Шейх аль-Муфид. Китаб аль-Иршад. Ч.1

Библиотека сайта  XIII век

ШЕЙХ АЛЬ-МУФИД

КИТАБ АЛЬ-ИРШАД - КНИГА-РУКОВОДСТВО

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ 12 ИМАМОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Богу за Его вдохновение знаний о Себе и о руководстве в отношении Себя через повиновение Ему. Благословения и спасение наилучшим из Его созданий, Мухаммеду, Повелителю Пророков и Его искренному другу, правоверным Имамам из его (Мухамеда) потомства. Я записываю, да сниспошлет мне Бог в этом помощь и успех, то, о чем вы попросили меня, имена Имамов руководства и даты их жизни; а также упоминаю расположение их могил, имена их детей и некоторые истории, которые будут полезными для познания обстоятельств, и вы будете всецело знающими их, словно тот, кто знает их, и станут ясными отличия между (различными) претензиями и верами. Тем самым, рассмотрев (этот фрагмент) вы сможете различить грубые ошибки и проверенные факты, вы сможете основополагаться на истину в том с уверенностью того, кто обладает справедливостью и истинной верой в религию. Я отвечаю то, о чем вы попросили меня, будучи внимательным к выразительности и краткости ответа, на чем вы настаивали и что вы запрашивали. Я доверяюсь Богу и ищу Его руководства на пути праведности.

ЧАСТЬ 1

ЖИЗНЬ ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ АЛИ БИН АБИ ТАЛИБА

 ГЛАВА 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ

Введение

(В этой части дан) фрагмент о Повелителе правоверных, да будет над ним мир, первом из Имамов верующих, правителей ( вулат) мусульман и преемников Бога в религии после Посланника Бога, истинного и доверенного Мухаммеда бин Абд Аллаха, печати все Пророков, да будут благословения ему и его пречистому роду. Он (Повелитель правоверных) был братом Посланнику Бога, (по родству) его двоюродным братом, его помощником (вазир) в делах, его зятем, будучи в браке с его дочерью Фатимой пречистой, повелительницой женщин Вселенной. Полное имя Повелителя правоверных-Али бин Аби Талиб бин Абд аль-Муталлиб бин Хашим бин Абд Манаф. Он был Повелителем завещаемых попечителей власти ( васиййин), да будут ему наилучшие из благословений и мир. Его кунйа-Абу аль-Хасан.

Он родился в Священной Обители (то есть в Каабе) в Мекке в пятницу, тринадцатого дня месяца Раджаб, тридцать лет спустя после Года Слона (570 г.). Никто до него и после него не рождался в Обители Бога, Наиверховнейшего. То было знамением его славы перед Богом, Наиверховнейшим, да будет Его Имя превозвышено, а Положение облагорожено в своем величии.

Его матерью была Фатима, дочь Асада бин Хашима бин Абд Манафа, да соблаговолит ее Бог. Она по-матерински относилась к Посланнику Бога, да благословит Бог его и его род, и он (Посланник) воспитывался под ее опекой.

Он (Посланник) был благодарен ей за доброту и она была среди первых, поверивших в него, и она переселилась с ним в группе переселенцев. Когда она умерла, Пророк обернул ее в свою рубашку, дабы защитить ее от земных тварей, и он положил ее в могилу так, чтобы предохранить ее от сокрушительного давления узкого пространства могилы. Он напомнил ей ее последние слова, которые стали заявлением о власти ( вилайа) ее сына, Повелителя правоверных, да будет мир ему, чтобы при испытании после погребения она смогла бы ответить этими словами. Он отобрал ее с большим вдохновением в силу ее положения перед Богом, да будет Он возвеличен и превозвышен, и перед ним, да будет ему мир. Сообщение об этом хорошо известно.

Повелитель правоверных, Али бин Аби Талиб, да будет мир ему, и его братья были среди ведущих членов второго поколения потомков Хашима. Этим он приобрел два знака славы, через свое воспитание под опекой и образованием Посланника Бога, да благословит Бог его и его род. Он был первым в роде Обители и Соратников, поверивших в Бога и в Его Посланника. Он был первым мужчиной, кого Пророк, да благословит Бог его и его род, призвал к Исламу, и кто ответил на этот призыв. Он всегда поддерживал религию и боролся против язычников. Он постоянно защищал религию и боролся против тех, кто поддерживал отклонение (от истины) и тиранию. Он распространял учение сунны (жизнеописание Пророка) и Коран, творил справедливость и призывал людей совершать добро.

Он был с Посланником Бога, да благословит Бог его и его род, двадцать три года после прихода пророческой миссии. Из них тринадцать лет они были в Мекке до переселения, когда он переносил с ним все преследования и делил с ним все тяготы. Затем они провели десять лет в Медине после переселения, когда он защищал его от многобожников и боролся вместе с ним против неверующих. Он защищал его ценой собственной жизни от врагов религии до тех пор, пока Бог Наиверховнейший взял (Пророка) в Свои небеса, поднял его до самой вершины Своих владений и дал Свои благословения и мир ему и его роду. В тот день Повелителю правоверных, да будет ему мир, было тридцать три года от рождения.

