Комментарии

Комментарии

1 Подробнее об этом см. исследование акад. К. А. Мелик-Оганджаняна, приложенное в качестве предисловия к научно-критическому тексту «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци (ч. 6, стр. 76—91). Здесь и далее более подробные выходные сведения см. в «Использованной литературе».

2 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. I, стр. IX; т. II, стр. 5; Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский, Золотая Орда и ее падение, стр. 7; Б. Я. Владимирцов, Общественный строй монголов, стр. 10, 12, 117, 120; В. В. Бартольд, Туркестан в эпоху монгольского нашествия, — Сочинения, т. I, стр. 84, и др. Весьма высокую оценку работе Гандзакеци дает И. П. Петрушевский (см.: Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII—XIV вв., стр. 18—19).

3 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. II, стр. 5.

4 См. об этом: А. А. Али-заде, Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII—XIV вв., Баку, 1956, стр. 11.

5 Мелкие хроники XIII—XVIII вв., т. I, стр. 17—101; т. II, стр. 3—172.

6 Памятные записи рукописей, т. I, стр. 903—1018.

7 Подробнее об этом см.: Л. О. Бабаян, Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII—XIV веках, стр. 7—8. Ср.: Т. Г. Микаелян, История Киликийского армянского государства стр. 345—351.

8 Там, где друг его и коллега, автор «Всеобщей истории» Вардан Великий, например, ограничивается сухой констатацией фактов, Киракос Гандзакеци с нескрываемой болью пишет о насилии захватчиков, с горечью описывает положение народа [ср. данные Вардана и Киракоса о переписи Аргуна (История монголов, вып. I, стр. 9, и вып. II, стр. 78)]; там, где Киракос просто называет того или иного татарского хана или вельможу, Вардан не удерживается от ряда хвалебных эпитетов и положительных характеристик: ср. характеристику Хулагу у Киракоса (стр. 226—238 данного издания и т. д. ) и у Вардана (История монголов, вып. I, стр. 22).

9 К. Маркс, Секретная дипломатия XVIII века, — «Исторический журнал», 1938, № 12, стр. 54.

10 Помимо армянских историков сведениями Киракоса Гандзакеци пользовались и другие авторы. Армянские источники, в частности материалы Киракоса Гандзакеци, были использованы Рашид ад-Дином в его «Сборнике летописей» (см.: Л. О. Бабаян, Очерки истории средневековой Армении, стр. 120—146).

11 История монголов, вып. II, стр. V.

12 См.: Я. А. Манандян, Критический обзор истории армянского народа, т. III.

13 Г. Г. Микаелян, История Киликийского армянского государства.

14 А. Г. Иоаннисян, Очерки истории армянской освободительной мысли, кн. I.

15 См.: Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII-XIV веках.

16 Там же, стр. 9.

17 Труд Киракоса Гандзакеци на армянском языке до 1961 г. был опубликован в 1858 г. в Москве (изд. Воскан Тэр-Георгян Иованнисян), в 1865 г. в Венеции (изд. Г. Алишан) и в 1909 г. в Тифлисе.

17а Спустя несколько лет после выхода в свет научно-критического текста «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци В. Д. Аракелян опубликовал статью, содержащую ценные текстологические замечания и уточнения частного характера (см. «Историко-филологический журнал», № 2, 1969). Большинство замечаний мы приняли и учли в переводе текста. Случаи нашего несогласия с автором статьи особо оговорены в Комментариях.

18 Так, описывая какое-либо датированное событие или факт, автор добавляет: «когда нам исполнилось сорок лет. . . ». Или, упоминая о каких-нибудь именитых людях и говоря, что они — уроженцы Гандзака, он сообщает: «откуда и мы». То же относится и к другим датам и географическим названиям.

19 К. А. Мелик-Оганджанян, Предисловие, — Киракос Гандзакеци, История Армении, стр. V.

20 В конце гл. 33 своего труда Киракос Гандзакеци, заявляя, по обыкновению, что материал этой главы он излагал в 690 (1241) г., прибавляет, что ему в ту пору было лет сорок, немногим более или менее того. В исследовании К. А. Мелик-Оганджаняна говорится, что рождение Киракоса Гандзакеци следует датировать 1200—1202 гг. (стр. XIII).

