Аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга I. Гл. 1

Библиотека сайта  XIII век

АХМЕД ИБН МОХАММЕД АЛЬ-МАККАРИ

ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ДИНАСТИЙ В ИСПАНИИ

КНИГА I

Глава 1

Этимология слова "Андалузия" – Климат – Географическое деление – Размеры страны – Форма – Разделение в древности – Первые поселенцы – Вандалы – Африканцы – Римляне – Ишбан, сын Тития – Биштиликат – Готты - Искандер

Именем Бога, Чьей помощи мы смиренно просим, молим, начнем мы описание Острова Андалузия, - страны, преимущества которой столь многочисленны и разнообразны, что их, бесспорно, нельзя описать в рамках этой книги, и что нельзя будет найти каких бы то ни было слов, чтобы достаточно ярко охарактеризовать эти преимущества. С нашей точки зрения Андалузию можно считать вознаграждением в состязании наездников, покоряющих на самых стремительных конях регионы Востока и Запада.

Этимология слова «Андалузия»

Различные мнения преобладают относительно этимологии ее названия. Одни авторы, как, например, Ибну Са’ид1, считают что название это произошло от имени Андалуза, сына Тубала, сына Йафеса, сына Нуха, который поселился там и дал свое имя городу Себта (Сеута). Ибну Галиб2 придерживается такого же мнения, но называет Андалуза сыном Йафета. Ибну Хаййан3, Ибну Халдун4 и другие считают, что это название произошло от слова Андалош5, названия проживавшей там народности варваров. Последнее мнение кажется более вероятным, но лишь Бог всесведущ.

Климат

Страну Андалузию (да восстановит Бог всю ее под правлением Мусульман!) описывали как местные, так и иностранные писатели самыми помпезными словами. Визирь Лисан-уд-Дин6 Ибн-уль-Хаттиб, (да смилосердится над ним Бог!) в одном из своих исторических трудов пишет: «Всемогущий Бог эту нашу «страну наделил пологими холмами и плодородными равнинами, сладкими и целебными [18]

продуктами, огромным количеством полезных животных, обилием фруктов, избытком воды, удобными домами, хорошей одеждой, красивыми вазами и всевозможной утварью; прекрасными оружейными изделиями, чистым и целебным воздухом, медленным чередованием времен года. Он также одарил обитателей этого края глубокими способностями к наукам и домашним ремеслам; остроумием, смекалкой, отвагой, страстной любовью ко всему возвышенному и многими другими превосходными качествами, которых воедино нельзя найти в народе любой другой страны.»

Абу ‘Убейд-Иллах Аль-Бекри Аль-Андалузи7 сравнивает свою родину с Шамом (Сирией) в чистоте воздуха, сладости родниковых вод, с Йеменом в умеренной температуре, одинаковой по всей стране, с Хиндом (Индией) в лекарственных и ароматических растениях, с Аль-Ахвазом8 в величине змей, с Китаем в копях и драгоценных камнях, с Аденом в количестве и безопасности побережий и гаваней.

Географическое положение

Абу ‘А’мир Ас-Салами9 в своей работе «Дурру-ль-килайид ва гурруру-ль-фавайид» ("Перлы ожерелий и звезды полезного") сообщает, что климат Андалузии похож на климат Шама (Сирии), что климатический пояс Андалузии из поясов, на которые разделена Земля, является самым лучшим и умеренным, что Андалузия имеет прекраснейшие земли и воды, изобилует разнообразием фауны, плодами и изделиями: «этот климат», добавляет он, «занимает середину в ряду климатических поясов и посему считается лучшим, в силу того, что самая предпочтительная доля чего бы то ни было находится именно в середине».

