1 Мухаджир — (араб., “совершивший хиджру”) — мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Мухаджиры составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства и, оставив дома и имущество, последовали за вероучителем. (Массэ А. Ислам. Очерк истории / Пер. с франц. М., 1961. С. 179. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 177).
2 Ансары — жители Йасриба (Медина) из племен аус и хазрадж, которые в 622 г. заключили договор с Мухаммадом, признав его своим верховным вождем и вероучителем, предоставили ему и мухаджирам право поселиться в их городе, оказав материальную поддержку. После смерти Мухаммада ансары претендовали на выдвижение халифа из своей среды, но соперничество между аус и хазрадж не позволило им выступить единым фронтом. В борьбе за пост халифа победили мухаджиры (Массэ А. Ислам. С 176. Ислам. Энциклопедический словарь. С. 21).
3 Таби'ян — (Таби'уны) лица, видевшие сподвижников Мухаммада или разговаривавшие с ними.
4 Йадгар-хан — сын Тимур-Шайха, отец Буреке-султана.
5 Абул-л-Мансур Ильбарс-бахатир-хан. Не идентифицируется.
6 Дашт-и Кыпчак—“Кыпчакская степь”, степные пространства от Днепра до Иртыша; здесь — Восточный Кыпчак, т. е. степи к востоку от Волги; в более позднее время в литературе — казахские степи (Материалы по истории казахских ханств XV— XVIII вв.: Извлечения из персидских и тюркских сочинений. Алма-Ата, 1969. С. 497). (Далее МИКХ.)
7 Сыр — слово “сыр” как название района нижнего течения этой реки появляется не в XVI в., а в XIII—XIV вв. в наименовании расположенной близ Дженда ставки сыновей и внуков Джучи — Сыр-Орда. О местоположении ставки см.: Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. С. 516. (Далее СМИЗО.) Название местности Яксарт, впервые появляющееся в источниках, описывающих события IV в. до н. э., относится к верхнему и среднему течению Сырдарьи. Название “Сыр” — древнее сакское имя реки—относилось первоначально к ее нижнему) течению. На протяжении более чем двух тысячелетий это название не только сохранилось, но вместе с завоеванием среднеазиатского междуречья узбекскими кочевыми племенами при-аральских степей (XV—XVI вв.) распространилось на все течение реки (Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964, С. 76).
8 Йочи-хан (Джучи-хан) — старший сын Чингизхана.
9 Вилайет—административная единица, область в странах Востока— араб., букв. страна, область, провинция (МИКХ. С. 525).
10 'Идиль( (Итиль, Волга) —река вливается в Кулзумское (-Каспийское) море. В исторических летописях написано Атал, по-могульски ее называют Идиль (Тарих-и Рашиди, МИКХ. С. 220). “Оставив там обоз и выделив отборное войско, он выступил в набег и отправился в погоню за Токтамышем, перешел через переправу Идиля, которую турки называют Туратур...” (СМИЗО. Т. 1. С. 12).
11 Хулагу-хан — сын Тули, внук Чингизхана, основатель династии Хулагуидов в Иране; годы правления 1256—1265.
12 Самарканд—вилайет, в него входили округа: Бухарский, Кеш, Кар-ши, Хузар, Кермине, Кара-Куль; туманы: Сугудский, Шаурадский (МИКХ, С. 537).
13 Хорасан — область на северо-востоке Ирана. В то время Хорасан включал в себя северо-восточную часть Ирана, юг современной Туркмении и северо-западную часть современного Афганистана.
14 Хисар — область и город в долине к юго-востоку от Гиссарского хребта. При Тимуридах и узбеках был резиденцией фактически независимых правителей. Более прочно власть узбеков установилась здесь со времени Абдаллах-хана II (Бартольд В. В. Гисар (Хиссар) //Соч.: В 9 т. М., 1965. Т. 3. С. 401—402.). Сейчас территория Хисара входит в Сурхандарьинскую обл. РУз. и частью, вместе с г. Хисаром,—в Таджикистан.
15 Улуг-Таг (Улу-Таг, Улуг-Даг) — часть Алайского горного хребта, массив высоких гор к западу от горного перехода Исфайрам и перевала Кара-Кадык. Протяженность Ала-Тага — 50 км. Горы на западе Карагандинской области, к северу от реки Сарысу.
16 Юрт — термин, употребляющийся в источниках в значении “территория”, в пределах которой происходило кочевание данной административно-племенной единицы; употребляется также в значении “страна” (МИКХ. С. 496).
