Комментарии

Комментарии

1 Этот эпизод, как и следующие, заимствован Юмсуновым у Саган Сэцэна (ср.: I. J. Schmidt. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fuеrstenhauses, verfasst-von Ssanang Ssetzen Chungtaidschi der Ordus. St. Petersb., 1829, стр. 21 – 23).

Упоминаемый Ярлун (***) является древней резиденцией царей Тибета.

Гора Ярухла или Ярхла – название одной из гор Тибета.

2 Ср.: Schmidt, цит. соч., стр. 25.

3 Ср.: Schmidt, цит. соч., стр. 57.

4 Ср. прим. 4 к летописи Тобоева.

5 Дата неверна: Тэмуджин стал императором в 1206 г.

6 Всех императоров, включая Чингис хана и Тогон Тэмура, было 15. Первый минский император, действительно, дал годам своего правления название Хун-ву (см.: d'Ohsson. Histoire des Mongols, t. II, 1834, стр. 597). Город Барс хото, развалины которого находятся на Керулене, был основан Тогон Тэмуром около 1370 г. (Schmidt, цит. соч., стр. 139).

7 Легдэн вступил на престол, действительно, в 1604 г. (Sсhmidt, цит. соч., стр. 203).

8 Монгольские источники никаких поводов к утверждению, что Легдэн не держал: государства в порядке законности, не дают. Легдэн был, как известно, разбит манчжурами.

9 См. прим. 8 к хронике Тобоева.

10 Относительно местности Хуандай см. прим. 11 к хронике Тобоева. Относительно р. Улирэнгэ см. прим. 10 к той же хронике.

11 Уда впадает справа в Селенгу, Хилок – тоже; Курба является правым притоком Уды; Чикой впадает справа в Селенгу; озера Еравенское, Хорго, Сакса, и Архирей, обозначенные на сорокаверстной карте как Еравинское, Хорга, Шакшинское и Рахлей, находятся на запад от г. Читы.

12 Ср. прим. 20 к хронике Тобоева.

13 Большая река, впадающая в Байкал с востока.

14 Растение из сем. Papilionacea.

15 Имеется в виду шаманская коновязь, устраиваемая во время шаманского обряда “шанар".

16 Василий Поярков, во главе отряда казаков, предпринял свой поход в 1643 г., двинувшись из Якутска по Лене и Алдану, откуда волоком по р. Зее и Амуру. Албазин – крепость на левом берегу Амура – был основан в 1651 г. Хабаровым. По Нерчинскому договору 27 августа 1689 г. России с Китаем крепость была снесена.

17 Чилдэй или Шилдэй, занги галзутского рода, после установления русско-китайской границы в 1728 г. самовольно перекочевал на Керулен, но впоследствии вернулся, был схвачен русскими властями и казнен (см.: А. Позднеев. Образцы народной литературы монгольских племен. Спб., 1880, стр. 202).

18 Нерчинский острог был построен Пашковым в 1653 г.

19 По данным 1850 г. хоринских бурят без агинских было 18810 душ мужеского пола.

20 Селения эти существуют доныне и на картах имеются.

21 Сведения об этом посольстве Чингиса имеются в труде Саган Сэцэна (ср.: Sсhmidt, цит. соч., стр. 89).

22 Три драгоценности – будда, учение, духовенство.

23 То есть 1207 г.

24 О приглашении Годаном, который не был императором, Сакья пандиты см.: Schmidt, цит. соч., стр. 111 – 113. Сакья пандита прибыл, согласно Саган Сэцэну, в 1247 г. О нем см.: A. Grunwedel. Mythologie des Buddhismus. Leipzig, 1900, стр. 61.

25 Это является весьма распространенной в монгольской литературе легендой. На самом деле, Сакья пандита не был изобретателем монгольского алфавита (см.: P. Pelliot. Les systemes d'ecriture en usage chez les anciens mongols. Asia Major, vol. II, стр. 289).

26 Младший сын Чингис хана, которого звали Тудуй.

