1 Картлис цховреба (История Грузии), т. I. Грузинский текст. Подготовил к изданию по всем основным рукописям С. Г. Каухчишвили, Тбилиси, 1955, с. 249 — 317 (далее: КЦ, I).
2 Истории составления КЦ посвящена обширная литература (И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская историческая литература (V — XVIII вв.). Сочинения, т. VIII, Тбилиси, 1977, с. 307 — 315, на груз, яз.; К. Г. Григолиа. Ахали Картлис цховреба (Новая история Грузии), Тбилиси, 1954, на груз, яз.; С. Г. Каухчишвили. Введение к указанному изданию, с. 07 — 054; Г. А. Меликишвили. К истории древней Грузии, Тбилиси, 1959, с. 28 и др.; Р. К. Кикнадзе. Парсадан Горгиджанидзе и «Картлис цховреба», Тбилиси, 1980, с. 25—50).
3 См. С. Н. Джанашиа. О времени и условиях образования Абхазского царства. — В кн.: С. Н. Джанашиа. Труды, т. II, Тбилиси, 1952; З. В. Анчабадзе. Из истории средневековой Абхазии, Сухуми, 1959; Ср. Л. И. Лавров. Историко-этнографические очерки Кавказа, Л., 1978, с. 75 и cл.; Ш. А. Бадридзе. О времени и условиях возникновения Абхазского царства. — Труды Тбилисского государственного ун-та, В. 4 (143), 1972.
4 И. А. Джавахишвили. История грузинского народа, т. II, Тбилиси, 1965, с. 98 и сл. (на груз, яз.); М. Д. Лордкипанидзе. Политическое объединение феодальной Грузии, Тбилиси, 1963, с. 237 и др. (на груз. яз.).
5 З. В. Анчабадзе. Из истории средневековой Абхазии, с. 121 и сл.
6 И. А. Джавахишвили. История грузинского народа, т. II, с. 123—124.
7 КЦ, I, с. 274. Термином «азнаур» в раннесредневековой Грузии обозначалась как высшая (мтавары), так и средняя и мелкая знать (см. С. Н. Джанашиа. Азнаурн. — Грузинская Советская Энциклопедия, т. I,. с. 214—215; А. П. Новосельцев. Генезис феодализма в странах Закавказья. Опыт сравнительно-исторического исследования, М., 1980, с. 201). Судя по тому, что в приведенном сведении "Летописи Картли" нет указания на подразделения азнауров на сословия, надо полагать, что Давид куропалат обращался ко всей картлийской знати, но не к какой-либо ее части. Поэтому, с точки зрения автора летописи, в успехе мероприятия Иоанна Марушис-дзе должны были быть заинтересованы все слои господствующего класса Картли.
8 Г. А. Меликишвили. Политическое объединение феодальной Грузии и некоторые вопросы развития феодальных отношений в Грузии, Тбилиси, 1973, с. 12 и сл. (на груз, яз.); см. также: А. П. Новосельцев. Указ. соч., с. 191, 202.
9 Г. А. Меликишвили. Указ, соч., с. 50—51 и др.
10 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1980, с. 175.
11 Основатель Абхазского царства Леон II был, вероятнее всего, родом абазг (ср. сведения римского автора II в. Арриана о традиции среди абазгов избирать своих правителей из собственной же среды. С этой традицией считались даже римские власти, назначавшие своих ставленников среди апсилов из представителей местной, естественно, родопой знати).
12 Г. А. Меликишвили. Политическое объединение феодальной Грузии, с. 54, 56, 145 со ссылкой на Г. Натадзе, давшего аналогичную трактовку указанного периода истории Грузии (см.: Г. Натадзе. Краткий социологический обзор истории Грузии, ч. II, Кутаиси, 1925, с. 31 (на груз. яз.).
13 Г. А. Меликишвили. Политическое объединение феодальной Грузии, с. 12.
14 Там же, с. 12—13.
15 КЦ, I, с. 376; Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах. Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе, Тбилиси, 1979, с. 31. (Далее: Лордкипанидзе. Сумбат Давитис-дзе).
16 См. Очерки истории Грузии, Тбилиси, 1973, т. II, с, 449 (на груз. яз. Далее: Очерки, II).
17 Г. А. Меликишвнли. Политическое объединение феодальной Грузии, с. 9- 11, 63 и др.
18 КЦ, I, с. 267.
