Комментарии

Комментарии

131 Кармат, разбивший Черный камень — возможно, Абу Тахир, под водительством которого бахрейнские карматы в 930 г. выломали из стены Каабы Черный камень и, разбив его на части, увезли в свою столицу ал-Ахсу, где он находился 20 лет, а затем был возвращен. Возможно также, что имеется в виду тот шиит, сторонник фатимидского халифа Хакима (996 — 1021), который во время ритуальных обходов в 1022 г. пытался разбить дубиной Черный камень и был разорван толпой. Этот факт был проявлением политики Хакима, стремившегося лишить «священные города» их реликвий и сделать свою столицу — Каир — центром мусульманского мира.

132 Марджа — преимущественно магрибинская мера поверхности, равная 467,251 кв. м.

133 Дар ан-Надва (букв. Дом собрания) — некогда жилище предка курейшитов Кусайи ибн Килаба; располагалось к северу от Каабы. Здесь курейшиты собирались для совершения церемоний и обсуждения своих дел. Позже здание перешло к частным лицам, затем стало резиденцией Омейядов во время пребывания их в Мекке, а впоследствии — Аббасидов. В 894 г., при халифе Мутадиде, Дар ал-Надва был разрушен, а затем восстановлен в виде пристройки к «священной мечети»; именно ее и имел в виду Ибн Джубайр. Он насчитал здесь три двери; позже две из них были заменены одной.

134 Ал-Махди — дский халиф (775 — 785).

135 Муктафи — дский халиф (1136 — 1160).

136 Обычай докрывать Каабу дорогими материями существовал в Аравии и до ислама; по преданию, первые покрывала были посланы правителями Йемена. Обычай этот наряду со многими другими перешел в ислам, став одним из проявлений суверенитета «праведных» халифов, а затем Омейядов и Аббасидов. Возложение нового покрывала обычно совпадало со временем жертвоприношений; старое шайибиты разрезали на куски и, как говорилось выше, продавали верующим (до 1224 г.). Со времени распада Халифата право посылать покрывало оспаривали многие мусульманские правители. При Ибн Джубайре, в 1183 г., этой привилегией вновь обладали Аббасиды в лице халифа Насира. С XIII в. право отправлять паланкин с покрывалом для Каабы (махмаль) перешло к египетским Мамлюкам, а с начала XVI в. — к турецким султанам.

137 Две хутбы произносятся проповедником (хатибом) стоя, а в интервале он садится, по примеру Мухаммада.

138 Фатима — неоднократно упоминавшаяся выше дочь пророка Мухаммада и жена Али ибн Аби Талиба.

139 Хадиджа — богатая купеческая вдова, первая жена Мухаммада.

140 Чалма «курзийа» — магрибинюкий термин, означающий узкую полосу из шерсти, оборачиваемую вокруг головы пять-шесть раз.

141 Мусульманская традиция связывает культ голубей в Мекке с легендой о том, что Ной, находясь в ковчеге, послал голубя на поиски земли, и тот опустился в Каабе. Существует предположение о близости мекканского голубиного культа к сирийскому культу голубок Библоса. Автор «Хроник Мекки» («Ахбар Мекка») — арабсиий историк и географ ал-Азраки (ум. в 858 г.).

142 Аз-зайдийа — зайдиты — умеренная шиитская секта, получившая свое название от имени Зайда ибн Али (ум. в 743-4 г.), внука третьего шиитского имама, Хусайна (ум. в 680 г.). Зайдиты Сирии, не осуждая в отличие от других шиитов первых двух халифов, Абу Бакра и Омара, считали, что Али иби Аби Талиб заслуживал перед ними предпочтения [тафдил], т. е. имел исключительное право на титул халифа. На эту особенность их учения Ибн Джубайр обращает внимание далее.

143 Такбир — произнесение формулы «Аллах акбар» — «Аллах велик».

144 Имеются в виду маленькие молельни с михрабом, располагавшиеся на дорогах, обычно вблизи источника.

145 Ханифиты (ханафиты) — сторонники законоведческого толка, основателем которого был Абу Ханифа ан-Нуман (ум. в 767 г.); допускали широкое пользование помимо религиозного права местным обычным правом, сложившимся до принятия ислама (адат).

146 Название хатим прилагалось к каждому из трех небольших сооружений, находившихся вблизи Каабы, где имамы трех ортодоксальных толков — шафиитского, маликитского и ханбалитского — руководили молитвой верующих.

