Комментарии
42. Посольство выехало из Москвы 5 сентября 1605 г. В письме, отправленном с послом Афанасием Власьевым, Лжедмитрий I извещал Сигизмунда III о своем венчании на царство: “...мы венчаны и священным миром помазаны святейшим нашим патриархом не только в сан императора обширных наших владений, но и в сан короля всех царств Татарии, которые с давних времен повинуются нашей монархии”. См.: РИБ. СПб., 1872. Т. 1. Стб. 41; Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачевым. СПб., 1860. Кн. 1. С. 55; Сб. Русского исторического общества. СПб., 1913. Т. 137. С. 748—754 (далее— Сб. РИО).
43. Саадак — чехол для лука и стрел. См.: Срезневский И. И. Словарь... Т. 3. Ч. 1. Стб. 237.
44. Вавельский замок в Кракове — резиденция польских королей.
45. Сенаторы — члены верхней палаты сейма; сенаторские должности занимали воеводы и каштеляны, носившие эти звания пожизненно (всего их было около 150 человек, хотя это число не оставалось неизменным). См.: Чаплиньский В. Органы государственной власти в Польше XVI—XVII веков // Вопросы истории. 1977. № 12. С. 152.
46. Католический обряд обручения допускает замену жениха другим уполномоченным лицом. Документы об обручении Марины Мнишек с самозванцем см. в приложении II к наст. изданию.
47. Владислав IV Ягеллон (1595—1648) — польский королевич, сын Сигизмунда III, в 1610 г. был избран Боярской Думой на русский престол, но не был отпущен в Россию Сигизмундом III, вершившим в 1610—1612 гг. дела от имени сына. В 1618 г. королевич Владислав вторгся в пределы Русского государства, претендуя на царство. С 1632 г. — польский король, руководил обороной Смоленска, который в 1632—1634 гг. безуспешно пытались вернуть русские войска. См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 209, 313; Сташевекич Е. Д. Смоленская война1632—1634 гг. Киев, 1915; Черепнин Л. В. Земские соборы Русской) государства в XVI—XVII вв. М., 1978. С. 157—161.
48. Анна (1568—1625) — младшая сестра Сигизмунда III, шведская королевна. См.: Lepszy К. Anna Wazowna // PSB. 1935. Т. 1. S. 133—134.
49. Бернард Мациевский — краковский епископ, кардинал, папский легат (посол римского двора), двоюродный брат Ю. Мнишка. Был облечен особым доверием папы Павла V. См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 162—163; Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 100, 302—309.
50. Клавдий Рангони — папский нунций (посланник, легат) в Польше с 1599 г., способствовал. обращению Лжедмитрия I в католичество. См.: Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 58—74, 101 —115.
51. То есть от старицы Марфы (Марии Федоровны Нагой). См. примеч. 34.
52. Лот — мера веса, 1/32 фунта. Фунт — 409, 512 г.
53. 18 декабря 1605 г., по приезде Липницкого в Москву, Лжедмитрий I отвечал Ю. Мнишку: “Пребывающих нас по сие время в печали без уведомления от милости вашей об общих делах наших, ныне попремногу писанием своим через Липницкого милость ваша нас обрадовали, что не токмо в добром здравии обретаетеся, но тако ж и щастливо отправили вы сей акт (т. е. обручение. — В. К., А. С), весьма нам благоприятный”. См.: СГГиД. Ч. 2. № 109. С. 236.
54. Станислав Бонифаций Мнишек (ок. 1580—1644) — второй сын Ю. Мнишка и Ядвиги Тарло, брат Марины Мнишек, учился в Падуанском университете, с 1602 г. староста саноцкий. В его замке в Саноке останавливался в 1604 г. Лжедмитрий I. Принимал участие в походе самозванца в конце 1604—начале 1605 г. Присутствовал на свадьбе “царя Дмитрия Ивановича” и Марины Мнишек в Москве. В 1606 г. был сослан в Ярославль, позднее примкнул к Лжедмитрию II, в начале 1611 г. благополучно возвратился в Польшу, с 1613 г. староста львовский, участвовал в работе сеймов и военных походах. См.: Мнишки. С. 131.
55. Вторая жена Ю. Мнишка княжна София Головинская. См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 59.
56. Жена сандомирского хорунжего Тарло, теща воеводы Ю. Мнишка, мать его первой жены Ядвиги Тарло, бабка Марины Мнишек.
57. Свадьба Сигизмунда III и его второй жены эрцгерцогини Констанции состоялась 11 декабря 1605 г. По мнению П. Пирлинга отъезд Марины Мнишек в Промник, подкраковскую резиденцию ее двоюродного дяди кардинала Бернарда Мациевского, был вызван желанием “избежать... осложнений на почве этикета” (Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 338).
58. Как свидетельствует подлинная грамота от 5 ноября 1605 г., на самом деле Лжедмитрий I послал 200 000 злотых. В отчете о приезде в Краков 20 января 1606 г. Ян Бучиньский, посланный с этими деньгами, сообщал: “В мешках многого недоставало и вместо денег вздором наполнено”. См.: Русская вивлиофика... изд. Николаем Полевым. М., 1833. Т. 1. С. 322; СГГиД. Ч. 2. № 106. С. 227; Устрялов Н. Г. Сказания... Ч. 2. С. 323.
59. Ян Бучиньский — секретарь Лжедмитрия I, был послан им, чтобы доставить деньги в Краков для уплаты долгов Ю. Мнишка польскому королю и на поездку .Марины Мнишек в Москву. С ним же были посланы наказы Лжедмитрия I, касающиеся соблюдения этикета Мариной Мнишек после обучения и порядка ее встречи на границах Русского государства. См.: СГГиД. Ч. 2. № 102. С. 225; № 105. С. 228— 229; № 106. С. 230—231; Русская вивлиофика... Ч. 1. С. 320—321; Сб. РИО. Т. 137. С. 183—185, 223—237.
60. Михаил Федорович Толочанов — в 1602—1603 гг. служилый человек невысокого положения, выборный дворянин по Брянску со средним по размерам земельным окладом в 400 четвертей. Можно предположить, что это назначение в столь ответственную поездку связано с какими-то заслугами М. Ф. Толочанова во время похода Лжедмитрия I на Москву. См.: Боярские списки... Ч. 1. С. 232.
61. Иван Романович Безобразов — гонец Лжедмитрия I к польскому королю Сигизмунду III, тайно передавший ему мнение бояр Шуйских и Голицыных о необходимости свержения “царя Дмитрия” и призвания на престол королевича Владислава. Впоследствии думный дворянин, в 1611 г. получил от Сигизмунда III высокий придворный чин ловчего. См.: СГГиД. Ч. 2. № 116. С. 251; Костомаров Н. И. Смутное время... С. 172—173; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 208—209; Боярские списки... Ч. 2. С. 10.
62. Липницкий ездил в Москву с известием о совершении акта обручения в Краковеи сразу же был отправлен обратно в Польшу с новым поручением. Не позднее 18 декабря 1605 г. Лжедмитрий I уже ожидал вестей о его приезде туда, о чем он писал воеводе Ю. Мнишку: “Послали мы было чрез того ж Липницкого на ваши руки к королю письмо в деле долговых ста тысяч злотых польских... О чем чрезмерно удивляемся, для чего милость ваша нимало о том к нам не писали”. После этого он успел еще раз приехать в Москву и не позднее 8 января 1606 г. отправился вслед за гонцом И. Р. Безобразовым. См.: СГГиД. Ч. 2. № 109. С. 236; № 116. С. 251.
63. “Неделя мясопустная” или “мясопуст великий” — переходящий церковный праздник, воскресный день за 56 дней до Пасхи, “сыропуст” — воскресный день за 49 дней до Пасхи. На “сырной” неделе празднуется Масленица, после которой наступает “великий пост”.
64. Объясняя причину посылки нескольких гонцов с письмами к воеводе Ю. Мнишку, Лжедмитрий I писал: “Все сие единственно для того мы делаем, дабы тем лучше вы познали, с какою радостию мы вас ожидаем и сколь велико наше желание видеть нареченную цесаревну и супругу нам обрученную, а притом дабы и от вас частые иметь сведения”. См.: СГГиД. Ч. 2. № 116. С. 251; № 117, 119, 123.
65. В этой грамоте от 28 февраля 1606 г. Лжедмитрий I извещал о приготовлении в г. Борисове дворов для воеводы Ю. Мнишка и его дочери. Судя по приписке на фа-моте, она была получена 13 марта в Люблине, что подтверждает достоверность известия “Дневника”. См.: СГГиД. Ч. 2. № 128. С. 277—278.
66. “Вербная неделя” — неделя (седмица) “великого поста” и последний воскресный день перед Пасхой.