19 См. об этом: Ш. А. Бадридзе. Из истории политической структуры «Грузинского царства». — Труды Тбилисского государственного ун-та, т. 113 (серия исторических наук), 1965, с. 257 и др. (на груз, яз.); автор отвергает существующее у некоторых исследователей мнение, будто полная суверенность Тао-Кларджети в отношении Византийской империи была историческим фактом. В этой связи достаточно напомнить отмену Давидом Строителем (1089 — 1125) чина куропалата в период подлинной независимости Грузии, «как неприятное воспоминание о вассальной зависимости от Византии»; В. Д. Дондуа. Грузия в XI в. (по «Матиане Картлиса»).— В кн.: Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до конца XV века, М., 1960, с. 343, примеч. 8 (далее: Дондуа).
20 См. С. Г. Каухчишвили. Георгика, т. IV, ч. 2, Тбилиси, 1952, с. 268 (на груз, яз.).
21 Подробно об этом см.: Г. А. Меликишвили. К истории древней Грузии; Очерки истории Грузии, т. I, Тбилиси, 1970 (на груз. яз.).
22 При сравнительном обилии материалов история борьбы грузин против византийцев за культурную самобытность До сих пор монографически не разработана. Об этом см.: К. С. Кекелидзе. Творческий процесс в древнегрузинской литературе в связи с некоторыми моментами идеологического характера. — В кн.: К. С. Кекелидзе. Этюды по истории древнегрузинской литературы, т. II, Тбилиси, 1945 (на груз. яз.); он же. Отражение борьбы; за культурную независимость в древнегрузинской литературе. — Этюды.., т. IV, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.). Вместе с тем изучение этой проблемы могло бы пролить свет не на одни только частные вопросы, но и в целом. на культурное прошлое тех народов нашей страны, которые в силу исторических условий оказались в орбите греко-византийской истории и культуры.
23 Одной из важных причин культурной «денационализации» иранцев в эпоху арабского господства, по давно ставшему хрестоматийным мнению В. В. Бартольда, было почти полное отсутствие у них письменной истории (В. В. Бартольд. К истории персидского эпоса. — В кн.: В. В. Бартольд. Сочинения, т. VII, М., 1971, с. 383, и сл.; М. М. Дьяконов. Очерк истории Древнего Ирана, М., 1961, с. 275).
24 Еще в начале века об этом писал Н. Я. Марр в известной своей работе, посвященной армянам-халкидонитам (См. Н. Я. Марр. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах.— ВВ, XII, СПб, 1906). Однако подход его к данной проблеме еще тогда не мог не вызвать законного недоумения. (Отметим, что правомочность некоторых выводов Н. Я. Марра вызывала сомнение у такого автора, как В. В. Бартольд, см. его: Соч., т. VI, М., 1966, с. 656—657). Так, говоря о догматических схватках внутри армянской церкви в VIII—XI вв., Н. Я. Марр писал, что частичная победа единоверных с грузинами армян-халкидонитоз привела к тому, что «Грузия обогатилась двумя областями (Тао и Кларджети. — Г. Ц.) в высшей степени производительными, часто прямо-таки блестящими в культурной жизни грузин» (Н. Я-Марр. Указ, соч., с. 17). В действительности процесс должен был выглядеть несколько иначе, ибо-Грузия в данном случае не «обогащалась», да еще за счет другого народа, а культурно абсорбировала местное аборигенное население Тао-Кларджети, о которых Н. Я. Марр в той же работе, исследуя деятельность армян-халкидонитов в названных областях (их наличие здесь никто и никогда не отрицал, см., например: С. Н. Джанашиа. Об одном примере искажения исторической правды, Тбилиси, 1947, с. 18 — 19), писал: «Кто аборигены этого района, в данным момент нас не интересует. Вероятно, какое-нибудь лазское или мингрельское племя» (лазы и мингрельцы братски родственны грузинам) (Н. Я. Марр. Указ, соч., с. 21). Это отсутствие интереса к подлинным аборигенам Тао-Кларджети так и осталось вне научных интересов исследователей вплоть до настоящего времени, и поэтому история данного края в научных трудах часто выглядит противоречиво и дело доходит даже до ее извращения.
25 Н. Я. Марр. Георгий Мерчуле. Житие Григория Хандзтийского. СПб, 1911, с. 123; Георгий Мерчуле. Житие Григория Хандзтийского. — В кн.: Памятники грузинской агиографической литературы, т. I, Тбилиси, 1963, с. 290 (древнегруз. яз.).
26 Н. Я. Mapр. История Грузии. Культурно-исторический набросок. По поводу слова протоиерея И. Восторгова о грузинском народе. СПб., 1906, с. 59; см. также: Г. А. Меликишвили. Основные этапы этно-социального развития грузинского народа в древности и средневековье, М., 1973.
