1 Наиболее полная биография приводится Ч

Комментарии

1 Наиболее полная биография приводится Ч. А. Стори. См.: Персидская литература. В 3-х т. Т. I, с. 355 — 358.

2 Далее: Муджмал.

3 В Муджмале его имя в таком написании упоминается 23 раза, а в одном месте дана подробная генеалогия, доведенная до Вахба ал-Бахили (ум. в 86/705 г.) — (см.: Муджмал. Т. II, с. 110; Стори. Персидская литература. Т. I, с. 355). Му'ия ад-Дин Исфизари употребляет его имя как Фасих Руйи (Исфизари. Раузат ал- джаннат. Тег. изд. Ч. 1, с. 222). Известный поэт IX/XV вв. Катиби Туршизи Нишапури упоминает его имя как Фасих в трех касидах. Фасих может быть литературным псевдонимом автора, а не сокращением из Фасих ад-Дин (см.: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 2, прим. 2; Стори. Персидская литература. Т. I, с. 356. прим. 75).

Следуя часто встречающемуся написанию его имени в исторической литературе в форме Фасих ал-Хавафи (см.: Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 104) и Фасих Хвафи (или ал-Хавафи — см.: Стори. Персидская литература. Т. I), в настоящей работе принято написание его имени как Фасих Хавафи.

4 Исфизари. Раузат ал-джаннат. Тег. изд. Ч. 1, с. 222.

5 Стори. Персидская литература. Т. I, с. 356. Муджмал. Т. I. Ч. I. с. 8.

6 Там же.

7 Муджмал. Т. II, с. 155; Абдурраззок. Матлаи саъдайн. II-ж., I-к., 64-б.; Бартольд. Улугбек и его время. Соч. Т. II, с. 77; Он же. О погребении Тимура. Соч. Т. II, с. 447.

8 Муджмал. Т. II, с. 220.

9 В тексте: *** (см.: Муджмал. Т. II, с. 225). По мнению М. Фарруха (Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 19, прим. 4, ср.: Мукаддима. Т. II, с. 18), термин мувадджах является искажением тюркского слова *** (?) и означает должность, сходную с должностью везира. По мнению Ю. Э. Брегеля, муваджа — (от арабского муваджжах) означало вообще должность; выражение муваджжах-и диван означало, что Фасих Хавафи служил в диване (см.: Стоpи. Персидская литература. Т. I, с. 356, прим. 74).

10 Муджмал. Т. II, с. 228.

11 Там же, с. 235.

12 Там же, с. 251.

13 Там же, с. 254.

14 Там же, с. 258.

15 Там же, с. 266.

16 Там же, с. 271. Мухассил — зд. лицо, занимающееся взиманием средств у растратившихся должностных лиц.

17 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 5.

18 Муджмал, Т. II, с. 287.

19 Там же, с. 290 — 291.

20 Там же, с. 293.

21 Browne. A literary history of Persia, p. 423.

22 Dorn. Beber die Mudschmel Faszihy, ss. 1 — 4; Browne. The Mujmal, p. 48 — 53; Фappух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 17; Абдалхай Xабиби. Тарах ва кисаси Наби, с. 19. Ч. А. Стори предполагает, что Фасих Хавафи был убит (Персидская литература. Т I, с. 356). Профессор Мухаммад Зубайр ас-Сиддики без ссылки на источники датирует его смерть 849/1445 — 1446 гг. (Муххамад Зубайр. Мукаддима, с. 23), однако эта дата — результат неверного прочтения Э. Брауном приписки к рукописи Муджмал (см.: Фappух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 11, прим. 3, Стори. Указ. соч., с. 356, прим. 75).

23 Алишер Навойи. Мажолисун нафоис, 45-б.

24 См. ниже, раздел «Общее содержание Муджмал-и Фасихи и его источники».

25 Фappух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 2, прим. 2.

26 В издании ошибочно: *** — Руни (см.: Исфизари. Раузат ал-джаннат. Тег. изд. Ч. 1, с. 222). Правильнее: *** Руйи (см.: Исфизари. Раузат ал-джаннат, рук., л. 60а).

27 В издание критического текста вкралась ошибка. Вместо Руйи *** Руми *** — (Алишер Навойи. Мажолисун нафоис, 45-б.). Фасих Хавафи, как отмечалось выше, находился у Шахруха на службе, затем у Байсункара. О том, что Фасих Хавафи служил у мирзы Джуки, как отмечает Алишер Навои, он сам ничего не говорит.

