Комментарии

Комментарии

164 Казачество — образ жизни царевича, потерпевшего неудачу в борьбе за престол.

165 Шариат (от араб. "шариа" — правильный путь; предписания, закон) — обязательный для мусульман комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний. В мусульманских странах в соответствии с шариатом определяются юридические нормы, принципы и правила поведения верующих.

166 Динар и дирхем — золотые и серебряные монеты, бывшие в обращении в средние века. Динар обычно весил 1 мискаль (4,235 г), а дирхем — 3,36 г.

167 Туран — в древности общее название стран, расположенных к северу от Амударьи и далее до Сибири, Алтая и Китая; были населены преимущественно тюркоязычными народами,

168 Рум — в средние века мусульманские авторы так называли Византию и европейскую часть нынешней Турции.

169 Магриб (араб. — запад) — страны на западе Африки, включающие Тунис, Алжир, Марокко, а также Ливию, Мавританию и Западную Сахару.

170 Мазандаран и Гилян — прикаспийские области Ирана.

171 Ширван — историческая область и феодальное государство в Северном Азербайджане.

172 Фарс — историческая область на юге Ирана, со столицей Шираз.

173 Хорасан (перс.— солнечная страна, восток) — так называли в средние века северо-восточные и северо-западные части современного Афганистана и юг Туркменистана.

174 Хотан — город в Восточном Туркестане.

175 Кабулистан — так называли в средние века область, расположенную на северо-востоке Афганистана.

176 Сайиды — потомки пророка Мухаммада, в основном происходящие от его внуков со стороны дочери— Хасана и Хусана.

177 Шейх (араб.— *** старец предводитель) — в мусульманских странах первоначально вообще ученые, духовенство; позже предводители суфиев, ишаны, попечители святых мест.

178 Мухаддис — собиратель и комментатор хадисов, т.е. преданий о жизни, деятельности и указаниях пророка Мухаммада.

179 Адам — по Корану, первый человек, появившийся на обитаемой четверти земли (руби маскун), от которого произошли все люди. Отсюда выражение "бани адам"— дети Адама.

180 В оригинале: до последнего из пророков (хатим ал-анбийа).

181 Летописец (в оригинале — вакианавис) — дворцовый служащий, ведущий повседневные записи о происходящих в царстве событиях; хронист.

182 Улус (тюрк.) — определенная территория, пожалованная царевичу, предводителю. Улус беги— владетель улуса. Судя по событиям, о которых поведал автор "Зафар-наме", улусом Шир Бахрама в то время являлся Хутталян.

183 Буквально: "моя соль его схватила [за горло]", т.е. "вспомнил мои хлеб-соль".

184 Садр (араб.— грудь, начало) — лицо, отвечающее за состояние вакфов.

185 Вакф (араб.) — пожертвование в пользу богоугодных учреждений (мечети, медресе, ханака и мазара) земли и иного имущества. Отсюда вакф-наме — вакуфная грамота, в которой зафиксирован предмет пожертвования и условия пользования.

186 Мутавалли — попечитель вакфа, т.е. имущества религиозного или благотворительного учреждения (мечети, медресе, мазара и ханака).

187 Муфтий — должностное лицо в системе религиозного суда, выносящее фетву по шариату и принимающее решения по спорным вопросам" в форме особого заключения; главный судебный арбитр.

188 Мухтасиб — чиновник, наблюдающий за соблюдением норм мусульманской морали и шариата, за торговлей на базарах и т.д.

189 Улама (араб. мн.ч. от "алим" — знающий, ученый) — признанные и авторитетные знатоки богословия, хадисов (преданий), истории и эти-ко-правовых норм ислама.

190 Суюргал (тюрк.-монг.— пожалование) — условное или пожизненное пожалование служилому сословию (царевичам, эмирам, духовенству и поэтам) за особые заслуги перед троном, с предоставлением экономического и юридического иммунитета. Появился на рубеже XIII — XIV вв. и представляет дальнейшую стадию "икта".

191 Шейхулислам — глава мусульманской общины.

192 Ханака (перс.) — обитель дервишей; странноприимный дом, где дервишам и бедным давали ночлег и пищу (за счет вакфа).

193 Рабат — укрепленная стоянка на караванных путях; постоялый двор.

194 Мударрис (араб. — учитель, лектор) — преподаватель медресе.

195 Тафсир (араб.) — наука о толковании священных книг.

196 Фикх (араб.) — мусульманское право.

197 Фетва (араб.) — решение, приговор, выносимые главами мусульманской общины (муфтием, шейхулисламом и факихом) по какому-либо вопросу на основе шариата.

198 Мир сайид Шариф Джурджани (1330 — 1414) — крупный ученый-богослов и философ из Джурджана:; до 1387 года преподавал в медресе Шираза, затем по приглашению Темура переехал в Самарканд и жил там около 20 лет.

199 Хиджра—мусульманское летоисчисление, начинающееся с 16 июля 622 года, т.е. со времени эмиграции пророка Мухаммада и его последователей из родной Мекки в Медину.

200 Восьмое столетие — восьмой век хиджры (XIV век).

201 Омар ибн Абдулазиз — восьмой халиф (717 — 720) из династии Омейядов <661 — 750). Его попытка укрепить господство Омейядов и расширить социальную базу халифов успеха не имела.