Шейх Ахмед Ибн Мохаммед Ибн Муса Ар-Рази сообщает10, что Андалузия расположена на западной границе четвертого климатического пояса, и что все ученые авторы едины во мнении, называя эту страну краем восхититеьных долин и плодородных земель, богатым на все виды сельскохозяйственной продукции, орошаемым множеством крупных рек и изобилующим пресными источниками. На этой земле водятся небольшое количество диких тварей и ядонесущих рептилий. Воздух зимой мягок, прохладные бризы сдерживают знойный пыл лета. Климат представляется столь умеренным и мягким на протяжении всего года, что смена времен последнего происходит незаметно. Так что можно сказать, что Андалузия - край вечной весны, вот почему большая часть всех фруктов нашей планеты растут тут круглый год, а урожаи следуют друг за другом в непрерывном цикле. Благодаря разнообразию почвы одну и ту же продукцию можно получать целый год в различных провинциях Андалузии; например, на побережье и прилегающих к нему землях фрукты созревают рано, а в Сагере11 и его округах и в особенности в горах, где воздух прохладней, фрукты напротив созревают поздно. Большинство фруктов красивы и содержат в себе особый вкус, который невозможно найти в аналогичных фруктах других стран.12

То что Андалузия располагается в четвертом климатическом поясе повидимому [19] можно доказать словами географа Идриси, которого цитировал Ибну Са’ид: «Андалузия», – свидетельствует автор,- «не имеет и пяди территории в пределах третьей климатической зоны, а четвертая простирается по южному побережью и включает в себя Кордову, Севилью, Мурсию и Валенсию; оттуда она пролагает свой путь к Сицилии, охватыает весь этот остров и соседние с ней острова, оставляя позади солнце. В пятой зоне расположены Толейтоле (Толедо), Саракоста (Сарагосса) и окрестности; далее идут Аргон (Арагон), а на южной оконечности пятой зоны расположена Баршелона (Барселона). Далее эта зона включает в себя Рим и его окрестности, делит Бахр-уль-Банадике (Венецианский залив) на две части и охватывает Костантиниййе Великий (Константинополь) и его земли, оставляя позади планету под названием Аз-Захра (Венера). Шестая зона проходит по северному побережью Андалузии, которая омывается водами окружающего моря, включает часть Кастильи14 и Португалии15, большую часть страны франков, Джорджию и страны Славян и Русских, оставляя позади планету под названием ‘Оттарид (Меркурий). Седьмая зона вбирает в себя окружающее море к северу от Андалузии, остров под названием Алинкилтерра (Англия) и другие соседние области, а также оставшиеся части стран франков и славян, Джорджии и Берджана.17 – Согласно Аль-Бейхаки 18 остров Тули 19 и два острова Аль-Аджбал 20 (Норвегия) и Ан-Ниса 21 (Амазонки), а также несколько других регионов России входят в седьмую, последнюю климатическую зону, которую сзади преследует Луна.

Что касается названия Аль-Джезира (остров), которым, все авторы сходятся в этом, называли Андалузию, его нельзя воспринимать буквально, будто Андалузия и впрямь является островом; ведь известно, что страна эта присоединяется к большой земле горной грядой, именуемой Аль-Борт (Пиренеи), а арабы, как правило, зовут островом страны, окруженные со всех сторон водами, но исключают из этого ряда Андалузию, которую арабы звали Аль-Джезира. Два главных моря омывают побережье Адалузии, с севера и запада - окружающее море (океан), с юга и востока море Шам (Средиземное море). Под морем Шам мы подразумеваем море, которое начинается у нижней оконечности Андалузии, там, где расположено юго-восточное побережье под названием Джезират-уль-Хазра 23 (Альгезирас), между Тангьером в Африке и побережьем Андалузии, простирающимся оттуда и до Сирии. Ширина моря в этой точке составляет восемнадцать милей, расстояние между Джезира Тариф24 (Тарифа) и Каср Масмудой (Альказар) у Сеуты. Между двумя упомянутыми последними местами был когда-то мост, который согласно общему мнению Искандер (Александр) приказал построить, чтобы можно [20] было проехать из Андалузии на противоположный берег Африки. Но об этом более подробно будет рассказно в ходе нашего повествования.

Морской перешеек, возникший между двумя побережьями, назвали Бахр-уз-Зокак (узкое море). Хотя расстояние между двумя берегами, как мы упоминали, очень мало, преодолеть этот пролив чрезвычайно трудно из-за непрерывных волн и опасных водоворотов, образующихся на стыке двух морей. Мы уже отмечали, что ширина перешейка в самой узкой части пролива составляет восемнадцать милей. Она в два раза превышает ширину пролива у Сеуты. С этой точки море начинает расширяться и местами достигает 800 милей в ширину, а, может быть, и больше, как, например, в Суре (Tyre) на побережье Сирии. В море расположено множество островов, по мнению ряда географов около двадцати восьми. Основными островами являются Сицилия, Мальта, Сардиния, Корсика, Крит, Корфу и т.д.