28 Так, Хасан ибн Мухаммад ал-Хаки аш-Ширази (ум. в 1022/1613 — 1614 гг.) в Мунтахаб ат-таварих («Сливки историй») использует труд Фасиха Хавафи (см.: ал-Хаки. Мунтахаб ат-таварих, л. 2а).

29 Ныне ленинградская (см.: раздел «Рукописи Муджмал-и Фасихи»).

30 Dorn. Veber die Mudschmel Faszihy, ss. 1 — 41.

31 Берже. Краткий каталог. №1033.

32 Rozen. Collections scientifiques, p. 111 — 113.

33 Ныне рукопись Азиатского музея в Бенгадии (см. ниже, раздел «Рукописи Муджмал-и Фасихи»).

34 Ныне лондонский, см.: Там же.

35 Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 104.

36 Browne. The Mujmal, p. 48 — 53.

37 Речь идет о лондонской и кембриджской рукописях (см. ниже раздел «Рукописи Муджмал-и Фасихи»).

38 Ныне ленинградская (см.: Там же).

39 Browne. A literary history of Persia, p. 426.

40 Стори. Персидская литература. Т. I, с. 355 — 358.

41 Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане, с. 91 — 162.

42 Петрушевский. Земледелие, с. 403 — 471.

43 Петрушевский. Указ. сочинения.

44 Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане, с. 119, 125 и др.; Он же. Земледелие, с. 434, 438 и др.

45 Он же. Движение сербедаров в Хорасане, с. 109; Он же. Земледелие, с. 426.

46 Пигулевская, Якубовский и др. История Ирана, с. 213.

47 Персидские и таджикские рукописи. Ч. 1, с. 507, опис. № 3849, 3850.

48 Муджмал. Т. II.

49 Там же. Т. I. Ч. 2.

50 Там же. Т. I. Ч. 1.

51 Ravеrtу. On the Turks..., p. 73.

52 Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 68, 312; Он ж е. О погребении Тимура. Соч. Т. II. Ч. 2, с. 430, 447; Он ж е. Улугбек и его время. Соч. Т. II. Ч. 2, с. 55, 61, 64.

53 Browne. A. literary history of Persia, p. 426.

54 Xанбаба Байани. Зиндагани ва асар-и Хафиз-и Абру.

55 Деххудо. Лугат-наме, с. 115 — 116.

56 Беленицкий. Историческая топография Герата XV в., с. 176, 179, 182, 187, 192, 193.

57 Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане, с. 91 — 162; Он же. Земледелие, с. 403 — 471.

58 Абдурраззок. Матлаи саъдайн, II-ж., I-к., 22, 26-б.; Уринбоев. Хафизи Абру, 4 — 6-б.

59 Садри Афшар. Тарих дар Иран, с. 122.

60 Mухаммад Так и Данига Пажух. Дебача, с. 3 — 23.

61 Хусейн Кариман. Рей Бастан. Т. I, с. 360, 452.

62 Абдалхай Хабиби. Тарих ва кисаси Наби, с. 18 — 19.

63 Имронов. Ибни Ямини, с. 24, 29, 81 и др.

64 Тарих-и Банакати, с. 4 — 6.

65 Pашид-ад Дин. Переписка, с. 381, прим. 2.

66 К примеру, Маджма ат-таварих-и султанийа Хафиз-и Абру (см.: Xанбаба Байани. Зиндагани ва асар-и Хафиз-и Абру.); Тарих-и Банакати и др.

67 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 7.

68 Массэ. Ислам, с. 125.

69 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 163.

70 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 173.

71 Мухаддис — знаток и сказитель преданий о жизни и деяниях Мухаммада.

72 Муджмал. Т. II, с. 8.

73 О ней см. в разделе «Рукописи Муджмал-и. Фасихи».

74 Фappух. Мукаддима. Т. II, с. 22 — 24. Bankipore, VI, № 455.

75 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 8. У X. Раверти сочинение Фасиха Хавафи упомянуто под названием Тарих и Фасихи Фасихова история») (см.: Ravertу. On the Turks..., p. 73), у Ханбабы Байани — Тарих-и Муджмал («Сводная история»). См.. Ханбаба Байани. Зиндагани ва асар-и Хафиз-и Абру.

76 Ср.: Абдурраззок. Матлаи саъдайн, II-ж., I-к. и др.

77 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 8.

78 Муджмал. Там же.

