Турецкое описание юга России. 1740 г.

ВАЛАХИЯ, МОЛДАВИЯ, КРЫМ, ТАМАНЬ И АЗОВ В

ТУРЕЦКОМ ОПИСАНИИ 1740 Г.

(1152 г.)

I

Валахия (Эфлак)

Вначале Валахия и Молдавия представляли собой одно княжество” позднее они разделились на два княжества под сюзеренитетом Порты, управляемые каждые своим господарем (беем), имеющим ранг паши с двойным бунчуком 1. Инвеститура господаря производилась в присутствии султана пожалованием кафтана 2 и куки 3, после чего его провожали два солака 4 в дом, где тот [господарь] остановился. По этому случаю капуджи 5 среднего двора (Орта Капу) получал различные подарки (пешкеша). При отъезде к месту назначения его сопровождали султанские пейк 6, солак и капуджи вплоть до его резиденции.

В древности в Валахии обитала татарская народность скифы [Чита] 7. Император Траян 8 поселил там 30000 пахарей. Но другой римский император вместо них организовал военные поселения, которые должны были защищать от татарских набегов. В 866 г. 9 эта страна была завоевана султаном Мехмед-ханом, именуемым Завоеватель [эл-Фатих].

Границы [Валахии]. На востоке— Молдавия, на севере — Польша, на западе — деревня Оршова у подступов к Тимишорскому воеводству и к Трансильвании, на юге — река Дунай.

Города и местности. В Валахии много городов и сел. Главный город Бюкреш [Бухарест] расположен на расстоянии 12 часов пути от Еркёкю (или Иерджеви) 10 на Дунае.

Бухарест расположен на 51° долготы и 44,5° широты, на равнине на берегу реки, называемой румынским именем Дымбовица. Это хорошо построенный город с красивыми и богатыми церквами и величественными домами, в которых проживают неверные и турки. Там имеется много торговцев. У города обширные предместья, хорошо организованные рынки и две бани. В центре города на холме находится похожий на крепость монастырь, окруженный каменной стеной; из него виден весь город. Хорошо построены каменные церкви и, как я уже говорил, богато разукрашены; их купола позолочены и имеют кресты различной формы, которые видны за целый перегон. Через реку построен прочный мост. Вокруг плодородная земля с огородами и виноградниками. Метерханы 11 играют перед дворцом господаря ежедневно после обеда. Диван-эфенди 12, его первый ага и начальник кавалерии [татар] — мусульмане, остальные придворные сановники — неверные. Незадолго перед отходом ко сну инструментом, похожим на рожок, называемым туба, подается сигнал, после которого никто не имеет права выходить из дому. Городские корчмы все время открыты. Парни и девушки приглашают каждого встречного удовлетворить свои прихоти за ничтожную цену. Много арабов и турок отказалось от своей веры и осталось в той стране. [135]

Другой валашский город называется Теригоша. Он расположен на равнине, недалеко от границы с Трансильванией, и имеет обширные предместья с виноградниками и садами и большую церковь. Рядом протекает большая река. Каменные дома красиво построены, и там же имеются бани и рынки. Вокруг города обширные виноградники и фруктовые сады. От Трансильвании город отделен горой.

Другая местность по дороге в Молдаву, на расстоянии почтового перегона от Бухареста, называется Куркдж 13.

Буза 14 расположен на реке с таким же названием. От него до Рущука расстояния 7 миль. Поблизости находится деревня Рымне 15.

Положение страны. Валахия очень плодородная страна, и земли ее очень хорошо обрабатываются. Ее города и села, как и большинство монастырей, окружены, как крепость, каменными стенами. Чистые торговые местечки, построенные как города, обильно разукрашены; в них очень много рек, источников и садов.

В [Валахии] имеются в большом количестве жиры, мед, скот, бараны и лошади; коров и овец джелепы, 16 вывозят вплоть до Венеции и Польши. Лошади норовистые, но хорошие для перевозки тяжестей. Пастухов очень много, и если бы не было вывоза за границу, то продуктов страны хватило бы и для нужд Стамбула. В некоторых селах регулярно организуются ярмарки и базары. Так, в Кырал-Ова 17 и во многих местностях на границе Трансильвании собираются купцы со всех концов.

Ископаемые богатства. В Валахии находится много соляных копий, называемых окна. Под землей соль дробят на куски, а затем поднимают наверх. Эту работу выполняют преступники, которых оставляют там на всю жизнь. В Валахии имеются золотые, серебряные, медные и свинцовые разработки. Имеются также нефтяные колодцы, из которых нефть бьет из земли, как вода. Она грузится в бурдюки и вывозится в другие страны. Вблизи колодцев находятся люди, которые за магарыч в 20 или 30 пара 18 поджигают нефть, и она горит большим пламенем, а дым, расстилаясь различными фигурами, изображает лошадей, верблюдов, беседки и т. д., рисуя странные картины.

Характер народа. По своему характеру валахи очень недоверчивы, а потому совершенно не способны к дружбе. Их женщины чрезвычайно красивы и весьма уважаемы, поэтому большинство дел находится в их руках. Одежда валахов похожа на венгерскую, а язык представляет смесь славянского с русским. Валахи воинственны и храбры. Они хорошо владеют луком и стрелами, ружьем и саблей. Ежегодно уплачивают господарю 100000 червонцев. Ежегодная дань Высокой Порте равна 100000 гурушей 19. Раньше каждое десятое хозяйство должно было ежегодно давать господарю по волу или корове. Теперь же берется каждый месяц по одной. Кроме этого, за каждую голову скота уплачивается ежемесячный побор в 20 аспр, называемый окаритом 20, а за барана — по 10 аспр. В Валахии так много скота и баранов, что их вывозят в Россию, Польшу, Венгрию, Данциг, Богемию, Силезию, Австрию, Боснию и даже в Рим. Воск, зерно, жиры и соль поставляют исключительно в Константинополь. В начале какой-либо кампании господарь лично отправляется на Дунай для наблюдения за наведением моста. Он наблюдает за доставкой понтонов, балок, лесных материалов и досок. Вместо железных якорей они [валахи] пользуются квадратными поставленными рядом ящиками, загруженными камнями. Эти ящики опускаются на дно Дуная на канатах в 120—150 саженей 21, переплетенных со стеблями вьющихся растений и закрепленных на понтонах, чтобы держать последние неподвижными. Для перевозки военного снаряжения [136] и багажа турецкой армии валахи и молдаване дают внаймы 6000 подвод. Во время войны и они вооружены саблями, ружьями, копьями, луками и стрелами.

Голову они покрывают капюшоном. Большинство их воинов конные, а пешие носят лопату и мотыгу и идут во главе армии, чтобы выравнивать дорогу... Они называются балдарами 22. Валахи, как и татары, лошадям режут ноздри, чтобы облегчить им дыхание. В прежние времена их армия состояла из 60000 всадников под водительством господаря. Они храбры и ловки в движениях. Воевода назначается Высокой Портой. Как это уже было сказано, до того, как он займет свой пост, его наделяют в присутствии султана кафтаном и кукой. Один чауш, который впоследствии несет службу знаменосца, два капуджи, пейк и солак торжественно выступают впереди; такой же церемониал повторяется и при въезде в Бухарест. Там этот почетный эскорт проживает в специально отведенных домах, получает одежду и деньги на дорогу, а после выдачи обычного вознаграждения отпускается с большим почетом. Воевода должен оплачивать расходы [султана] в сумме 100000 золотых флоринов [червонцев], а затем соответственно он вносит определенную сумму для рейс-эфенди 23 и прочих вельмож. На байрам 24 султан получает соболью шубу, валиде-султан 25 и его гарем собольи, лисьи и горностаевые меха, а также и тканое сукно ценою свыше 200 кошелей [кисе] 26. В этот же праздник великий везир и другие высокие сановники получают, кроме волчьих и лисьих мехов, сукон и тканей, также и денежные суммы и подношения жирами и медом, в зависимости от времени года 27, на которое падает праздник.

