1 Богдо хан — китайский император.
2 Дайцинская династия правила с 1644 по 1911 г.
3 Хоридай мэргэн может быть отожествлен с одним из легендарных предков монголов — с Хорилартай мэргэном “Сокровенного сказания" (см.: Арх. Палладий. Старинное монгольское сказание о Чингисхане. Тр. чл. Росс. дух. миссии в Пекине, IV, СПб., 1866, стр. 24).
4 Баргужин гоа по “Сокровенному сказанию" является дочерью Баргудай мэргэна и женой Хорилартай мэргэна. От брака Хорилартай мэргэна и Баргужин гоа родилась Алан гоа (Палладий, цит. соч., стр. 24).
5 Одиннадцать родов хори-бурят суть: Галзут, Хуацай, Хубдут, Гучит, Шарайт, Харагана, Худай, Бодонгут, Хальбин, Цаган, Батанай.
6 Алтан хан тумэтский, согласно Саган Сэцэну, родился в 1606 г. и умер в 1688 г. (I. J. Schmidt. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fuerstenhauses, verfasst von Ssanang Ssetzen Chunglaidschi der Ordus. St. Petersb., 1829, стр. 205, 247). Согласно Вл. Л. Котвичу, Алтан хан правил с 1532 по 1585 г. (Краткий обзор истории и современного положения Монголии. СПб., 1914, стр. 8).
7 Приглашение далай ламе (***) было сделано Алтан ханом, согласно Саган Сэцэну, в 1576г., в год мыши, а первая встреча с далай ламой посланных, ему навстречу представителей монгольской знати состоялась в год быка, т. е. в 1577 г., у р. Улан Мурен. Легенда о чудесах совпадает с тем, что говорит Саган Сэцэн, напр., легенда о том, что далай лама заставил реку течь в обратную сторону (Schmidt, цит. соч., стр. 227).
8 Одиннадцать родов хоринских были отданы, стало быть, в качестве “инжи", когда Бальжин вышла замуж за Дай хон тайжи. Термин “инжи" имеет в разные периоды разное значение: 1) так назывались уделы царевичей (Б. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. Л., 1934, стр. 100, прим. 3); 2) подданные, отдававшиеся в качестве приданого за дочерьми феодалов (там же, стр. 163, прим. 11). Здесь “инжи" имеет второе значение, ибо этим термином названы те албату (подданные), которые были даны в качестве приданого за Бальжин.
9 Хугэн хутухту (по-халхаски Хухэн хутухту) — известный хутухта, проживавший в собственном монастыре (хуре). По словам Позднеева, его монастырь особенно часто посещали бурятские паломники (Монголия и монголы, т. II, СПб., 1898, стр. 472 и сл., 481 и сл.).
10 Река Ургунэ — Аргунь. Река Улирэнгэ на картах называется Урулюнгуй. Она впадает в Аргунь.
11 Хуандай является бурят-монгольским названием известных развалин Кондуйского городка.
12 Толкование это является народной этимологией: название Хуандай, будто бы произошло из Дай хон, переставленных одно на место другого. На самом деле Хуандай является китайским хуан-ди, т. е. “император".
13 Бубэй
батур бэйлэ хан носил, как видно, манчжурский
феодальный титул
“бэйлэ", что соответствует князю второй
степени (следующему после вана).
14 Река Ага впадает в Онон слева.
15 Оз. Бальжина находится в истоках р. Туры, впадающей справа в р. Ингоду. На картах оно называется оз. Бальзина.
16 Название Алтан эмэл, что в переводе значит “золотое седло", часто встречается как топонимическое название и в Монголии. Хребет Адун Чулун пересекается ныне Забайкальской ж. д. между ст.ст. Оловянная и Борзя.
17 Улятский род тунгусов (эвенков) нам неизвестен. На картах имеется сел. Улятуй, близ Онона, на одноименной реке, впадающей в Онон, примерно, в 40 км к северу от ж.-д. ст. Оловянной.
18 Хилок впадает в Селенгу справа.
19 Река Нерча впадает в Шилку. В устье находится Нерчинск.
