1 Бэкон Ф

Комментарии

1 Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977-1978. Т. 2. С. 66.

2 Там же. С. 78.

3 См.: Там же.

4 Донн Дж. Стихотворения. Л., 1973. С. 150.

5 См.: Popkin R. H. The History of Scepticism from Erasmus to Descartes. Assen, 1960. Характерна позиция Бэкона: «Итак, мы сказали о необходимости отбросить отчаяние, которое является одной из могущественнейших причин замедления развития наук» (Бэкон Ф. Соч. Т. 2. С. 66).

6 Прямо противоположной была реакция Бэкона, хотя он не принял гелиоцентризм.

7 См. Baker H. The Rice of time. Toronto, 1967. P. 6.

8 См. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1966.

9 См. Бэкон. Ф. Соч. Т. 1. С. 232.

10 См. Там же. С. 50.

11 См.: Eisenstein E. Some Conjectures about the impact of printing on Western Society // The Journal of Modern History. 1968. Vol. 40, N 1.

12 См.: Williamson J. The Tudor Age. L., 1957.

13 См.: Anderson F. H. Francis Bacon. Montpelier, 1962. P. 217.

14 Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 71.

15 Старший брат Фрэнсиса Энтони после Кэмбриджа также был зачислен в юридическую школу Грейвс-Инн. Однако его заграничное путешествие затянулось на многие годы. Есть основания полагать, что он выполнял осведомительную миссию английского двора.

16 У сэра Николаса Бэкона было пять сыновей: трое — от первого брака, двое — от второго. Фрэнсис был его младшим сыном.

17 Как это вообще было свойственно «духу Возрождения», в Бэконе философ уживался с прирожденным царедворцем, любящем княжескую роскошь и великолепие. На вершине его политической карьеры, в бытность его лордом-канцлером, в лондонском дворце Бэкона за обедом прислуживали 40 официантов. Всего же число его слуг достигало 200 человек (см.: Anderson F. H. Op. cit. P. 101).

18 См.: Bacon F. Letters / Ed. by J. Spedding. L., 1877. P. III.

19 Отец Фрэнсиса Бэкона и лорд Берли были женаты на родных сестрах Милдред и Энн Кук, следовательно, Фрэнсис был его племянником.

20 The Works of Lord Bacon // Ed. J. Spedding, L., 1879. Vol. VII. P. 1.

21 Ibid. P. 2.

22 Ibid.

23 Ibid.

24 Т. е. экспериментов, поставленных по наитию, при отсутствии научно обоснованной гипотезы, поиска, опирающегося на результаты предшествующих экспериментов.

25 Впрочем, о своем замысле Бэкон впервые поведал миру еще в начале 80-х годов в имевшей хождение рукописи латинского сочинения под довольно-таки

26 The Works of Lord Bacon. Vol. VII. P. 2.

27 Субсидиями именовались королевские налоги, собираемые с разрешения парламента (точнее — палаты общин). Этим термином подчеркивался «добровольный» характер налогов, интерпретировавшихся как «подношение» подданных монарху, а не как следствие монаршей воли.

28 Цит. по: Farrington В. Francis Bacon. N. Y., 1969. P. 25.

29 О том, что Бэкон был крупнейшим в свое время стилистом и парламентским оратором, свидетельствуют слова близко знавшего его знаменитого драматурга и поэта начала XVII в. Бена Джонсона: «Никто и никогда не говорил с большей легкостью, более сжато, с большим весом и не допускал в своих речах меньше пустоты и празднословия... Слушатели не смели ни кашлянуть, ни отвести от него глаз, боясь что-нибудь не пропустить. И хотя многие ему завидовали, все больше всего боялись, как бы он не замолчал» (цит. по: Anderson F. Op. cit. P. 36).

30 The Works of Lord Becon. L., 1857-1874. Vol. I-XIV. Vol. I. P. IV. (Далее: The Works).

31 После неудавшегося ходатайства Эссекса перед королевой о предоставлении Бэкону должности коронного адвоката граф как бы в «возмещение морального ущерба» подарил ему свой манор стоимостью 1800 ф. в год. Бэкон принял дар, так как не желал «показаться неблагодарным» (см.: Anderson F. Op. cit. P. 55).

32 После казни Эссекса правительство опубликовало написанную Бэконом «Декларацию о действиях и изменах, совершенных графом Эссексом».