Как уже было упомянуто, ежегодно Валахия уплачивает фиску (мирие) 100000 гурушей. Но так как каждый вновь назначенный воевода должен израсходовать 1200 кошелей, получается, что этот побор в четыре раза больше, чем фискальная подать. Во времена султана Сулей-мана 28 в Валахии было зарегистрировано 48000 хозяйств, а в Молдавии — 30 000. Вследствие притеснений воевод это число все время уменьшается. Десять бояр, занимающих в стране положение князей (кырал-заде), являются наследственными владельцами всей земли и распоряжаются народом, как рабами. Каждый из этих бояр собирает подать в своем уезде и вносит их в казну в Бухаресте. В стране имеется специально назначенный управляющий финансами и секретарь, учитывающие доходы и расходы. Воевода нечто вроде “великого царя”. Валашский воевода по рангу стоит выше молдавского: первый имеет ранг везира, а второй — бейлербея.

II

Богдан [Молдавия]

Богдан сначала называлась Дакия 29. Нынешнее ее наименование Богдан происходит от особого сорта пшеницы с цилиндрическим зерном (кара-богдай), откуда название Кара-Богдан.

Границы. Характер народа. Города и местность. Молдавия граничит на востоке с Черным морем, на западе — с Трансильванией и Валахией, да юге — частично о Валахией, частично с Дунаем, ,на севере — с Днестром.

Молдаване — грубые христиане и неверные. Их воевода назначается Портой, как и валашский. Столица Яш (Яссы) расположена на 52° долготы и 47° широты, имеет базары, баню и дворец господаря, [137] который называется курте [“двор”]. Там же находятся хорошо построенные каменные монастыри; но вообще город не так красив, как Бухарест. В Молдавии имеется еще несколько других хорошо сохранившихся городов и сел: Сучава 30, бывшая резиденция [воеводы], красивый город; Яниадже 31, расположенный на 10 миль ближе. Затем Калас 32 на Дунае, он имеет хорошо застроенные базары и несколько величественных церквей, а бани не имеет. Там находится резиденция янычарского сердара, поставленного по просьбе начальника рыболовного садка и бояр для наведения порядка среди многочисленных лазов 33, прибывающих туда в качестве горнорабочих. Галацкий порт посещается константинопольскими и египетскими кораблями, доставляющими терновое дерево для чубуков. В Константинополь вывозятся лесные материалы и дробленая соль.

На дороге из Ясс в Хотин, на берегу Прута, расположен Чучора 34 — склад зерна оттоманского интендантства. Там складываются запасы зерна, закупленного в Румелии 35 и по Дунайскому побережью, предназначенного для снабжения как армии в случае кампании против России или Польши, так и хотинского гарнизона. Зерно грузится на суда в Томарове 36, селе при слиянии Прута с Дунаем, и перевозится по воде в Чучору, где и находится специальный инспектор [назыр], ведающий приемкой и хранением зерна. Это место находится от Хотина на расстоянии 42 часов пути. Фактически от Хотина и до Прута [по самой короткой дороге] всего 6 часов пути, но проход плотов чрезвычайно затруднен массой упавших в воду деревьев, так что плоты не могут идти дальше вверя. Наиболее дальним пунктам, до которого можно добраться, является место, называемое Канлы-кепрю 37.

Невдалеке от Чучоры на Хан-тепе 38 в то время добывалась в большом количестве селитра [салнит]. После смерти лаза Мустафы-аги, разрабатывавшего эти залежи, никто не пытался добывать селитру, так что некоторое время залежи не разрабатывались. Но теперь, как слышно, его сын снова занялся ими и продает селитру Константинопольскому монетному двору и в другие места по 40 аспр за окку. У него не меньше 3000 человек, исключительно от него зависящих, он не платит молдавскому воеводе никаких податей и копает селитру, где приходится, даже под фундаментом церкви, если ему это потребовалось бы. Молдавские господари открыто восстают против подобной привилегии, но они не могут ничего поделать. Поэтому для них оказалось благо приятным занятие русскими Хотина в 1152 г. х. 39, как и амерть Мустафы-аги. Количество добываемой селитры было настолько значительным, что освобождало Высокую Порту от необходимости ввоза из других мест, больше того — оставались и излишки. Но для успешной добычи необходимо было снабдить производителя работ достаточными денежными средствами и не принимать во внимание протесты воевод против [использования] этих рудников, [чтобы не озлоблять их], так как они и без этого настоящие враги османского правительства. Разве воевода Михал не предложил Порте в возмещение за разрушения Хотина 300000 кошелей, 150 — Мустафе-паше кехайе бывшего диздара 40 Юсуф-паши, 50 — Мустафе-эфенди, бывшему дефтердару 41 города, ныне ведующему снабжением, и 15 — пишущему настоящие строки, который в то время был секретарем управления арсенала и финансовой канцелярии Хотина; и разве он [воевода Михаил] не передал через своего агента Яманди запечатанный список указанных сумм взяток агенту Порты упомянутого дефтердара в Константинополе, в то время директора столичного архива 42, за что был в тот же день смещен и вместо него господарем Молдавии был назначен драгоман Порты Лигор 43. [138]

Но и этот оказался неверным и более подлым, чем его предшественник. Как только лишь прибыл в Хотин он устроил так, чтобы крепость попала в руки русских. Что он потерял? Имея многих покровителей [его] в столице, удовольствовались лишь тем, что отсекли голову его брату, драгоману Порты, а он сам остался и поныне в добром здравии.

Как добывается селитра. Раскапывается земля, и на яму накладывается длинная выдолбленная колода, на которой укрепляются бочонки и трубы, наполнявшиеся выкопанной землей. Сверху наливается горячая вода, которая, стекая, попадает в котел, в котором размешивается и кипит. Затем в котел кладут палочки, на которых за ночь откладывается селитра слоем толщиной в палец. Чтобы добиться лучших результатов, операцию необходимо повторять много раз. Нигде не добывается лучшей селитры, чем здесь. Турецкое казначейство приобретает ее по 40 аспр за одну окку.

Вот это все о Чучоре для того, чтобы обратить внимание в будущем на этот важный пункт.

Города и местности. На молдавской границе по дороге в Хотин, недалеко от почтовой станции Штефэнешти 44, находится дубовый лесок, называемый Крынгул Лешилор [Лех Коруси] 45. На этом месте произошла битва между поляками и молдаванами, в которой победили последние и захватили в плен польского гетмана. Его запрягли в плуг и заставили пахать. В вывернутые борозды посеяли желуди, из которых выросли большие деревья; отсюда и произошло упомянутое название.

Хотин на 50° долготы и 48° широты расположен в узкой долине Днестра на молдавском берегу. Ниже старой каменной крепости, поставленной на скале, расположены новые укрепления в форме мешков [редуты? — М. Г.]. Внутри старой крепости находится мечеть, переделанная из старой церкви, жилище джебеджибаши 46, диздара, артиллерийские казармы и дом имама и муэдзина. Эта старая крепость построена с большим искусством и умением. В погребах находятся склады, из которых имеются выходы в каменные крытые переходы и коридоры. В прекрасные комнаты гарнизона подымаемся по лестнице, как на минарет. Легенда рассказывает, что в них помещался когда-то гарем. Посреди этой старой крепости находится источник, выкопанный в скале; его глубина 300 саженей, и он питается водой из Днестра. Там имеется талисман, оберегающий крепость, так что в ней не могут жить ни скорпионы, ни змеи, ни опасные пресмыкающиеся, ни даже куры и голуби. Последних необходимо доставлять извне, а если подержать несколько дней внутри, то они дохнут. Так же гибнут и случайно завезенные в крепость вместе с сеном змеи, как только прикоснутся к земле. Башни очень высокие, но они мало полезны, так как над ними господствуют соседние возвышенности и их легко могут достигнуть снаряды с внешних позиций, где расположен дворец паши.