79 См.: Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане, с. 108; Пигулевская, Якубовский и др. История Ирана, с. 213; Петрушевский. Земледелие, с. 425; Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 17.

80 Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 17; Абу-л-Фазл Байхаки. История Масъуда.

81 СВР. Т. I, № 20.

82 СВР. Т. I, № 261; См.; наше прим. 188 к 718/1318 — 1319 г.

83 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I — III.

84 Бартольд. Хафиз-и Абру. Соч. Т. VIII; Хафиз-и Абру. Историческое сочинение; Хафиз-и Абру. Зайл-и джаме ат-таварих.

85 Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 17.

86 ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб; Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 49; Крачковский. Избранные соч. Т. IV, с. 177.

87 ан-Насави. Жизнеописание султана.

88 См.: Ибн ал-Асир. Камил. О труде см.: Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 46.

89 См.: Ибн Халликан. Вафийат ал-а'йан. О труде см.: Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 47.

90 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 17.

91 Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч 1, с. 17.

92 Абу-л-Фазл Байхаки. История Масъуда, с. 224 — 229.

93 Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 143, 191; ср.: Абу-л-Фазл Байхаки. История Масъуда, с. 969.

94 Муджмал. Т. I. Ч. 2. с. 158 ср.: Ибн ал-Асир. Камил, с. 170; 172 — 179 ср.: с. 175 — 176.

95 Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 94 ср.: Ибн ал-Асир. Камил, с. 22; Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 271 ср.: Ибн ал-Асир. Камил, с. 46.

96 Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 332 — 333.

97 Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 350.

98 Мезан ал-итидал фи накд ар-риджал («Вести справедливости в критике биографий знаменитостей»). (О нём и его труде см.: Умар Риза Кайххала, Му'джам ал-муаллифин. Т. VIII, с. 289). На него ссылается издатель английского текста Тарих-и джаханкуша через мирза Мухаммада Казвини, который приводит те же данные, что и у Фасиха Хавафи в предисловии к изданию персидского текста названного труда Джувейни (см.: Воуle. The history of the world — conqueror, p. XV, XXII — XXIV).

99 Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 351. См. также: Boyle. Указ. соч., р. XVI.

100 Муджмал. Т. II, с. 28.

101 Там же, с. 3, 10 ср.: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. T. III, с. 191, 198 — 199.

102 Муджмал. Т. II, с. 10 — 25 ср.: Тарих-и Банакати, с. 467 — 478.

103 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 288 ср.: Тарих-и Банакати, с. 160.

104 Муджмал. T. II, с. 11 ср.: Тарих-и Банакати, с. 570.

105 Муджмал. Т. II, с. 24 — 37 ср.: Тарих-и Хафиз-и Абру, л. 141б — 156б; Хафиз-и Абру. Зайл-и джаме ат-таварих, с. 154 — 168.

106 Давлатшах Самарканда. Тазкира, с. 120; Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане, с. 108; Он же. Земледелие, с. 425.

107 Муджмал. Т. II, с. 2 — 51.

108 Тарих-и Банакати, с. 475.

109 О нем см.: наше прим. 110 к 710/1310 — 1311 г.

110 Муджмал. Т. II, с. 18. Подробнее об этой личности см.: наше прим. 112 к 710/1310 — 1311 г.

111 Муджмал. Т. II, с. 14.

112 Беленицкий. Историческая топография Герата XV в., с. 191 — 192; Массон, Pомодин. История Афганистана. Т. I, с. 320.

113 Муджмал. Т. II, с. 2 — 41.

114 Там же, с. 12.

115 Правильнее Курт-наме см.: Исфизари. Раузат ал-джаннат. Тег. изд. Ч. 1, с. 41 — 42; Сайфи Херави. Тарих-наме-и Херат, с. 449, 454; Абдалхай Хабиби. Тарих-и Афганистан. Т. II, с. 12.

116 Муджмал. Т. II, с. 5.

117 Муджал. Т. II, с. 27 — 28; наше прим. 186 к 718/1318 — 1319 г.

118 Массон, Ромодин. История Афганистана. Т. I, с. 227 — 323; Муджмал. Т. II, с. 26 — 51.

119 Там же, с. 26 — 27.

120 Там же, с. 44. Об Абд ал-Му'мине см.: наше прим. 260 к 734/1333 — 1334 г.

121 Лен-Пуль. Мусульманские династии, с. 182.