В день смерти Пророка, да благословит Бог его и его род, община отвернулась от его Имамата. Его Шиа, все Бану Хашим, Салман, Аммар, Абу Дарр, аль-Мигдад, Хузейма бин Табит-человек, известный как обладатель двух завещаний-Абу Аййуб аль-Ансари, Джабир Аллах аль-Ансари, Абу Саид аль-Кудри и люди подобные им среди важных переселенцев и Ансар, все они поддержали то, что он является преемником (халифа) после Посланника Бога, да благословит Бог его и его род, и Имамом. Они сделали это из-за его выдающейся заслуги (фадл) перед всем человечеством, из-за того, что в нем были собраны качества выдающегося достоинства, оценки и совершенства, как, например, его первое в общине вступление в веру, его превосходство над ними в знаниях законов, его приоритет над ними в борьбе (джихад) и различие, разделившее его от них в степени его набожности, аскетизма и праведности.

Кроме этого он был специально отобран Пророком среди (всех) его родственнников из-за (качеств), не присущих никому из родственников, кроме него самого, разделенных с Пророком и из-за номинации (насс) его властью (вилайа) Богом, да будет Бог возвышен и превозвеличен, в Коране, где Он, да будет Его Имя возвеличено, говорит: Ваш покровитель-только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются (V, 55). Известно, что никто кроме него не давал милостыни, раскланиваясь (в молитве).

В языке установлено, что-вали означает ”самый соответствующий для власти” (авла) без каких-либо возражений (по этому поводу). Если Повелитель правоверных, да будет мир над ним, был по указанию Корана более соответствующим для власти среди людей, чем последние, в силу того, что он был вали согласно текстовой номинации (насс) его власти в Ясном Толковании (т.е. в Коране, тибйан), очевидно, что необходимость повиновения ему, равно как повиновение Богу, Наиверховнейшему, и повиновение Его Посланнику, да будет мир над ним и его родом, требовалось из-за сведений о власти (вилайа) над созданиями, данных в этом аяте с ясным подтверждением.

(Еще одной причиной поддержки Повелителя правоверных служило то), что Пророк, да благословит Бог его и его род, сказал в день (собрания) в своем доме. Он специально собрал Банус Абд аль-Мутталиб, для того чтобы сделать (следующее) важное обещание: ”Тот, кто поможет мне в этом деле будет мне братом, моим завещаемым попечителем (васи), моим помощником (вазир), моим наследником и моим преемником после меня”. Тогда Повелитель правоверных, да будет мир над ним, встал перед ним среди всех собравшихся, а в тот день он был самым юным среди них, и сказал: ”О, Посланник Бога, я помогу тебе”.

Тогда Пророк, да благословит Бог его и его род, сказал: ”Садись, ты-мой брат, мой попечитель, мой помощник, мой наследник и преемник после меня”.

Это представляется ясным заявлением о преемстве (после Пророка).

Кроме того, есть и то, что (Пророк), да будет мир над ним и его родом, сказал в день Гадир Кумм. Община собралась послушать его проповедь (в которой он спросил): ”Я ли не соответствующий для власти (авла) над вами, чем вы сами?”

”Ты,” ответили они.

Тогда он сказал им упорядоченно и без перерывов в речи: ”Над кем бы я не имел власть (мавла), Али также является властью над ними”

Тем самым (Пророк) потребовал для него (Али), через повиновение ему и власть над ними, такую же власть, которую он имел над ними, и которую он подтвердил у них и которую они не отрицали. Это представляется ясным (свидетельством) его (Али) номинации (насс) на Имамат и преемства им положения.

Кроме того, есть заявление (Пророка), да будет мир над ним и его родом, ему (Али) во время осады Табука: ”Ты находишься в том же положении по отношению ко мне, что и Аарон (Харун) был в отношении к Моисею (Муса), за исключением того, что не будет более пророков после меня”. Тем самым он потребовал от него (нести) службу помощи (администрирования), отличаться любовью и выдающейся заслугой над каждым. (Он также потребовал) своего замещения им в течение жизни и после смерти. Коран говорит о том, что все это пришло Аарону (Харун) от Моисея, да будет мир над ним, когда Бог, да будет Он возвеличен и превозвышен, сказал в сообщении о том, что Моисей, да будет мир над ним, сказал: И дай мне помощника из моей семьи, Харуна, моего брата. Подкрепи им мою мощь и сделай его участником в моем деле, чтобы мы прославляли Тебя много и поминали тебя много: ведь Ты по отношению к нам зорок.(ХХ,19-35). На что Бог, Превозвышенный, ответил: Уже даровано просимое тобой, Муса.(ХХ, 36). Этот аят подтвердил, что Аарон обладал участием с Моисеем в пророчестве и помогал ему в доставке послания и его поддержка укреплялась через него его содействием. Моисей также говорил ему (Аарону) о своем замещении:”...Заступи меня в моем народе и устрой порядок и не следуй по пути распространяющих нечестие”.(VII, 42). Его преемство подтверждается точным заявлением откровения. Поэтому, когда Посланник Бога, да благословит Бог его и его род, дал все ранги, которые Аарон имел от Моисея, Повелителю правоверных, да будет мир над ним, в той же мере, но кроме пророчества, (все это) было востребовано им в качестве помощи Посланнику, его поддержания, выдающейся заслуги и любви, ибо эти качества определенно требовались сим. Тогда ясным заявлением существует замещение им его в течение жизни и ”после пророчества”, (что доказывает его преемство) установлением исключения, (Пророчества), когда он исключает его из этого упоминанием слова ”после”.