Построенная за старым городом крепость имеет ворота: Константинопольские, Тимишорские, Водяные и Тайные. В наружном дворе находятся две бани, две мечети, а вблизи Константинопольских ворот много лавок; перед внутренней крепостью находится баня и ворота еничер-агаси 47, вблизи него — мечеть и казармы янычаров; наконец, на краю долины расположен пороховой склад. Выше—дворец паши, а перед ним дом дивана-эфенди. Через дорогу расположена богато разукрашенная общественная баня дефтердара Касым-эфенди; она похожа на стамбульские бани; перед ней колодец и мечеть покойной валиде-султан; вблизи от них суд и кладбище, где похоронен Абди-паша. [139] Там же покоится много дефтердаров и мукабеледжиев 48. Через дорогу от входа в мечеть было расположено жилище автора [этого сочинения], где в 1136 т. 49 он потерял сына, на смерть которого составил хронограмму и сам выдолбил ее на могильной плите. На том же кладбище покоится много благочестивых мужей. Абди-паша погребен в мраморном саркофаге, красиво высеченном и богато разукрашенном, причем везирский тюрбан позолочен. Во время захвата крепости русскими [31 августа 1739 г. —М. Г.] крыша и пол мечети были разрушены, а саркофаг Абди-паши разбит.

Внутри, справа от Константинопольских ворот, находились артиллерийские казармы и помещение для повозок, темница агалов и дворец дефтердара; слева — хлебный амбар, обширный и хорошо выстроенный, подобного которому нет ни в Румелии, ни в Порте, ни в других крепостях. По указанию автора, на основании высочайшего приказа доски были доставлены молдавским воеводой, вырезаны из тамошнего горного дуба, длиной 24 локтя, шириной 2 ладони и толщиной пол-ладони. Рядом с баней дефтердара Касым-эфенди находится красиво построенная школа и арка. Предместья расположены очень далеко [от города]. Там, вблизи дома Кулчак-паши, находится переделанная из церкви мечеть Айя София, в середине рынка — мечеть дефтердара Мустафы-эфенди, а в предместье, где живут липканы, — мечеть Aтaк. Учителя, имамы, предсказатели, чтецы Корана, чауши и низамы 50 мечетей получают жалованье от казны, а именно — из таможенных доходов. За счет тех же доходов производится и освещение храмов. Имеется еще много других небольших мечетей, которые содержатся за счет добровольных пожертвований.

Бань всего девять. На рынке имеются изделия всякого ремесла. В большей своей части рынок крытый. Когда русские захватили крепость, оии набрали деньги и товарами 25000 кошелей. Только у одного лишь купца по имени Симон было взято 600 кошелей. Старая Хотинская крепость была завоевана раньше, султаном Османом II в 1030 г. х. 51, но из-за отдаленности от столицы передана молдавским воеводам. В 1125 г. х. 52 Абди-паша пошел с 60-тысячным войском против Чучоры, но, не желая нарушать существующие договоры, ничего не предпринял. Тогда древняя Хотинская крепость была окружена новым земляным рвом, который позже был заменен каменным. Хронограммы на воротах из золота по лазури написаны буквами талик 53.

Во время окончания работ по укреплению [крепости] автор этих строк был секретарем хотинского департамента боеприпасов. Возвратившийся тогда во второй раз из Египта Абди-паша был назначен, во время своего пребывания в Хотиче, комендантом Очакова и сераскером 54. Он приказал отметить это событие хронограммой в 12 стихов, которая и была составлена мною, высечена на камне и позолочена. Другая хронограмма была написана на мраморе для портала Тайных ворот, за что получил от гарнизона вознаграждение в 200 гурушей, полкошеля и красивый кафтан. Из наследства Насух-паши 55, обезглавленного при султане Ахмете I, было украдкой доставлено в Хотин и передано в вакф 333 экземпляра ценных книг для пользования тамошними читателями; они были положены в специальные ящики в одной да старых башен над мечетью. Тогда же были назначены библиотекарь и смотритель. В мечети янычар аги находилось под присмотром специального библиотекаря 200 томов, которые были забраны русскими и увезены в Россию, где часть их пропала, а часть попала в руки евреев, которые доставили попавшему в плен Яхье-паше несколько книг по ничтожной цене. Другие от евреев же были куплены [140] липканами 56 и перепроданы в Константинополь и другие города. Значительная их часть и поныне находится в России. На северо-западе от Хотина, через дорогу от бывшего Сванека 57, в местности, называемой Aтaк 58, хотишсиий дефтердар Мустафа-ага учредил ярмарку и выстроил для этого на берегу Днестра большой караван-сарай, навесы для торговцев, конюшни для лошадей барышников. Там было 50 корчем, в которых проживали музыканты-поляки и красивые девушки. Двадцать янычаров охраняют там порядок. Ярмарка организуется семь раз в году. Впоследствии, узнав об этом, правительство [турецкое. — М. Г.] подарило доход этих таможен секретарю дивана 59 и другим садовникам. Ныне доходы от хотинского оброка, как и от ярмарки, идут тамошнему правителю.

До прихода русских жизнь в Хотине была дешевой. Так, 2 кила пшеницы стоили 10 пара, 1500 окка лучшей муки — 1 гуруш, 25 окка масла —1 гуруш. Локоть польского сукна стоил от 15 до 40 пара максимум. Очень хорошую лисью шубу можно было получить за 20— 30 гурушей, а мех выдры — за 2 аспра, соболь — за 8 пара, русскую лисицу — за 40—50 пара. Столько же стоила и лисица нафе [мех с живота. — М. Г.]. Куний мех польские купцы продавали по 2 гуруша связку 60 и еще упрашивали тебя взять, так как на всех углах было полно. Чай, янтарь, имбирь, гвоздика и мускатный орех находились в изобилии. Корица и гвоздика стоили в лавках по 4 гуруша окка. Ткань была трех сортов: лучшая по 80 турушей, второго сорта по 45— 50 гурушей, а третьего еще дешевле. Что касается чая, позументов и янтаря, пишущий эти строки оттуда еще обратил на них внимание Порты. Особенно польский ситец вывозился отсюда в Константинополь. Локоть стоил 10 пара, а самый лучший — 40 гурушей.

Климат в Хотине очень хороший, вода чистая, много источников, холмы зеленые, как изумруд дубравы. Фруктов — яблок, груш, слив — большое обилие и великолепного качества. Имеется сорт чернослива, который так легко переваривается, что утром натощак можно съесть 500 штук. Косточки сами выскакивают наружу. В долинах растет земляника и особый сорт малины. Ее ягода похожа на ягоду шиповника, а листок — на листок крыжовника; у нее приятный мускусный запах; она вывозится в Константинополь, где продается на окка. Дикая вишня велика, как орех, а ствол дикого шиповника имеет толщину пальца. Окрестности Хотина окружены фруктовыми садами и огородами. Черешни и вишни имеются в избытке. Благодаря хорошему воздуху отсутствует лихорадка и другие подобные болезни. Любопытно, что хлеб здесь хранится невымолоченным в амбарах, иначе через месяц он сгниет. Некоторые снопы стоят так и десять лет.

Скота у жителей раньше было так много, что янычары имели по 40000—50000 баранов. Правда, баран или овца стоили не больше 8— 10 пара. Бараны, как и белый скот, зимуют на снегу. В период отела ягненка можно купить за 8 пара, а шкуру продать скорняку за 20 пара, так что поешь жаркое из барашка и заработаешь 12 пара.

