КОММЕНТАРИИ

Комментарии

1. Разделителями называли последователей так называемой несторианской ереси, которые отделяли «божественное» естество Христа от его человеческой сущности. Свиток, прибитый к воротам Константинополя противниками Нестория и призывающий к борьбе с его последователями, заканчивался словами: «Анафема разделителю сына божия от сына Марии!»

2. Праздник покаяния или день очищения (иом-кипур, правильнее иом-гакипурим) — один из наиболее популярных еврейских праздников, установленных, согласно Библии, Моисеем; справляется в 9-й день седьмого месяца еврейского календаря — тишри (см.: Левит, XXIII, 27).

3. Тишри — седьмой месяц еврейского календаря, соответствует сентябрю—октябрю юлианского.

4. Скинопигия, или праздник кущей (chag hassuccoth),— один из трех главных еврейских праздников, установленный в память 40-летнего странствования евреев по пустыне, поэтому во время праздника народ поселяется в кущах — зеленых шалашах. Начинается праздник в 15-й день месяца тишри и продолжается восемь дней (см.: С. Терновский, Праздник кущей у евреев, Казань, 1890).

5. Аполлинарий Младший—епископ Лаодикейский в Сирии (IV в.). Ярый враг арианства, он был впоследствии осужден как еретик. По учению Аполлинария, совершенный человек и совершенное божество не могут соединиться в одно лицо, а Христос, будучи совершенным человеком, был бы греховен, следовательно, не способен к искуплению. Христос, согласно Аполлинарию, имел только две части человеческого существа: тело и душу, третья же часть — дух — и был божественный логос. Ересь Аполлинария была осуждена на Константинопольском соборе 381 г. Его приверженцы создали ряд общин со своими епископами. Позднее в результате запрета и гонений последователи Аполлинария рассеялись и отчасти слились с другими христианами.

6. С именем Евтихия (V в.) связывают христологическое учение монофизитов (единоестественников). Евтихиева ересь, сущность которой заключалась в утверждении не двух (божественного и человеческого), а одного (только божественного) естества Иисуса Христа, была осуждена христианской церковью на Халкидонском (IV Вселенском) соборе 8 октября 451 г. Армения в ту пору оставалась в стороне от догматических споров, так как ее народ вел борьбу за свою независимость (см.: М. Орманян, Армянская церковь, стр. 32—38).

7. В тексте: «***» Это сочинение Кирилла Александрийского Г. Зарбаналян (см.: Древнеармянские переводы, стр. 510) называет «***». Имеется в виду «Объяснение учения о воплощении сына Божия». А. Худобашев называет этот труд «Книгами возражений» (см.: Исторические памятники вероучения армянской церкви, стр. 137).

8. Имеется в виду освобождение Григора Лусаворича из рва, куда он был брошен по приказу Трдата и где пробыл тринадцать лет. Легенда эта сохранилась у историка Агатангелоса.

9. Здесь у Киракоса Гандзакеци неточность. После Нерсеса Шнорали католикосский престол перешел к Григору Тга (Отроку), о котором автор говорит чуть ниже; он восседал на престоле с 1173 по 1193 г. Случай же, описываемый Киракосом, имел место в 1194 г. с преемником Григора Тга — Григором Каравэжем (1193—1194).

10. Этот эпизод рассказывает Смбат Спарапет (см.: История константинопольских греков и Великой Армении в хронологическом порядке (далее — Смбат Спарапет), стр. 94—96].

11. После Григора Каравэжа католикосом был Григор VI Апират в 1194 г., а в 1203 г. католикосом был избран Иованнес Метцабаро (Великодушный), умерший в 1221 г.

12. Анания Себастаци был провозглашен антипатриархом в 1204 г.

13. См. здесь, прим. 11.

14. Речь идет об Иоанне II Комнине (1118—1143).

15. Океаном армянские источники называют Средиземное море (ср.: Матеос Урхаеци, стр. 234—235 и др.).

16. Очевидно, Киракос Гандзакеци имеет в виду вероломство Византии в период правления Алексея I Комнина (1081—1118) по отношению к крестоносцам, а также ее стремление, пользуясь тяжелым положением армян, завладеть Киликией (см.: Г. Г. Микаелян, История Киликийского армянского государства, стр. 92—96).

