79 В парижской рукописи год не указан, читаем по тегеранскому изданию хроники. См. Лубб-и таварих, с. 72.
80 В парижской рукописи год не указан, читаем по тегеранскому изданию хроники. См. Лубб-и таварих, с. 73.
81 По свидетельству Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л. 10), в пути к нему присоединились 'Али-хан Хамсе и Мухаммад Хусайн-хан Гяррусский.
82 Захваченные Хусрав-ханом у Джа'фар-хана Занда литавры и замбураки вместе с посланиями и подарками были направлены «к небесноподобному порогу тени Аллаха Ага Мухаммад-хана Каджара». См. Supplement, л. 10.
83 Хатиф — человек, громким голосом что-то провозглашающий или взывающий к верующим. В религиозной литературе это слово означает таинственный голос, прорицающий что-либо. EI. T. 2, с. 306—307.
84 Бераты (хавале) выписывались на местные казначейства и подлежали оплате жителями деньгами или натурой. В данном конкретном случае берат означает разовое денежное пожалование хана.
85 По свидетельству Мухаммада Ибрахима (Supplement, л. 11), Лутф 'Али-хан приходился Хусрав-хану дядей.
86 Год указан по тегеранскому изданию: Лубб-и таварих, с. 76. В парижской рукописи приведен 1200 г. х.
87 Согласно Supplement (л. 11), Ага-Мухаммад-хан был весьма озабочен столь неожиданным недомоганием Хусрав-хана и «поручил искусным лекарям его вылечить. Около пятидесяти дней прилагали они необходимые старания, но ничего не вышло».
88 По свидетельству Мухаммада Ибрахима (Supplement, л. 11), Хасан 'Али-хан пошел на Хузистан в 1207/1792-93 г.
89 'Абдаррахман-паша Бабан — могущественный курдский эмир, с 1789 по 1813 г. (с перерывами) возглавлявший Бабанский эмират и в течение ряда лет настойчиво отбивавший натиск турецких войск. См. Халфин, с. 18; Джалиле Джалил, с. 55—62.
90 По словам Мухаммада Ибрахима Ардалани (Supplement, л. 12), Хасан 'Али-хан «умер через год в положенный срок».
91 Мухаммад 'Али-мирза Даулат-шах — старший сын Фатх 'Али-шаха Каджара (годы жизни 1203/1788-89 — 1237/1821-22). С 1221/1806-07 по 1237/1821-22 г. он был правителем Хузистана, Луристана и Керманшаха и принимал активное участие в военных действиях на ирано-турецкой границе. См. Бамдад. Т. 3, с. 430—431.
92 Халид-паша, родственник 'Абдаррахман-паши Бабана, также принадлежал к верхушке знати в Бабанском эмирате. Халид-паша был яредан туркам и использовался ими в борьбе с 'Абдаррахман-пашой. См. Джалиле Джалил, с. 56, 73.
93 Автор имеет в виду Мухаммада Xасана, старшего сына Аманаллах-хана (К. Рич называет его Мухаммадом Хусайном). Его матерью была, по словам Рича, дочь банкира, женщина менее знатного происхождения,чем мать второго сына Аманаллах-хана — Хусрав-хана, которая принадлежала к самому знатному семейству в Сенендедже после семьи правителя. Поэтому Мухаммад Хасан был лишен права наследования в пользу своего брата. По свидетельству Рича, старший сын Аманаллах-хана пользовался большой популярностью и имел много сторонников. Мухаммад Хасан-хан вскоре бежал из Сенендеджа и ограбил несколько племен, подвластных его отцу. См. Riсh. T. l, с. 209—210.
94 К. Рич (т. 1, с. 210) подтверждает, что обе стороны дрались с большим ожесточением. Аманаллах-хан дал якобы строгие указания, чтобы никто не стрелял в его сына и не ранил его. Но в суматохе сражения Мухаммад Хасан-хан получил рану, от которой сразу по приезде в Сенендедж скончался. Отец, по словам Рича, был без ума от горя, но чувство скорби, видимо, не помешало ему жестоко расправиться со сторонниками сына и казнить более ста представителей знати. Около четырехсот человек бежали в Керманшахан. Аманаллах-хан разрушил их дома и конфисковал имущество.
95 Мухаммад Садик-хан был тоже сыном Аманаллах-хана. См. Хроника, л. 91б.
96 К. Рич (т. 1, с. 210—211) упоминает о страшных поборах, предшествовавших женитьбе Хусрав-хана на каджарской царевне. Аманаллах-хан, по его словам, старался «изо всех сил» нажать на своих подданных, чтобы получить деньги на расходы, которые были огромными.
97 Читаем по тегеранскому изданию хроники: Лубб-и таварих, с. 92. В парижской рукописи указан 1238 г. х., хотя в следующем абзаце текста при рассказе о последующих событиях назван 1236 г. х.
98 В тексте: Мурад-пашу. Читаем по тегеранскому изданию хроники (Лубб-и таварих, с. 92), поскольку наследовал 'Абдаррахман-паше его старший сын по имени Махмуд.
99 Мухаммад Хусайн-мирза Хишмат ад-Дауле, старший сын Мухаммад 'Али-мирзы, с 1237/1821-22 по 1250/1834-35 г. был правителем Керманшахана и в 1246/1830-31 г. отобрал у своего дяди Мухаммад Таги-мирзы Хусам ас-Салтане Боруджирд, Луристан и Хузистан. Мухаммад-шах по восшествии на престол Мухаммад Хусайн-мирзу сместил и в 1251/1835-36 г. посадил в ардебильскую тюрьму с десятью другими царевичами. Последние девять лет жизни он провел под надзором в Тебризе и умер в 1262/1845-46 г. См. Бамдад. Т. 3, с. 375—376.