27 Пагба лама, родившийся согласно тибетским источникам в 1235 г., а по китайским в 1239 г. и умерший 15 декабря 1280 г., вошел в 1253 или 1254 г. в сношения с Хубилаем и стал впоследствии наставником его. В 1264 г. Хубилай принял от него посвящение (см.: Pelliot, цит. соч., стр. 282).

28 Квадратный алфавит был введен в 1269 г.

29 Алтан хан тумэтский отправил посольство к далай ламе в 1576 г. Далай лама прибыл к нему в 1578 г. (см.: Sсhmidt, цит. соч., стр. 229). Дата 1518 у Юмсунова является опиской переписчика.

30 Сведения о том, что далай лама в 1589г. переродился в качестве сына Сумэр Дайчина, четвертого сына Дугурэн хана, сына Алтан хана тумэтского, сообщает Саган Сэцэн, у которого почерпнул их Юмсунов (см.: Schmidt, цит. соч., стр. 257 – 259). О Ширету Гушири см.: В. Я. Владимирцов. Надписи на скалах халхаского Цокту-тайджи. Изв. Акад. Наук СССР, 1927, стр. 219 и сл.
Юм (см. выше прим. 85 к хронике Тобоева) различается трех родов: большой – в 100000 шлок (стихов), средний – в 25000 шлок и малый – в 8000 шлок.

31 Ганджур, тибетская версия Трипитаки, был переведен при Легдэн хане чахарском. Перевод был закончен в 1624 г. Для осуществления перевода был создан целый комитет ученых переводчиков под руководством Kun-dgah. hod-zer (Гунга одзер). См.: В. Laufer. Skizze der mongolischen Literatur., Keleti Szemle, VIII, стр. 218.

32 О Хугэн гэгэне см. прим. 9 к хронике Тобоева.

33 Комплектные ламы, т. е. ламы, числящиеся в списках лиц духовного звания.

34 Дата 1724 является неправильной: если Заяев вернулся из Тибета в 1741 г., пробыв в Тибете 7 лет, то годом его отправления туда является 1734. Тобоев правильно дает 1734 г.

35 Годы правления императора Юн-чжэн (1723 – 1735).

36 Тибетское ***

37 Ширету – настоятель, единственная должность, официально сохраненная для бурятских дацанов положением о ламайском духовенстве 1853 г.

38 В рукописном отделении Института востоковедения Академии Наук СССР хранится описание путешествия Заяева в Москву, составленное лично им.

39 Звание нансо лама (***) формально было упразднено положением 1853 г.

40 Название Кижингинского дацана (см. прим. 65 к хронике Тобоева).

41 О Юме см. в прим. 85 к хронике Тобоева и в прим. 30 к хронике Юмсунова.

42 Искаженное название.

43 Правый приток р. Аны.

44 Тибетское ***

45 Ширету лама, “кафедральный" или “престольный" лама, председательствует во время богослужения. При наличии в монастыре хамбо ламы он административных обязанностей в монгольских монастырях не несет. В бурятских дацанах он является настоятелем. По положению 1853 г. – это единственная официально признанная должность в дацанах.
Цоржи (тиб. ***) – наместник дацана. В небольших монастырях в Монголии он является настоятелем. Вся жизнь дацана протекает под непосредственным наблюдением цоржи.
Гебгуй (тиб. ***) наблюдает за порядком в храме, а вне его – за нравственностью лам данного дацана. Он же ведает наказанием провинившихся, и от него исходят все распоряжения, касающиеся занятий лам.
Шанзодба (тиб. ***) назначается из лам, не принимающих высших обетов, но всегда из числа старейших лам.
Умзат (тиб. ***) – уставщик и канонарх, ведает порядком во время богослужения, провозглашает первым каждую молитву. Умзат обычно является обладателем баса.
Нирба (тиб. ***) – казначей.
Тахильчи (тиб. ***) – ведает жертвоприношениями.
Дугунчи (тиб. ***) – храмовой сторож, ведающий уборкой храма и приготовлением всего необходимого для богослужения.
Джама (тиб. ***) –монастырский повар.
Хуварак – вообще духовное лицо, монах.
(См.: Позднеев. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, стр. 156 и сл.).