27. См. Синайский Многоглав 864 года. Подготовлено к печати под редакцией, с предисловием и исследованием А. Г. Шанидзе, Тбилиси, 1959, с. 280 (на груз, яз.); К. С. Кекелидзе. История грузинской литературы, т. I, Тбилиси, 1960, с. 167 (на груз. яз.). Пророчество автора этого сочинения о том, что грузинскому языку наряду с другими предначертано возвещать народам «божественную премудрость» перекликается с легендарным рассказом из древнерусского произведения «Сказание о Вавилон-граде», в котором грузинский язык, названный обежским (абхазским), в обстановке, создавшейся после падения Византийской империи, наряду с русским и греческим, относят к стражам христианства (М. О. Скрипиль. Сказание о Вавилон-граде. — Труды Отдела древнерусской литературы, т. IX, М., 1953; Г. В. Цулая. Обезы по русским источникам. — СЭ, № 2, 1975).
28. Подробнее см. Лордкипанидзе. Сумбат Давитис-дзе (Предисловие, с. 15—18, там же библиография).
29 Г. А. Меликишвили. Политическое объединение феодальной Грузии, с. 7, 133, 134.
30 См. X. С. Бгажба. Из истории письменности в Абхазии. — Труды АИЯЛИ, т. XXX, Сухуми, 1959, с. 253—254; он же. Из истории письменности в Абхазии, Тбилиси, 1967, с. 15—17; Корпус грузинских надписей, т. II; В. И. Силогава. Надписи Западной Грузии (IX—XIII вв.), Тбилиси, 1980, с. 64—67, 142—143 (на груз. яз.). См. также: Л. А. Шервашидзе. Средневековая монументальная живопись в Абхазии, Тбилиси, 1980.
31 Можно лишь сожалеть, что в многочисленных исследованиях, по священных легенде о «хождении» апостола Андрея по русской земле не говорится о ее древнегрузинском варианте (Б. А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963, с. 224, 226; М. Ф. Myрьянов. Андрей Первозванный з «Повести временных лет». — Палестинский сборник, вып. 19 (82), Л., 1969, с. 159—163; Л. Мюллер. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород. — «Летописи и хроники. 1973». М., 1974, с. 48—63. В перечисленных сочинениях дана библиография вопроса о русской версии сказания об Апостоле Андрее). А между тем их сравнительный анализ помог бы решению кардинального вопроса этой легенды — ее политической сущности.
32 Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин — о том, в каких книгах об этом упоминается. Текст издала, введением и словарем снабдила Т. М. Брегадзе, Тбилиси, 1959 (на груз. яз.).
33 Ср. Г. А. Меликишвили. Политическое объединение феодальной Грузии, с. 7, 11, 134 и др. .
34 Георгий Святогорец. Житие Иоанна и Евфимия. — «Памятники древнегрузинской агиографической литературы», т. II, Тбилиси, 1967, с. 42 (на груз. яз.).
35 История Византии, т. 2, М., 1967, с. 218 и др.
36 Наиболее полно и объективно грузинские источники о восстании Склира проанализированы в работах: Н. Ю. Ломоури. К истории восстания Варды Склира. — Труды Тбилисского государственного ун-та, т. 67, 1957; ср. В. У. Копалиани. Из истории грузино-византийских отношений. — Труды Тбилисского государственного ун-та, т. 61, 1956 (на груз, яз.); М. Д. Лордкипанидзе. Из истории грузино-византийских отношений в IX—X вв. — «Вопросы истории феодальной Грузии», т. II, Тбилиси, 1974; Сh. Badridze. Contribution a l'histoire des relations entre le Tao et Byzance (Les annees 70 du X-e siecle). Insurrection de Bardas Skleros — Bedi Kartlisa. Revue de kartvelologie (Paris), vol. XXXIII, 1975.
37 Георгий Святогорец. Указ, соч., с. 45.
38 К. Н. Юзбашян. Аристакес Ластивертци и его исторический труд. В кн.: Повествование Аристакеса Ластивертци. Перевод с древнеармян-ского, предисловие и примечания К. Н. Юзбашяна, М., 1968, с 17; Д. Л. Мусхелишвили. Основные вопросы исторической географии Грузии, II, Тбилиси, 1980, с. 225—226 (на груз. яз.).
39 В этой связи можно привести слова В. В. Бартольда о том, что сохранение культурного единства "для народа еще важнее политического" (Н. Н. Туманович. Описание архива В. В. Бартольда, М., 1976, с. 329). Исторические судьбы народов Закавказья красноречиво иллюстрируют это высказывание выдающегося историка.
40 Н. Я. Марр. История Грузии, с. 57.
