183 Атама — одно из названий вечерней молитвы.
184 Таравих — название дополнительной молитвы, совершаемой суннитами во время ночей рамадана. Во времена Ибн Джубайра совершалась в мекканской мечети также в ночь середины шабана. Обычно состоит из 20 ракатов — частей, сочетающих произнесение определенных формул с соответствующими телодвижениями (в данном случае — 100 ракатов). Каждые четыре такие части отделены от следующих паузой, откуда и название молитвы (таравих — букв. отдохновение). В таравих преобладает чтение наизусть Корана. Таслима — благословение, произносимое в конце обычной молитвы: «Мир и милость бога на вас!».
185 В разговорном языке отрицание «нет» («ла») повторяется: «ла, ла!».
186 Соблюдение поста в месяце рамадане в течение всех 30 дней, от восхода до захода (солнца) — одно из основных предписаний ислама, обязательное для всех взрослых мусульман, кроме больных, беременных и кормящих женщин, а также путешественников. Пост начинается с появлением молодой луны месяца рамадана и кончается шаваала. При этом день, следующий за 29 шабана, считается «днем сомнения», если из-за отсутствия точного свидетельства о новой луне неизвестно, шабан это или рамадан. Суннитские законоведы по большей части осуждают пост в этот день.
187 Кинтар — распространенная в то время на арабском Востоке мера веса — имел много определений, в частности магрибский кинтар равнялся 43,75 кг. О каком кинтаре идет речь в данном случае — неизвестно.
188 Сухур (букв. «еда на заре») — принятие пищи в последний раз перед началом постного дня в месяце рамадане.
189 Йанбу — порт Джидды на Красном море.
190 Хатма — прочтение всего Корана.
191 «Ночь могущества» (или предопределения — «аль-жадар») — ночь на 27 рамадана, в которую, по словам Корана, ангелы нисходят на землю. Считается, что в эту ночь Мухаммад получил божественное откровение от архангела Джабраила.
192 Слова Мухаммада, взяты из хадиса, указание на который содержится у Венсинка (A. J. Wеnsinсk. Concordance et indices de la tradition musulmane. T. 1, с. 406).
193 См. примеч. 206.
194 Ансары (ансар, ед. ч. насир — помощник) — принявшие ислам жители Медины.
195 Об обряде метания камней см. примеч. 205.
196 Согласно мусульманскому преданию, Коран в дошедшем до нас виде был составлен и отредактирован в правление халифа Османа ибн Аффана (644 — 656). Поэтому за ним закрепилось название Османова Корана или Корана в османовой редакции. Наряду с этой редакцией, ставшей канонической, существовал ряд других Коранов, находившихся в обращении до Х в.
197 Билал — эфиоп, один из рабов, выкупленных Абу Бакром. Благодаря своему зычному голосу стал первым из мусульман, призывающим верующих на молитву, т. е. муэззином.
198 О проведении ночи в Муздалифе см. примеч. 204.
199 Карун (библ. Аарон) — по преданию — пророк, брат Моисея.
200 Во времена Ибн Джубайра, как и до сих пор, церемонии собственно хаджа начинались 7 зу-л-хиджжа; первой из них была проповедь в мекканской мечети. 8 зу-л-хиджжа называлось днем тарвийа («день снабжения паломников водой», когда они запасались ею). В этот же день паломники отправлялись на гору Арафат.
201 Арак — кустарник, листьями которого питаются верблюды.
202 Вукуф (или вакфа) (стояние в Арафате) — главный из обрядов хаджа. Арафат — долина, расположенная к востоку от Мекки; с севера она ограничена полукольцом обрывистых гранитных холмов. Их нижний гребень на северо-западе называется Джабал ар-Рахмат (Гора милосердия). Слово «Арафат» («арафа» - «узнавать») восходит к легенде о встрече в этом месте Адама и Евы после ста лет разлуки и блуждания по свету, последовавших за их изгнанием из рая. Стояние перед божеством — древний обряд, свойственный всем семитским культам. Он совершается 9 зу-л-хиджжа с полудня до заката солнца. Паломники располагаются у подножия горы в долине, образующей священную территорию, тогда как проповедник находится на горе ар-Рахмат и произносит там двойную проповедь. На заходе солнца глашатай по его приказу давал сигнал конца вукуфа.