46 Трескин, Николай Иванович, состоял иркутским гражданским губернатором с 1806 по 1819 г., был устранен от должности и предан суду за злоупотребления,

47 Тибетское ***

48 Агинский дацан, тиб. Даши Лхундублинг (***)

49 Податные, т. е. платящие подати; как нештатные, от податей не освобожденные.

50 Тибетское название Цугольского дацана, находившегося на территории бывшего Агинского аймака Бурят-Монгольской АССР, вошедшего осенью 1937 г. в состав Читинской области, было ***

51 Дандаров является одним из наиболее известных в истории буддизма в Бурятии лам.

52 Чойри (тиб. ***) – школа, монастырская школа. Факультет “цанит" носит название “цанит дацан" или “чойри" и представляет собою школу изучения религии и буддийской философии. Школа “цанит" изучает систему буддийской философии в реалистическом (в противоположность символическому) направлении. Реалистическое направление в изучении буддизма называется “цанит-текпа". В литературе оно называется “сутра". В круг изучения дисциплин входят: гносеология (санскр. pramana), теория достижения состояния будды (санкр. paramita), учение о срединности и пустоте (т. е. об относительности бытия, санскр. madhyamana), метафизика (санскр. abhidharma) и этика монашеской жизни (санскр. vinaya).

53 Ученая степень “гебши" (***) дается изучившему первые четыре отдела цанита и соответствующую его посвящениям часть vinaya. Имеющий эту степень может принимать участие в диспутах по вопросам изучения цанита.
Лицо, полностью изучившее цанит и выдержавшее испытание во время диспута, получает степень “габджу" (***). Габджу приступает уже к изучению специальных частей буддийской философии или медицины, астрологии или мистики. И степень “гебши" и степень “габджу" присуждаются по факультету “цанит".
Степень “аграмба" дается по факультету “акпа", изучающему символику (Позднеев. Очерки быта буддийских монастырей стр. 198 и сл.).

54 Чоглай Намжид (вероятно ***), санскр. Dignaga Vijaya.

55 Тибетским названием Цугольского дацана является Даши Чойнпиллинг (***). Его гением хранителем является Чойжел (***), что в переводе означает “царь закона". Текст здесь основан на недоразумении, так как Даши Чойнпиллинг является названием дацана, а именем гения является Чойжел (см. прим. 91 к хронике Тобоева).

56 Ацагатский дацан, основанный в 1825 г., носит тибетское название Гандан Дарджилинг (***)
Чицановский дацан по Тобоеву носит название Гандан Чойнпиллинг (***). По Юмсунову его тибетское название Гандан Дашиглинг (***)
Хохюртайский дацан по Тобоеву носит тибетское название Даши Лхунболинг (***) (см. прим. 78 к хронике Тобоева), однако, так же называется у него и Кижингинский дацан. Очевидно, в наших списках хроники Тобоева произошла путаница. Юмсунов сообщает для Хохюртайского дацана тибетское название Даши Лхундублинг (***). Однако, так у Тобоева называется Агинский дацан.
Эгэтуевский дацан носит тибетское название Дамчой Рабджилинг (***). Он был основан в 1826 г.

57 Тугнуйский, или Долганский дацан носит и у Тобоева и у Юмсунова тибетское название ***

58 Барон Шиллинг фон-Канштадт, Павел Львович (1786 – 1837) – физик и востоковед. Известен некоторыми открытиями в области электричества, а в области востоковедения собранными им коллекциями книг и рукописей. Состоял членом-корреспондентом Академии Наук. Был на государственной службе: одно время состоял при посольстве в Мюнхене и был чиновником особых поручений, в качестве какового производил ревизию в Восточной Сибири. Одна из собранных им коллекций монгольских ксилографов и рукописей хранится в Институте востоковедения Академии Наук СССР (Азиатский музей Российской Академии Наук 1818 – 1918. Краткая памятка. Пб., 1920. стр. 78), другая находится в Париже (Louis Ligeti. La collection mongole Schilling von Canstadt a la bibliotheque de l'Institut. T'oung Pao, стр. 119 и сл.).