Размеры страны

Различные мнения имеются насчет размеров страны: вот что пишет Аль-Мас’уди27 в своем труде «Золотые Луга»: «Андалузия очень плотно заселена. Примерно два месяца требуется, чтобы пройти эту страну с одного конца в другой. В ней расположено около сорока крупных городов». Ибн Алиса’28 сходится во взглядах с Аль-Мес’уди на сей счет - c его точки зрения протяженность Андалузии от Арионы (Нарбонна) и до Ишбоны (Лиссабона) равна расстоянию, который искусный всадник может преодолеть за шестьдесят дней. Но это, бесспорно, ошибка, во-первых, потому что Нарбонна с точки зрения этого автора находится внутри Андалузии, в то время как, очевидно, что этот город вообще расположен в другой стране. Во-вторых, расстояние между упомянутыми двумя городами преувеличено, ибо большая часть авторов, питавших интерес к этому вопросу, оценивают это расстояние в полтора месяца пешего ходу.

Однако Ибну Са’ид пытается сгладить все эти различия, предпологая, что Ибн Алиса’ подразумевал слабооснащенного всадника, двигающегося короткими бросками. К тому же он заявляет об искажении текста переписчиком. Сам же Ибну Са'ид принимает взгляды Шерифа Идриси как ученого, заслуживающего большее доверие. Последний сообщает в своем труде о том, что протяженость Андалузии составляет всего лишь месяц пешего хода. Такой оценки придерживается и Аль-Хиджари30. Из его источников известно, что он сам беседовал со знающими и надежными путешественники и узнал от них, что требуется немногим больше месяца, чтобы искушенный путник смог пересечь Андалузию по всей ее длине.

Последним упомянутый автор (Аль-Хиджари) оценивает расстояние между Лиссабоном и Аль-Хаджизом (Пиренеями) в свыше чем тысячи милей, но если кто-нибудь пожелает получить на сей счет больше сведений, то он может обратиться к Ибну Са’иду, который всецело рассматривал этот вопрос. [21]

Ширина Андалузии, если измерить ее в верхней части области в направлении к северо-востоку, составляет сорок милей. Ровно этому расстоянию равна протяженность горных преград, разделящих Андалузию от страны Франков и простирающихся от Средиземного моря до Океана. Если измерить ширину Андалузии посередине области, ну, к примеру, прочертить линию, проходящую рядом с Толедо, то вширь Андалузию можно будет преодолеть за шестнадцать дней пешого хода.

Форма

Источники гласят, что Андалузия имеет форму треугольника. Однако географы расходятся во мнениях относительно северо-восточной оконечности Андалузии, именно того участка, который соседствует с Нарбонной; одни авторы, как, например, Ахмед Ибн Мохаммед Ар-Рази и Ибну Хаййан, заявляют, что Нарбонна, стоящая на северо-востоке лицом к лицу с Борзилем (Бордо)33, располагается именно на этой оконечности Андалузии, другие помещают этот город в соседние области. Этот и другие вопросы топографии Андалузии успешно решил Шериф Идриси, автор, чьим источникам можно доверять не только потому что он исходил всю страну вдоль и поперек, плыл по ее морям, изучал ее побережья, но также имел огромные познания в географии.

