Комментарии

Комментарии

1 Гора Шулайр — вершина Сьерра-Невады.

2 Перечисляются населенные пункты, через которые проезжал Ибн Джубайр, направляясь из Гранады в Тарифа — гавань на северном берегу Гибралтарского пролива, откуда он мог направиться в Сеуту: Джаййан-Хаэн, Хисн ал-Гайдак — вблизи Хаэна, Хион ал'Кабра, Истиджа (Эсихе), Хисн Ушу-на (Осуна) — вблизи Кордовы, к югу от Гвадалквивира, Шаллабар — на границе провинций Севильи и Кадикса, Хисн Аркуш (Аркос) — на юго-западе от Истиджа, Ибн ас-Салим — вблизи Медины-Сидонии.

3 Kaсp Масмуда — одна из крепостей, через которые Альмохады, принадлежавшие к труппе берберских племен Масмуда, проникли на Иберийский полуостров.

4 Румийцами Ибн Джубайр называет, как правило, восточных христиан, подданных Византийской империи (a иногда — подданных мусульманских государей), тогда как выходцев из Западной Европы, католиков, он именует франками.

5 ал-Андалус (Андалусия) — географический термин, которым средневековые арабские авторы обозначали территорию Иберийского полуострова, находившуюся под властью мусульман.

6 Дения — гавань в южной оконечности Валенсийского залива.

7 Йабиса (Ивиса), Мальорка, Менорка — Балеарские острова.

8 Маджра — расстояние, которое корабль может пройти за один день, т. е. 100 миль.

9 Миля — мера длины, употреблявшаяся в ту эпоху в странах, по которым путешествовал Ибн Джубайр; равнялась примерно 2 км.

10 Мыс Сан-Марко к северу от Отрантского залива.

11 Перевожу, подобно Бродхурсту, «Острова голубей». Годфруа-Демомбин переводит «Острова лихорадки» ([Broadhurst R.-J. С.]. The Travels of Ibn Jubair, n 9; Ibn Jоbair. Voyages. Trad... par M. Gaudefroy-Demombynes, P.l, c.78).

12 См. примеч. 17.

13 Фундук (греч.) — так называли в ту эпоху гостиницы в странах Северной Африки. Фундук представлял собою двор, окруженный помещениями для жилья со всех четырех сторон.

14 Закят — очистительная милостыня, внесение которой является одной из основных обязанностей мусульманина, установленных Мухаммадом. С развитием мусульманского государства эта обязанность приняла характер ежегодного государственного налога, включавшего въездные и выездные пошлины, поступления которого шли не только на поддержку нуждающихся, но и на другие щели. Разработка предписаний о закяте связывается с именем «праведного» халифа Абу Бакра. В целом он не должен был превышать 2,5% со всего движимого и недвижимого имущества мусульманина. Существовал минимум имущества, с которого налог не брался. Взимание налога должно было совершаться лишь один раз в год. Однако эти предписания, судя по рассказу Ибн Джубайра, не всегда соблюдались на практике.

15 Салах ад-дин (Благо веры) Йусуф ибн Аййуб (1138 — 1193) — египетский султан в 1171 — 1193 гг., фактический основатель династии Аййубидов.

16 Возможно, что Ибн Джубайр видел развалины Мусейона — знаменитой библиотеки и центра науки, построенного Птолемеем II Филадельфом (285 — 246 гг.). Это мог быть и Серапейон — храм Сераписа, главного божества птолемеевского Египта. Оба здания начали разрушаться при последних римских императорах, но очевидно, что еще в конце XII в. сохранились значительные остатки одного из них или обоих.

17 Фаросский маяк — мраморная башня, выстроенная на о-ве Фарос, против Александрии, при Птолемее II Филадельфе архитектором Состратом Книдским. Состоял из трех этажей. Четыре стороны его основания были ориентированы на четыре страны света. У подножия находилась защитная насыпь и молы против натиска волн. Из этого укрепления, несколько суживаясь кверху, поднимался квадратный фундамент маяка. На венчавших его карнизах находились статуи Тритонов, трубивших в рога-раковины. Над четырехугольным строением возвышалось восьмиугольное, заканчивавшееся круглым маяком, на котором горел огонь, видный далеко в море. Коническая крыша завершалась большой бронзовой фигурой Посейдона. Шахта служила лифтом для подъема осветительного материала. Первоначально маяк имел примерно 150 м высоты.