41 И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская историческая литература, с. 198—201.
42 Написана в XII в. и в КЦ следует вслед за «Летописью Картли».
43 КЦ, I, с. 359.
44 И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская историческая литература, с. 199—200.
45 К. С. Кекелидзе. Историк Вахтанга Горгасала и его история. — В кн.: К. С. Кекелидзе. Этюды по истории древнегрузинской литературы, т. IV, Тбилиси, 1957, с. 187—192 и др. (на груз. яз.).
46 Хрестоматия по древнегрузинской агиографической литературе, т. I, Тбилиси, 1946 (составил С. И. Кубанейшвили), с. 242 (на груз. яз.).
47 К. С. Кекелидзе. Историк Вахтанга Горгасала и его история, с. 192.
48 Автор I-й половины
XII в., писавший после 1125, вполне мог назвать
сочинение, написанное за полвека до него,
«старым» (Ср. И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская
историческая литература, с. 196—197).
49 С. Г. Каухчишвили. Объем и состав «Картлис цховреба». — В кн.: КЦ, I, с. 024.
50 А. А. Богверадзе. Первая летопись «Картлис цховреба» и ее автор. — В кн.: Грузинская историография, т. I, Тбилиси, 1968 (на груз. яз.).
51 См. Н. С. Джанашиа. Об источниках «Жизни картлийских царей». — В кн.: Вопросы истории народов Кавказа, Тбилиси, 1966 (на груз, яз.).
52 А. А. Богверадзе. Указ, соч., с. 41.
53 Там же.
54 К. Г. Григолиа. «Матиане Картлиса» и вопрос об его наименовании. — В кн.: «Юбилейный сборник, посвященный 100-летию И. А. Джавахишвили», Тбилиси, 1976, с. 224.
55 Картлис цховреба (История Грузии), т. II. Грузинский текст. Подготовил к изданию по всем основным рукописям С. Г. Каухчишвили-Тбилиси, 1959, с. 225—226.
56 К. Г. Григолиа. Указ, соч., с. 225—226.
57 КЦ, I, с. 8.
58 К. Г. Григолиа. Указ, соч., с. 225 и cл.
59 Среди различных синонимов слова цигни в «Словаре древнегрузинского языка» И. В. Абуладзе (Тбилиси, 1973, с. 543—544) слово цховреба («история») не упоминается. В ряду многочисленных синонимов слова цигни, приведенных в «Толковом словаре грузинского языка» С. С. Орбелиани (Сочинения, т. 4, ч. 2, Тбилиси, 1966 (на груз, яз.), слово цховреба (а значении «история») также не упоминается.
60 Как известно, древнегрузинские историки, в том числе и анонимный летописец XIV в., неоднократно ссылаются на несохранившиеся сочинения и приводимые ими их наименования почти всегда носят общий характер.
61 М. Д. Лордкипанидзе, Н. Т. Накашидзе. Еще раз о русском переводе грузинских исторических источников. — «Известия» («Мацне») АН ГССР, серия истории, археологии, этнографии и истории искусства, 1979, № 4, с. 164—165 (на груз. яз.).
62 Напомним, как долго и упорно искали именно русские и грузинские востоковеды эквивалентное название на русском языке поэмы Шота Руставели, которое в конце концов утвердилось не в форме оригинала (Вепхис-ткаосани), а в виде многословного ее толкования.
63 И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская историческая литература, с. 202.
64 Ф. Д. Жордания. Хроники, т. I, Тбилиси, 1892, с. XXIV (на груз. яз.); см. также: И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская историческая литература, с. 203.
65 К. С. Кекелидзе. 'История грузинской литературы, т. II, Тбилиси, 1958, с. 259 (на груз, яз.); Г. В. Цулая. «Житие св. Нины» как источник по истории народов Кавказа. — «Известия» («Мацне») АН Грузинской ССР, серия истории, археологии, этнографии и истории искусства, 1979, № 3, с. 97.
66 Матиане Картлиса. Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе, Тбилиси, 1976, с. 20 (далее: Лордкипанидзе. Матиане). Ср. И. А. Джавахишвили. Древнегрузинская историческая литература, с. 202—205.
67 Г. И. Гелашвили. Сумбат Давитис-дзе и «Матиане Картлиса».— Труды Тбилисского государственного ун-та, т. 86, 1969, с. 239—256 (на груз. яз.).
68 К. Г. Григолиа. Ахали Картлис цховреба (Новая история Грузии), с. 225—235; см. также: С. Г. Каухчишвили. Объем и состав, с. 034—036.
69 И. А. Джавахишвили. Указ, соч., с. 204.