Ниже приведен взгляд Ар-Рази на этот вопрос: «Андалузия имеет форму треугольника, один из углов которой располагается на Кадисе (Кадиз), где находится знаменитая башня с идолом на своей оконечности, или скорей всего на той южной точке, где начинается простирающееся на восток Средиземное море. Другой угол на востоке Андалузии, между захваченными ныне Франками городами Нарбонной и Борзилом, диаметрально противоположен двум островам Майорке и Менорке и находится на равном расстоянии от Океана и Средиземного моря, которые в тех краях разделены лишь промежуточной полосой суши под названием Аль-Абваб (Ворота), представляющей собой ущелье или перевал и служащей переходом между островом Андалузия и большой землей (континентом), частью которого является Афранджа (Франция). В этой точке расстояние между двумя морями составляет два дня пешего хода, причем Нарбонна расположена на побережье Средиземого моря, а Бордиль смотрит на Океан. Третий угол направлен на северо-запад Андалузии, на ту части страны Джаликийа (Галиция), где у моря находится гора, на вершине которой построена самая высокая башня с идолом на своей верхушке, (как и на горе Кадисе), и которая смотрит в направлении Биртаниа (Британии)».

Вот что сообщает Ибну Са’ид: «Однажды опросив нескольких, сведущих в этом вопросе, людей, я узнал, что заявление Идриси является правдоподобным. А оно заключалось в том, что ни Нарбонна, ни Бозрил не находятся в Андалузии и посему угол на востоке должен быть расположен между городами Баршелона (Барселона) и Таркона (Таррагона), на месте, названным Вади-Занлакотто34, рядом с горной преградой, которая [22] отделяет Андалузию от континента, где разговаривают на разных языках. Эти горы имеют ряд перевалов или проходов, которые Греческий правитель повелел открыть в скале с помощью огня, уксуса и стали, ибо тогда еще нельзя было по суше пройти из Андалузии на континент или наоборот. Упомянутые проходы или перевалы находятся у той части Бахр-уз-зокак (Средиземого моря), где море разделяет два острова Майорку и Менорку, факт, который подтверждают все без исключения путешественники тех регионов. Второй и третий углы размещены Идриси в таком же положении, в каком их располагали вышеупомянутые авторы, а именно на мысе под названием ‘Аджма’уль-бахрани36, у города Шант Йакох (Сантьяго) в Галиции, где расположен уже известный нам маяк; и на горе Аль-агар37, около Кадиза, где находится тоже известная нам башня, на вершине которой расположен идол. Если направиться на юго-запад от этой горы, то можно стать свидетелем того, как Бахр-уз-зокак (узкое море) возникает из Океана и откуда, омыв своими водами южное и восточное побережья Андалузии, оно достигает одну из сторон Пиреней».

Подразделение в древности

Андалузия по словам Ар-Рази в древности была разделена на две части: Андалузию Аль-Гарби (западную) и Андалузи. Аш-Шарги (восточную), разделение проводилось на основе преобладающих там ветров, ливней, русел рек. В Гарби (западной) части Андалузии, реки отдают воды свои в Западный Океан, дожди идут тогда, когда ветра дуют с запада; в Шарки (восточной) части, которую еще называют Аль-акса или дальная, напротив, реки текут на восток и дожди происходят тогда, когда дуют восточные ветры. Ар-Рази поместил разделительную линию между двумя регионами в горы Басков (Аль-Башканз) - линия проходит на восток от этих гор через город Санта Мария38, затем немножко уклоняется к округу Агреда, расположенным по соседству с Толедо, и наконец приближается к той части Средиземного моря, которая омывает побережья современной Картагены, расположенной в округе Лорка. Все регионы, расположенные к востоку от той линии, представляются Восточной Андалузией, а к западу – Западной Андалузией. Границы последней проходят к северо-западу и западу по Океану; к югу с Западным морем, откуда средиземное море, которые дрвние называли Бахр Тиррен39, которое направляется к сирии. Бахр Тиррен означает море, разделяющий глобус, его также называли Великим Морем.

Абу Бекр ‘Абдаллах Ибн ‘Абд-иль-Хакам, известный под именем Ибн Анназзам41, рассматривавший вышеупомянутое разделение, добавляет несколько деталей, которые мы повторим здесь ради информации. «Андалузия», - он говорит,- «была разделена на две части древними географами, которые наблюдали, что когда ветры думают с запада, [23] то дожди шли в Западной Андалузии, а в Восточной части ыла засуха. Напротив когда ветер дул с востока, обильные дожди шли на Востоке, а на Западе стояла жаа и засуха. Такая жк разница наблюдалась в усле рек, ибо все реки в Западной Андалузии текли с востока на запад, прокладывая себе путь через горы42, пересекаюищие ее посередине, являются единственным ответвлением, отсоединенным от гор в северо-западных регионах. На Востоке все реки текут с запада на восток, ибо хотя некоторые из них берут более южное направление, но они все исходят с вышеназванный гор в центре Андалузии, и рсвобождают свои воды в Средиземное море, которое протягивается до Сирии, и известно под именем Бахр-ур-Руми (Греческое море). Что касается рек в северо-западных регионах43 (Аль-Джуф), в том числе и регионы страны Галлийцев и их вассалов, все опустошают воды в большой оеан (Атлантический), который омывает побережья этих стран».

