138 Тринадцать северных нойонов – божества, владетели о-ва Ольхона.
139 Плетеная из конского волоса веревка, служащая для привязывания к ней ягнят и другого мелкого скота. Веревка эта натягивается между двумя колышками вбитыми в землю, и находится она почти над самой землей.
140 Тарак (бур. tarag) – квашеное, сгустившееся молоко.
141 Олосон (бур. olohon) – замша из кожи дикой козы.
142 Собственно говоря, это – самострел.
143 Хошонгит (бур. xoson’jod) является одним из наиболее распространенных в прошлом у хори-бурят онгоном. По одному преданию эти фигурки изображают утонувших в Байкале охотников Чингис хана. Призывание, обращаемое к этому онгону, было нами записано у агинских бурят и издано (Н. Н. Поппе. Бурят-монгольский фольклорный и диалектологический сборник. М. – Л. 1936, стр. 22). В переводе оно гласит:
144 Далалга (бур. dalalga) – обряд, заключающийся в том, что “примахивают" счастье и благополучие, иногда покинувшую тело душу. Обряд этот подробно описывается Юмсуновым.
145 Название одного вида ковыля (Stipa sibirica Lam.).
146 Хоймор (бур. xoimor) – почетная (задняя) часть юрты.
147 Непереводимый возглас.
148 Чиндамани – слово не монгольское: ср. санскр. cintamani 'волшебная драгоценность, утоляющая все желания'.
149 Это не совсем точно: мы встречали шаманов еще в 1930 г.
150 Занги – невысокий феодальный чин: так назывался в феодальной Халхе управитель сомона, начальник уртона (почтовой станции), начальник караула и командир эскадрона. Этот чин был введен уже в период манчжурского господства. В манчжурском языке zangin значит: “начальник", “штаб-офицер", “его благородие"; “командир полка или роты", “начальник отдела министерства".
151 Шуленга (бур. sulenge) – титул тоже манчжурского происхождения. Шуленгой назывался в феодальный период в Халхе сборщик податей (см.: Владимирцов. Общественный строй, стр. 140).
152 Засул (бур. zahul) – управитель, урядник.
153 Зайсан (бур. zaisan) – титул более древний, известный у монголов еще в юаньский период. Зайсаны стояли во главе отока, иногда улуса, в качестве наследственных владетелей. Титул этот китайского происхождения (см.: Владимирцов. Общественный строй, стр. 138, 140 – 144).
154 См. прим. 17.
155 Одно из подразделений хухур (бур. xuxur) рода Галзут.
156 Местность Нойхон входит в состав Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР и находится на восток от р. Селенги, по ее притоку Хилку. В основном она составляет территорию колхоза “Искра".
157 После заключения 20 августа 1727 г. Буринского трактата граф Рагузинский приступил к устройству управления и суда среди коренного населения Восточной Сибири. В данной пограничному дозорщику Фирсову и толмачу Ст. Кобею инструкции Посольской канцелярии Китайской экспедиции от 27 июня 1728 г. предписывалось объявить бурятам, что все старые судебные тяжбы до 1720 г. прекращаются и что отныне буряты будут судиться только за дела, возбужденные после того. Незначительные дела могли передаваться на судебное разбирательство собственным родоначальникам. Далее, запрещалось переселение людей из рода в род, и переселенцы водворялись обратно в их род. См.: Материалы Комиссии для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области (Комиссии Куломзина), т. V, прил. 77.
158 Степное уложение 1808 г. было утверждено 1 июня на собрании, состоявшемся при Анинской (Онинской) конторе, во главе с главным тайшей одиннадцати хоринских родов надворным советником Галсан Мардаевым и вторым тайшей коллежским асессором Павлом Доржижаповым. Уложение состоит из 132 пунктов. Подписано оно названными лицами и имеет подписи тридцати семи зайсанов и почетных родовичей. Полный текст его издан Рязановским (цит. соч., прил., стр. 8 – 29).
