333 Баниас

Комментарии

333 Баниас — город в Сирии, находившийся между Дамаском и Иерусалимским королевством, недалеко от Тира. Был отвоеван у крестоносцев Hyp ад-дином Занги в 1164 г. и играл роль пограничной крепости между странами ислама и территорией, находившейся под властью крестоносцев.

334 Это — контракт («мукасама») о разделе половины урожая. Соглашение было заключено в 1109 г. между Балдуином I и сельджукским эмиром Дамаска Тугтегином относительно Савада н Джабая Ауф.

Это утверждение Ибн Джубайра и некоторые последующие вызывали недоумение исследователей, ибо хорошо известно, что мусульманское население Иерусалимского королевства испытывало на себе сильный гнет крестоносных феодалов.

Тщательный анализ этого раздела «Путешествия» был проведен историком X. Майером, привлекшим сравнительные данные об обложении всех групп сельского населения в Иерусалимском королевстве. Фактическая сторона вопроса у него совпадает с Ибн Джубайром. Разница в том, что Майер, сравнив уровень обложения мусульман с обложением местных христиан н переселенцев из Западной Европы, приходит к выводу о тяжелом обложении мусульман. Ибн Джубайр находит его легким, ибо сравнивает положение мусульман, подпавших под власть крестоносцев, с мусульманами, оставшимися под суверенитетом мусульманских государей.

X. Майер (a еще ранее — Кл. Казн) с полным основанием считают данный пассаж Ибн Джубайра примером поопаганды, направленной к мусульманским правителям с целью побудить их лучше относиться к крестьянам, выставляя франков в качестве примера (Н. Е. Мауеr. Latins, Muslims and Greeks in the Latin Kingdom of Jerusalem, c. 181).

335 Тибнин, или Торон — крепость, возведенная Балдуином I в 1105 г. в 22 км к юго-востоку от Тира.

336 Ал-Хинзир, Хинзира — соответственно «боров», «свинья». Подразумеваются Баядуин IV (1173 — l183), король Иерусалимского королевства и правитель Акки, и его мать Агнесса де Куртенэ.

337 Дика была взята крестоносцами 24 джумада II 497 г.х., т.е. 24 марта 1104 г.

338 По преданию, Аллах, изгнав Адама из рая, послал аму красного быка, которого тот использовал для пахоты.

339 Биджайа (Бужи) — портовый город и область в Ифрикии, т. е. в восточной части Магриба.

340 Речь идет о Жослене де Куртенэ, сенешале (министре двора) Балдуина IV.

341 Табарийа (Тиберия, Тивериада) — город на юго-западном берегу Тивериадского озера в Палестине. Был основан в 26 г. н. э. иудейским царем Иродом Агриплой и назван в честь императора Тиберия. Ибн Джубайр имеет в виду графа Раймунда Триполийского.

342 Эта фраза Ибн Джубайра не ясна и допускает различные толкования. По мнению Свиаларелля, здесь следует видеть указание на положение Иерусалима по отношению к Дамаску и вместо слов «на юго-западе» читать «на юго-востоке» (Ibn Jubair (Giobeir). Viaggio... prima traduzione sull originale arabo da C. Schiaparelli, c. 313, примеч. 135). Годфруа-Демомбин считает, что Иби Джубайр имеет а виду гору Фавор и предлагает чтение: «в направлении Тивериады» (вместо «в направлении Александрии») (Ibn Jobair. Voyages. Traduits et annotes par M. Gaudefroy-Demombynes. P. 3, c. 363, примеч. 3). П. Мартин-Морис, как и Скиапарелли, утверждает, что речь идет о положении Иерусалима. По его мнению, Ибн Джубайр имеет в виду не географическое направление на юг (араб. «нибла»), но скорее «религиозное», а именно воображаемую линию, соединяющую Акку с «киблой» (т. е. с Меккой). Тогда Иерусалим, находясь к югу от Акки, оказывается по отношению к этой линии также в западном направлении, как и Александрия (там же, IV, с. 158 — 159).

343 Ал-балагриуна — искаженное peregrini — пилигримы.

344 Ал-ардамун — одна из трех, самая большая мачта на корабле (грот-мачта), несущая парус того же названия.

345 Ад-далуи — убавленный парус, используемый в плохую погоду вместо главного паруса.

346 Ал-галини (греч.) — полный штиль.

347 Имеется в виду католический праздник всех святых.

348 Здесь говорится об острове Каршатосе или Касосе.

349 Стихи Ибн Рашика ал-Кайравани (ум. в 1070 г.), историка, филолога и поэта.

350 «Ночь Суда». Сул, или Баб Сул — горный проход в Дербенте (Хазарский каганат), где ночи были так длинны, что вошли в поговорку.