17. Здесь Киракос Гандзакеци, по-видимому, намекает на халкидонитское исповедание Алексея, который, будучи сыном армянки, по мнению армянского историка, был бы «верным слугою христовым», лишь исповедуя монофизитство. См. прим. 285 к гл. 1.

18. События эти описаны в «Хронике» Матеоса Урхаеци (см. стр. 413—423), подробно говорит о них и Г. Г. Микаелян, (см.: История Киликийского армянского государства, стр. 117—122).

19. Имеется в виду ал-Малик ан-Насир I Салах ад-Дин (Саладин) (1169—1193), египетский султан из династии Айюбидов.

20. Мертин — совр. Мардин; Траполи — совр. Триполи.

21. Речь идет о потомках Салах ад-Дина — ал-Малик ал-Камил I Насир ад-Дине (1218—1238) и ал-Малик ал-Ашраф II Музаффар ад-Дине (1250-1252).

22. Торос II (1145—1169), сын Левона I, вместе с которым он попал (в 1141 г.) в плен к византийцам. После смерти отца ему удалось бежать из плена и вместе с братьями Степанэ и Млехом изгнать византийцев и освободить свои земли. Таким образом, Торос II восстановил государство Рубенидов, расширил и укрепил его границы.

23. Имеется в виду Рубен III (1175—1187).

24. Левой II (1187—1219) фактически правил страной с 1185 г., когда брат его Рубен был вероломно захвачен в плен Рейнальдом, князем Антио-хии. Вернувшись домой, Рубен вскоре отрекся от престола, удалился в монастырь и умер в 1187 г.

25. Имеется в виду борьба Левона II против Салах ад-Дина, а также отражение нападения туркмен (1187—1188) (см.: Смбат Спарапет, стр. 93.)

26. Вопрос, о котором говорит Киракос, подробно рассматривается Г. Г. Микаеляном (см.: История Киликийского армянского государства, стр. 152—158). В исследовании сопоставляются сведения всех источников и дается анализ политических и социальных мотивов, которыми руководствовался Левой II, принимая корону от двух монархов.

27. Речь идет о секретаре императора Генриха VI епископе любекском Конраде, который вез золотую корону, чтобы венчать Левона на царство. Попутно епископ любекский должен был венчать царя Кипра (что он и сделал в сентябре 1197 г.)

28. См. прим. 302 к гл. 1.

29. Акнер — прославленный монастырь и селение под тем же названием в горной Киливии (см.: С. Эприкян, Иллюстрированный географический словарь, стр. 74).

30. Левой II вторым браком женился на Сибилле, дочери венчанного в 1197 г: королем Кипра Амори Лузиньяна и Изабеллы Плантагенет.

31. В тексте: «***». В арменоведческой литературе {см.: А. Шахназарянц, Происхождение рода Захаридов (Долгоруких), их переселение в Дзорагет и предки (XI—XII вв.)] высказывалось мнение о том, что это выражение означает «Вавилонский край», «земля Вавилонская»; однако Я. А. Манандян, обратившийся в работе «Критический обзор истории армянского народа» к этой статье, не соглашается с мнением А. Шахназарянца и называет положения, выдвинутые им, «лишенными основания и неприемлемыми» (см. т. III, стр. 123).

32. Закарэ — амирспасалар и Иванэ — атабек (воспитатель наследника грузинского престола и регент) — прославленные военные и политические деятели Армении, занимавшие высокие посты при дворе грузинских царей и сыгравшие неоценимую роль в деле освобождения своей родины от иноземных захватчиков (подробнее см.: К. Тэр-Мкртчян, Материалы об армянских меликствах, ч, II, и Л. М. Меликсет-Бек, Грузинские источники об Армении и армянах, т. II).

33. Все современные им источники подчеркивают, что братья Закаряны были в большом почете, добились высочайших почестей при дворе грузинской царицы Тамар (1184—1213) (см.: Вардан Великий, стр. 169, а также у грузинских историков: Л. М. Меликсет-Бек, Грузинские источники об Армении и армянах, т. II, стр. 16).

