Комментарии

Комментарии

260 Имеются в виду нефтяные месторождения вблизи Мосула.

261 Кайсарийа (греч.) — название большого общественного здания, включающего лавки, мастерские, склады, а часто и жилые помещения; как правило, оно имело крытые галереи, выходящие во внутренний двор. Кайсарийи строили по большей части члены правящих династий, высшие чиновники, богатые купцы.

262 Джирджис — Св. Георгий. Ислам почитает этого христианского мученика, символ воскресения и обновления, как одного из своих пророков. Легенда об убийстве Св. Георгием дракона задолго до ислама приобрела синкретический характер, слившись с древним мифом об убийстве химеры Беллерофонтом. Согласно мусульманскому преданию, Джирджис жил в Палестине и был замучен до смерти в Мосуле императором Даданом (как полагают, Диоклетианом), но затем воскрес и совершил множество воскресений мертвых. В Мосуле до сих пор известна гробница Джирджиса.

263 Йунус (Иона) — один из малых пророков. По иудео-христианской традиции, воспринятой исламом, он, будучи послан богам на проповедь в город Ниневию, был брошен моряками, в море, проглочен китом, три дня пробыл в его чреве невредимым и был извергнут им обратно. После этого Иона прибыл в Ниневию, призвал все ее население к покаянию, и Аллах пощадил этот город.

264 Насибин (Нисибин) — город в Джазире (Верхняя Месопотамия), в верховьях реки Хирмаз. Поскольку название города у Ибн Джубайра дано в форме «Насибин», достигается особый поэтический эффект ассоциации с «насиб» (apaб. «судьба»).

265 Абу Нувас ал-Хасан ибн Хани — арабский поэт (762 — 813). Перс по происхождению, жил в Багдаде при дворе дских халифов Харуна ар-Рашида (786 — 809) и Амина (809 — 81З). Известен лирическими стихотворениями, воспевающими любовь н наслаждения («винная поэзия»).

266 Правителем Нисибина и Синджара был Имад ад-дин Занги II (1183 — 1198). Его брат — Изз ад-дин Масуд I, отец — атабек Кутб ад-дин Маудуд (см. примеч. 212, 213).

267 Дунайсир — город в Джазире, расположенный между Рас ал-Айком (у истоков реки Большого Хабура) и Насибином. Дунайсир защищался крепостью Мардин.

268 Кутб ад-дин иль-Гази II (1176 — 1L84) из Артукидов.

269 Строки из стихотворения, приписываемого Ибн Рашику ал-Кайравани (ум. в 1070 г.).

270 Сальсабиль — по средневековым мусульманским представлениям, название райского источника.

271 Харран — город в Джазире, на небольшой реке Джуллаб, на пересечении караванных путей в Малую Азию, Сирию и Месопотамию.

272 Имеется в виду поговорка, смысл которой: «Каков сын, таков и отец».

273 Музаффар ад-дин ибн Зайн ад-дин Кокбюри — правитель Харрана, получивший его в икта от Салах ад-дина в 1181 г. До этого — с 1149 г. — Харран был во владении Hyp ад-дина Занги.

274 Сарудж — город в Джазире, к югу от Харрана.

275 Ал-Харири (1054 — 1122) — арабский писатель. Ему принадлежат 50 макам — коротких плутовских новелл, написанных рифмованной прозой со стихотворными вставками. Герой макам — образованный, остроумный и ловкий авантюрист Абу Зайд. В новеллах даются яркие картины жизни халифата. Каждая история содержит определенную мораль.

276 Ракка — главный город области Дийар Мудар в Джазире, на левом берегу Евфрата при впадении в него реки ал-Балях.

277 Манбидж — город в провинции Халеб, на правом берегу Евфрата.

278 Бузаа — небольшой город к востоку от Халеба; с 1175 г. находился под властью Салах ад-дина.

