341. Город в Хорасане. После падения династии Хулагуидов Нишапур в 30-х годах XIV в. вошел в состав владений образовавшейся в Себзеваре династии Сербедаров, последний представитель которой в 1381 г. добровольно подчинился Тимуру, поэтому город не был разрушен. В окрестностях его, в горах, добывали медь, железо, серебро и некоторые минералы; до сих пор сохранили свое значение бирюзовые копи, находящиеся в горах к северо-западу от Нишапура, по дороге в Кучан. См.: Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 111—112.
342. Неизвестное лицо, хотя автор и называет его «маршалом». Не исключено, что речь идет о каком-то таваджии (тавачии). Таваджий — военный чиновник, ведающий сбором ополчения, сообщающий военачальнику о состоянии отрядов во время битвы и передающий отрядам приказы. В.В. Бартольд, ссылаясь на свидетельство Шереф ад-дина Йезди (I, 216), указывает, что должность «туваджиев» уступала только званию царя. См.: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение, с. 472; Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 50.
343. Клавихо ошибается. Нишапур находится в Восточном Иране, а не в Ираке Персидском (древняя Мидия). См.: Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 109 и сл.
344. Ле Стрэндж считает, что невозможно точно установить местонахождение городов Ферриор, Хасегур, Оджаджан между Нишапуром и Мешхедом В отношении Оджаджана можно высказать предположение, что это Бушендж — город на р. Герируд, взятый и разгромленный Тимуром в 1381 г., но быстро восстановленный; он также считался сильной крепостью. См.: Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 184, 355; Бартольд В.В. Бушендж. — Сочинения. Т.З. М., 1965,с. 394-395.
345. Герат — один из важнейших городов Хорасана, правителем которого с 1397 г. был Шахрух.
346. Мешхед — главный город Хорасана; возник вокруг гробницы особо почитаемого в Иране восьмого шиитского имама Али ибн Муса ар-Ризы, умершего в 818 г. и похороненного в селении Сенабад недалеко от Туса. См.: Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 114, 116.
347. Имеется в виду имам Али ибн Муса ар-Риза. См. примеч. 346.
348. Город Буело, называемый Клавихо, И.И. Срезневский считает Абдуллабадом. Ле Стрэндж полагает, что это Tус. Видимо, это все же Тус, подчиненный Тимуром в 1382г. В 1389г., по сведениям Шереф ад-дина Йезди (I, 469). там произошло восстание, которое было жестоко подавлено Тимуром; казнено было до 10 тыс. человек. И по обыкновению у городских ворот были воздвигнуты башни из голов убитых. См.: Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 114; Срезневский И. И. Клавихо. Дневник путешествии ко двору Тимура, с. 394.
349. Ле Стрэндж считает, что испанское посольство перешло р. Теджен где-то в районе Серахса (Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 355).
350. Скорее всего это эмир Мизраб, по Шереф ад-дину Йезди (VI, 28), приближенный Тимура и позже Шахруха, начальник крепости в Термезе. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 86, 91.
351. Араб, ар-ра'ис —«глава», «начальник», «предводитель». Как писал В.В. Бартольд, «раис был первым лицом города, представителем его интересов; через него государь выражал свою волю жителям» (Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — Сочинения. T.I. M., 1963, с. 294). Раисы играли весьма важную и активную роль в социальной и политической жизни городов Ближнего и Среднего Востока X — начала XIII в. На эту должность обычно назначались люди высокого социального положения. В Средней Азии раисы впервые упоминаются в сочинении ал-Мукаддаси (X в.). В источниках XI—XII вв. говорится о раисах главным образом городов газневндского, а затем сельджукидского государства, реже — городов Мавераннахра. После установления монгольского господства роль городских раисов постепенно уменьшается,, их функции и прерогативы значительно сужаются. В источниках по истории Средней Азии более позднего времени термин «раис» обычно употребляется для обозначения полицейской должности, соответствующей средневековому мухтасибу. См.: Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, с. 290—291, 293—294; он же. Церемониал при дворе узбецких ханов в XVII веке. — Сочинения. Т. 2. Ч. 2. M., I964, с. 395; Берадзе Г. Г. К вопросу об институте «городских раисов» в Иране X—XII вв. (Имущественное и социальное положение «городских раисов»). — Иран. Сборник статей. М., 1971, с. 62—70; Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973, с. 323—328.
352. Древнее название реки Мургаб, переданное греками. Первоначально персидское название реки было Маргаб, т.е. река Марг. Часть течения реки проходит по песчаной пустыне Каракум. См.: Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 60; он же. К истории орошения Туркестана, с. 136.
353. См. примеч. 253.
354. Город между Мургабом и Амударьей, к северо-западу от Шапургана. См.: Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 59, Приложение (Карта «Иран и смежные страны в средние века»).
355. Ле Стрэндж высказывает предположение, что это Шапурган, город, находящийся к западу от Балха в области Гузган. См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate, c. 426; Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 57.
356. В тексте явная опечатка — Vaeq вместо Valq. При Чингис-хане город был разрушен и оставался в развалинах до первой четверти XIV в. Балх был восстановлен чагатайским ханом Кебеком (ум. в 1326 г.). В 1368 г. эмир Хусейн решил восстановить крепость Балха и насильно переселил туда жителей города. После завоевания Балха Тимуром в 1370 г. население вновь было возвращено в город. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 42; он же. Историко-географнческий обзор Ирана, с. 52—53; Якубовский А.Ю. Тимур, с. 58—59.