159 Следовательно, к основным одиннадцати родам прибавилось еще три в результате разделения харганатского, хуацайского и хубдутского родов на западный харганатский, восточный харганатский, западный хуацайский и т. д.
160 См. прим. 75 к хронике Тобоева.
161 Уложение хоринских бурят от 30 марта 1823 г., представленное на запрос иркутского губернатора Цейдлера, издано Д. Я. Самоквасовым в “Сборнике обычного права сибирских инородцев" (Варшава, 1876, стр. 105 – 147).
162 Это положение было составлено в декабре 1851 г. в ответ на предложение военного губернатора Забайкальской области, сделанное на основании ст.ст. 65 и 68 “Устава об управлении инородцев", проверить Степное уложение 1823 г. Положение это состоит из 19 разделов и 197 (не 196, как говорит Юмсунов) статей (см.: Рязановский, цит. соч., стр. 160).
163 Итак, хоринские буряты управлялись на основании следующих положений:
164 Найралту туб – название правления императора Юн-чжэн манчжурской династии (1723 – 1735). Относительно вана Цэрэна известно, что он был дзасаком Сайн нойон хановского аймака. См.: А. Позднеев. Монгольская летопись Эрдэнийн Эрихэ. СПб., 1883, стр. 88, 321, 322.
165 Буринский договор был заключен 20 августа 1727 г.
166 Графом Рагузинским буряты и эвэнки (тунгусы), действительно, были привлечены к несению пограничной караульной службы. Уже 29 марта 1728 г. был издан высочайший указ о выдаче “братским инородцам" знамени. В 1764 г. было сформировано четыре бурятских кавалерийских полка по 600 чел. в каждом. Впоследствии, когда в самом конце XVIII ст. нависла угроза войны со стороны Китая, буряты и эвэнки были призваны в ополчение. Бурят было призвано около 2500 чел. 14 августа 1780 г. “братскому иррегулярному войску" были высочайше пожалованы семь знамен. Согласно Своду военных постановлений 1838 г., из четырех бурятских и одного тунгусского полка сформировалось так называемое “инородческое войско", вошедшее в 1851 г. в состав забайкальского казачества.
167 В патенте, пожалованном 4 июля 1729 г. на имя Шодо Болторикова сказано: “С того Шодо, а также с его кровных родственников и сыновей не только в нашу казну не требовать податей, но, в виду пожалования нашим императорским величеством, выплачивать нашему верному тайше Шодо по двадцать руб. жалования ежегодно из нашей государственной казны".
168 Караул этот находился на р. Мензе (монг. Minzi), впадающей в р. Чикой.
169 Описка – вместо июля.
170 После смерти Шодо указом от 25 февраля 1732 г. за № 469 тайшей был утвержден сын его Ринце. После смерти Ринце указом Пограничного комиссарства от 1765 г. за № 952 тайшей был утвержден его сын Джанцан, а после его смерти указом того же комиссарства от 4 декабря 1768 г. за № 373 тайшей стал младший брат Джанцана – Дамбадугар Ринцеев (см.: Ответ сайтов хоринских родов от мая 1818 года на указ Удинского земского суда от 22 и 30 марта за № 3475 и 3709. Приводится в цит. соч. Рязановского, прил., стр. 35).
171 Известно, что в Забайкалье находились в первой половине XIX ст. английские миссионеры Robert Yuille, Edward Stallybrass и W. Swan, из которых Stallybrass и Swan были командированы от “London Missionary Society" для осуществления перевода на монгольский язык библии и евангелия (В. Laufer. Skizze der mongolischen Literatur. Keleti Szemle, VIII, стр. 256 – 257). Деятельность этих лиц была прекращена распоряжением Синода.