В мусульманскую эпоху маяк неоднократно повреждался землетрясениями, но всегда восстанавливался правителями. Во времена Ибн Джубайра он продолжал действовать, причем в одном месте наш автор сообщает, что маяк был виден за 20 миль, а в другом — за 70; это противоречие было отмечено М. Годфруа-Демомбином (с. 41, примеч.). Но в любом случае статуи Посейдона более не существовало, вместо нее наверху была мечеть. По данным Ибн Джубайра, периметр фундамента маяка составлял 400 м с лишним, если считать ба примерно 2 м. Кама, по одним данным, определяется как 2,3 м, по другим — 1,972 м. Услышанная Ибн Джубайром цифра — 160 кама — явно преувеличена; таким образом, высота маяка составляла бы 295,8 м или 345 м, что не представляется вероятным. В 1165 г. высота маяка не превышала 121,9 м. Большая часть этого сооружения рухнула в 1324 г.; остатки его простояли до 1477 г., когда маяк был полностью снесен по приказу мамлюкского султана Каит-бея; на его месте была воздвигнута крепость.

18 Барака см. примеч. 28.

19 Медресе — тип мусульманской суннитской школы, средней или высшей, появление которого обычно связывается с деятельностью Низам ал-Мулька, основавшего в 1067 г. медресе Низамия в Багдаде. Но медресе возникали и ранее, в Х в., на востоке Халифата (в Средней Азии и Хорасане) и лишь позже стали появляться в западных областях; особенно много их было основано при Салах ад-дине. Наряду с правителями медресе основывали купцы, ученые и другие состоятельные люди. Постепенно медресе распространились по всему мусульманскому миру.

Медресе представляли собою комплекс зданий для обучения и жилья учащихся; предметом преподавания было мусульманское богословие и право, чтение и комментирование Корана, но в некоторых медресе преподавали и светские науки. Содержались медресе за счет вакфов; учащиеся получали стипендию.

20 Махарис (м.н. ч. от махрас) — первоначально — укрепление, огороженное место, служащее жилищем участникам «священной войны», затем жилище, предназначенное для учащихся и суфиев, обитель, — согласно той же семантической эволюции, что и слово «рибат». У Ибн Джубайра термин употреблен в последнем значении. Его синоним — ханака.

21 Джизья — подушный налог с немусульман (иудеев, христиан а с Х в — зороастрийцев), находящихся под покровительством мусульманской общины. Наряду с этим основным значением у Ибн Джубайра термин «джизья» употребляется и как налог, взимаемый завоевателями-крестоносцами с мусульман, а также в более общем смысле — военная дань, контрибуция

22 Священный Дом Аллаха — Мекка.

23 Муминидские динары — динары, которые выпускал первый халиф из Альмохадов, Абд ал-Мумин (1130 — 1163). Они были высокой пробы и имели стандартный вес 4,75 г.

24 Слово «Миср» в арабской литературе имеет несколько значений. У Ибн Джубайра и у других арабских авторов оно обозначает прежде всего Египет как страну; в нашем переводе в таких местах пишется «Египет». Кроме того, название «Миср» Ибн Джубайр применяет, как в данном случае, к кварталам, располагавшимся между мечетью Амра и правым берегом Нила; в таких случаях в переводе оставлено обозначение «Миср». Эта территория примерно соответствовала Фустату — городу, основанному арабами во время завоевания у развалин византийской крепости Вавилон. Фустат являлся административным центром до основания Фатимидами в 969 г. новой столицы — Каира, после чего оба города стали постепенно сливаться.

25 См. примеч. 206.

26 Хутба — проповедь, произносимая имамом во время публичного богослужения в пятницу. Непременно включает в себя формулу исповедания веры, молитву за Мухаммада и его семью, за всех правоверных в целом и особо — за царствующего государя.

27 Амр ибн ал-Ас (ум. в 663 г.) — сподвижник Мухаммада из племени курейшитов, завоеватель Египта и первый его наместник.

28 По средневековым мусульманским представлениям, «благословение» (араб. «барака») — благодетельная сила божественного происхождения, дающая изобилие, здоровье, процветание, счастье. Считается, что Аллах наделил этой силой святых и пророков, особенно Мухаммада и его потомков, а также различные предметы, так или иначе с ними связанные: гробницы святых, их одежды и пр. «Благословенное» влияние получали путем простого контакта с этими предметами; отсюда обычай касаться святых вещей, целовать их, гладить.

29 Хусайн ибн Али ибн Аби, Талиб — самый почитаемый святой шиитского ислама. Погиб в 680 г. в ходе борьбы за верховную власть в Халифате в местечке Кербела вблизи Бапдада. Тело его было, по принятому обычаю, по-видимому, обезглавлено. Известно лишь, что в XI в. голова Хусайна находилась в Аскалоне, откуда она при приближении крестоносцев была вывезена в Дамаск, а затем в Каир. Фатимидские халифы Египта (969 — 1171) воздвигли в Каире над отрубленной головой Хусайна мечеть с мавзолеем; ее сооружение было закончено в 1160 г.