100 Сад Фирдауси (Фирдаусийе) был разбит Аманаллах-ханом на месте разрушенной по его приказу мечети, которую построил в Сенендедже Хане-паша Бабан в годы своего правления. Насколько прекрасны были сады Фирдаусийе и Хусравийе, можно судить по описанию К. Рича (т. 1, с. 199—200).
101 Мани — основатель манихейской секты, происходил из Ирана и был убит по приказу сасанидского царя Бахрама I в 275 г. Традиция прославила его как замечательного художника. См. Денике, с. 14.
102 Это лирическое описание садов Аманаллах-хана, занимающее в парижской рукописи две страницы, добавлено автором при последующей доработке текста и в тегеранском издании отсутствует.
103 Далее на страницах 95—98 тегеранского издания хроники следует описание Хусрав-хана как правителя. Текст этого отрывка, отсутствующий в парижской рукописи, заканчивается лакуной, отмеченной издателем книги Исма'илом Ардаланом. См. Лубб-и таварих, с. 98, примеч. 1.
104 Для везира Курдистана Фараджаллаха Ардалани, который именовался также управляющим округа Сенендеджа, в 1248/1832-33 г . был написан сокращенный вариант обширной истории ислама Тарих-и алфи — Ахсан ал-касас ва дафи' ал-гусас. См. Стоpи. Т. 1, С. 421.
105 Имеется в виду гора Абидар (Авидар, Авир), у подножия которой находится город Сенендедж. Лубб-и таварих, с. 103, примеч. 2.
106 Этими словами заканчивается вариант книги, представленный тегеранским изданием.
107 Хасан 'Али-мирза Шуджа ас-Салтане, шестой сын Фатх 'Али-шаха (годы жизни 1204/1789-90 — 1271/1854-55), с 1231/1815-16 г. управлял Йездом, Керманом и Ширазом и после смерти отца выступил в поддержку брата Хусайн 'Али-мирзы, который претендовал на престол. После воцарения Мухаммад-шаха Хасан 'Али-Мирза по его приказу был ослеплен и последние годы жизни провел в Тебризе под надзором. См. Бамдад. Т. 1, с. 367— 368.
108 'Али-хан Зилл ас-Султан, десятый сын Фатх 'Али-шаха Каджара (годы жизни 1210/1795-96 — 1271/1854-55), с 1232/1816-17 по 1250/1834-35 г. был правителем Тегерана. После смерти отца, как и большинство остальных 59 сыновей Фатх 'Али-шаха, он стал претендовать на престол, провозгласил себя государем и правил четыре дня до прибытия Мухаммад-шаха в Тегеран под именем 'Адил-шаха. См. Бамдад. Т. 2, с. 381—384.
109 Сын Хусрав-хана Риза-Кули-хан управлял Арделаном с 1250/1834-35 по 1263/1846-47 г. и был женат на сестре Мухаммад-шаха Туба-ханум. После бегства из тегеранской тюрьмы в 1264/1847-48 г. и возвращения в Курдистан он, по словам Махди Бамдада, не выражал большого желания быть покорным шахскому двору. См. Бамдад. Т. 2, с. 25.
110 'Аббас-мирза Наиб ас-Салтане, второй сын Фатх 'Али-шаха Каджара (годы жизни 1213/1798-99 — 1249/1833-34), в возрасте одиннадцати лет был назначен наследником престола и правителем Азербайджана. С 1247/1831-32 г. 'Аббас-мирза управлял Хорасаном. См. Бамдад. Т. 2, с. 215—222.
111 Мухаммад-мирза — старший сын 'Аббас-мирзы Наиб ас-Салтане и будущий шах Мухаммад (1834—1848).
112 Бахрам-мирза, второй сын 'Аббас-мирзы Наиб ас-Салтане, был назначен своим братом Мухаммад-шахом по восшествии его на престол правителем Керманшаха, Луристана и Хузистана. Как претворялся шахский приказ в жизнь, и показывает помощь курдских отрядов новому губернатору. См. Бамдад. Т. 3, с. 376.
113 По-видимому, автор имеет в виду Мирза Абу-л-Касима Кяим-Макама II, везира 'Аббас-мирзы Наиб ас-Салтане и сына Мирза 'Исы Фарахани, известного под именем Мирза Бузурга Каим-Макама I. Мирза Абу-л-Касим родился в 1193/1779 г. и в 1237/1821-22 г. после смерти отца занял его должность при 'Аббас-мирзе. После восшествия на престол Мухаммад-шах назначил его в 1250/1834-35 г. на должность садр-и азама, а через год неожиданно сместил и казнил. Мирза Абу-л-Касим принадлежал к числу крупных деятелей культуры и был талантливым поэтом. См. Бамдад. Т. 1, с. 60—65.
114 Далее (лл. 103а—106б) следует текст, который местами повторяет с. 95—98 тегеранского издания. Однако в издании речь идет о Хусрав-хане Накаме, а в парижской рукописи этот текст составляет часть главы, посвященной его сыну и наследнику Риза-Кули-хану. См. Введение, с. 13.