Первые поселенцы. Вандалы

Тот же автор (Ибн Ан-Наззам) сообщает, ссылаясь на источники иноземных авторов, что первые люди, которые после потопа, осели в Андалузии, были Андалуши, от которых и произошло название страны. Арабы на протяжении веков исказили это название, изменив "луш" на "луз" и называя этот край Андалузией.44 Затем в Андалузию явились Вандалы и осели там. Численность завоевателей быстро росла, спустя некоторое время они заполонили весь этот край, разделив последний на королевства. Но будучи язычниками (Маджус), а значит склонными к порочности и разврату, они не подчинялись божественным заповедям. И Бог Всемогущий, видя их назойливость, отнял у них дождь, и вся страна была подвержена страшному бесплодию; источники угасли в недрах земли, реки изменили свои русла, деревья усыхали, растения увядали, люди и твари испытывали самую мучительную жажду, которая становилась причиной смерти многих обитателей, кроме тех нескольких, которые, перемещаясь вглубь страны, избавлялись от смерти. Люди уходили и Андалузия превращалась в пустыню и была таковой на протяжении ста лет45, ибо сие великое стихийное бедствие не ограничивалось какой-то областью края - вся страна от Пиренеев до самих дальних уголков на берегах Западного или Зеленого моря была в разрухе. Правление Андалуша длилась сто с лишним лет.

Африканцы

После того как Андалузия оставалась в подобном состоянии вышеупомянутое число лет, Бог Всемогущий наконец-то соблаговолил направить туда поселенцев; то были люди надежные, которых правитель Африки выслал из владений своих, ибо те подстрекали к мятежу в его государстве и побуждали его подданных к восстанию. [24]

Двинув войска против бунтовщиков и уничтожая последних, он оставил в живых тех, которые сидели на своих кораблях, дал им предводителя по имени Батрикус и отпустил их на волю, чтобы они плыли, куда пожелают. Батрикус и его люди сперва бросили якорь в районе западного побережья Андалузии и осели в Кадизе. Затем продвинувшись вглубь страны, они стали свиделями того, что благодаря дождям земля восстановило свою былую славу, поля украсила зелень, реки начали свое течение, ключом из-под земли забили источники, а на деревьях появились первые листья. Ободренные увиденным, они проходили все дальше и дальше, заполняли собой всю страну, расширяли свои поселения, строили села и города, произрастали численностью через браки. Однако их поселения чаще всего встречались в той части страны, которая располагалась между местом их первой высадки на западе и страной Франков на востоке. И назначали они правителей, чтобы управляли последние ими и их делами. В вере они были схожи со своими предшественниками, и те, и другие поклонялись идолам. Столицей своей они установили Талику (Италику), город который ныне находится в руинах и который однажды принадлежал области Ишбилия (Севилья). Но спустя сто пятьдесят семь лет, когда одиннадцать правителей из тех людей правили Андалузией, Бог Всемогущий дозволил их уничтожение руками варваров из Рима, захвативших и покоривших эту страну.

