1 См. Хадике-йи Насирийе, с. 88—89 и Xажар, с. 195.
2 Курдские районы, ныне составляющие северо-восточную часть Ирака. Об их местоположении см. Шараф-наме. Т. 1. с. 497, 519, 527; Xажарс. 196.
3 О местоположении районов см. Шараф-наме. Т. 1, с. 513—515 и Xажар, с. 199, 200, 205.
4 Автор имеет в виду правителя Имадии Султан Хусайн-бека, который по приказу турецкого султана Сулаймана выступил вместе с несколькими эмирами Курдистана, чтобы завоевать область Шахризура. См. Шараф-наме. Т. 1, с. 148.
5 Хусрав б. Мухаммад, таким образом, весьма своеобразно понял и воспроизвел в своем сочинении сообщение Шараф-хана Бидлиси, что в 1004/1595-96 г., во время написания Шараф-наме, область Хилле принадлежала Мамун-беку II. См. Шараф-наме. Т. 1, с. 148.
6 См. Шараф-наме. Т. 1, с. 514, примеч. 262.
7 Амир ал-умара — эмир эмиров, или верховный эмир,— титул военного наместника, который стоял во главе вилайета.
8 Хусрав б. Мухаммад значительно изменил рассказ Шараф-хана Бидлиси. Согласно Шараф-наме, эта осада крепости Залм имела место при Мухаммад-беке, правление которого в хронике не упоминается. См. Шараф-наме. Т. 1, с. 149—150.
9 Автор имеет в виду, по-видимому, область Шахризура, захваченную в 969/1561-62 г. турками. В Шараф-наме об этом не говорится, и сведения Хусрава б. Мухаммада служат ценным дополнением к труду Шараф-хана.
10 Правитель Соранского эмирата Мир Мухаммад, известный также под именем Мир Мухаммад-паша Куре, Мир-и Равандуз или Эмир Ревандуза (правил в 1813—1836 гг.), сделавший попытку объединить под своей властью районы трех курдских эмиратов: Сорана, Бабана и Бахдинана. См. Xажар, с. 507—512; Джалиле Джалил, с. 69—70, 80—114.
11 Керманшахан — область, примыкающая к Арделану с юга, с главным городом Керманшахом, составляет ныне шахристан в пятом астане Ирана. Сонкор — название небольшого городка в бахше Сонкор-Колйаи в шахристане Керманшахан. См. Фарханг-и джуграфийа-йи Иран. Т. 5, с. 248, 359.
12 Этой фразой кончаются заимствования Хусрава б. Мухаммада из Шараф-наме.
13 Автор явно выразился неточно, так как основаны крепости были задолго до Халу-хана. Хусрав б. Мухаммад имеет в виду, по-видимому, реконструкцию и восстановление крепостей.
14 Мухаммад Ибрахим Ардалани (Supplement, л. 2) вместо стоянки *** называет деревню ***, тоже относящуюся к Исфандабаду.
15 Али-Бали Зангане, или 'Али-бек Зангане, упоминается в Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси в связи с пожалованием ему в 1027/1617-18 г. должности мир-ахура после смерти Махди-Кули-бека мир-ахур-баши джагатая. «Его дети были еще малолетними и не могли выполнять должность мир-ахура. На том основании [должность] поручили ' Али-беку Зангане, известному под именем Али-Бали». Таким образом, согласно Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси, Али-Бали Зангане был назначен мир-ахуром уже после прихода к власти сына Халу-хана — Хан Ахмад-хана. См. Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси. Т. 2, с. 942.
16 Согласно Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси (т. 2, с. 867, 926), Хан Ахмад-хан «с детского возраста произрастал под сенью государева воспитания и заботы». Шах ' Аббас, по словам историка, относился к молодому хану весьма благосклонно и «все свои возвышенные помыслы обратил на его воспитание».