21 Наш автор — Гандзакеци (т. е. родом из Гандзака, Гянджи, ныне Кировабада в Азербайджанской ССР) по рождению, Гетикци — по учебе и жизни в монастыре Нор Гетик.

22 Вардапет Ванакан (подробнее о нем см.: А. Воскян, Иованнес Ванакан и его школа) — одна из самых светлых личностей в духовной истории армянского народа, известен своей плодотворной литературной, а также педагогической деятельностью. Из упоминаний его учеников явствует, что Ванакан оставил потомству исторический труд, посвященный татаро-монгольскому нашествию (см. прим. 717 Н. Эмина ко «Всеобщей истории Вардана Великого», стр. 177). Труд этот, к сожалению, утерян.

23 Событие это датируется историками 1215—1220 гг. См.: К. А. Мелик-Оганджанян, Предисловие, — стр. XIV; А. Воскян, Иованнес Ванакан и его школа, стр. 7—11.

24 А. Воскян пишет: «Нам непонятно, как стало возможным это литературное оживление в век, когда вся страна была предана голоду и мечу под копытами [лошадей] какого-то нового неизвестного племени» (см. там же, стр. 2).

25 В таком порядке перечисляет их А. Воскян (см. там же, стр. 12).

26 См.: Всеобщая история Вардана Великого.

27 См.: История монголов инока Магакии, XIII век, стр. II.

28 К. П. Патканов писал по этому поводу: «Мы со своей стороны безыскусственную и простую речь его предпочитаем десятку напыщенных трактатов, писанных гладко-литературным языком с бессодержательно-риторическими украшениями, в которых, несмотря на более обширный объем книги, наполовину меньше содержания» (там же, стр. III).

29 Подробнее об этом см. у К. А. Мелик-Оганджаняна (стр. XVIII— XX).

30 Г. Алишан, высказывая эту мысль, приводит в подтверждение своих слов то обстоятельство, что Вардан Великий, друг и коллега Киракоса, называет последнего «рабунапетом» (см.: Айапатум, II, стр. 535—537).

31 См.: Г. Алишан, Предисловие, — Киракос Гандзакеци, История Армении, стр. III.

32 Одна из них, датированная 1260 г., сообщает, что по просьбе вардапета Киракоса прихожане Нор Гетика освобождаются от повинности в пользу престола. Из этой красноречивой надписи следует, что в 1260 г. Киракос Гандзакеци жил в Нор Гетике; более того, он был в числе уважаемых и авторитетных членов братии (ведь не стал бы монастырь отказываться от причитающейся ему подати ради рядового, ничем не примечательного вардапета). И наконец, нам кажется, что надпись эта свидетельствует и об определенных симпатиях Киракоса Гандзакеци. [Р. Джанполадян в своей монографии «Мхитар Гош и монастырь Нор Гетика» (стр. 160—161) приводит эти надписи и, анализируя их, высказывает предположение о том, что, возможно, Киракос в то время руководил школой Нор Гетика. ]

33 В Четьи-Минеях говорится: «И произошли дела сии в 718 (1268/69) году в стране киликийцев, в стольном городе Сисе, во [время] царствования Хетума и в первый год княжича Левона; на 66-м году жизни нашей чужбинником, когда была завершена [работа]... » (см.: Г. Алишан, Айапатум, II, стр. 472).

34 Подробнее об этом см.: К. А. Мелик-Оганджанян, Предисловие, — стр. XXV—XXVI.

35 См.: История монголов инока Магакии, стр. 55.

36 См. об этом: Г. Алишан, Предисловие, стр. V; К. А. Мелик-Оганджанян, Предисловие,— стр. XXV.

37 См.: Л. О. Бабаян, Социально-экономическая и политическая история Армении, стр. 17, 23—30.