351 Поток ал-Арима (букв. — плотина, непреодолимый поток), по арабской легенде, образовался при прорыве знаменитой марибской плотины в государстве Саба, в юго-западном Йемене. Остатки плотины сохранились до нашего времени.

352 «Онагр не мог теперь совершить прыжок» — арабская поговорка, означающая в данном случае невозможность что-либо предпринять.

353 Имеется в виду норманнский король Сицилийского королевства Вильгельм II из дома Готвиллей (правил в 1166 — 1189 г.). Сицилия, завоеванная норманнами в 1071 г., при нем заняла выдающееся положение в торговле и политике Средиземноморья. Вильгельм II успешно вмешивался во внутренние дела Византии, поддерживая крестоносцев в их сопротивлении Садах ад-дину. Продолжая политику своих предшественников, он препятствовал местным феодальным группировкам притеснять сицилийских мусульман, община которых недолгое время спустя после посещения острова Ибн Джубайром прекратила свое существование.

354 Поговорка об Абу Haсpе взята Ибн Джубайром, возможно, из антологии Ибн Бассама, испано-арабского филолога и историка (ум. в 1147 г.); в ней подразумевается бегство Бунда Абу Насра, сына Изз ад-Даула, Бахтийара (правил в 967 — 978 гг.) из Кермана во время внутридинастийной борьбы за власть от армии Муваффака, командующего при Баха ад-Даула Фирузе (989-1012).

355 Арабская поговорка.

356 Четверть (золотого динара) — араб. рубаи — монета, бывшая тогда в обращении в Сицияии.

357 Раййа — Реджо-ди-Калабрия.

358 Тираз — ткацкая мастерская, принадлежавшая правителю; в ней изготовлялись дорогие одежды для самого государя и его приближенных.

359 Помимо обязательного поста в месяц рамадан ислам допускает и добровольные посты в любое время года, что считается богоугодным делом.

360 Здесь — пример парафраз стихов Корана (например, 2, 16; 61, 10 — 12) с его символикой, где под словами «торговля», «торговая сделка» подразумевались светская деятельность (мусульман) в широком смысле.

361 речь идет об Эолийских островах, на двух из которых — Стромболи и Вулкано — имелись действующие вулканы.

362 Имеется в виду, в частности, госпиталь для прокаженных, устроенный Вильгельмом II в церкви св. Иоанна около Палермо.

363 Ибн Джубайр, рассчитывая на мусульманского читателя, дает лишь начало стихов Корана, в которых далее содержится мысль об отсутствии дяя правоверного мусульманина какой бы то ни было ценности в кричащей роскоши и пышности. Продолжение гласит: «...и у домов их двери и ложа, на которых они возлежат, и украшения. Но все это — только блага здешней жизни, а будущая — у твоего Господа для богобоязненных» (43, 34 — 36).

364 Основатель церкви — Георгий Антиохиец, адмирал сицилийского короля Рожера II (1130 — 1154). В данном случае в качестве обозначения большого количества золота один кинтар приравнивался к 10 тыс. динаров, или 42,33 кг золота.

365 Здесь игра слов «канаис» — церкви, храмы и «кунус» — убежища (лани, газели), которая подтверждает сравнение женщин с газелями или ланями, классическое в арабской поэзии.

366 Речь идет о горе св. Юлиана, который, по легенде, помог норманнам взять эту крепость при помощи своры собак.

367 Островам Малитяма и ap-Рахиб соответствуют Мареттимо и Фавиньяна. Что касается Иабиса, то здесь — явное смешение с одним из упомянутых выше Балеарских островов, тогда как речь идет несомненно об острове Леванцо.

368 Путешественники освобождались не только от соблюдения поста в рамадане, но и от нескольких ракатов в обычных молитвах. День разговения (1 шаввала) обычно праздновали не в мечетях, а в открытых местах — молельнях (мусалла).

369 Правитель Майорки, упоминаемый здесь, — Альморавид Али ибн Исхак ибн Ганиа; он отнял Биджайа у Альмохадов после смерти Абу Иакуба Иусуфа в 1184 г.

370 Тарида — корабли типа галер.

371 Намек на хадис, предвещавший конец Византии и приписывавшийся сподвижнику Мухаммада Абу Хурайре.

372 Амари переводит слово «ал-агрииийуна» как «агаряне» (с. 90); Скиапарелли утверждает, что ал-агрикийуна — константинопольские иудеи, о чем говорит их страх перед свиньями (с. 388). К нему близок Бродхурст, дающий перевод «караиты» (с. 388). По мнению Годфруа-Демомбина (с. 397), Ибн Джубайр повторяет здесь то, что норманны-католики говорили о греках, и переводит «агрикийуна» как «греки». Последнее мне кажется наиболее правильным.