17 По сообщению Искандар-бека Туркмана (Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси. Т. 2, с. 867, 926—927), Хан Ахмад-хан был направлен в Арделан к отцу в 1021/1612-13 г., «поскольку тот стал очень стар и немощен» и не имел поддержки и. влияния среди 'аширатов и племен. «Мы послали твоего сына,— велел, по словам Искандар-бека, передать шах 'Аббас Халу-хану,— дабы впредь он находился при отце и чтобы вы оба прибыли в Гянджу [и] Карабаг, когда победоносные знамена двинутся для наказания грузин». Халу-хан был уже действительно к этому времени достаточно почтенного возраста — ему шел девятый десяток. «Но по его виду,— писал автор Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси,— ему можно было дать не более семидесяти» (т. 2, с. 927). Однако шах 'Аббас, находя Халу-хана слишком старым для правления, счел его вполне пригодным для участия в далеком походе на Гянджу.
18 Описанный Хусравом б. Мухаммадом весьма любопытный прием гостей, несомненно, символичен и в известной нам литературе о нравах и обычаях курдов не отмечен.
19 Рассказ Хусрава б. Мухаммада весьма отличается от описания Искандар-бека Туркмана (Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси. Т. 2, с. 926—927). Халу-хан, по свидетельству Искандар-бека, «оставил сыну владения и имущество и по усмотрению сына направился ко двору прибежища мира с извинениями...».
20 По словам Искандар-бека (Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси. Т. 2, с. 926—927), шах 'Аббас принял его довольно благосклонно, «памятуя о прежних услугах, оказанных [этим] родом», и постановил жить ему до конца своих дней в «стольном городе Исфахане».
21 Согласно Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси (т. 2, с. 927), начало правления Хан Ахмад-хана приходится на 1026/1617 г.
22 Термин ***, или ***, Хусрав б. Мухаммад явно воспринимает как название крепости. В других трудах персидской историографии он означал «укрепление, крепость». См. Мухаммад Казим. Т. 3, л. 15а.
23 Автор имеет в виду упоминаемого им выше Мир Мухаммада, правителя Соранского княжества. См. выше, примеч. 10.
24 По-видимому, Хусрав б. Мухаммад имеет в виду езидское племя дасни, проживающее ныне в районе Мосула в Ираке.
25 Согласно Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси (т. 2, с. 1006), завоевание Мосула осуществлялось силами одного из полков шахского войска и отрядом из курчиев, гуламов, туфангчиев во главе с главнокомандующим иранских войск Карчигай-ханом. Хан Ахмад-хан был направлен в область Керкука (в тексте: ***) и Шахризура. Последнее представляется непонятным, поскольку Шахризур был передан Хан Ахмад-хану его отцом Халу-ханом, и в Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси не упоминается, чтобы Хан Ахмад-хан эту область утратил.
26 В данном случав Искандар-бек Туркман (Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси. Т. 2, с. 1006) сведения Хусрава б. Мухаммада подтверждает. В Тарих-и 'аламара-йи 'Аббаси упоминается также, что войска крепости Керкук бежали, будучи не в силах оказать сопротивление, и крепость перешла во владение Хан Ахмад-хана и 'аширатов Арделана.
27 Первый министр багдадского административного аппарата, подчинявшийся непосредственно багдадскому паше (Longrigg, с. 354), или глава города (Lусklama. Т. 4, с. 236).
28 Ослепление сына Хан Ахмад-хана, по-видимому, явилось результатом не столько наговоров и интриг лурского хана, сколько обычая, согласно которому дети шахских сестер по повелению государя умерщвлялись или ослеплялись. См. Картина западной Персии, с. 262.
29 Явная описка переписчика. Мухаммад Ибрахим Ардалани (Supplement, л. 2) упоминает, что Сулайман-хан был назначен «правителем Арделана, Шахризура, Коя и Харира в 1048/1630-31 г.».
30 Решение Хан Ахмад-хана покончить с Сулайман-ханом, вызванное, по мнению Хусрава б. Мухаммада, желанием уничтожить способного соперника, весьма любопытно для воссоздания психологии курдского феодала средневековья в понимании Хусрава б. Мухаммада.
31 Для снабжения своего укрепленного замка водою Сулайман-хан построил подземный водопровод, устройство которого отличалось большой сложностью. См. Чернозубов, с. 34—35; Чириков, с. 327.
32 Имеется в виду султан Мурад IV, годы правления 1623—1640.
33 Хусрав б. Мухаммад ошибочно датирует начало правления Калб 'Али-хана 1060/1650 г. Мухаммад Ибрахим Ардалани (Supplement, л. 3) указывает 1068/1657-58 г.