34. О монастыре Нор Гетик подробно рассказывает сам Киракос Гандзакеци (см. гл. 14, 17).

35. О Гоше см. здесь, гл. 12, 15, 16.

36. По сообщению историка Вардана, в 1132 г. внук одного из сельджукских эмиров, Сукмана, «овладел Хелатскою землею и многими другими городами... Когда он достиг совершеннолетия... завладев двенадцатью городами, провозгласил себя Шахи-Арменом, что означает на их языке царь армянский...» (стр. 151). Разгром же, о котором упоминает Киракос, относится к более позднему периоду. Вардан пишет: «В короткое время они (Закарэ и Иванэ.— Л. X.) отняли у тюрок многие крепости и области: в 1196 г. они взяли Анберд, в 1199 г. — Ани, в 1201 г. — Бджни, в 1203 г. — Двин, в 1206 г.— Карс, потом Гетабак и Чарек» (стр. 169).

37. Этот эпизод имел место в 1209—1210 гг., он описывается и Варданом Великим (стр. 169—170).

38. Кузом Киракос Гандзакеци называет Айюбида Малика ал-Аухад ал-Наджм ад-Дина (1200—1210) (см.: Г. Овсепян, Хахбакяны или Прошяны в истории Армении, стр. 5).

39. Имеются в виду султаны династии Айюбидов, фактическим родоначальником которых был Садах ад-Дин, при нем в 1187 г. Иерусалим был ненадолго отнят у крестоносцев.

40. Пленение Иванэ поставило в затруднительное положение амирспасалара Закарэ, который вынужден был подписать с хлатским эмиром мирный договор. Согласно последнему заключалось перемирие на 30 лет, эмиру возвращались множество освобожденных грузино-армянскими войсками укреплений, 5 тыс. мусульманских пленников, выплачивалась определенная сумма денег. По этому же договору дочь Иванэ Тамта должна была стать женою Малика ал-Аухада (см.: Я. А. Манандян, Критический обзор, т. III, стр. 141). Согласно Г. Овсепяну (см.: Хахбакяны или Прошяны..., стр. б), Тамта стала женой Аухада Наджм ад-Дина, а затем — Ашрафа. Этот брак сыграл благотворную роль в установлении добрососедских отношений между армянами и грузинами, с одной стороны, и хлатским эмиратом — с другой.

41. Многие источники приписывают переход князя Иванэ в православие, которое исповедовали грузины, влиянию царицы, которая якобы обольстила его. Михаил Сириец (см.: Владыки Михаила Хроника, стр. 519) говорит: «От чар Тамар Иванэ стал грузином». Н. Эмин так перевел строки Вардана Великого, посвященные этому: «Обольщенный царицею Тамар, [Иванэ.— Л. X.] изменил своей вере» (см. стр. 169).

42. Предание называет Хиберикоса и Филофеоса греками из Самосата, жившими при императоре Максимиане. Однако имена этих мучеников сохранились благодаря армянским источникам, и даже в знаменитое издание болландистов «Acta Sanctorum» (1643—1794) они вошли лишь в переводе с армянского, причем с примечанием о том, что больше нигде ничего об этих мучениках найти не удалось. Составитель «Полного собрания житий святых» на армянском языке М. Авгерян, включивший в свое издание житие Хиберикоса и Филофеоса (см. т. 8, стр. 70—93), отмечает: «Армяне они родом или нет, однако всеми иностранными авторами называются они армянами, и таковыми являются святой Хиберикос и его сподвижники; по нашему мнению, они коренные армяне».

43. Имеется в виду Иованнес VI Метцабаро (1203—1221).

44. Давид Аркакахнеци был избран коадъютором в 1204 г.

45. Собор 1205 г. в Лори, как видно и из изложения Киракоса, разделил восточноармянское духовенство на два лагеря: в одном были сторонники Закарэ и, как подчеркивают историки, родственники его, во всем согласные с ним; другой лагерь представлял оппозицию, возглавляемую Ахпатским монастырем (см.: М. Орманян, Азгапатум, т. I, стр. 1576—1579; М. Чамчян, История Армении, т. III, стр. 181—182).

46. Собор в Ани состоялся в 1207 г. (см. М. Чамчян, История Армении, стр. 183—184; М. Орманян, Азгапатум, стр. 1579—1580).