357. Аби-Аму — Амударья. См.: Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в. — Сочинения. Т. 3. М., 1965, с. 74.
358. Река Амударья берет начало в Афганистане (Малый Памир) из ледника у перевала Вахтжир на Гиндукуше. Хребет Парапамис — одна из цепей Гиндукуша. Античные авторы называли Парапамисом весь Гиндукуш.а также страну, лежащую по обеим сторонам от него (Страбон, XV. 725). Здесь у Клавихо следует также видеть отголосок античных воззрений, по которым Гиндукуш являлся продолжением Кавказа (Тавра), поэтому-то Амударья и Евфрат имеют истоки в одних и тех же горах. См. также примеч. 227
359. Ле Стрэндж допускает предположение о впадении Амударьи в средние века в Каспийское море, исходя из свидетельств персидского географа Хафизи Абру. В. В. Бартольд на основании изучения восточных источников приходит к мысли, что Амударья в монгольский период впадала в Каспийское морс у урочища Огурча См : Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate, c. 446: Бартольд В. В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. — Сочинения T. О. Ч. 1. M . 1963, с. 724; он же. Сведения об Аральском море, с. 64.
360. Легендарное свидетельство. В действительности сражение Александра Македонского с индийским царем Пором произошло на Гидаспе (совр. Чинаб). притоке Инда, на территории современного Пакистана. См.: Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И Александр Македонский и Восток, с. 295—299.
361. Город на северном берегу Амударьи. Он относился к району Балха. следовательно, считался находящимся в Малой Индии. Две древние переправы в районе Термеза — Шуроб и Чушка-Гузар — были известны еще до эпохи Александра Македонского. См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate, c. 440 и сл.; Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 32: он же. Хафиз-и Абру и его сочинение. — Сочинения. Т. 8. М., 1973. с. 93; он же. Термез. — Сочинения. Т. 3. М., 1965, с. 504; Ртвеладче Э.В. К локализации «греческой» переправы на Оксе — Вестник древней истории. 1977, N 4, с. 186—187; Минорский В Ф. Греческая переправа на Амударье. — Восточная филология. Вып. 2. Тб., 1972, с. 119—126.
362. Судя по контексту, речь идет о Мавераннахре, которым правили Тимур и Тимуриды, именовавшие себя «могольскими государями».
363. Ле Стрэндж этот язык считает чагатайским или уйгурским. Р. Готье доказал, что тюрки у согдийцев заимствовали алфавит, который известен как уйгурский. В пользу сближения уйгурского алфавита с согдийским говорит китайский автор Сюань Цзан, совершивший в 630 г. путешествие в Согд, где читали и писали сверху вниз, как позже уйгуры и монголы. Уйгурское письмо в монгольских государствах было по преимуществу «ханским» и употреблялось в дипломатических документах. См.: Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 356: Бартольд В.В. К вопросу об языках согдийском и тохарском. — Сочинения. Т. 2. Ч. 2. М., 1964, с. 467; он же. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. — Сочинения. Т. 2. Ч. 2. М., 1964, с. 268; он же. К вопросу об уйгурской литературе. — Сочинения. Т. 5. М., 1968, с. 368; Радлов В.В. Ярлыки Тохтамыша и Темир-Кутлуга. — Записки Восточного отделения Русского Археологического общества 1889, т. 3, с. 3.
364. Имеется в виду узкое ущелье в горах Байсунтау длиной около 3 км и шириной до 20 м. Через это ущелье, называемое Железными воротами, шли караваны из Индии в Самарканд и Бухару. По свидетельству источников, во времена Тимура здесь находилась таможня, дававшая большой доход. В.В. Бартольд указывает, что до 1875 г. испанские посланники и их свита, по-видимому, были единственными европейцами, проехавшими через Железные ворота. См.: Бартольд В.В. Дер-и Ахенин. — Сочинения. Т. 3. М., 1965, с. 431-432.
365. Речь идет о стратегически важном Дербентском проходе. Этот узкий проход между горами и Каспийским морем, надежно защищенный дербентским фортификационным комплексом (см. примеч. 13), был известен многим народам под различными названиями, в том числе под названием «Железные ворота» (перс. Дер-и Ахенин, араб. Баб ал-Хадид, тюрк. Темир-Капы). Средневековые авторы, в том числе современники Клавихо, данное название обычно связывают с легендарной версией о сооружении Железных ворот близ Дербента Александром Македонским (см., например: Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа, с. 26). Клавихо, однако, эту легенду не упоминает. Тимур завладел Дербентом в 1395 г. во время похода против Тохгачыша. Затем он в качестве пограничной крепости своей державы передал Дербент ширваншаху Ибрагиму I (1382 —1417). войска которого должны были охранять Дербентский проход от вторжения Золотой Орды. См.: Бартольд В.В. Дербент, с. 426; Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate, c. 180; История Азербайджана, с. 200.
366. Имеется в виду Золотая Орда. См. примеч. 257.
367. У автора не вполне четкое представление о Крыме и Кавказе. См. примеч. 183, 358.