17 Ясак — здесь имеются в виду так называемые “постановления Чингиз-хана”, т. е. узаконенные им народные воззрения и обычаи, соблюдение которых было обязательно для всех без исключения жителей империи (Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, М., 1963. Т. 1. С. 89).
18 Корунуш — церемония представления.
19 Орда — исходное значение слова “орда” — юрта, ханская юрта, дворцовая юрта, парадная юрта, из которого выросло новое значение— “ставка, резиденция хана, правителя” (Юдин В. П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая... // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI—XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С. 116—117).
20 Шайбан — сын Джучи-хана, брат Бату. Бату после венгерского похода выделил улус Шайбану и отдал ему в удел из покоренных им государств область Корал, а из родовых владений — четыре рода: кушчи, найман, карлык и буйрак. Об улусе Шайбана сообщает Плано Карпини, назвав его “Сыбаном”. (Иоанн де Плано Карпини. История монгалов/Пер. А. И. Малеина, 1911. С. 51. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 41).
21 Тохтамыш-хан (Токтамыш) — Тукатимурид; его родословная: Тохтамыш, сын Той Ходжи, сына Туглу-Ходжи, сына Кончака (Кучек), сына Сарыджи, сына Уз-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи (МИКХ. С. 39). Тохтамыш-хан, хан Золотой орды, который объединил на недолгое время под своей властью левое и правое крылья улуса Джучидов, годы его правления—1380— 1395 гг. По мнению турецкого ученого Мустафы Кафали, он правил с 1379 по 1397г. *** Однако и до этого, и после этого Тохтамыш воцарялся несколько раз или на троне всей Золотой Орды или в какой-то части его (Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 139—141).
22 Тимур-Кутлы (Темюр-Кутлуг) — потомок Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. Он основал династию астраханских ханов (Юдин В. П. Орды... С. 123).
23 Урус-хан (1369—1379)—один из правителей левого крыла Улуса Джучидов, предок династии казахских ханов, в течение недолгого времени был и ханом Золотой Орды. Существуют два мнения о его происхождении, хотя этот вопрос и не является в действительности спорным: по первому мнению, Урус—потомок Орда-Эджена, 1-го сына Джучи; по второму он — потомок Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. Первое мнение восходит к “Анониму Искандара” и зависящим от него сочинениям, т. е. фактически к одному сочинению, написанному в Иране, вдали от Дашт-и Кыпчака. На ненадежность, хотя и очень интересных, известий “Анонима Искандара” указывают почти все авторы, которые им пользовались. Второе мнение подкрепляется источниками, написанными в странах, расположенных по соседству с Дашт-и Кыпчак. Информаторами в этом случае нередко выступали лица из Дашт-и Кыпчак (Юдин В. П. Орды... С. 123).
24 Узбек-хан—правил в 1312—1340 гг. Обстоятельства появления Узбека в Золотой Орде очень сходны с появлением Туглук-Тимур-хана и Хызр-Ходжа-хана и многих других правителей, которых выдавали за действительных представителей династии и возводили на трон. В Русском государстве такими были Лжедмитрий и самозванцы, выдававшие себя за Петра III. В источниках мы не находим бесспорных фактов, которые бы говорили о том, что Узбек на самом деле был сыном Тогрылчи и, следовательно, потомком Бату. Вполне возможно, что линия потомков Бату пресеклась на Токте, а Узбек был самозванцем, который со временем, однако, сумел овладеть полнотой власти (Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 65—71).
25 Кошун — “сотня” — единица в организации войска.
26 Эль — термин, в источниках и исследователями употребляющийся в различных значениях: племя, племенной союз, народ, государство, держава, страна, орда, объединение аристократии различных племен. Здесь — род, племя.
27 Джир-Кутлу — личность историческая. По “Чингиз-наме”, он также был сыном Кыйат Исатая, а его сын Тенгиз-Буга построил над могилой отца на берегах Сырдарьи мавзолей, в строительстве которого принимал участие отряд Джучидов-“каторжан”. Строительство производилось в год смерти Бердибек-хана, т. е. в 1359 г. После смерти Бердибека Кыйат Мамай увел, якобы, правое крыло Золотой Орды в Крым, а Тенгиз-Буга стал самостоятельно править левым крылом на Сырдарье. Тенгиз-Буга попытался возвести на трон Джучида-марионетку из числа упомянутых “каторжан”, но в результате их бунта был убит. “Каторжане” основали новую династию ханов Тукатимуридов, неизвестную исторической науке. Из-за ошибочного освещения этих событий в “Анониме Искандара” те из представителей этой династии, имена которых стали известны, считаются потомками Орда-Эджена, 1-го сына Джучи.