59 Дата неверна: Павел вступил лишь в 1796 г. на престол. Очевидно, здесь имеется в виду 1797 г.

60 Майор Безносиков составил во время своего пребывания в Восточной Сибири довольно подробную записку о бурятах, рукописный экземпляр которой хранится в Институте востоковедения Академии Наук СССР.

61 Имеются в виду хамниганы-тунгусы, обуряченные эвенки.

62 Восемнадцать родов – селенгинские буряты. Селенгинские роды суть: Атаган, Харанут, Цонгол, Сартул, Ашибагат, 1-й Табангутский, 2-й Табангутский, 3-й Табангутский, Хатагин, Бумал-Гутульский, Бабай-Хурумчинский, Подгородный, Чикойско-Харанутский, Чернорутский, Ользонский, Алагуйский, Узонский, Галзутский.

63 В тексте “черное состояние", т. е. светское, недуховное.

64 Обо – кучи, складываемые из камней, обычно с водружаемыми на них ветками деревьев, прутьями или валежником, около которых совершались молебствия. Обычно обо ставились на вершинах гор или на горных перевалах.
Бумхан (тиб. ***) – надгробный памятник, гробница, род часовни.

65 Шираб Нимбу Хобитуев был помощником главного тайши и зайсаном галзутского рода хори-бурят. Он был одним из главных ходатаев перед русскими властями по делам исповедывания буддизма в Забайкалье, и в 1872 г. совершил, с целью добиться отмены разных ограничений, путешествие в Петербург, откуда он вернулся в 1873 г. Известно также, что он был за границей: в 1872 г. он посетил Всемирную выставку в Вене. Хобитуев известен как автор одной из хроник хори-бурят, которая была им написана в 1887 г. по поручению князя Э. Э. Ухтомского.

66 Эти думы находились в западной части Бурятии: Кудинская – близ с. Усть-Орда; Идинская – на р. Осе, впадающей справа в Ангару; Верхоленская – в б. Верхоленском у.; Аларская – в сел. Хига прежнего Аларского аймака Бурят-Монгольской АССР.

67 По Юмсунову выходит, что буряты от буддизма перешли к шаманизму, но это, конечно, не так.

68 Дурисха – шаман высшего ранга, имеющий все посвящения.

69 Вообще же рукописи, содержащие шаманские гимны и правила исполнения культовых обрядов, имеются (см.: Н. Н. Поппе. Описание монгольских “шаманских" рукописей Института востоковедения. Зап. Инст. востоковед. Акад. Наук СССР, т. I).

70 О 99 тэнгриях и их делении на восточных и западных см.: Н. Н. Агапитов и М. Н. Хангалов. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии, стр. 3 и сл.

71 Агинскими бурятами-шаманистами Хан Хигхан (Xan Xihan) почитался как высшее божество, имеющее свое местопребывание на западном небе и являющееся божеством-повелителем душ людских. Жертвой ему служила красная овца и ему посвящался рыжий конь.

72 Цахилган Даган тэнгри, что в переводе значит “Молния, белый тэнгри", по представлениям агинских шаманистов пребывает на юге или юго-западе. В жертву ему приносили овцу с белым пятном на голове и посвящали коня с бельмом на глазу (белоглазого коня).

73 Шахар в переводе значит “спешный гонец". Хухур – спутники божества. Аймар нэрье тэнгри в переводе значит “безумные громовые тэнгри".

74 У западных бурят это божество называлось Заян Саган тэнгри и являлось одним из главных (Агапитов и Хангалов, цит. соч., стр. 4). Одон Заян тэнгри значит “звездный Судъба-тэнгри".

75 Хухэ Манхан тэнгри в переводе значит “синеголовый тэнгри".

76 В переводе значит “Создатель тэнгри".