Против форта Акуб 61 на возвышенности расположен Атак (Оток) —на редкость очаровательное место, на склоне которого бьют источники, как в раю. Эти сады устроены по приказу Кеман-Кеша Ах-мед-аги, кехайи зятя (дамада) Мустафы-паши. Немного дальше расположена долина Киредж-хане 62, также очень приятное место с густой тенью от дубов. Соседние возвышенности богаты источниками. Один из источников устроен сигардокибаши 63 Ким-оглы Махмед-агой. Имеется хронограмма, мною составленная, написанная и высеченная. Образуемая из окрестных источников, речка пересекает покрытую лесом [141] долину, охватывая ее с двух сторон. Некоторые тамошние ручьи настолько полноводны, что могут приводить в движение мельницу. В поле растут дикие ирисы, похожие на морковь. Веселые луга перемежаются с садами и покрытыми дубом холмами. Поля засеяны пшеницей (кара-богдай) и маком, из семян которого выжимается маковое масло, а из пшеничной муки приготавливается что-то вроде плова, который едят, погружая ложку в маковое масло. Мак иногда так велик, как зерна граната. Дети берут с собой в школу одну-две головки мака и едят семена мака как сладости. Другое местное блюдо, называемое перху [?], распространилось и в Константинополе.

Что касается липканов, то 6000 их эмигрировали когда-то из Польши в Хотин, где вступили на военную службу под начальством своих байрак-ага 64.

В 18 часах пути от Хотина, на молдавской земле, у Днестра, находятся Бендеры 65, Соворика [Соран], небольшая, но сильная крепость, расположенная на высокой горе. Каплан-паша 66 осадил ее, но не смог взять, так как она очень укреплена. Недалеко находится Ладова 67, где устраиваются ярмарки.

По дороге в Аккерман находится Левише 68, тде имеется замок. Романия 69— это город по дороге в Хотин. Близко от него Бакув 70, а недалеко от него Аджуд 71.

Между Левите и Дунаем расположено Одобешти 72, до которого день пути. Такуш 73 на одном перетоне от Серета. Оттуда на одном перегоне находятся Бырлад и Васлуй.

Иснатин 74, в 12 часах пути от Хотина к границе Трансильвании, имеет большую ярмарку, которая при самых неблагоприятных обстоятельствах дает 200 кошелей. Во время постройки Хотинской кротости доход от этой ярмарки шел в пользу крепости, дефтердар которой получал доходы и со многих других местечек, что составляло еще 80 кошелей. Впоследствии эти доходы были уступлены молдаванам-гяурам 75.

В Молдавии ярмарки устраиваются в 17 различных местах, а доходы с них покрывают уплачиваемую Порте дань.

Страна между Днестром, Прутом, Хотином, Бендерами и Измаилом на Дунае разделена на 16 округов. Если бы передать ее под управление буджакских татар за уплату законной дани, мы были бы обеспечены, с одной (Стороны, от перехода врагов через Дунай, а с другой— от злобных происков молдаван. При подобном изменении обеспеченность укреплений могла бы лишь выиграть; нисколько от этого не пострадали бы и доходы, которые получает турецкая казна из Молдавии: так как кто бы ни владел страной, сможет получать столько же. и ему еще будет оставаться. Молдавия платит Порте дань в сумме 58000 гурушей, а одни только ярмарки дают большую сумму. Население молдаван достигает 150000 райятов. Уплачиваемая ежемесячно подать называется вакарит. Ежегодно Порте дают еще 500 лошадей и соколов.

В отношении войны молдаване похожи на валахов. Они свирепые и способные к битве. Воеводу охраняет гвардия в 500 всадников и столько же пеших, так как народ по природе очень непокорный. Наготове всегда 10000 всадников. Они имеют свои лены. По направлению к трансильванской границе встречаются залежи золота, серебра и соли; последние называются окна. Соль добывают большими кусками. Повсюду в большом количестве овцы, крупный скот и лошади. Среди фруктов Молдавии имеется особый сорт яблок, называемых домнешти 76, которые посылают в качестве подношения ко двору воеводы. Эти [142] яблоки крупного размера, и их можно сравнить с самым чистым сахаром. У воевод есть обычай отмечать своих сыновей специальным знакам, чтобы впоследствии делать из них бей-заде 77. Когда-то Молдавия принадлежала Венгрии, затем Польше, а позже была завоевана Портой.

Расстояния между местностями в Валахии и Молдавии весьма значительны.

От Аккермана на Черном море и до Леово, расположенном на границе Молдавии, — один мензил 78. Там переезжают через Прут, а от Прута до Ясс один переход. Ближайшая затем остановка — Сучава.

От Никополя до Рущика (или Джурджий) один переход, а оттуда до Бухареста 12 часов пути. От Бухареста до Кокорешти 79 — один переход.

От Силистры, за Дунаем, и до Джукенеш 80 один переход, а оттуда до Бырлада столько же, от Бырлада до Васлуя столько же, оттуда до Котнари столько же и от Котнари до Сучавы— один переход.

От Джурджиу до Хотина первая остановка в Буданеше, вторая в Бухаресте, третья в Коршешти; оттуда до Бузэу 2 мили, далее до Рым-ника 3,5, оттуда до Зебруга [?] столько же, а до местечка Фокшаны один перегон. Здесь проходит граница между Молдавией и Валахией, здесь же взимается таможенная пошлина. От Фокшаи до Аюда 4 мили, оттуда до Бакэу также 4 мили, далее до Романа столько же, оттуда до Себуса [?] 81 столько же, потом до Сучавы 6 миль, оттуда до Серета столько же, оттуда до Козу 82 11 миль, а оттуда до Хотина, через Прут, 5 миль.

От Бендер до Хотина считается пути 64 часа, от Измаила — 105 га-сов; столько же от Хотина до Килии. Из Хотина дорога идет через Кауле-Кёпрю в Ак-Месджидю, а оттуда через перевал Яман Иол в Бендеры, Килию и Измаил.

III

Буджак

Буджак 83— это отдельная от Молдавии страна, раньше называлась Сераб, а теперь называется Буджак. В длину она имеет 36 миль, а в ширину 16. Граничит на востоке с Черным морем, на севере с Днестром, на юге с Дунаем, на западе с Молдавией.

Буджак — плодородная низменность. Там живут татары, они очень зажиточны. Каждый из них имеет большие стада баранов, скота, лошадей, кобыл, называемых чялджи, и двугорбых верблюдов. Последних запрягают и пользуются ими, чтобы пахать землю и для перевозок. Там в изобилии произрастают пшеница, ячмень и другие злаковые, которые вывозят на верблюдах в ближайшие местности — Килию, Измаил, Аккерман— на продажу. Овечьей шерсти такое изобилие, что автор [этих строк] в 1134 г. х. 84 мог купить в Килии за 1 гуруш 120 окка, так что окка стоит не больше 1 гуруша. А теперь ее вывозят в Польшу, так что окка продается по 2 пара. Много из этой шерсти идет на недавно созданную суконную фабрику в Бухаресте, еще выделывается хорошее сукно синего цвета, по 30 пара за локоть. Для окраски в красный цвет сукно отправляют в Шиштов.

Там прекрасно, обильно растет так называемая арнаутская пшеница с мелким колосом и обыкновенным зерном. Молоко, простоквашу и топленое говяжье сало 85 вывозят в Константинополь. Аккерманские, [143] килийские и измаильские армяне и турки, известные под названием кираджи 86, скупают товары от производителей, а затем перепродают в тех местах. И купцы занимаются продажей топленого говяжьего сала, которое они смешивают с салом курдючных овец, заливают его в банки и бурдюки и отправляют в Константинополь. Некоторые из более предприимчивых татар лично распродают свои товары, не прибегая к помощи посредников. Простокваша самого лучшего качества продается бочоночками по 1 пара за окка.