28 Тенгиз-Буга — сын Кыйата Джир-Кутлы, полновластного владетеля левого крыла Золотой Орды, который, по сведениям некоторых источников, был убит Урус-ханом. Во время правления Бердибек-хана (1357—1359) Кыйат Мамай увел часть людей Золотой Орды в Крым, а Кыйат Тенгиз-Буга—к низовьям Сырдарьи. Так появилась знаменитая Мамаева Орда и возникла неизвестная еще историкам Орда Тенгиз-Буги на территории Казахстана (Юдин В. П. Орды... С. 154).
29 Бердибек-хан (1357—1359 гг.) — сын Джанибек-хана (1341—1357гг.), имел прозвище Керкин-Котан-хан. Узнав о смерти отца, оставил Тебриз, направился в Дашт-и Кыпчак и сел на престол ханский вместо своего отца (СМИЗО. Т. 2. С. 146). По Босворту, в 758— 782 (1357—1380) гг., в период анархии, на трон претендовали Мухаммад Берди-бек, Кулпа и Наурузбек Мухаммад (Босворт. Мусульманские династии С. 203.)
30 Мангутай (Мангкутай, Монгатай) — третьим из двенадцати сыновей Шайбан-хана является Кадак-оглан. У него был один сын по имени Тала-Бука. А он, Тала-Бука имел двух сыновей. Их имена Мангутай и Туман-Тимур (СМИЗО. Т. 2. С. 55).
31 Сарай — первая столица Золотой Орды, основанная Бату-ханом в иачале 50-х гг. XIII в. В первой половине XV в. Сарай являлся международным торговым центром и был одним из самых крупных транзитных пунктов, связывавших Запад с Востоком. Были два города, носившие это имя: Сарай-Бату, старая столица Золотой Орды, названная по имени хана Батыя (1227—1256), и Сарай-Берке, основанный братом Батыя Берке-ханом (1257— 1266), куда была перенесена столица при Узбек-хане (1312— 1340). В исторической литературе эти города известны как Старый и Новый Сарай; Развалины Сарай-Берке (Нового Сарая) находятся вблизи нынешнего поселка Ленинск, Волгоградской области. Этот город был разрушен Тимуром в 1395 г. (Якубовский А. Ю. Феодализм на Востоке: Столица Золотой Орды Сарай-Берке. Л., 1932. С. 17; Федоров-Давыдов Л. А. Раскопки Нового Сарая (1959—1962 гг.)//Советская археология. 1964. № 1.С.250).
32 Коналга—повинность по перевозке, приему и содержанию следующих по службе административных чинов (МИКХ. С. 547).
33 Йасак — здесь имеются в виду так называемые “постановления Чингиз-хана”, т. е. узаконенные им народные воззрения и обычаи, соблюдение которых было обязательно для всех без исключения жителей империи (Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. М., 1963. Т. 1. С. 89).
34 Маскав — город Москва.
35 Харадж — термин, относящийся к податной системе, рента продуктами известна главным образом под названием “харадж”; синоним этого термина—маль (иногда мал-и харадж или хараджи-и маль, мал-и галля) (Абдураимов М. А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI— в первой половине XIX века. Ташкент, 1970. Т. 2. С, 148).
36 Даруга — монгольский правитель, ханский наместник в городе; в обязанности даруги входило общее управление, наблюдение за правильным поступлением дани, налогов и исполнением повинностей. В XV—XVI вв. термин “даруга” имел более широкое значение — правитель, управляющий, заведующий вообще, начальник над взиманием повинностей в пользу казны, губернатор (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.;Л„ 1950. С. 471).
37 Хаким — правитель города или области по назначению хана, отправлявший административные и судебные функции.
38 Нукер — монг., букв. друг. Воин, слуга. Термин, обозначавший свободного воина, обязавшегося служить своему вождю. У тюркских народов термином “нукер” обозначался “дружинник”, “военный слуга” (МИКХ. С. 500).
39 Аймак—равнозначный “омак”, “обак”, которые означают “племя”, “род”; то же и в мусульманских сочинениях XV—XVIII вв. (МИКХ.С.494).