279 Хамданиды — род арабов-бедуинов племени таглиб. В конце IX — Х веках Хамданиды принимали большое участие в политических интригах и борьбе за власть. Представители Хамданидов были наместниками различных городов, главным образом в Джазире и Северной Сирии. Им удалось образовать независимые династии в Мосуле (929 — 991) и Халебе (944 — 1003). Особую известность приобрел Хамданид Сайф ад-Даула Абу-л-Хасан Али, правивший Халебом в 944 — 967 гг. Это было связано с его упорной борьбой против Византии, а также меценатством: при дворе Сайф ад-Даула творили крупнейшие поэты его временя, в частности ал-Мутанабби, а также ученые (ал-Фараби).

280 Халаб — по-арабски означает «молоко».

281 Киннасрин — город и область в Северной Сирии, в устье реки Кувайк.

282 Джаййан — Хаэн, расположенный к северу от Гранады. Как писал известный французский востоковед Э. Леви-Провансаль, имеются многочисленные доказательства, позволяющие утверждать, что основатель арабского королевства в Испания эмир Абд ар-Рахман I (756 — 788) проявлял постоянную заботу о том, чтобы придать своему государству и его общественному строю образ и подобие омейядской Сирии. Осуществление этого намерения облегчалось географическим сходством. Преемники Абд ар-Рахмана всемерно старались поддерживать эту традицию. Распространению сирийской традиции на территории восточной и южной Андалусии способствовало и то, что еще ранее, в 742-3 г., сирийские войска полководца Балджа получили за службу земли Средиземноморского побережья и поселились в Андалусии. Так, дамасские отряды обосновались в округе Эльвиры, около Гранады, иорданские — в округе Малаги, палестинские — в Сидоне, химсские — в Севилье, киннесринский — в Хаэне, египетские — в Бедже, на юге нынешней Португалии, и в Мурсии. Новое население образовало нечто в роде касты военных чисто арабского происхождения (Э. Леви-Провансаль. Арабская культура в Испании. М., 1967, с. 3,3 — 34).

283 Ал-Маарра (Мааррат ан-Нуман) — город поблизости от Халеба.

284 Синан Рашид ад-дин (1169 — 1192) — главный шейх сирийских исмаилитов, при котором они стали совершенно независимы от великих шейхов Аламута и вели успешную борьбу с упомянутым Hyp ад-дином Занги.

285 Ал-Лазикийа (Лаодикея, Латакия) — портовый город в Северной Сирии.

286 Хисн ал-Акрад (Крепость курдов) — крепость на вершине горы Халил к северо-западу от Химса. Стратегическое положение крепости позволяло ей контролировать путь между Триполи и Хамой. Свое название она получила от военной колонии курдов, которую основал здесь в первой половине XI в. правитель Халеба из династии Мирдасидов Шибл ад-Даула Hacp I. В 1110 г. крепость была взята крестоносцами, а в 1271 г. отвоевана у них мамлюкским султаном Египта Бейбарсом.

287 Хама — город в центральной Сирии, на дороге, связывающей Халеб с Химсом, на обоих берегах Нахр-ал-Дои (Оронта); Химс — главный город одноименной области, на правом берегу реки Оронт.

288 Гута — оазис, окружающий Дамаск.

289 Ас-Самава — большая степь между Сирией и Куфой.

290 См.: Коран 23, 50: «И мы сделали сына Марйам и мать его знамением и дали им убежище у холма с покойным пребыванием и источником». Под этим убежищем обыкновенно подразумеваются: Иерусалим, Дамаск, Рамла, Палестина, Египет. Иисус Христос (Иса ал-Масих) в исламе считается одним из главных пророков, предшествовавших Мухаммаду.

291 Предание об участии византийского императора ,в создании различных омейядских памятников (в там числе и мечети в Дамаске, о чем говорится у Ибн Джубайра) возникло на основе двойного толкования арабского слова «рум», обозначающего в ранних источниках и собственно византийских подданных, и христиан-мелкитов, подданных Омейядов.

292 Ахмад ибн ал-Муалла ибн Йазид ал-Асади — дамасский судья и историк (ум. в 899 г.), автор не дошедшего до нас сочинения по истории Дамаска.

293 Абу Убайда ибн Джаррах (ум. в 639 г.) — арабский военачальник, завоеватель Дамаска и его первый наместник.