Современная мечеть Хусайна в Каире — не та, которую видел Ибн Джубайр; старинная мечеть была заменена новым зданием, построенным на том же месте. Поскольку шииты строго соблюдают запрет для неверных входить в мечеть, мавзолей, находящийся в мечети, никогда не был обследован европейцами. Поэтому описание Ибн Джубайра представляет большую ценность.

30 Люди Дома (араб. «ахл ал-байт») — семья Мухаммада, к которой шииты относили лишь пятерых членов (Мухаммад, Али, Фатима, Хасан, Хусайн), а сунниты — всех жен и детей Мухаммада.

31 Салих — в мусульманском вероучении один из малых пророков, предшественников Мухаммада, посланный с проповедью единобожия к арабскому народу самудитов. Самудиты не приняли его проповеди и были уничтожены, по одной версии, молнией, по другой — землетрясением.

32 Рубайл ибн Йакуб ибн Исхак ибн Ибрахим — по преданию, один из потомков пророка Ибрахима (Авраама).

33 Асийа — жена фараона, к которому, по преданию, был направлен пророк Моисей.

34 Али, сын Хусайна, сына Али Зайн ал-Абидина, т. е. четвертого шиитского имама (ум. в 713 г.), внука Али ибн Аби Талиба.

35 Джафар ибн Мухаммад ас-Сиддик — шестой шиитский имам (ум. в 765 г.). Далее в тексте перечисляются некоторые его потомки.

36 Имеется в виду Малик ибн Анас (ум. в 795 г.) — мусульманский правовед, основатель одного из четырех основных суннитских мазхабов (школ права).

37 Шарифы (знатные) Алиды — потомки Али ибн Аби Талиба.

38 Имеются в виду: внучка и правнучка Джафара ас Сиддика; правнучка Али Зайн ал-Абидина; последняя из упомянутых женщин также вела свое происхождение от Джафара.

39 Али ибн Аби Талиб — двоюродный брат и зять пророка Мухаммада (муж его дочери Фатимы), впоследствии четвертый «праведный» халиф (656 — 681). Последователи Али получили название шиитов (от араб. «шиа» — «партия»).

40 Муазз ибн Джабал — сподвижник Мухаммада (ум. в 639 г.).

41 Сарийа ал-Кинанн — сподвижник Мухаммада, командующий одной из мусульманских армия. По преданию, во время борьбы с персидскими курдами халиф Омар, предупрежденный сновидением, дал знать Сарийи об опасности словами «Саряйа, тора! тора!» Командующий и его армия нашли чудесное убежище на горе; в дальнейшем они одержали победу.

42 Мухаммад ибн Аби Бакр ас-Сиддик — наместник Египта (657 — 658), один из подстрекателей убийства третьего «праведного» халифа, Османа. Убит противниками Али, мстившими за кровь Османа.

43 Брат и сестра Мухаммада ибн Аби Бакра ас-Сиддика. Их отец — Абу Бакр ас-Сиддик (правдивейший) — первый халиф или заместитель Мухаммада в качестве главы мусульманской общины (632 — 634).

44 Аз-Зубайр ибн ал'Аввам — сподвижник Мухаммада, впоследствии влиятельный член группировки, боровшейся за власть с халифом Али; погиб в сражении с войском Али в 656 г.

45 Имам аш-Шафии (767 — 820) — мусульманский правовед, основатель одного из четырех основных суннитских мазхабов.

46 Абу Муслим ал-Хаулани (ум. в 682 г.) — один из ранних деятелей ислама. Считается предшественникам мусульманского аскетизма и надежным передатчиком хадисов, т.е. преданий о словах или поступках Мухаммада.

47 Ар'Рузабари — суфий, ученик персидского мистика Джунайда (ум. в 910 г.).

48 Зу-л-Нун ибн Ибрахим ал-Мисри (796 — 861) — видный египетский суфий. В своих сочинениях впервые дал изложение суфийской доктрины, в частности учения о мистических состояниях.

49 Шахид — мусульманин, сражавшийся за веру и погибший за нее в «священной войне».

50 Тайласан — покрывало на голову и плечи поверх чалмы, в ту эпоху — отличительный знак кадиев, имамов, законоведов-факихов.

51 Шарб — тонкая льняная ткань.

52 Мимбар — кафедра для проповедника в мечети.