77 У агинских шаманистов Гужир тэнгри, причисляемый к восточным тэнгриям, почитался как покровитель крупного рогатого скота и назывался поэтому uxerei tengri 'бычий бог'. Ему жертвовали черного барана.
Хан Бомо тэнгри (Xan Bomo), что в переводе значит “Чума тэнгри", почитался тоже как покровитель крупного рогатого скота. В жертву ему приносили рогатую скотину темной масти.
Ата Улан тэнгри у агинских шаманистов почитался как одно из наиболее могущественных божеств и специально как покровитель коней. Ему приносили в жертву белого барана и посвящали серого коня.
Годоли Цаган тэнгри в переводе значит “Стрела Белый тэнгри". Он почитался как покровитель рогатого скота.

78 Шаманские божества, т. е. божества, делающие людей шаманами, податели шаманского дара суть: 1) Bolingud 2) Manzalai, сын Хан Хюра, божество врачевания, 8) Xara Manxan tengri 'Черноголовый тэнгри'. 4) Tumurse Darxan nojon 'Кузнец-нойон', божество кузнечного искусства.

79 Гарбал (garbal) значит “род, происхождение, преемственность". Это – божество шаманской преемственности.

80 Один из так называемых “тринадцати владетелей Ольхона".

81 Цолбон 'утренняя звезда'. Об этом божестве см.: Агапитов и Хангалов, цит. соч., стр. 16 – 17.

82 Все эти божества призываются во время обряда “шанар", т. е. обряда посвящения в шаманы.

83 Один из персонажей буддийской мистерии “Цам" (тиб. (***). См.: Поппе. Описание монгольских “шаманских" рукописей, стр. 186 и сл. Ср.: Б. Владимирцов. Тибетские театральные представления. Восток, кн. 3, стр. 101.

84 Чиндант – местность близ ст. Борзя Забайкальской ж. д. Названные божества являются гениями тех мест.

85 Одна из высочайших гор на о-ве Ольхоне.

86 Эрлик является владыкой ада (санскр. Yama, тиб. ***).

87 Одна из высочайших гор, у подножия которой течет р. Баргузин.

88 Амитай – шаманские доспехи.

89 Мундарга – название снежных гор в Тунке.

90 Обряд посвящения.

91 Дерево-мать, по-бурятски эхэ шара модон, описано у Агапитова и Хангалова (цит. соч., стр. 135).

92 Описание его имеется в рукописи В. А. Михайлова, в которой сообщаются довольно подробные сведения о бурятском шаманстве. Рукопись принадлежит Институту антропологии и этнографии Академии Наук СССР.

93 Bardag – эфес шашки.

94 Дактай – кусок бересты, сложенной треугольником, в который вмазывают масло и сметану.

95 Шанаром называется весь обряд; “мать белый шанар" обозначает деревья с названными принадлежностями этого обряда.

96 То есть тунгусского.

97 Помост омовения шаманского облачения.

98 Вереском в Сибири называют можжевельник. По-бурятски это – arsa.

99 И то и другое значит “лестница".

100 Ширэ (бур. sire) – стол, престол.

101 По-монгольски (письм.) эти чашечки или лампады называются coguce, халх. cogoco.

102 Хундага – чара, чарка, чаша.

103 Айрул (бур. Аг. airul) – особого рода кислые сырки или галеты, изготовляемые из того, что остается после перегонки молочной водки. Урма (бур. Аг. urme) – вареная сливочная пенка.

104 Унян (бур. Аг. unan) – жердь, поддерживающая крышу войлочной юрты.

105 Название бумажной ткани.

106 Хадак (тиб. ***) – шелковый плат, подносимый при приветствиях.

107 Хабшулга (бур. xabsulga) – отглагольное имя от глагола xabsa-'затыкать, засовывать' (напр, за кушак), досл. 'нечто затыкаемое, затыкание, засовывание'.

108 То есть у очага, у головной части очага.

109 Нугурсун (бур. nugarhan) – спинной мозг.

110 Эти холбого на виденных лично нами шаманских одеяниях имели вид удлиненных колокольчиков (но без язычка) с очень небольшим диаметром.