20
Название Умэхэй, как топонимическое, встречается
часто в Монголии.
В переводе это значит “вонючий, смрадный".
21 Река Итанца впадает справа в Селенгу, недалеко от места впадения Селенги в Байкал.
22 Ольхон – название большого острова в Байкале, делящего Байкал на Большое и Малое море.
23 Название хищной птицы из рода орлов.
24 Река Курба впадает справа в Уду. Река Худун впадает в Уду слева.
25 Дата 1648 г. может быть поставлена в связь с проникновением в 1646 г. в Забайкалье атамана Василия Колесникова, первого русского служилого человека, попавшего в те края. Дата 1648 г., несомненно, неправильная, ибо завоевание Забайкалья произошло лишь в результате более поздних походов. Так, напр., еще в 1652 г., когда Петр Бекетов отправил служилых людей к монгольскому “царевичу" Культуцину, последний, в ответ на предложение дать проводников к бурятам и тунгусам для того, чтобы их привести в русское подданство, в этом отказал: “Яз брацким и тунгусским людям ясаку вашему государю давать не велю и к ним ехать вожей не дам, потому что и так мы своих ясачных людей государю вашему, брацких и тунгусских людей, поступились, которые живут около Байкала озера и в Баргузинском острожке, и по Верхней Ангаре, и по Нижней Ангаре..." (Доп. к Актам историческим, т. III, № 112).
26 В бурят-монгольском тексте так и сказано amalad, что является искажением “аманат", т. е. заложник. Слово это арабского происхождения и проникло в русский язык через татарское посредство.
27 Итанцинский острог находился в устье р. Итанцы. Ныне там находится дер. Острог.
28 Бадан Туракин является первым упоминаемым в летописях лицом, облеченным политической властью. Титул “зайсан", который он носил, хорошо известен, между прочим, у калмыков. Титул этот имеет китайское происхождение (цзай-сян). (См.: Владимирцов, цит. соч., стр. 138, прим. 6). Как показывает отчество Туракин, он является сыном Туракая, вероятно того самого князя Турукая, с которым на Селенге встретились в 1647 г. посланные атаманом Василием Колесниковым (Доп. к Актам Историческим, т. III, № 29).
29 В указе от 22 марта 1703 г. говорится: “В нынешнем 1703 году, февраля в 25 день, били челом нам, великому государю, нерчинские, ясашных брацких людей разных родов, галзотского роду зайсан Бадан Туракин, да харганатского роду зайсан Дасха Бодороев, да бодонгутского роду..., и все родовые ясашные брацкие люди. Жалоба-де их иноземцев Иркутского присуду на селенгинских и удинских служилых и всяких чинов людей; в прошлых-де годах деды и отцы их жили за мунгальскими тайшами и, не похотя за ними жить, и со всеми своими родами вошли в наш великого государя ясак... на породные свои земли кочевать, где жили прадеды и деды и отцы их, и после-де их и иные роды их вошли в наш, великого государя, ясашный платеж; а породные их земли – кочевные места вниз по Селенге, по Уде и по Курбе рекам; а на тех их кочевных местах удинские казаки многие заимками поселились по правую сторону и ниже Чикою реки по Хилку, по Темную, по Уде и Итанце подле Байкала моря.
30 Упоминаемый здесь воевода Головин заключил в 1689 г. Нерчинский договор.
31 Оказавший содействие Скрипицыну Хабанши Хундуев, выходец из Монголии, является предком в седьмом поколении автора хроники – Тугулдур Тобоева. Тобоев, таким образом, не был чистокровным хори-бурятом. Вернее всего, что Хабанши явился вместе с теми бурятами табангутского рода, относительно принятия которых в российское подданство был Головиным заключён 15 января 1689 г. договор “о вечном оных тайшей подданстве российскому престолу", который был подписан монгольскими князьями во главе с Ирки-Контазией (Эрхэ хонтайджи). См.: Н. Бантыш-Каменский. Дипломатическое собрание дел между российским и китайским государствами с 1619 по 1792 г. Казань, 1882, стр. 59.