Страна Буджак представляет собою вход в великую степь Хейхат 87. На расстоянии 20 перегонов не найдешь камешка величиной даже с перстень, ни деревца длиною в палец. Поэтому тамошние жители зимой согревают печи скотским навозом, смешанным с соломой, выделывают из него кирпичи и сушат их. Другим материалом для отопления служит тростник, в изобилии растущий на болотах и стоячих водах. С наступлением зимы татары его срезают и перевозят на повозках. На верблюдах ездят здесь без седла.

Татар поселили здесь, чтобы обеспечить страну от вражеских набегов. Они находятся под управлением назначенного Крымским ханом аги, который носит титул ялы-аги 88. Они имеют своих Собственных султанов и особых бояр — мирза 89, делятся на различные орды, каждая со своим мирзой. При выступлении на войну идут группами, называемыми казан, под командой мирзы. Подготовка к битве состоит в том, что сгоняют в одно место лошадей, которые пасутся в степи на свободе. Затем в течение 40 дней их кормят ячменем. Собрания татар называются яниш, т.е. “широко”, на которых говорят только старики, так как вмешательство молодых считается непристойным. Они очень уважают улемов 90 и благочестивых людей. В каждом округе имеется назначенный ханом судья, который может быть смещен в случае его осуждения на основании святого закона. Судьи судят справедливо и не взимают поборов под всякими предлогами, как это делают турецкие судьи, и, вынеся решение, довольствуются тем, что им дают добровольно, даже и 5 пара за иск в сумме 1000 гурушей, к тому же еще испрашивают, даешь ли и это от чистого сердца. Каждого судью содержит орда, к которой он принадлежит.

Вначале татар-колонистов было не больше 10000 человек. Теперь же Буджак дает контингент в 30000 человек, способных носить оружие, а Ногайская степь — 40 000. Численно такая вооруженная сила не представляется значительной, но так как она состоит из храбрых и воинственных людей, то внушает страх русским, полякам и венграм. Набеги на Россию Обычно они делают зимой, когда замерзают реки. Захваченные города и местности они безжалостно сжигают, а жителей уводят в рабство. Грабеж называется тойумлук 91. Когда раздается клич к битве, сразу все спешат явиться. Каждый имеет по две лошади и прибывает к месту сбора часто с расстояния в сотни миль. Тогда проводится общее собрание, называемое хошейниш, а после этого отправляются отдельными группами, но на небольшом расстоянии одна от другой. В центре находится командир, называемый диб-алай 92, либо сам хан или же один из его султанов. Их обоз (агарлык, т. е. “тяжелый багаж”, “груз”) состоит из просяной муки.

Для добычи языка (дил) разведчики отправляются во все стороны. Так, они, проникают в страну казаков, за Днестр и Буг, руководимые специальными проводниками, которые передают свое занятие от отца к сыну. Проводнику сообщается слово [пароль] и дается в руку кнут, и он идет, во главе войска. Дойдя до вражеской страны, татары грабят все, что попадается, а затем поворачивают обратно: иногда [144] казаки для защиты загораживают свой стан составленными округ возами, позади которых располагают стрелков с ружьями, чтобы помешать татарам захватывать и уводить тленных. Подобные препятствия татары старались разобрать руками, если это было возможно, или же уничтожали всех находившихся в стане и шли другой дорогой. Видя, что так они ничего не могут поделать, неверные снова освобождали дорогу от заграждений.

На войне татары соблюдают самую строгую дисциплину; [пока идут вперед и] нитки не возьмут, но при возвращении грабят все, что попадается под руку. Всех захваченных точно учитывают и, по обычаю, распределяют между собой, причем никто [из участников похода] не остается обиженным. Реки они переходят, устраивая плоты из тростника, складывают на них свой багаж и привязывают плоты к хвостам лошадей. Затем садятся голыми верхом и с бичом в руке переплывают на другой берег. Они предпочитают зимние кампании, когда реки покрыты льдом, а врагу труднее передвигаться.

Их одежда состоит из тулупа и штанов из овечьих либо лисьих шкур. Эти татары придерживаются ханефитского обряда и молятся по своим особым предписаниям.

В Буджаке наиболее значительными городами и местностями являются: Измаил на Дунае, против Тульчи; красивый город. Путешествующие в Румелию, Крым или Россию отправляются из Тульчи, переезжают Дунай, и за островом — первый пункт Измаил. В городе красивый рынок, бани и мечети. Там находятся мутевелли 93 и судья. Там берут почтовых лошадей на Бендеры, Очаков и Аккерман. Ближайшая почтовая станция — Татар-Бунар 94. Оттуда, следуя по течению Дуная, достигают Килии.

Килия— сильная крепость и хорошо построенный город. Она окружена рвом. Внутренняя крепость доходит до Дуная, который подмыл часть крепостной стены. Крепость имеет свой отдельный ров, через который проложен деревянный мост. Султан Баезид Вели 95, завоевавший город, имел привычку сидеть на стуле у крепостных ворот. По его примеру комендант крепости делает так же. Потому в этом месте собирается все больше и больше нищих. Внешняя крепость имеет четверо ворот: [трое из них] набережные ворота на Дунае, у которых разгружаются плоты с дровами; водяные ворота, у которых собираются люди, продающие молоко и простоквашу в кадкак. Кадка стоит 5 пара и достаточна семье на целую неделю. Там же разгружаются и продаются привезенные на лодках фрукты. Третьи ворота, называемые большими, ведут на Татарский рынок. Там между рвом и стенками находится могила, в которую люди бросают монету пара, и если они воодушевлены истинной верой, то обязательно услышат голос, отвечающий на их вопросы.

Султаном Баезидом была выстроена большая мечеть. В предместий находятся старая баня и несколько богато построенных мечетей.

В Килии имеется свыше 60 заезжих дворов, рынки и красивые кофейни. Недалеко от таможни находятся суд и рыбный рынок под наблюдением балык-эмини 96. Там же расположены харчевни и казенные кухни, где жаркое можно приготовить бесплатно, только за жир, который стекает на сковородку [и остается в пользу казенной кухни]. Чем больше ты жарил, тем более радовались твоему приходу.

В летние месяцы в Измаиле массовое стечение народа. Здесь встречаются люди всех наций, в городе такой большой рынок, что его [145] можно принять за ярмарку. В теплые времена года здесь все дешево. Положение меняется зимой, которая очень сурова. Основные предметы торговли: овечья шерсть, жиры, соленая рыба, икра и лошадиные шкуры (дубленые, растянутые на земле и покропленные горчицей, они быстро сохнут).

Выше Измаила Дунай расходится на два рукава: один впадает в море у Сулина, другой протекает у Килии и пятью рукавами также вливается в Черное море. Между этими рукавами находятся покрытые лугами и хорошо обрабатываемые острова с загонами для овец; население привозит оттуда много скота и лошадей. Оттуда же привозят на продажу молоко и простоквашу. Приготовление масла и сыров им неизвестно. А простокваша зато замечательная.

Аккерман расположен у Черного моря под 38° долготы и 47° широты; это очень сильная крепость; она была взята султаном Баезидом Вели одновременно с Килией в 889 г. х. 97. Вначале комендантом там был паша третьего ранга. По причине низкой воды у пристани суда должны были становиться на якорь за 3 мили до крепости. Крепость окружена очень глубокими и широкими рвами; падающие в них неверные гибнут, турки же, наоборот, остаются невредимыми. Причину объясняет шейх Саади из Шираза 98, на которого изливается благодать Аллаха. Когда Саади находился в русском плену, был вырыт этот ров 60 благоверными мусульманами, тоже пленниками. По окончании работ они вымолили у бога пощадить упавших в ров мусульман, а смерти предавать неверных. Самого Саади за 10 червонцев выкупил один купец, который затем выдал за него свою дочь с приданым в 40 червонцев. Когда эта женщина упрекнула своего мужа за его прошлое, он ей ответил: “Твой отец выкупил меня от русских за 10 червонцев только для того, чтобы за 40 передать в твои руки, откуда выкупиться никак невозможно”.