294 Проблема раздела церкви св. Иоанна Крестителя между христианами и мусульманами в первые века после арабской оккупации Дамаска являлась и является до сего времени предметом спора между исследователями.

295 Худ — один из малых пророков, считавшихся предшественниками Мухаммада. В истории, передаваемой Кораном, Худ представлен как адит, посланный к племени Ад с проповедью единобожия; он был встречен враждебно, и Аллах поэтому покарал адитов (Коран 7, 65 и след.). Возможно, что Худ фигурирует у Ибн Джубайра и ниже, а числе других пророков (с. 309 текста), но начертание имени здесь графически искажено и допускает другой предположительный перевод — «Иуда».

296 Абу Абдаллах Суфьян ас-Саури (ум. в 778 г.) — известный знаток и собиратель хадисов, автор не сохранившейся книги о достопримечательностях Дамаска.

297 Муавия ибн Аби Суфьян — наместник Сирии при халифах Омаре, Османе и Али. После убийства последнего — первый халиф из династии Омейядов (661-680).

298 Абу-д-Дарда Уваймир ибн Амир ал-Ансари (ум. в 652 г.) — сподвижник Мухаммада и участник сирийского похода.

299 Ал-манджана — настенные водяные часы, сконструированные по византийскому образцу. Механизм часов приводился в равномерное движение сложной системой гирь, цепей и желобов, соединенных посредством поплавков с тремя сосудами, наполненными водой, уровень которой изменялся, что давало импульс движению. Для ночного времени использовались иные элементы, чем для дневного. Они были сооружены в дамасской мечети в 1146 — 1149 гг. часовым мастером Мухаммадом ибн Али ал-Хорасани. В 1166 — 1169 гг. часы были починены и улучшены его сыном Ридваном, которому принадлежит трактат об их конструкции и использовании. Во время путешествия Ибн Джубайра часы находились в восточных воротах мечети (Баб Джайрун).

300 «Ал-Каусар» — 108-я сура Корана.

301 Йахия ибн Закарайа — Иоанн Креститель, в исламе считается одним из пророков.

302 Ибн Асакир Али ибн ал-Хасан — арабский историк (1105 — 1176), автор «Истории Дамаска».

303 Луг (Лот) и Айууб (Иов) — библейские персонажи, в мусульманском вероучении — малые пророки.

304 «Белые земли» — т.е. необжитые, неосвоенные, незаселенные.

305 Ал-массуфа — берберское племя, ветвь баргавата, игравшее большую роль в образовании государства Альморавидов. Позже члены племени занимали в нем высшие должности.

306 Умм Хабиба — Рамла, сестра Муавии ибн Аби Суфьяна, жена пророка Мухаммада. Умерла 6 Медине в 664 г.

307 Аус ибн Ayс ас-Сакафи (ум. около 679 г.) — сподвижником Мухаммада. {в книге так и было, несогласовано — HF}

308 Рафидиты (от араб. рафада — отвергать) — «отвергающие» (первых трех халифов, до Али). B смысле «еретики» этот термин прилагался преимущественно ж умеренным шиитам.

309 Имамиты, или двунадесятники, — умеренная шиитская секта, члены которой кроме шести имамов, признанных всеми шиитами, почитали еще шестерых; последний, двенадцатый имам, по их представлениям, находится в сокрытии и вернется в качестве мессии — Махди.

310 Исмаилиты — крайняя шиитская секта, возникшая в середине VIII в. У Ибн Джубайра речь идет о ветви исмаилитов — сторонниках Низара, старшего сына фатимидского имама — халифа Мустансира (1036 — 1094), лишенного им права наследования. Низариты преобладали а Иране и Индии, однако во времена Ибн Джубайра господствовали и в ряде горных крепостей Сирии и Ливана.

311 Нусайриты — крайняя шиитская секта, названная по имени предполагаемого основателя ее Ибн Нусайра, отделившегося от имамитов во второй половине IX в. Учение нусайритов представляет смешение элементов шиизма, христианства и народных мусульманских верований.