Доказательств, схожих с этим, так много, что книга стала бы очень большой просто упоминанием их всех, (к тому же) мы исследовали факты их доказательств в других главах наших книг. Хвала Богу.

Имамат Повелителя правоверных, да будет мир над ним, длилмся тридцать лет после Пророка, да благословит Бог его и его род. Двадцать четыре года и шесть месяцев ему не давали управлять законами (институтов) и ему (приходилось) притворствовать (тагиййа) и удаляться. Пять лет и шесть месяцев из них он воевал с лицемерами, нарушившими свои клятвы, несправедливыми и теми, кто уклонился (от религии) и ему досаждали призывами к бунту со стороны заблудшихся. Таким же образом Посланнику Бога, да благословит Бог его и его род, мешали управлять законами (институтов) сквозь страх и слежку, гонения и ссылки, с тем чтобы лишить его силы борьбы с неверующими и средств защиты верующих. Затем он переселился и десять лет после переселения воевал с иноверцами, досаждался лицемерами до тех пор, пока Бог, да будет Его Имя возвеличено, не взял его к Себе и не сделал его обителью сады Рая.

Смерть Повелителя правоверных, да будет ему мир, произошла на рассвете, в пятницу, двадцать первого числа месяца Рамадан, в 40-ой год хиджры. Он стал жертвой меча. Ибн Муджам аль-Муради, да проклянет его Бог, убил его в мечети Куфы, в которую он входил, чтобы пробудить людей на утреннюю молитву в ночь девятнадцатого числа месяца Рамадан. Он (убийца) лежал в ожидании его с наступления ночи. Когда он (Повелитель правоверных) проходил мимо его, а последний скрывал своим намерения притворным сном среди группы спавших людей, он (Ибн Мулджам) встал и ударил его мечом по верху головы. Меч был отравлен. Он (Повелитель правоверных) медленно умирал день девятнадцатого, весь день двадцатого и первую треть ночи двадцать первого дня. Он, да будет мир над ним, умер мучеником и встретил своего Повелителя, Наиверховнейшего, как тот, кому причинили зло. Он, да будет мир над ним, знал заранее о времени и рассказывал людям об этом до наступления этого срока. Его два сына, аль-Хасан и аль-Хусейн, да будет мир над ними, выполнили (задания) омовения и заворачивания тела в саван согласно его завещанию. Затем они понесли его в аль-Гари, Наджаф, Куфа и они похоронили его там. Они устранили следы захоронения в соответствии с его завещанием, которое он сделал об этом обоим из них, так как он, да будет мир над ним, знал о режиме Омеййадов (которые должны были прийти к власти) после него, и об их враждебном отношении к нему. (Ибо он знал) злые действия и злоупотребления, к которым их приведут дикие намерения, узнай они это место. Его могила, да будет мир над ним, осталась скрытой до тех пор, пока аль-Садиг Джафар бин Мухаммед, да будет мир над ним, не указал на него во время режима Аббасидов. Ибо он посетил его, когда он приходил посетить Абу Джафара (аль-Мансура), когда последний был в аль-Хире. Тогда Шиа узнали о нем и они начали с того времени посещать его могилу, да будет мир над ним и над его чистыми потомками.

В день смерти ему было 63 года.

Сообщения о нем, да будет мир над ним, упоминания и сведения о событии (его смерти) до того, как она имела место

[Сообщается от Али б.аль-Мундир аль-Тариги, от Абу аль-Фадл аль-Абди, от Фитр, от Абу Туфайл Амир б.Ватила, да соблаговолит его Бог, который рассказывал:]

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, собрал людей для принесения обета верности. Абд аль-Рахман бин Мулджам аль-Муради, да проклянет его Бог, пришел, но он (Али) дважды или трижды отказывался принять его (обет верности). Затем он (позволил ему) принести ему обет верности. Когда он сделал это, он (Али) сказал ему:”Что же мешает самому гнусному члену общины (претворить свой дикий замысел)? Клянусь я Тем, в Чьих руках моя жизнь, ты окрасишь это (кровью) из этого”. И он показал рукой на свою бороду и затем на голову.

Когда Ибн Мулджам удалился и покинул его, он, да будет мир над ним, изрек: ”Крепите грудь для встречи смерти. Она поистине стремится к встрече вас. Скорбеть не надо, не стоит горя, тот миг, когда она войдет в Вашу долину”.