40 Крым — остатки его находятся на месте современного города Старый Крым. Золотоордынское название города Крым известно по письменным источникам и чеканившимся в нем монетам. Генуэзцы называли город Солхат. Первые монеты, выпущенные в Крыму ханом Менгу-Тимуром, датируются 1267 г. К 60 гг. XIII в., относится и первое письменное упоминание о городе в арабских источниках, где сообщается, что он населен кыпчаками, аланами и русскими. Благодаря бурному расцвету генуэзской торговли и находившейся рядом Кафы, Крым быстро превращается в, крупный торговый и ремесленный центр (Спасский. Старый Крым (из путевых заметок) // Зап. Одесского общества истории и древностей, 1860. Т. 4, С. 86; СМИЗО. Т. 1. С. 25).
41 Каффы (Кафа) — средневековый город на южном побережье Крымского полуострова в древности, сейчас вновь Феодосия (первоначально милетская колония) (МИКХ. С. 503). Во второй половине XIV в. южный берег Крыма был занят генуэзскими городами-колониями, административным центром которых служила Кафа (Феодосия). До 60-х гг. XIII в. представлял собой небольшой поселок. В 1226 г. монголы разрешили генуэзцам основать свою торговую колонию, которая в XIV в. превратилась в административный центр всех генуэзских .владений в Северном Причерноморье... Побывавший здесъ в 30-х гг. XIV в. Ибн-Баттута сообщает, что город большой, особенно подчеркивая, что в гавани находилось “до 200 судов военных и грузовых, малых и больших (СМИЗО. Т. 1. С. 280). Отсюда вывозились в Западную Европу меха, кожи, шелка, дорогие ткани, восточные пряности, красители... Генуэзский город просуществовал до 1574 г., когда его захватили османы (Егоров В. А. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М., 1985. С. 89).
42 Кырк-Йер (Кырк-Ер, Чуфут-Кале) — остатки его в настоящее время известны под названием Чуфут-Кале и находятся неподалеку от Бахчисарая. На протяжении XIII в. город представлял собой автономное феодальное владение, полузависимое от Золотой Орды. В 1299г. был разрушен войсками Ногая, после чего автономия его была ликвидирована, и он вошел в число золотоордынских городов полуострова. После возникновения Бахчисарая (XVI в.) Кырк-Йер окончательно потерял свое значение (Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством оттоманской Порты до начала XVIII в. СПб., 1887. С. 120).
43 Улак—По предположению В. П. Юдина, слово *** написано так, что его нужно читать как Улак. Однако харакат при написании получает вначале утолщение, так что фатха становится похожей на замма. Но может быть здесь все-таки фатха, и нужно читать Авлак, т. е. Валах. См.: Текстологические примечания. Л. 41 а, строка 178.
44 Хаджи-Тархан (Ходжи-Тархан, Азтаракан) — остатками его является городище Шареный бугор, находящееся на правом берегу Волги, несколько выше Астрахани. В настоящее время городище почти полностью смыто Волгой, сохранилась лишь очень небольшая его часть. Время основания города неизвестно, однако в XIII в. он уже существовал. В XIII—XIV вв. Хаджи-Тархан (Астрахань) был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток-Запад (Егоров В. Л. Историческая география... С. 119).
45 Сары-Так (Сартак) (1256—1257 гг.) — Сартак, сын Бату-хана правил, вероятно, менее года. Бату, считавший себя вассалом великого хана Менгу, просил его утвердить своего старшего сына Сартака ханом Золотой Орды. После смерти Бату начались раздоры между Берке и Сартаком, причинами которых были притязания Берке на престол Бату, чем нарушалось завещание Бату-хана. Сторонникам Берке не удалось посадить его на трон, несмотря на то, что Сартак был убит. Когда стало известно о смерти Сартака, Менгу назначил ханом Золотой Орды не Берке, а сына Сартака —Улакчи (Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 46—47).
46 Туган (Тукан, Тоган) — сын Саин-хана (СМИЗО. Т.) 2. С. 288).
47 Ширван — располагался между Дербентом и Курой, со столицей в Шемахе.