Римляне

«После поражения и истребления африканцев, империя Андалузии перешла в руки людей из Рима и их правителя Ишбана, сына Тития46, после чего Андалузию стали звать Ишбаниа. Одни авторы утверждают, что правителя звали Исбахан и что он был назван этим именем, так как родился в городе Исфахан. Они же заявляют, что варвары исказили это имя и назвали его Ишбан. Но что бы то ни было, бесспорен тот факт, что именно Ишбан основал Севилью и назвал ее своим именем Ишбаниа, которое впоследствии распространилось на всю страну, и осталось от него большое количество останков работ и сооружений, построенных, и их можно увидеть многих местах Андалузии. И Бог отдал победу в его руки. И напал он войной на жителей Андалузии, разогнал их войско, убивал, захватывал в плен людей и вконец осадил их их столицу, Италику. Африканцы отчаянно сопротивлялись, да и город был очень укрепленным. Удерживали этот город очень долго. И иссякло терпение у Ишбана, и повелел он построить город Севилью в противовес Италике. А потом завоевал Италику штурмом. Взяв Италику, он повелел уничтожить этот город, а его мрамор и имущества были перевезены в новый город. Вся Андалузия покорилась Ишбану, который завершив строительство [25] Севильи, избрал этот город местом расположения своего двора и резиденции, установил там свою постоянную власть, увеличил войско и продолжал завоевания. Едва прошли два года, как он отправился со своим флотом в плавание из Севильи. С моря он атаковал Илиу47, то бишь прославленный Аль-Кодс (Иерусалим), разграбил и уничтожил его, умертвив сто тысяч евреев. Мрамор и имущество этого города он перевез в Андалузию. Далее Ишбан покорил всех своих врагов. Правление его было процветающим». Предыдущий фрагмент дословно взят от Аль-Наззама. К этому мы можем добавить, что один историк рассказывает о взятии Иерусалима, хотя и приписывает завоевание другому правителю, а именно то, что большинство удивительных изделий, которые мусульмане находили среди трофеев Андалузии во время завоевания, как, например, стол Сулеймана, сына Дауда (да будет мир над ним!), который Тарик Ибн Зейад нашел в храме в Толедо, жемчужное ожерелье, взятое Мусой Ибн Носсейром из церкви в Мериде, а также огромное количество драгоценностей и ценных изделий, подробное описание которых будет дано позже, были частью добычи, взятой при завоевании Иерусалима Бохт Нассером, которая попала к королю Испании Бериану48 и который присуствовал при завоевании этого города. Все эти драгоценности были когда-то имуществом Пророка Сулеймана, сына Дауда, в чье пользование их предоставил Джинн. Как уладить столь противоречивые сообщения этих двух историков, не нам решать, разве что Ишбан и Бериан являются одним и тем же человеком: одному лишь Богу известно.

Ишбан

Вернемся к Ишбану. Ибну Хаййан в своем историческом труде «Книга искателя сведений об Истории Варваров»49 пишет, что этот Ишбан был когда-то человеом очень бедным, из низких слоев общества. Однажды, когда он занимался тем, что с помощью быка прокладывал борозду на поле, перед ним появился Аль-Хазер50 (да будет мир над ним!) и обратился к нему со следующими словами: «О Ишбан, тебе суждено вершать великие дела; и будешь ты править и слава о тебе распространится повсюду. Но когда ты возьмешь Илиу, будь любезен с потомками Пророка”. И ответил Ишбан: ”Ты, несомненно, подтруниваешь надо мной, иль я не тот, кого ты имеешь ввиду, ибо беден и слаб я и вынужден наниматься, чтобы как-то добыть себе пропитание. Понятно, что людям моего уровня не править империей”. ”Не это главное”, - ответил Аль-Хазер, - ”а говорю я тебе просто правду. Предназначенному случиться: и на это есть указ Того, Который во власти превратить сухую ветвь, которую ты держишь в своих руках, в зеленый сук”. Ишбан взглянул и, о боже!, она на самом деле превратилась в зеленый, покрытый листьями, цветущий сук. Ишбан поразился увиденному чуду. Он попытался что-то сказать, но его язык словно застыл во рту; он оглянулся вокруг, [26] а аль-Хазера и след простыл, скрылся тот со взора Аль-Ишбана. Но слова Пророка нашли глубокий след в разуме Ишбана, и начал он думать над тем, что было сказано ему. И оставил он вскоре службу у хозяина и связал свою судьбу с людьми отважными, решительными, среди которых он выделялся доблестью. И пришел он к власти и исполнил то, что ему говорили. Правление Ишбана продолжалось двадцать лет и передал он власть свою потомкам. Пятьдесят пять правителей из потомственной линии Ишбана властвовали над Андалузией.