122 Также и у Хондемира (см.: Хабиб ас-Сийар. Т. III. Ч. 1, с. 129), но в исторической литературе он известен не как внук эмир Чупана, а как сын (см.: Лен- Пуль. Мусульманские династии, с. 192).

123 Муджмал. Т. I. Ч. 2, с. 26, 54, 56.

124 Там же, с. 47 — 48.

125 Там же.

126 Там же, с. 48 — 49.

127 Там же, с. 55.

128 Лен-Пуль. Мусульманские династии, с. 182.

129 Пигулевская, Якубовский и др. История Ирана, с.. 218.

130 Муджмал. Т. II, с. 97.

131 О государстве Музаффаридов см.: Пигулевская, Якубовский и др. История Ирана, с. 220.

132 Муджмал. Т. II, с. 43.

133 Петрушевский. Земледелие, с. 427 — 433; Муджмал. Т. II, с. 132.

134 Муджмал. Т. II, с. 50 — 97.

135 Петрушевский. Земледелие, с. 426; Он же. Движение сербедаров в Хорасане, с. 108.

136 Сын кедхуда — местного старосты, возглавившего восстанеие в Баштине. см. еще: прим. 28 к 807/1404 — 1405 г.

136 Хафиз-и Абру. Историческое сочинение, л. 473а — 474а; Mиpxонд. Раузат ас-сафа. Т. V, с. 1081.

138 Петрушевский. Земледелие, с. 436; Он же. Движение сербедаров в Хорасане, с. 122.

139 Ср. сведения Фасиха Хавафи о начале сербедарского движения (Муджмал. Т. II, с. 50 — 51) со сведениями Хафиз-и Абру (Историческое сочинение, л. 473а — 474а), Давлатшаха Самарканди (Тазкира, с. 120 — 121).

140 Подробнее о сербедарском движении см.: Вucher. Sarbadar, p. 248 — 250; Hабиев. Сарбадорлар кузголони; Строева. Сербедары Самарканда; Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане; Он же. Земледелие, с. 424 — 471; Бартольд. Движение в Самарканде. Соч. Т. II. Ч. 2.

141 Петрушевский. Земледелие, с. 445.

142 Муджмал. Т. II, с. 63; Имронов. Ибни Ямини, с. 85. О жизни и творчестве Ибн Иамина см.: Давлатшах Самарканди. Тазкира, с. 119; Петрушевский. Земледелие, с. 445 — 446; Имронов. Указ. соч. Об отношении Алишера Навои к сербедарам, влиянии сербедарской идеологии на творчество поэта см.: Хайитметов. Об отношении Алишера Навои к сербедарам.

143 Муджмал. Т. II, с. 97. Подробнее о поэте см.: Давлатшах Самарканди. Тазкира, с. 111; СВР. Т. I, № 1074; Т. V, № 3751; Т. VI, № 4405, 4457 — 4462.

144 Rozen. Collections scientifigues, p. 112.

145 Муджмал. T. II, с. 14. Такое же определение дано Бабуром (Мубаййин-и алам, с. 135). См. также: Азимджанова. Государство Бабура в Кабуле, с. 142. Определение термину джариб, данное Фасихом Хавафи и Бабуром, подтверждает уже установившееся в исторической литературе мнение о нем (см.: Давидович. Материалы по метрологии, с. 122).

146 Муджмал. Т. II, с. 60.

147 Муджмал. Т. II, с. 18.

148 Муджмал. Т. II, с. 266. По Абд ар-Раззаку Самарканди, дата его смерти — шаввал 834 [12 июня — 10 июля 1431) г. См.: Матлаи саъдайн. II-ж., II-к., 348-б.

149 Абдурраззок. Указ. соч., 348-б. Что касается правильности нисбы и имени Хафиз-и Абру, то по мнению иранского ученого Ханбаба Байани, прав Фасих Хавафи (см.: Ханбаба Байани. Зиндагани ва асар-и Хофиз-и Абру).

150 Гияасад-Дин Али. Дневник похода Тимура в Индию.

151 Муджмал. Т. II, с. 70.

152 Муджмал. Т. II, с. 78.

153 Там же, с. 75.

154 Там же, с. 136, см. также: Семенов. Трактат по музыке, с. 24 — 25.

155 Муджмал. Т. II, с. 245; Абдурраззок. Матлаи саъдайн. II-ж., I-к., 278-б.). О постройке обсерватории подробнее см.: Шишкин. Обсерватория, с. 87 — 90.