[ Поведано от аль-Хасана бин Махбуб, от Абу Хамза аль-Тумали, от Абу Исхаг аль Саби’и, от аль-Асбаг бин Нубата, который рассказывал:]

Ибн Мулджам явился к Повелителю правоверных, да будет мир над ним, и поклялся в верности ему вместе с другими, которые тоже поклялись в верности к нему, и ушел. Тогда Повелитель правоверных, да будет мир над ним, позвал его обратно и предупредил его, что надо быть правдивым и уверенным в отсутствии изменнических мыслей и в том, что впоследствии данная клятва не будет нарушена. Он ответил, что обещает сдержать данное слово и удалился. Во второй раз Повелитель правоверных позвал его обратно и предупредил его, что надо быть правдивым и уверенным в отсутствии изменнических мыслей и в том, что впоследствии данная клятва не будет нарушена. Ибн Мулджам, да проклянет его Бог, сказал:”Клянусь Богом, о Повелитель правоверных, я не видел, что ты совершал подобное с кем-нибудь другим”.

Тогда Повелитель правоверных сказал:

”Я хочу его дружбы, он хочет моей смерти. Тот, кто приносит извинения тебе-один из твоих закадычных друзей из (племени) Мурад.”

(Затем Повелитель правоверных продолжил): ”Ступай, Ибн Мулджам, не думаю, что ты сдержишь свое слово”.

[Поведано от Джафар бин Сулейман аль-Даби, от аль-Му’алла бин Зийад, который говорил:]

Абд аль-Рахман бин Мулджам, да проклянет его Бог, явился к Повелителю правоверных, да будет мир над ним, чтобы попросит у него лошади.

”О Повелитель правоверных”,-сказал он, -”дай мне лошадь”. Повелитель правоверных, да будет мир над ним, повернулся к нему и спросил:”Ты-Абд аль-Рахман бин Мулджам аль-Муради?”

”Да”,-ответил он.

”Газван”,-позвал (Повелитель правоверных), -”дай ему чалую лошадь”.

Тот человек привел чалую лошадь, а Ибн Мулджам, да проклянет его Бог, вскочил на лошадь и след его простыл. Когда он ускакал, Повелитель правоверных, да будет мир над ним, сказал:

”Я хочу его дружбы, он хочет моей смерти. Тот, кто приносит извинения тебе-один из твоих закадычных друзей из (племени) Мурад.”

Когда тот сделал то, что сделал и ударил Повелителя правоверных, да будет мир над ним, его схватили и привели к Повелителю правоверных. Последний сказал ему: ”Я относился к тебе так как относился, зная, что ты станешь моим убийцей. Я относился к тебе так, чтобы найти помощь Бога против тебя”.

Есть и другие сообщения в котором он, да будет мир над ним, заявлчяет о своей смерти своей семье и соратникам задолго до убийства.

[Абу Зайд аль-Ахвал сообщил от аль-Аджлах, от шейхов Кинды, коим аль-Аджлах поведал, что более двадцати раз слышал о следующем:]

Али сказал с кафедры (в мечети): ”Что же мешает самому гнусному члену общины окрасить красным это кровью из этого?” И он, да будет мир над ним, положил руку на бороду.

[Али бин аль-Хазаввар от аль-Асбага бин Нубата, который поведал:]

Али проповедывал в месяц, в котором его убили, и говорил: ”Месяц Рамадан пришел к вам. Он - повелитель месяцев и самый первый в году. В этом месяце мельница власти делает свой (новый) оборот и вы совершите паломничество в (новом) году одним рядом (т.е. без Имама, ведущего всех на молитву). Знамением этого будет то, что меня не будет больше среди вас.”

[Аль-Асбаг добавил:]

Он объявлял о своей смерти, но мы не поняли.

[Поведано от от-Фадл бин Дукайн, от Хаййан бин аль-Аббас, от Осман бин аль-Мугира, который говорил:]

Когда начался месяц Рамадан, Повелитель правоверных, да будет мир над ним, один вечер провел за ужином с аль-Хасаном, другой вечер с аль-Хусейном, а третий вечер-с Абд Аллах бин аль-Аббасом. Он никогда не подносил более чем три куска еды ко рту. В один из этих вечров его спросили об этом, он ответил:”Решение Бога придет ко мне, когда я буду голоден”. Две ночи спустя перед рассветом он встретит смерть.

[Исмаил бин Зийад сообщил, от Умм Муса, женщины-служанки Али, да будет мир над ним, няни его дочери, да будет м ир над ней, которая рассказала мне:]

Али, да будет мир над ним, сказал своей дочери, Умм Кульсум:

”О доченька, немного осталось мне быть с вами”

”Почему, отец?”-спросила она.

”Я видел Посланника Бога, да благословит Бог его и его род, во сне.”-ответил он.-”Он вытер пыль с моего лица и сказал:”О Али, не волнуйся, ты выполнил все, что должен был”.