Биштиликат или Варвары

После этого страну захватили другие варвары, явившиеся из Рима, их звали Биштиликат51. Они со своим правителем Талубушем52, сыном Бейтаха, прибыли в Андалузию после того захватили страну Франков, которой они управляли с помощью своих префектов. А произошло все это приблизительно в период воскрешения Массиха (помазанника), сына Мариама (да будет мир над ним!). Они завоевали всю Андалузию и установили свой двор в Мериде. И правили они спокойно Андалузией с помощью двадцати семи сменившихся монархов, пока самих вараваров не покорили Готы, которые захватили Андалузию и отделили ее навсегда от Римской империи.

Готы

Готы учредили своей столицей Толеталу (Толедо). Но несмотря на это, Ишбилиа все еще слыла обителью наук и местом, гдепроживали известные Ишбанцы. Приблизительно в это же время Апостолы, посланные ‘Исой Аль-Массих (помазанником), начали странствовать по миру, призывая народы к религии. В одних странах их слышали и тысячи людей принимали религию, которую проповедывали они, в других - наоборот, их не слушали и приговаривали к смерти. Среди тех, кто принял их веру и прославил Апостолов, был Хошандинус53 (Константин), правитель Готов, который не только принял Христианство, но и призвал своих подданных сделать то же самое. Этот Хошандинус считался Христианами правителем великим, который когда-либо у них был, самым образованным, честным, добрым и мудрым монархом, которого можно было только пожелать. Именно он ввел Христианство в своих владениях, где эта вера процветала с тех пор, именно он решал все правовые вопросы с помощью Евангелия и книг, в которых преобладали разные мнения, а также с помощью писателей и собирателей. После него Андалузией правили несколько его потомов, пока не захватили Арабы, усилиями которых Всемогущий Бог соблаговолил возвести Ислам в верховенство над другими религиями.

Число правителей-Готов, правивших Андалузией, достигает тридцати шести. Все их имена записаны в древних Христианских летописях. Начинают они свой отсчет от Атанауинусов54, которые начали править в пятый [27] год Императора Филибуса55 , в 407 год эры Сафар56, от которого варвары начинают свое летоисчисление, и кончают Люзериком, последнего правителя Готов, который стоял у власти в 749 году57 названной эры и во времена которого Арабы завоевали Андалузию и свергли империю Готов.Таким образов империя Готов длилась 342 года.

Нет недостатка и в таких авторах, которые считают Готов и Биштиликата одной и той же народностью, однако большинство считают, как мы уже упоминали об этом, что это две разные народности, что народность Биштиликата являлась варварами Рима, что они учредили двор в Мериде, и что их было двадцать семь правителей и что потом явились Готы, покорили страну и сделали город Толедо центром своей империи. Но все сходятся в одном, что правителей-Готов было тридцать шесть. Согласно Ар-Рази Готы – это сыновья Йаджуджа, сына Йафета, сына Нуха, иные авторы сообщают о другом происхождении Готов.

Прежде чем завершить свой рассказ о древней истории Андалузии, считаем нужным привести здесь цитату из крупного исторического труда ”Кади-ль-Кода” Ибну Халдуна Аль-Хазрами58 .

”Противоположная земля”, - пишет он, - ”которую варвары называют Андалушией населен различными народностями западных Франков, среди которых самыми сильными и многочисленными явлляются Джалака (galicians). За сотни лет до появления Ислама Готы после участия во многих сражениях с Латинами осадили их столицу город Рим. Далее между ними воцарился мир, одно из условий которго было то, что Готам следовало идти на Андалузию. Поэтому они и направились в эту страну и захватили ее. Когда Греки и Латины приняли Христианство, они принудили народы Франков и Готов, поживавших на западе, принять эту же веру. Таким образом Франки и Готы стали Христианами. Готы, которые установили свое правление над Андалузией, учредили своей столицей Толедо. Однако Толедо не всегда являлась их столицей. Помимо этого города, их правители восседали и в Севилье, и в Кордове, и в Мериде59. Господство Готов длилось около 400 лет, пока Бог Всемогущий не соблаговолил распространить Ислам и завоевать их страну. Их правителем в то время был Люзерик, титул данное Готами своим правителям, наподобие Римлянам, звавших своих императоров Кайзар (Цезарь), и Сицилийцам, нарекавших своего правителя Джерджиз»60.