53 Ан-Насир — дский халиф (1180 — 1225), о встречах с которым Ибн Джубайр рассказывает ниже, при описания своего пребывания в Багдаде. Ан-Насир в течение своего долгого правления в ходе борьбы с Сельджукидами смог расширить свои владения, где пользовался не только религиозной, но и светской властью (Хузистан и Западный Ирак). Стремясь усилить свое политическое влияние, подстрекал хорезм-шаха Текеша (1172 — 1200) к войне с сельджукидсиим султаном Ирака Тогрулом III (1176 — 1194), а также реформировал религиозно-политическую организацию футувва (см. примеч. 313).

54 Абу-л-Аббас Ахмад ибн Тулун — правитель Египта (855 — 868), основатель династия Тулунидов, при которых Египет добился фактической независимости от Аббасидского халифата.

55 Речь идет о дамбе, являвшейся вместе с каирской цитаделью передовым укреплением против возможного наступления с запада. При сооружении ее были использованы камни малых пирамид, для подвозки которых служил описанный Ибн Джубайром наплавной мост.

56 Альмохады (от араб. «ал-муваххидун» — «единобожники») — правители государства, образовавшегося в 1121 — 1122 гг. в Северной Африке в ходе движения берберов, имевшего характерную для эпохи средневековья религиозную форму — призыв ж восстановлению строгого монотеизма, с чем связано и название династии. Правили до 1269 г.

57 Ибн Джубайр, несомненно, имеет в виду пирамиды Хуфу и Хафра. 366 шагов Ибн Джубайра в общем соответствуют длине каждой стороны пирамиды Хуфу по основанию — 293 m. Однако маленьких пирамид там сейчас шесть, а не пять, что было отмечено Годфруа-Демомбином.

58 Ад — древнее племя, часто упоминаемое в Коране как могучее и преуспевающее; однако адиты не вняли учению посланного к ним пророка и в наказание за это были сметены страшной бурей (Коран 41, 16). Существовал ли народ Ад в действительности — неизвестно. Различные попытки локализации адитов (пустыня между Оманом и Хадрамаутом, Северо-Западная Аравия и др.) не могут считаться успешными.

59 В средневековых мусульманских странах виды локтя — меры длины — были различны. Основным считался локоть старого ниломера на о-ве Рауда. Этот дский, или так называемый «черный», локоть составляет 54,04 см.

60 Абу-л-Ахвал — букв. «отец ужаса» — сфинкс. B общий комплекс гизехских пирамид органически входит свободно стоящее скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хафра. Высота сфинкса — 20 м, длина 57 м.

61 Убайдиты (Фатимиды) — шиитская династия, правившая в Египте (969 — 1171) Наименование происходит от имени первого фатимидского халифа, Убайдаллаха Махди (910 — 934), и употребляется суннитскими авторами, выражающими таким образом свое несогласие с официальной, фатимидской генеалогией, возводящей происхождение династии к Фатиме, дочери пророка Мухаммада. Пожар, о котором упоминается далее, произошел при вторжении в 1169 г. в Египет крестоносцев, стремившихся овладеть столицей.

62 Ниломер на о-ве Рауда был сооружен в 715 г. под руководством Усамы ибн 3айда ат-Танухи, управляющего хараджем (поземельным налогом) Египта при омейядских халифах Валиде I (705 — 715) и Сулаймане (715 — 717).

63 Каб ал-Ахбар, Абу Исхак — старейший авторитет иудейско-мусульманских преданий, иудей из Йемена, принявший ислам при Абу Бакре или Омаре. Умер в 652 г. (или 654 г.). Известны лишь его устные изречения.

64 Айзаб — гавань на африканском берегу Красного моря, связанная с долиной Нила караванным путем. Уже в IХ в. ею пользовались паломники, направлявшиеся в Мекку, а также купцы из Йемена. С XI в. значение Айзаба увеличилось в связи с ростом торговли Египта с Йеменом. Особенно процветал. Айзаб в XII-XIV вв. Город был уничтожен в правление мамлюкского султана Барсбея (1422 — 1438); его место занял Савакин. У Ибн Джубайра здесь — игра слов: азаб — мучение, пытка и Айзаб — город.

65 Ибн Джубайр постоянно отмечает время новолуния, придавая этому явлению большое значение, непонятное современному читателю. Дело в том, что движение луны лежит в основе мусульманского календаря, при помощи которого, в частности, определялись время паломничества и начала или конца рамадана (месяца поста). Поскольку новую луну из-за облачности не всегда можно было наблюдать, приходилось прибегать к подсчетам, причем последний день текущего месяца иногда относили к новому, иногда к старому месяцу, что вызывало разногласия, за разрешением которых приходилось обращаться к кадию. Такой случай описывается у Ибн Джубайра ниже. Перевод дат, содержащихся в «Путешествии», дан по таблицам И. А. Орбели (Синхронистические таблицы хиджры и европейского летосчисления. М. — Л. 1961). Некоторые несовпадения связаны с тем, что мусульманские сутки начинаются с момента захода солнца.