Лишь три дня спустя он был сражен этим ударом. Умм Кульсум закричала (в печали).

”Не надо, доченька”,-сказал он, -”я вижу Посланника Бога, да благословит Бог его и его род, который показывает на меня рукой и говорит: ”О Али, приди к нам, ибо то, что у нас-лучшее для тебя”.

[Аммар аль-Духни сообщил от Абу Салих аль-Ханафи, который сказал:]

Я слышал, как Али, да будет мир над ним, говорил:”Я видел Пророка, да благословит Бог его и его род, во сне и я пожаловался ему о тревогах и ссорах см общиной. Я заплакал. он сказал: ”Не плачь, Али, а обернись”. Я обернулся. Клянусь, я увидел двух закованных людей и головы их были изможжены камнями”.

[Абу Салих добавил:] Я шел с ним в то утро, как обычно я делал это каждое утро, и когда я достиг участка мясников, то встретил людей, которые говорили:”Повелитель правоверных, да будет мир над ним, убит”.

[АбдАллах бин Муса поведал, с источника аль-Хасана бин Динара, с источника аль-Хасана аль-Басри, который рассказывал:]

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, не спал всю ночь в утро, когда его убили, и он не пошел в мечеть для совершения ночной молитвы, как это он обычно делал. Его дочь Умм Кульсум, да простит ее Бог, спросила его:”Почему ты не спишь?”

”Меня убьют, если я выйду утром”,-ответил он.

Тогда Ибн аль-Наббах пришел к нему и позвал его на молитву. Он сделал несколько шагов, но вернулся. Умм Кульсум сказала ему:”Пусть Джада помолится с народом.”

”Да, вели Джаде провести молитву с народом”, - ответил он. Но затем добавил:”Нет избавления от назначенного срока”.

Он вышел из дома и направился в мечеть. Там был человек, который провел всю ночь в ожидании своей жертвы. Однако перед рассветом рано утром похолодало и он заснул. Повелитель правоверных ногой пошевелил его и сказал ему:”Молитва”.

Мужчина вспрянул и ударил его.

[В другом фрагменте:]

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил:”Клянусь Богом, я не лгу и мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь”.

Он возвратился к себе на ложе. Настал рассвет, он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал:

Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас.

Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину.

Когда он шел по двору, гуси с гиканьем побежали ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако он сказал:”Оставьте их в покое, они оплакивают мою смерть”.

Он, да будет мир над ним, вышел и был повален.

 

Сообщения, снизошедшие о мотивах его убийства и о том, как оно произошло

[Ниже- то, что сообщалось группой историков (ахль аль-сийар), в т.ч. Абу Михнафом, Исмаилом бин Рашидом, Абу Хашимом аль-Рифаи, Абу Амром аль-сагафи и другими, поведавшими следующее:]

Группа хариджитов, собрались в Мекке и назвали руководителей людей, обвинив их и их деяния. Они упомянули людей аль-Нахравана и они попросили у Бога милосердия к ним. Затем они сказали друг другу:”Если только мы посвятили б себя Богу, направились бы к лидерам (Имамам) погрешностей (далал), улучшили бы момент их невнимательности, избавили бы страну и людей от них ради Бога и также отомстили бы за наших братьев, мучеников аль-Нахравана.”

Они сговорились сделать это после проведения паломничества. Абд аль-Рахман бин Мулджам, да проклянет его Бог, сказал:”Я позабочусь об Али”.

Аль Бурак бин Абд Аллах аль-Тамими сказал:”Я позабочусь о Муавиййе”.

Амр бин Бакр аль-Тамими сказал:”Я позабочусь об Амре бин аль-Асе”.

Они достигли соглашения относительно этого и обязались реализовать его. Они договорились выполнить обещанное в ночь на девятнадцатое месяца Рамадан. на том они и разошлись.

Ибн Мулджам, да проклянет его Бог, отправился в путь-он числился среди Кинды-и дошел до Куфы. Там он встретил своих соратников. Но он держал свое задание в секрете из-за страха его распространения. Положение было таковым, но однажды он навестил одного из своих соратников из Тайм аль-Рабаб. В доме этого человека он встретил Гатам, дочь аль-Ахдара из Тайма. Повелитель правоверных, да будет мир над ним, убил ее отца и брата при аль-Нахраване. она была одной из самых красивых женщин своего времени. Когда Ибн Мулджам, да проклянет его Бог, увидел ее, то он влюбился в нее и его восхищение ею становилось сильным. Он попросил ее руки и стал добиваться ее. Тогда она сказала ему: ”Какое же приданое ты дашь мне?”

”Скажи мне, что ты желаешь”- ответил он.

”Мое решение-три тысячи дирхемов, слуга-мальчик, служанка и убийство Али бин Аби Талиба”.

”Ты будешь иметь все, что захотела”,-ответила он.-”Что касается же смерти Али бин Аби Талиба, как же я выполню это?”