33 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 351.

34 В издании 1597 г. было 10 «Опытов» — эссе, в издании 1612 г. — 38 «Опытов», в издании 1625 г. — 58 «Опытов».

35 «Что касается рыцарского достоинства, то мне остается желать хотя бы одного, чтобы церемония, — если не оно само, — возвысила бы меня. Это значит, чтобы она не происходила таким образом, будто я нахожусь в стаде» (цит. по: Anderson F. Op. cit. P. 105).

36 Цит. по: Anderson F. Op. cit. P. 105.

37 План этого труда включал шесть частей. Вот их названия: 1) «Разделение наук»; 2) «Новый органон, или Указания для истолкования природы»; 3) «Явления мира, или Естественная и экспериментальная история для основания философии»; 4) «Лестница разума»; 5) «Предвестия, или Предварения второй философии»; 6) «Вторая философия, или Действенная Наука» (см.: Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 68 — 69).

38 На политику Якова I, помимо Бэкона, оказывали все растущее влияние испанский посол в Лондоне и фаворит короля Джордж Уилльерс, впоследствии — герцог Бекингемский.

39 Наибольшее возмущение палаты общин вызывала политика продажи монополий, сковывавшая хозяйственную инициативу и отдававшая все выгоды от торговопромышленной деятельности в руки немногочисленной клики обладателей монопольных патентов.

40 См.: Anderson F. Op. cit. P. 124.

41 The Works. Vol. II. P. 122.

42 Цит. по: Anderson F. Op. cit. P. 224.

43 См.: Новый органон, кн. П, гл. 52. («Ибо человек, пав, лишился и невинности, и владычества над созданиями природы. Но и то и другое может быть отчасти исправлено и в этой жизни... посредством искусств и наук».) «Опыты» Бэкона — это анатомия существующего общества, рассматриваемого проницательным и умудренным опытом политиком. «Наставительный» пафос этого сочинения заключается в стремлении сделать человека во всех его проявлениях более «рациональным», умерив социальное зло. К совсем иному роду сочинений принадлежат «Новый органон» и «Новая Атлантида», их пафос в прозрении общества будущего.

44 Неоднократно встречающееся у Бэкона понятие «Historia Justa», т. е. история должная, истинная, подлинная и т. д., свидетельствует о том, что ему рисовался некий мысленный эталон совершенства, завершенности в «искусстве» историописания.

45 The Works. Vol. IV. P. 219-220.

46 В архиве Бэкона было обнаружено и затем опубликовано только начало этой работы. Вероятнее всего предположить, что он собрался написать историю всей эпохи Тюдоров (см.: Bacon F. The Beginning of the History of Great Britain // The Works. Vol. V. P. 279).

47 См.: Farrington B. Francis Bacon, Philosopher of Industrial Science. L., 1956. P. 5f.

48 Субботин А. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Бэкон. Соч. Т. 1. С. 52.

49 Buhr M. Vernunft-Mensch-Geschichte. В., 1977. S. 30.

50 Вот некоторые из них: Dean L. F. Sir Francis Bacon's Theory of Civil History Writting // Essential Articles for the Study of Francis Bacon. L., 1972; Idem. Tudor Theories of History Writing // The University of Michigan Contributions to Modern Philology. 1947. Vol. I; Nadel G. H. History as Psychology in Francis Bacon's Theory of History // Ibid.; Luciani V. Bacon and Guicciardini // Proceedings of Modern Language Association. 1947. Vol. LXII, N 1; Idem. Bacon and Machiavelli // Italica. 1947. Vol. XXIV, N 1; Wheeler Th. The Purpose of Bacon's History of Henry the Seventh // Studies in Philology. 1957. Vol. XIV, N 1; Sypher W. Similiarities between the Scientific and Historical Revolutions at the End of the Renaissance // Jaurnal of the History of Ideas. Vol. 26, N 3-4.

51 Характерно в этом отношении следующее замечание Бэкона из сочинения «О достоинстве и приумножении наук», специально посвященного «разделению гражданских наук»: «Впрочем, я и сам забыл включить в наш обзор наук пауку молчания, которой, однако... я буду учить собственным примером». И несколько ниже он приводит фразу из Пиндара: «Иногда несказанное поражает сильнее, чем сказанное» (The Works. Vol. I. P. 745 — 746).