67. Пасха — главный церковный праздник христиан. Даты Пасхи у католиков и православных, как правило, не совпадают. В 1606 г. по православному календарю Пасху праздновали в 26 апреля. См. текст “Дневника” за этот день.
68. Лев Сапега (1557—1633) — в 1588—1625 гг. великий канцлер литовский, в 1600—1601 гг. был во главе посольства Речи Посполитой в Россию, заключившего перемирие между двумя государствами. Доброжелательный прием, оказанный Львом Сапегой воеводе Ю. Мнишку и его свите в своих землях, не случаен. Нунций Клавдий Рангони убедил Сапегу оказать поддержку Лжедмитрию I. См.: СГГиД. Ч. 2. № 124. С. 269; Сб. РИО. Т. 137. С. 43—73.
69. Зигмунт Казановский — комнатный служитель Лжедмитрия I. 28 марта 1606 г. он привез грамоту, в которой “царь Дмитрий” выражал радость по поводу отъезда воеводы Ю. Мнишка с дочерью и писал о “нетерпеливом ожидании” их прибытия. См.: СГГиД. Ч. 2. № 132. С. 282—283.
70. Николай Кшиштоф Радзвилл-Сиротка (1549—1616) — воевода виленский с 1604 г. Приносим искреннюю благодарность Г. К. Люлевичу, чья консультация помогла установить имя этого лица. См.: Lulewicz H. Radziwill Mikolaj // PSB. 1987. Т. 30/2. S. 349—361. Т. 30/2. S. 349—36L
71. 4 апреля 1606 г. воевода Ю. Мнишек писал Лжедмитрию I о получении 13 324 талеров (большая серебряная монета, использовавшаяся в качестве денежной единицы в Речи Посполитой) и 5204 рублей, но при этом указывал, что тотчас отсылает их для уплаты долгов, вымогая новые суммы денег. См.: СГГиД. Ч. 2. № 133. С. 284.
72. Упомянутые в тексте люди, имена которых неизвестны, были высланы навстречу Марине Мнишек от М. А. Нагого и князя В. М. Рубец-Мосальского, ожидавших свадебный поезд в Красном. О встрече их на границе четырьмя русскими боярами вспоминали и другие поляки, ехавшие в свите воеводы Ю. Мнишка. См.: Титов А. А. Записки Станислава Немоевского (1606—1608) //Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1907. Вып. 6. Отд. 2. С. 19 (далее — Немоевский С. Записки); Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 342.
73. Жолнеры — солдаты в польском войске.
74. Ян Мнишек (ок. 1541—1612) —старший брат Ю. Мнишка, дядя Марины Мнишек, с 1572 г. староста красноставский. В 1606—1608 гг. находился в ссылке в Ярославле. См.: Мнишки. С. 128.
75. Князь Константин Вишневецкий, зять воеводы Ю. Мнишка (см. о нем примеч. 15).
76. Николай Мнишек (ум. 1613) — старший сын Ю. Мнишка, брат Марины Мнишек, староста луковский.
77. Сигизмунд Тарло — родственник первой жены Ю. Мнишка Ядвиги Тарло, был сослан в Тверь в 1606—1608 гг. См.: Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 339.
78. Мартин Стадницкий — родственник Ю. Мнишка, сестра которого, Катарина, была замужем за Николаем Стадницким. Гофмейстер двора Марины Мнишек. Ему приписывают компиляцию записок о России; в 1606—1608 гг. находился в ссылке в Ростове и Белоозере. См.: История Димитрия, царя Московского, и Марины Мнишек, дочери сандомирского воеводы, царицы Московской / Пер. по рукоп. с польск. Предисл. и публ. А. А. Титова // Русский архив. 1906. Кн. 2. № 5. С. 129—174; № 6. С. 177—222.
79. Юрий Стадницкий — брат Мартина Стадницкого (см. примеч. 78), умер в ссылке в Твери. См.: Немоевский С. Записки. С. 167.
80. Самуил Баль — польский шляхтич, сын Станислава Баля, подкормия саноцкого. См.: Устрялов Н. Г. Сказания... Ч. 2. С. 327.
81. Фрагмент “Дневника”, сообщающий о Павле Тарло, отсутствует в нашей рукописи и переведен по публикации А. Гиршберга.
82. Станислав Немоевский (ок. 1560—1620) — королевский дворянин, не позднее 1603 г. подстолий коронный (чин королевского двора, связанный с центральным управлением в стране), выполнял в Москве тайное поручение шведской королевны Анны (см. примеч. 48), предлагавшей Лжедмитрию I купить у нее драгоценности. Оставил записки о своем приезде в Москву и ссылке в Ростов и на Нелоозеро. См.: Немоевский С. Записки. С. 1—18.
83. Франциск Помасский — самборский католический священник, погиб во время восстания в Москве 17 (27) мая 1606 г.
84. Адам Вольский — придворный коронный маршалок, один из самых знатных поляков, находившихся в Москве. В 1606—1608 гг. был в ссылке вместе с М. Стадницким и С. Немоевским. См.: Немоевский С. Записки. С. 9; Сб. РИО. Т. 137. С. 677, 678.
85. Фраза о пане Корытко в нашей рукописи отсутствует и переведена по публикации А. Гиршберга.
86. Имеется в виду посол Афанасий Власьев (см. примеч. 39).
87. Известие за 19 апреля отсутствует в публикации Н. Г. Устрялова. 142
88. Василий Михайлович Рубец-Мосальский — князь, с 1588/89 г. стряпчий, в1598 г. исполнял должность головы в Чернигове, в 1601 г. отправлен Борисом Годуновым в Тобольск, в 1604 г. сдал Лжедмитрию I Путивль (см. примеч. 23), был одним из наиболее приближенных к самозванцу лиц. См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 181; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 215; Разрядная книга (далее —РК) 1475—1598 гг. М., 1966. С. 540; РК 1559—1605 гг. М., 1974. С. 318, 333; Боярские списки... Ч. 1. С. 110. Вместе с князем В. М. Мосальским для встречи свадебного поезда Марины Мнишек на границах Русского государства были посланы боярин М. А. Нагой и ясельничий, думный дворянин Андрей Матвеевич Воейков. Их отъезд состоялся около 23 января 1606 г. Они должны были приготовить все необходимое и организовать беспрепятственный проезд в Москву Марины Мнишек и ее свиты. См.: СГГиД. Ч. 2. № 118. С. 254.
89. Михаил Александрович Нагой — дворянин, воевода, дядя царицы Марии Федоровны Нагой, был дружкой на ее свадьбе с Иваном IV, в 1585/86 г. сослан в Кокшайск, затем в Уфу. См.: Леляев И. С. К родословию Нагих // Известия Русского генеалогического общества 1909. Т. 3. С. 92—93; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 88, 111.
90. Смоленская крепость — грандиозное оборонительное сооружение, строилось в 1595—1600 гг. под руководством талантливого зодчего Федора Коня. На ее закладке присутствовал “правитель” Борис Годунов. Общая протяженность стен, имевших 38 башен, равна 6,5 километров — только на три километра меньше стены Белого города в Москве. Крепость не уступала оборонительным сооружениям Варшавы. См.: Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. М., 1972. С. 136—149.
91. Пахолик — слуга.
92. Этот фрагмент “Дневника” свидетельствует о том, что он был записан или отредактирован автором уже после восстания в Москве и свержения Лжедмитрия I.
93. Борис Михайлович Лыков-Оболенский (ум. не ранее 1642) — князь, в боярском списке 1588/89 г. записан в чине жильца, в 1594—1603 гг. рында (в рындах служили, как правило, молодые дворяне из наиболее привилегированных родов); в 1599 г. — стольник, был послан Борисом Годуновым в Торжок для встречи шведского королевича Густава; в 1601 г. был на приеме послов английской королевы Елизаветы; в 1603 г. воевода в Белгороде, а также исполнял обязанности рынды при встрече датского королевича Иоганна. В 1605 г. приводил к присяге Лжедмитрию I ратных людей под Кромами. С этого времени был одним из доверенных лиц самозванца, получил от него один из высших придворных чинов кравчего и, вероятно, боярина. См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 213; РК 1475—1598 гг. С. 522, 532; РК 1559—1605 гг. С. 297—300, 306, 310, 311, 323—325, 334, 343, 345; Боярские списки... Ч. 1. С. 118.
94. Здесь слово “бояре” употреблено в широком смысле слова и означает служилых людей дворянского происхождения. В тексте говорится о вяземских дворянах и детях боярских, входивших в состав служилого “города” — корпорации непривилегированного провинциального дворянства. См.: Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. 4-е изд. М., 1909. С. 511—532.