34 По словам Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л. 3), Калб 'Али-хан умер в 1089/1678-79 г.
35 Согласно Supplement (л. 3), получается также 1090—1091/1679-80 гг., так как Калб 'Али-хан умер в 1089/1678-79 г., а Хан Ахмад-хан б. Калб 'Али-хан правил год и шесть месяцев.
36 Бестом (бест — «преграда, заграждение») в Иране было принято называть самые разнообразные места, служившие убежищем для всякого, кто преступал закон и желал временно избежать наказания, чтобы дело его тем временем было улажено. См. Богданов, с. 125.
37 Мухаммад Ибрахим Ардалани не упоминает ни о казни Хусрав-хана Бани Ардалана, ни о назначении правителем Арделана в 1093/1682 г. аджарца Тимур-хана.
38 Шах Султан Хусайн (годы правления 1105/1693-94—1135/1722-23) — старший сын шаха Сулаймана и, по мнению иранского историка Махди Бамдада (т. 2, с. 80—86), один из самых неспособных государей, правивших в Иране.
39 Термины бадж и харадж в данном случае, по-видимому, означают всю совокупность податных сборов с сельского хозяйства.
40 Согласно Хадике-йи Насирийе, население само прогнало Хусайн 'Али-хана. Кай-Хусрав-бек был йасаулом шаха Султан Хусайна и управлял Арделаном в 1118—1119/1706—1708 гг. См. Хадике-йи Насирийе, с. 122.
41 По словам Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л, 3), 'Аббас-Кули-хан оказал в походе на Кандагар и Герат выдающиеся услуги и проявил подобающее мужество и отвагу.
42 Мухаммад Ибрахим Ардалани (см. Supplement, л. 3) сына Калб 'Али-хана и отца 'Али-Кули-хана называет Джихангир-султаном.
43 Автор имеет в виду сочинение Мирза Махди-хана Тарих-и джихангуша-йи Надири. См. Введение, с. 33.
44 Перечисленные автором районы были захвачены турками в 1723— 1724 гг.
45 Согласно Хадике-йи Насирийе, с 1132/1719-20 по 1136/1723-24 г. в Сенендедже правил Хане-паша Бабан, а с 1136/1723-24 по 1142/1729-30 г.— его сын 'Али-хан Бабан.
46 В 1731 г., оправившись от удара, нанесенного Надир-шахом в 1730 г., турки предпринимают новые попытки захватить западные области Ирана. Ахмад-паша, не встречая ни малейшего сопротивления, покорил Керманша-хан, Арделан и, разгромив превосходившие в три раза войска шаха Тахмасба, взял Хамадан. См. Lockhart, с. 56.
47 Согласно сообщению Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л. 5), Ахмад-хан был назначен правителем Арделана в 1155/1742-43 г.
48 Исма'ил Ардалан (Лубб-и таварих, с. 66, примеч. 2) воспринимает термин мутасарриф («владетель») синонимичным валию. Однако валиями в тексте хроники именуются не только князья Арделана, но и багдадский везир. Тем самым автор стремится подчеркнуть равенство арделанских правителей не с бабанскими эмирами, а с самим пашой Багдада, у которого последние находились в подчинении.
49 Мухаммад Ибрахим Ардалани ничего не сообщает о столь победоносном походе Хан Ахмад-хана б. Субхан-Вирди-хана, отмечая лишь, что в 1155/1742-43 г. он бежал в Турцию, участвовал впоследствии в новом походе турок на Иран и был разбит в окрестностях Мосула сыном Надира Насраллах-мирзой. Последнее подтверждает и Мухаммад Казим (т. 3, лл. 142б, 149а).
50 По сообщению Мухаммада Ибрахима (Supplement, л. 6), Хан Ахмад-хан управлял Адрианополем три года и умер в 1159/1746 г.
51 Относительно заполнения и переполнения амбаров Хусрав б. Мухаммад явно присочинил, поскольку, по словам Мухаммада Ибрахима (Supplement, л. 5), цены на хлеб возросли настолько, что «население Арделана оказалось не в силах возместить ущерб».
52 Мухаммад Ибрахим Ардалани не упоминает правления каджарского хана и грузинского бека.