368. Шахрисябз. В XIV в. на месте нынешнего Шахрисябза возник небольшой городок, который в 1378 г. был обнесен стеной и составил «хисар» Шахрисябза, т.е. укрепленное городское ядро. Нередко Шахрисябз называли Кешем, хотя Кеш прекратил свое существование уже со времени монгольского нашествия. В городе возводились крупные архитектурные сооружения — Ак-Сарай, ансамбль Дар ас-Сийадат, Дар ат-Тилават. См.: Гулямов Я.Г., Ахраров
И. Раскопки мавзолея в Яккабаге. — Общественные науки в Узбекистане. 1969, N 8—9, с. 29.369. Официальная историография не сообщает места рождения отца Тимура князя Тарагая (Бартольд В. В. Улугбек и его время, с. 38—40).
370. Отец Тимура Тарагай, умерший в 1360 г., был похоронен в Кеше в семейном мавзолее. Позже, в 1373—1374 гг., Тимур построил новый мавзолей и перенес туда прах отца (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 40). В.В. Бартольд отождествляет мавзолей Тарагая с «куполом сейидов» (Гумбез-и Сейидан), постройкой более позднего времени. См.: Бартольд В.В. О погребении Тимура. — Сочинения. Т. 2. Ч. 2. М., 1964, с. 428; Массон М.Е, Пугаченкова Г.А. Шахрнсябз при Тимуре и Улугбеке. — Труды Среднеазиатского университета. Новая серия. Вып. 61. Гуманитарные науки. Кн. 6. Археология Средней Азии. Таш., 1953, с. 50 и сл.
371. По этому поводу В.В. Бартольд высказал мнение, что по аналогии с кладбищем Шах-и Зинда в Самарканде, видимо, и в Кеше (Шахрисябзе) также преобладали отдельные небольшие мавзолеи, а не большие усыпальницы. Археологические исследования в Шахрисябзе установили, что Тимур подготовил для себя склеп в комплексе Дар ас-Сийадат рядом с мавзолеем Джехангира. См.: Бартольд В.В. О погребении Тимура, с. 428; Пугаченкова Г.А. К вопросу о реконструкции ансамбля Дорус-Сиадат, тимуридской усыпальницы в Шахрисябзе. — Материалы по истории и теории архитектуры Узбекистана. Вып. 1. М., 1950, с. 58 и сл. Джехангир, старший сын Тимура, умер в 1376 г., похоронен в Кеше в архитектурном комплексе Дар ат-Тилават; его мавзолей носит название Хазрет-и Имам. См.: Пугаченкова Г.А. К вопросу о реконструкции ансамбля Дорус-Сиадат, с. 60 и сл.; Умняков И.И. Архитектурные памятники Средней Азии. Исследование. Ремонт. Реставрация. 1920—1928 гг. Таш., 1929, с. 21; Гулямов Я.Г. Склеп Джехангира в Шахрисябзе. — Известия Академии наук Узбекской ССР. Таш., 1949, N 2, с. 98—106.
372. Джехангир, старший сын Тимура, умер в 1376 г., похоронен в Кеше в архитектурном комплексе Дар ат-Тилават; его мавзолей носит название Хазрет-и Имам. См.: Пугаченкова Г.А. К вопросу о реконструкции ансамбля Дорус-Сиадат, с. 60 и сл.; Умняков И.И. Архитектурные памятники Средней Азии. Исследование. Ремонт. Реставрация. 1920—1928 гг. Таш., 1929, с. 21; Гулямов Я.Г. Склеп Джехангира в Шахрисябзе. — Известия Академии наук Узбекской ССР. Таш., 1949, N 2, с. 98—106.
373. Имеется в виду дворец Ак-Сарай в Кеше, который был построен, по мнению В.В. Бартольда, в 1380 г. пленными мастерами, уведенными из Хорезма в 1379 г. (Бартольд В.В. История Туркестана. — Сочинения. Т. 2. Ч. 1. М., 1963, с. 160; он же. Улугбек и его время, с. 49). По мнению других ученых, постройка дворца Ак-Сарай была только начата в 1380 г. и к 1396 г. еще не была завершена. См.: Массон М.Е., Пугаченкова Г.А. Шахрисябз при Тимуре и Улугбеке, с. 40—50.
374. Символическое изображение льва на фоне солнца, о наличии которого на дворце Ак-Сарай в Кеше сообщает Клавихо, появилось в глубокой древности. В средневековом мусульманском мире это изображение становится особенно популярным с XIII в., после того как его стали чеканить на монетах сельджукидского султана Малой Азии Гийас ад-дина Кайхусрау II (1237—1246). Позже данный геральдический символ в разных вариантах повторяется на монетах ильханов Газан-хана (1295-1304), Ульджейту (1304—1317) и Абу Сайда (1317—1335), некоторых золотоордынских ханов и других правителей. Изображение льва в сочетании с лучистым солнечным диском получает наиболее широкое распространение в Иране в XVI—XVIII вв., а в начале XIX в. на его основе создается иранский государственный герб. См.: Ромаскевич А.А. Изваяния и изображения львов в Иране. — Иранское искусство и археология. III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Доклады. М.—Л., 1939, с. 212—213; Lane-Pool S. Catalogue of the Oriental Coins in the British Museum. Vol. 8. L., 1877, pi. 1, N 36; Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, c. 357; Spuler B. Die Mongolen in Iran. В., 1955, с. 292; Talbot-Rice Т. The Seljuks in Asia Minor. L., 1961, с. 92.