95. В Можайском кремле 1541 г. особо выделялась башня Никольских ворот — главный въезд в кремль, которую венчала надвратная Воздвиженская церковь. Здесь в украшенном киоте стояла резная деревянная скульптура святого Николы Можайского — покровителя города. Остатки древнего белокаменного Никольского собора, рухнувшего в середине XIX в., можно видеть в подклете его “копии” — Петропавловской церкви XIX в.
Святой Николай Мирликийский (Никола Угодник) действительно был одним из популярнейших святых в средневековой России, что неоднократно отмечали иностранцы в своих записках. См.: Горсей Джером. Записки о России. XVI—начало XVII в. /Пер. и сост. А. А. Севастьяновой. М., 1990. С. 54, 176; Турбервилль Джордж. Послания из России // Там же. С. 267, 274; Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967. Илл. 22—29; Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. С. 28—53.
96. Вяземы — одна из подмосковных вотчин Годуновых, где в годы царствования Федора Ивановича “правитель” Борис Годунов возвел “храм камен о пяти верхах” — Троицкую церковь (1585—1586 гг.), необычной постройки звонницу, а также свой дворец, не сохранившийся до наших дней. По преданию, надписи, следы которых остались на фресках Троицкой церкви, были оставлены поляками, побывавшими в Вяземах в Смутное время. См.: Шереметев П. Вяземы. Пг., 1916; Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. С. 17—23.
97. Петр Федорович Басманов (ум. 1606) — сын одного из самых известных опричников, старший брат И. Ф. Басманова, убитого в бою против восставших под руководством Хлопка в 1603 г. В 1588 г. стольник, в 1589 г.. назначен рындою в поход против шведского короля, в конце 1599 — начале 1600 г. получил думный чин окольничего, около 1602—1603 гг. овдовел, в 1604 г. прославился успешной обороной Новгород-Северского от войск Лжедмитрия I, за что получил чин боярина. Федор Борисович Годунов послал его приводить государево войско к присяге на верность новому царю. Однако это назначение было сделано без учета местнического положения П. Ф. Басманова в иерархии московских служилых людей, — на более высокую должность, чем Басманов, был назначен князь Андрей Телятевский. По свидетельству Разрядной Книги, узнав об этом, “Петр Басманов, падчи на стол, плакал с час, лежа на столе; а встав со стола, являл и бил челом боярам и воеводам всем: „<...> и я не хочю жив быти, смерть прииму лучше тово позору"”. В результате П. Ф. Басманов перешел под Кромами на сторону Лжедмитрия I и стал одним из его самых преданных сторонников, погиб в один день с самозванцем. См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 89; Белокуров С. А. Разрядные записи... С. 200; РК 1475—1598 гг. С. 414, 415, 523; РК 1559—1605 гг. С. 259, 319, 354; Боярские списки... Ч. 1. С. 36, 108, 180; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С.99.
98. Матвей Домарацкий — польский ротмистр, служил Лжедмитрию I в Москве, в 1608—1609 гг. участвовал в военных действиях в России.
99. Посылка блюда с царского стола считалась знаком особой царской милости. См.: Юзефович Л. А. “Как в посольских обычаях ведется...” М., 1988. С. 134.
100. Речь идет, видимо, об Иване Андреевиче Хворостинине (ум. 1625), происходившем из рода ярославских князей, видном публицисте, вольнодумце, поэте Смутного времени. В свои молодые годы он служил Лжедмитрию I, пользовался его расположением, получил от него чин кравчего. Был сослан при Василии Шуйском в монастырь. См.: СГГиД. Т. 3. № 90; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 3. № 147, 149 (далее —ААЭ); Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 2. С. 295—296; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 47.
101. Московский Вознесенский женский монастырь в Кремле, основан в 1386 г., служил усыпальницей московских великих княгинь. Располагался около Спасской башни. См.: Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983. С. 263—268.
102. Алебарда — старинное оружие, секира на длинном древке.
103. Локоть — мера длины, ее размеры зависели от соотношения с саженью и пядью. По московскому счету в одном локте около 38 см.
104. Бердыш — холодное оружие пехоты, схожее с алебардой. На нижний конец древка насаживалось железное копьецо, при стрельбе из ручной пищали бердыш втыкался в землю и, таким образом, служил своеобразной подставкой.
105. Дмитрий Иванович Шуйский (ум. 1612) — князь, младший брат царя Василия Ивановича Шуйского, в 1577 и 1579 гг. рында у Ивана IV, с осени 1580 по апрель 1586 г. кравчий, с 1586 г. боярин, попал в опалу вместе с другими князьями Шуйскими и находился в ссылке в Шуе, в конце 1591 г. возвращен ко двору, в 1596— 1598 гг. — воевода в государевом полку, в 1604 г. был назначен воеводою в войске, посланном против Лжедмитрия I; во время царствования брата был одним из первых людей Московского государства. В 1610 г., командуя войсками под Клушино, потерпел сокрушительное поражение от гетмана С. Жолкевского, что в конечном счете привело к низложению с трона его брата. Умер в плену в Польше. См.: РК 1475—1598 гг. С. 293, 295, 319, 360, 364, 459, 497, 520, 530; РК 1559—1605 гг. С. 273, 303, 309, 312, 324, 351—353; Боярские списки... Ч. 1. С. 55, 74, 263; Ч. 2. С. 35, 44; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 21, 133, 135, 195, 199, 250, 275.
106. Игнатий (ум. ок. 1640) — московский патриарх, по национальности грек, кипрский архиепископ, бежал от преследований турок в Рим, в 1593 г. приехал в Россию, спустя десять лет стал рязанским архиепископом, в 1605 г., после низложения патриарха Иова, избран патриархом. Сведен с патриаршей кафедры после свержения Лжедмитрия I, лишен сана и отправлен в Чудов монастырь. Вторично возведен на святительский престол в 1611 г., но в 1612 г. бежал в Польшу, последние годы жил в Виленском монастыре святой Троицы. См.: Дмитриевский А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории. Киев, 1899; СГГиД. Ч. 2. № 92; Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 224—225, 239—242.
107. Патриарх с митрополитами и архиепископами составляли Освященный собор, решавший внутрицерковные дела и участвовавший совместно с царем и Боярской думой в обсуждении важнейших вопросов внутренней политики. См.: Ключевский В. О. Боярская дума... С. 510—524.
108. Здесь, используя привычные термины, автор “Дневника” говорит о членах Боярской думы. Вряд ли Лжедмитрий I предполагал какие-то реформы Боярской думы, с тем, чтобы расширить число ее членов и приблизить ее по статусу к польским институтам власти. См.: СГГиД. Ч. 2. № 93. С. 207—210 (перечень членов Совета в царствование Лжедмитрия I); Ключевский В. О. Боярская дума... С. 355—358; Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 328—330.
109. Держава — символ царской власти в России.
110. Вероятно, автор “Дневника” описывает самовар.
111. Пятница — постный день..
112. В стольниках служили молодые дворяне из наиболее привилегированных родов. В Польше чашничие — слуги при столе короля.
113. Лапландцы (лопари, “дикая лопь”, саамы) — жители Кольского полуострова, берегов Северного Ледовитого океана, чьи земли с XVI в. располагались между Норвегией и Россией. “Лопскую землю” в грамотах Ивана Грозного называли “изначала нашей отчиной Новгородским уездом”. Лопари платили в XVII в. двойную дань: русским и датчанам, хотя русские власти вели борьбу против датских данщиков. Интересны географические представления автора “Дневника”, типичные для средневековья. В издании Н. Г. Устрялова ошибка: “японцы” вместо “лапландцы” (польск.: Laponowie). См.: Харузин Н. Русские лопари. М., 1890; Очерки истории СССР: Период феодализма. XVII век. М., 1955. С. 772—773; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. С. 274—275.
114. Сообщение о лапландцах (лопарях) показывает, что автор пользовался устными рассказами и записал это уникальное свидетельство “из первых рук”.
115. Делия — в гусарской одежде плащ, подбитый мехом.
116. Бахмат — ногайская лошадь, боевой конь. См.: Добродомов И. Г. Из аланского пласта иранских заимствований чувашского яыка // Советская тюркология. 1980. № 2. С. 21—29.
117. Николай Олесницкий (ок. 1558—1629) — каштелян г. Малогощ, посол Сигизмунда III на коронации Марины Мнишек, автор записок о “царе Дмитрии Ива-' новиче” и Марине Мнишек. См.: Witusik A. OleSnicki MikoJaj // PSB. 1978. Т. 23/4. S. 771—773; Маржерет Ж. Записки. С. 201.
118. Иван Ш, великий князь всея Руси в 1462—1503 гг.
119. Василий III Иванович, великий князь всея Руси в 1505—1533 гг.