48 Берке-хан (Беркай, Барка, Барака)—сын Бату (Саин)-хана. По Босфорту, Берке-хан правил с 655/1257 г. (Босворт, Мусульманские династии. С. 203). Он был фактически вторым (после Бату, умершего в 1256 г.), а формально четвертым (после Сартака и Улагчи, умерших в 1257 г.) ханом Золотой Орды; вступил на престола 1257г. (по монгольским и персидским источникам) или в 1258 г. (по данным русских летописей); умер в 1266 г. во время Кавказского похода против ильхана Абага-хана. Марко Поло часто вспоминает Берке, как и других золотоордынских ханов, “царей западных татар” (Книга Марко Поло / Пер. со старофранцузск. И. П. Минаева. М., 1956. С. 240). В 662/1263 г. Берке принял ислам. С принятием ислама в Золотой Орде получила большое распространение в Дашт-и Кыпчаке сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия прежде всего интересовалась политическими выгодами, поскольку новая религия способствовала усилению господствующих классов, и в первую очередь, власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое значение: он способствовал установлению культурных и экономических связей между обоими государствами. (СМИЗО. Т. 1. С. 121).
49 Сыгнак—район северного и нижнего течения Сырдарьи с городами Отрар, Сайрам, Сыгнак, Дженд составлял главную часть владений ханов Кок-Орды. Остатки Сыгнака находятся на правом берегу Сырдарьи у г. Яныкурган Кзыл-Ординской области Республики Казахстан. Название города известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV в. монетам (Якубовский А. Ю. Развалины Сыгнака // Сообщ. Гос. академии истории материальной культуры. Л., 1929. Т. 2. С. 123—159.). Основан задолго до прихода монголов, которые разгромили его во время похода Чингизхана на государство Хорезмшахов. Возрождение Сыгнака относится к началу XIV в., когда сюда была перенесена столица Кок-Орды. Окончательное запустение города относится к XVIII в. (Егоров В. Л. Историческая география... С. 119, Байпаков К. М., Ерзакович Л. Б. Древние города Казахстана, Алма-Ата. 1971. С. 164—165.)
50 Шайх ал-'алам Шайх Сайф ад-Дин Бахарзи (1190—1261 гг.) —знаменитый шейх, ученик Надж ад-Дина ал-Кубра, основателя суфийского братства кубравийа. Им основана ханаках в Сокта-ри под Бухарой (община кубравийа при ней активно действовала до конца XVIII в., а ее члены распространили идеи ал-Кубра вплоть до западных границ Китая) (Ислам. Энциклопедический словарь. С. 140).
51 Наджм ад-Дин ал-Кубра, ШайхАбу-л-Джаннаб Ахмад ибн Умар (1145 —1221 гг.) — основатель суфийского братства кубравийа, известный персидский теоретик и практик суфизма, поэт. В 618/1221 г. погиб во время взятия монголами Гурганджа, который он защищал со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится в поселке Куня-Ургенч. Ал-Кубра создал свою школу мистического пути познания. Он разработал 10 принципов—основ братства кубравийа и правила поведения мюрида. Свои взгляды изложил а ряде трактатов на арабском языке (Бертельс Е. А. Суфизм и суфийская литература. Избранные труды. М., 1965. Т. 3; Ислам. Энциклопедический словарь. С. 139).
52 Кара-Куль— район к западу от Бухары. Город-крепость, расположенный между Бухарой и Чарджоуем на Амударье. Сейчас — районный центр Бухарской области РУз.
53 Ургенч (Урганч, Куня-Ургенч) —древнейший город и крепость. Столица Хорезмшахов, один из старинных очагов среднеазиатской культуры. Город возник в 1246 г., когда население Куня-Ургенча (Старого Ургенча) в связи с безводьем было переселено на новое место вблизи от Хивы, новой столицы Хорезма. Развалины Ургенча (подробно описаны А. Ю. Якубовским) с дошедшими до наших дней памятниками Ургенча и его окрестностей — мавзолей Наджм ад-Дина Кубра, мавзолей Турабек-хатун, минарет Ургенчской мечети и т. д. (памятники эпохи Ибн Баттуты). Он доказывает, что минарет был построен при Кутлуг-Тимуре (Якубовский А. Ю. Развалины Ургенча // ИГАИМК, Т. 6. Вып. 2. Л., 1930. С. 68; Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии, М., 1988. С. 109).
54 Сарайчук (Сарайчик, Сараджик) находится на правом берегу р. Урала, у поселка Сарайчик в 60 км от г. Гурьева. Основан во второй половине XIII в. Окончательное его разрушение связано с нападением яицких казаков в 1580 г. Сарайчик был связан, с одной стороны, прямой дорогой со столицей Золотой Орды Сараем, с другой — с центром Хорезма — Ургенчем. В XV—XVI вв. это был важный торговый центр, куда приезжали иностранные и русские купцы, которые вели торговлю с народами Средней Азии.