47. О вардапете Ванакане и его «Истории» см. стр. 21 настоящего издания, а также прим. 83 к гл. 24. «История», которую упоминает автор, до нас не дошла (см. прим. 83—84 к гл. 24). Сохранилась, однако, памятная запись Ванакана, где сказано: «Я, Ванакан, написал своею рукою в городе Тифлисе, у врат [церкви] св. Сорока [отроков], поскольку св. Евангелие, написанное в Тавуше, в Мугане было захвачено в плен татарами; спустя три года привезли [его] сюда неповрежденным, продали в 685 (1236) году, и прославленный протоиерей Саргис вместе со всеми почтенными священниками и боголюбивыми приходскими танутэрами, [понеся] большие расходы, с трудом купили и вернули нам. Коим Христос да воздаст царствием и раем, отпущением от пут грехов, извлечением из мрака на свет и покой, ходатайством св. Евангелия и всех его святых. Аминь» (см.: Г. Алишан, Айапатум, стр. 463).

48. Пустынь Чарека, или Чарекагета,— монастырь на территории исторического гавара Фарисос (подробнее см.: А. Воскян, Монастыри Арцаха, стр. 166—176).

49. «Как армянское Гандзак от «***»(из средневекового.— Л. X.), так и персидское Ганджа (из новоперсидского.— Л. X.) значит место, где собраны сокровища. Имело ли это название тот смысл, что в этих укрепленных городах цари скрывали свои сокровища, или эти местности изобиловали золотыми и серебряными рудниками — нам неизвестно», (прим. К. Патканова, см.: История монголов, вып. II, стр. 117).

50. В примечаниях к переводу «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци Т. Тэр-Григорьян высказывает мысль о том, что этот Гурджи Бадрадин, так явно симпатизировавший христианам, мог быть первым мужем царицы Тамар, сыном Андрея Боголюбского Юрием Андреевичем, которого армянские и грузинские источники называли Георгием Русским. Слово «гюрджи» в переводе с турецкого и азербайджанского значит «грузин». В 1190—1191 гг. некоторые грузинские феодалы сделали попытку вновь утвердить на престоле Юрия Андреевича, но эта попытка была неудачной, и князь был в 1193 г. снова изгнан из Грузии (см.: С. Т. Еремян, Юрий Боголюбский по армянским и грузинским источникам), бежал к Насир ад-Дину Абу Бакру, от которого получил в удел небольшое владение в Карабахе. Т. Тэр-Григорьян считает, что таким образом его симпатии к христианам и осведомленность в вопросах христианских церемоний получают разъяснение.

51. В тексте: «***» — било, трещотка. В армянских населенных пунктах, подвластных мусульманским властителям, христианам строжайше запрещалось иметь при церквах колокола и звонить в них. Вместо них для призыва верующих на молитву применялись деревянные молоты, которыми били по доске, висевшей на церковном дворе.

52. Вртанес, епископ Бджни и Двина, рукоположил Иованнеса в католикосы Агванка в 1195 г.

53. Хамши — монастырь в гаваре Фарисос, где великие князья Иванэ и Закарэ поселили католикоса Иованнеса, некоторое время еще оставался резиденцией агванских католикосов (см.: Мхитар Айриванеци, стр. 80).

54. Васпуракан — одна из областей исторической Армении, охватывающая восточную часть бассейна оз. Ван. Область эта стала играть значительную роль в жизни Армении, когда здесь образовалось известное в истории под именем Васпураканского царства, или царства Арцрунидов, самостоятельное феодальное государство, подпавшее вскоре под власть Анийского царства Багратидов.

55. Вардапет Степанос, сын священника из Артамета, известен своим подвижническим образом жизни и даже вошел в армянские Четьи-Минеи. Существуют таги, сложенные в честь этого подвижника. Кроме того, сохранились также проповеди, принадлежащие ему.

56. Об этом Торге Каренеци нет упоминаний ни у кого из армянских историков.

57. Видимо, Тирацу был известным церковным деятелем описываемого Киракосом Гандзакеци периода, однако других сведений о нем нам не удалось найти.