120. Елена Стефановна Волошанка (ум. 1505) — княгиня, невестка Ивана III, супруга его сына, великого князя Ивана Ивановича Молодого. В публикации А. Гиршберга — “Witultow dziewka,” , т. е. София Витовтовна (1371 — 1454) — жена Василия I, деда Ивана III.
121. Елена Васильевна Глинская (ум. 1538) — великая княгиня, с 1523 г. жена Василия III, мать Ивана IV Грозного, представительница виднейшей литовско-русской княжеской фамилии Глинских, центром владений которых в Великом княжестве Литовском была Туровщина. См.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972 С. 85—87.
122. Григорий Иванович Микулин—в 1588—1589 г. вяземский выборный дворянин, участвовал в шведском походе 1590 г., в 1600 г. русский посол в Англии (сохранился его портрет, написанный в Англии). Стремительную карьеру сделал в начале XVII в., Лжедмитрий I пожаловал его в думные дворяне. Автор “Дневника” ошибочно называет его окольничим (второй думный чин). См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 6, 236; Путешествия русских послов XVI—XVII вв. Статейные списки. М.; Л., 1954. С. 156—205; РК 1559—1605 гг. С. 259; Боярские списки... Ч. 1. С. 140, 205, 283, 312, 330; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 220; Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи (XVIII век—первая половина XIX века). М., 1982. С. 33. 50—52. (Литературное наследство. Т. 91).
123. В оригинале Hospodar, слово, которое здесь и далее переводится “государь”.
124. Александр Корвин Гонсевский (ум. ок. 1645) — староста велижский, дипломат и полководец. Ездил с посольствами к Лжедмитрию I в августе 1605 и в мае 1606 г. В результате московского восстания 17 (27) мая 1606 г. был задержан и находился в России до 1608 г. В 1610 г., после заключения договора о призвании на русский трон королевича Владислава, вошел во главе польского гарнизона в Москву. Руководил обороной города от ополчений П. П. Ляпунова, а затем К. Минина и Д. М. Пожарского, будучи фактическим правителем Москвы. В 1612—1618 гг. возглавлял польские войска под Смоленском, в 1618 и 1632 гг. успешно отразил попытки русских войск вернуть этот город в состав Русского государства. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 35, 170, 382, 383, 747, 755.
125. Сохранилась инструкция, данная послу А. Гонсевскому .польским королем Сигизмундом III и “верющая грамота”. Русских документов об этом посольстве не сохранилось. Ссылка в цитируемых “Дневником” речах Лжедмитрия I на разговор с Гонсевским подтверждает, что это посольство действительно состоялось. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 747.
126. Сейм — второй орган верховной власти в Польше, в котором была представлена польская шляхта. Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы, называвшихся сословиями. Третьим сословием был король. Сеймы собирались, как правило, раз в два года, каждый раз практически в новом составе из-за того, что на местных собраниях шляхты — сеймиках выбирались новые послы. Председательствовал в сейме король. В 1605 г. состоялся сейм, подробно обсуждавший политику Сигизмунда III в отношении русского самозванца. См.: РИБ. Т. 1. Стб. 1—81; Чаплиньский В. Органы государственной власти... С. 154—158; Maciszewski J. Szlachta polska i jej panstwo. Warszawa, 1969. S. 227.
127. Посольский двор располагался в Китай-городе в районе Ильинской улицы, начинавшейся от Фроловской (Спасской) башни Кремля, состоял из нескольких каменных и деревянных построек, в которых располагались квартиры послов, толмачей (переводчиков), приставов, а также башен с высокими шатрами и обширного открытого двора. См.: Памятники архитектуры Москвы... С. 361; Юзефович Л. А. “Как в посольских обычаях ведется...”. С. 76—80.
128. Кухмистер — старший, очень искусный повар. 128 Воскресенье праздничное — католический праздник, связанный с Пасхой.
129. Кадило — церковный сосуд, используемый в богослужении для курения благовоний.
130. Федор Иванович Мстиславский (ум. 1622) — князь, воевода, кравчий, с 1577 г. боярин, один из самых родовитых и наиболее влиятельных членов Боярской думы, после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. назывался в качестве одной из возможных кандидатур на русский престол, в 1604 г. возглавлял войско, посланное против Лжедмитрия I. При самозванце продолжал занимать одно из первых мест в Думе, принял участие в заговоре против Лжедмитрия I. Позднее, в 1610—1612 гг. возглавлял правительство так называемой “Семибоярщины”, был сторонником призвания на русский трон польского королевича Владислава. См.: Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 137; Боярские списки... Ч. 1. С. 67, 85, 104, 270; Ч. 2. С. 27; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 112—113.
131. Ирина Михаиловна Мстиславская — жена князя Ф. И. Мстиславского. В сохранившемся отрывке из описания обряда свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек читаем: “...а вести государыню под ручку воеводе, отцу ее, да княж Федорове княгине Ивановича Мстиславского”. См.: СГГиД. Ч. 2. № 138. С. 289; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 109; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 113.
132. Центральный момент коронации или свадьбы в глазах москвичей, не признававших обручения, совершенного в Кракове. Принятие Мариной Мнишек миропомазания по греческому обряду (о чем свидетельствует автор “Дневника”) могло означать для русских переход Марины Мнишек в православие, а для поляков — всего лишь необходимый элемент коронации. О принятии же причастия Лжедмитрием I и Мариной Мнишек из рук православного патриарха Игнатия источники сообщают противоречивые сведения. См.: Немоевский С. Записки. С. 59—60; ПирлингП. Димитрий Самозванец. С. 348—352.
133. Описание португалов — крупных золотых монет с государственным гербом сохранилось в записках еще одного участника описываемых событий Станислава Немоевского: “На португалах с одной стороны особа государя до пояса, с мечом и латинскою надписью: Aelatis suae 24, с другой — двуглавый орел, в груди у которого единорог, а кругом по-русски императорский титул” (Немоевский С. Записки. С. 60).
134. Жена Сигизмунда Тарло, хорунжего пшемысльского.
135. Трудно сказать, кого имел в виду автор “Дневника”. Немоевский также писал об “одной московской княгине”, стоявшей во время банкета у того края стола, где сидела Марина Мнишек, но не назвал ее по имени. Русские источники не знают князей Коширских. См.: Немоевский С. Записки. С. 61.
136. Сажень — мера длины, 216 см.
137. Известие за 22 мая отсутствует в публикации Н. Г. Устрялова, а известие за 23 мая ошибочно помещено под 22 мая. См.: Устрялов Н. Г. Сказания... Ч. 2. С. 159.
138. День Божьего Тела — католический церковный праздник в память о таинстве евхаристии. Введен в 1264 г. папой Урбаном IV, отмечается в первый четверг после праздника Троицы.
139. Василий Иванович Шуйский (1553—1612) — князь, служил первым рындой в полку Ивана IV во время серпуховского похода 1574 г., в 1575—1576 гг. входил в состав “особого двора” Ивана IV, участвовал в Ливонской войне, в 1580 г. царский дружка на свадьбе Ивана IV с Марией Нагой, с 1584 г. боярин, в 1585—1587 гг. воевода в Смоленске. В 1586—1587 гг. сослан в Галич, затем был возвращен ко двору и в 1591 г. возглавлял следственную комиссию по делу о смерти царевича Дмитрия. В 90-х годах XVI в. и начале XVII в. воевода в Новгороде, неоднократно назначался воеводой в государевом войске. В 1604 г. был послан с подкреплением к войску, отправленному против Лжедмитрия I, нанес ряд поражений войскам самозванца. После воцарения “Дмитрия Ивановича” едва не был казнен по обвинению в заговоре. 17 мая 1606 г. принял активное участие в низложении самозванца и сменил его на русском престоле. Правление царя Василия Шуйского сопровождалось открытыми военными столкновениями различных сословий и политических группировок, вмешательством в русские дела польских войск. В 1610 г. сведен с престола, умер в польском плену. См.: Белокуров С. А. Разрядные записи... С. 197; Гневушев А. М. Акты времени правления царя Василия Шуйского. М., 1915; Цветаев Д. Царь Василий Шуйский и место его погребения в Польше. Варшава, 1901. Кн. 1; РК 1475—1598 гг. С. 260; РК 1559—1605 гг. С. 177; Костомаров Н. И. Смутное время... С. 245—251; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 226—340; Шепелев И. С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 1608—1610 гг. Пятигорск, 1957; Мордови на С. П., Станиславски и А. Л. Состав особого двора Ивана IV в период “великого княжения” Симеона Бекбулатовича // Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977. С. 191; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 39, 94, ПО, 134, 216.
140. Коморник — слуга в доме знатных польских шляхтичей.