55 Кулзумское море (Колзумское, Кульзумское) — Каспийское море.
56 Овечий альчик — выигрывание игры в бабки. По Э. В. Севортяну, альчик — это мелкая кость в скелете бараньей ноги. Вогнутая сторона игральной бабки является выигрышной (Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974. Т. 1. С.144—145).
57 Туда-Менгу — сын Тугана, сына Бату. В 681 (11 апреля 1282— 31 марта 1283 г.) вступил на престол Сарайский после смерти его брата Менгу-Тимура. В 686 (16 февраля 1287—5 февраля 1288 г.) Туда-Менгу, царь Татарский в северных областях отрекся от царства (СМИЗО. Т. 1. С. 122).
58 Менгу-Тимур (1266—1281) — сын Тугана, сына Бату. При правлении хана Менгу-Тимура Золотая Орда, еще при хане Берке фактически ставшая независимым государством, свою независимость закрепила юридически. Менгу-Тимур был первым из ханов Золотой Орды, чеканивший монеты со своим именем. До нас дошли его монеты крымской чеканки 665/1266 гг. и булгарской чеканки 672/1273 г. с эпитетом “верховного” и “правосудного” хана. (Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 52).
59 Баскунчак — соленое озеро. Восточнее одного из них — Кабако (населенный пункт) — помещена надпись “соль”, что, скорее всего, соответствует находящемуся в этом районе соленому озеру “Баскунчак” (Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. С. 133).
60 Йаик — р. Яик, р. Урал.
61 Токтага, Токта—хан Золотой Орды (1290—1312 гг.). Его имя подается в формах Токтай, Токтайга, Тохта, Токтогу, сын Мунка-Тимура, сына Тукукана, 2-го сына Бату. “Он (Токта. — М. А.) был неверным (державшимся) религии поклонения идолам, любил уйгуров, т. е. лам и волшебников и оказывал им большой почет” (СМИЗО. Т. 1. С. 174). Ногай уничтожил в 1290 г. соправителей Алгуя Тогрылчу, Тола-Бугу и Кончака и посадил на трон Золотой Орды Токту.
62 Тогрул (Тогрылча, Тоглук, Тулича) — сын Мунг-Тимур-хана, родной брат Токтага (Тохта).
63 Келин-Баялин (Баялун) — византийская принцесса, жена Тогрылчи, затем Токты, затем Бачкыр Ток-Буги и наконец Узбек-хана. По “Чингиз-наме”, она была матерью Узбека. Обращает на себя внимание тот факт, что Узбек, по сообщениям арабских источников, чтобы жениться на Баялун, должен был получить специальное разрешение мусульманских законоведов, и оно было якобы дано только потому, что его отец был неверным и брак отца Узбека с Баялун был признан незаконным. Между тем, другие ханы Золотой Орды женились на мачехах по левирату без какого-либо вмешательства мусульманских законоведов. Факт, естественно, настораживающий. По другим источникам, Баялун не была матерью Узбека.
64 Уруг или Урук—имеет значение “семья, потомок, род”. Термин в памятниках XV—XVII вв. употреблялся в значении более узком, чем “аймак” или “омак”, и обозначал объединение кровных родственников во главе с патриархом или лицом почему-либо игравшим в объединении главенствующую роль (МИКХ. С. 497).
65 Туман (Тюмен) — административная единица (феодальное владение), поставляющая тумен войска. Некоторые исследователи считают этот термин в данном случае племенным названием. По-видимому, это не так. Употребление его в восточных сочинениях говорит за то, что это, скорее, социальный термин, и его обычное значение—десять тысяч, воинское соединение в 10 000 чел., район, который мог выставить или содержать 10000 воинов (МИКХ. С. 494).
66 Ток-Буга (Тула-Бука) (1287—1291 гг.)—Джучид, сын Тукукана, сына Бату-хана
67 Уйгур — одно из крупных племен Дашт-и Кыпчака; уйгуры ушли с Мухаммад Шайбани-ханом в Мавераннахр, позднее расселились в Хорезме.
