Комментарии

Комментарии

1 См., напр.: Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л., 1938. С. 17, 144—147.

2 Козин С. А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941.

3 Дискуссию по этому вопросу между В. В. Бартольдом и Б. Я. Владимирцовым и новейшую литературу см.: Бартольд в. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч. М., 1963. Т. 1. С. 90—91; Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов; Козин С. А. Сокровенное сказание, особенно с. 29—75.

4 Утемиш-хаджи ибн Маулана Мухаммад Дости. Чингиз-наме. Рук. ИВ АН РУз., № 1552, л. 47б.

5 Об Огузе и цикле преданий о нем см., например: Кононов А. Н. Родословная туркмен: Сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. М.; Л., 1958: Щербак А. М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. М., 1959; Книга моего деда Коркута: Огузский эпос / Пер. акад. В. В. Бартольда. М.; Л., 1962.

6 Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 370; Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков: (Общетюркские и межтюркские основы на гласные). М., 1974. С. 470—472.

7 Русская летопись сообщает, например: “В лето 6989 (1481 г.—В. Ю.). Поиде князь Андрей Васильевич углечский к брегу на Угру против царя Ахмата да с ним брат его князь Борис Васильевич своими дворы. И слышав то царь Ахмат, что князь великий смирился з братьею, и убояся братьи великого князя и побежа от Угры месяца сентября в 15 день, не дождався короля... Тое же зимы слышав царь Ивак Шибанский, что царь Ахмат идет с Руси, а воивал землю Литовскую, полону и богатства бесчисленно, и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем с собою шурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямгурьчеи мырза, а с ним силы пятьнадесят тысящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и понде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою своею безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день. Приде на него на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белу вежу цареву Ахматову и уби его своими руками. А силы межи собою не билися. А шибаны с наган начаша ахматову орду грабити меж Доном и Волгою, на Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и поиде прочь, а ордобазар (разрядка наша.—В. Ю.) с собою поведе в Тюмень, не грабя, а добра и скота и полону литовскаго бесчисленно поймал и за Волгу перевел” (см.: Устюжскии летописный свод: (Архангелогородский летописец) М.; Л., 1950 С. 93—94).

8 Низам ад-Дин Шами. Зафар-наме // Материалы по истории киргизов и Киргизии. М, 1973. Вып. 1. С. 108 (далее МИКК, 1); Шараф ад-Дни. Али Иазди. Зафар-наме /,/ Там же. С. 139; Абд ар-Разак Самарканда. Матла' ас-са'дайи ва маджма' ад-бах-раин // Там же. С. 156.

9 Му'ин ад-Дин Натанзи. Муитахаб ат-таварих-и Му'ини // Там же. С. 126.

10 Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. С. 546—547.

11 Там же. С. 470—472.

12 Там же. С. 546—547.

13 Там же. С. 513—515.

14 О предпринимавшихся попытках этимологизированпя слов орда, вргэ, ай см.: Севортян Э. В. Этимологический словарь... С. 470—472, 513—515, 546—547.

15 О значениях слова орда в рус. яз. см.: Даль П. Толковый словарь живого великорусского языка. М„ 1956. Т. 2. (И—О). С. 690; Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1958. С. 657; Ожегов С. И. Словарь русского языка ,М , 1960 С 447: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971. Т 3 (Муза-Сят). С. 150.

16 Об авторе и соч. см.: Бартольд В. В. Отчет о командировке в Туркестан // Соч. М., 1973. Т. 8. С. 164—169; История Казахской ССР: С древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1979. Т. 2. С. 379. Вышеуказанной рукописью “Чингиз-наме” пользовался и В. В. Бартольд. О другой рукописи “Чингиз-наме” см.: Валидов А.-З. Восточные рукописи в Ферганской области // Записки Восточного отделения Императорского русского Археологического Общества. Пг., 1915. Т. 22. Вып. 3—4. С. 320.

17 См.: Бартольд В. В. Отчет о командировке в Туркестан.

18 Имя Тимур-Кутлы В. В. Бартольд ошибочно прочитал как Рур-Китай (См.: Бартольд В. В. Отчет о командировке в Туркестан. С. 168).

19 Названные ханы—потомки Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. Из них Тохтамыш-хан правил Золотой Ордой, объединил Белую Орду и Синюю Орду; Тимур-Кутлы (Ти-мур-Кутлук) основал династию астраханских ханов; Урус-хан, один из правителей левого крыла Улуса Джучидов, предок династии казахских ханов, в течение недолгого времени был и ханом Золотой Орды.