58. Аствацатура Арчишеци, который прославился как «чудодей» и «воскреситель мертвых», упоминает и Мхитар Айриванеци (см. стр. 81). Похоронен он в южной часовне Мецопского монастыря, о чем говорит лапидарная надпись на стенах часовни (см.: М. Чамчян, История Армении, т. III, стр. 187—188).

59. См. об этом прим. 139 к гл. 1.

60. События, на которые намекает военачальник Закарэ, имели место в начале VIII в. и подробнейшим образом описаны историком Гевондом (см. стр. 12—14).

61. Киракос Гандзакеци ниже довольно подробно рассказывает о нем (см. гл. 38 и далее).

62. Сыну амирспасалара Закарэ, родоначальника армянской княжеской династии Аргутинских-Долгоруких, в то время было лет пять. Настоящее его имя—Саргис. Еще в XI в. багдадские халифы пожаловали анийским Багратидам титул шахиншаха. Получившего во владение Ани Саргиса стали называть Шахиншахом, и титул этот стал подчас восприниматься как имя собственное.

63. Князь Аваг был атабеком грузинского царства. А «атабек, по характеристике грузинских источников, был выше всех князей (эриставов), и считался везиром царского двора» (см.: Л. Меликсет-Бек, Грузинские источники..., т. II, стр. 50). Этому Авагу, игравшему довольно заметную роль в политической жизни страны, Киракос Гандзакеци посвящает гл. 26, 29; в своем повествовании он часто упоминает его имя.

64. Левон II (1187—1219) —царь Киликийской Армении, с именем которого историки связывают расцвет страны. См. также прим. 24 и 25 к гл. 3.

65. После смерти царя Левона власть должна была перейти к его малолетней наследнице Изабелле, дочери Сибиллы из правившей на Кипре династии Лузиньян и Плантагенетов.

66. Регентом был назначен Константин, из рода Ламбронских князей, отец будущего царя Хетума I.

67. Здесь у Киракоса ошибка. Он считает, что опекуном Изабеллы царь Левой назначил владетеля Аданы, а меж тем опекуном был назначен Адам, сеньор пограничного с Сирией замка Гастона (Гастима), владетель обширной области в Памфилии, один из наиболее влиятельных соседей Киликии (см.: Г. Г. Микаелян, История Киликийского армянского государства, стр. 250, 291).

68. Принц Филипп был сыном антиохийского князя Боэмунда, графа Триполийского. Подробно об этом рассказывается в «Летописи» Смбата Гундстабля (см. стр. 225), у историка Вардана (см. стр. 173—174) и в «Хронике» Михаила Сирийца (стр. 501—506).

69. Речь идет о румском султане Ала ад-Дине Кей-Кубаде (1219—1236).

70. Имеется в виду Смбат Спарапет (род. 1208 — ум. 1275), один из самых замечательных людей своего времени, брат киликийского царя Хетума и его главнокомандующий. Перу Смбата принадлежат два очень интересных письменных памятника: «Судебник» (1264) и «Летопись», охватывающая период с 952 по 1274 г. Киракос ниже рассказывает о путешествии Смбата в Каракорум в 1248 г. Поездка эта предшествовала поездке к Батыю и Мунгке-хану самого царя Хетума.

71. Константин Бардзрбердци был избран в 1221 г., скончался в 1267 г. При нем был дан резкий отпор стремлениям подчинить армянскую церковь греческой и сделаны первые шаги к сближению с Западом, что сулило определенные социально-экономические выгоды Кюшкийскому царству (см.: Г. Микаелян, История Киликийского армянского государства, стр. 242—243).

72. Автор имеет в виду принятые II Сисским церковным собором (1243 г.) установления — своего рода кодекс моральных норм для духовенства и мирян.

73. Речь идет о египетском принце ал-Малике ал-Ашрафе 1 Музаффар ад-Дине, владевшем в то время Хлатом, Харраном и Урфой, позднее он унаследовал престол султана в Дамаске (1229—1237).

74. Киракос говорит об ал-Малике ал-Муаззаме Шараф ад-Дине (1218—1227), владетеле Дамаска.

75. Здесь неточность. Хетум женился на принцессе Изабелле в 1226 г. И этот год считается началом династии Хетумидов.