172 О зайсане Олбори мы узнаем из того же ответа на указ Удинского земского суда от 22 и 30 марта 1818 г. за № 3475 и 3709. Там он назван Олбори Тоджийн. Был он харганатского рода. Указом 1732 г. он был произведен вторым тайшей хоринских родов. Когда он состарился, его место занял, по указу Пограничного комиссарства за № 238 от 30 марта 1755 г., его сын Доржижап Олбориев. На место последнего, по указу Иркутского наместничьего управления от 30 апреля 1786 г. за № 3390, тайшей стал сын его Павел Доржижапов. Его сменил сын его Бадма Павлов по указу Иркутского губернского правительства от 1815 г. за № 3580.
173 См. прим. 44.
174 О знаменах и организации этого нерегулярного войска см. прим. 166.
175 См. прим. 29 к хронике Тобоева.
176 Илька впадает слева в Уду, Курба – справа в Уду, Бурян (Брянка) – слева в Ильку.
177 Амалат впадает в Ципу, приток Витима. Амалатов два – Большой и Малый.
178 Фамилия может быть искаженной.
179 Хилок – правый приток Селенги
180 См. примечание 39 к хронике Тобоева.
181 Адун Чулун входил в состав упраздненного в 1937 г. Агинского аймака Бурят-Монгольской АССР и находится в Читинской области.
182 Ута (бур. uta) – род мешка.
183 Тулум (бур. tulam) – род кожаного мешка.
184 О наличии у части бурят огнестрельного оружия в конце XVIII ст. говорится в разных источниках, напр., Ежемес. соч., июль 1787 г., стр. 19.
185 Одну из таких общественных облав на антилоп близ Акши наблюдал 25 мая 1772 г. Даллас (см.: Путешествия по разным провинциям Российской империи, ч. Ш., СПб., 1773 – 1788, стр. 279 и сл.).
186 Оз. Ухур нур находится недалеко от оз. Еравны. Горная цепь Хунтуй находится к югу от Еравенской группы озер.
187 Р. Ильдурга или Ульдурга впадает слева в Уду.
188 То есть в наказание за грехи.
189 Дом (бур. dom) – заговор, ворожба. Эта ворожба заключалась в том, что производили сбор первинки, т. е. первой доли пищи в семи юртах. Собранное поступало в пищу больного. Кроме того, больному давали пить чай с медными опилками.
190 Дата 1642 г. неточна: Василий Поярков, во главе отряда казаков, двинулся из Якутска в 1643 г. Проплыв вниз по течению Лены, он вверх по Алдану достиг водораздела, через который лодки волоком были перенесены на р. Зею, по которой он достиг Амура.
191 В 1658 г. был построен Телембинский острог и восстановлен сожженный тунгусами Нерчинский острог.
192 Уртон – своего рода почтовая станция, где едущие по казенным делам сменяли лошадей.
193 Zun jaruna то же, что Большое Еравенское озеро.
194 Холобой и Орлобой – нам неизвестные местности.
195 Телембинское озеро находится на р. Конде, на левой стороне ее.
196 Дер. Подволочная находится на правом берегу р. Читы.
197 Такой местности мы не знаем.
198 Посольск находится на восточном берегу Байкала, к северу от пролива Прорва, на грунтовой дороге, в нескольких километрах от железной дороги.
199 Заганская находится в нескольких километрах от Мухур Шибири. Отсюда прокладывалась дорога до Окино-Ключевской (Ухин Булак).
200 Хилкосон является левым притоком Хилка.
201 Правильнее Зорголик. Находится в направлении от ст. Хилок – р. Чикой. Это гористая и малопроходимая местность.
202 См. прим. 89 к хронике Тобоева.
203 Автор предыдущей хроники.
204 Шакиямуни родился, согласно преданию, в саду Lumbini близ города Kapilavastu
205 1875 г.
206 Рабджун (тиб. ***) – шестидесятилетний цикл.
207 Чойнзин Иролтуев был пандита хамбо ламой ламайского духовенства Восточной Сибири.