20 Словами [крытая] телега мы перевели слово тэлзгэн/телеген, т. е. 'телега'. В. В. Бартольд перевел это слово как 'палатка' (Бартольд В. В. Отчет о командировке в Туркестан. С. 168. Вся цитата приведена из рукописи: Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, л. 38а, б). В этой цитате ярко выразилась прошайбанидская ориентация автора, стремившегося возвеличить Шайбаиндов и опорочить их врагов Тукатимуридов. Слово отец здесь употребляется в значении 'предок'. Признавая, что Тохтамыш, Тимур-Кутлы и Урус происходят от одного предка, автор тем самым признает происхождение и Уруса от Тука-Тимура.

21 Приведенный пример свидетельствует, что в XVI в. кочевники Дашт-и Кыпчака произносили болат/булат, а не полад/пулад или фолад/фулад.

22 В русских летописях белые юрты/белые орды золотоордынских ханов иногда назывались белая вежа. См., например, приведенную выше цитату из “Устюжского летописного свода”. Что же касается Синей Орды, то всего лишь 150 лет назад А. Левшин наивно писал, что “в Русских летописях оно (Аральское море.—В. Ю.) именуется Синим, от чего и монголы-татары, около его кочевавшие, назывались у нас Синею Ордою (см.: Левшин А. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. СПб., 1832. Ч. 1: Известия географические. С. 71

23 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, л. 38а.

24 Му'ин ад-Дин Натанзи. Аноним Искандара // Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Извлечения из персидских сочинений М,; Л., 1941. Т. 2. С. 126—138 (далее — СМИЗО). Об ошибках и искажениях истории Белой и Синей Орд Му'ин ад-Дином Натанзи см., например: Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 14.

25 Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.: Л., 1959. Вяткин М. Очерки по истории Казахской ССР. М., 1941. Т. 1: с древнейших времен до 1870 г.: Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии. М., 1958; Сафаргалиев М. Распад Золотой Орлы; Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков М., 1965;

26 Митрошкина А. Г. Термин “Золотая. Орда”. С. 26.

27 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды; Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй...; Егоров В. Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой.

28 Мингулов Н. Н. К некоторым вопросам изучения истории Ак-Орды.

29 Козин С. А. Сокровенное сказание. С. 178. 496, 567; боро хошилиг 'серая юрта'. См. также: Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1973. С. 99.

30 Мингулов Н. Н. К некоторым вопросам изучения истории Ак-Орды. С. 83, 84, 95.

31 Там же. С. 85

32 Козин С. А. Сокровенное сказание. С. 139, 457; алтан терме — 'золотая юрта' или 'золоток терем', как перевел это словосочетание С. А. Козин.

33 Тизенгаузен В. Г. СМИЗО. СПб., 1884. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских. С. 290.

34 Богатова Г. А. Золотая Орда. С. 76; Егоров В. Л. Государственное и административное устройство Золотой Орды. С. 34.

35 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, л. 53а,б.

36 О казахстанском озере Аккуль (под искаженным названием Анколь) см., например: Книга Большому Чертежу. М.; Л., 1950. С. 95. Сообщается, что в этом месте Находилось “кочевье Казацкия орды” // Там же.

37 Факт вторичного воцарения Хызр-хана в Золотой Орде подтверждается русскими летописями. См.: Егоров В. Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой. С. 184. Хотя, возможно, было два разных Хызр-хана.

38 Базарчи — новый хан Золотой Орды, посаженный на трон Тайдулой.

39 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, л. 54а.

40 Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) (далее—МИКХ). Алма-Ата, 1969. С. 347. Каучин—букв. 'гость'. Под этим названием, вероятно, имеются в виду собственно монголы (4000 чел.), выделенные Чингизханом Джучи.

41 МИКХ. С. 327, а также с. 551, прим. 81. Персидский текст этого отрывка приведен в кн.: Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. С. 192, прим. 301.

42 Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков. С. 163.

43 См. нашу рецензию на кн.: Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков // Изв. АН КазССР. Сер. обществ. 1966. № 2. С. 87; см. также нашу статью “Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар” в кн.: МИКХ. С. 327.

44 Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй... С. 144.

45 Федоров-Давыдов Г. А. “Аноним Искандера”... С. 230.

46 Сообщение “Джами' ат-таварих” Рашид ад-Дина. Другие источники называют иные цифры собственно монголов, выделенных Джучи, но в целом их число было невелико.

47 Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности: Тексты и исследования. М.; Л., 1951. С. 76—77; Он же. Енисейская письменность тюрков. М.; Л., 1952. С. 84—90.