32 Имеется в виду Савва Владиславич граф Иллирийский, который 20 августа 1727 г. заключил с Китаем Буринский договор (по имени реки Бурейн гол, впадающей справа в Селенгу на территории Монгольской народной республики).
33 Итак, первым хоринским тайшей был Шодо Болториков, являвшийся прежде зайсаном. Институт тайшинства был, таким образом, установлен лишь в 1729 г. русскими властями. Титул тайша, имеющий китайское происхождение, является у монголов древним (ср.: Владимирцов, цит. соч., стр. 74).
34 Согласно этому перечню имен хоринских главных тайшей большинство тайшей является прямыми потомками Шодо:
35 В промежутках между вышеупомянутыми тайшами были главными тайшамн следующие лица:
1804 – 1816 гг. – Галсан Мардаев (племянник Дамбадугара Ринцеева)
36 Цифра 17845 душ мужеского пола почти совпадает с тем, что сообщает Вандан Юмсунов, у которого мы находим цифру 17863 души.
37 Село Куналей расположено на р. Хилке.
38 Ингода сливается с Ононом. Река Чита впадает слева в Ингоду. Улунга и Тура являются правыми притоками Ингоды. Ага впадает в Онон слева.
39 Лаба был командирован сенатом в 1802 г. Им же был составлен проект колонизации разных местностей Забайкалья и, между прочим, долины р. Ингоды. По вопросу о колонизации земель по Ингоде Лаба вел переговоры непосредственно с главным тайшей Дамбадугаром Ринцеевым. Ответ последнего был следующий: “Я, содействуя всевысочайшей воле его императорского величества, со усердием моим стараясь о соединении мне однородцев, то есть тайшей, родовых зайсангов, шуленг и эсаулов, на уступку под производимое заселение за Байкалом вновь поселян чрез убеждения мои склонил, которые мне притом объяснили нижеследующее: что хотя те лежащие по реке Ингоде от речки Танги вниз по обе стороны деревни Подволошной земли весьма им нужны, где также из них некоторые имеют и хлебопашество, но они, содержанием споспешествуя во исполнение воли его императорского величества, те вышепрописанные по реке Ингоде земли под заселение вновь поселян уступают, с таковым всепокорнейшим испрашиванием, дабы предполагаемые вашим превосходительством, вместо тех земель, состоящие от Акшинской крепости по реке Онону... земли совершенно под всегдашнее кочевье их, моих однородцев, и во владение по надлежащему утверждены были".
40 Цифра 20801 душа мужеского пола соответствует данным пятой ревизии.
41 Подробнее шаманские обряды описываются Ванданом Юмсуновым. В примечаниях к отдельным пунктам его описания будут даны наши объяснения. В нижеследующих же примечаниях мы ограничиваемся лишь самыми общими объяснениями отдельных терминов.
42 “Шанар" – обряд посвящения шамана.
43 Термином “сорби" (бур. hor'bo) обозначаются шаманские трости.
44 Так называется шаманский бубен.
45 Термином “майхабши" (maixabsa) агинскими шаманистами, как нами установлено на месте, обозначается шаманская шапка, надеваемая под железный головной убор.
46 Термином “оргой" (orgoi) шаманистами Агинского района обозначается железный головной убор с оленьими рогами. “Амитай": – название шаманских доспехов.
47 Термином “сахюсун" (sax'uhan) обозначается амулет (письм. монг. sakiyulsun).
48 Онгон – шаманский дух.
49 Тэнгри – небо, божество, небожитель.
50 Таков буддийский закон карма.
51 Хуре – монастырь. В данном случае это – Урга, ныне Улан Батор хото.
52 Полное наименование богдо гэгэна, верховного главы духовных феодалов Халхи, впоследствии теократического главы Монголии.
53 В рукописи имя Ахалдаева искажено: вместо Жамба, там дано имя Дамба. Лубсан Жамба Ахалдаев является одним из крупнейших бурятских лам XVIII в. Впоследствии он был назначен настоятелем Гусиноозерского дацана. Еще в Урге он жил со своими 89 хувраками.