”Ты улучшишь момент, когда тот замешкается”, - сказала она. -”Если ты убьешь его, то я исцелюсь (от одержимости убить его) и жизнь со мной будет прелестью для тебя. Если ж тебя убьют, нет в этом мире ничего лучшего у Бога, чем полдобная смерть”.

”Единственно, что привело меня в этот город (миср)”,- сказал он, -”когда я был беженцем здесь и не мог найти защиты от обитателей этого города, так это убийство Али бин Аби Талиба, о котором меня попросили. Ты будешь иметь то, о чем попросила”.

”Я поищу, кто мог бы помочь тебе и укрепить тебя в этом начинании”,-сказала она. Затем она направилась к Вардану бин Муджалид, еще одному представителю племени Тайм аль-Рабаб. Она передала ему сведения и попросила его помочь Ибн Мулджаму, да проклянет его Бог. Вардан бин Муджалид согласился поделить ответственность в предпринимаемом убийстве.

Затем Ибн Мулджам, да проклянет его Бог, вышел и явился к человеку из Асджи по-имени Шабиб бин Баджура и сказал ему:”Шабиб, хотел бы ты заиметь славу (шараф) в этом и грядущем мире?”

”В чем же она?”-спросил он.

”Помоги мне убить Али бин Аби Талиба?”

Шабиб был одним из тех, кто придерживались точки зрения Хариджитов. Поэтому он ответил Ибн Мулджаму следующими словами:”Да оплачет плакальщица твою смерть, Ибн Мулджам. Ибо ты приступаешь к нечто ужасному. Как же ты сможешь сделать это?”

”Мы затаимся в ожидании его в большой мечети”, - ответил Ибн Мулджам, да проклянет ег Бог, ”Когда он явится на утреннюю молитву, мы наступим на него. Если убьем его, удовлетворим себя и отомстим ему.”

Он уговаривал его, пока тот не согласился, и они направились в большую мечеть к Гатаму, в то время как последняя выполняла и’тикаф и возводила шатер. Они оба сказали ей:”Мы согласны убить этого человека”.

”Когда вы захотите совершить это”,-спросила она, -”придиту сюда”.

Они ушли и продждали несколько дней. Наконец, они явились к ней в ночь на среду, девятнадцатого числа месяца Рамадан в 40 г. хиджры. Она заказала немножко шелку, которым обмотала их вокруг груди. Они взяли мечи, вышли и уселись напротив той двери, из которой Повелитель правоверных, да будет мир над ним, как правило, выходил на утренние молитвы. Однако до этого они рассказали аль-Ашасу бин Гейсу о своем решении убить Повелителя правоверных, да будет мир над ним. Аль-Ашас бин Гейс, да проклянет его Бог, согласился с ними в том, в чем они пришли к согласию.

Худжр бин Ади, да простит его Бог, тоже провел ту ночь в мечети. Он услышал, как аль-Ашас говорит Ибн Мулджаму:

”Торопись, торопись, рассвет появляется”.

Худжр понял намерение аль-Ашаса и сказал ему:”Ты собираешься убить его, ты, одноглазый”.

Он направился прямо к Повелителю правоверных, да будет мир над ним, чтобы передать ему эти новости и предупредить его о заговоре. Но Повелитель правоверных, да будет мир над ним, упустил его на своем пути и вошел в мечеть. Ибн Мулджам подошел первым и ударил его. Худжр приблизился тогда, когда люди уже кричали:”Повелитель правоверных убит!”

[Абд Аллах бин Мухаммед аль-Азди сообщил:]

В ту ночь я молился в большой мечети с людьми, жителями этого города. В этом месяце они обычно молились всю ночь напролет. Я посмотрел на людей, молившихся у двери, и увидел Али бин Аби Талиба, да будет мир над ним, который входил на утреннюю молитву. Он начал призывать:”Молитва, молитва”.

Едва я услышал этот призыв, как мечи сверкнули в моих глазах и услышал слова:”Судить лишь Богу, Али, не тебе и твоим соратникам”.

Затем я услышал, как Али, да будет мир над ним, воскликнул:”Не дайте ему уйти”.

Али, да будет мир над ним, был повален. Шабиб бин Баджура подошел к нему, чтобы добить его, но промахнулся, и его удар рассек воздух. Убийцы побежали в направлении ворот мечети, а люди кинулись хватить их.

Один из них поймал Шабиба бин Баджуру, повалил его на землю, уселся ему на грудь и вытащил меч, чтобы убить его. Но когда он увидел толпу людей, бежавшей к нему, он испугался, что те в порыве рассправятся и с ним, даже не выслушав его. Поэтому он спрыгнул с него, позволив ему убежать, бросил меч. Шабиб скрылся в своем доме. Двоюродный брат явился к нему и застал Шабиба, разворачивающим шелковую ткань со своей груди. ”В чем дело?”-спросил он.-”Может это ты убил Повелителя правоверных, да будет мир над ним”. Шабиб хотел соврать, но у него вырвалось ”да”. Двоюродный брат покинул дом, взял меч, опять явился к Шабибу и смертельно поразил Шабиба.