48 Султанов Т. И. О терминах Ак-Орда, Кок-Орда и Йуз-Орда // Изв. АН КазССР. Сер. обществ. 1972. № 3. С. 73—74.

49 А. Левшин писал: “Слово Орда киргиз-казаки выражают словом Юз, что в ближайшем переводе значит сто, или сотня, а потому говорят Улу Юз, большая сотня; Урта Юз, средняя сотня, и проч. Впрочем Юз имеет и другое значение на языке турецком” (см.: Левшин А. Описание киргиз-кайсакских, или киргиз-казачьих орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2: Исторические известия. С. 65).

50 См.: [Юдин В. П.] Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар // МИКХ. С. 328. Это мнение принял Т. И. Султанов (см.: Султанов Т. И. О времени образования казахских жузов. С. 68).

51 Радлов В. В. К вопросу об уйгурах. СПб., 1893. С. 128; Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Год шестой. СПб., 1896. Вып. 3—4. С. 343, 386, 390, 422—424, 427 Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв.: (Вопросы этнической и социальной истории). М., 1982. С. 34.

52 Кононов А. Н. Родословная туркмен: Сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. М.; Л., 1958. С. 52.

53 Там же. С. 94, прим. 107.

54 Таварих-и гузида-йи нусрат-наме // МИКХ. С. 31.

55 Там же. С. 22, 29.

56 Бартольд В. В. Очерк истории туркменского народа // Соч. М., 1963. Т. 1.4. 1. С. 600. 610, 618; Кононов А. Н. Родословная туркмен. С. 67, 101.

57 Зуев Ю. А. Историческая проекция казахских генеалогических преданий: (К вопросу о пережитках триальной организации у кочевых народов Центральной Азии) // Казахстан в эпоху феодализма: (Проблемы этнополитической истории). Алма-Ата, 1981. С. 63.

58 В одной из своих публикаций мы допустили неточную формулировку: “... во взаимном расположении казахских жузов, видимо, зафиксирована последовательность распространения власти казахских ханов на территории Казахстана...” (см.: Юдин В.П. [Рец. на кн.]: Миинов А. М. Описание уйгурских рукописей Института народов Азии АН СССР. М., 1962 // Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1965. Вып. 2. С. 82). Мы и сейчас полагаем, что, возможно, временное возникновение Старшего, Среднего и Младшего Жузов имело такую последовательность, но главным в том, почему они были названы Старшим, Средним и Младшим, было их властно-политическое ранжирование.

59 1958. V. 2. Р. 504, 507, 536, 538, 563, 586, 612.

60 Сафаргалиев М. Г. Ногайская Орда во второй половине XVI века // Сборник научных работ. Мордовский гос. пед. ин-т им. А. И. Полежаева. Саранск, 1949. С. 32— 56; Он же. Распад Золотой Орды; Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках: (Сборник документов и материалов). Алма-Ата, 1961. С. 3, 13 и сл.

61 А. Левшин, например, писал: “Мы говорим здесь о разделении казанского народа на три Орды не сказав, когда и каким образом произошло оное. К сожалению, происшествие сие остается для нас тайною; мы не имеем никаких источников для определения оного. Все, что мы знаем о нем, заключается только в предании народном, которое говорит, будто бы один из сильных ханов казакских разделил весь свой народ между тремя сыновьями, и что удел старшего назван Большею Ордою; удел второго среднею; а удел младшего меньшою”. Таким образом, здесь зафиксировано народное мнение, что названия орд-жузов зависят от возрастного ранга лиц, возглавивших их (см.: Левшин А. Описание киргиз-кайсакских, или киргиз-казачьих орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2: Исторические известия. С. 65).

62 Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов: (конец XIX—-начало XX в.). Алма-Ата, 1968. С. 10.

63 МИКХ. С. 243, прим. 17. Наше мнение принял и Т. И. Султанов: Султанов Т. И. О времени образования казахских жузов // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР: (краткие сообщения и автоаннотации). М., 1975. Т. 1. С. 69. Он же. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв. С. 84.

64 Бабур-наме: Записки Бабура. Ташкент, 1958. С. 22.

65 Чулошников А. П. Очерки по истории Казак-Киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен. Оренбург, 1924. Ч. 1: Древнее время и средние века. С. 104, 135, 136, 256, 257.

66 Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв. С. 84.