147 Ханбалиты — сторонники законоведческого толка, основателем которого был Ахмад ибн Ханбал (ум. в 855 г.); отличались крайним пуризмом в соблюдения обрядовых и правовых норм шариата.

148 Купец Рамишт из Сирафа (ум. в 1140 г.) вел торговлю с Индией. Владея огромными богатствами, он жертвовал большие суммы на благотворительные цели.

149 Зайд ибн Сабит — приемный сын Мухаммеда и его писец.

150 Зубайда — жена и двоюродная сестра халифа Харуна ар-Рашида (786 — 809).

151 Рабат — первоначально сторожевая башня, окруженная оградой, затем крепость на мусульманской границе и впоследствии, как у Ибн Джубайра, суфийская обитель (то же, что махрас и ханака).

152 То же самое, что и вакф, т. е. пожертвования на благочестивые цели.

153 Мустади — дский халиф (11170 — 1180).

154 Адам — в мусульманской традиции, сформировавшейся под влиянием иудео-христианских представлений, — первый человек, «отец человечества», сотворенный Аллахом из глины и помещенный им в рай вместе с Евой. Соблазненные сатаной в облике змея, Адам и Ева вкусили плод запретного древа за то были изгнаны из рая. По наиболее распространенному преданию, Адам затем очутился на Цейлоне, Ева — в Джидде; позже они встретились в окрестностях Мекки; их потомство было многочисленно. Впоследствии Адам был прощен Аллахом и стал первым его пророком, предшественником Мухаммада. Считается, что Адам вместе с Евой был погребен у подножия горы Абу Кубайс вблизи Мекки.

155 Намек на приписываемое преданием Мухаммаду чудо, которое он совершил по просьбе идолопоклонника Хабиба ибн Малика: находясь на горе Абу Кубайс, он приказал луне расколоться на две части, одна из которых пошла на восток, а другая на запад, а потом, сойдясь на середине неба, соединиться опять в круглый и светлый шар. Намек на это событие содержится в 54 суре Корана.

156 Хассан ибн Сабит (590 — 674) — арабский поэт, современник и приближенный Мухаммада.

157 Харис ибн Мудад ал-Джурхуми — доисламский поэт и племенной вождь.

158 Ал-Хаджжадж ибн Иусуф — наместник Омейядов в Ираке (694 — 714); его правление было временем кровавого террора.

159 Абдаллах ибн аз-Зубайр — сын аз-Зубайра ибн ал-Аввама и внук Абу Бакра ас-Сиддика. Провозгласил себя мекканским халифом (680 — 693) в противовес дамасским халифам Иазиду I (680 — 683), Муавии II (683 г.) и Абд ал-Малику (685 — 705). Абд ал-Малик направил против Мекки войско во главе с ал-Хаджжаджем из египетских и сирийских арабов. Мекка была взята штурмом; Ибн аз-Зубайр погиб у Каабы. По приказу ал-Хаджжаджа голова убитого была послана Абд ал-Малику в Дамаск, а тело распято на виселице.

160 Халид ибн ал-Валид (ум. в 642 г.) — знаменитый полководец времен Мухаммада и первых халифов, завоеватель Сирии.

161 Абу Лахаб (букв. «отец адского пламени») — Абд ал-Узза ибн Абд ал-Мутталиб — дядя Мухаммада со стороны отца, т. е. из рода хашимитов племени курейшитов. Враждебно относился к Мухаммаду в период его проповеди в Мекке; по этой причине Мухаммад предсказал ему после смерти адские мучения (Коран, 111, 1 — 5).

162 Айша — третья жена Мухаммада, дочь Абу Бакра.

163 Фарсах — употреблявшаяся в ту эпоху в арабских странах мера длины, равная трем милям или примерно 6 км.

164 Осман (ибн Аффан) — один из первых мусульман — сподвижников Мухаммада, впоследствии третий «праведный» халиф (644 — 656). Происходил из рода омейядов племени курейшитов.

165 День рождения пророка Мухаммада — 12-го числа месяца раби I (570 или 671 г.) — день общемусульманского праздника.

166 Джафар ибн Аби Талиб — двоюродный брат Мухаммада, один из первых обращенных пророком в ислам и его сподвижник, брат Али. Погиб в 628 г. во время похода мусульманской армии против Византии. Его прозвищем было ат-Таййар (Toт, который влетает в рай). Ниже Ибн Джубайр упоминает его сына Абдаллаха.