68 Кыйат Исатай-бек — могущественный временщик Золотой Орды из племени кыйат, посадивший, по сообщению Кадыр-Али-бий ибн Хушум-бий джалаира, на трон Узбек-хана и возглавлявший в его время, по сообщению Утемиша-хаджи, особый отряд Джучидов. Его потомки пользовались большим политическим влиянием в Восточном Дашт-и Кыпчаке и иногда сосредоточивали в своих руках всю полноту власти (МИКХ. С. 493). Кыйат Иса-гуркен, или Иса-курэкан, т. е. Иса-ханский зять, и Иса-Коркоз. т. е. Иса-Одноглазый; был женат на Иткуджуд-жук, дочери Узбек-хана (СМИЗО. Т. 1. С. 294). Один из главных вельмож и фаворитов-временщиков Узбека основал линию биев племени кыйат в левом крыле Золотой-Орды, которая после смерти Бердибек-хана (1359 г.) даже узурпировала власть на Сырдарье. Его потомки пользовались широкой известностью в Восточном Дашт-и Кыпчаке и много времени спустя после смерти Узбек-хана (умер в 1341 г.). Например, Бузанджар-бий кыйат действовал в конце XV— начале XVI вв. Был также тестем Узбека — его дочь Ордуга была женой хана (СМИЗО. Т. 1. С. 295), другая дочь Исатая была замужем за Сиджут Алатаем (СМИЗО. Т. 1. Там же).
69 Мулазим — араб. *** буквально означает “постоянно находящийся при ком-либо, состоящий на службе, в свите, низший служитель или чиновник, исполняющий различные поручения при крупном должностном лице” (МИКХ. С. 488).
70 Танур — особая печь с круглым устьем для выпечки лепешек.
71 Баба-Туклас—Баба-Тукти Шашты-Эзиз (Баба-Туклас— *** букв. волосатый прадед). Легендарный покровитель батыров, в ряде преданий—мифический родоначальник племени мангыт, слывет среди казахов святым (Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина. Алма-Ата, 1972). По “Сборнику летописей” Кадыр-Али-бий джалаири, Баба-Туклас является сыном Керемет Азиза *** Чудодейственного Азиза. По другому источнику, Баба-Туклас-Азиз — потомок Абу-бекра в пятнадцатом колене, государь в Мекке (Хальфин, Жизнь Чингис-хана и Тимура. Казань, 1822; Потанин Г. Н. Отрывки из киргизского сказания об Идыге (из записей Ч. Валиханова)// //Живая старина. 1891. Вып. 4. С. 156—158).
72 Джанибек — золотоордынский хан, сын Узбек-хана.
73 Тулубай (Туглы-бий, Тавлубий, Тувлубий)—один из наиболее влиятельных эмиров времени правления Джанибек-хана. Составители “Аноним Искандара” и Никоновской летописи приписывают организацию заговора против Джанибек-хана Тулубаю. Его имя несколько раз фигурирует в русских летописях в числе послов Узбека при переговорах с русскими князьями (Сафаргалиев М. Распад Золотой Орды. С. 108—109).
74 Ак-Куль — небольшое озеро на северо-востоке от современного г. Ташауза (Туркмения), озеро, в которое впадает рекаЖеланшик (Джиланчи) (МИКХ. С. 543, 546).
75 Кара-Ногай (Ногай) — сын Мангутая. Другим его именем было Алп-Атгучу-бахадур, т. е. Великий-стрелок-богатырь.
76 Ундакчи—посыльный.
77 Намаз-и шам — четвертая за день обязательная для мусульман молитва, совершаемая после наступления сумерек.
78 Казаки — как считал В. П. Юдин, слово “казак” появляется в источниках только в послемонгольское время в XIII в. Оно применяется к человеку, отделившемуся от своего государства, племени или рода и принужденному вести жизнь искателя приключений. В тюркских языках слово дало несколько производных: “казак”— “казак”, казаклык кылмак — “казаковать, вести образ жизни казака”, казакламак — также “казаковать, вести образ жизни казака”. Одним из наиболее ярких свидетельств исходного значения слова казак является известное сообщение Мирза Мухаммад Хайдар доглата о присвоении части узбеков, откочевавших вместе с Гиреем и Джанибеком из Дашт-и Кыпчака в Семиречье, прозвища казак, которое стало затем их народным именем (Юдин В. П. К этимологии этнонима казах (казак) (Рукопись).
79 Базарчи — новый хан Золотой Орды, посаженный на трон Тайдулой. Отдел Тангкута, сына Йоджи-хана. У Тангкута было два сына. Их имена—Токуз и Судай. У Токуза было три сына. Их имена— Калмутай, Арслан, Боалкы. И из их потомства Тубай, Базарчи-хан... и сын Базарчи-хана—Тимур-Малик (МИК.Х. С. 38).