38 Об этом свидетельствует скрупулезное исследование данных армянских и грузинских источников Л. О. Бабаяном (см. стр. 17, 20—21, 23—30); это подчеркивает и С. Т. Еремян (см.: Очерки истории СССР периода феодализма, ч. I. стр. 629). Иная точка зрения грузинских историков. См., например, М. Д. Лордкипанидзе, История Грузии XI — начала XIII в., Тбилиси, 1974, особенно стр. 174.

39 См.: Л. О. Бабаян, Социально-экономическая и политическая история Армении, стр. 18.

40 Население южных районов исторической Армении — восточного побережья оз. Ван, Бзнуника, Сасуна, Тарона, Мокса, Хнуса, Рштуника, Хлата, Маназкерта, Арчеша, Муша, Тогатапа, Алдзника и значительной части Васпуракана — оставалось под властью эмирата Айюбидов; Малая Армения, области Екехеац, Даранах, Высокая Армения и другие области находились под владычеством Румского султаната, Эдесса подчинялась Зенгидам.

41 Это были северные, центральные и восточные районы исторической Армении — Сюник, Арцах, Утик, Гугарк, Айрарат, — объединившиеся в армянское автономное княжество Захаридов, формально находившееся в вассальной зависимости от Грузии.

42 Летопись Ибн ал-Асира (см.: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. I, стр. 2).

43 Там же, т. II, стр. 3.

44 Подробнее об этом см.: М. И. Иванин, О военном искусстве и за-воеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане, стр. 3

45 См.: Л. О. Бабаян, Социально-экономическая и политическая история Армении, стр. 102.

46 Историк Вардан Великий рассказывает, как в 1243 г. Бачуноин овладел «Севастией, жители которой были пощажены, потому что немедленно изъявили покорность», меж тем жители Езенки, оказавшие сопротивление, были беспощадно истреблены (см.: История монголов, вып. I, стр. 8).

47 Л. О. Бабаян, Очерки истории средневековой Армении, стр. 25.

48 См.: Л. С. Хачикян, Предисловие, — Памятные записи XV в., т. II, стр. LXXI—LXXII. Хотя здесь речь идет о XV в., безусловно, этот процесс начался раньше.

49 Ту же дату называет Вардан Аревелци, а Григор Акнерци указывает 1251 г. (см.: История монголов по армянским источникам, вып. 1, стр. 9; История монголов инока Магакии, стр. 28).

50 История монголов по армянским источникам, вып. 1, стр. 9.

51 Примечательно, что привилегии, даруемые завоевателями, были подтверждены одним из пунктов Каракорумского договора между Мункэ-ханом и царем Хетумом (см. об этом: Армянские источники о монголах, стр. 11—12).

52 Григор Акнерци говорит о 15-летнем возрасте (см.: История монголов инока Магакии, стр. 24).

53 Киракос Гандзакеци (стр. 221—222) упоминает Умека с сыновьями и братьями, а также Шнорхавора и Мкртыча, сыновей Саравана (см. также: А. Г. Иоаннисян, Очерки истории армянской освободительной мысли, кн. I, стр. 218—219).

54 Подробнее об этом см. там же, кн. I, стр. 182—183.

55 См.: Г. Г. Микаелян, История Киликийского армянского государства, стр. 307.

56 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XX, стр. 188.

57 См.: А. Г. Иоаннисян, Очерки истории армянской освободительной мысли, т. 1, стр. 388.

58 А. Г. Иоаннисян считает эти волнения одним из этапов развития освободительной мысли армянского народа и подчеркивает, что Давид подхватил знамя, выпавшее из рук других борцов, в частности тондракийцев, и что идеи, провозглашенные проповедником из Тцара, имеют в армянской крестьянской среде весьма глубокие корни (см. там же, стр. 389— 390; см. также здесь прим. 2 к гл. 48).

59 Много места посвящено этим событиям в труде историка Степаноса Орбеляна. Последний свел их суть к стремлению епископа Иакоба выйти из-под власти армянского католикоса и принять главенство агванского католикоса. Этот историк, так же как Киракос Гандзакеци, относится к волнениям в Сюнике с официозных позиций армянской церкви, осуждая всякое слово и любое действие, направленное на ослабление ее основ.