Один из людей Хамдана преследовал Ибн Мулджама, да проклянет его Бог. Он бросил свою тунику на руку убийцы, в которой он держал меч, и забрал меч к себе. Он забрал его к Повелителю правоверных, да будет мир над ним. Между тем третий из убийц скрылся и растворился в толпе.

Когда Ибн Мулджама, да проклянет его Бог, привели к Повелителю правоверных, да будет мир над ним, последний взглянул на него и сказал:”Жизнь-за жизнь. Если я умру, убейте его таким же образом, как он убил меня. Если я выживу, я сам вынесу приговор”.

”Клянусь Богом”,-сказал Ибн Мулджам, да проклянет его бог, -”я купил его жизнь за тысячук жизней. Я покушался на него за тысячу жизней. Если он не оправдал мои надежды, то пусть Бог уничтожит его”.

”Божий враг”,-закричала Умм Кульсум, ”ты убил Повелителя правоверных, да будет мир над ним”.

”Я убил лишь твоего отца”,-отразил он.

”Божий враг”,-воскликнула она, -”надеюсь, что жизнь его вне опасности”.

”Ты плачешь об Али”,-ответил он, -”Клянусь Богом, я ударил его. Если б меня разделили среди людей земли, я должен был бы уничтожить их”.

Его забрали с глаз Повелителя правоверных, да будет мир над ним, хотя люди , словно дикие звери, рвались растерзать его зубами. ”О, божий враг”, - кричали они , -”что ты наделал?” Ты уничтожил общину Мухаммеда, да блапгословит Бог его и его род. Ты убил наилучшего из всех”.

Убийца молчал. Его заточили в темницу. Люди направились к Повелителю правоверных, да будет мир над ним, и сказали ему:”Повелитель правоверных, вели нам, что делать с божьим врагом. Он уничтожил общину и совратил веру”.

”Если я выживу”,-ответил Повелитель правоверных, да будет мир над ним, ”то я сам вынесу приговор. Если ж умру, то делайте с ним то, что делал Пророк с убийцами. Убейте его и сожгите его тело на костре"”

Когда Повелитель правоверных, да будет мир над ним, умер, люди оплакивали его. После завершения погребения, аль-Хасан, да будет мир над ним, созвал совет и повелел привести Ибн Мулджама. Его привели и он стоял перед ним. ”О божий враг”, - сказал аль-Хасан, -”ты убил Повелителя правоверных и ты увеличил грязь в религиии”.

Затем он повелел обезглавить его. Умм аль-Хайсам, дочь аль-Асвада из аль-Наха’а, попросила дать ей его тело, чтобы она могла предать его огню. Он дал его ей и та сожгла его в огне.

Вот, что сказал поэт о деле Гатам и убийстве Повелителя правоверных, да будет мир над ним:

”Я никогда не видел приданого от щедрого человека как приданое Гатама, был ли его автор богатым или бедным

Три тысячи дирхемов, рабыня, слуга-мальчик и поражение Али острым пронзительным мечом

Не было приданого более ценного-и не было действа более разрушительного, чем действо Ибн Мулджама

Что касается тех двух, которые скрепились договором с Ибн Мулджамом относительно убийства Муавиййи и Амра бин аль-Аса. Муавиййу ударили мечом, когда тот молился, однако удар был слаб и жертва была спасена от последствий. Убийцу схватили и тотчас же убили. Третий же направился на выполннение миссии в ту ночь. Однако Амр почувствовал недомогание и послал взамен себя другого человека-мужчину по-имени Хариджа бин Аби Хабиба аль-Амири. Убийца ударил этого человека мечом, думая, что перед ним Амр. Убийцу схватили и привели к Амру, который повелел убить его. Хариджа умер на второй день.

 

Сведения о месте захоронения Повелителя правоверных, да будет мир над ним, и разъяснения относительлно обстоятельств его захоронения

[Аббад бин Йагуб аль-Раваджини поведал: Хаййан бин Али аль-Анази рассказывал нам: слуга Али бин Аби Талиба рассказывал мне:]

Когда смерть стала приближаться к Повелителю правоверных, он сказал аль-Хасану и аль-Хусейну, да будет мир над ним: ”Когда я умру, вы вдвоем положите меня на мои носилки. Затем вынесите меня, держа сзади носилки. Вы вдвоем защитите перед носилок. Принесите меня в местечко аль-Гариййан. вы увидите белый сверкающий камень. Выкопайте могилу там и вы увидите щит. Похороните меня под этим щитом”.

Когда он умер, мы вынесли его и несли его сзади, в то время как мы защищали его спереди. Мы услышали шум и свист ветра, когда пришли в местечко аль-Гариййан. Смотри! Там стоял белый сверкающий камень. Мы начали копать и увидели щит, на котором было начертано: ”Этот щит-один из тех, что было сохранено Ноем для Али бин Аби Талиба”. Мы похоронили его там и ушли. Мы были счастливы Божеским знамением славы Повелителя правоверных. Группа Шиа пошла за нами, но они не выполнили молитву за него. Мы рассказали им о том, что случилось и о Божеском знамении славы Повелителя правоверных.