В окрестностях Аккермана здоровый климат, а вокруг расположены как украшения сады и огороды. Села вокруг Килии в точности как татарские. Население тоже татарское. Поблизости резиденция буджак-ского правителя. Между Аккерманом и Бендерами две остановки: в паланке Яник и в Татар-Бунарах. По дороге из Бендер в Очаков проезжаешь через них, не заезжая в Аккерман.

Крепость Бендеры, под 58° долготы и 48° широты, расположена у Днестра. Это крайний пункт ислама против России. Раньше Бендеры были менее значительны и служили местопребыванием назначаемого крымским ханом бея с однохвостным бунчуком. В 1122 г. х 99 шведский король, побитый русскими у Буга, вынужден был бежать в Очаковскую пустыню. Комендант этой крепости Юсуф-паша, получивший как раз тогда приказ восстановить наружные укрепления Бендер, доложил об этом султану Ахмеду [III]. Султан приказал перевезти короля в Бендеры и содержать его там за счет Порты. Русские воспользовались этим обстоятельством, чтобы объявить войну Порте, вследствие чего Бендеры были больше укреплены. В апреле следующего года русские действительно пришли со всей своей армией, чтобы занять Румелию, а может быть, даже и Константинополь. Вблизи Сорок, между Хотином и Бендерами, были построены два моста через Днестр, которые связали этот берег с землями за Прутом. Там, у Чучоры, им навстречу выступили, с одной стороны, шведский король с бендерским гарнизоном, с другой — татарский хан Девлет Гирей 100 и великий везир Балтаджи Мехмед 101 со святым знаменем.

Таким образом, окруженные со всех сторон, не имея провианта и не в силах достигнуть Прута, [русские] вынуждены были питаться древесной [146] корой вместо хлеба и в конце концов послали министра Шеремет-оглу 102 с платком в турецкий лагерь с просьбой о мире, что им было дано с условием уступки Азова и передачи Таганрога. Из Молдовы, в 16 часах пути от Хотина, и до Днестра у польской границы их сопровождали несколько везиров. Но какая польза? Таким же и остался он [Петр Великий], неверный; в 1148 г. x. 103 он снова захватил у Порты Азов.

После этого случая со шведом Бендеры стали значительной крепостью с комендантом-везиром. Крепость окружена теперь двойными стенами и глубоким рвом. Ее предместья украшены фруктовыми садами и виноградниками. Питьевую воду дает Днестр. Окрестности Бендер находятся в 18 часах пути от Килии, в 24 — от Измаила. В Бендерах есть красивые бани, мечети и рынки.

Днестр протекает у Акуба '(Окопи), Ованьека, Хотина, Сорок и Бендер и впадает в Черное море у Аккермана. Он так широк, как Шатт-эль-Араб [низовье Тигра и Евфрата], а летом его можно перейти вброд. Один из притоков находится между Сваньека ,и Хотином, выше села Браха, которое видно из Хотина. В летнее время настолько мелкий, что вода не доходит до стремени [седла].

Крепость Очаков [Озю]

Расположена под 58° долготы и 46° широты на расстоянии 36 часов пути от Бендер, на реке Днепре [Турла]. Не имеет пристани, и все же корабли останавливаются там. Днепровская вода не имеет сладкого вкуса, так как морское течение проникает то речной воде вверх до крепости. Перед Очаковом находится крепость Килбурун [Кинбурн] 104. Там находится резиденция коменданта крепости. Один Очаков не в состоянии противостоять набегам казацких отрядов с Днепра, так как ширина реки там 4 мили, но может служить пристанью для русского флота. Бесчисленные причиняемые казаками неприятности привели к тому, что в 1090 г. х. 105 вблизи Тоган-Хисари 106 были построены две крепости, чтобы закрыть казакам доступ в Черное море. Вследствие постоянных нападений неверных оба укрепления пришлось сдать. Все же имеются еще два укрепленных пункта и пристань (лиман) для судов, называемая Березань 107. Ниже Очакова течет Буг, называемый Ак-Су. Он течет из России. Вблизи Тоган-Хисари находится лес, называемый Карандашым-орманы 108, где проживают казаки-путкалы 109. Они происходят из владений крымских ханов; позже в Очакове, Аккермане, Бендерах и Килии они стали поденными рабочими. По этой причине их называют теп-оглу [?]. Раньше их иногда продавали в рабство стамбульским и египетским купцам, что вызывало жалобы казацких гетманов крымскому хану, которого в некоторых районах называли сераскер — предводитель. Но это никого не беспокоило. Эти казаки невероятно воинственны и доблестны, число их примерно 12000 человек, они носят ружья. Они не хотят иметь у себя женщин и пополняются молодежью из России и Польши, бежавшей оттуда вследствие какого-либо проступка. Однажды они были переданы Высокой Порте. Во время войны это был постоянный, готовый к битве, быстрый, как ветер, отряд легких войск. В 1135 г. х. 110, когда крымским ханом был Менгли Гирей 111, на татар поступило много жалоб за то, что они продали не менее 500000 казаков из различных городов и сел в Буджак в качестве рабов. Но на жалобы не обратили внимания. Русские использовали недоразумения между [татарами и казаками], чтобы предложить Порте взять казацкие отряды под свою руку. Напрасно татары [147] сопротивлялись этому. Их крик о помощи не был услышан, и, прельщенные неверными, свыше 12000 воинственных людей были отделены и отданы России. Эта удача повысила желание русских обеспечить себе выход на Черном море. Вскоре русские захватили [Азов] Азак, в 1149 г. х. 112 прошли даже в Крым, взяли [крепость] Ор 113, жителей которой захватили в плен и увели в Россию; лишь спустя много времени пленников освободили. Когда турецкое правительство узнало об этом, то отправило с 60-тысячным войском Мехмед-пашу, зятя [дамад] Топала Осман-паши, в качестве сераскера на Дунай. Пройдя через Каргал 114 до Исакчи 115 и заняв эту крепость, Мехмед-паша, однако, не получил позволения идти вперед. Между тем сюда же пришел и силяхдар 116 Сейид Мехмед-паша со святым знаменем и стал за Исакчей, где тоже остановился без движения. Тогдашний комендант Очакова Яхья-паша обратился к ним за помощью и сообщил, что русские перешли Буг и полным ходом идут на город. Но Мехмед-паша посчитал это известие чистой выдумкой и оставил без последствий письменное сообщение. Неверные же действительно направились на Очаков и начали его осаду. Их успех был облегчен взрывом порохового погреба. Часть крепости была превращена в руины, все оставшееся население, без всякого исключения, было взято в плен. Между тем, как в этом мот убедиться и сам автор этих заметок, в Картале была сосредоточена кавалерия не менее чем из: 200 000 янычаров 117. Не видно, какая от них была польза, если они ничего не сделали для спасения города. Между тем Менгли Гирей был назначен крымским ханом и отправлен из Родоса в Картал, чтобы снова занять Очаков. За две недели до Рузи касыма 118 направился из Бендер к Очакову и новоназначенный сераскер Гендж Али, чтобы объединенными силами [своими и татарского хана] добиться успеха. Но вскоре наступила зима, хан, перейдя Днепр, отправился в Крым, а остаток войска рассеялся. Много раненых погибло от льда и снега. Даже главная армия вернулась в Порту [Стамбул], а русские взорвали очаковские укрепления и сровняли их с землей. После отхода [русских] Порта построила их снова.