375. Объяснение Клавихо тамги Тимура полностью соответствует воззрениям античности, по которым обитаемый мир — Ойкумена — состоял из трех соединенных между собой частей света: Европы, Азии, Африки, по периферии омываемых Внешним океаном. По этой причине вполне допустимой считалась идея овладения миром, что на практике пытался осуществить Александр Македонский и позже римляне, также претендовавшие на мировое господство. Следовательно, до эпохи великих географических открытий (конец XV в.) мы можем говорить о сильном влиянии античных воззрений и на средневековых европейских путешественников, пример чему и являет собой в данном случае объяснение испанского посла.
376. Ибн Арабшах (II, 782) также называет три кружка, но в иной позиции —
Тамга Тимура на монетах его чекана чаще бывает с одним кольцом вверху; на 21 теньге Ташкентского клада (открыт в 1965 г.) одно кольцо вверху имели 14 экземпляров. До Тимура такой же знак использовали Караханиды (XII в.); в Узгенде аналогичная тамга из трех колец имеется на монетах Хулагуида Аргуна (1284—1291), чеканенных в Мерве (Массой М.Е. К истории монетного чекана, с. 57). Абу Сайд (1451—1469), правнук Тимура от его сына Мираншаха, продолжил эту традицию. См.: Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии, с. 183; El2, vol. l, c. 111—112.
377. В.В. Бартольд строительство дворца Ак-Сарай в Кеше связывает с удачным окончанием похода на Хорезм, где были захвачены в плен мастера. См. примеч. 373.
378. Как известно, отец Тимура Тарагай был из отюреченного монгольского рода барлас, владевшего долиной Кашкадарьи, т.е. Кешем и Несефом (Карши). Главой рода и владетелем Кеша был не Тарагай, а Хаджи. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 38—39.
379. Тюркизированные кочевники в Мавераннахре и в XV в. называли себя «чагатаями», хотя давно уже не было династии, происходившей от Чагатая, второго сына Чингис-хана. См.: Бартольд В.В. Чагатай-хан. — Сочинения Т. 2. Ч. 2. М. 1964, с. 540.
380. Омар Тобар и Каладай-бек — неизвестные лица времени Тимура.
381. Это свидетельство о молодости Тимура отсутствует в официальной историографии, но оно, видимо, бытовало в устной традиции. Версия, сообщаемая Клавихо, близка к рассказу Никоновской летописи (Русская летопись по Никонову списку, изданная под смотрением Имп. Академии наук. Ч. 4. СПб., 1788, с. 246—247). В.В. Бартольд считает, что официальная историография преднамеренно умалчивает о годах юности Тимура, так как, подобно Чингис-хану, он начинал свою деятельность как атаман шайки разбойников в смутное для Мавераннахра время после смерти эмира Казагана в 1358 г. См.: Якубовский А.Ю. Тимур, с. 54; Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 37—38; Строева Л.В. Возникновение государства Тимура. — Ученые записки Ленинградского университета. Серия востоковедческих наук. 1952, вып. 3. с. 69 и сл.; Кикнадзе Р.К. Некоторые сведения грузинских источников о Тимуре. — Грузинское источниковедение. Вып. 3. Тб., 1971, с. 196—205; Тер-Мкртичян Л.Х. Армянские источники о Средней Азии (VIII—XVIII вв.). М., 1985, с. 81, 87.
382. См. примеч. 245.
383. Укрепление эмиром Хусейном крепости Балха явилось поводом для осады этого города Тимуром, который разрушил город и цитадель и при посредстве правителя Хутталяна Кайхусрау убил внука хана Казагана. См.: Бартольд В.В. История Туркестана, с. 152—153; он же. Улугбек и его время, с. 42; Якубовский А.Ю. Тимур, с. 58.
384. Каньо — «Биби-Ханым», дочь хана Казана, бывшая жена эмира Хусейна. Звали ее Сарай-Мульк-ханум. Как ханская дочь, она считалась старшей женой Тимура. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 47.
385. Герат был взят Тимуром в 1381 г., династия правителей низложена в 1388 г. После этого Герат стал местом пребывания правивших Хорасаном сыновей Тимура, вначале Мираншаха, а с 1397 г. — Шахруха. В его наместничество входили кроме Хорасана Систан и Мазандаран.В 1389 г. в Самарканде Мираншахом был убит последний потомок династии гератских Куртов. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 55; он же. Мир Али-Шир и политическая жизнь. — Сочинения. Т. 2. Ч. 2., М., 1964, с. 206 и сл.
386. Видимо, имеется в виду эмир Джеханшах, атабек (воспитатель) Омара, внука Тимура, принявший активное участие в индийском походе и в походе в Закавказье·. См.: Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 102, 104 и сл.; Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 2. с. 120—125 (из «Книги побед» Низам ад-дина Шами); Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 57.
387. По смыслу речь идет о Чингис-хане. См.: Срезневский И.И. Клавихо. Дневник путешествия ко двору Тимура, с. 397.