52 The Works. Vol. IV. P. 103.

53 При всем том Бэкон в какой-то мере сознавал, что одной науки для достижения этой цели недостаточно. Так, говоря о естественном законе, согласно которому «стремления к частному благу обыкновенно не могут возобладать над стремлениями к более общему благу», Вэкон восклицает: «Если бы это имело силу в гражданских делах!» (The Works. Vol. IV. P. 104). И в другом случае по тому же поводу: «Каждому предмету внутренне присуще стремление к двоякого рода проявлениям природы блага: к тому, что делает вещь чем-то цельным в самом себе, и тому, которое делает ее частью более обширного целого. И эта вторая сторона природы блага значительнее и важнее первой... Эта преобладающая роль общественного блага (boni communionis) особенно важна в человеческих отношениях. Если только человек остается человеком!» (The Works. Vol. I. P. 717).

54 К. Маркс указал коренившуюся еще глубже причину утопизма Бэкона: он был во власти иллюзий, полагая, что изменение формы производства и практическое господство человека над природой может быть результатом одних лишь перемен в «методе мышления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 401 — 402).

55 См. New Atlantis // The Works. Vol. III. P. 156.

56 cm. Ibid. P. 148.

57 cm. Ibid. Vol. I. P. 796.

58 cm. Dean L. F. Sir Francis Bacon's Theory... P. 211ff.

59 cm. Ibid, (ср.: Luciani V. Bacon and Machiavelli. P. 236f; Idem. Bacon and Guicciardini. P. 90ff.).

60 См. Smith-Fussner F. The Historical Revolution // English Ristorical Writing and Thought, 1580 — 1640. L., 1962 (ср.: Sypher W. O. Op. cit. P. 353).

61 Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 272.

62 The Works. Vol. I. P. 17.

63 Ibid. P. 749 (ср.: Ibid. P. 504).

64 Bodin I. Methodus ad facilem historiarum cognitionem. P., [1567].

65 The Works. Vol. I. P. 747 (ср.: Ibid. P. 471).

66 См.: Essays or Counsels Civil and Moral. L., 1625 (The Works. Vol. I. P. 508).

67 The Works. Vol. I. P. 512.

68 Ibid. P. 514.

69 См.: Ibid.

70 См.: Ibid. P. 778 («cum temporibus conveniat»).

71 См.: Ibid. P. 504 (ср.: Бэкон Ф. Соч. Т. 2. С. 160).

72 «О достоинстве и приумножении наук».

73 The Works. Vol. III. P. 345.

74 См.: Ibid. Vol. I. P. 509.

75 См.: Ibid. P. 504 (ср.: Ibid. P. 162).

76 Ibid. Vol. VI. P. 670.

77 См.: Ibid. Vol. I, P. 162.

78 См.: Ibid. Vol. VI. P. 676.

79 См.: Lombard A. La quelrelle des Anciens et modernes. Neufchatel, 1908; Jones R. E. Ancients and Moderns. L., 1961.

80 Именно последнего недоставало всем современным Бэкону участникам данной дискуссии. Даже в тех случаях, когда христианские гуманисты говорили о достижениях своего времени, границей этого состояния всегда мысленно оставалась классическая древность. У этой границы всякое творчество мыслилось лишь как «подражание». Отсюда следовало, что всевозможные улучшения, предвидимые в будущем, оказывались всего лишь «восстановлением утерянного», преданного забвению, большим или меньшим приближением к былой вершине. Одним словом, категория развития в конечном счете сводилась к возврату к прошлому. Так, в письме Эразма Роттердамского папе Льву X выражалась надежда увидеть наступление «золотого века», который должен был заключаться в «восстановлении» трех благословений рода человеческого: благочестия, литературы и христианского согласия (См.: Baker H. The Race of Time. Toronto, 1966. P. 372).

81 The Works. Vol. I. P. 186. Вот образец силы традиции: «Даже разумные и твердые мужи... считают, что в мировом круговращении времени и веков у наук бывают некие приливы и отливы, ибо в одни времена науки росли и процветали, а в другие времена приходили в упадок и оставались в небрежении» (Ibid. P. 199).

82 Ibid. P. 170.

83 Ibid. P. 178.

84 Ibid. P. 514.

85 Ibid. («plus ultra» — «дальше вперед», «поп ultra» — «не дальше»).

86 Ibid. P. 186.

87 См.: Ibid. P. 199.