312 Гурабийа — крайняя шиитская секта, которую сунниты не считают исламской. По представлениям ее членов, Мухаммад и Али были похожи друг на друга, как ворон на ворона (гураб). Поэтому Гавриил, посланный Аллахом к Али, перепутал их и передал посланничество Мухаммаду, тогда как посланниками были Али и его потомки.

313 Ал-футувва (доблесть, честь, геройство) в эпоху средневековья означала идеал справедливости и воинствующей добродетели как истинно мужских качеств, воплощением которых считались пророк Мухаммад и некоторые его сподвижники. Этим термином обозначались также разнообразные движения и ассоциации, распространенные преимущественно в городских обществах мусульманского Востока; до сего времени они недостаточно изучены. Ибн Джубайр, по всей вероятности, имеет в виду современную ему организацию ал-футувва в Багдаде. Некогда состоявшая преимущественно из молодых людей и имевшая оппозиционный по отношению к властям характер, в конце XII в. она была реформирована халифом Насиром, стремившимся к восстановлению-теократии и смягчению социальных конфликтов. Насир вступил в багдадскую ал-футувва сам и привлекал в нее лиц из высших религиозных, военных и административных кругов дского халифата, а также правителей других мусульманских государств. Организация отличалась особыми обрядами посвящения и одеждой (шароварами); большое значение в ней придавалось рыцарским упражнениям; ан-нубуввийа — сирийская ветвь ал-футувва.

314 Хазрадж — мединское племя, хорошо известное со времен Мухаммада.

315 Абу Сулайман ад-Дарани (ум. в 830 г.) — видный представитель раннего мусульманского аскетизма в Сирии.

316 Увайс ал-Карани 1(ум. в 657 г.) — сподвижник Мухаммада.

317 Ал-Акдам (мн. ч. от «юадам») — букв. ступня, стопа, нога, шаг.

318 Название ворот происходит от имени знатного византийца Тума, которому принадлежала надвратная церковь, позже обращенная в мечеть.

319 Сама (слушание, гармония) — общее громкое поминание имени Аллаха (зикр) с пением и музыкой.

320 Набиз — вино; здесь — финиковое.

321 Мурид — последователь, ученик суфия.

322 Ал-Карак — крепость, возведенная крестоносцами к востоку от Мертвого моря в 1142 г., над горным проходом, соединявшим Египет и Сирию.

323 Поло — игра в мяч верхом — была широко распространена в средние века на мусульманском Востоке.

324 Речь идет о камне, на котором, по легенде, Ибрахим разбил идолов, привезенных его отцом на продажу.

325 Ратль — наиболее употреблявшаяся на средневековом арабском Востоке мера веса, причем дамасским ратль соответствовал 1,85 кг.

326 Ас-Сумайсат (Самосата) — город на правом берегу Евфрата, на караванной дороге ар-Ракка — Сарудж — Сумайсат.

327 Мутадид — дский халиф (892 — 902).

328 Ал-Ахнаф Абу Бакр Сахр ибн Кайс (ум. в конце VII в.) — из знати племени тамим, один из активных участников завоевательных походов арабских войск. Пользовался огромным авторитетом среди своих современников как военачальник, особенно за свою доброту и снисходительность.

329 Имеются в виду дский халиф Харун ар-Рашид и его везир Джафар из хорасанских Бармакидов.

330 Халифу Омару ибн ал-Хаттабу (634 — 644) приписывают введение должности кадия; он считался образцом религиозных добродетелей ислама.

331 Термин связан с названием празднования христианами выноса креста (ас-салиб) — 26 или 27 сентября.

332 Самаряне (самаритяне) — потомки древнееврейского населения, исповедующие особую разновидность иудаизма; священным писанием они считают не весь Ветхий завет, а только одну его часть — Пятикнижие. Самаряиин, с которым Ибн Джубайр связывает название секты, по-видимому, персонаж библейской притчи. В действительности термин «самаряне» происходит от названия главного города израильского царства (Самария), территория которого была заселена членами секты после захвата ее Ассирией (VIII в. до н.э.).