167 Саур — бык, здоровенный детина.

168 Абу Хамид ал-Газали (1058 — 1111) — известный мусульманский теолог, представитель ортодоксальной схоластики (калама), введший в ее систему умеренный мистицизм.

169 Са — мера объема на средневековом арабском Востоке, в пересчете на пшеницу соответствовала 3,24 или 3,26 кг.

170 Вайба — египетская мера объема; в Х в. равнялась 12,168 кг (пшеницы). (Во время Ибн Джубайра, как видно, соотношение са и вайбы было 2:1.

171 Кадах — египетская мера объема, данные о которой противоречивы. Согласно Калькашанди (XV в.), малый кадах, составлявший половину большого, был равен 725 г пшеницы.

172 Земземи — служители колодца Земзема. В их обязанность входило охранять Земзем и распределять воду между паломниками («сикайа»). Сначала это право принадлежало дяде Мухаммада — Аббасу ибн абд ал-Мутталибу. Впоследствии оно перешло к его потомкам.

173 Джамал ад-дин Мухаммад ибн Али ибн Майсур ал-Исфахани [ал-Джавад] — везир правителя Мосула из Зангидов Кутб ад-дина Маудуда (1149 — 1169).

174 Ифада см. примеч. 204.

175 Т.е. исчез (арабская поговорка).

176 См. примеч. 202.

177 Умра — обряд индивидуального паломничества. Ему предшествуют такие же ритуалы сакрализации, как и хаджу: омовение, срезание ногтей и волос, облачение в ихрам. Умра заключает в себе прежде всего таваф, т. е. семикратный обход Каабы, слева направо, начиная от угла Черного камня. Таваф — один из самых существенных актов культа Каабы доисламского происхождения; ритуал кругового движения вокруг почитаемого предмета есть способ объединения с ним и проникновения в его священное могущество. Во время тавафа верующий должен приблизиться к Черному камню и поцеловать его или коснуться, дабы получить благословение. После окончания гавафа требуется прочесть в мултазаме молитву и выпить воды из источника Земзема.

Во времена Ибн Джубайра умра была весенней, продолжаясь весь месяц раджаб, когда дожди оживляли природу, и включала в себя массовые торжественные шествия по Мекке и ее окрестностям. По его описанию, самыми большими праздничными днями были 1, 15 и 27-е числа этого месяца. 29-го был женский праздник. Умра была торжеством не менее важным, чем хадж. Позже она была поглощена хаджем, который присоединил ее к своим обрядам, сделав второстепенной церемонией; умра потеряла сезонный характер и всякую торжественность. Умра включает в себя также сай.

178 Сай — семикратный бег между холмами ас-Сафа и ал-Марва, расположенными в восточной части Мекки друг от друга на расстоянии 400 м с лишним. Верующий должен выйти с левой ноги из мечети через ворота ас-Сафа, достичь вершины холма, отстоящей от ворот в 50 м, и оттуда направиться в ал-Марва по одной из наиболее оживленных улиц Мекки, в древности являвшейся руслом потока. На пути в ал-Марва верующий встречает два столба, расстояние между которыми он должен пройти бегом. Из ал-Марва таким же образом он возвращается в ас-Сафа. Все семь элементов сая происходят без перерыва и оканчиваются в Марве. С происхождением обряда связано много легенд. Согласно одной из них, Агарь, видя своего сына Исмаила гибнущим от жажды, бегала между ас-Сафа и ал-Марва, ища помощи.

179 «Фатиха» — «Открывающая [книгу]» — первая сура Корана.

180 Имеются в виду разрушения, причиненные Каабе пожаром и камнеметательными орудиями во время борьбы Ибн аз-Зубайра с сирийскими отрядами Омейяда Йазида I. Ибн аз-Зубайр восстановил Каабу с помощью сирийских и персидских мастеров.

181 «Ал-Муватта» («Торная тропа») Малика ибн Анаса, упомянутого выше основателя маликитского толка (ум. в 795 г.), — сборник из 1700 хадисов, т. е. преданий о словах или поступках Мухаммада.

182 Тахлил — в мусульманской ортодоксии — произнесение формулы единства божества («ла илаха илла ллах»). Годфруа-Демомбин связывает этимологию этого слова с появлением луны («хилал») в начале лунного месяца и видит в описании этого празднества с участием детей пережитки доисламских обрядов моления о ниспослании дождя.