66 Кус — город в Верхнем Египте, на Ниле, откуда начинался путь через пустыню к Красному морю.

67 Моисей — библейский патриарх, в исламе считался одним из больших пророков, предшественников Мухаммада (наряду с Адамом, Ноем, Авраамом и Иисусом) и «собеседником Аллаха» (Kopaн. 4, 164).

68 Город Абусир в провинции Гиза. По легенде, Йусуф — библейский патриарх Иосиф, выступающий в исламе как один из малых пророков, — в течение семи лет находился в нем в плену.

69 По преданию, Иосиф в течение семи урожайных лет скопил в городах Египта много зерна, которое он хранил в житницах; когда затем наступил голод, Иосиф открыл житницы и стал продавать хлеб жителям Египта и других стран.

70 Ибрахим (библейский Авраам) в мусульманской религиозной истории играет (вместе со своим сыном Исмаилом) важную роль как основатель монотеистического культа 1Каабы и предшественник Мухаммада. Легендарная история Ибрахима излагается во многих сурах Корана, где, как и в позднейших арабских источниках, его имя обычно сопровождается эпитетом «халил» (друг [Аллаха]). У Ибн Джубайра, как и в Коране, упоминается и отец Авраама — Азар.

71 Барид — почта; здесь — расстояние между двумя почтовыми станциями. Египет был покрыт сетью почтовых трактов, восходивших к византийскому временя.

72 Сайд — Верхний Египет.

73 По мнению Годфруа-Демомбина, здесь имеется в виду сочинение ал-Бакри. Но возможно, что «Масалик в-ал-мамалик» принадлежало какому-либо другому автору. Впервые в египетской историко-географической литературе легенда о «стене старухи» появилась у Ибн абд ал-Хакама, позаимствовавшего ее из устной коптской традиции.

74 Море Кулзум — Красное море.

75 Море ан-Наам — северная часть Красного моря между Суэцем, Айзабом и Джиддой, ибо каждая часть этого моря носила название той области, которую оно омывало.

76 Речь идет о предприятии Реджинальда Шатильонского, правителя Карака, намеревавшегося вторгнуться в Аравию и разрушить священные города — Мекку и Медину. Он переправил свои корабли по частям в залив Акаба и послал флот для разграбления Айзаба и два корабля для блокады Айлы. Египетский флот под командованием Лулу отправился за ним вдогонку, снял блокаду Айлы и уничтожил флот крестоносцев. Реджинальд Шатильонский спасся, многие крестоносцы были убиты, многие взяты в плен. Пленные затем были отправлены в разные города, проведены через них для всеобщего обозрения, а затем казнены. Ибн Джубайр был свидетелем подобного «парада» в Александрии.

77 Хаджиб (от араб. «хаджаба» — «закрывать, не допускать») — первоначально лицо, ответственное за охрану дверей, ведущих к правителю. Позже этот термин сделался титулом, соответствующим положению при дворе и должности, содержание которой значительно различалось в разных областях в разные периоды. В данном случае хаджиб близок по смыслу к должности адмирала, командующего флотом.

78 Асиут — город в Верхнем Египте на западном берегу Нила, расположенный в одном из самых плодородных мест обрабатываемой долины Нила, при естественном окончании пути по пустыне, центр провинции. Асиут процветал в течение всего средневековья.

79 Ихмим (Ахмим) — город в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, столица провинции. В средние века Ихмим был окружен плодородными земледельческими областями; там имелась таможня, вымогательства в которой возбудили негодование Ибн Джубайра. Наибольшей достопримечательностью Ихмима был его древний храм, уничтоженный в XIV в.; Ибн Джубайр описал его наиболее полно.

80 Муахиды — лица, не принявшие ислама и жившие на территории мусульман на договорных началах, платили подушную подать, но не считались «покровительствуемыми» («зиммиями») и не подчинялись соответствующим этому статусу предписаниям (например, в отношении одежды).

81 Ал-барба (м.н. бараби) от коптского «perpe» — храм, название, применяемое к культовым постройкам Египта языческих времен.

82 Кусе — полулегендарный древнеарабский мудрец, красноречие которого вошло в поговорку; Сахбан (ум. в 673 г.) — прославленный проповедник и оратор. Ему принадлежит один из сохранившихся наиболее ранних образцов арабской хутбы в рифмованной прозе.