373 рассказ Ибн Джубайра о «константинопольском деле» — пересказ слухов, ходивших тогда при дворе в Палермо, в истинности которых он, как видно, сам ме был уверен.

B основе рассказа лежат следующие факты. B конце XI в. в Малой Азии утвердились Сельджукиды, сделавшие своей столицей Конью. Свою власть к югу они простерли до Киликии. Границы постепенно расширялись к северу. В арабских источниках малоазиатские владения сельджуков фигурируют под названием тюркского княжества Рум.

В 1140 г. Иоанн Комнин, племянник императора, носившего то же имя (правил в 1118 — 1143 гг.), повздорил со своим дядей и бежал в Конью к ее султану Рукн ад-дину Масуду I (1116 — 11.6), сыну Кылыч Арслана I (1092 — 1107); он женился на дочери этого султана и принял мусульманство. Перешел в ислам и Андроник Комнин, младший брат Иоанна. В правление своего двоюродного брата Мануила I Комнина (1143 — 1180) Андроник покинул греческую территорию со своей родственницей Феодорой, вдовой иерусалимского короля Балдуина III (1143 — 1162). Он укрывался последовательно у султанов Дамаска и Коньи и делал частые набеги в греческие провинции, пока не попал в руки императора; тот сослал его на Черное море. Император Мануил I Комнин одержал несколько побед над Рукн ад-дином Масудом I и его сыном Изз ад-дином Кылыч Арсланом II (1156 — 1188), но в 1176 г. был разбит отрядами последнего. После смерти Мануила ему наследовал его сын Алексей II Комнин (1180 — 1183), 11 лет. Воспользовавшись этим, Кылыч Арслан II взял несколько пограничных городов. Дворцовые фракции развязали в Константинополе гражданскую войну. Андроник Комнин, вернувшись ао время этой смуты из ссылки, смог захватить власть, уничтожив членов правящей династии, в том числе вдову Мануила Марию и ее сына Алексея II (сентябрь 1184 г.).

Примерно в то же время в Сицилии при дворе Вильгельма II появился монах с юношей, которого он выдавал за императора Алексея II, ускользнувшего от наемных убийц Андроника. Король оказал ему гостеприимство и обещал помочь вернуться на трон; это было для Вильгельма II поводом начать снаряжение флота против Византии. Сицилийский флот из 200 кораблей отправился 11 июня 1185 г. под командованием члена правящего дома Тан-креда и угрожал Константинополю; в целом же экспедиция оказалась неудачной.

В рассказе Ибн Джубайра эта факты отразились в искаженном виде. Андронику приписали некоторые эпизоды из жизни его брата, имя Масуд, как говорилось выше, было дано его сыну Кылыч Арслану II; в ином свете предстала и история Андроника и Феодоры. В основе известия о взятии Константинополя, возможно, лежат факты захвата Кылыч-Арсланом II некоторых пограничных византийских территорий.

374 Имеется в виду один из членов дома Хаммудидов — ветви шиитской династии Идрисидов (789 — 926); в IX в. Хаммудиды независимо правили в Малаге и Алхесирасе.

375 «Харис» («страж») являлся титулом многих слуг короля Сицилии, тогда как слово «ал-мудда» означало количество чернил, остающихся на кончике пера. Возможно, поэтому лицо, о котором сообщает Ибн Джубайр, было главою канцелярии или секретарем королевокого суда.

376 Остров Крит был в 825 г. захвачен жителями Кордовы, изгнанными из Андалусии после восстания против омейядокого эмира Хакама I. Крит стал затем гнездом мусульманских пиратов, нападавших на острова и побережье Эгейского моря. Лишь в 961 г. при Романе II Крит бы.л вновь завоеван Византией. Мусульмане были перебиты или эмигрировали, оставшиеся подверглись насильственной христианизация.

377 Остров Халита — о-в Галит, на северо-восток от Бужи.

378 Нисан — седьмой месяц сирийского календаря. Название взято от первого месяца еврейского календаря, с которым он по временам частично совпадает. Соответствует апрелю римского календаря, имея, как и он, 30 дней.

379 Гора Касун — Монто (исп.).

380 Лабралла — город на юго-западе от Мурсии; Лурка (Лорка), Мансура, Каналаш Баста (Канилес де Баса) — города левантийской Испании между Гранадой и Мурсией; Вади Аш (Кадикс) — у северного склона Сьерра Невады.

381 Стих Суфьяна ал-Бариди по прозвищу ал-Муагир (VIII в.).