141. Михаил Игнатьевич Татищев (ум. 1608) — в начале царствования Бориса Годунова думный дворянин, имел дворцовый чин ясельничего, принимал участие внизложении и убийстве Лжедмитрия I. С 1606 г. окольничий, служил воеводою в Новгороде, где был убит по обвинению в измене царю Василию Шуйскому. См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 293; РК 1475—1598 гг. С. 521, 528; Боярские списки... Ч. 1. С. 36, 109, 247.
142. Название улицы, на которой останавливалась в Москве Марина Мнишек, в издании Н. Г. Устрялова отсутствует. Никитская улица располагалась в Белом городе в направлении тверской дороги и называлась по имени древнего Никитского монастыря.
143. Станислав Борша (ум. 1606) — польский ротмистр, с первых дней похода Лжедмитрия I на Москву находился в войске самозванца, оставил краткие записки о военных действиях. См.: Поход Московского царя Димитрия в Москву с сендомирским воеводой Юрием Мнишком и другими лицами из рыцарства. 1604 года // РИБ. Т. 1. Стб. 365—402.
144. Иван Андреевич Татев-Стародубский — князь, московский дворянин, в 1604 г. воевода в Чернигове, организовал сопротивление войскам Лжедмитрия I, но был выдан ему восставшими. В качестве посла самозванца ездил из Путивля к королю Сигизмунду III, чтобы воспрепятствовать агитации против Лжедмитрия I, проводившейся послом Бориса Годунова — Постником Огаревым. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 567,584—585.
145. О количестве поляков, убитых в ходе восстания в Москве 17 (27) мая 1606 г., сохранились разные свидетельства. И. Масса указывает, что было убито 1000 человек, К. Буссов называет другое число — 2135. Сообщение автора “Дневника” более достоверно. См.: Немоевский С. Записки. С. 76—98; Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. / Пер. А. А. Морозова. М., 1937. С. 142; Буссов К. Московская хроника. М., 1961. С. 118—121, 355.
146. Василий Васильевич Голицын (ум. 1619) — князь, боярин, один из самых знатных и влиятельных людей Русского государства в Смутное время. В 1604 г. воевода войска, посланного против Лжедмитрия I, в мае 1605 г. перешел под Кромами на сторону самозванца, принимал участие в заговоре против царя Дмитрия Ивановича, а позже — в низложении царя Василия Шуйского. В 1610 г. отправлен во главе посольства боярского правительства к королю Сигизмунду III под Смоленск, был там задержан и умер в Польше. См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 208—210; РК 1475—1598 гг. С. 407; РК 1559—1605 гг. С. 256; Боярские списки... Ч. 1. С. 74, 125, 266.
147. Имеется в виду Лобное место на Красной площади в Москве.
148. Расстрига — духовное лицо, лишенное монашеского сана; здесь — Лжедмитрий I.
149. Текст допроса боярами Ю. Мнишка известен также в других польских источниках и дважды публиковался на русском языке в XIX в. См.: СГГиД. Ч. 2. № 139. С. 293—296; РИБ. Т. 1. Стб. 98—106. В публикации Н. Г. Устрялова текст допроса отсутствует.
150. О Петровском в русских дипломатических документах писали следующее: “А тот Петровский ведомой вор (известный разбойник.— В. К.) . служил он на Москве у сына боярского у Истомы Михнова, а звали его Петрушею, а не Юрьем Петровским, а был он в Лифляндской земле году или дву и рос у Истомы Михнова в ыменье на Туле; а на Углече он николи не бывал, и царевича Дмитрея не видал, и у нас таких страдников (т. е. работников, бранное слово. — В. К.) ко государским детям не припускают”. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 264.
151. Известие о подмене трупа царевича содержится и в других записках иностранцев. См.: Немоевский С. Записки. С. 107—108; Буссов К. Московская хроника. С. 134—135, 358.
152. Архангельский собор в Кремле, построенный в 1505—1508 гг. зодчим Алевизом Новым. Служил усыпальницей московских великих князей, а затем царей.
153. Феодосия Федоровна (1592—1594) — царевна, единственная дочь царя Федора Ивановича и Ирины Годуновой, родилась в мае 1592 г., была очень слабым ребенком и вскоре умерла. Слухи о причастности Бориса Годунова к ее смерти не имеют оснований. См.: Шереметев С. Д. Царевна Феодосия Федоровна//Старина и новизна. СПб., 1902. Кн. 5. С. 283—286; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты.. С. 147, 169.
154. Ирина Федоровна Годунова (ум. 1603) —сестра Бориса Годунова, с 1575 г. жена царевича Федора Ивановича, с 1584 г. русская царица. После смерти мужа в 1598 г. фактическая правительница страны до избрания царем ее брата. Приняла монашеский постриг в Московском Новодевичьем монастыре (в иночестве Александра). См.: ПСРЛ. Т. 14. С. 19—20, 49; Источники по социально-экономической истории России XVI—XVIII вв.: Из архива Московского Новодевичьего монастыря / Подг. текста и вступ. статья В. Б. Павлова-Сильванского. М., 1985. С. 81, 86, 167, 193; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 14, 17, 19, 42.
155. Речь идет о посольстве в Москву великого канцлера литовского Льва Сапеги в 1600—1601 гг. Когда русские послы боярин М. Г. Салтыков-Морозов и В. Т. Плещеев приехали в сентябре—октябре 1601 г. в Речь Посполитую, им было высказано недовольство стесненным содержанием посольства Льва Сапеги в Москве. Александр Гонсевский выговаривал русским послам: “...были все заперты в одном месте, никуды нас не пускали, а мы люди вольные, в тесноте жити не извыкли, хотя б мы чего не доели, только б нам воля была”. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 83—84.
156. Пограничные городки Прилуки, Снетино были предметом территориальных споров между Россией и Речью Посполитой. Чтобы урегулировать их, с 1602 г., после заключения перемирия между двумя государствами, проводилась работа по размежеванию рубежей. Однако она сопровождалась взаимными претензиями, спорами комиссий, невысылкой их в срок на межеванье земель и даже военными столкновениями. Самое кровопролитное из них было в 1603 г., когда царь Борис Годунов приказал сжечь принадлежавший магнатам Вишневецким спорный городок Прилуки. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 170—173, 175—176; Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба... С. 113—114.
157. Гетман великий— высший чин после короля, командующий войсками Речи Посполитой во время войны.
158. Гетман польный— заместитель и помощник гетмана великого. Должность гетмана великого и польного была общей для Польского королевства и Великого княжества Литовского. См.: Maciszewski J. Szlachta polska i jej panstwo. S. 223.
159. Посольство Постника Григорьевича Огарева состоялось в сентябре 1604— 1605 гг. и должно было обсудить возникшие раздоры при межевании границ, противодействовать поддержке Сигизмундом III самозванца и сношениям польского короля с крымским царем (король подкупал крымских татар для совершения похода в Московское государство). См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 174—181.
160. Универсал— королевское послание, адресованное “всем вообще и каждому особо, кому о том ведать надлежит”.
161. Соответствующие распоряжения о встрече в Смоленске послов Григория Константиновича Волконского и дьяка Андрея Иванова были сделаны 29 мая 1606 г. Их приезд туда ожидался 18 (28) июня, следовательно, автор “Дневника” достаточно точно говорит об отъезде послов из Москвы около 12 (22) июня 1606 г. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 193—372.
162. Главным очагом восстания с самого начала действительно был Путивль и другие города, ранее в числе первых поддержавшие Лжедмитрия I. Об этом свидетельствуют обнаруженные И. П. Кулаковой летописные заметки, в которых говорится: “А черниговцы, и путимци, и кромичи, и комарици, и вси рязанские городы за царя Василья креста не целовали и с Москвы всем войском пошли на Рязань: у нас, де, царевич Дмитрей жив” (Кулакова И. П. Восстание 1606 г. в Москве и воцарение Василия Шуйского // Социально-экономические и политические проблемы истории народов СССР. М., 1985. С. 49).
163. Петр Федорович, он же Илейка Муромец (ум. 1607) —самозваный царевич, выдававший себя за сына царя Федора Ивановича, происходил из посадских людей г. Мурома, работал по найму у нижегородских и ярославских торговых людей, служил терским казаком. В конце царствования Лжедмитрия I избран казаками в царевичи, “чтобы итить на Волгу, громить судов торговых”. Вместе с казачьими отрядами участвовал в походе на Астрахань, затем на Москву, после смерти “царя Дмитрия Ивановича” оказался в Путивле, затем в Туле в войске И. Болотникова. Взяв Тулу 10 октября 1607 г., царь Василий Шуйский захватил в плен самозваного царевича и вскоре казнил его. См.: ААЭ. Т. 2. № 81. С. 174; Костомаров Н. И. Смутное время... С. 288—298; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 250—275; Смирнов И. И. Восстание Болотникова: 1606—1607. Л., 1951. С. 339—341 и сл.; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. Л., 1988. С. 152—163.