388. Из приведенных Клавихо имен сыновей-наследников Чингис-хана верно дано только имя второго сына — Чагатая, владетеля улуса от Уйгурии до Самарканда и Бухары и от Южного Алтая до Амударьи. В действительности трех других сыновей Чингис-хана звали: старшего — Джучн, третьего — Угэдей и младшего — Тулуй. См.: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 2, с. 13 (сведения из сочинения персидского автора Джузджани «Насировы разряды», 1.260 г.); Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья, с. 59.
389. Клавихо несколько путает события: Чагатай, второй сын Чингис-хана, умер в 1242 г. естественной смертью. Уже после него земли, составлявшие его улус, перешли в руки золотордынского хана Бату. Позже при Мунке (1251— 1259) его брат Хулагу совершил поход на Иран, а в Чагатайском улусе власть перешла к откупщику Масудбеку. Но после смерти Мунке (1259 г.), используя вражду его сыновей за власть, внук Чагатая Алгуй восстановил свою власть в улусе, в Мавераннахре же правил по-прежнему до 1289 г. откупщик Масудбек. См.: Бартольд В.В. Чагатай-хан, с. 538 и сл.; Якубовский А.Ю. Тимур, с. 48.
390. «Прекрасный сад» — Баг-и Джехан-Нума («Сад Зеркало мира») на пути к Шахрисябзу, у селения Кара-Тепе, в 24 км к югу от Самарканда. М.Е. Массоном установлено, что этот сад единственный посаженный вновь, для остальных использовались уже ранее культивированные под сад участки. См. : Абу Тахир Ходжа. «Самария», описание древностей и мусульманских святынь Самарканда. Пер. В.Л. Вяткина. — Справочная книжка Самаркандской области, 1898. Вып. 6. Самарканд, 1899, с. 227, примеч. 25; Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии в эпоху Тимура и Тимуридов. — Труды Среднеазиатского университета. Новая серия. Таш., 1951, вып. 23, кн. 4, с. 150.
391.
Придворно-аристократнческие запросы того
времени нашли яркое выражение в строительстве
загородных дворцов и павильонов, которые
обязательно композиционно были связаны с садом.
В основе этих построек лежал многовековой опыт
земледельцев, получивший в это время уже
некоторое научное обобщение, примером чего может
служить персидский трактат по агротехнике конца
XIII в. См.: Пугаченкова Г.А. Архитектурные
памятники Мавераннахра эпохи Улугбека. — Из
истории эпохи Улугбека. Таш., 1965, с. 232 и сл.; она
же. Садово-парковое искусство Средней Азии, с.
144; Петрушевский И.П. Земледелие и
аграрные отношения в Иране XIII—XIV вв. М.—Л., 1960, с. 23
и сл.
392. Искаженное Гюль-Баг («Сад Роз»). Возможно, речь идет о дворце Тимура Тахта-Карача, построенном в 1398 г. и окруженном огромным садом, для орошения которого был использован горный ручей, стекавший с перевала между Самаркандом и Шахрисябзом (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 61). При организации загородных садов использовался принцип чарбаг — правильный контур (квадратный или прямоугольный), наличие центральной аллеи, а иногда и второй, лежащей на поперечной оси, добавочные аллеи, четырехугольные площадки. В глубине обычно располагался имарат (дом владельца) с открытой площадкой и водоемом перед ним. Вода была необходимым элементом планировки сада; прямые арыки рассекали его, в разных местах устраивались пруды различной формы — квадратные, многогранные, фестончатые. Для возвышенного рельефа был разработан особый тип террасного сада. См.: Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии, с. 179—181.
393. В. В. Бартольд замечает, что среди внуков Тимура, присутствовавших при приеме испанских и китайских послов осенью 1404 г., находился десятилетний Улугбек (Бартольд В. В. Улугбек и его время, с. 66). Б.А. Ахмедов предполагает, что кроме Улугбека на приеме послов были Ибрахим-Султан и Мухаммед Джехангир, правнук Тимура, сын Мухаммед-Султана. См.: Ахмедов Б.Л. Улугбек и политическая жизнь Мавераннахра XV в., с. 13.
394. Возможно, имеется в виду любимый внук Тимура Халиль-Султан (род. В 1384 г.), сын Мираншаха и Севин-бек, внучки хана Узбека (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 73; он же. Халиль-Султан, с. 533).
395. Эмир Шах-Мелих —
высокопоставленный вельможа, в походах
находился при знамени Тимура. Гийас ад-дин Али
называет Шах-Мелика «туваджием» (см. примеч. 342).
После смерти Тимура Шах-Мелик был опекуном
Улугбека до 1411 г. В год смерти Тимура он был одним
из начальников армии, стоявшей в Отраре и
поклявшейся исполнить волю Тимура — передать
власть царевичу Пир-Мухаммеду. В 1413 г. Шахрух
назначил Шах-Мелика наместником Хорезма, в этой
должности он и был вплоть до своей смерти в 1426 г.
См.: Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в
Индию, с. 91; Бартольд В.В. Улугбек и его время,
с. 71, 75; он же. Сведения об Аральском море и
низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., с.
65; Ахмедов Б.А. Улугбек и политическая жизнь
Мавераннахра XV в., с. 13.
396. Скорее всего это эмир Бурундук, военачальник армии Тимура, позже выступивший в качестве начальника авангарда в войске Халиль-Султана. Один из скромных западных мавзолеев ансамбля Шах-и Зинда, по преданию, связывается с именем эмира Бурундука, который якобы был там погребен в начале XV в. См.: Бартольд В. В. Улугбек и его время, с. 74, 76; Немцова Н.Б. Малоизученный мавзолей из ансамбля Шахи-Зинда. — Общественные науки в Узбекистане. 1969, N 8—9, с. 43; Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Таш., 1958, с. 113.