Искандер приходит в Андалузию

Если верить древним преданиям Искандер (Александр) должен был осесть в Андалузии. Останки моста, сооруженного им между Танжьером и Альгезирасом, как сообщает Идриси, все еще можно увидеть в наше время. Строительство этого моста происходило следующим образом: вообще утверждают, что в старые времена, Средиземное море было озером, окруженным со всех сторон сушей подобно морю [28] Табаристана (Каспийское море), воды которого не имели никаких связей с водами других морей, и что Андалузия и противоположная земля Африки были слитны и образовывали единый континент, благодаря которому народы дальнего запада (Магриб-уль-Агса) беспрерывно совершали воинственные набеги на Андалузию, проявляя насилие над жителями этого края. Когда Искандер прибыл в Андалузию, народ собрался перед ним и смиренно попросил его, чтобы он положил конец вражеским нашествиям их соседов, на что Искандер, приняв во внимание просьбу, созвал своих архитектров и геометров, повелел им явиться туда, где ныне расположен Бахр-уз-зокак (Гибралтарскй пролив). Затем он приказал им измерить уровень двух морей (Океана и Средизмнеого моря), что было сделано. Обнаружили, что уровень Океана превышает уровень Средиземного моря. Об этом сообщили Искандеру и он издал сразу же приказы об уничтожении всех городов, стоящих на берегу Средиземного моря, предписав, что их надо сразу же построить в глуби страны на более высоком уровне. Затем он повелел построить глубокий ров или канал между Тангьером и Андалузией. Ров был таким глубоким, что виднелись гребни гор преисподней.61 Когда земляные работы были завершены, из камня и раствора была сооружена огромная пристань, восхитительное произведение искусства. Пристань охватывала все побережье Андалузии, была длиной двенадцать милей, то есть на расстоянии, разделяющим два моря. Еще одна пристань схожих размеров была построена вдоль побережья Тангьеры, а пространство между ними было шесть милей, равная в точности ширине местности между двумя проливами. После того как эти строительные работы были закончены, Искандер положил начало еще одному большому строительству на стороне Океана, и когда все было готово, воды великого моря (Океана) заняли вырытое пространство между двумя пристанями. Волны с такой яростью ворвались в Средиземное море, что русло моря было заполнено, соседние страны были наводнены, много городов было затоплено, и тысячи людей погибли в волнах. Воды покрыли обе пристани и поднялись до высоты одиннадцати мерок. Пристань, близкая к Андалузии, порой виднелась при снижении уровня воды, когда она выглядит как великая параллельная линия; обитатели двух островов 63 называют ее Аль-Кантара (мост). Что касается Африканской части, то ее не видно, она полностью покрыта водами, которые поглотили по обеим сторонам кусок суши протяженностью двенадцать милей и которые обуздываются горами, расположенными на одной из сторон. На Африканской стороне расположены порты Каср-уль-Маджаз (Альказар), Тангьер и Сеута, на Андалузской - Джебель Тарик (Гибралтар), Джазира Тариф (Тарифа), Джазирати-уль-Хазра (Алгезирас) и другие. Между последним упомянутым портом и Сеутой находится самая широкая часть пролива. Вышеизложенное приведено от Идриси, который подробно изучал этот вопрос.64

Сейчас мы перейдем к описанию основных городов Андалузии; но прежде чем осуществить сказанное, необходимо констатировать, что благодаря схеме, принятой нами в изложении настоящей книги, читатель может столкнуться с тем, что при переписании источников, извлечении фрагментов из трудов различных историков одни факты могут повторяться, другие противоречить друг другу. Но простите нас за то, что мы позволили себе соединить воедино повествования авторов всех стран и периодов.

Текст переведен по изданию: Ahmed Ibn Mohammed al-Makkari. The history of Mohammedan dynasties in Spain. London. 1840-1843.

© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© перевод - Хасанов И. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001