164. Лжедмитрий II (ум. 1610) объявился в Московском государстве только летом 1607 г., записанные автором “Дневника” слухи о спасении “царя Дмитрия” показывают, насколько подготовленной была почва для его появления.
165. Спасов день— 1 августа (по старому стилю).
166. Крестовая слобода под Ярославлем при въезде со стороны Москвы, ныне в черте города.
167. Из-за искажения автором “Дневника” фамилии (прозвища) установить, о ком здесь говорится, не представляется возможным.
168. Описание Ярославля представляет собой одно из первых сохранившихся письменных свидетельств об укреплениях города. Точное местоположение домов ссыльных Мнишков неизвестно.
169. Здесь, вероятно, автор иронизирует, желая подчеркнуть, что посадские люди Ярославля, вместо того, чтобы тушить пожар, сбежались для грабежа, прихватив с собою сумки и мешки (“торбы”).
170. Военные действия под Ельцом продолжались в течение нескольких месяцев. Поначалу успех сопутствовал войскам Василия Шуйского, затем в результате победы восставших в битве под Кромами в августе 1606 г. царские воеводы, по свидетельству “Нового летописца”, вынуждены были отступить: “Слышаху же под Ельцом бояре, что под Кромами смутилось, отоидоша от Ельца прочь и поидоша все к Москве” (Новый летописец//ПСРЛ. Т. 14. С. 71). Об этом отступлении и говорится в “Дневнике”. См.: Скрынников Р. Г. Спорные проблемы восстания Болотникова//История СССР. 1989. № 5. С. 94—97.
171. Следующий далее текст “Дневника” за 21 сентября 1606—22 марта 1607 г. утрачен в нашей рукописи и переведен по публикации А. Гиршберга.
172. Известие о поражении войск царя Василия Шуйского под Кромами другими источниками не зафиксировано, в разрядных книгах говорится об отходе царского воеводы князь Ю. И. Трубецкого и городовых дворян из-под Кром по причине голода и неудачной осады. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 155; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 86—91.
173. Это известие, как показал И. И. Смирнов, относится к 10-м числам октября по старому стилю. Оно имеет в своей основе реальный факт— поход на Серпухов войска И. И. Болотникова после победы, одержанной в битве 23 сентября 1606 г. под Калугой над воеводой князем И. И. Шуйским. См.: Смирнов И. И! Восстание Болотникова. С. 172—173.
174. Здесь близко к тексту пересказывается содержание грамоты, присланной в Ярославль. Запись имеет большое значение для определения даты, когда восставшие; пришли под Москву. Судя по цитированной грамоте, это произошло 13—14 (23— 24) октября 1606 г. См.: Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 98—111.
175. Войско во главе с князем Ф. И. Мстиславским и князем Д. И. Шуйским выступило из Москвы около 23 октября 1606 г. См.: Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. ПО.
176. В приведенном известии говорится о битве под селом Троицким 25 октября 1606 г., проигранной войсками царя Василия Шуйского, после чего основные силы восставших подошли к Москве. См.: Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 111.
177. Это редкое прозвище в начале XVII в. носил Иван Евстафьевич Плещеев, в 1588/89 г. служивший в выборных дворянах по Владимиру, в 1599 г. воеводой в Мо-настыревском остроге, а в 1604 г. на Верхотурье. См.: РК 1598—1638 гг. С. 83; Боярские списки... Ч. 1. С. 130; Веселовский С. Б. Ономастикой. М., 1974. С. 220.
178. Решающее сражение под Москвой состоялось 2 (12) декабря 1606 г. См.: Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 140— 146.
179. Князь Константин Вишневецкий, находившийся в ссылке в Костроме.
180. Известен Иван Андреевич Татищев— выборный дворянин по Дмитрову в 1598—1603 .гг. Однако маловероятно, чтобы речь в этом известии шла о нем, т. к. его имя не упомянуто в боярском списке 1606/07 г. и поэтому ему вряд ли доверили бы собирать на службу ярославских дворян и детей боярских. На такую службу назначались исключительно члены Государева двора. В боярском списке 1606/07 г. помета “отослан в збор” находится рядом с именем Юрия Игнатьевича Татищева. Более вероятно, что в данном известии речь идет именно о нем. См.: Боярские списки... Ч. 1. С. 253
181. Церковный праздник после Рождества Христова.
182. Известие о победе восставших над войском князя Д. И. Шуйского под Калугой и Серпуховом не находит подтверждения в других источниках. См.: Восстание И. Болотникова. Документы и материалы. М., 1959. С. 382; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 163.
183. Эта запись позволяет уточнить дату сражения под Венёвом, состоявшегося в конце января—начале февраля 1607 г. О его исходе источники содержат противоречивые сведения. См.: Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 166.
184. Марципан — миндальное пирожное.
185. Посольство Г. Волконского возвратилось в Москву около 13 февраля 1607 г. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 193, 359.
186. В этой записи, видимо, отразились сведения о переходе войска “царевича Петра” из Путивля в Тулу. См.: Восстание И. Болотникова. С. 382.
187. Михаил Михайлович Кривой-Салтыков— в боярском списке 1577 г. стольник, в конце царствования Ивана Грозного воевода в Михайлове, в 1588 г.— в Белёве, в боярском списке 1588/89 г. московский дворянин, в 90-х гг. XVI в. неоднократно назначался воеводою в Рязань, Новгород, Гдов, Калугу, попадал в опалу у царя Федора Ивановича из-за необоснованных местнических претензий, в 1597 г. раздавал денежное жалованье детям боярским в Туле, с 4 сентября 1598 г. окольничий. В 1604 г. был воеводою в Путивле, откуда восставшие путивляне привезли его связанным в войско Лжедмитрия I. В годы царствования Василия Шуйского окольничий, был послан в Ярославль для наблюдения за ссыльными Мнишками. См.: РИБ. Т. 1. Стб. 375; Костомаров Н. И. Смутное время... С. 90; РК 1475—1598 гг. С. 293 и ел.; РК 1559— 1605 гг. С. 188 и ел. Боярские списки... Ч. 1. С. 87, 126, 247, 276; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. С. 90, 232.
188. Вместо Б. Огиньского в Московское государство приехали посланники Ст. Витовский и князь Я. Соколиньский. Как писали в сентябре 1607 г. послы Н. Олесницкий и А. Гонсевский, они ожидали приезда посланника Б. Огиньского 7 месяцев, т. к. с этим приездом московское правительство связывало вопрос об их возвращении в Польшу. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 398.
189. Автор “Дневника” рассказывает о проведенном М. М. Салтыковым сборе ратных людей из ярославского служилого “города”, а также описывает обычный порядок организации посадскими людьми самообороны, существовавший и в более позднее время. См. публикацию переписных книг “посадских и всяких чинов градских жилетцких людей с пищалми и со всякими бои” 1668, 1669 и 1671 гг. // Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии. Ярославль, 1913. Вып. 6. Кн. 3 и 4. С. 373.
190. Благовещение — непереходящий церковный праздник, 25 марта (по старому стилю).
191. Юрьев день весенний— 23 апреля (по старому стилю).
192. Порядок судебного разбирательства в начале XVII в. предусматривал состязательность сторон, допросы истцов и ответчиков на очной ставке.
193. Самобичевание в католическом обряде богослужения символизирует Страшный суд. См.: Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 102.
194. Вознесение — переходящий церковный праздник, сороковой день после Пасхи.
195. В этой записи говорится о битве под Пчельней, состоявшейся в самом начале мая 1607 г., в которой войско царя Василия Шуйского потерпело поражение от болотниковской армии. См.: Буссов К. Московская хроника. С. 143, 363—364; Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 386—395; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 170—171.
196. Троица— переходящий церковный праздник, пятидесятый день после Пасхи, иначе “пятидесятница”.
197. Действительно, 21 мая 1607 г. царь Василий Шуйский выступил в поход из Москвы. В приведенном известии, вероятно, описывается созыв Земского собора в Москве. В первой половине XVII в. на периодически проводившихся земских соборах, состоявших из представителей разных сословий, обсуждались основные вопросы внутренней и внешней политики Московского государства. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 424—428; Восстание И. Болотникова. С. 216; Зимин А. А. „ И. И. Болотников и падение Тулы в 1607 г. // Крестьянские войны в России XVII— XVIII веков: Проблемы, поиски, решения. М., 1974. С. 57; Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М., 1978. С. 157.