67 Та'рих-и Шайбани. Рук. ИВ АН РУз., № 1505, л. 656; Юдин В. П. “Та'рих-и Шайбани” как источник по истории казахского и каракалпакского народа XVI—XVII вв. // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной XXIV съезду КПСС. Мин-во высш. и сред. спец. образования КазССР, Казахский ордена Трудового Красного Знамени гос. ун-т им. Кирова. Алма-Ата, 1971. С. 155—157; Абусеитова М. X. О ташкентском и ленинградском списках “Мусаххир ал-билад” // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР: (краткие сообщения). М., 1977. С. 70—74; Она же. “Мусаххир ал-билад” Мухаммад-йар бен Араб Катагана как источник по истории Казахстана XVI века // Письменные памятники Востока: история, филология. М., 1979. С. 3—12.

68 Материалы по истории русско-монгольских отношений: Русско-монгольские отношения. 1607—1636: Сборник документов. М., 1959.; С. 57,66 (далее МИРМО).

69 Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв. С. 119.

70 Сухайла. Имамкули-хан-наме. Рук. ИЦ АН РУз., № 89, л. 89а и сл.

71 О Есим-хане в Восточном Туркестане см.: Шах-Махмуд ибн мирза Фазил Чурас. Хроника /Критический текст, перевод, комментарии, исследование и указатели О. Ф. Акимушкина. М,, 1976. С. 202—204; Та'рих-и Кашгар. Рук. ЛО ИВ АН РФ, С. 576, л. 79а—80а, 85а; В 2472, л. ЮОа—1016, 1076; МИКХ. С. 337, 339—345, 382— 384, 414—415, 417—418.

72 Та'рих-и Кашгар, С 576, л. 78а; В 2472, л. 99а; 1026 г. х.= 1617 г. н. э.

73 Махмуд бен Вали. Бахр ал-асрар... // МИКХ. С. 245, 550.

74 МИРМО. С. 45.

75 Там же. С. 49.

76 Сводку сведений о некоторых казахских ханах см.: Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв. С. 111—121.

77 Юдин В. П. [Рец. на кн.]: Мугинов А. М. Описание уйгурских рукописей... С. 82.

78 Вяткин М. Очерки истории Казахской ССР. М., 1941, Т. 1: с древнейших времен до 1870 г. С. 97—102; Вострое В. В., Муканое М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. С. 8—23; Муканое М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. Алма-Ата, 1974. С. 5—28.

79 Эта гипотеза была высказана Ю. А. Зуевым. См.: Зуев Ю. А. Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков: Автореф. дис. канд. ист. наук. Алма-Ата, 1967; Он же. Историческая проекция казахских генеалогических преданий. С. 67—68.

80 Зуев Ю. А. Историческая проекция казахских генеалогических преданий. С. 65.

81 См., например: Бравин Н., Беляев И. Указатель племенных имен к статье Н. А. Аристова “3аметки об этническом составе тюркских племен и сведения о их численности” // Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии. СПб., 1903. Т. 28. Вып. 2. С. 1—32.

82 Зуев Ю. А. Историческая проекция казахских генеалогических преданий. С. 63.

83 Зуев Ю. А. Историческая проекция казахских генеалогических преданий. С. 77.

84 Такую методику использования известий устных источников применил 150 лет тому назад А. Левшин: “Различие их (казахских преданий.—В. Ю.) в порядке рассказа, в хронологии событий, в родословии, в именах лиц и названиях мест так велико, и истинные происшествия затемнены столь многими выдумками, что принятием оных за основание мы обратили бы все сочинение сие в собрание исторических мечтаний. Избегая сей погрешности, мы будем иметь вышеизложенные предания в виду только для соображения и сравнения с известиями достовернейшнми” (см.: Левшин А. Описание киргиз-кайсакских, или киргиз-казачьих орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2: Исторические известия. С. 30—31).

85 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, л. 53а.

86 Там же, л. 54а.

87 Кадыр-Али-бий джалаир. Сборник летописей. Рук. Восточного отдела Научной библиотеки Казанского университета, шифр Т. 40 (старые шифры: Т. 969; Т. 5028). Сведения о некоторых действующих лицах этого рассказа “Чингиз-наме” Утемиша-хаджи см. в исследовании “Сборника летописей” Кадыр-Али-бий джалаира: Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: “Сборник летописей”, “Дафтар-и Чингиз-наме”, “Таварих-и Булгария”, татарские шаджара. Изд-во Казанского ун-та, 1972. С. 33—96.

88 Очень кратко эти события мы описали в сообщении: Юдин В. П. Об “узурпации” власти в Казахстане во 2-й половине ХIVв. беком племени кыйат левого крыла Золотой Орды Тенгиз-Бугой // Материалы итоговой конференции профессорско-препо-давательского состава. Изд-во КазГУ, 1974. С. 6—7.

89 Там же.