83 Мухаджиры — первые мусульмане, ушедшие вместе с Мухаммадом из Мекки в Медину.

84 Махмаль см. примеч. 136.

85 Ал-ишакин — носилки в виде скамья со спинкой для трех-четырех человек.

86 Игра в шахматы осуждается во многих хадисах как азартная.

87 Гузы, огузы — здесь — воины Аййубидов; это название происходит от их мифического предка, тюрка Огуза.

88 Лакуна в рукописи. Подобно Скиапарелли и Шеферу, считаю более правильным читать «Асуан», нежели «Кина» у Годфруа-Демомбина.

89 Дерево ал-ушар — бот. asclepias gigantea.

90 Джалаба — (мн. ч. — джалаб) — небольшое парусное судно для перевозки паломников.

91 Беджа — народы эфиопской группы, населяющие северо-восточную область современного Судана и северо-западные районы Эфиопии и Эритреи между Нилом и Красным морем. По языку входят в куштскую группу хамитских языков. Делятся на несколько племен. Этногенез беджа не установлен. Основное занятие с древних времен — кочевое скотоводство.

32 Море Фараона — Красное море.

93 Дерево мукл — разновидность пальмы.

94 Акка см. примеч. 337.

95 Сулайман (Соломон) — сын и преемник библейского Давида (Дауда); в исламе — один из пророков. Мусульманское предание приписывает Соломону покорение демонов.

96 Акабат Айла — древнее название города Айла, морского порта в северной части Акабского залива, известного еще в библейские времена. В 930 г. Айла подчинилась Мухаммаду и позже сделалась местом, куда стекались паломники из Египта и Сирии, направлявшиеся в Мекку; ее торговля процветала, Х век был временем наивысшего расцвета Айлы. Иерусалимский король Балдуин I в 1116 г. взял Айлу и включил ее в свое королевство. В 1171 г. крестоносцы были изгнаны Салах ад-дином. На некоторое время власть крестоносцев была восстановлена правителем Карака Рено Шатильонским в ходе кампании против «Священных городов». В 1183 г., после его поражения, Айла окончательно перешла в руки мусульман, но в разрушенном состоянии.

97 Гора Синай — горная система, расположенная на юге одноименного полуострова.

98 Один из островов у побережья Хиджаза, вблизи Джидды.

99 Здесь имеется в виду правитель (эмир) Мекки Муксир ибн Иса, о котором Ибн Джубайр подробно пишет далее. Муксир ибн Иса принадлежал к шарифам — потомкам Мухаммада — по линии Хасана. Хасаниды правили Меккой с 906 (или 967-8) г., причем с l063 no 1100 г. они относились к ветви Хавашим, получившей свое имя от Абу Хашима Мухаммада — брата первого шарифа Джафара. Правление династии Хавашим характеризовалось притеснениями паломников, доходившими до прямого разбоя. С приходом Аййубидов к власти в Египте, откуда в Мекку доставлялось продовольствие, злоупотребления Хавашим были отчасти прекращены. Инициатива в этом деле принадлежала Садах ад-дину (о чем говорится у Ибн Джубайра) и его брату Сайф ал-Исламу Тугтегину, который во время пребывания в Мекке Ибн Джубайра проезжал через нее, направляясь в Йемен, наместником которого он был с 1181 по 1196 г.

100 Хавва (Ева) — жена Адама, «первого человека». По мусульманскому преданию, сложившемуся под иудео-христианским влиянием, Ева была сотворена в раю из левого ребра Адама. Будучи изгнана из рая вместе с Адамом, Ева долго была разлучена с ним; соединившись с Адамом, она совершила паломничество в Мекку и исполнила все требуемые церемонии. Согласно преданию, Ева умерла два года спустя после смерти Адама и была погребена вместе с ним.

101 Омар ибн ал-Хаттаб — один из крупнейших деятелей раннего ислама, второй «праведный» халаф (634 — 644). При нем были заложены основы мусульманской государственности, завершено подчинение всех племен Аравии, завоеваны Сирия, Ирак, Иран, Египет. Богатый мекканский купец.

102 Харун ар-Рашид — дский халиф (786 — 809).

103 Алиды — общее название потомков Али ибн Аби Талиба. Хасадиды, как говорилось выше, — потомки ал-Хасана, сына Али и Фатимы. Хусайниды — потомки ал-Хусайна (убит в 680 г.), сына Али и Фатимы. Джафариды — ветвь Хасанидов, потомки первого шарифа Мекки, Джафара (правил с 966 или 968 г.).