53 По свидетельству Мухаммада Ибрахима, назначение Хасан 'Али-хана имело место годом позднее, в 1162/1748-49 г.
54 Ибрахим-шах (Ибрахим-хан) — племянник Надир-шаха и младший брат 'Адил-шаха, который пришел к власти после смерти Надира в 1747 г. В 1748 г. Ибрахим-хан выступил против брата. 'Адил-шах был захвачен и ослеплен, а Ибрахим-хан провозгласил себя государем Ирана Султан Ибрахимом, или Ибрахим-шахом. В это же время в Хорасане провозгласил хутбу на свое имя и стал чеканить свою монету внук Надир-шаха Шахрух-мирза, назвавшийся Шахрух-шахом. В сражении армий двух претендентов на престол Ирана Ибрахим-шах был разбит и в 1162/1748-49 г. казнен. См. Бамдад. Т. 1, с. 16—18.
55 Шейда — название горы в Арделане. См. Nikitine, c. 89.
56 Глава могущественного курдского племени зенгене Имам-Кули-хан, как можно заключить из рассказа Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л. 6), принадлежал к числу претендентов на иранский престол. По сообщению Мухаммада Ибрахима, до сражения с Имам-Кули-ханом Зангане Хасан 'Али-хан Бани Ардалан имел столкновение с Карим-ханом Зандом, который возглавлял одну из могущественнейших группировок феодальной знати в борьбе за власть. Сражение, по словам историка, закончилось разгромом Карим-хана Занда в местечке Парйе.
57 Замбурак — небольшая пушка, которую возили на спине верблюда. В горных областях этот род артиллерии представлял определенные преимущества.
58 Ущелье Билавар, по-видимому, находится в районе Билавар, который ныне относится к центральному бахшу в шахристане Керманшахан. См. Фарханг-и джуграфийа-йи Иран. Т. 5, с. 69.
59 Мухаммад Ибрахим Ардалани (Supplement, лл. 6—7) называет племянника Салим-паши не Халид-пашой, а Сулайман-пашой и сообщает также, что Салим-паша Бабан «во времена Надир-шаха был независимым пашой Шахризура и большею частью находился при надировом стремени с тысячей бабанских конников», а затем «был причислен к везиру Багдада».
60 См. выше, примеч. 27. В данном контексте Хусрав б. Мухаммад воспринимает кахйа несомненно как имя собственное.
61 Мухаммад Ибрахим Ардалани (Supplement, л. 7) объясняет поведение Азад-хана более конкретно: «Азад-хан увидел Хасан 'Али-хана слабым, а Салим-пашу весьма сильным и могучим. Салим-паша дал ему большую сумму [денег] и обязался служить».
62 Любопытно, что Мухаммад Ибрахим совсем не упоминает брата Хасан 'Али-хана — Карим-хана, который вызывает у Хусрава б. Мухаммада столь сильное раздражение. Согласно Supplement (л. 7), «больше в те времена не осталось никого из великих славного рода Баба Ардалана. Из старших того высокого рода [остался] один Хусрав-хан б. Ахмад-хан б. Субхан-Вирди-хан...— ему было 22 года».
63 Далее в тексте парижской рукописи значительная лакуна, восполняемая с. 52—59 тегеранского издания.
64 Мухаммад Хасан-хан Каджар, сын Фатх 'Али-хана Каджар-Каванлу и отец основателя династии Каджаров Ага Мухаммад-хана, годы жизни 1127/1715—1172/1758-59. При Надир-шахе он захватил было Горган и Астарабад в 1156/1743-44 г., но был разбит и скрывался среди одного каджарского племени. После смерти Надира Мухаммад Хасан-хан возглавил одну из группировок феодальной знати в борьбе за иранский престол. См. Бамдад. Т. 3, с. 365.
65 Как только Мухаммад Хасан-хан выступил с претензией на царство, Хусрав-хан бежал к нему с горсткой людей. Каджарский хан обещал ему вернуть «управление Арделаном и власть в Шахризуре», и Хусрав-хан, по словам Мухаммада Ибрахима (Supplement, лл. 7—8), служил ему ревностно и «оказал выдающиеся услуги» в битве с Азад-ханом.