Питьевую воду Очаков берет из колодцев на расстоянии часа от города, так как речная вода, находящаяся поблизости, соленая. Расстилающаяся вокруг равнина красива и плодородна, и климат хороший. Степь питает бесчисленные стада крупного рогатого скота, овец и лошадей. В ближайшей степи встречается много диких овец, диких лошадей и одичавших людей. Раньше население имело все необходимое [для мусульман]. Но все же они [жители] много грешили, а потому Аллах покарал их приходом неверных. Чтобы попасть из Очакова в Крым, были наведены понтоны у Килбуруна. Оттуда тянется степь на расстоянии 36 часов, вплоть до Ора [Перекопа], и называется Хейхат, где проезжающие могут оставаться две либо три ночи.

Ор [Перекоп]

У входа в Крым, на 63° долготы и 49° широты, .находится полоса земли, ограниченная с правой стороны Черным морем, а с левой — Азовским, а на расстоянии в 1,5 мили имеются укрепления вышиной с гору и ров глубиной в 6 копий и шириной в 20. У берега моря вблизи поселка находится каменный форт. Питьевую воду достают из колодцев. Цветники и фруктовые сады отсутствуют. Все похоже на остров, но климат здоровый, и зима мягкая. Из-за отсутствия дров жгут навоз. В свое время и Перекоп был взят русскими; позже правители приказали [148] восстановить его. Он порт и бастион Крыма. К сожалению, его недостаточно ценили, иначе из него могли бы сделать самую сильную и важную крепость.

Кырым [Крым]

Это полуостров треугольной формы с поверхностью в 700 миль; на севере он связан с остальной сушей Перекопским перешейком шириной в 1,5 мили. Там живут татары. Столица, резиденция хана, называется Бахчи-Сараи. Под властью хана находятся различные города и другие местности, за исключением города Кафы и крепости Ени Кале, где правителями являются османские паши.

Кафа [Феодосия]

Расположен на 60° долготы и 47° широты; красиво построенный город и красивая крепость на расстоянии 464,5 мили от Стамбула. Говоря правду — это украшение всего острова. Ранее этот город находился под властью генуэзцев. Он был завоеван Османской Портой во времена султана Мехмеда II одновременно с Азовом и крепостью Менкуб, когда Гедик Ахмед-паша 119 отправился в поход на Крым с турецким флотом. Он захватил при этом в плен Менгли Гирея — потомка Хаджи Гирея 120. Пленника паша отправил в Порту, где султан Мехмед продержал его несколько дней запертым, а потом освободил. После того как Менгли Гирей признал турецкое господство, стремясь сохранить свою хотя бы временную власть, он с большим торжеством был назначен [наместником султана] и отправлен обратно в Крым в сопровождении военного османского отряда. Там его встретил мирза-бей и с соответствующей церемонией водворил в Бахчи-Сарае. В Кафе, где, как уже было отмечено, имеет свою резиденцию турецкий бейлербей 121, татарское население относительно незначительно, зато неверных, наоборот, очень много. Они освобождают рабов и гонят их на польскую сторону и в Россию. В Кафе имеется 12 греческих церквей и 32 армянские. Когда город был завоеван Портой, население там исчислялось 6000 семейств и 3000 рабов. И сегодня эта местность преуспевает, имеет красивые мечети, бани, рынки и считается торговым центром, весьма притягательным для купцов из Царьграда и Трапезунда. Много тамошних бань и лавок являются собственностью общины “священных городов” Мекки “ Медины. Там пребывают муфтий, кади и другие улемы.

Бахчи-Сарай

Расположенный под 64° долготы и 48° широты Бахчи-Сарай — столица Крыма. Очень красиво построенный город со здоровым климатом. Через город протекает река; в городе много цветников, парков и фруктовых садов. Там находится резиденция хана. В 1150 г. х. 122 при Каплан Гирее 123 город был взят русскими, пришедшими с большим войском через Перекоп; были сожжены ханский дворец и мечеть. При этом были разгромлены и другие соседние местности, а население уведено в плен. После ухода русских замок был восстановлен, для чего из Константинополя Порта послала строительные материалы, архитекторов и декораторов. Недалеко от Бахчи-Сарая, на возвышенности, называемой Джедид-Кале 124 [!], находится называемый фортом укрепленный замок, в котором живут евреи. [149]

Ак-Месджид [Симферополь]

Резиденция калга-султана 125 со 150 домами. Против Бахчи-Сарая, несколько дальше, находится Яблочный дворец (Эльма-серай) с европейской францисканской церковью и примерно 50 домами.

Гёзлеве [Евпатория]

Это важный город с проливом и хорошим портом. Поблизости расположен другой, маленький, город, где добывается соль. Имеет пристань, называемую Олеита [?].

Баликлава [Балаклава]

Имеет глубокий, хорошо расположенный торт, в котором корабли могут укрыться от бури. Цитадель имеет 150 домов. Дорога оттуда в Каффу каменная.

Керш [Керчь]

Расположен под 67° долготы и 48° широты, на севере от Каффы; это паланка 126 на Азовском море.

Тамань

Расположена в Азии, в стране ногайцев, против Керчи, на небольшом, но плодородном полуострове. Это город и в то же время цитадель. Она славится своим рынком. В крепости проживает мухафиз 127. Там имеется также и гарнизон. В городе красивые мечети, бани и рынки. Некоторые тамошние лавки являются вакуфами “священных городов”. Таманьское топленое сало широко известно. В Тамани проживают купцы, которые ведут торговлю с черкесами, абазинцами и великими ногайцами. Перец Таманью находится Акынды-бурну.

Ени Кале

Был перестроен во время правления султана Ахмеда [III], три великом везире Али-паша Чорлу 128. Там имеется комендант крепости. Город расположен в Крыму, на берегу Азовского моря, которое там вдается глубоко внутрь страны.

Ребат 129 [Арабат]

Крепость была построена, чтобы препятствовать разливам морской воды во время прилива, а также набегам казаков. Во время прихода русских в Крым часть их проникла в окрестности Ребата и взяла много пленных.

Менкуб [Карасубазар]

Находится в Крыму и называется Карасу. Это укрепленный город примерно с 60 домами; в нем живут и евреи. Окрестности богаты лесом. [150]

Карашка (?)

[Расположена] выше Тамани, в самом конце [полуострова] у пролива Азовского моря; это разрушенная крепость.

Кызыл-Таш

[Находится] в трех часах пути от Тамани на берегу Кубани. Небольшая крепость и место перехода. Считается относящимся к Тамани. У цитадели имеется мост.

Джане [Джанкой]

Это значительное село, расположенное на большой реке, которая впадает в Азовское море. Оно защищено направленным к реке рвом. Там находится Ак-Чибукбег [?], вассальный вождь черкесского хана, который командует войском, составленным из людей 300 черкесских сел; расстояние между Джане и Кызыл-Ташем составляет 6 перегонов [мензил], а оттуда до Азова пути 6 дней. Через упомянутую реку переправляются на (плотах. Оттуда до Азова — пустыня.

Хырсова

Находится в 2 перегонах от Азова, по направлению к Черкесии; красиво выстроенный город. Рассказывают, что Тимур стоял здесь лагерем, но не мог взять этот город. Кажется, здесь был заключен мир, а в качестве заложников Тимур потребовал прислать ему живых воробьев. Он привязал под крылья воробьев зажженную серу и выпустил их; птицы бросились искать свои гнезда в домах и так подожгли весь город.

Темрюк

Это укрепленная крепость между Таманью и Кубанью, построена из дерева; больше всего в ней черкесов и абазинцев. Там живет мало мусульман. Оттуда до Кубани расстояния 2—3 перегона. От Тамани на Азов ведут три дороги: одна, через Джане, сделана для переходов войск и имеет 16 перегонов; другая — через Темрюк, вдоль побережья [4 остановки], особенно при замерзшей воде; и, наконец, еще одна — через Джане, средняя между обеими, упомянутыми выше, и имеет 8 перегонов. Часть дороги от Амана до Кубани идет лесом, часть —по открытому полю.