104 Зиммии — «находящиеся под защитой, под покровительством мусульман» — иудеи, христиане и зороастрийцы, сохранившие право исповедовать свою религию, но обязанные уплачивать подушную подать (джизью) и исполнять предписания о ношении определенных одежд, не возводить свои строения выше построек мусульман, не ездить верхом на конях и т.п.

105 Ирдабб — египетская мера объема для зерна, точное определение которой для времени Ибн Джубайра затруднительно. Наиболее надежным представляется определение ирдабба в 69,6 кг пшеницы или 56 кг ячменя.

106 Кафиз — мера объема, величина которой в разных областях арабского мира была различна; известно, что андалусский (кордовский) кафиз равнялся 44,22 л.

107 Израм — особое одеяние, в которое облекается паломник, вступая на священную территорию во время хаджа. Состоит из двух кусков ткани (изар), не имеющих ни единого шва, и обуви. Один кусок ткани оборачивается вокруг нижней части тела от пояса до щиколоток, а другим прикрывается верхняя часть, за исключением правого плеча у мужчин. Женщины, естественно, закрывают всю верхнюю часть, окутываясь обычно с головы до ног.

108 Священная территория (ал-харам аш-шариф) включает в себя Мекку с окрестностями; центром ее является Кааба. По преданию, Ибрахим получил приказ от Аллаха призвать к паломничеству людей своего и будущего времени. Он поднялся на гору Абу Кубайс, возвышающуюся над Меккой; Черный камень бросил в этот момент ослепительный свет на окружающую область. Демоны, сбежавшиеся на голос Ибрахима, ошеломленные, остановились там, где их застал свет. Так обозначилась протяженность священной территории, охватывающей небольшие долины, спускающиеся с гор; границы ее весьма неточны. Пограничные пункты назывались «мавакит» («станция», «остановка»); там паломники облачались в ихрам. Одним из таких пунктов был Карин, расположенный в одном переходе от Мекки.

109 Умра — см. примеч. 177.

110 «Лаббайка» — первые слова формулы обращения ж Аллаху, которая в полном виде («талбийа») переводится следующим образом: «Я здесь перед тобой, о ты, не имеющий сотоварищей! Я здесь перед тобой, хвала тебе и признательность, и могущество! О ты, у которого нет сотоварищей!» Формула эта доисламского происхождения; в мусульманской ортодоксии ее связывали с Ибрахимом, ибо, по преданию, ее произносили все те, кого Ибрахим сзывал на хадж. Произнесение этой формулы означает, что паломник привел себя в состояние освящения и должен соблюдать предписанные запреты. Он был обязан повторять формулу «талбийи» при всех значительных моментах до возвращения к мирской жизни.

111 Это выражение имеет ряд значений, в частности — то, что происходит один раз, не имея продолжения, подобно подарку скупого, или то, чего вообще не бывает.

112 Кааба — основная святыня Мекки. По преданию, Кааба была выстроена Адамом и по разрушении ее потопом возобновлена Ибрахимом и Исмаилом и временно осквернена поклонением идолам. Название храма происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, 10х12 м, высотой 15 м. Построенная из серого камня с окрестных гор, Кааба имеет мраморный фундамент высотой 25 см; ее три угла названы иракским, сирийским, йеменским (по тому, в какую сторону они обращены), а четвертый — углом Черного камня, названным так потому, что в нем находится священный Черный камень. Снаружи Кааба покрыта покрывалом (ал-кисва). Дверь Каабы расположена на стороне Черного камня, на высоте двух метров от поверхности земли. Настоящее здание, претерпевшее ряд реконструкций вследствие наводнений и различных случайностей, было создано в 684 г. Абдаллахом ибн аз-3убайром.

113 Таваф см. примеч. 177.

114 Ал-макам см. примеч. 122.

115 Мултазам — букв. «место, «уда спешат»; находится между углом Черного камня и дверью Каабы. Считается, что молитвы, произнесенные здесь, будут услышаны Аллахом.

116 Черный камень — объект поклонения мусульман в Каабе — метеоритного происхождения; он упал на землю Аравии в древности. По преданию, он был принесен Ибрахиму из рая архангелом Джабраилом (Гавриилом); в действительности это — наиболее чтимый из 360 идолов, которым некогда поклонялись в Каабе. Он вставлен в Каабу на высоте примерно 65 см и окружен серебряным кругом, объединяющим куски, разъединенные во время пожара 683 г. и карматского инцидента в 930 — 960 гг.