Тога они сказали:”Мы хотели бы увидеть то, что вы увидели об этом”.

”Следы места сметены согласно его завещанию”,- сказали мы им.

Они ушли и вскоре возвратились к нам. Они рассказали нам, что тоже копали, но ничего не обнаружили.

[Мухаммед бин Умара поведал: Джабир бин Йазид аль-Джуфи рассказал мне:]

Я спросил Абу Джафара Мухаммеда бин Али аль-Багир, где похоронен Повелитель правоверных.

”Он похоронен”,-ответил он, -”в местечке аль-Гариййан. Он был похоронен перед рассветом, и аль-Хасан, аль-Хусейн, да будет мир над ним, и Мухаммед, сыновья Али, и Абд Аллах бин Джафар, да соблаговолит его Бог, вошли в его могилу”.

[Йагуб бин Йазид сообщал с источника Ибн Аби Умейра, с источника его людей:]

Аль-Хусейна бин Али, да будет мир над ним, спросили:”Где похоронен Повелитель правоверных?” Он ответил:”Мы вышли с ним ночью и минули Мечеть аль-Ашас, мы принесли его на холм около местечка аль-Гариййан. Мы похоронили его там”.

[Мухаммед бин Закариййа поведал: Абд Аллах бин Мухаммед рассказывал нам с источника Ибн Аиша, который говорил: Абд Аллах бин Хазим рассказывал мне:]

Однажды мы вышли из Куфы с Харун аль-Рашидом на охоту. Мы пришли в местечко аль-Гариййан и аль-Савиййа. Там мы увидели стадо газелей. Мы пустили соколов и собак вслед за ним. В течение часа они преследовали их, но стадо газелей скрылось на холму. Преследователи прекратили погоню, соколы начали летать около земли, а собаки просто возвратились к нам. Аль-Рашид был поражен увиденным. Газели спустились с холма и вновь соколы и собаки пустились за ними. Но газели вновь взобрались на холм, а соколы и собаки вновь отвернулись от своих добыч. Это происходило три раза.

Затем Харун аль-Рашид сказал:”Быстрей приведи ко мне первого встречного”.

Мы привели к нему старика (шейха) из Бану Асад. Харун спросил его:”Скажи мне, что это за холм”.

”Скажу, если ты мне обеспечишь безопасность”, - ответил старик.

”Считай, что у тебя есть договор с Богом и Его заручительство в том, что я не восстану против тебя и не нанесу вред тебе”,-сказал Харун.

”Мой отец сообщал мне со слов своего отца”, - сказал старих, -”что на этом холме расположена могила Али бин Аби Талиба, и что Бог превратил этот холм в святилище (харам) и каждое живое существо, ищущее убежище, находит себе безопасность на этом холме”.

Харун спешился и попросил воды. Он совершил ритуальное омовение и выполнил молитву на этом холме. Он склонился к земле и начал рыдать. Затем мы покинули это место.

Мой разум не воспринимал увиденное. Несколько дней спустя я совершил паломничество в Мекку. Там я увидел Йасира, одного из людей аль-Рашида. Он часто проводил время с нами. Когда мы совершили тавваф (обход Каабы), мы начали беседовать и в один момент он сказал:

Аль-Рашид однажды ночью сказал мне, когда мы приехали из Мекки и остановились в Куфе: ”Вели Исе бин Джафару поехать с нами”.

Я поскакал вместе с ними и мы прибыли в местечко аль-Гариййан. Иса спешился и сразу же заснул. Но аль-Рашид подошел к холму и помолился там. Всякий раз когда он совершал два руката, он призывал, плакал и склонялся к земле холма. Затем он сказал:”О брат мой двоюродный, я знаю твою выдающуюся заслугу (фадл) и твое превосходство в Исламе. Клянусь Богом, ты сидел в моем маджлисе (совете), когда я был там и ты был тем, чем ты являлся: но твои потомки вредят мне и бунтуют против меня”.

После этого он встал и совершил еще два руката и вновь он начал призывать, плакать до тех пор, пока не наступил новый день. Затем он сказал:”Йасир, разбуди Ису”. Я разбудил его и он сказал ему:”Иса, вставай и помолись на могиле своего двоюродного брата”.

”О каком из двоюродных братьев ты говоришь?” - спросил Иса.

”Здесь-могила Али бин Аби Талиба”,-ответил он.

Затем Иса совершил свое ритуальное омовение и стал молиться. Он беспрерывно молился до рассвета. Затем он сказал: ”О Повелитель правоверных, настало утро”. Мы отправились в путь и вскоре достигли Куфы.

Текст переведен по изданию: Kitab al-Irshad; The book of guidance into the lives of the 12 imams. Shayk al-Mufid. Muhammad Ibn-Muhammad Ibn-an-Nu'man al-Mufid. Elmhurst, N.Y.1981

© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© перевод -Хасанов И. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001