66 Мухаммад Ибрахим Ардалани (Supplement, л. 8) приводит другой ответ Мухаммад Хасан-хана Каджара: «Как только Салим-паша будет нам служить, дам ему вилайет из иранского государства».
67 В тегеранском издании хроники заголовок более лаконичен: «Описание правления Хусрав-хана». Лубб-и таварих, с. 60.
68 Мухаммад Ибрахим не сообщает о передаче в 1176/1762-63 г. управления Арделаном Сулайман-паше Бабану. За 29 лет правления Хусрав-хана, по его словам, «не произошло событий, достойных того, чтобы их описать». См. Supplement, л. 8.
69 Гульзамин («земля роз») — по наблюдению Исма'ила Ардалана, широко распространенный образ в персидской поэзии. Лубб-и таварих, с. 94, примеч. 1.
70 Садик-хан — брат Карим-хана Занда, именовавшийся также И'тизад ад-Дауле и Захир ад-Дауле. В правление своего племянника Абу-л-Фатха, провозглашенного государем после смерти Карим-хана, в действительноети всеми делами власти ведал Садик-хан. Вскоре он заточил Абу-л-Фатха и других племянников в тюрьму и после напряженной борьбы с 'Али Мурад-ханом Зандом их всех ослепил, провозгласив себя государем. В 1196/1781-82 г. Садик-хан и его сыновья были ослеплены и убиты по приказу 'Али Мурад-хана. См. Бамдад. Т. 2, с. 161—164.
71 'Али Мурад-хан — сын Аллах-Мурад-хана Занда и племянницы матери Карим-хана, пользовался большим влиянием при Абу-л-Фатхе и Садик-хане. Несмотря на попытки Садик-хана сместить 'Али Мурад-хана с управления Исфаханом, он сохранил свою власть и в 1196/1781-82 г. вступил в Шираз и завладел престолом. Основные его усилия после прихода к власти были направлены на отпор и отражение натиска Ага Мухаммад-хана Каджара, который рвался к престолу. Смерть ' Али Мурад-хана в 1199/1784-85 г. весьма облегчила Ага Мухаммад-хану его задачу, и за короткое время он завладел всем Ираном. См. Бамдад. Т. 2, с. 485—490.
72 Зулфикар-хан Афшар-Хамсейи принадлежал к зенджанской знати и после смерти Карим-хана Занда был одним из претендентов на иранский престол. Зулфикар-хан был разгромлен 'Али Мурад-ханом в 1780 г. с помощью бабанцев и казнен. См. Бамдад. Т. 1, с. 504—506.
73 Джа'фар-хан Занд — старший сын Садик-хана и брат матери 'Али Мурад-хана. После победы над Садик-ханом и захвата Шираза в 1196/ 1781-82 г. Али Мурад-хан, по сведениям Махди Бамдада (т. 1, с. 235—237), назначил Джа'фар-хана правителем Курдистана и направил в ту область, что противоречит сообщениям Хусрава б. Мухаммада. После смерти 'Али Мурад-хана в 1199/1784-85 г. Джа'фар-хан восшествовал на престол в Исфахане и начал чеканить свою монету. В 1203/1788-89 г. Джа'фар-хан был убит в результате заговора зендской знати из его окружения.
74 В тексте: ***. По-видимому, Хусрав б. Мухаммад имеет в виду Динавер, ныне один из четырех дихистанов бахша Сахне шахристана Керманшахан. См. Фарханг-и джуграфийа-йи Иран. Т. 5, с. 198.
75 По словам Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л. 9), встреча войск арделанского князя с племенем зенгене произошла в деревне Зарле, в одном из районов Сонкора.
76 Согласно Supplement (л. 9), Хусрав-хан был недоволен убийством Аллах-Кули-хана Зангане. Убийца заслужил презрение и был изгнан навсегда. Тело Аллах-Кули-хана с величайшими почестями было отправлено в Керманшахан.
77 Туй-Саркан — ныне один из округов (бахшей) в пятом астане Ирана, к западу от шахристана Малаир. См. Фарханг-и джуграфийа-йи Иран. Т. 5, с. 98-100.
78 По-видимому, автор имеет в виду курдское племя мукри и племя афшар, проживавшее в районе Зенджана.