397. Эмир Шейх Hyp ад-дин, сын эмира Сарыкбуга, был утвержден в должности даруги в области Фарса, командовал кавалерией в индийском походе. Был одним из начальников армии, стоявшей в Отраре и готовящейся к походу на Китай. См.: Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 70; Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 72; Ахмедов Б.А. Улугбек и политическая жизнь Мавераннахра XV в., с. 13.
398. Несмотря на свой возраст—Тимуру шел 69-й год, — он деятельно готовился к китайскому походу. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 71; Якубовский А.Ю. Тимур, с. 73.
399. Не исключено, что имеется в виду Чингисид Султан-Махмуд-хаи (1388—1402), от имени которого и после его смерти Тимур чеканил монету. Но в 1404 г., когда испанское посольство достигло Средней Азии, подставного хана уже не было в живых. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 48; Якубовский А.Ю. Тимур, с. 71.
400. По мусульманским понятиям, франки — это люди из европейских христианских стран, прежде всего из Франции и итальянских государств. См.: Бартольд В.В. Арабские известия о русах. — Сочинения. Т. 2. Ч. 1. М., 1963, с. 817; Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. с. 436; Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение, с. 87, 90; Скржинская Б.Ч. Барбаро и Контарини о России, с. 117, 196.
401. В.В. Бартольд полагает, что имя китайского императора «Чуйскан» (Чай-скан) является искаженной формой от Токузхан (Шереф ад-дин Йеэди, II, 428), означающей «царь девяти царств». Официальная историография ничего не сообщает об этом (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 68). Лэ Стрэндж, напротив, считает, что «тангуз» по-чагатайски значит «свинья». Он также предполагает, что «Чуйскан» Клавихо передает имя императора Чжу Юань-чжана (1368—1398), основателя династии Мин. См.: Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 358.
402. В 1395 г. к Тимуру прибыло первое китайское посольство. Оно было принято только в конце 1397 г. во время зимовки Тимура на Сырдарье. Официальная историография больше ничего об этом не сообщает. По китайским сведениям, посольство было задержано, так как шел спор о дани. Имена послов были Ань Чжи-дао и Го Цэи. Посольство было отпущено на родину только после смерти Тимура в 1405 г. Таким образом, Клавихо подтверждает свидетельство китайских источников о недружелюбных действиях эмира Средней Азии по отношению к китайским послам. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 67 и сл.
403. См. примеч. 401.
404. См. примеч. 384.
405. Баг-и Дилькуша («Сад, пленяющий сердце») считался «ближним», так как находился в 6 км к востоку от Самарканда в местности Хан-Чабаг близ селения Урта-Пулатчи. Начал создаваться в 1396 г., но и в 1399 г. во дворце сада продолжались отделочные работы, так как там были картины, отражающие поход Тимура в Индию (Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 187, примеч. 77; Абу Тахир Ходжа. «Самария», примеч. 25, с. 227). В сочинении «Мальфузати эмир Тимур» от имени Тимура повествуется о строительстве дворца и разбивке парка Баг-и Дилькуша под Самаркандом: «Я приказал привести придворных архитекторов и строителей, собранных из благословенного царства моего. Сообща они выработали план лужаек и аллей и занялись устройством сада, стен и того очень высокого дворца, который я приказал возвести в середине сада» (Якубовский А.Ю. Мастера Ирана и Средней Азии при Тимуре. — Иранское искусство и археология. III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Доклады. М.—Л., 1939, с. 279). Для сада Баг-и Дилькуша было объединено двенадцать уже существующих садов, у которых, видимо, просто снесли ограды и посадки которых соподчинили плану. См.: Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии, с. 147—150; Муминов И.М. Об исторических условиях развития искусства Средней Азии эпохи Тимуридов. — Общественные науки в Узбекистане. 1969, N 8—9, с. 3.
406. Баг-и Чинар («Чинаровый сад») находился к югу от города. Он располагался на правой стороне арыка Сиаб за стеной, окружавшей пригороды столицы. См.: Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 188, примеч. 81; Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии, с. 147.
407. Шереф ад-дин Йезди (IV, 24) говорит о роскошном загородном дворце и саде, не приводя его названия. Сад «Багино», т.е. Баг-и Hay («Новый сад»), — один из последних садов Тимура. Сад был разбит в 1404 г. и примыкал к западной стене хисара, но отделялся от нее рвом и дорогой. Сады Баг-и Дилькуша и Баг-и Hay в плане образуют прямоугольник размером 1500 х 1500 гязов (Шереф ад-дин Йезди, II, 223; IV, 179), т.е. 1000X1000 м. См.: Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии, с. 150.