80 Узбеки-— в XIV и XV столетиях название -узбеки употреблялось как собирательное, политическое имя для обозначения местных тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт-и Кыпчака, а не как этноним (История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней: В 5 т. Алма-Ата. Т. 2. 1979. С. 177:. Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 11—16; Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972. С. 547—548).
81 Бурут (Мурат, Амурат) — в “Новом Сарае” и “Белад Гюлистане” он чеканил монеты с 762 г. до 764 г. хиджры, который кончался 10 октября 1362/1363 г. История борьбы за власть в Сарае между Муратом и Абдуллахом подробно отражена в русских летописях. Эта борьба, начавшаяся в 1361 г., продолжалась и в 1362 г. Имя Мурата исчезает со страниц русских летописей с 1363 г. (Сафаргалиев М. Распад Золотой Орды. С. 123—125).
82 Туркестан (Яссы, Иассы) — город и вилайет. В конце XIV в. город стал ареной борьбы между Токтамышем и Тимуром. В XVI в. город получил название Туркестан и играл видную роль в истории казахских ханств.
83 Туглы-Тимур — о Туглы-Тимуре мы знаем, что он был ханом, но в известных источниках он отождествлялся с могулистанским ханом Чагатаидом Туглук-Тимуром. В разъяснении, которое дал Утемиш-хаджи к имени Туглы-Тимура на основании имевшегося на руках у хивинского Шайбанида Дост-султана дафтара, т. е. письменного источника, говорится: “Этот Туглы-Тимур стал великим государем. Он повелевал Самаркандом и Бухарой”. Следовательно, дафтар также отождествляет Туглы-Тимура “Чингиз-наме” с могулистанским ханом Туглук-Тимуром. Между тем рассказ из “Чингиз-наме”, являющийся разделом из степной историологии, не сообщает ничего о связях Туглы-Тимура и Туглук-Тимура могулистанского (Юдин В. П. Орды... С. 156—157).
84 Барин — другие варианты этнонима — “байри, барым, бахрим, багрин, баарин”. Известное тюрко-монгольское племя, подразделения которого оказались разбросанными по улусу Чагатая. Иль барин отмечен в составе могулов Могулистана для времени Улуг-бека (Та'рих-и Рашиди, Рук. ИВ АН РУз. В 648. С. 395). После смерти Вайсхана они вместе с чорасами ушли к ойратам ама-санчи тайши, но затем опять появляются среди могульских племен. В качестве самостоятельного аймака они упоминаются даже в сер. XVII в. на территории Кашгарии (Шах Махмуд чорас. Та'рих, л. 74а, 84а; Юдин В. П. О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии и их этнических связях с казахским и другими соседними народами,// Изв. АН КазССР, ООН, 1965. Вып. 3. С. 55).
85 Аргун — племя, в период правления Абу Саида перекочевавшее из бассейна Сырдарьи в Мавераннахр. Ополчение даштских аргунцев участвовало и во взятии Герата Абу Саидом в 862 г. х. (1457—58). Представители племени Аргун упоминаются также среди сановников Тимурида Ахмад-мирзы (Таварих-и гузидайи нусрат-наме. Рукопись ИВ РАН. С. 745; Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья. С. 11).
86 Джалал ад-Дин, султан (Зелени-султан) — сын Тохтамыш-хана. Трижды провозглашали его ханом, последний раз в 814 (1411— 1412 гг.) // СМИЗО. Т. 1. С. 473; Т. 2. С. 139—193. В Никоновской летописи под 1412 г. записано, что Зелени-султан был убит братом Керим-Берди, а под 1413 г. в той же летописи говорится, что той же осенью стал ханом Керим-Берди (Полное собрание русских летописей. Т. 11.С. 221).
87 Кан-бий (Каан-бий, Каган-бий, Коганбай) — сын Илфак-хана, сохранились монеты Каган-бек-хана, чеканенные в Сарае в 777 г. / 1375—1376 гг., Кан-бай (Каан-бай)—известен по источникам также под именем *** Кэри-хан, т. е. “Супротивный хан”, “Поперечный хан” {Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.Л., 1940. С. 133.).
88 Хутба — представляет из себя своего рода поучение, которое начинается провозглашением единства Аллаха и призывом к благословению пророка и его семейству; затем следует моление за царствующего повелителя правоверных и в заключение нравственное поучение с цитатами из Корана и изречений Мухаммада стр.158 (Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история. С. 239. Прим. 34.).
89 Джатба — *** особый жанр песни.