54 В тексте довольно последовательно повторяется имя Дамба Даржаин: это – никто иной, как Дамба Даржа (***) Заяев, совершивший паломничество в Тибет, где он пробыл около 7 лет и откуда он вернулся в 1741 г. Впоследствии он был официально назначен главой всего буддийского духовенства среди бурят и участвовал в 1767 г. в работах комиссии для издания законов.
55 Комплектные ламы – то же, что штатные, т. е. входящие в положенный комплект или штат лам. Комплект этот утверждался восточно-сибирскими властями. Превышающие комплект ламы подлежали исключению из списков и переводу на положение ясашных. Так, например, известно, что “озабоченный прекращением непомерного размножения лам, иркутский губернатор Кличка предложил в 1780 г. хамбо ламе Катыркуеву привести число лам в комплектное положение, а излишних, исключив из духовного сословия, обратить в ясак..." (В. Вашкевич. Ламаиты в Восточной Сибири. Спб., 1886, стр. 39).
56 Первые дацаны, т. е. монастыри, были в Бурятии основаны в 1741 г. Таковыми были Гусиноозерский и Цонгольский дацаны в нынешнем Селенгинском аймаке Бурят-Монгольской АССР.
57 Ширету лама, иначе – престольный лама, руководит богослужениями. В тех дацанах, в которых нет хамбо ламы и цоржи ламы, широту лама является настоятелем, а в тех, в которых таковые имеются, он руководит только богослужениями (см.: А. Позднеев. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб., 1887, стр. 156).
58 Цоржи лама является в монгольских монастырях наместником дацана, заместителем настоятеля и распоряжается всей жизнью дацана. Выше его стоит лишь хамбо лама. В монастырях, в которых нет хамбо ламы, цоржи является настоятелем. Хамбо лама является высшим лицом в монастыре, его настоятелем (Позднеев, цит. соч., стр. 154, 156).
59 Это было в 1767 г.
60 Звание “да лама", т. е. “великий", “старший лама", существует в монастырях в Монголии. Лица в этом звании, в количестве двух, находятся при шанзодбе и выбираются из Шабинского ведомства (см.: А. Позднеев. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, стр. 167).
61 Прослеживая преемственность хамбо лам, можно установить, что после смерти ряда хамбо лам таковыми становились их братья или племянники: после Заяева (1764 – 1777 гг.) главным пандита хамбо ламой стал его племянник Хэтурхаев, после смерти Жамба Ахалдаева пандита хамбо ламой пяти дацанов стал его племянник Ишижамцоев, которого сменил младший брат последнего Гаван Ишижамцоев.
62 Сулхару (на сорокаверстной карте – Сухара) впадает в Тугнуй слева. Что касается Зангина, то на карте помечены селения Новая и Старая Загинская, в нескольких километрах от Мухур Шибири.
63 Даши Чойнхорлинг – (тиб. ***). Иначе этот дацан называется Янгажинским. В 1804 г. он был перенесен в низовья р. Галтай.
64 Небольшой ручей, помеченный на картах.
65 Дацан Даши Лхунболинг (***) – тибетское название Кижингинского дацана.
66 Гандан Шаддублинг (***) – тибетское название Анинского дацана, основанного в 1795 г.
67 Состязание в стрельбе из лука является излюбленным видом спорта хоринских и агинских бурят, и в настоящее время ни одно торжество, напр. празднество годовщины Бурят-Монгольской АССР, не обходится без таких состязаний, называемых “сур-харбан".
68 Имеются в виду казенные хлебные магазины, куда сдавался налог в виде хлеба.
69 Оз. Сакса – одно из наиболее крупных из озерной группы к западу от г. Читы.
70 Цифра 21438 душ мужеского пола соответствует данным шестой ревизии 1816 г. Дата 1826 в тексте Тобоева является ошибочной: следует 1816, к тому же в 1826 г. ревизии не было.