117 Земзем — одна из древнейших частей святилища. По преданию, именно этот источник был указан Агари в пустыне. Над источником находится сооружение из двух комнат, увенчанное белым куполом. В одной из них — устье источника в виде колодца, а другой стоят сосуды для воды.

118 См. примеч. 178.

119 Шайибиты — служители Каабы, потомки курейшита Шайиба из рода Талха, которому, вместе с его двоюродным братом Османом, по преданию, Мухаммад вручил ключ от Каабы. Власть шайибитов распространялась только на Каабу, не простираясь на территорию священной мечети, образуемую галереей вокруг площади, в центре которой находится Кааба, колодец Земзем и прочие помещения. В определенные дни шайибиты открывали дверь Каабы, впуская верующих по приставной лесенке, за определенную плату; посещение Каабы считалось богоугодным делом, но не входило в официальный ритуал. Им принадлежало также право продавать куски покрывала Каабы (до l224 г., когда племянник Садах ад-дина Малик Камиль выкупил у них это право, сделав раздачу бесплатной).

120 Михраб — ниша в стене, указывающая направление молитвы т.е. киблу (в сторону Мекки).

121 Описание внутренней части Каабы у Ибн Джубайра становится более понятным, если учитывать, что в те времена там имелись два потолка, один над другим, пронизанные четырьмя слуховыми окнами для света, симметрично расположенными. В северном углу находилась лестница, по которой взбирались на крышу; к лестнице примыкала перегородка с запертой дверью.

122 Ал-Макам Ибрахим (Стояние Ибрахима) — камень, на котором, по преданию, стоял Ибрахим во время сооружения Каабы; на нем усматривают следы его ног. Во времена Ибн Джубайра ал-макам находился внутри Каабы.

123 В настоящее время таким месяцем является зу-л-хиджжа, как и во времена Ибн Джубайра, совершившего в зу-л-хиджже свой хадж. Однако то обстоятельство, что Ибн Джубайр говорит о месяцах, предназначенных для совершения этой церемонии, во множественном числе, показывает, что в XII в. зу-л-хиджжа не был единственным месяцем, предназначенным для хаджа. По его словам, к ним относились также шаввал, зу-л-када и мухаррам, что восходило к доисламским обычаям. По мнению Велльхаузена, священный месяц в те времена праздновался в различных областях Аравии в разное время. В Коране есть указание на четыре священных месяца (сура 9, 36), в чем Велльхаузен видел признание Мухаммадом четырех месяцев разных областей, в течение которых царил мир. [Время совершения хаджа в Мекку в связи с лунным летосчислением со времен Мухаммада постоянно передвигалось, тогда как в более отдаленные времена, по утверждению того же ученого, хадж неизменно являлся осенним празднеством, совершаемым после сбора фиников. (J. Wеllhausen. Reste arabischen Heidentums).

124 Ал-хиджр — остатки сооружения у северной стены Каабы, где, по преданию, был некогда загон для окота Исмаила и где впоследствии он был погребен вместе с Агарью. Ал-хиджр считается тем местом, где молитвы бывают услышаны Аллахом.

125 Курейшиты — племя, населявшее Мекку во времена Мухаммада. Занимались караванной торговлей (по древнему «пути благовоний») и ростовщичеством.

126 Букв. вензель — графическая эмблема суверена с его именем.

127 По этому желобу, называемому мизаб, с крыши Каабы во время ее мытья стекала вода.

128 Ал-мустаджар — место со стороны йеменского угла, напротив фасада Каабы; считается, что произнесенная там молитва будет услышана Аллахом.

129 Хаджар (Агарь) — по мусульманскому преданию, восходящему к Библии, рабыня-египтянка, наложница библейского патриарха Ибрахима Авраама), родившая ему сына Исмаила. Когда Исаак, сын Ибрахима от его жены Сары, стал подрастать, Агарь вместе с Исмаилом были изгнаны из его дома. Агарь ушла на юг и поселилась в Аравийской пустыне, где Исмаил впоследствии стал родоначальником арабских племен, прозванных по его имени исмаильтянами или по имени его матери — агарянами. В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари.

130 Купол (кубба) Аббасийа (или аш-Шараб) — место, где в первые времена ислама (до начала VIII в.) паломники после прощальных обходов Каабы пили ритуальный напиток из изюма и фиников. Обряд этот восходил к древнему обычаю причащения вином; употребление возбуждающих напитков в различных религиях связывалось с ритуалом омоложения божества и желания соединиться с ним через священное опьянение. Приготовлением напитка ведая дядя пророка ал-Аббас ибн Абд ал-Мутталиб. При Ибн Джубайре обряд уже не имел места; его следом было второе название купола.