203 Ламтийские щиты — щиты из кожи одной из разновидностей африканской антилопы.
204 Нафр — бег или ифада — поток, могучее движение — церемония исхода паломников после вукуфа в Арафате; не принадлежит к главным обрядам хаджа. Церемония имеет место 9 зу-л-хиджжа после заката солнца, когда паломники мимо двух столбов, ограничивавших территорию Арафата со стороны долины Урана, устремляются на запад, в долину Муздалифе, тоже являвшуюся священной территорией; она считалась местом, где Адам приблизился к Еве накануне узнавания (араб. издалафа — приблизиться или джамаа — встретиться, откуда еще одно название долины — Джам).
Нафр до ислама представлял собою стремительный бег; примерно то же было и во время Ибн Джубайра; позже церемония приняла более умеренный характер. Она являлась пережитком древнего обряда преследования «умирающего» солнца во время осеннего равноденствия, когда его тяжелый гнет оканчивался вместе с летом; до Мухаммада бег начинался не после захода солнца, а перед ним. В Муздалифе паломники совершали объединенную молитву (закатную и вечернюю). Здесь происходило ритуальное ночное бодрствование, восходящее к доисламскому обряду поклонения богу грома и радуги Кузаху, в честь которого на горе, носившей его имя, возжигали огонь; это было частью магического ритуала, имевшего целью добиться от божества раскатов грома, а затем — благодатного дождя. Следом этого древнего акта была иллюминация мечети в Муздалифе, о чем сообщает Ибн Джубайр. В Муздалифе паломники собирали также камни, необходимые для исполнения последующего обряда бросания камней. С момента восхода солнца 10 зу-л-хиджжа продолжалось движение на запад, в сторону Мины через долину Мухассир, считавшуюся обиталищем джиннов. В современной практике хаджа стояние в Муздалифе отсутствует.
205 10 зу-л-хиджжа совершался обряд бросания камней, собранных накануне в Муздалифе, поочередно в каждую из трех груд (джамра). Обряд этот существовал и до ислама; наиболее убедительное из существующих объяснений связывает его с описанной выше церемонией «иафра»: происходило побивание «солнечного дьявола». При этом в ранние времена обряд совершали перед заходом солнца, тогда как при Ибн Джубайре — после него.
Камни бросали сначала по семь штук в каждую из двух груд — в первую и среднюю («джамра ал-ула» и «джамра ал-аусат»), находившиеся на главной улице Мины, а затем — в большую груду («джамра ал-акаба» — букв. «груда склона», по ее расположению на окраине Мины, на склоне ущелья, ведущего в Мевку). «Джамра» считались олицетворением дьявола. Метание камней повторялось 11, 12 и 43 зу-л-хиджжа. Всего следовало бросить 49 камней. Паломники, выполнившие обряд, могли покинуть Мину 12-го числа. Кажется, это и сделал Ибн Джубайр.
206 10 зу-л-хиджжа являлось также днем жертвоприношения (йаум ан-нахр), т. е. заклания животного (овцы, козы, верблюда, быка), ибо, по преданию, Ибрахим хотел принести в Мине в жертву Исмаила (но Аллах послал ему для этой цели барана). Мясо затем сушилось на солнце, поэтому три последующих дня назывались «днями сушения [мяса}» («аййам ат-ташрик»). Считалось, что паломник должен поделить мясо на три части: одну съесть, другую раздать в виде милостыни, третью сохранить. После этого паломник брил себе голову и обрезал ногти; таким образом, он оказывался наполовину освобожденным от ритуальных запретов. Жертвоприношение 10 зу-л-хиджжа было принято во всем мусульманском мире.
207 Прощальные обходы Каабы («таваф ал-ифада») паломники совершали перед тем, как отправиться в Медину; выполнение этого обряда означало полное возвращение паломника к мирской жизни. Ему были вновь дозволены половые сношения и заботы о собственной внешности (употребление благовоний).