Кубань

Берет свое начало на Кавказе, течет с востока на запад и появляется вблизи Кызыл-Таша, 'разделенная на два рукава, один из которых впадает в Черное море, а другой — в Азовское. Земля между обоими рукавами похожа на высокий остров. Насколько мне известно, там находится крепость Адчу [Адчуев] 130, которая была построена взамен Азова. Она расположена между обоими рукавами Кубани и морем. На этом же острове находятся и Темрук, Тамань, Кызыл-Таш и Корашка, которые представляют собой как бы дополнения к Каффе. [151]

Азов [Азак]

Азов должен быть описан здесь ввиду расположения его по соседству с Крымом. Азов расположен под 73° долготы и 49,5° широты, на восточном берегу Дона, на равнине и окружен перелесками, Состоит из трех цитаделей, каждая из которых похожа на старый дворец в Стамбуле, между которыми, однако, имеется связь через небольшие ворота. Со стороны суши имеется защитный ров. Все три цитадели имеют всего девять башен. Стены крепости представляют собой простые земляные валы. Цитадели называются: Таш-Кале, b которой живет янычарский ага и имеется мечеть, построенная султаном Баязидом III]; Орта-Кале, где живет азовский бег [азак-бей], и Топрак-Кале. Азов был красивой и полезной крепостью, но в 1149 г. х. 131 был все же уступлен русским.

Черкес-Керман [Черкассы] 132

Это остров на Дону в 7 часах пути от Азова, с земляным фортом и с русским гарнизоном в 1000 человек.

Дон [Тон]

Это значительная река, течет с севера на юг через страну казаков, протекает перед Азовом и впадает в Азовское море. Вдоль нее казаки имеют 36 защитных рвов. От Черкес-Кермана они плавают на небольших судах [шайха]. Позади этой местности, а именно —между Черкес-Керманом и Азовом, в месте, называемом Беш-Тепе, Дон разделяется на два рукава, из которых один впадает в море прямо перед Азовом, почему и называется Азак-Сую. Другой рукав называется каналыджа. Оба впадают в море через общее устье, по которому проходят в море и русские корабли. Когда-то этот пункт считали прямым выходом в море, поэтому у самого мелкого места на Верхнем Дону, где он разделяется и отходит каналыджский рукав, был построен порт для лоцманов, который был позже покинут, так как гарнизону не выплачивали жалованье. Позже был разрушен гяурами. Упомянутая река в Азове протекает, как это уже было сказано, перед самой крепостью, а через 30 миль впадает в море. У берегов вода мелкая, поэтому в 18 милях от устья мелкая вода отмечена столбами. Там, где нет столбов, грузятся суда перед плаванием “а Азов. По этому водному пути, /плавая вдоль берега, суда доходят почти до Ак-Куюлара. При северном ветре морская вода отходит, а при южном ветре, по причине сильного течения, наоборот, проникает в реку, отчего у Азова речная вида делается солоноватой. Зимой река полностью замерзает, и в течение двух месяцев телеги и караваны ее переходят по льду.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КРЫМСКИХ ТАТАР

Эти татары среднего роста, с широкими плечами, короткой и толстой шеей, большой толовой, маленькими черными глазами, в которых искрится живой темперамент, с приплюснутым, вздернутым носом и черными волосами. Они переносят холод и жару, а детей своих купают в рассоле, чтобы закалить их от холода, жары и простуды. Детей в возрасте 12 лет они начинают обучать военному делу. Одежда татар состоит из короткой лисьей шубы и шапки [бук] из лисьего хвоста. Некоторые носят овечьи шкуры мехом наружу, что производит (особенно [152] на лошади) устрашающее впечатление. Их оружие состоит из лука и дюжины стрел в колчане, сабли и ножа. В мешке имеются ремни для ловли пленников и огниво. Мирзы носят железные шлемы и перчатки. Некоторые имеют и деревянные копья с железным наконечником. Татары передвигаются с чрезвычайной быстротой. Каждый ведет с собой по четыре-пять коней, в зависимости от зажиточности; утомив одного, пересаживается на другого. Лошади их так приучены, что как только одна начинает бежать, все остальные следуют за ней; а когда одна останавливается, останавливаются и остальные. Кроме этого, они очень сильны и резвы (несмотря на то, что не выглядят так), и никто их догнать не может.

Любимая еда татар — конское мясо. Им также очень нравится каша из муки и конской крови. Во время набегов они кладут мясо на спину коня, под седло, и когда оно смягчится до того, что из него начинает сочиться кровь, едят его. Зажиточные татары вместо воды пьют кобылье молоко, закисленное в течение двух дней какой-то закваской. Этот напиток называется кумыс. Им нравится и буза 133, которая всегда подается на свадьбах и празднествах. Из злаковых в Крыму растет пшеница и ячмень, а также и рис. Крымские татары, как правило, соблюдают ханефитские обряды и очень уважают улемов и благочестивых людей. Они имеют своих собственных священнослужителей и школы (медресе) независимо от турецких. Софты 134 иногда насильно отбирают у родителей мальчиков для того, чтобы обучить и сделать из них служителей религии. Все без различия новорожденные отдаются человеку, который заботится о них до достижения 7 или 8 лет. Женщины из народа не носят чадры. Во время праздника байрам парням разрешается обнимать и ласкать любую женщину, которая нравится. Если кто-либо хочет жениться на девушке, то имеет право раньше лишить ее девственности, а если она не забеременела, то он не обязан жениться на ней. Особо почетным друзьям для услаждения дается собственная раба, а если такой нет, то дочь или жена хозяина.

Когда Порта предпринимает какую-либо кампанию и если в поход идет сам хан, то с ним идет войско в 80 000 человек, а если командует калга или нуредин и ханский сын, то только в 40 000 человек. Во время атаки бьют цимбалы. Они не покидают лагерной стоянки, пока не двинется сам командир. Набеги татары обычно предпринимают зимой, потому что в это время замерзают реки, что облегчает передвижение, а неверные — русские и поляки — в это время меньше сопротивляются. Татарские кони не подковываются. В походах татары продвигаются медленно, придерживаются строгой дисциплины и даже молятся пять раз. При возвращении же, наоборот, хотя и делают по пять остановок, а об эзане и молитвах забывают. Затем скачут, быстро, как ветер, вдоль долин, не зажигая огней и не отдыхая больше четверти часа. По первому же сигналу бросаются, как поток. Во время грабежа или ночного набега их мырзаки собираются в установленном месте, где складывается награбленное. Если нет опасности, то в этом месте все отдыхают в течение трех дней. Возвращаясь домой, идут тремя разделениями. Первое везет добычу, а за ним идут остальные два. При продаже рабов татары бесчеловечны и безжалостны, разлучают мать с дочерью, отца с сыном. Татары имеют своих собственных судей, своего хана, своего кадиаскера 135.

Всякий может приблизиться к хану и лично подать ему жалобу. Мырзаки и капитаны несменяемы, их ранг наследственный. Ханских детей мужского пола отправляют расти на Кавказ, откуда они возвращаются в родительский дом уже парнями. Дети умершего либо [153] разжалованного хана попадают под покровительство Порты. Она дает им жилище в Стамбуле и других местах. Кому выпадает доля, то он сам становится ханом вместо своего отца. Дочери ханов также растут вне дома, а когда наступает время замужества, то их выдают за мырзаков.

(пер. М. Губоглу)
Текст воспроизведен по изданию: Турецкий источник 1740 г. о Валахии, Молдавии и Украине // Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы, Том 1. М. Институт Востоковедения. 1964

© текст - Губоглу М. 1964
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© OCR - Загребнев В. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Институт Востоковедения. 1964