массах. Об этом свидетельствует и русская средневековая литература, создавшая немало женских образов — образцов высокой нравственности, чистоты и верности.