408. Серебряная теньга Тимура при диаметре 2,3—3 см имела вес в пределах 5,8—6 г, т.е. соответствовала государственному стандарту около 1390 г. В разные периоды теньга имела разную ценность, но чаще всего равнялась 5—6 медным динарам. По свидетельству Клавихо (л. 56а), теньга соответствовала двум испанским серебряным реалам. См.: Массон М.Е. Исторический этюд по нумизматике Джагатаидев. — Труды Среднеазиатского университета. Археология Средней Азии. Таш., 1957, вып. 61, кн. 4, с. 43; Петрушевский И. П. Комментарий географический и исторический, с. 231; Чехович О.Д. К вопросу о грамотах Ходжи Ахрара. — Исторические записки. М., 1949, т. 29, с. 236—243; Давидович Е.А. Материалы для характеристики денежной реформы Улугбека. — Улугбек и его время. Сборник статей. Таш., 1965, с. 281.
409. Клавихо описывает сад Давлат-Абад («Благоустроенный счастьем»), развитый близ Самарканда в селении Даргот ко дню возвращения эмира Тимура из индийского похода в 1399 г. См.: Абу Тахир Ходжа. «Самария», с. 227, примеч. 25; Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии, с. 147, 160; Гийасад дин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 187, примеч. 75.
410. Достопримечательностью Самарканда со времен Тимура считался Канигиль, большой пустырь у северо-восточного склона Афрасиаба, вдоль арыка Абя-Рахмат. Здесь часто устраивались пиры и отмечались городские торжества с участием всех слоев населения — от приближенных эмира до купцов и ремесленников (Пугаченкова Г. А. Садово-парковое искусство Средней Азии, с. 146—147).
411. В.В. Бартольд считал, что речь идет о медресе Сарай-Мулыс-ханум — Биби-Ханым. А если под «входом в город» подразумевать ворота Ахании (Железные), то находящийся вблизи них мавзолей Биби-Ханым и является той «усыпальницей», о которой сообщает Клавихо. Шереф ад-дин Йезди указывал на это медресе, как «противостоящее мечети». См.: Бартольд В.В. О погребении Тимура, с. 442; Захидов П.Ш. Мавзолей Биби-Ханым. — Архитектурное наследие Узбекистана Таш., 1960, с. 71.
412. Ле Стрэндж высказывает предположение, что речь идет о приеме послов из какой-то части Китайской империи, а возможно, и из России. См.: Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 235.
413. Как отмечает В.В. Бартольд, «кроме потомков самого Тимура, сейиды были в его государстве, может быть, единственными людьми, жизнь которых считалась неприкосновенной» (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 45).
414. Легкая флорентийская тафта.
415. Соколов было три, а далее говорится только о двух.
416. Кичик-Ханум («младшая госпожа») — дочь монгольского хана Хизр-Ходжи Тукель-ханум, на которой Тимур женился в 1397 г. Она считалась его второй женой. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 48; он же. Очерк истории Семиречья, с. 84.
417. Неясность текста, так как ранее говорится, что все блюда были покрыты шелковой тканью.
418. См. примеч. 317.
419. Имеется в виду кумыс (Потапов Л.П. Древний обычай, отражающий первобытнообщинный быт кочевников. — Тюркологический сборник. Отделение литературы и языка АН СССР. М.—Л., 1951, т. 1, с. 164 и сл.).
420. См. примеч. 320. В 1403 г. из кавказских областей был создан удел для сына Мираншаха Халиль-Султана (любимого внука Тимура), который так и не вступил во владение им, так как сопровождал Тимура в походе на Китай, а после его смерти овладел Самаркандом. См.: Бартольд В.В. Краткий обзор истории Азербайджана. — Сочинения. Т. 2. Ч. 1. М., 1963, с. 780.
421. Ходжа Махмуд Давуд был одним из двух министров, управлявших государством во время отсутствия Тимура в столице. За злоупотребления при строительстве соборной мечети Биби-Ханым Тимур приказал публично казнить на Канигиле двух вельмож (Ходжу Махмуда Давуда и Мухаммеда Джельда, наблюдавшего за строительством мечети). См.: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение, с. 471; Бартольд В.В. Биби-ханым. — Сочинения. Т. 4. М., 1966, с. 117; Пугаченкова Г.А. Восточная миниатюра как источник по истории архитектуры XV—XVI вв. — Архитектурное наследие Узбекистана. Таш., 1960, с. 116.
422. Скорее всего какой-то бурундуй — темник, так как эмир Бурундук позже сражался в войске Халиль-Султана (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 74 и сл.).
423. Пезант, как и реал, содержал 34 мараведи (Петрушевский Ф.И. Общая метрология, с. 294).
424. Мера жидкостей (cantara); неизвестно, чему равнялась в средние века, современная — 16,13 л.
425. Пир-Мухаммед, сын Джехангира, родился в 1376 г. В 1392 г. ему был пожалован «престол Махмуда Газневидского», т.е. области к юго-западу от Гиндукуша до Инда. Пир-Мухаммед был правителем Кундуза, Беглана, Кабула, Газны и Кандахара. См.: Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 57—58; Ахмедов Б.А. Улугбек и политическая жизнь Мавераннахра XV в., с. 8.
426. В начале 1398 г. Пир-Мухаммед повел свои войска в Юго-Восточный Афганистан и Индию, дошел до Мултана и осадил его. Видимо, он успеха не имел, так как Тимур поспешно выступил в поход. Война против гебров (зороастрийцев), язычников и еретиков была объявлена «священной». Предлогом для похода Тимура в Индию была терпимость султана Дели к идолопоклонству, но подлинной целью был грабеж. Очевидно, Тимур не собирался присоединять Индостан к своим владениям (Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 60; Синха Н., Банерджи А. История Индии. М., 1954, с. 184). Это не очень ясное свидетельство Клавихо о христианском правителе в Индии Ле Стрэндж считает отголоском широко бытовавшей легенды о попе Иоанне. См. примеч. 286 (Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 360).