198. Соховники—присяжные заседатели в Польше. Видимо, автор “Дневника” имеет в виду выборных земских целовальников, ведавших в городах сбором таможенных и других налогов. В то время они действительно должны были выставить на службу даточных людей, возможно, были мобилизованы и сами. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 432—433.
199. О В. В. Голицыне см. примеч. 146.
200. Речь идет о завершившемся победой войск царя Василия Шуйского сражении с восставшими на р. Восме 5 июня 1607 г. 9 июня были разосланы царские грамоты, в которых говорилось, что воеводы “живых языков болши пяти тысяч взяли”. Одна из них, присланная в Ярославль, вероятно, и была источником известия автора. См.: ААЭ. Т. 2. № 74; Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 442—444; Восстание И. Болотникова. С. 217; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 211.
201. Повод для сомнений действительно был, т. к. 12 июня 1607 г. произошла еще одна битва на р. Вороньей, в которой уже войско И. Болотникова нанесло поражение царским воеводам. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 446—447.
202. 29 июня 1607 г. царь Василий Шуйский извещал о победе над восставшими под Песочней и взятии Алексина. Возможно, что именно об этих сражениях идет речь в приведенном известии. См.: ААЭ. Т. 2. № 76. С. 179; Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 448—450; Восстание И. Болотникова. С. 400; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 448—450.
203. Орден святого Августина— нищенствующий монашеский орден католическойцеркви, по имени святого Августина (IV в.), оформление ордена произошло в первойполовине XIII в. Одежда—белый шерстяной подрясник с наплечником, черная рясаС длинными широкими рукавами, капюшон, кожаный пояс.
204. Николай де Мелло— монах-августинец, происходивший из Португалии, католический миссионер в Северной Америке. Его биография подробно рассказана автором “Дневника”, неоднократно ссылающимся на известия, полученные от Николаяде Мелло. См.: Пирлинг П. Николай Мело, “Гишпанския земли” чернец // Пирлинг П. Исторические статьи и заметки. СПб., 1913. С. 79.
205. Титул “генерал всей Америки” означал, что Николай де Мелло стал главой Августинского ордена в Северной Америке.
206. Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) — римский папа в 1592—1605 гг.
207. Филипп II (ум. 1598) — испанский король.
208. Аббас I Великий (1557—1628) —с 1586 г. персидский шах, известен веротерпимостью к христианам.
209. Т. е. через английского переводчика, протестанта, по мнению Николая де Мелло, намеренно исказившего его ответы царю и думным боярам.
210. Ростовский Борисоглебский монастырь, основанный в XIV в. монахами Троице-Сергиева монастыря Федором и Павлом, в начале XVI в. здесь был возведен каменный собор, ко времени Смуты в монастыре были и другие каменные постройки.
211. Речь идет о рокоше (восстании) в 1606—1607 гг. польской шляхты во главе с краковским воеводой Николаем Зебжидовским против короля Сигизмунда III. Одним из руководителей рокота был Станислав Стадницкий, родственник Стадницких, задержанных в Москве. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 372—382; Немоевский С. Записки. 136—179; Maciszewski J. Wojna domowa w Polsce (1606—1609). Wroclaw, I960
212. Приведенное известие о боязни “чернокнижничества” (колдовства) дополняет имеющиеся сведения о поверьях жителей Московского государства.
213. Сведения о первых неделях осады Тулы в июля 1607 г. являются уникальными и отсутствуют в русских источниках. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 450—454; Восстание И. Болотникова. С. ЗНЗ; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 217—221.
214. Орден святого Бернарда— монашеский орден католической церкви, по имени святого Бернарда Клервосского. В Польше получил распространение со второй половины XV в. и оставался популярным в XVII в. Бернардинцам покровительствовал в Самборе воевода Ю. Мнишек, они были духовными отцами его семейства, в том числе Марины Мнишек. См.: Пирлинг П. Мнишки и Бернардины // Пирлинг П. Из Смутного времени: Статьи и заметки. СПб., 1902. С. 39—53.
215. Отец Бенедикт Ансерин (ок. 1545—1607) — знаток богословия, основатель нескольких монастырей, приложил немало усилий для обращения Лжедмитрия I в католичество, его называли канцлером Замойским ордена бернардинцев по имени первого магната и коронного гетмана Польши в начале XVII в. См.: Пирлинг П. Димитрий Самозванец. С. 83—85; Gustaw R. Gsiorek Benedykt // PSB. 1949. Т. 7/4. S. 340—341.
216. Францисканский орден — нищенствующий монашеский орден, основанный в начале XIII в. Франциском Ассизским. Имел тесные связи с римским престолом. Одежда — коричневая шерстяная туника, перепоясанная веревкой, и сандалии. Францисканцы отличались от бернардинцев более суровым уставом, жили не в монастырях, а в миру, проповедуя аскетизм, занимались благотворительностью.
217. Провинциал — заведующий делами ордена бернардинцев на определенной территории (провинции); отец Бенедикт Ансерин исполнял должность провинциала в1594—1597 гг.
218. Комиссар—управляющий монастырями ордена бернардинцев.
219. Подскарбий — в свите польских магнатов должность управляющего, ведавшего финансами и имуществом.
220. Следующий далее текст “Дневника” за 13 августа—25 октября 1607 г. утрачен в нашей рукописи и переведен по публикации А. Гиршберга.
221. Китайка— сорт ткани.
222. Карл IX—с 1595 г. правитель Швеции, с 1604 г. официально избран шведским королем.
223. Известие о поражении войск царя Василия Шуйского под Тулой не соответствует действительности .
224. Лжедмитрий II (ум. 1610) — самозванец, выдававший себя за спасшегося царя Дмитрия Ивановича, происхождение его точно не известно. Летом 1607 г. он объявился в Стародубе, туда стекались отряды польских войск, в том числе те, которые приняли участие в восстании против короля. В сентябре 1607 г. Лжедмитрий II занял Брянск и пошел к Туле, осажденной царскими войсками. В это время войско самозванца сильно пополнилось русскими отрядами. Узнав о сдаче Тулы 10 октября 1607 г., Лжедмитрий II бежал в направлении Путивля, но затем возобновил военные действия. Потерпев ряд неудач, зиму 1608 г. провел в Орле. В мае 1608 г. разгромил войско царя Василия Шуйского под Волховом и подошел к Москве, осадив ее. Главный лагерь самозванца располагался в Тушино, поэтому Лжедмитрий II в русских источниках называется “тушинским вором”. Осенью 1608 г. в Тушино прибыла Марина Мнишек, которой незадолго до этого по условиям перемирия, заключенного с польскими послами, было разрешено отправиться в Польшу. В конце 1608—начале 1609 г. Лжедмитрия II поддержали многие города не только на юге, но и на северо-востоке страны, в Замосковном крае. Но вследствие злоупотреблений воевод Лжедмитрия II и грабительских набегов польских отрядов на крестьян и посадских людей началось освободительное движение. После нарушения Сигизмундом III перемирия и начавшейся осады Смоленска в сентябре 1609 г. в тушинском лагере начали нарастать противоречия, в результате которых в начале 1610 г. Лжедмитрий II был вынужден бежать вместе с Мариной Мнишек в Калугу. В июне 1610 г. войска царя Василия Шуйского были разбиты в битве под Клушино гетманом С. Жолкевским. Лжедмитрий II, надеясь на поддержку москвичей, совершил поход к Москве. Однако боярское правительство предпочло заключить договор о призвании польского королевича Владислава, чтобы не допустить притязаний на престол Лжедмитрия П. Самозванец снова ушел в Калугу, где в декабре 1610 г. был убит, несколько дней не дожив до рождения у Марины Мнишек сына Ивана— “воренка”. См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 299—451; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 268—386; Шепелев И. С. Освободительная и классовая борьба...
225. Имеется в виду битва под Пчельней 3 мая 1607 г., окончившаяся неудачей для царя Василия Шуйского. Были убиты два главных воеводы царского войска Б. Татев и А. Черкасский, возможно, часть царского войска перешла на сторону восставших, а остальные ушли к Москве. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 387—393.