70 Е. С. Такайшвили. Источники грузинских летописей.—«Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. 28, Тифлис, 1900, с. 177, примеч. 2.
71 С. Г. Каухчишвили. Указ, соч., с. 039; Лордкипакидзе. Матиане (Введение), с. 21.
72 Такие данные, как частое использование автором «Летописи Картли» (или, возможно, авторами тех документов, которыми пользовался ее создатель) греко-византийской терминологии, могут свидетельствовать о широте его научной эрудиции и знания языка (ср. Ш. А. Бадридзе. «Картлис цховреба» о грузино-византийских взаимоотношениях первой трети XI в.— В кн.: «Вопросы изучения и издания письменных источников по истории Грузии». Всесоюзная научная сессия. Тезисы докладов, Тбилиси, 1979, с. 17).
73 КЦ, I, с. 251.
74 С. Н. Джанашиа. Феодальная революция в Грузии. — В кн.: С. Н. Джанашиа. Труды, т. I. Тбилиси, 1949, с. 88—89 (на груз. яз.).
75 И. А. Джавахишвили, Н. А. Бердзенишвили, С. Н. Джанашиа. История Грузия, Тбилиси, 1943, с. 147 (на груз. яз.).
76 И. А. Джавахишвили, Н. А. Бердзенишвили, С. И. Джанашиа. История Грузии, Тбилиси, 1943, с. 147 (на груз. яз.).
77 П. И. Ингороква. Георгий Мерчуле, Тбилиси, 1954, с. 116 (на груз. яз.).
78 З. В. Анчабадзе. Указ. соч., с. 99—100.
79 Там же, с. 100.
80 Там же, с. 101.
81 Соотношению грузинского летописного свода с его древнеармянским переводом посвящена обширная литература. Основные работы: Древнеармянский перевод грузинских исторических хроник (Картлис цховреба). Грузинский оригинал и древнеармянский перевод с исследованием и вокабулярием издал И. В. Абуладзе, Тбилиси, 1953 (Далее: Абуладзе); С. С. Какабадзе. Некоторые вопросы изучения древнеармянской версии «Картлис цховреба». — «Кавказ и Византия», т. I, Ереван, 1979 (там же библиография).
82 Абуладзе, с. 130.
83 Там же, с. 155.
84 Хрестоматия по древнегрузинской агиографической литературе, т. I, с. 62; С. Н. Джанашиа. О времени и условиях возникновения Абхазского царства, с. 339; см. также; 3. В. Анчабадзе. Из истории средневеко вой Абхазии, с. 110—111 и сл.; Ш. А. Бадридзе. О времени и условиях, с. 36—39.
85 КЦ, I, с. 204 и сл.
86 Эти «вставки» представляли собой извлечения в основном из «Жития Шио Мгвимели»; сочинения Ефрема Мцире (XI в.) «Сведения о причинах, обращении (в христианство) грузин и в каких книгах о том сказано»; «Хроники» Сумбата (XI в.); «Жития Давида и Константина» (метафрастная редакция XII в.) и др.
87 См. Г. С. Мамулиа. Генезис и политическая тенденция легенды а реформах «царя» Арчила (VIII в.) — В кн.: Разыскания по истории Грузии и Кавказа, Тбилиси, 1976, с. 117 и сл. (на груз. яз.).
88 Г. С. Мамулиа. Указ, соч., с. 118 и сл.
89 См. Н. А. Бердзенишвили. Вопросы истории Грузии, т. IV, Тбилиси, 1973, с. 88 и др. (на груз. яз.).
90 Методика изучения
древнейших источников по истории народов
СССР (Ответственный редактор чл-корр. АН СССР В. Т.
Пашуто), М., 1978.
91 М. Вгоsset. Histoire de la Georgie, SPb., 1849, p. 256—345.
92 Матиане Картлиса. Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе (Там же даны сведения о переводах отдельных фрагментов из «Летописи Картли»: на армянский Л. М. Меликсет-Бека и русский В. Д. Дондуа. Следует также указать перевод отдельных отрывков «Летописи Картли», выполненный Е. С. Такайшвили и опубликованный в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. 28, Тифлис, 1900, с. 178—182).
93 Г. Г. Паичадзе. Древнегрузинская рукопись на русском языке — Журн. «Литературная Грузия», 1976, № 11; Э. В. Хоштария. По поводу русского перевода грузинских источников. — «Известия» («Мацне») АН Груз. ССР, серия истории, археологии, этнографии и истории искусства, 1979, № 1 (на груз. яз.); М. Д. Лордкипанидзе, Н. Т. Накашидзе. Еще раз о русском переводе грузинских исторических источников.