111 В новейшее время значения этих терминов стерлись: так, например, термином “майхабчи" (бур. maixabsa) обозначается у агинских шаманистов не весь шаманский головной убор, но лишь мягкая матерчатая шапка, надеваемая прямо на голову. На майхабчи надевается железный головной убор с рогами, называемый теперь “оргой" (orgoi). Майхабчи снабжен спереди длинной бахромой, закрывающей лицо шамана. Слово maixabsa происходит от слова maixai 'головная кожа', с суффиксом -bsa, образующим названия прикрытий.

112 То есть “набрюшник", досл. “прикрытие для печени".

113 Словом kebeneg в языке монгольской письменности называется войлочный тулуп.

114 Так называют шаманские трости (ср.: Агапитов и Xангалов, цит соч., стр. 117 – 118).

115 Колотушка, било, которым ударяют в шаманский бубен.

116 Хэсэ (бур. xese) – бубен (ср. Агапитов и Хангалов, цит. соч., стр. 118).

117 Толи (бур. toli) – зеркало. Зеркало это имеет круглую форму и делается из гладко полированной меди. Употребляется оно в шаманском и ламском обиходе. Стеклянное зеркало европейского типа называется по-бурятски gerel. Толи проникло в шаманский обиход, по-видимому, из ламского ритуала. О толи см.: Позднеев. Очерки быта, стр. 97.

118 Имеются в виду изображения двенадцатилетнего цикла: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья. Изображения этих животных, действительно, имеются на некоторых толи.

119 Так называются шаманские принадлежности.

120 Шанар (бур. sanar) представляет собою обряд посвящения шамана. Этим словом обозначается и место совершения этого обряда.

121 Исунгуты – помощники шамана. Не от этого ли слова произошло имя племянника Чингис хана Исункэ или Исунгэ?

122 Имеется в виду начало обряда.

123 Аршан (бур. arsan) – слово, проникшее из санскрита (ср. там rasayana ‘нектар, священная вода’). В современном бурятском, а также халха-монгольском языке этим словом обозначаются целебные источники и, вообще, источники, родники, ключевая вода. Об аршане в ламском обиходе см.: IIозднеев. Очерки быта, стр. 325.

124 Термином “толэй" (tolei) обозначается вареная баранья голова, которая подносится почетному гостю в виде особо почетного угощения. Термином “шаруса толэй" (sarusa tolei) обозначается толэй со всем, что относится к нему в виде приготовленного мяса специально заколотого для этого случая барана.

125 Дургэ (бур. durge) – вьюк, который кладется поперек седла перед ездоком.

126 “Вселять онгонов" (бур. ongo orulxa) значит устраивать обряд призывания онгонов, которые якобы вселяются, входят в лица, которые этот обряд устраивают.

127 То есть по юртам.

128 Хотон (бур. xoton) – кочевой поселок, кочевое поселение, группа вместе кочующих юрт, первоначально сородичей. О хотоне см.: В. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934, стр. 170 – 171.

129 Гадание по трещинам на сожженной бараньей лопатке было широко распространено у монголов (см.: Галсан Гомбоев. О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини. Тр. Вост. отд. Археол. общ., ч. IV, вып. 1. СПб., 1857, стр. 250).

130 Хур (бур. Hur), варганчик, описан Агапитовым в Хангаловым (цит. соч., стр. 119).

131 Описание одного из нарисованных на куске материи онгонов, так называемого Зурактан, дано у Агапитова и Хангалова (цит. соч., стр.86).

132 Илтасу (бур. iltahan) – металлические фигурки людей, символизирующие душу онгона.

133 Зухэли (бур. zuxeli) представляет собою дерево, на которое повешена шкура барана с ногами и головой. Зухэли до недавнего времени сохранились у западных бурят.

134 Мангнук (бур.mannag) – мягкий затканный узорами шелк.

135 Имя владыки ада – Эрлик (санскр. Yama).

136 Такая соломенная кукла называется zolig.

137 У агинских шаманистов это божество называется Xan Xurain xubun Xazar sara Manzalai ‘сын хана Хюра грифожелтый Манжилай’, а жена его – “дочь шамана Турлин, дева облачная Соржилай". Манжилай относится к западным тэнгриям и является целителем людей.