427. Близ Дели Тимур появился в декабре 1398 г., разрушая все на своем пути. Накануне взятия города он отдал приказ об истреблении 100 тыс. пленных. Султан Насир ад-дин Махмуд-шах (1393—1413), представитель династии Туглукидов, оказал слабое сопротивление. Армия султана насчитывала 10 тыс. всадников, 40 тыс. пехоты и 120 слонов. 17 декабря это войско было разбито Тимуром, и Дели был взят на следующий день. Султан бежал в Гуджарат. В Дели к Тимуру присоединился Сайид Хизр-хан, который в 1395—1396 гг. был свергнут своим соперником с поста наместника Мултана. Хизр-хан овладел Дели только в 1414 г. и носил титул наместника. Не исключено, что он платил дань Шахруху. См.: Гийасад дин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 76 и сл.; Синха Н., Банерджи А. История Индии, с. 183—184, 186, 430.
428. Автор употребляет два слова со значением «слон» — elefant и marfil. Второе в современном языке означает «слоновая кость».
429. У Клавихо не совсем четкое представление о географии описываемых мест.
430. В 1403 г. Пир-Мухаммед, сын Мираншаха, был возвращен в Шираз. Очевидно, его имеет в виду Клавихо, указывая, что его владения простирались до Ормуза (Бартольд В.В. Улугбек и его время, с. 57).
431. Ормуз (Гормес, Ормес). См. примеч. 301.
432. Клавихо ошибается, так как сражение Тимура с султаном Махмудом Делийским произошло за пять лет до прибытия испанского посольства в Самарканд. См.: Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию, с. 117; El2, vol. 4, с. 819.
433. Марко Поло сообщает о христианах в Индии — несторианах и якобитах (Книга Марко Поло, с. 58). Несториане — последователи восточнохристианского вероучения, основателем которого был константинопольский патриарх Несторий (ум. в 450 г., отлучен от церкви на вселенском Эфесском соборе 431 г.). Он учил, что Христос был человеком, ставшим богом. Якобиты — последователи ветви восточнохристианского вероучения монофизитов (отлученные от церкви на вселенском Халхидонском соборе 451 г.). Якобиты (монофизиты различных толков) в средние века были в Западной Азии и приморских областях Южной Индии и назывались там фомистами. Афанасий Никитин насчитал в Индии 84 веры, но далее его объяснение указывает скорее на кастовые различия индийских племен (Хожение за три моря Афанасия Никитина. М.—Л., 1958, с. 78). На Малабарском берегу Индостана жили индийские христиане (несториане и монофизиты), которые совершали паломничество на Цейлон к горе Пик Адама (2262 м), куда, по преданию, ступила нога первочеловека после изгнания из рая (Магидович И. П. Комментарий к «Книге Марко Поло», с. 253, примеч. 3; Петрушевский И. П. Комментарий географический и исторический, с. 227). Ле Стрэндж считает, что свидетельство Клавихо о христианстве в Индии — отголосок все той же, легенды о попе Иоанне (Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 360).
434. Для Индии XV в. характерно широкое распространение брахманизма, которое между VIII и XI вв. вытеснило буддизм. Очевидно, в это время христианство было еще менее распространено, чем прежде. См.: Петрушевский И.П. Комментарий географический и исторический, с. 175.
435. См. примеч. 416.
436. Сарай-Мульк-ханум — старшая жена Тимура, дочь последнего Чингисида хана Казана, который перенес свою ставку в Мавераннахр. Чагатайский улус охватывал земли от Уйгурии до Самарканда и Бухары и от Южного Алтая до Амударьи. Следовательно, утверждение Клавихо о владении «всей Персией» и даже Дамаском в Сирии — неверно; оно явно выражает неясные географические представления автора. См.: Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья, с. 54; Якубовский А.Ю. Тимур, с. 52. Клавихо ошибается: Тукель-ханум — младшая жена Тимура (см. при меч. 416). Автор ее путает с другой женой Тимура — Туман-ara, которой, так же как и старшей Сарай-Мульк-ханум, было поручено воспитание наследников. Туман-ага была дочерью эмира Мусы и племянницей Сарай-Мульк-ханум. См.: Бартольд В В. Улугбек и его время, с. 54, 64, 85, 87, 94, 95; Греков Б. Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение, с. 363.
438. Скорее всего Андераб, город в Афганистане, расположенный у главного хребта Гнндукуша. См.: Minorsky Л. Andarab. — EI2, vol. 1, с. 504; Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана, с. 50. Возможно, что речь идет о каком-то неверно понятом сообщении.
439. Шереф ад-дин Йезди (I, 124—125, 298; II, 425) кроме двух жен Тимура — старшей (Сарай-Мульк-ханум) и младшей (Тукель-ханум) — называет еще Чолпан-Мульк, дочь Хаджи-бека, и Туман-ara, дочь эмира Мусы. Что капается имен остальных жен, то можно высказать разные предположения, так как в передаче Клавихо они неясны. См.: Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, с. 360.