226. Иван Исаевич Болотников (ум. 1608) — предводитель восстания против царя Василия Шуйского в 1606—1607 гг.; служилый холоп князя А. А. Телятевского, возможно, происходил из мелкопоместных дворян; бежал к казакам, воевал против турок в Венгрии и Польше, был взят в плен и служил на турецких галерах, освобожден из плена итальянцами и летом 1606 г. возвратился в Россию через Венецию, Германию и Польшу. Осенью 1606 г. нанес поражение царским войскам под Кромами, и во главе с ним восставшие осадили Москву, расположившись лагерем в Коломенском. 2 декабря 1606 г., потерпев поражение, отряды болотниковцев вынуждены были отступить к Калуге, где их до мая 1607 г. осаждали царские войска. После снятия осады, И. Болотников оказался в Туле, в июле—октябре 1607 г. руководил обороной города. По соглашению с царем Василием Шуйским вывел из затопленной Тулы свое войско и сдался в плен. В 1608 г. сослан в Каргополь и тайно казнен. См.: Смирнов И. И. Восстание Болотникова; Восстание И. Болотникова; Корецкий В. И. 1) Формирование крепостного права... С. 258—311; 2) О формировании И. И. Болотникова как вождя крестьянского восстания // Крестьянские войны в России... С. 123—126; Скрынников Р. Т. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 74—253. Известие о переходе у Пчельни на сторону восставших части войска царя Василия Шуйского, подтверждающееся некоторыми русскими источниками (например, “Иным сказанием”), нельзя считать полностью достоверным, и вопрос этот относится к числу спорных проблем в истории восстания И. И. Болотникова. См.: “Иное сказание”//РИБ. Т. 13. Стб. 112; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 259; Восстание И. Болотникова. С. 101, 353—354, 384.
227. В публикации А. Гиршберга названо и имя князя Долгорукого— Борис. Однако боярина с таким именем в это время не существовало. Участником восстания был князь Михаил Долгорукий, приходивший в мае 1607 г. с отрядом “воровских людей” под Козельск, но его переход на сторону восставших не связан с битвой под Пчельней. См.: Восстание И. Болотникова. С. 89, 147, 172.
228. Андрей Андреевич Телятевский (ум. ок. 1624) — князь, упоминается на службе в рындах в 1584 г., в 1587—1599 гг. стольник, в начале 1600 г. получил думный чин, в 1604 г. боярин, воевода государева полка, посланного против Лжедмитрия I. В г. был назначен воеводою в Чернигов, перешел на сторону восставших, в 1606 г. принял самое активное участие в военных действиях против царя Василия Шуйского. Известие “Дневника” о переходе князя А. А. Телятевского в войско его бывшего холопа после битвы под Пчельней не соответствует действительности, т. к. это произошло ранее. Постригся в монахи под именем Гермогена (крестильное имя Емельян), погребен в Троице-Сергиевом монастыре. См.: Восстание И. Болотникова. С. 88—90; РК 1475—1598 гг. С. 414, 415, 522, 528, 532; РК 1559—1605 гг. С. 210 и сл.; Боярские списки... Ч. 1. С. 108, 180, 267; Ч. 2. С. 31; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 86.
229. Гермоген (ок. 1530—1612) — с 1589 г. казанский митрополит, с 1606 г. московский патриарх, занимал антикатолические и антипольские позиции, поддерживал первое ополчение П. П. Ляпунова и второе— князя Д. М. Пожарского и К. Минина, умер в заточении в Чудовом монастыре.
230. Эдикт — здесь указ, исходящий от церковных властей. Вероятно, имеется в виду грамота патриарха Гермогена о походе войска царя Василия Шуйского на Тулу, составленная не ранее 6 июня. См.: ААЭ. Т. 2. № 73. С. 164—165.
231. Отъезд царя Василия Шуйского из Москвы состоялся 21 мая 1607 г.
232. Известие автора “Дневника” о данной царем клятве является уникальным, в других источниках сведения об этом отсутствуют. См.: Восстание И. Болотникова. С. 373.
233. Оборона Тулы, куда ушел из Калуги И. И. Болотников, началась в самом конце июня—начале июля 1607 г. Незадолго перед этим состоялись две крупные битвы (5—7 июня на р. Восме и 12 июня на р. Вороньей), обе были неудачными для восставших. Известие о поражении царя Василия Шуйского, скорее всего, было ложным слухом. См.: ААЭ. Т. 2. № 74. С. 166-168; Смирнов И. И. Восстание Болотникова. С. 446—447; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 211—245.
234. Колодник—пленник. См.: Срезневский И. И. Словарь... Т. 1. Ч. 2.
235. Николай де Мелло упоминает в своем письме об итальянце Антонии Влохе, о докторах Давиде Вазмере из Любека и венгре Кристофе (Кшиштофе) Ристленгере. Антоний Влох жил в Москве у “доктора Христофора” и, как стало известно из доноса некоего И. Садовского, получал письма от Стадницких из Ростова (“посылали грамотки к Москве к Онтону Влоху с стрельцы не поодинова”). Кроме того, доносчик указывал, что “Онтон Влох Стаднитцким говорил, что Рострига жив”, а уже одно это было серьезным основанием для заключения его в тюрьму. См.: Пирлинг П. Николай Мело... С. 79; Сб. РИО. Т. 137. С. 373, 374, 377.
236. Сведения об организации царем Василием Шуйским русско-татарско-шведского союза против Речи Посполитой относятся к разряду домыслов. Напротив, царь отвергал настойчивые предложения о помощи шведского короля Карла IX. См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты... С. 262—263; см. также: Пирлинг П. Переписка Карла IX с самозванцами // Пирлинг П. Исторические статьи и заметки С. 1Ж-171.
237. Федор Княжнин, вероятно, происходил из рода московских вотчинников XVI в., но в рассматриваемое время этот род захудал, никто из его представителей не служил в Государевом дворе, поэтому, скорее всего, речь идет о провинциальном служилом человеке. См.: Веселовский С. Б. Ономастикой. С. 144.
238. Взятие Тулы произошло 10 (20) октября 1607 г., следовательно, автор “Дневника” точно передает хронологию событий: спустя десять дней грамоты с известием об этом пришли в Ярославль, где их, по обычному порядку, объявляли на соборной площади. См.: СГГиД. Ч. 2. № 154; ААЭ. Т. 2. № 81; Зимин А. А. И. И. Болотников и падение Тулы в 1607 г. С. 64—65; Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 234—239.
239. Упоминающиеся здесь лица в 1607—1608 гг. с посольством в Россию не приезжали, ранее в Ярославле ходили слухи о приезде в Россию посланника Б. Огиньского.
240. Действительно, узнав о поражении восставших под Тулой, Лжедмитрий II бежал к Путивлю.
241. В других источниках, особенно у иностранных авторов— И. Массы, К. Буссова, также сохранились известия о переговорах царя Василия Шуйского с восставшими, предшествовавших сдаче Тулы. Войско И. Болотникова было распущено, а его предводитель и самозваный царевич Петр Федорович взяты в плен. См.: Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. С. 234— 239
242. Речь идет о посольстве Станислава Витовского и князя Яна Друцкого-Соколиньского, въезд которых в Москву состоялся после 12 октября 1607 г. Известие “Дневника” о задержании послов справедливо, т. к. “верющие грамоты” от Сигизмунда III были вручены посланниками только 10 ноября 1607 г., а аудиенция у царя Василия Шуйского состоялась еще позднее — 22 ноября. Подтверждается также предположение автора цитируемого в “Дневнике” письма о боязни московского правительства сношений между двумя польскими посольствами. Приставам, сопровождавшим новых послов, был дан строгий наказ: “А того б есте однолично берегли накрепко, чтоб к ним нихто ниотколе ссылочного письма тайно не принес, и они б от себя ни х кому не послали; берегли бы есте того накрепко”. Основной целью посольства С. Витовского и Я. Соколиньского было заключение перемирия с Россией и решение судьбы задержанных послов к Лжедмитрию I, а также поляков, приехавших в свите Марины Мнишек на ее свадьбу с самозванцем. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 418—427.
243. Царь Василий Шуйский возвратился в Москву не позднее 19 октября 1607 г., еще 15 октября в царских грамотах писали: “На нашем стану на Туле”. См.: Восстание И. Болотникова. С. 222—223.
244. День святого Николая Мирликийского (“Никола зимний”) — 6 декабря (по старому стилю).
245. Первая аудиенция у Шуйского состоялась 22 ноября 1607 г. Здесь очень приблизительно изложены споры посланников и бояр, возникшие еще при передаче “верющих грамот”. Целью польского посольства было заключение перемирия, а не объявление войны, поэтому сюжет о передаче сабли явно устного происхождения. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 426.
246. Такая возможность действительно могла обсуждаться, т. к. прибывшие в Москву посланники, согласно королевскому наказу, потребовали сперва встречи с воеводой Юрием Мнишком и другими знатными поляками, находившимися в ссылке. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 427.
247. Несмотря на то, что послы С. Витовский и Я. Соколиньский были к этому времени в Москве уже около двух месяцев, воевода Ю. Мнишек и его свита еще не знали точно имени послов. В “Дневнике” отразился слух о том, что послом был Ян Янович Глебович, староста Троцкий, чьи земли располагались рядом с русским рубежом. См.: Сб. РИО. Т. 137. С. 293—294.