88 Ibid. P. 192.

89 Ibid. Vol. VI. P. 648.

90 Бэкон Ф. Соч. Т. 2. С. 54.

91 Там же. С. 286.

92 Там же. С. 17.

93 Ibid. P. 258.

94 См.: Ibid. P. 512.

95 Дело в том, что собственно историческая закономерность в отличие от закономерности социологической всегда оказывается выявленной и сформулированной тем точнее, чем определеннее очерчены ее пространственно-временные границы. Как показала научная практика в данной области, огромное большинство установленных собственно исторических закономерностей носит именно такой «локализованный» во времени и пространстве характер (см.: Барг М. А. Категории и методы исторического исследования. М., 1984. Гл. V).

96 The Works. Vol. I. P. 123.

97 Ibid. Vol. IV. P. 254.

98 См.: Bodin I. Op. cit. P. 18. Очевидно, что Бэкон отвергал не только силлогистику Аристотеля, но и логику П. Рамуса (1515 — 1572) как олицетворение «ложной индукции» (см.: Gilbert N. Renaissance Concept of Method. N. Y., 1960. P. 147).

99 The Works. Vol. I. P. 495.

100 См.: Ibid. P. 5 — 10; Nadel G. H. Op. cit. P. 236. В ряде случаев Бэкон как бы ослабляет роль «новой индукции» в области «гражданской истории».

101 The Works. Vol. I. P. 470.

102 Ibid. P. 749.

103 Ibid. P. 740.

104 См.: Ibid. P. 505-514.

105 Ibid. P. 494.

106 Ibid. P. 495. Ср.: Patterson A. Francis Bacon and Socialised Science. Springfeld, 1973. P. 17ff.

107 В данном случае «historia prima», вероятно, целесообразно переводить как «первичная», подготовительная история (ср.: Бэкон Ф. Соч. Т. 2. С. 218).

108 The Works. Vol. I. P. 505.

109 См.: Ibid. P. 743.

110 См.: Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 192.

111 См.: Асмус В. Ф. Маркс и буржуазный историзм. М.; Л., 1933. С. 4.

112 См.: The Works. Vol. I. P. 163.

113 Примеры «идолов рода»: вера в астрологические предсказания, вещие сны, предзнаменования, стремление объяснить действия природы по аналогии с действиями и поступками людей.

114 Ibid. P. 164-165, 512.

115 См.: Ibid. P. 450.

116 Ibid. P. 504.

117 Ibid.

118 См.: Ibid. P. 316-317.

119 Ibid.

120 Ibid. P. 721.

121 Ibid. P. 743.

122 См.: Ibid. P. 718.

123 Известно, что в своих «Диалогах об истории» итальянский философ-гуманист Франческо Патрицци (1529 — 1597) высказывал сомнение в возможности извлекать из истории «уроки», которые помогли бы человеку в достижении более совершенного состояния, личного и общественного блага. В более резкой форме свое отрицательное отношение к распространенной в среде гуманистов доктрине «уроков истории» выразил Гвиччардини, критически отнесшийся к «Рассуждениям» Макьявелли. Во-первых, прошлое не столь легко доступно для понимания, как казалось последнему, и, во-вторых, извлеченные им из опыта Древнего Рима уроки произвольны и лишены прикладной ценности в новых условиях (см.: Guicciardini F. Scritti Politici e ricordi. Bari, 1933. P. 358-359).

124 Mirror for Magistrates. N. Y., 1938.

125 The Works. Vol. I. P. 507.

126 Ibid.

127 Ibid. P. 512, 513.

128 Ibid. P. 503.

129 Ibid. P. 505.

130 Ibid. P. 143.

131 См.: Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 165 — 166 («Этот период, по крайней мере, по моему мнению, значительно богаче разнообразными событиями (обычно редкими), чем любой другой, равный по времени период истории любой из наследственных монархий»).

132 См.: Fox L. English Historical Scholarship in the 16 and 17 cc. Oxford, 1956.

133 См.: Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 162 — 163. («Эта работа, конечно, требует огромного труда... однако она не имеет достойного веса...»).

134 См.: Там же. С. 162.

135 См.: Там же. С. 164.

136 См. общую характеристику труда Бэкона в кн.: Smith-Fussner F. The Historical Revolution. P. 269 ff.