71 Для управления бурятами еще в первой половине XVIII ст. были учреждены так называемые “степные конторы". Во главе их стояли главные тайши. Для управления хори-бурятами было в 1746 г. основано тайшей Шодоевым в сел. Нижне-Анинское учреждение, получившее в 1749 г. название Анинской ясашной избы, которая с 1794 г. называлась Конторой главного хоринского тайши. Эта контора ведала делами всех 11 родов хори-бурят. Делами же каждого отдельного рода ведала мирская изба. Первоначально их было двенадцать, но, по распоряжению Сперанского, семь из них в 1820 г. были ликвидированы. Оставшиеся же суть следующие: Хотогорская на Тугнуе, Наран Аруевская, Кижингинская, Эгэтуйская, Агинско-Харгуйтуйская.
72 Под общим наименованием “сайтов" понимаются зайсаны, шуленги и засулы, т.е. представители родовой власти. Албату – подданные, податное население.
73 Галсанову покровительствовали царские власти, в частности и в особенности иркутский гражданский губернатор Трескин, у которого Галсанов был на хорошем счету. Трескин с особым удовлетворением отмечал, что Галсанов перешел с кочевого образа жизни на оседлый, выстроил себе хороший дом и носит европейскую одежду.
Дело Галсанова приняло большие размеры и поступило на рассмотрение министра кн. Голицына и Александра I. Голицын высказался против смещения Галсанова и за принятие Галсановым христианства. С Голицыным резко разошелся в мнении сибирский генерал-губернатор Сперанский, произведший лично расследование всего дела. Галсанов умер в 1822 г. С 1824 г. главным тайшей стал Суванов, приемный сын Дамбадугара Ринцеева.
74 Согласно ведомости “О числе инородцев, обитающих в Иркутской губернии в Верхнеудинском уезде" 1824 г. (из архива Баргузинской Тунгусской управы) по сведениям 1823 г. хори-бурят числилось 23864, а по данным седьмой ревизии 23964.
75 Согласно “Уставу об управлении инородцев" от 1822 г., автором которого был Сперанский, народности Сибири делятся на оседлые, кочевые и бродячие. Буряты были отнесены к кочевым.
76 Дамчой Рабджилинг (***), известный под названием Эгэтуевского дацана, был основан в 1826 г.
77 Гандан Чойнгпиллинг (тиб. ***) иначе называется Чидановским дацаном.
78 Речка Цолго впадает в Тугнуй. Сунграб Чарбаблинг (***) является тибетским названием Цолгинского дацана, находящегося на Тугнуе. Хохюртайский дацан здесь носит тибетское название Даши Лхунболинг, но выше (см. прим. 65) это название носит Кижингинский. У Вандана Юмсунова Хохгортайский дацан носит название Даши Лхундублинг. См. прим. 56 к хронике Юмсунова.
79 Это – известный Ацагатский или Чулутуевский дацан (***)
80 Злоупотребления тайши Дэмбилова являются широко известным фактом.
81 Этих цифр нам не удалось проверить.
82 Улунга и Тура являются правыми притоками Ингоды.
83 Дамбадугар Ринцеев был тайшей с 1768 по 1804 г.
84 Агинский дацан был начат постройкой в 1811 г. и закончен в 1816 г.
85 Название сочинения (санскр. Cata sahasrika prajna paramita), составляющего один из отделов Ганджура.
86 Тибетское название Агинского дацана (***)
87 Галсанов был главным тайшей с 1815 по 1822 г.
88 Речка Кила впадает в одно из мелких озер Агинского района.
89 Буряты сдавали в казенные магазины хлеб, но, так как они сами его не сеяли, а если и сеяли, то урожаи были очень низки, они вынуждены были покупать хлеб, подлежащий сдаче в магазины.
90 Цугольский дацан был основан в 1831 г. Он известен своей издательской деятельностью и как первый среди всех бурятских дацанов со стороны изучения буддийских философских наук. С 1845 г. в составе его функционировал факультет цанит. Его тибетское название – ***.
91 Чойжел (тиб. ***, санскр. dharmaraja) – “царь закона".
92 Дата является ошибочной. В действительности это был 1837 г.
93 То есть будды.
94 Год железа-обезьяны – 1860 г.