202 Хариджиты (араб.— вышедшие; мятежники) — одна из наиболее ранних сект в исламе. Возникла в годы острой борьбы за верховную власть между халифом Али и Омейядом Муавией, наместником халифа в Сирии. Первыми хариджитами были воины самого халифа Али, восставшие в 657 г. в Куфе и избравшие халифом (в Ираке) рядового воина Абдаллаха ибн Вахаба.

203 Хазрат Али (Али ибн Абу Талиб) — четвертый праведный халиф (656—661), двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. Умер 21 января 661 года от смертельной раны, нанесенной хариджитом ибн Мулджамом при выходе из мечети. Очевидно, поэтому он вошел в историю ислама как трагическая фигура. С его именем связано зарождение в исламе шиитского направления.

204 Имам Хусайн ибн Али ибн Абу Талиб (626—680) — младший сын халифа Али от Фатимы, дочери пророка, третий шиитский имам. Убит 10 октября 680 года в сражении при Кербале близ Куфы (Ирак) с воинами Омейяда Язида I (680—683). С тех пор имам Хусайн был признан величайшим мучеником, а Кербала стала одной из главных святынь и местом паломничества мусульман-шиитов.

205 Мамун ибн Харун ар-Рашид — седьмой халиф из династии Аббасидов (813—833); сын Харун ар-Рашида, рожденной от иранки; известен как меценат и покровитель наук. Основатель широко известной Академии в Багдаде.

206 Мазхаб (араб.— путь) — богословско-правовой толк, школа в исламе.

207 Сунна (араб.— обычай, пример) — поступки пророка Мухаммада и его высказывания. Преподносится как пример и руководство для всей мусульманской общины вообще и каждого мусульманина в частности.

208 Али ибн Муса Джафар—восьмой шиитский имам (765—818), известен как Али ар-Риза. Был отравлен в 818 году в Тусской деревне Нукан (Иран). Похоронен в селении Санабад, ставшем впоследствии местом поклонения мусульман (позже переименовано в Мешхед).

209 Халиф Муктадир биллах (908—932) — Аббасид; восемнадцатый халиф из династии Аббасидов.

210 Карматы (ал-караматийа) — последователи одного из двух основных направлений ранних исмаилитов; участники крупного религиозно-политического движения, потрясшего в конце IX — начале Х века Аббасидский халифат. Появились в IX веке на юге Месопотамии.

211 Абу Тахир (914 — 943) — сын основателя общины карматов.

212 Кааба (куб) — главное святилище ислама, расположенное в центре главной мечети Мекки. Во время молитвы все мусульмане обращаются к ней (кибла).

213 Иззуддаула Дейлемит (Иззуддаула Бахтийар) — правитель из династии Буидов, правивший Ираком в 967 — 978 гг.

214 Мути амриллах — Аббасид, правивший в 946 — 974 гг.

215 Ат-Таи биллях — двадцать четвертый халиф из династии Аббаси-дов (974— 991).

216 Султан Санджар ибн Малик-шах — правитель из династии Сель-джукидов, правивший в Иране, Азербайджане и Ираке в 1118 — 1157 гг.

217 Шейх Ахмад Джам — крупный хорасанский ученый-хадисовед, поэт-суфий (1049 — 1142), родом из округа Джам в Герате.

218 Хаким Санаи — популярный поэт газневидского круга (1070 — 1140).

219 Мюрид (араб. — исполнитель желаний муршида-учителя; послушник) — человек, ставший учеником суфийского шейха в период вступления в тарикат (суфийское братство).

220 Газан-хан, сын Аргун-хана ибн Хулагу-хана (1293 — 1304) — хан из династии Хулагуидов (Ильханов), правивших Ираном, Азербайджаном и Ираком в 1256 — 1336 гг.

221 Туркестанские неверные — имеются в виду монголы Чингиз-хана, захватившие в первой четверти XIII века Мавераннахр, Иран, Азербайджан и Ирак.

222 Шейх Ибрахим Хамави (Шейх Садруддин Ибрахим ибн Саадуд-дин ал-Хамави (время жизни не установлено) — известный шейх-суфий из хорасанского Бахрабада.

223 Ульджайту ибн Аргун-хан — верховный правитель государства Ильханов в 1304— 1317 гг. был покровителем мусульман, поэтому прозван Худабандэ (раб Аллаха).

224 В 703 г.хиджры (1304 г.).

225 Ташаххуд (араб.— свидетельство) — начало молитвы "шахадат", свидетельствующей единство Аллаха и посланничество Мухаммада.

226 Султания — город в иранском Азербайджане, основанный ильханом Ульджайту; при иранских монголах был столицей государства Ильханов. Развалины его находятся между Абхаром и Зенджаном.

227 Имам Шафии — основатель и верховный имам суннитского маз-хаба аш-Шафийа (767 — 820).

228 Имам-и Азам (старший имам) — основатель и верховный имам мазхаба Ханифийа Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (699 — 767). Мазхаб ханифитов возник в Куфе (Ирак) в VIII веке.

229 Имам Мухаммад Махди — двенадцатый шиитский имам; по преданию, исчез в 874 — 78 гг. в возрасте 7-9 лет. По всей вероятности был убит. Но шииты считают, что он должен возвратиться в конце света, восстановить первоначальную чистоту ислама и возвестить людям о приближении Судного дня.

230 Хутба — проповедь, произносимая имамом в мечети перед собравшимися в дни пятничных и праздничных молитв и во время провозглашения верховного правителя. В мусульманском ритуале появилась, видимо, еще при жизни самого пророка.