60 В церковной истории апостольской принято называть церковь, основание которой приписывается какому-либо апостолу. Историки армянской церкви связывают первые шаги распространения христианства в Армении с именами апостолов Фаддея и Варфоломея, деятельность которых в Армении протекала с 36 по 43 и с 44 по 60 гг., доказывая тем самым ее непосредственное апостольское начало (см.: М. Орманян, Армянская церковь, стр. 9—11).

61 Многие исследователи (Г. Алишан, А. Воскян, М. Абегян и др. ) обращали внимание именно на эту сторону вопроса, подчеркивая историческую ценность глав, целиком посвященных богословским вопросам (см. об этом подробнее: К. А. Мелик-Оганджанян, Предисловие — стр. LXXXIV).

62 История монголов, вып. II, стр. V.

63 Г. Алишан, Предисловие, стр. VII.

64 К. А. Мелик-Оганджанян, Предисловие, — стр. XVI, XXIV— XXV.

65 Составитель списка А. С. Анасян.

66 Histoire d'Armenie, par Ie Vartabied Kirakos de Gantzac, — «Deux Historiens armeniens», lre livr., St,-Pbg., 1870.

67 a) Apercu des entreprises des Mongols en Armenie dans le XIII-e siecle, par M. Klaproth, — «Nouveau Journal Asiatique», 1833, t. XII, стр. 273—289; b) Extraits de Ciracos, auteur armenien du XIII-e siecle, relatif principalement au regne de Thamar et de ses successeurs, — см.: M. Вгоsset, Additions et eclaircissements a 1'Histoire de la Georgie depuis l'Antiquite jusqu'en 1469 d. J.-C., S.-Pbg., 1851, стр. 412—437; с) Les Mongols d'apres les historiens armeniens. Fragments traduits sur les textes originaux par M. Ed. Dulaurier. Extraits de 1'historien Quiragos, — «Journal Asiatique», 5-e serie, 1858, t. XI, стр. 192—255, 426—437, 481—508; d) [Extraits de Guiragos de Kantzag],— см.: Ed. Dulaurier, Recherches sur la chronologic armenienne, technique et historique, Paris, 1859, стр. 205, 220, 229—230, 267—268, 280, 319—320, 326, 330—332, 334, 335-338. 348—349; e) Extraits de 1'Histoire d'Armenie de Guiragos de Kantzag, traduit par Ed. Dulaurier,— см.: «Recueil des historiens de Croisades, publie par les soins de l'Academie des Inscriptions et Belles-Lettres. Documents armeniens», t. 1, Paris, iI869, стр. 4113—430.

68 The Journey of Haithon, King of Little Armenia, to Mongolia and back, a. d. 1254—1255,— см.: Emil Bretschneider, Mediaeval Researches from Eastern Asiatic Sources. Fragments towards the Knowledge of the Geography and History of Central and Western Asia from the 13th to the 17th century, vol. 1, London, 1910, стр. 164—172.

69 Путешествие Армянского царя Гетума к Бату (Батыю) и к Мангухану в лето армянского счисления 703 и 704, — «Сибирский вестник», ч. XIX, стр. 69—84, перевод Д. Б. Аргутинского-Долгорукого; Краткий обзор писателя XIII в. Киракоса Гандзакеци о монголах (с переводом нескольких глав его «Истории»), — «Русское слово», 1860, № 6, отд. И, стр. 108—124; История монголов по армянским источникам, вып. II, заключающий в себе извлечения из истории Киракоса Гандзакеци, 1874.

70 В издании М. Броссе (стр. 195—205) приводится шесть отрывков на латинском языке в переводе Петерманна.

71 Здесь уместно было бы вспомнить, как к этому вопросу подходил сам К. П. Патканов. Объясняя читателю, почему он заново перевел отрывки из уже переведенных трудов армянских историков, включенные им в серию «История монголов по армянским источникам», К. П. Патканов писал: «Всякий переводчик иначе смотрит на переводимого им автора, оттеняет те или другие стороны известных фактов, так или иначе понимает темные и неясные места памятников, писанных за много веков до него. . . » (см.: История монголов по армянским источникам, вып. I, стр. IV).

72 Там же, стр. V.