156 Муджмал. Т. II, с. 284; Пугаченкова. Садово-парковое искусство, с. 416.

157 Муджмал. Т. II, с. 40. См. об этом: Бартольд. Улугбек и его время. Соч. Т. II. Ч. 2, с. 54, 116; Пугаченкова. Садово-парковое искусство, с. 143 — 168; Массон. Несколько археологических данных к исторической топографии Самарканда, с. 116.

158 Муджмал. Т. II, с. 141.

159 Там же, с. 143.

160 Там же, с. 120.

161 Там же, с. 143.

162 Там же, с. 153.

163 Там же, с. 220.

164 Там же, с. 201.

165 Там же, с. 244.

166 Там же, с. 101.

167 Там же, с. 133.

168 Там же, с. 176.

169 Там же, с. 147. Байлакан расположен на месте слияния Аракса с Курой. Подробнее об этом городе см.: Бартольд. История Туркестана. Соч. Т. II. Ч. 1, с. 745.

170 Муджмал. Т. II, с. 287.

171 Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 312, прим. 2.

172 Петрушевский. Земледелие, с. 426; Абдалхай Хабиби. Тарих ва кисаси Наби, с. 19 и др.

173 Муджмал. Т. II, с. 23, 80.

174 Тарих-и Банакати, с. 476.

175 Фалина. Рашид ад-Дин и его переписка, с. 385, прим. 11.

176 Байбурди. Жизнь Низари, с. 197.

177 Муджмал. Т. II, с. 82.

178 Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 104.

179 Отсутствует заключение (см.: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1. с. 7). См. описание: Browne. The Mujmal, p. 48 — 53; Фаррух. Там же. с. 6). Упоминание о рукописи имеется в каталогах (см.: Browne. A. literary history of Persia, p. 426; Rozen, Collections scientifiques, p. 113; Стори. Персидская литература. Т. I, с. 357, а также в заметках (см. Ravertу. On the Turks, p. 73).

180 См.: Стори. Персидская литература. Т. I, с. 357; Bankipore, VI, № 455. Заключение имеет (см.: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 22 — 24).

181 См. описание: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 4.

182 См. описание: Dorn. Veber. die Mudchmel Faszihy, ss. l — 41: Rozen. Collections scientifigues, p. 111 — 115; см.: Персидские и таджикские рукописи. Ч. 1, с. 507, № 3850. См. упоминание: Browne. A. literary history of Persia, p. 426; Ibid. The Mujmal, p. 48 — 53. Рукопись дефектна: нет конца — текст обрывается на середине событий 845/1441 — 1442 г. Заключение отсутствует, В конце рукописи имеется фаида (польза), где дается подробный перечень потомков Тимура (см.: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 4 — 5).

183 См. описание: Персидские и таджикские рукописи. Т. I, с. 507, № 3849. См. упоминание: Browne. The Mujmal, p. 48 — 53. Заключение отсутствует (см.: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 15).

184 См. описание: Ivanow, Bengal, 9. См. упоминание: Стори. Персидская литература. Т. I, с. 357. Рукопись дефектна: лакуна между 395/1004 — 1005 — 536/1141 — 1142 гг. Заключение отсутствует (см.: Фаррух. Мукаддима. Т. I. Ч. 1, с. 15).

185 См. описание: Browne. The Mujmal, p. 48 — 53; Фаррух. Мукаддима. T. I. Ч. 1, с. 4. Упоминание о ней: Browne. A. literary history of Persia, p. 426 — 427. Заключение отсутствует (см.: Фаррух. Указ. соч.).

186 См. описание: Берже. Краткий каталог, с. 1033. См. упоминание. Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 104; Стори. Персидская литература. Т. I, с. 357.

187 Муджмал. Т. II. Соответствие страниц издания от 1 — 293 с нашим переводом отмечены на полях перевода.

188 О них см. выше.

189 Муджмал. Т. II, с. 179.

190 Так как рукопись В-709 является копией с С-800, в наших примечаниях мы ссылались на последнюю. Использованная нами рукопись в дальнейшем обозначена сиглом «Л».

191 Например, события 810/1407 — 1408 г. вновь повторяются среди событий 811/1408 — 1409 — 812/1409 — 1410 гг. О том, что события эти свершились именно в 810/1407 — 1408 г., подтверждено Абд ар-Раззаком Самарканди.

192 Правила издания.

193 Коран, пер. Крачковского.

194 Цыбульский. Современные календари.